Научная статья на тему 'Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста'

Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1761
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ / СКОРОЧТЕНИЕ / СКОРОСТЬ / ПОНИМАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА / DYNAMIC READING / HIGH-SPEED READING / SPEED / UNDERSTANDING / TECHNICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Вера Николаевна

Рассматривается использование динамического чтения как способа оперативного извлечения информации из текста в условиях экономии времени в учебном процессе на старшем этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is regarded the use of dynamic reading as the way of finding efficient information in a text in the conditions of time saving at the senior stage of the educational process.

Текст научной работы на тему «Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста»

- исполнение, собственно звуковая реализация художественного образа.

В фортепианных классах развитие и формирование интонационно-аналитических умений и навыков приобретают неоценимое значение в развитии личности ребенка. Интонационный анализ наполнен антропологическим содержанием, ведь за интонацией всегда стоит человек. Ребенок живет духовной жизнью в музыке, принимает и пропускает через свой внутренний мир жизнь лирического героя, с которым отождествляет себя и вступает в диалог. Как справедливо замечает В.В. Медушев-ский, «интонация - ключ к человеку в художественном мире музыке» [3, с. 172].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что интонационный анализ приближает к познанию сути музыкального произведения, способствует созданию благоприятных условий для духовно-творческого развития ученика. Такой процесс предполагает диалог-общение, в ходе которого происходит объединение ребенка с духовным миром лирического героя. Следовательно, сама интонационная природа музыки говорит нам о необходимости применения интонационного анализа в обучении пианистов.

литература

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1963. Кн. 1 - 2.

2. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 039700 «Музыкальное образование». М. : ВЛАДОС, 2005.

3. Медушевский В. Интонационная форма музыки : исследование. М. : Композитор, 1993.

Music analysis in piano class: intonation approach

There is substantiated the methodological approach to music analysis from the positions of the intonation theory. There is stated that the intonation music analysis favours the development of spiritual comprehension and cognition ofperson’s world by means of music arts and oriented at the performer’s interpretation of the intonation process.

Key words: intonation, intoning, intonation analysis.

В.н. коваленко

(Волгоград)

специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста

Рассматривается использование динамического чтения как способа оперативного извлечения информации из текста в условиях экономии времени в учебном процессе на старшем этапе обучения.

Ключевые слова: динамическое чтение, скорочтение, скорость, понимание, техническая сторона.

В настоящее время условия обучения китайскому языку студентов-китаистов на старшем этапе в высшей школе можно оценить как сложные. На пятом курсе продолжительность обучения иностранному языку составляет два семестра с общим количеством 90 аудиторных часов. На данном этапе обучения студентам необходимо научиться читать аутентичные или максимально приближенные к ним тексты, но в заданных условиях сделать это на коммуникативно-достаточном уровне не представляется возможным. В силу того, что в учебном процессе работа с каждым текстом строго ограничена временными рамками, встает вопрос об экономии времени и, следовательно, об использовании быстрых видов чтения. таким образом, необходимо повысить скорость чтения, сохранив при этом уровень понимания текста. Целью обучения чтению на старшем этапе можно считать оперативное извлечение информации для ее дальнейшего использования в речи.

На практике зачастую используются приемы и методы извлечения из текста информации без учета временного фактора, что снижает качество и продуктивность чтения. Вопросы обучения чтению являются актуальными не только в отечественной, но и в зарубежной методике. В течение нескольких десятилетий обучение чтению основывалось на использовании видов чтения, предложенных С.К. Фо-ломкиной, - просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового [6]. В данной классификации можно выделить быстрое и небыстрое чтение. К быстрым видам чтения можно отнести ознакомительное, поисковое и просмотровое. Как видно из названия, в быстрых видах чтения скорость является основной со-

© Коваленко В.Н., 2012

ставляющей, а извлечение информации может сводиться к поиску одного единственного слова. К небыстрым видам чтения относится изучающее чтение, в котором главным является полное извлечение информации из текста, для чего может использоваться перечитывание отдельных его частей. Следовательно, скорость чтения не является в данном виде чтения основным требованием.

Выделяют также следующие виды чтения: синтетическое и аналитическое, чтение со снятыми трудностями и без снятых трудностей, подготовленное и неподготовленное, переводное и беспереводное, классное и домашнее, чтение со словарем и без словаря, чтение вслух и про себя, хоровое и индивидуальное и т.д. Некоторые авторы существование этих видов чтения подвергают сомнению, говоря о том, что это все не самостоятельные виды чтения, а лишь этапы работы над текстом.

Н.В. Барышников утверждает, что существует универсальное умение читать и дальнейшее его деление на виды искусственно; уровень владения качественными и количественными параметрами умения читать можно определить у каждого учащегося индивидуально [1].

Однако, по нашему мнению, деление на быстрые и небыстрые виды чтения все же объективно существует. Как мы уже отметили, для экономии времени на старшем этапе обучения иностранному языку целесообразнее использовать быстрые виды чтения, которые нацелены на извлечение необходимого объема информации за минимальное количество времени. К такому виду чтения относят динамическое чтение. В теоретическом плане проблема обучения динамическому чтению изучена крайне слабо. В большинстве случаев его приравнивают к такому понятию, как «скорочтение».

Группа авторов методики скоростного восприятия и осмысления текста по ШАНС (шкале аналитического синтеза) в определение понятия «гибкое скорочтение» закладывают не только требование высокой скорости при извлечении информации, ее восприятии и запоминании, но и умение быстро схватывать суть чужой идеи, оценивать ее перспективность, принимать решение и выстраивать собственную позицию, чтобы выдвигать гипотезы, а также прогнозировать последствия предлагаемых решений [3].

А.В. Войнова, посвятив свое исследование проблеме обучения информативнодинамическому чтению в высшей технической школе, также не разводит понятия «ди-

намическое чтение» и «скорочтение». Она говорит, что «главным достоинством скорочтения является его беглость и продуктивность», а смысл информативно-динамического чтения заключается в «извлечении полной информации из текстов по специальности за минимальный отрезок времени» [2, с. 24, 5].

В китайской литературе по обучению китайскому языку также используется термин скоростное чтение. В книге «Психология речи» Пэн Даньлин определяет скоростное чтение как способ, при котором из текста оперативно извлекается полезная информация [7]. По мнению автора, скоростное чтение не только требует быстрого просмотра или прочтения текста, но и является активным творческим процессом, в котором внимание уделяется качеству понимания текста. таким образом, основная цель китайских пособий по скоростному чтению заключается в увеличении объема лексического запаса учащихся, повышении способности общего языкового понимания, расширении области знаний, укреплении чувства китайского языка.

Ян Ли, автор учебного пособия по тренировке скоростного чтения на китайском языке, называет скоростное чтение «способом повышения темпа чтения и коэффициента понимания» [8, с. 150]. В его пособии тренировка нацелена на то, чтобы учащиеся во время чтения эффективно перемещали взгляд по строкам и использовали различные способы понимания смысла отдельных слов и текста в целом.

Можно ли утверждать, что динамическое чтение и скорочтение тождественны? Все китайские учебники по скоростному чтению нацелены на старший этап изучения китайского языка, что свидетельствует о том, что к этому времени должна быть высокая степень сфор-мированности технических навыков чтения, это так называемая база для повышения скорости чтения и, следовательно, его эффективности. По нашему мнению, следует разграничить понятия динамического и скоростного чтения.

Говоря о начальном этапе обучения чтению, нужно отметить, что на этом этапе внимание уделяется в первую очередь технической стороне, смысл прочитанного текста играет второстепенную роль. Для преподавателя на данном этапе главное - повысить технику чтения, научить читать быстро, управлять речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами. На этом этапе на первом месте стоит и чтение вслух, с выражением, с соблюдением правильного интонационного оформления. Зачастую тексты, на которых проходит

тренировка чтения, лишены какого-либо глубокого смысла, что не мешает реализации поставленной цели. таким образом, начальный этап обучения чтению предполагает использование быстрого, беглого чтения, скорочтения, в основе которых лежит скорость, формирование технической, а не смысловой стороны чтения как вида речевой деятельности.

Учебные программы на старшем этапе обучения характеризуются большим объемом информации и минимумом времени на ее усвоение. Этого времени хватает только на механическое прочтение, усвоить смысл прочитанного не всегда удается. таким образом, вопрос о рациональной работе с текстами, как мы уже упоминали, выходит на первый план. На старшем этапе обучения в процессе чтения должны автоматически решаться две задачи:

1) концентрация внимания на навыках, которые обеспечивают рецептивную сторону чтения (техническая сторона);

2) одновременное решение смысловых задач с целью понимания, осмысления и переработки информации (смысловая сторона).

Следует отметить, что решение этих двух задач на старшем этапе должно быть наименее затратным по времени. Если это условие будет в полной мере выполнено, то целесообразно говорить о динамическом чтении как об эффективном, зрелом чтении, которое можно охарактеризовать следующим образом.

1. Старший этап изучения иностранных языков предполагает значительный запас слов и владение основными грамматическими структурами, которыми может быть образован текст, поэтому динамическое чтение исключает подробные лексико-грамматические комментарии к тексту. Внимание чтеца сосредоточено на содержании текста, а не на его форме.

2. Навыки, связанные с технической стороной чтения, доведены до автоматизма, поэтому все усилия чтеца сосредоточены на смысловой переработке текста.

3. На старшем этапе чтец владеет разными видами чтения и варьирует скорость чтения в зависимости от вида чтения. Уровень понимания текста достаточно высокий, поэтому чтение протекает в быстром темпе.

4. Единицами восприятия текста являются не отдельные слова, а словосочетания, предложения или целые абзацы.

5. Зрительное восприятие слова всегда сопровождается проговариванием, но на старшем этапе оно осуществляется про себя и носит свернутый характер.

таким образом, можно сказать, что динамическое чтение - это вид чтения, нацеленный

на получение необходимого объема информации на максимальной скорости за наименьшее количество времени. Следует обратить внимание на слово необходимого, поскольку динамическое чтение не предполагает полного понимания текста, а допускает частичную потерю информации, т.к. любой текст содержит избыточные сведения. Кроме того, динамическое чтение ориентировано на опытного чтеца, который сможет в процессе чтения понять смысл текста, отделить главное от второстепенного. Можно также сказать, что динамическое чтение - чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий, которое предполагает, что студенты быстро выбирают из текста ключевые слова, одновременно связывая их в мысли, т.е. двух- или трехчленные предложения. Можно сделать вывод о том, что для старшего этапа обучения динамическое чтение является универсальным видом чтения, т.к. в зависимости от коммуникативной задачи включает в себя элементы традиционных видов чтения, выделенных С.К. Фоломкиной.

таким образом, понятию «динамическое чтение» больше соответствует определение зрелого чтения, трактуемое А.В. Войновой как «чтение, которое характеризуется высокой беглостью чтения, высокой скоростью, соответствующей, однако, цели чтения и типу текста, отсутствием внутреннего проговаривания, отличается высокой степенью понимания, положительным эмоциональным настроем на чтение, сопровождается наименьшей затратой сил чтеца и в конечном итоге характеризуется высокой продуктивностью (эффективностью) чтения» [2, с. 33-34].

Во всех определениях динамического или скоростного чтения говорится о двух составляющих: о скорости и понимании. Более того, наличие обоих компонентов является обязательным для данного вида чтения. Повышение скорости без увеличения уровня понимания прочитанного не имеет смысла. Соотношение скорости чтения и уровня понимания было подробно изучено в исследовании

В. Коккоты и И.А. Раппопорта. Они установили, что эти два явления взаимозависимы, они связаны криволинейной зависимостью [5]: до определенного момента увеличение скорости чтения ведет к повышению уровня понимания, после прохождения критической точки, которая, по мнению З.И. Клычниковой, у каждого чтеца своя, рост скорости ведет к снижению качества понимания. Под скоростью чтения понимают количество слов, прочитанных за минуту.

Ввиду того что скорость является неотъемлемым компонентом динамического чтения, при обучении ему студентов следует учитывать факторы, влияющие на скорость чтения. Как отмечает З.И. Клычникова, на скорость чтения влияют субъективные и объективные факторы. К первым она относит интеллектуальный уровень читающего, скорость его мыслительных процессов, скорость вероятностного прогнозирования, установку на точность и полноту понимания текста, ко вторым - трудности материала, связанные с особенностями напечатанного или рукописного текста, функционирование зрительноартикуляционного аппарата [4].

Ян Ли выделяет две группы факторов, влияющих на скорость чтения, и, следовательно, на понимание текста: первая группа заключается в содержании чтения, вторая группа - в самом читающем. Итак, к первой группе относятся количество иероглифов в тексте, сложность темы, сложность языковых единиц, время, отводимое на чтение, сложность контроля, особенности изучаемого языка и т.д. Во вторую группу входят уровень владения иностранным языком, лексический запас, наличие знаний по теме текста, понимание структуры и содержания текста, наличие опыта чтения на иностранном языке, скорость чтения на родном языке, отношение к учебе и т.д.

Все эти факторы необходимо учитывать при обучении динамическому чтению. Кроме того, следует учитывать психологические изъяны, с которыми можно столкнуться при динамическом чтении. Об этом говорится в работах А.В. Войновой, Ян Ли, Н.Л. Мышкиной и других авторов методики скоростного восприятия и осмысления текста по ШАНС. Итак, к этим «вредным привычкам» относят [3, с. 59]:

- внутреннее проговаривание и артикуляцию (сказывается на скорости чтения);

- регрессию глаз в процессе чтения (ведет к резкому снижению скорости чтения);

- узость поля зрения, т.е. размер единицы восприятия текста (затрудняет более глубокое и точное понимание прочитанного);

- рассеянность внимания (приводит к механическому чтению, что вызывает необходимость возвращаться к тому, что уже прочитано);

- отсутствие комплекса стратегий чтения.

Процесс обучения динамическому чтению предполагает набор приемов, позволяющих избавиться от вышеперечисленных недостатков, замедляющих скорость чтения и снижающих уровень понимания прочитанного. В

идеале динамическое чтение на старшем этапе обучения должно представлять собой чтение, которое дает возможность видеть всю графическую информацию на странице, прочитывать весь текст. А.В. Войнова сравнивает динамическое чтение с рассматриванием картины, при котором слова воспринимаются как целые образы, что для китайского языка является наиболее актуальным, т.к. слова записываются в иероглифах, заключающих в себе образ, картинку, связанную со значением слова. Таким образом, при обучении чтению на старшем этапе именно динамическое чтение ввиду его особенностей может стать способом, облегчающим студентам процесс извлечения информации из текста.

литература

1. Барышников Н.В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы. М. : Просвещение, 1992.

2. Войнова А.В. Обучение информативнодинамическому чтению в высшей технической школе: на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3. Гибкое скорочтение - ваш ШАНС. Путь к творчеству и профессионализму в чтении (с текстами для тренировки) / Н.Л. Мышкина, Л.В. Куш-нина, И.В. Беляева [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АСТ: Восток - Запад, 2006.

4. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке : пособие для учителя. М., 1983.

5. Коккота В., Раппопорт И.А. О некоторых коррелятах скорости чтения // Проблемы повышения эффективности обучения иностранным языкам. Таллин, 1983. С. 134-148.

6. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1974.

7. ШШЩ. ЖМ:

1991.

8.

ШШ. Ш: 2009.

Specificity of dynamic reading as the means of finding information from a text

There is regarded the use of dynamic reading as the way of finding efficient information in a text in the conditions of time saving at the senior stage of the educational process.

Key words: dynamic reading, high-speed reading, speed, understanding, technical aspect.

12G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.