Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА'

СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Соколовская Ольга Константиновна, Цатурян Марина Оганесовна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка. В сравнении с семьями, воспитывающими ребенка без признаков одаренности, изучаемые семьи отличаются более частой встречаемостью такого стиля воспитания как гипопротекция, меньшим количеством запретов по отношению к ребенку, большей выраженностью уступчивости по отношению родителей к детям. Одаренные дети видят своих отцов более автономными, а матерей менее доминирующими и неустойчивыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Соколовская Ольга Константиновна, Цатурян Марина Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN FAMILIES RAISING AN INTELLECTUALLY GIFTED CHILD

The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of child-parent relationships in families raising an intellectually gifted child. In comparison with families raising a child without signs of giftedness, the studied families are characterized by a more frequent occurrence of the hypoprotection style, fewer prohibitions in relation to the child, and a greater degree of compliance in relation to the children of parents. Gifted children see their fathers as more autonomous and their mothers as less dominant and unstable.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»

3. Костина, Л.А. Особенности эмоциональной сферы у юношей и девушек в полных и неполных семьях / Л.А. Костина, А.С. Кубекова, В.П. Мамина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3. - С.183-187.

4. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // «Психологическая наука и образование». - 1998. - № 2. - С. 19-21.

5. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Прайм-Еврознак, 2003. - 480 с.

6. Слепко, Ю.Н. Анализ и интерпретация результатов психологического исследования: учебное пособие / Ю.Н. Слепко, Т.В. Ледовская, А.Э. Цымбалюк. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 290 с.

7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 272 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка. В сравнении с семьями, воспитывающими ребенка без признаков одаренности, изучаемые семьи отличаются более частой встречаемостью такого стиля воспитания как гипопротекция, меньшим количеством запретов по отношению к ребенку, большей выраженностью уступчивости по отношению родителей к детям. Одаренные дети видят своих отцов более автономными, а матерей менее доминирующими и неустойчивыми.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, подростки, детско-родительские отношения.

Annotation. The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of child-parent relationships in families raising an intellectually gifted child. In comparison with families raising a child without signs of giftedness, the studied families are characterized by a more frequent occurrence of the hypoprotection style, fewer prohibitions in relation to the child, and a greater degree of compliance in relation to the children of parents. Gifted children see their fathers as more autonomous and their mothers as less dominant and unstable.

Key words: intellectual giftedness, adolescents, child-parent relationships.

Введение. Психологи в настоящее время все чаще отмечают, что семейные отношения имеют огромное значение для формирования личности одаренного ребенка и развития его потенциала. В то же время исследований, посвященному этому вопросу, недостаточно. Психологической теории и практике не хватает детального изучения той специфики в отношениях родителей и детей, которая характеризует семьи, воспитывающие интеллектуально одаренного ребенка.

Семья является главным фактором гармонично протекающего личностного развития интеллектуально одаренного ребенка, его адекватной самореализации. Именно в семье закладываются первоначальные важные качества личности, которые формируют психологическую устойчивость, позитивные взгляды, жизнеспособность и целеустремленность. Из-за трудностей самоактуализации у подростка возникают вторичные расстройства личности, которые проявляются в эмоциональных нарушениях, хроническом чувстве неудовлетворенности собой, что в конечном итоге приводит к трудностям в социальной адаптации. На наш взгляд, современным родителям, воспитывающим интеллектуально одаренных детей, необходима помощь по оптимизации отношений с ними [2, 41.

Целью нашего исследования, таким образом, явилось изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей. Мы предположили, что существуют особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, а именно: у родителей наблюдается более выраженный позитивный интерес по отношению к детям, большая автономность, менее выраженная директивность в воспитании детей в сравнении с семьями, воспитывающими детей без признаков одаренности.

Выборку составили обучающиеся 6-х классов в количестве 60 человек и их родителей в количестве 48 человек. 30 детей были с признаками одаренности (высокий уровень интеллекта, достижения в интеллектуальной сфере, высокая познавательная мотивация и др.), остальные 30 такими признаками не обладали. Исследование проводилось на базе БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» и МОУ «СОШ №1» с углубленным изучением английского языка г. Вологды.

Для диагностики детско-родительских отношений, раскрывающей содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков, нами была использована методика Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана«Подростки о родителях». Следует отметить, что первичной основой данной методики является опросник «Children's Report of Parental Behavior Inventory», который включал в себя 28 шкал по 10 заданий в каждой. Сам автор опросника в качестве основных параметров воспитания рассматривал принятие, опеку и контроль.

Методика «Подростки про родителей» позволяет описать отношения с родителем (отдельно с матерью и отцом) по наиболее общим проявлениям: позитивный интерес, враждебность, автономность, директивность и непоследовательность [1].

Для диагностики различных нарушений процесса воспитания, выявления типа негармоничного (патологизирующего) воспитания и установления психологических причин этих нарушений нами была проведена на родителях методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса «Опросник стиля родительского воспитания» [3].

В результате были собраны эмпирические данные о текущей ситуации детско-родительских отношений с точки зрения подростков, а также в ходе исследования были выявлены типы патологизирующего воспитания в семьях, воспитывающих одаренного ребенка, и в семьях, воспитывающих ребенка без признаков одаренности.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы выявить специфику детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка, мы сравнили результаты диагностики в выделенных нами группах с помощью ^критерия Манна Уитни. С его помощью мы можем определить, являются ли различия показателей значимыми. Результаты представлены отдельно по оценке отца (таблица 1) и матери (таблица 2).

Таблица 1

Значения статистического критерия и показателей статистической значимости при оценке детьми отца

(^критерий Манна Уитни)

Наименование шкал опросника Темп Уровень значимости

Позитивный интерес -,509 ,611

Директивность -,240 ,810

Враждебность -,352 ,725

Автономность -2,194 ,028*

Непоследовательность -,281 ,779

Исходя из анализа данных, мы можем сделать вывод о том, что есть различия при оценивании автономности отцов. Интеллектуально одаренные подростки воспринимают своих отцов более автономными.

Таблица 2

Значения статистического критерия и показателей статистической значимости при оценке детьми матери

(^критерий Манна Уитни)

Наименование шкал опросника Темп Уровень значимости

Позитивный интерес -,475 ,635

Директивность -2,450 ,014*

Враждебность -1,410 ,159

Автономность -,830 ,406

Непоследовательность -2,292 ,022*

В отношениях интеллектуально одаренных подростков к матери есть специфические особенности по шкалам директивность и непоследовательность матерей. Одаренные дети воспринимают своих матерей менее директивными и в меньшей степени непоследовательными, чем дети без признаков одаренности.

Итак, мы можем заключить, что в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, подростки воспринимают отцов как более автономных. В семьях, воспитывающих детей без признаков одаренности, подростки отмечают такие характеристики своих отцов как: враждебность, непоследовательность и директивность. По мнению этих детей, отцы слабо выражают свой позитивный интерес и автономность по отношению к ним.

Отношения с матерью у интеллектуально одаренных подростков характеризуются меньшей директивностью и непоследовательностью с ее стороны. В семьях, воспитывающих ребенка без признаков одаренности, директивность матери по отношению к подросткам выражена ярче. Она обычно раскрывается в чрезмерном навязывании ребенку чувства вины по отношению к ней, ее постоянным напоминаниям о том, что мать жертвует всем ради ребенка, полностью взяв на себя ответственность за все, что он сделал, делает и будет делать. Дети без признаков одаренности воспринимают свою мать как менее непоследовательную. Непоследовательность заключается в проводимой матерью линии воспитания, которая воспринимается подростками как некое чередование таких психологических тенденций, как господство силы, амбиций и покорности, деликатности и недоверчивой подозрительностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в семьях, воспитывающих ребенка с признаками одаренности, в стиле родительского воспитания присутствует автономность, которая благотворно влияет на интеллектуальное развитие подростков. Также на процесс и результаты познавательной и учебной деятельности подростка положительно влияет и позитивное отношение к ней родителей. Присутствие директивности, враждебности и непоследовательности в стиле воспитания подростков негативно отражается на их самораскрытии. Возможно, именно данные характеристики взаимоотношений родителей и детей способствовали раскрытию высоких интеллектуальных способностей последних.

Перейдем к анализу результатов, полученных с помощью методики «Опросник стиля родительского воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Она была проведена на родителях с целью выявления различных нарушений процесса воспитания, определения типа негармоничного (патологизирующего) воспитания и установления психологических причин этих нарушений. Для математико-статистического анализа данных мы применили ^критерий Манна Уитни, который предназначен для оценки расхождения между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака. Он позволяет выявить различия в значении параметра между двумя выборками. С его помощью мы можем определить, являются ли различия черт семейного воспитания значимыми.

Исходя из математико-статистической обработки полученных результатов, мы обнаружили, что существуют различия в чертах родительского воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с признаками одаренности, а именно: менее выражена гиперпротекция и чрезмерность требований, ярче выражена гипопротекция и потворствование. Таким образом, мы видим, что к одаренным детям родители предъявляют меньше требований, меньше опекают их, больше им уступают. Это связано с особенностями развития одаренного подростка.

Устойчивые сочетания различных паталогизирующих черт воспитания представляют тип негармоничного воспитания. Проанализировав выделяющие черты в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, и в семьях, воспитывающих детей без признака одаренности, мы получили следующие данные. Для оценки различий нами был использован критерий согласия Пирсона (Хи-квадрат). Среди семей, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, преобладают два стиля негармоничных взаимоотношений: доминирующая гиперпротекция и гипопротекция. Среди семей, воспитывающих детей без признаков одаренности преобладают такие стили негармоничных взаимоотношений, как доминирующая гиперпротекция и повышенная моральная ответственность.

Присутствующая доминирующая гиперпротекция говорит нам о том, что родители проявляют излишнюю заботу о ребенке, стремятся к тесному эмоциональному контакту с ним. Вследствие такого стиля воспитания зачастую вырастает несамостоятельная личность, полностью зависящая от родителей, эгоцентричная, усиливающая в себе астенические черты. Стоит отметить то, что доминирующая гиперпротекция преобладает как в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, так и в семьях, воспитывающих детей без признаков одаренности.

Также стоит обратить внимание на то, что часто встречается в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка и такой стиль, как гипопротекция, что говорит нам об обратном отношении родителей к детям. При этом стиле воспитания проявляется безразличие к ребенку, отсутствуют требования и контроль за ним. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка, из-за чего он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциальным.

Выявленные особенности взаимоотношений родителей и детей, безусловно, связаны с особенностями развития личности одаренного ребенка. Родители одаренных подростков зачастую жалуются, что ощущают, что ребенок их умнее, взрослее, ответственнее в отдельных моментах жизни. Возможно, по этой причине родители начинают вести себя с подростков менее требовательно, но при этом роль родителя, к сожалению, не выполняется в полном объеме. На самом деле занимать такую позицию по отношению к своему ребенку не вполне верно. Психологу стоит объяснять родителям, что несмотря на то, что их ребенок очень много знает, быстро соображает, он еще не является сформировавшейся личностью, и нуждается во взрослом, который безусловно его любит, поддерживает, является самодостаточным и уверенным в себе человеком. Только при таких отношениях с родителями возможно гармоничное развитие подростка.

Для гармоничного развития и взросления подростка с признаками одаренности родители должны возлагать на него обязанности, необходимые для выполнения при любых обстоятельствах. Это могут быть домашние дела, забота о других членах семьи или домашних питомцах и т.д. Чем старше ребенок, тем более серьезными должны быть обязанности и их количество должно возрастать. Такой подход к воспитанию готовит ребенка к самостоятельной жизни, воспитывает в нем ответственность, дисциплинированность, трудолюбие.

Не стоит также забывать и о требовательности к ребенку в плане соблюдения норм и правил общения. Необходимо учить ребенка адекватно общаться с другими людьми, на своем примере показывать, как это необходимо делать. Прежде всего, пользоваться приемом "Я-высказывание", когда озвучиваются свои чувства, желания, проговаривается то, что не нравится в данной ситуации, предлагается ее решение. Научившись этому в семье, от своих родителей, подросток имеет гораздо больше шансов проявить эффективность и при общении в более широком социуме.

В семьях, воспитывающих ребенка без признаков одаренности, часто встречается такой стиль как повышенная моральная ответственность. Этот стиль воспитания сочетает высокие требования родителей к ребенку с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабочены будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами, из-за чего ребенок вырастает тревожным и мнительным.

Выводы. В ходе исследования нами были выявлено, что в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, подростки воспринимают отцов более автономными, а матерей менее непоследовательными и менее директивными, чем в семьях, воспитывающих детей без признаков одаренности. Также мы выявили, что среди семей, воспитывающих интеллектуально-одаренного ребенка преобладают два стиля негармоничных взаимоотношений между родителями и ребенком: доминирующая гиперпротекция и гипопротекция.

На основе полученных в исследовании данных мы пришли к выводу, что в целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Родители несмотря на высокий уровень интеллектуального развития подростка должны оказывать ему поддержку, возлагать на него посильные обязанности, не пытаясь удовлетворить полностью все желания своего ребенка, соблюдая разумность и сохраняя заботливое и уважительное отношение к его личности.

Литература:

1. Вассерман, Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Р. Ромицына. - Санкт-Петербург, 2001. - 66 с.

2. Калинкина, Е.М. Психология одаренности: учебное пособие / Е.М. Калинкина, Т.А. Поярова. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 96 с.

3. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 336 с.

4. Якимова, Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одарённых детей / Т.В. Якимова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 88-90.

Психология

УДК 370

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент 2 курса Забудская Наталья Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье отмечено, что на формирование личности ребенка с самого раннего детства оказывают влияние множество факторов, и одним из факторов оказывающих значительное воздействие на поведенческие установки, на воспитание ребенка является внутреннее благополучие семьи. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В контексте рассматриваемой проблемы под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети», иными словами процесс должного семейного воспитания ребенка протекает с большим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.