Научная статья на тему 'Специфика деятельности концертмейстера с вокалистами'

Специфика деятельности концертмейстера с вокалистами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцев О. В., Белкина Т. Н.

Несмотря на существование профессии концертмейстера на протяжении нескольких столетий, вопрос важности данной музыкантской деятельности и её довольно глубокая специфичность до сих пор остаются не до конца раскрытыми. В данной работе внимание уделено специфическим особенностям работы концертмейстера в классе вокального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности концертмейстера с вокалистами»

- выстраивание успешной коммуникации не только в стенах учебного заведения с субъектами образования, но и за его пределами с различными социальными субъектами, обладающими обучающими и воспитывающими ресурсами.

Анализируя вышесказанное нельзя не согласиться с тем, что эволюция общественной жизни, развитие экономики, политические проблемы настоятельно требуют и возвращают нас к необходимости опережающего развития образования и прежде всего - к созданию новой сельской школы. Сельская школа неразрывно связана с жизнедеятельностью села, и закономерно, что исследователи указывают на необходимость превращения сельской школы в «открытый социокультурный центр многогранного развития» [3, с. 231] не только личности ребенка, но и родительского, педагогического и предпринимательского сообщества сельского поселения.

Список литературы:

1. Девятков Н.П. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: дисс. ... к.н.н. -Омск, 1998.

2. Кликман И.З. Новая школа: от старой - к новой // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 37.

3. Котькова Г.Е. Сельская школа-социокультурный центр: особенности образования, традиции, трудности // Народное образование. - 2010. - № 1. -С. 231.

4. Куркин Е.Б. Школа для детей // Народное образование. - 2010. - № 1. -С. 24-25.

5. Макарена А.А. Методологические условия создания культуротворческой среды подготовки учителя: дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 1998.

6. Никитский М.В. Единое воспитательное пространство // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 227-228.

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ВОКАЛИСТАМИ

© Зайцев О.В.*, Белкина Т.Н.4

Детская школа искусств им. В.А. Гаврилина, г. Санкт-Петербург Детская школа искусств № 3, г. Санкт-Петербург

Несмотря на существование профессии концертмейстера на протяжении нескольких столетий, вопрос важности данной музыкантской деятельности и её довольно глубокая специфичность до сих пор оста-

* Концертмейстер Детской школы искусств им. В.А. Гаврилина.

* Преподаватель Детской школы искусств № 3.

ются не до конца раскрытыми. В данной работе внимание уделено специфическим особенностям работы концертмейстера в классе вокального мастерства.

Несмотря на бурно развивающиеся в последние годы направления в музыкальном образовании, потребность в грамотных специалистах классических дисциплин не претерпевает существенных изменений. Даже пианисты -исполнители джазовой и рок-музыки должны первоначально овладеть базовыми классическими навыками: концертмейстерство, аранжировка, знание гармонии, сольфеджио и теория музыки. Например, деятельность концертмейстера необходима в классе по всем специальностям (кроме пианистов), на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре, в хореографии, а также на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства).

К сожалению, даже само слово «концертмейстер» редко ассоциируется с понятиями «артист», «художник». Однако профессиональные компетенции концертмейстера в образовательном учреждении требуют серьёзного базового образования и наработанный годами опыт работы в триаде «педагог - концертмейстер - ученик».

Концертмейстерскую деятельность можно представить в трех аспектах:

- деятельность музыканта-пианиста, постоянно выступающего на концертной эстраде партнером солистов;

- деятельность пианиста, разучивающего партии с певцами в оперном театре;

- учебная дисциплина на фортепианных факультетах музыкальных учебных заведений.

До настоящего времени достаточно мало внимания уделялось особенностям работы концертмейстера в вокальном классе, рассмотрению специфики такой работы. В первую очередь следует принять во внимание то обстоятельство, что вокалисты используют особый, нерукотворный инструмент - голос.

Важным навыком концертмейстера является обучение вокалиста грамотно пропевать гласные. Ещё Шаляпин говорил, что гласные - душа пения, река, в то время как согласные - ее берега. Солист должен пропевать гласную до последнего момента, а примыкающую к ней согласную относить мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с согласной, но не кончаться ими. Стремясь к логическим точкам опоры, певец невольно объединяет звуки, ведет их к более важным в смысловом отношении нотам и словам. Другим аспектом деятельности концертмейстера является слежение за адекватной артикуляцией певца при исполнении вокальных произведений.

Концертмейстер в сотрудничестве с педагогом помогает певцу научиться правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения.

Безусловно, начинающему вокалисту важно научиться петь громко, однако ещё более важным является умение петь тихо, что, вопреки широко распространённому суждению, гораздо сложнее умения громкого пения. Начинающие вокалисты, порой, думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос. Шендерович Е.М. пишет о том, что для начинающего вокалиста пение piano представляет немалую сложность. С этим нюансом нужно обращаться осторожно: если и сбавлять силу звука, то немного, так как это часто приводит к мелкому дыханию, к пению «без опоры». Ученик еще не достаточно опытен, чтобы петь одновременно и на дыхании, и piano. Но относительное распределение звучания, безусловно, необходимо [5]. Следует объяснить ученику, как постепенно подходить к кульминации, как сложно не делать своё пение однообразным.

Ещё одной типичной ошибкой вокалистов, на которую должен обратить внимание концертмейстер, является пение последнего звука фразы или слова громко, не смягчая его, хотя это часто неударный слог, слабая доля. Также стоит уделять внимание и работе над произношением гласных, стараясь найти баланс между округлённым исполнением, лишённым индивидуальности, и плоским, характерным, скорее, для исполнения народных произведений, чем классических.

Выделяют несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом вокального сочинения [2]. Важнейшими из них являются:

- предварительно зрительное ознакомление с нотным текстом;

- музыкально-слуховое представление;

- первичный анализ произведения и проигрывание целиком с совмещением вокальной и фортепианной партий;

- отработка на фортепиано эпизодов с элементами различной степени трудности;

- выучивание своей партии и партии солиста;

- правильное определение темпа;

- нахождение выразительных средств и динамических нюансов;

- репетиционные исполнения;

- выступление на концерте.

Профессиональный концертмейстер должен обладать целым комплексом психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, быстрота реакции и способность оперативно принимать решения в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и стрессоустойчивость.

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различного возраста, уровня профессионализма, силы и тембра голоса.

В последнее время всё чаще внедряются нововведения, касающиеся, в первую очередь, технической работы со звуком и даже видео: записью и воспроизведением партии концертмейстера, удалённым исполнением партии фортепиано (например, при работе в разных странах при помощи конференц-связи, skype), однако стоит помнить, что никакие технические инновации не способны заменить живого профессионала, особенно в такой узкопрофессиональной сфере, как концертмейстерство.

Список литературы:

1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.: Музгиз, 1961. - 72 с.

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. - М.: Музыка, 2002. - 192 с.

3. Музыкальное исполнительство и современность: Сборник статей / Сост. М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1988. - 319 с.

4. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор / Пер. с англ.; предисловие В.Н. Ча-чавы. - М.: Радуга, 1987. - 432 с.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М., Музыка, 1996. - 207 с.

6. Юдин А. Секреты мастерства. Русская школа концертмейстерства. -СПб.: Невская нота, 2008. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.