Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / детское движение / детская организация / детское объединение / институциональная специфика / социокинетика / сбор / шефство / романтика / коллектив / education / children’s movement / children’s organization / children’s association / institutional specifics / sociokinetics / meeting / patronizing support / romance / collective

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Ковытева Алёна Александровна

Обращение к анализу институциональной специфики детского движения обосновано авторами современными задачами воспитания детей и молодежи с использованием возможностей и условий общественного детского объединения. Для выявления специфики детского движения как института воспитания использованы методы, с одной стороны, анализа понятийно-категориального аппарата специфической области педагогического знания — социокинетики, созданной исследователями детского движения на рубеже XX и XXI веков, и, с другой стороны, методы экстраполяции на детское движение как воспитательное пространство логики полисубъектной стратегии воспитания, которая отражает современное состояние российского воспитательного пространства, отличающегося высоким уровнем сформированности горизонтальных связей между всеми активными субъектами воспитательной деятельности. Характеристика институциональной специфики детского движения представлена в статье по пяти направлениям на основе экстраполяции модели описания воспитательного потенциала, включающая пять компонентов: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный. Последовательно в статье дается описание ценностного наполнения детского движения, целей воспитательной работы, концептуальных основ, организационного-методического аспекта и взаимодействия с другими институтами воспитания. Анализ методического аспекта воспитательного пространства детского движения представлен через его специфику, которая ярко проявляется в инструментальном оформлении организации деятельности детского движения. Среди разнообразных форм организации детского движения авторами выделены и проанализированы следующие четыре формы: сбор, романтика, первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации, правопреемницей которой является современное движение детей и молодежи, и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий. Приведены основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском движении от других институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илалтдинова Елена Юрьевна, Ковытева Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE CHILDREN’S MOVEMENT AS A SOCIAL INSTITUTION OF EDUCATION

The authors’ approach to analyzing the institutional specifics of the children’s movement is justified by the current tasks of educating children and youth using the opportunities and conditions of a public children’s movement. To identify the specifics of the children’s movement as an educational institution, the authors, on the one hand, used the methods of sociokinetics to analyze the conceptual-categorical apparatus of a specific area of pedagogical knowledge. Sociokinetics was created by researchers of the children’s movement at the turn of the 20th and 21st centuries. On the other hand, the authors used the methods of extrapolation to the children’s movement as an educational space of the logic of a multi-subjective education strategy, which reflects the current state of the Russian educational space, characterized by a high formation of horizontal connections between all active subjects of educational activity. The characteristics of the institutional specifics of the children’s movement are presented in the research in five aspects based on the extrapolation of a model for describing educational potential, which includes five components: axiological, teleological, conceptual, methodological, and interactive. Consistently, the research describes the value content of the children’s movement, the goals of educational work, conceptual foundations, organizational and methodological aspects and interaction with other educational institutions. The analysis of the methodological aspect of the educational space of the children’s movement is presented through its specificity, clearly manifested in the instrumental design of the organization of the children’s movement activities. Among the various forms of children’s movement organization, the authors identified and analyzed the following four forms: meeting, romance, primary collective, and patronizing support, characterized by a unique structure and nature of interactions and formed in the pioneer organization, the successor of which is the movement of children and youth. The authors identify the main differences at the conceptual and methodological levels of the foundations of education in the children’s movement from other institutions.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4

ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

Е.Ю. ИЛАЛТДИНОВА, А.А. КОВЫТЕВА

СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ

(ФГБУ «Российская академия образования»; e-mail: ilaltdinova@raop.ru; aliona_kovyteva@mail.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-115-140

Обращение к анализу институциональной специфики детского движения обосновано авторами современными задачами воспитания детей и молодежи с использованием возможностей и условий общественного детского объединения. Для выявления специфики детского движения как института воспитания использованы методы, с одной стороны, анализа понятийно-категориального аппарата специфической области педагогического знания — социокинетики, созданной исследователями детского движения на рубеже XX и XXI веков, и, с другой стороны, методы экстраполяции на детское движение как воспитательное пространство логики полисубъектной стратегии воспитания, которая отражает современное состояние российского воспитательного пространства, отличающегося высоким уровнем сформированности горизонтальных связей между всеми активными субъектами воспитательной деятельности. Характеристика институциональной специфики детского движения представлена в статье по пяти направлениям на основе экстраполяции модели описания воспитательного потенциала, включающая пять компонентов: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический и интерактивный. Последовательно в статье дается описание ценностного наполнения детского движения, целей воспитательной работы, концептуальных основ, организационного-методического аспекта и взаимодействия с другими институтами воспитания. Анализ методического аспекта воспитательного пространства детского движения представлен через его специфику, которая ярко проявляется в инструментальном оформлении организации деятельности детского движения. Среди разнообразных форм организации детского движения авторами выделены и проанализированы следующие четыре формы: сбор, романтика,

первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации, правопреемницей которой является современное движение детей и молодежи, и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий. Приведены основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском движении от других институтов.

Ключевые слова: воспитание;детское движение; детская организация; детское объединение; институциональная специфика; социокинетика; сбор; шефство; романтика; коллектив.

Введение

Традиционно в российском обществе государство играет ключевую роль в регулировании сферы воспитания подрастающего поколения. Одним из важных аспектов регулирования воспитания со стороны государства является создание и поддержка общественных организаций и движений, направленных на воспитание молодого поколения через организацию уча-

детей и молодежи «Движение первых» в его исторической преемственности с пионерской организацией. Для современного общества, несколько поколений которого не имели опыта взросления в массовой общественной организации, опыта коллективной жизни, это новый институт воспитания, заявивший о себе как организация, ориентированная на формирование активных, ответственных и патриотично настроенных граждан. Президент Российской Федерации В.В. Путин 14 июля 2022 г. подписал закон о создании российского движения детей и молодежи. 19 апреля 2023 г. на совещания с членами правительства он отметил положительную коннотацию термина «пионер»

Регулирование сферы

воспитания на современном уровне

стия детей и подростков в деятельности, имеющей общественное значение.

На современном этапе государство реализовало свою функцию регулятора сферы воспитания через инициирование создания и поддержку общероссийского общественно-государственного движения

детского движения —

Преемственность и новаторство в деятельности

нового субъекта

при отсутствии идеологической окраски, предложив его в качестве названия новому общероссийскому движению. Преемственность организации пионеров и «Движения первых» олицетворяет изменение акцентов в воспитательных целях с учетом современных вызовов и задач, стоящих перед обществом.

воспитания в России

Сегодня «Движение первых», основываясь на духовных и нравственных ценностях, присущих российскому обществу, в определенной степени со-

ответствует по своему содержательному ориентиру историческому опыту пионерской организации, основанной на идеалах коллективизма, патриотизма, взаимоуважения, труда, активной гражданской позиции и социальной ответственности. Перед «Движением первых» стоит амбициозная задача соединить продуктивные практики прошлого и современные реалии, собрав вокруг себя все социальные институты воспитания, преодолеть ведомственный подход к воспитанию. Принцип преемственности обеспечивает продуктивное преодоление дискретности исторического развития российского детского движения, которое находилось в стадии инициативного самосохранения и децентрализованного развития в период с 1990-х гг.

Появление нового активного субъекта воспитания в российском образовательном пространстве предполагает постановку и решение задач определения особенностей его взаимодействия с другими субъектами воспитания, с сохранением специфики каждого из них. Важнейшей является задача преодоления исторически сложившейся тенденции размывания специфики детского движения при взаимодействии со школой, обеспечение условий для параллельного и взаимосвязанного развития воспитательных систем сферы общего и дополнительного образования и сферы детского общественного движения на каждом из уровней: от федерального до институционального и личностного, — с сохранением специфики деятельности первичного коллектива детского объединения и учебного класса.

Методология

Специфика детского движения как института воспитания, как воспитательной системы складывалась в процессе его эволюции, выявлялась и описывалась в исследованиях этого феномена, которые проходили свой собственный путь становления и развития. Уточнение понятийно-категориального аппарата в исследованиях детского движения, концептуализация проблемного поля воспитательного потенциала детского движения в результате сформировали достаточную источ-никовую базу для систематизации особенностей детского движения.

Детское движение как специфический институт воспитания рассматривается на основе современных исследований детского движения и материалов общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». В начале 2000-х гг. в научно-педагогическом пространстве России появился новый термин «социокинетика детства», который был обоснован исследователями детского движения в России. «Социокинетика» в интерпретации Е.В.Тито-

Современное состояние

источниковой базы исследований детского движения

вой — это «особая научная область, система (совокупность) научных знаний о детском общественном (социальном) движении. Включает: общую теорию детского движения, педагогику и психологию детского движения, методику деятельности детских общественных объединений, организаций, историю и историографию детского движения и др.» [1, с. 317].

Деятельность специалистов, работавших в 1990-х гг. по направлению изучения детского движения в России и объединившихся в ассоциацию исследователей данной сферы, была направлена на формирование концепции социокинетики детского движения. Эта концепция разрабатывалась с использованием сложного по структуре, многоаспектного, междисциплинарного подхода, охватывающего различные области знаний, включая социологию, философию, историю, педагогику, психологию, юриспруденцию, демографию, экономику и многие другие. Важно подчеркнуть, что исследования детского движения как специфического социально-педагогического феномена в рамках отдельной научной области могут не только иметь самостоятельное значение, но и взаимодействовать с другими научными областями, обогащая общее понимание детского движения междисциплинарными контекстами. Основоположники социокинетики предлагали анализировать явление детского движения с точки зрения психолого-педагогической науки, используя междисциплинарный подход «социокинетики».

В условиях постоянно растущего разнообразия концепций и противоречий в осмыслении и интерпретации движущих факторов развития детского движения, а также особенностей его участников и места детского движения как социального института воспитания в структуре общества и государства, И.И. Фришман в 2017 году выделяет три «основных методологических подхода к исследованию процессов, протекающих в общественных объединениях:

• социологический подход, направленный на изучение специфики форм общественной жизни детей, их средств овладения социальным опытом, формирования определенной социальной позиции и самореализации...;

• институциональный подход, который фокусируется на рассмотрении истории детского движения как уникального социального института .;

• науковедческий подход, включающий. анализ социально-экономических, политических и психолого-педагогических предпосылок, а также генезиса теории общественных движений детей, историографические и источниковедческие исследования» [2].

Таким образом, два из трех предложенных И.И. Фришман подходов центрированы на ретроспективном анализе детского движения, как источнике смыслов в понимании проблем и задач детского движения, его

Основные подходы к рассмотрению ключевых проблем детского движения

сущностно-содержательной характеристики. Такой фокус рассмотрения предмета исследования являлся достаточно закономерным, поскольку в период создания этих подходов реальная современная практика того времени не давала достаточного объема практического материала для постановки исследовательских задач и построения исследовательских программ. По сравнению с многолетним развитием массового пионерского движения практика общественных объединений постсоветского периода отличалась разнородностью, фрагментарностью, достаточно большой зависимостью от субъективного фактора.

Но реалии нового времени, условия 2010-х годов отразились в том, каким образом определялось проблемное поле исследовательских перспектив в рассматриваемой сфере. К числу принципиально новых и перспективных теоретико-методологических проблем детского движения, которые лежат в основе выявления, систематизации и описания тенденций развития детских общественных объединений, И. И. Фришман выделяет следующие:

• «проблемы активности детей в условиях глобализации...;

• основы взаимодействия между детскими общественными объединениями и органами государственной власти.;

• формирование технологий и принципов управления социальными процессами в среде детей и молодежи.;

• обоснование методов работы с конкретными группами детей, находящимися в сложных жизненных ситуациях.;

• анализ путей установления конструктивного диалога между обществом и властью в интересах защиты прав и интересов детей, а также дифференциации детских и молодежных групп с целью предотвращения негативных воздействий на детей и подростков» [2].

Анализируя с позиции сегодняшнего дня предлагаемые в 2017 году перспективы, мы соглашаемся с ключевыми направлениями предложенного научного поиска и постановки исследовательских вопросов в части рисков, которые несет глобализация для сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей Российской Федерации, в сфере определения механизмов взаимодействия общества и государства в создании, развитии и управлении детским движением, в области поиска организационно-методических инструментов по формированию разновозрастных сообществ, устанавливающих конструктивные преемственные связи между детьми и подростками, подростками и молодежью, детьми и взрослыми с учетом специфики возраста, сопровождения взросления на различных этапах этого процесса. Без сомнения важным остается проблема и задача использования воспитательного потенциала детского движения для различных категорий детей и подростков, в том числе тех, кто оказывается в сложных жизненных ситуациях.

Результаты

Характерные особенности детского движения П0нятийн0- были отражены в терминологической и категори-

катег0риалЬный альной системе социокинетики детства. В трактов-аппарат исследований ке Т.В. Трухачевой, детское движение - это «си-детского движения стема, основными элементами которой выступают взрослые и дети, добровольно объединившиеся в организации, ассоциации, союзы и иные виды формирования для достижения определенных связей и отношений друг с другом» [1, с. 59-60]. Она выделяет ряд характерных черт детского движения, описывая его как целостную систему: «разнообразие сообществ, характеризующихся различными типами; демократичность, обусловленная многообразием и позволяющая данным сообществам самостоятельно формировать, устанавливать и внедрять на практике нормы и процедуры, касающиеся взаимодействия между взрослыми и детьми, а также между разными возрастными группами» [1, с. 59-60]. В данном описании детского движения отражаются такие элементы системы, как ее структура через наличие сообществ в их возможном многообразии и управление ею через обозначение демократического способа управления. За рамками данного определения осталось содержание, на основе которого собственно и действует система, во имя чего она создается. Детское В. А. Кудинов рассматривает детское движение

движение как «совместную деятельность детей и взрослых,

направленную на реализацию общественного идеала, в котором видится смысл настоящего и надежда на будущее». В рамках данного авторского подхода четко обозначается собственно содержательный аспект деятельности детского движения. По мнению исследователя, в рамках общественных организаций дети и подростки стремятся защищать и осуществлять свои права, основанные на ценностях. В.А. Кудинов делает важное заключение, что «детское движение не существует само по себе; оно возникает при поддержке государства, общества, политических институтов и общественных организаций» [3, с. 7]. В данном выводе опровергается бытующая в массовом педагогическом сознании иллюзия о возможности полной детской самоорганизации и подчеркивается значение прежде всего государства как ключевого регулятора в сфере воспитания детей, подростков и молодежи.

И.Н. Никитин определяет детское движение как «специфическое историческое состояние институциональной организации детей и подростков, включающее в себя разнообразные добровольные сообщества, объединения, организации и структуры» [1, с. 63], подчеркивая конкретно-

историческую обусловленность детского движения социально-культурными условиями, так же как собственно процесса формирования институциональной идентичности детского движения в различных его формах.

Л.В. Кузнецова представляет детское движение как «явление с историческим контекстом, где особая социально-демографическая группа — дети — действует совместно, группой. Они объединяются с помощью заинтересованных взрослых в различных образованиях с целью изменения своего социального статуса и положения, удовлетворения своих интересов и прав, а также для саморазвития, образования и активного участия в общественной жизни» [4, с. 55]. Дети видят в этом объединении возможность для самозащиты, самоутверждения и самоопределения, реализуют свои потребности в совместности, в чувстве общности. В рамках общественных объединений и организаций дети активно участвуют в общественной жизни, формируя свое мировоззрение и гражданскую позицию, проходят школу общественного служения.

Таким образом, с одной стороны, исследователи рассматривают детское движение как конкретно-историческое явление, а с другой стороны, описывают его как форму «институциональной организованности детей» [5, с. 13]. В работах Е. В. Титовой используется понятие «детское движение» в нескольких контекстах — смыслах. В общем смысле детское движение означает «совокупность действий и активности общественных объединений и организаций, сосредоточенных на детях (подростках и молодежи) и функционирующих в определенном регионе, оно может быть дополнено видовой или возрастной характеристикой» [6]. Е.В.Титова также рассматривает понятие «движение» как форму продуктивной деятельности детей и подростков, «объединенных общими целями и задачами» [6]. Участники могут принимать участие в деятельности в рамках конкретных событий, мероприятий и инициатив на постоянной или на временной основе. Одной из характерных особенностей является изменчивость состава участников и отсутствие формально установленных связей между ними. В этом контексте теряется смысл внутренней организационной структуры детского движения, ядром которой является постоянно действующее сообщество — первичный коллектив, который является инструментом личностного взаимодействия и основой безопасности отдельной личности.

Л.В. Алиева представляет детское движение как «двойную реальность в контексте пространства Детства, которая взаимодействует с социумом взрослых и представляет собой результат конкретно-исторического развития государства». Помимо этого, она рассматривает его

Институциональный и конкретно-исторический характер детского движения

как «субъективную реальность, представляющую собой направленную и организованную самодеятельность детей». Эта самодеятельность представляет собой «естественную активность, выражающую их отношение к окружающему миру и потребность в его исследовании, самопознании и самореализации. В рамках этой субъективной реальности дети стремятся занять определенное положение в обществе взрослых» [7, с. 7]. Она аргументирует, что «в методологическом плане ключом для выявления потенциала воспитания детского движения является его социально-объективная реальность» [7, с. 8].

Таким образом, с одной стороны, исследователи выявляют «внутреннюю природу, связанную с воспитанием, и социально-педагогический характер детского движения», а с другой стороны, они ассоциируют его с «формой активной деятельности детей и подростков» [13, с. 14]. Ив этой двойственности заложена ключевая проблема роли взрослого в детском движении. Эти два плана «педагогический» и «деятельностный — детский» существуют параллельно и требуют от педагога — организатора и участника детского движения сохранения педагогической позиции, предполагающей прежде всего целенаправленность и ответственность за воспитательный результат, и, кроме этого, удержание позиции равенства и равноправного сотрудничества с членами детского движения. Инструментальным решением этого позиционного противоречия является «педагогика параллельного действия» — оспитание в коллективе.

В соответствии с В.А. Луковым, детское движение интерпретируется как «механизм, с помощью которого дети осваивают мир и оказывают воздействие на него через коллективную активность в своем ровесническом кругу» [8, с. 63]. Оно признается уникальным социально-педагогическим фактором, активно способствующим самоподтверждению, самоопределению и социализации детей, хотя при этом теряется смысл разновозрастного принципа организации сообщества, что может быть объяснено тем фактом, что в условиях разворачивания пионерской организации на базе общеобразовательной школы в массовых практиках первичные объединения и вся их деятельность разворачивалась в сообществе одного учебного класса. Несмотря на то, что были инновационные практики в рамках теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др.), которые продемонстрировали педагогической общественности воспитательный потенциал разновозрастных объединений в рамках образовательных организаций.

Согласно Р.А. Литваку, детское движение представляет собой «часть социального движения, включающую совместные усилия детей и взрослых, объединенных с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации» [9, с. 246], подчеркивая единство основ общественных организаций детей и взрослых.

Основополагающая концепция детского движения проистекает из понимания естественной активности детей и их инстинктивной потребности в объединении со сверстниками, старшими и младшими. Для подростка детское движение служит средством для обеспечения потребности в общении, собственной самозащиты, самоопределения и самоутверждения в общественно и личностно ценной деятельности.

Главной и наиболее значимой формой детско- Детское

го движения, по мнению Л.В.Алиевой, является объединение

детское общественное объединение, представляющее собой «автономно самоорганизующееся общество детей». В то время как Т. В. Трухачева классифицирует характеристики детского объединения и рассматривает его как одну из разновидностей малых групп, «имеющую свободно формируемую организационную структуру, демократическую иерархию "взрослый — ребенок" и активные личные и социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых формирует взаимодействие внутри группы» [10, с. 72]. Проводя анализ данного определения, можно выделить следующие характеристики «объединений»: фокус на целях социального воспитания, добровольный характер участия, наличие общих интересов, активность детей, которая может развиваться как в позитивном, так и в негативном контекстах, а также процесс освоения детьми норм и стереотипов поведения в обществе в процессе коллективной деятельности внутри объединения и во внешнем социуме.

Детское объединение рассматривается как одна из форм детского движения. Они имеют значительное число общих характеристик, но важно отметить, что детское объединение не всегда может быть признано формой детского движения. Это особенно актуально в случаях, когда речь идет об объединениях, функционирующих в рамках учреждений дополнительного образования, кружков по интересам. Детское объединение — достаточно распространенный термин в системе дополнительного образования детей, который несет на себе отпечаток институциональной специфики той сферы, в которой используется.

Понятие «организация» охватывает следующие характеристики: «нацеленность на достиже- Детская ние заранее установленной цели, что предполагает организация совместные и координированные действия; наличие специализированного персонала, обладающего специфической подготовкой и выполняющего функции управления; фиксированное членство; активность, направленная на защиту общих интересов; способность индивида удовлетворять свои потребности и ин-

тересы, однако в рамках четко определенных рамок. Эти ограничения обусловлены социальным статусом индивида, назначенными ему ролями, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации» [10, с. 187-190].

Можно утверждать, что существуют общие характеристики как для детских объединений, так и для организаций: наличие общей цели, удовлетворение интересов и потребностей участников, добровольный характер участия, присутствие механизмов самоуправления, формирование традиций, выражение идеалов и целей с помощью специальных символов, атрибутов и ритуалов, наличие внутренней структуры, идеологизированный характер с общественным направлением, что, как правило, подразумевает достижение определенных социальных благ, защиту прав, сохранение национальных традиций и ценностей, а также следование высоким моральным нормам.

Согласно Л. В. Кузнецовой, организация может быть рассмотрена как наиболее развитая форма общественного объединения, находящаяся на самой высокой ступени социальной организации, имеющая признаки институционализации и формализации.

Следующие признаки позволяют выделить различия между объединением и организацией: в соответствии со структурой детскую общественную организацию отличает более строгая и четкая структура, определение прав и обязанностей, которые формируются собственными членами организации, включая и взрослых и детей; нормы поведения и регулирования жизни, степень развития элементов самодеятельности, а также степень воздействия педагогических методов. В контексте детской общественной организации самодеятельность более выражена и развита, чем в случае объединения, в то время как воздействие педагогических методов менее значительно. А.В. Волохов отмечал, что «детское объединение создается по инициативе и при педагогическом управлении взрослых», а «детская организация — это равноправное объединение детей и взрослых.» [11, с. 123]. Процесс перехода от объединения к организации может произойти при выполнении определенных условий, включая установление и эффективную деятельность органов детского самоуправления, присутствие лидеров и наличие практик коллективного планирования общих дел.

Наиболее обобщенным среди рассмотренных выше концепций является понятие «детское движение». Оно представляет собой категорию общего порядка, в то время как объединение и организация являются более конкретными видами данного явления. Э. А. Мальцева и Н. М. Костина

Связь и отличие основных понятий социокинетики детства

трактовали термин «организация» как «более высокий уровень развития (и организационно и содержательно) детского объединения» [12, с 87]. Т.Ф. Асафова рассматривала детское движение в узком смысле, которое представляет собой «совокупность детских организаций и детских общественных объединений, функционирующих на основе определенной территории» [13, с 67].

Результаты

Воспитательный потенциал детского движения как субъекта в сфере воспитания рассматривается в логике научной школы Л.И. Новиковой, как ключевое условие реализации полисубъектной стратегии воспитания, отражающей в полной мере современные реалии воспитания в России. Понимание и учет воспитательного потенциала субъектов взаимодействия Н.Л.Селиванова [14, с 22] возможно реализовать посредством модели, включающей пять компонентов, выделенных Д.В. Григорьевым: аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, интерактивный. Эту модель мы берем за основу описания воспитательного потенциала детского движения.

Аксиологический аспект охватывает ценности, формирующие основу воспитательных действий, а также ценностные ориентации, которые передаются молодому поколению. Телеологический аспект включает в себя цели и задачи, установленные для организации воспитания подрастающего поколения. Концептуальный компонент включает в себя основные идеи, теоретические концепции и теории, обеспечивающие ориентирование и действия субъектов в сфере воспитания. Методический аспект охватывает методы, методики и технологии, применяемые субъектом для достижения целей воспитания. Интерактивный компонент означает ресурсы взаимодействия с другими субъектами и социальными институтами с целью достижения воспитательных результатов.

Воспитательная работа в современном детском движении осуществляется в соответствии с ценностями, которые разделяются всеми его членами: взаимопомощь и взаимоуважение, транслирование добра и справедливости, жизнь и достоинство, мечта, дружба, крепкая семья, созидательный труд, поддержание единства народов России, патриотизм, сохранение исторической памяти, служение Отечеству.

Модель описания воспитательного потенциала детского движения

Ценностный компонент деятельности детского движения

Общую цель детского движения можно сформулировать как обеспечение условий для социаль-

¡¡ель де^нского «/а ^

, ного развития и самореализации детей, что сами

движения г г

дети воспринимают как возможность достижения

увлекательной жизни. В двойственности цели прослеживаются два основных слоя, в которых действуют два главных субъекта воспитания в детском движении — дети и взрослые. А.В. Волохов предлагает анализировать цели, которые находятся в основе деятельности детского движения, с учетом двух аспектов. С одной стороны, это цели, которые непосредственно формулируются и преследуются детьми, когда они объединяются в организации, с другой — как «сугубо социализирующую цель, которую решают взрослые» [15, с 87].

Цели детского движения в современной России определены в Федеральном законе от 14 июля 2022 г. Ш61-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» Уставе Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» [16] и Программе воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» [17].

Теоретико-методологическую основу современного детского движения составляют положения теории воспитательных систем Н.Л. Селивановой (Л.И. Новиковой), средового подхода Ю.С. Мануйлова, событийного подхода (Д.В. Григорьев, В.И. Слободчиков). Сре-довой подход — совокупность мероприятий, направленных на преобразование окружающей среды в инструмент для диагностики, планирования и формирования результатов воспитания. Исследование среды ориентировано на выявление ее максимальных возможностей для воспитания и использование этих возможностей.

Теория воспитательных систем в логике традиций отечественного социального воспитания выводит воспитание из узких рамок ведомственного рассмотрения в широкий контекст решения задач воспитания как общественных задач в системе не только образования, а жизни общества. Такой социальный подход к воспитанию опирается на приоритет воспитания детей и молодежи в государственной политике, общественном сознании и практике воспитания на методологическом основании теории воспитательных систем и пространства. Воспитательное пространство представляет собой «среду, в которой ключевым элементом организации является событие» (Д. В. Григорьев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова). В данном контексте событие интерпретируется как совместное переживание происходящего детьми и взрослыми и вписывается в рамки концепции

Теоретико-методологическая основа современного детского движения

психологического времени, которая подразумевает, что характеристики человеческого восприятия времени, такие как его скорость, насыщенность и продолжительность, зависят от количества и интенсивности событий, происходящих в жизни индивида. Эти «со-бытия» могут включать «изменения как во внешней среде (как природной, так и социальной), так и во внутреннем мире человека (в его мыслях и чувствах), а также в его действиях и поступках» [18, с. 36], согласно работам ученых, таких как Е.И. Го-ловаха и А.А. Кронник.

Л.В.Алиева отмечает особую роль методического обеспечения функционирования воспитательной системы детского движения, которая сложилась в методическую систему в пионерской организации. Центральным элементом методической системы является «методология пионерского движения, представляющая собой верхний уровень в теоретической и методологической иерархии» [19, с. 36]. Методология пионерского движения определяется ею как «специфическое научное знание, объединяющее различные аспекты педагогической науки (теории и методики воспитания), психологии (аспекты организации деятельности коллектива и индивида, возрастные особенности детей), а также социологии, занимающейся взаимосвязями пионерской организации и общества». Эти аспекты применяются к деятельности пионерской организации, формируя методологическую основу данного движения. Такой подход, по мнению Л.В. Алиевой, «содействует превращению теории, истории, методологии пионерского движения, воспитания в практическую реализацию» [19, с. 36]. Методическое обеспечение деятельности детского движения складывалось с первых лет создания первых пионерских отрядов. Оно начиналось в процессе осмысления возможностей преемственности новой детской организации со скаутским движением, адаптации и развития его форм работы, затем оформления институционализации пионерской организации как всеобщей и единой. Ре-ализовывалась методическая поддержка деятельности детского движения, аккумулирующая практический опыт и его научно-методическое осмысление, на первом этапе, на страницах периодической педагогической печати для организаторов детского движения — ожатых, в дальнейшем появились собственно научные педагогические труды, посвященные вопросам воспитания детей в детском движении. И в постсоветский период осуществился переход исследователей на рассмотрение проблем развития детского движения с методического на методологический — междисциплинарный уровень. В данной динамике прослеживается тенденция по постепенное ослабление внимания исследователей к частным методическим вопросам

Методическая составляющая обеспечения деятельности детского движения

и усиление фокуса на науковедческих вопросах и проблемах методологии исследований детского движения. На современном этапе возрождения детского движения как массового и всеобщего требуется включение в перспективную тематику исследований методических вопросов организации детского объединения, ее организационно-инструментальной стороны.

Детское движение как социально-педагогическое явление реализует комплекс мероприятий, направленных на интеграцию подрастающего поколения в общество и обеспечение его устойчивого развития. Данная деятельность представлена различными формами самодеятельности и социальной самореализации детей: организация участия детей в управлении деятельностью движения в форме детско-взрослого со-управления; использование механизмов формирования ответственности на основе доверия и уважения с использованием системы коллективных и индивидуальных поручений; первичные отделения, устремленные к формированию высшего уровня развития коллективных взаимоотношений; детские общественные организации; инструменты повышения активности детей в социальной сфере; игры различных типов, включая продолжительные и краткосрочные; формы стимулирования и развития инициативы детей в структурах детского движения, таких как объединения, организации и клубы.

Среди широкого спектра разнообразных форм организации детского движения мы выделяем четыре специфические формы: сбор, романтика, первичный коллектив, шефство, сложившиеся в пионерской организации и отличающиеся уникальной структурой и характером взаимодействий.

Специфической формой воспитательной работы в детском движении является «сбор» [20] — форма коллективной деятельности участников детского объединения, выраженная через общее собрание коллектива, базирующаяся на самостоятельной инициативе и содержащая элементы игры. Сбор — это один их эффективных технологических приемов в системе работы по формированию и развитию коллектива, который обеспечивает условия для формирования сообщества, разделяющего общие ценности, выстроенного на взаимном уважении и доверии, предполагающий разделение ответственности в самоуправлении. На сборах избирался актив, обсуждались планы, давался старт новым делам, устанавливались краткосрочные и более отдаленные по срокам реализации перспективы дальнейшей деятельности. На повестку дня собраний выносились важные исторические события, политические и общественные мероприятия, праздники. Кроме того, обсуждались события, связанные

Сбор как специфическая форма коллективной

деятельности первичного отделения детского движения

с жизнью отряда: дни рождения и присвоение званий или имени отряду, а также активности, направленные на общественную пользу, рассматривалось творчество различных писателей и другие темы. Важным событием был прием в пионеры, который также проходил в форме сбора.

Сборы дружины организовывались в особых случаях, включая начало и завершение учебного года для оценки результатов и выбора членов органов самоуправления участников детской организации. Они также проводились в честь дня рождения пионерской организации и во время национальных праздников. Важно отметить, что эти сборы, особенно в ранний советский период не ограничивались стенами школы. Зачастую они организовывались и в других местах, таких как предприятия, клубы, музеи, стадионы, на природе и т.д. Сборы проводились и в виде костра на природе, обсуждались вопросы пионерской жизни, звучали песни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый сбор тщательно готовился, и задача взрослого-организатора состояла в том, чтобы максимально включить детей в планирование, подготовку и проведение сбора и других мероприятий. В силу высокого уровня динамичности жизни пионерского отряда и дружины появлялась необходимость оперативного информирования всех членов организации и принятия общего решения, и в этих случаях сбор мог проводиться и без подготовки. Формой проведения такого сбора как правило была линейка, на которой и делалось сообщение, ставшее причиной сбора.

Увлекательность и эмоциональность придавалась сбору различными способами. Для этого использовались прежде всего игры и пионерские ритуалы, традиции. В пионерской организации на линейке предполагался вынос знамени, с сопровождением знаменной группы барабанщиками и горнистами, рапорт. На сборах дружины лучшим вручались награды победителей соревнований, смотров, олимпиад; определялись лучшие отряды.

Важным специфическим акцентом в содержании и организации деятельности пионеров была романтическая окраска дел и событий пионерства. Романтика детства, эмоционально-возвышенное восприятие мира и себя проявлялись во многом: в походах, приключениях, в тайнах. «Верю в себя, верю в доброе начало в других людях, верю в удачу, открытия» [13, с. 57] — суть романтических действий детства. Разнообразие дел, окутанных романтикой, тайной, загадками — суть содержания жизни детского движения.

Детское движение представляет собой педагогическое пространство, которое обеспечивает интеграцию детей в том возрасте, когда романтические идеалы занимают важное место, и акцент делается на участии в кол-

Романтика в системе деятельности пионерской организации

лективной деятельности, преодолении трудностей ради общественных целей и светлого будущего.

Пионерская организация поощряла романтизм в детях и подростках [21]. На страницах журнала «Пионер» ребята знакомились с произведениями В.П. Крапивина, а в журнале «Юность» читатели находили повести, написанные А. Алексиным, которые затрагивали темы дружбы, предательства, школьной жизни и первых влюбленностей.

В деятельности станций юных техников и юннатов поощрялись смелые идеи, позволяющие школьникам мечтать о будущем, создавая модели самолетов и роботов, гибриды разных сортов и планы на будущие космические миссии.

Любое пионерское мероприятие было наполнено романтикой. В жизнь детских коллективов вносились элементы романтики, игры и эмоциональности благодаря характерным атрибутам пионерской деятельности. «Атрибуты были неотъемлемой частью торжественных пионерских линеек, туристических походов, сборов, лагерей» [22, с 15]. Звуки горна и барабана служили стимулом для активных действий, способствуя развитию навыков точности и дисциплины, повышая эффективность пионерских ритуалов. Пионерские атрибуты дополняли образную составляющую деятельности пионерской организации, придавая ей яркость и насыщенность.

Атрибутика играла существенную роль в установлении принадлежности к детскому движению и демонстрации это принадлежности окружающему миру. Пионерский галстук представлял собой символ членства в пионерской организации и служил символом знамени данной организации, выражал нерушимую связь между поколениями взрослых, молодежи и детей. Горн и барабан — неотъемлемая часть торжественных ритуалов и церемоний, а также в ранний советский период и в загородных пионерских лагерях они использовались для созыва членов пионерского коллектива на собрания и для других коммуникативных целей.

Ритуалы представляли собой установленные или выработанные традиционные действия, в рамках которых моральным принципам, нормам и идеям, утвержденным внутри организации, придавалось символическое значение. В жизни пионерской организации ритуалы сопровождали значимые события. Среди пионерских ритуалов можно выделить несколько основных категорий. Первая из них включает ритуалы, связанные со знаменем, такие как вручение Красного знамени пионерской дружине, организация почетного караула и проведение церемонии выноса знамени на линейке. Вторая группа ритуалов направлена на формирование патриотизма и включала такие церемониалы, как «Почетный караул», «Минута молчания» и «При-

Роль атрибутов и ритуалов в создании романтической окраски пионерских дел

своение отряду, дружине имени героя». Они символически приближали каждого участника детской организации к истории своей страны, давали возможность испытать и продемонстрировать гордость и уважение к истории своей страны, историческую память. Третья категория ритуалов была направлена на формирование осознания каждым собственного статуса и роли в детской организации. Эти ритуалы способствовали развитию чувства принадлежности и гордости за принадлежность к детской организации. К ним относились «Прием в пионерскую организацию», «Рождение пионерского отряда, дружины» и «Прощание с пионерской дружиной, отрядом». Эти церемонии помогали пионерам осознать динамику развития своего пионерского отряда и дружины, понимать свои новые обязанности в коллективе, в общих делах, оформлять коллектив и вступать в более сложную социальную деятельность.

Выполнение пионерских задач выполнялось Коллектив - основа на различных уровнях внутри пионерской орга- отношений в детской низации, таких как звенья, специализированные организации

временные или сводные отряды, бригады, штабы, клубы, форпосты и другие структуры. Центральной

идеей и ценностью являлся коллективизм и коллектив как методический инструмент организации детско-взрослого сообщества.

Детский коллектив рассматривается Л.И. Новиковой [23, с. 101-109] как элемент социальной структуры общества, как та его ячейка, в которой и через которую общество целенаправленно решает задачи воспитания в воспитательном детско-взрослом коллективе. Это особое социально-педагогическое явление, с одной стороны, это функция и результат целенаправленных усилий взрослых, а с другой — результат внутреннего развития, процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. Коллектив функционирует на основе принципов демократического управления, где решения принимаются коллективно с учетом мнения каждого члена. Решениями внутри коллектива руководит выборный орган, «Совет» или «Штаб». При этом роль воспитателя как педагогического руководителя сохраняется и может изменяться в зависимости от уровня развития детского коллектива, в котором выделяется четыре этапа, высшим из которых является самовоспитание, когда требования к себе предъявляет каждый, а не педагог. цели

В основе деятельности воспитательного кол- коллективной

коллективной

лектива лежит цель, имеющая общественное зна- деятельности

чение. Коллективная деятельность ориентирована на решение задач, имеющих значимость в широком

социальном контексте. В такой совместной деятельности необходимо предусмотреть возможность для выражения творческих способностей и инди-

видуальных предпочтений, а также возможность совместного переживания этой активности членами коллектива.

Коллективные отношения представляют собой сложную систему взаимодействия, охватывающую аспекты заботы, совместной работы, уважения, взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия. В работах А.С. Макаренко данные отношения описываются как «взаимная ответственность» [24, с. 135], что подразумевает, что члены коллектива связаны различными задачами, и в определенных ситуациях есть возможность в деятельности каждому встать в позицию и лидера, и подчиненного, при этом все несут ответственность за общее дело, за свое поручение и своих товарищей, что порождает особую коллективную дисциплину, которая не базируется на подчинении личной власти, а скорее на взаимной ответственности перед коллективом и его целями.

Первичный коллектив представляет собой основную неделимую элементарную единицу, из которых и строится коллектив. В первичном коллективе действуют все сферы дружеских, личных и деловых интересов подростка. Именно в первичном коллективе уделяется особое внимание непосредственному взаимодействию с личностью ребенка, и его структура предполагает тесные отношения и постоянные контакты между его членами. Согласно А. С. Макаренко, численность первичного коллектива может быть не менее 7 и не более 15 человек. Первичный коллектив менее 7 человек, по его наблюдениям, превращается в дружескую группу, со свойственной ей спецификой взаимоотношений и перестает быть коллективом, а объединение более 15 человек имеет тенденцию к распаду, делению.

Необходимо отметить, что слияние пионерской организации и школы, которая в большей степени ориентирована на учебную работу индивидуальную по своей сути, отрицательно влияло на эффективность формирования воспитательных коллективов в учебных классах.

Значимость применения принципа разновозрастной организации коллектива подкрепляется этнографией и этнопсихологией, которые подчеркивают, что в истории культурных общностей естественные детские группы всегда формировались с учетом различия в возрасте [25, с. 34]. Взаимодействие между старшими и младшими поколениями имеет значительное социальное и культурное значение, поскольку способствует разграничению ролей в обществе и обеспечивает передачу норм, правил и ценностей от одного поколения к другому. Направленность, характер, содержание и формы взаимодействия поколений детей, молодежи и взрослых отражаются в таком направлении деятельности общественной

Первичный коллектив как разновозрастное сообщество

детской организации, как шефство. В советский период оно имело широкий социальный контекст и являлось частью практически всех сфер жизни.

В развитии пионерского движения большое значение играла такая форма общественной деятельности, как шефство [26] — систематическая товарищеская помощь, оказываемая одной организацией, учреждением (шефом), человеком, другому (подшефному) коллективу. Е.В. Кузнецова [27] раскрывает это понятие как взаимодействие старших с младшими, творческое содружество в общих делах. В рамках детского движения шефство было реализовано комплексно. Комсомольские классы шефствовали над пионерскими отрядами, пионеры — над ок-тябрятскими группами, предприятия оказывали шефскую помощь школам, а пионеры — предприятиям.

Каждому звену старшего отряда пионеров был поручен уход и забота о первоклассниках. В обязанности пионеров-шефов входило: ознакомление младших школьников с учебной средой, адаптация к новым условиям; поддержание аккуратного внешнего вида подопечных; оказание помощи в учебных вопросах; организация внеурочных мероприятий и занятий.

Было распространено шефство городских пионеров над пионерами села. Пионеры брали шефство над пожилыми людьми. В военное время (1941-1945 гг.) пионеры брали шефство и над госпиталями: помогали санитаркам, изготавливали платки и кисеты для раненых, а также организовывали самодеятельные концерты и чтение художественной литературы для раненых бойцов.

Вожатыми отрядов на определенном этапе развития пионерской организации были молодые рабочие шефствующих предприятий. Традиционными в 1950-х гг. стали «трудовые отчеты» пионеров перед шефствующими предприятиями. В этот же период зародилось движение «Шефство производственных бригад над школьниками».

Для детского движения всегда характерна открытость, стремление взаимодействию, можно говорить, что это внутренне присущая ему характеристика, которая реализуется через готовность к активному сотрудничеству с другими субъектами и социальными институтами воспитания в целях своих задач. На современном этапе это нашло отражение в Федеральном законе от 28.06.1995 Ы98-ФЗ (ред. от 28.12.2022)«0 государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Сотрудничество с другими субъектами и институтами является необходимым условием

Виды шефства в организации общественно-полезной деятельности

Взаимодействие детского движения с другими субъектами и институтами воспитания

эффективной воспитательной работы и успешного развития молодежи, поскольку объединение усилий различных институтов позволяет создать систему взаимодействия, охватывающую различные сферы воспитания детей и подростков.

Важной составляющей взаимодействия является сотрудничество с родителями, позволяющее создать единое воспитательное пространство и обеспечить целостный подход к процессу. Совместная работа с образовательными учреждениями способствует реализации непрерывности воспитания и созданию интегрированных программ. Осуществление сотрудничества государственных органов и детских движений обеспечивает соответствие воспитательной работы государственной политике и потребностям общества. При этом не всегда эффекты взаимодействия бывают продуктивными. Так, исследователи детского движения в качестве одной из самых важных и сложных проблем детского движения называют проблему взаимодействия со школой.

Развитие детского движения в современных условиях полисубъектности воспитательного пространства и быстрых темпов его развития под влиянием интенсивного ценностного насыщения требует от всех субъектов воспитания и прежде всего школы учета его институциональной специфики при выстраивании взаимодействия в параллельной логике. Размывание специфики воспитания в детском движении в условиях школы, уподобление организационно-технологического аспекта деятельности условиям классно-урочной системы во многом способствовали тому, что сегодня называют формализацией деятельности организации пионеров. Детское движение в силу своей специфики в полной мере в отличие от школы обладает воспитательным потенциалом, в первую очередь отвечающим потребностям подросткового возраста в общении и деятельности общественно-полезной направленности. При этом школа остается важнейшим социальным институтом, который в наибольшей степени способствует решению задач детского движения, прежде всего в силу массового и обязательного характера деятельности, высокого уровня кадрового обеспечения и ограниченности ресурсов собственно воспитания.

Основные отличия на концептуальном и методическом уровнях основ воспитания в детском

Заключение

Проблемы сохранения специфики детского

движения при взаимодействии со

Концептуальный и методических уровни осмысления специфики воспитания в детском движении по сравнению со школой

движении и школе находятся в противоположных подходах, которые реализуются в организационных формах: скрытая и открытая педагогическая позиция взрослого, добровольность и обязательность участия, разновозрастной и одновозрастной принципы организации первичного отделения коллектива и учебного класса, коллективный и индивидуальный характер реализации основного вида деятельности с высоким и низким уровнем возможности влияния со стороны детей на процессы принятия решений в организации деятельности, непостоянный и постоянный состав участников, приоритет воспитательных и образовательных результатов, ожидания родителей в сфере возможностей личностного развития и учебных достижений, возможность и невозможность изменения роли в реализации социальных проб.

Список литературы

1. Детское движение: словарь-справочник / составители: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М. 2005. 544 с.

2. Фришман И.И. 95-летие пионерии и современные детско-юношеские общественные организации в Российской Федерации: взгляд в прошлое и настоящее во имя будущего Отечества // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 20-35.

3. Кудинов В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке: монография / В.А. Кудинов. Кострома: Костромской гос. ун-т. 2000. 289 с.

4. Кузнецова Л.В. Методика работы социального педагога / Л.В. Кузнецова. М.: Школьная пресса. 2003. 112 с.

5. Руденко И.В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагогический анализ): монография / И.В. Руденко под ред. Л. В. Алиевой. М.: Пед. общество России. 2008. 106 с.

6. Титова Е.В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2082 (дата обращения: 20.07.2023). — Режим доступа: сайт «Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал». — Текст: электронный.

7. Алиева Л.В. Детское движение — субъект воспитательного пространства. Концепция / Л.В. Алиева. М.: ИТИИП РАО. 2005. 56 с.

8. Детское движение. Словарь-справочник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Ассоциация исследователей детского движения 2005. 543 с.

9. Литвак Р. А. Мотивация и профессиональные навыки / Р.А. Литвак под ред. Т. В. Трухачёвой, А. Г. Кирпичника. М.: Генезис. 2004. С. 243-248.

10. Детское движение: словарь-справочник / ред.-сост. Т.В. Трухачева. М.; Минск. 1998. 184 с.

11. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. Ярославль. 1999. С. 205-223.

12. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детское движение как предмет научного познания. // Вестник Удмуртского Университета. 2008. № 2-3. С. 81-92.

13. Асафова Т.Ф. «Мы историей нашей едины» — музейная экспозиция как источник современных знаний о детском движении // Просветительская деятельность учреждений социально-культурной сферы по формированию ценностных ориентаций детей и молодежи в контексте современной культурной политики Российского государства. Орёл.

2021. С. 55-59.

14. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л.Селиванова. М. 2010. 211 с.

15. Волохов А.В. Искры добрых дел / А.В. Волохов. М. — Воронеж: Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — федерация детских организаций» СПО-ФДО. 2012. С. 100.

16. Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». Москва. 2022. URL: Ьйр$://будь-вдвижении.рф/documents (дата обращения: 11.09.2023). — Режим доступа: сайт «РДДМ "Движение первых"». — Текст: электронный.

17. Программа воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (Проект). Москва. 2023. URL: https://прог.будьвдвижении.рф/ (дата обращения: 12.09.2023). — Режим доступа: сайт «РДДМ "Движение первых"». — Текст: электронный.

18. Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка. 1984. 209 с.

19. АлиеваЛ.В. Детское движение — субъект воспитания: теория, история, практика. Монография. М. 2002. 14 п.л.

20. Книга вожатого. М. Молодая гвардия. 1972. 351 с.

21. ГубинД. П. Вы против новой пионерии? Ая — за! URL: https://www.rosbalt. ru/blogs/2015/11/01/1456804.html?ysclid=lozphs934o676397373 (дата обращения: 11.09.2023). — Режим доступа: сайт «Росбалт». — Текст: электронный.

22. Замостьянов А.А. Пионерская организация: история феномена. М.

2022. 320 с.

23. НовиковаЛ.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. М. 2009. 349 с.

24. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. 1984. 400 с.

25. Реан А.А., КоломинскийЯ.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999. 416 с.

26. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. 3-е изд. М.: Совет. энцикл., 1969-1986. Ил., карт. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/123/764.htm (дата обращения: 22.08.2023). - Режим доступа: сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки. - Текст: электронный.

27. Кузнецова Е.В. Словарик координатора детского движения. М. 2008. URL: https://didacts.ru/slovari/slovarik-koordinatora-detskogo-dvizhenija.html (дата обращения: 11.09.2023). — Режим доступа: сайт «Национальная педагогическая энциклопедия». — Текст: электронный.

Сведения об авторах

Илалтдинова Елена Юрьевна — заведующая лабораторией научно-методического сопровождения детских и молодежных объединений и сообществ, ФГБУ «Российская академия образования», доктор педагогических наук, доцент, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-9017-4658. E-mail: ilaltdinova@raop.ru

Ковытева Алёна Александровна — главный аналитик лаборатории научно-методического сопровождения детских и молодежных объединений и сообществ, ФГБУ «Российская академия образования», Москва, Россия. ORCID ID: 0009-0001-4898-7479. E-mail: aliona_kovyteva@mail.ru. © Е.Ю. Илалтдинова, A.A. Ковытева, 2023 (сс)]

The Specifics of the Children's Movement as a Social Institution of Education

E.YU. ILALTDINOVA, A.A. KOVYTEVA

The authors' approach to analyzing the institutional specifics of the children's movement is justified by the current tasks of educating children and youth using the opportunities and conditions of a public children's movement. To identify the specifics of the children's movement as an educational institution, the authors, on the one hand, used the methods of sociokinetics to analyze the conceptual-categorical apparatus of a specific area of pedagogical knowledge. Sociokinetics was created by

researchers of the children's movement at the turn of the 20th and 21st centuries. On the other hand, the authors used the methods of extrapolation to the children's movement as an educational space of the logic of a multi-subjective education strategy, which reflects the current state of the Russian educational space, characterized by a high formation of horizontal connections between all active subjects of educational activity. The characteristics of the institutional specifics of the children's movement are presented in the research in five aspects based on the extrapolation of a model for describing educational potential, which includes five components: axiological, teleological, conceptual, methodological, and interactive. Consistently, the research describes the value content of the children's movement, the goals of educational work, conceptual foundations, organizational and methodological aspects and interaction with other educational institutions. The analysis of the methodological aspect of the educational space of the children's movement is presented through its specificity, clearly manifested in the instrumental design of the organization of the children's movement activities. Among the various forms of children's movement organization, the authors identified and analyzed the following four forms: meeting, romance, primary collective, and patronizing support, characterized by a unique structure and nature of interactions and formed in the pioneer organization, the successor of which is the movement of children and youth. The authors identify the main differences at the conceptual and methodological levels of the foundations of education in the children's movement from other institutions.

Keywords: education; children's movement; children's organization; children's association; institutional specifics; sociokinetics; meeting; patronizing support; romance; collective.

References

1. Detskoe dvizhenie: slovar'-spravochnik / sostaviteli: T. V. Truhacheva, A. G. Kirpichnik M. 2005. 544 p.

2. Frishman I.I. 95-letie pionerii i sovremennye detsko-yunosheskie obshchest-vennye organizatsii v Rossiiskoi Federatsii: vzglyad v proshloe i nastoyash-chee vo imya budushchego Otechestva // Zhurnal pedagogicheskikh issle-dovanii. 2017. T. 2. № 4. S. 20-35.

3. Kudinov V.A. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie v Rossii v XX veke: mono-grafija / V.A. Kudinov. Kostroma: Kostromskoj gos. un-t. 2000. 289 p.

4. Kuznecova L. V. Metodika raboty social'nogo pedagoga / L.V. Kuznecova. M.: Shkol'naja pressa. 2003. 112 p.

5. Rudenko I. V. Podgotovka organizatorov detskogo dvizhenija v Rossii (istoriko-pedagogicheskij analiz): monografija / I. V. Rudenko pod red. L.V. Alievoj. M.: Ped. obshhestvo Rossii. 2008. 106 p.

6. Titova E. V. Sotsiokinetika kak metodologicheskii resurs nepreryvnogo obrazovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013. № 2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2082 (data obrashcheniya: 20.07.2023). — Rezhim dostupa: sait "Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Nauchnyi elektronnyi zhurnal". — Tekst: elektronnyi.

7. Alieva L. V. Detskoe dvizhenie — sub#ekt vospitatel'nogo prostranstva. Kon-cepcija / L.V. Alieva. M.: ITIIP RAO. 2005. 56 p.

8. Detskoe dvizhenie. Slovar'-spravochnik. Izdanie 2-e, pererabotannoe i dopol-nennoe. M.: Associacija issledovatelej detskogo dvizhenija 2005. 543 p.

9. Litvak R.A. Motivacija i professional'nye navyki / R. A. Litvak pod red. T.V. Truhachjovoj, A.G. Kirpichnika. M.: Genezis. 2004. 243-248 p.

10. Detskoe dvizhenie: slovar'-spravochnik / red. — sost. T.V.Truhacheva. M.; Minsk, 1998. 184 p.

11. Volohov A. V. Socializacija rebenka v detskih obshhestvennyh organizacijah (voprosy teorii i metodiki): monografija. Jaroslavl'. 1999. 205223 p.

12. Mal'ceva Je.A., Kostina N. M. Detskoe dvizhenie kak predmet nauchnogo poznanija. // Vestnik Udmurtskogo Universiteta. 2008. No 2-3. 81-92 p.

13. Asafova T.F. "My istoriej nashej ediny" — muzejnaja jekspozicija kak istoch-nik sovremennyh znanij o detskom dvizhenii // Prosvetitel'skaja dejatel'nost' uchrezhdenij social'no-kul'turnoj sfery po formirovaniju cennostnyh orient-acij detej i molodezhi v kontekste sovremennoj kul'turnoj politiki Rossijskogo gosudarstva. Orjol. 2021. 55-59 p.

14. Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike / N.L. Selivanova. M. 2010. 211 p.

15. Volohov A. V. Iskry dobryh del / A. V. Volohov. M. Voronezh: Nauchno-prakticheskij centr Mezhdunarodnogo sojuza detskih obshhestvennyh ob#edinenij "Sojuz pionerskih organizacij-federacija detskih organizacij" SPO-FDO. 2012. 100 p.

16. Ustav Obshherossijskogo obshhestvenno-gosudarstvennogo dvizhenija detej i molodezhi "Dvizhenie pervyh". Moskva. 2022. URL: https://bud'vdvizhenii. rf/documents (data obrashhenija: 11.09.2023). — Rezhim dostupa: sait "RDDM 'Dvizhenie pervykh'". — Tekst: elektronnyi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Programma vospitatel'noj raboty Obshherossijskogo obshhestvenno-gos-udarstvennogo dvizhenija detej i molodezhi "Dvizhenie pervyh" (Proekt). Moskva. 2023. URL: https://prog.bud'vdvizhenii.rf/ (data obrashhenija: 12.09.2023). — Rezhim dostupa: sait "RDDM 'Dvizhenie pervykh'". — Tekst: jelektronnyj.

18. GolovahaE.I., KronikA.A. Psihologicheskoe vremja lichnosti. Kiev: Naukova dumka. 1984. 209 p.

19. Alieva L. V. Detskoe dvizhenie — sub#ekt vospitanija: teorija, istorija, praktika. Monografija. M. 2002. 14 p.

20. Kniga vozhatogo. M. Molodaja gvardija. 1972. 351 s.

21. Gubin D.P. Vy protiv novoj pionerii? A ja — za! URL: https://www.rosbalt. ru/blogs/2015/11/01/1456804.html?ysclid=lozphs934o676397373 (data obrashhenija: 11.09.2023). — Rezhim dostupa: sait "Rosbalt". — Tekst: elektronnyi.

22. Zamostjanov A.A. Pionerskaja organizacija: istorija fenomena. M. 2022. 320 p.

23. Novikova L.I. Pedagogika vospitanija: Izbrannye pedagogicheskie trudy / Pod red. N.L. Selivanovoj, A. V. Mudrika. Sost. E.I. Sokolova. M. 2009. 349 p.

24. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8 t. T. 4. 1984. 400 p.

25. Rean A.A., Kolominskij Ja.L. Social'naja pedagogicheskaja psihologija. SPb. 1999. 416 p.

26. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. V 30-ti t. 3-e izd. M.: Sovet. jen-cikl., 1969-1986. Il., kart. URL: https://www.booksite.ru/full-text/1/001/008/123/764.htm (data obrashhenija: 22.08.2023). — Rezhim dostupa: sait Vologodskoi oblastnoi universal'noi nauchnoi biblioteki. — Tekst: elektronnyi.

27. Kuznecova E. V. Slovarik koordinatora detskogo dvizhenija. M. 2008. URL: https://didacts.ru/slovari/slovarik-koordinatora-detskogo-dvizhenia.html (data obrashhenija: 11.09.2023). — Rezhim dostupa: sait "Natsional'naya pedagogicheskaya entsiklopediya". Tekst: jelektronnyj.

About the Authors

Elena Yu. Ilaltdinova — Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of Scientific and Methodological Support for Children and Youth Associations and Communities, Federal State Budgetary Institution "Russian Academy of Education," Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-00029017-4658. E-mail: ilaltdinova@raop.ru

Alena A. Kovyteva — Chief Analyst of the Laboratory of Scientific and Methodological Support of Children's and Youth Associations and Communities, Federal State Budgetary Institution "Russian Academy of Education," Moscow, Russia. ORCID ID: 0009-0001-4898-7479. E-mail: aliona_kovyteva@mail.ru © E. Yu. Ilaltdinova, A.A. Kovyteva, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.