Научная статья на тему 'Специфика автобиографизма в драме М. Ю. Лермонтова "Странный человек"'

Специфика автобиографизма в драме М. Ю. Лермонтова "Странный человек" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
553
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DRAMA "THE STRANGE MAN" / LERMONTOV / AUTOBIOGRAPHICAL PLAY / VLADIMIR ARBENIN / BIOGRAPHY / PERSONAL TRAGEDY / ДРАМА "СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК" / ЛЕРМОНТОВ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПЬЕСА / ВЛАДИМИР АРБЕНИН / БИОГРАФИЯ / ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмадова Т. Х.

В статье рассматривается пьеса М.Ю. Лермонтова «Странный человек» с точки зрения воплощения в ней личного биографического опыта поэта М.Ю. Лермонтова. Анализируется образ главной героини Н.Ф. Загорскиной и его соотнесенность с реальным прототипом Н.Ф. Ивановой. Автор пришёл к заключению, что романтический образ героя драмы «Странный человек» вместил в себе огромное содержание, собрав, как в фокусе, личный опыт писателя, его раздумья о жизни, о себе самом, о своей судьбе и судьбах людей, близких ему по духу. Богатство содержания делает образ Владимира Арбенина особенно значительным и позволяет взглянуть на юношеское автобиографическое произведение Лермонтова как на серьезное творческое достижение в создании портрета своего современника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF AUTOBIOGRAPHY IN M. YU. LERMONTOV’S DRAMA “THE STRANGE MAN”

The article examines Mikhail Lermontov's drama “The Strange Man” from a point of view of incarnation of the poet's personal biographical experience. The work examines the way the main character N.F. Zagorsky relates to the real prototype N.F. Ivanova. The author concluded that the romantic image of the character in the drama encompasses huge contents gathering personal experience of the writer, his thoughts about life, about himself, about his fate and the fate of people who are close to him spiritually. Wealth of the contents makes the image of Vladimir Arbenin especially significant and lets look at youthful autobiography of Lermontov as a serious creative accomplishment in creating portraits of his contemporaries.

Текст научной работы на тему «Специфика автобиографизма в драме М. Ю. Лермонтова "Странный человек"»

7. Дзедаева М.С. Числовой код в семиотике осетинской лингвокультуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2011; 2: 198 - 202.

8. Федоровская Н.А. Символика чисел один, два и три в «Послании о рае» Василия Калики. Н.А. Федоровская. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012; 12-3 (26): 195 - 198.

9. Маджидов С.Р. Приблизительное количество как языковая категория и способы его выражения в современном русском языке. Диссертация ... кандидата филологических наук. Таганрог, 1995.

10. Крылова М.Н. Авторская символика чисел в рассказах Вадима Шарапова. Филология и литературоведение. 2014; 10. Available at: http://philology.snauka.ru/2014/09/950. - Дата обращения: 02.10.2014.

References

1. Lykov A.V. Imena chislitel'nye kak sredstvo ob'ektivacii povestvovaniya v proizvedeniyah A.P. Chehova. HH chehovskie chteniya: materialy lingvisticheskoj sekcii. Taganrog, 2001: 59 - 65.

2. Vinogradov V.V. Problemyrusskojstilistiki. V.V. Vinogradov; Predisl. i komment. V.G. Kostomarova, Yu.A. Bel'chikova. Moskva: Vyssh. shk., 1980.

3. Makerova S.R. Imya chislitel'noe i kvantifikaciya v hudozhestvennom tekste. S.R. Makerova. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2013; 4 (128): 22 - 39.

4. Izotova N.V. Chislovoj ryad v dialogicheskom obschenii personazhej A.P. Chehova. Tvorchestvo A.P. Chehova: recepcii i interpretacii. Sb. materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Rostov-na-Donu, 1 - 4 oktyabrya 2012 goda. Rostov-na-Donu: Foundation, 2013: 184 - 188.

5. Mifologicheskijslovar'. Glavnyj redaktor E.M. Meletinskij. Moskva, 1990.

6. Shuklin A. Simvolika chisel v romane F.M. Dostoevskogo «Idiot». Nacional'naya identichnost' i gendernyj diskurs v literature XIX - XX vv.: Materialy mezhdunarodnyh issledovanij. Otvetstvennyj redaktor E.N. 'Ertner, A.A. Medvedev. Tyumen', 2009: 32 - 36.

7. Dzedaeva M.S. Chislovoj kod v semiotike osetinskoj lingvokul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeniK.L. Hetagurova. 2011; 2: 198 - 202.

8. Fedorovskaya N.A. Simvolika chisel odin, dva i tri v «Poslanii o rae» Vasiliya Kaliki. N.A. Fedorovskaya. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 2012; 12-3 (26): 195 - 198.

9. Madzhidov S.R. Priblizitel'noe kolichestvo kak yazykovaya kategoriya i sposoby ego vyrazheniya v sovremennom russkom yazyke. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Taganrog, 1995.

10. Krylova M.N. Avtorskaya simvolika chisel v rasskazah Vadima Sharapova. Filologiya iliteraturovedenie. 2014; 10. Available at: http://philology. snauka.ru/2014/09/950. - Data obrascheniya: 02.10.2014.

Статья поступила в редакцию 14.09.18

УДК 821.161.1

Akhmadova T.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Literature,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF AUTOBIOGRAPHY IN M. YU. LERMONTOV'S DRAMA "THE STRANGE MAN". The article examines Mikhail Lermontov's drama "The Strange Man" from a point of view of incarnation of the poet's personal biographical experience. The work examines the way the main character N.F. Zagorsky relates to the real prototype N.F. Ivanova. The author concluded that the romantic image of the character in the drama encompasses huge contents gathering personal experience of the writer, his thoughts about life, about himself, about his fate and the fate of people who are close to him spiritually. Wealth of the contents makes the image of Vladimir Arbenin especially significant and lets look at youthful autobiography of Lermontov as a serious creative accomplishment in creating portraits of his contemporaries.

Key words: drama "The Strange Man", Lermontov, autobiographical play, Vladimir Arbenin, biography, personal tragedy.

Т.Х. Ахмадова, канд. пед. наук, доц. каф. русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА АВТОБИОГРАФИЗМА В ДРАМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

В статье рассматривается пьеса М.Ю. Лермонтова «Странный человек» с точки зрения воплощения в ней личного биографического опыта поэта М.Ю. Лермонтова. Анализируется образ главной героини Н.Ф. Загорскиной и его соотнесенность с реальным прототипом Н.Ф. Ивановой. Автор пришёл к заключению, что романтический образ героя драмы «Странный человек» вместил в себе огромное содержание, собрав, как в фокусе, личный опыт писателя, его раздумья о жизни, о себе самом, о своей судьбе и судьбах людей, близких ему по духу. Богатство содержания делает образ Владимира Арбенина особенно значительным и позволяет взглянуть на юношеское автобиографическое произведение Лермонтова как на серьезное творческое достижение в создании портрета своего современника.

Ключевые слова: драма «Странный человек», Лермонтов, автобиографическая пьеса, Владимир Арбенин, биография, личная трагедия.

Во всех произведениях М.Ю. Лермонтова можно почувствовать личный опыт пережитого и передуманного им. Очень рано в творчестве Лермонтова обнаружилось то, что дало возможность Белинскому назвать его поэтом «настоящего» [3, с. 268]. В автобиографических пьесах Лермонтов обратился непосредственно к воспроизведению русской действительности, определившей и характер, и все повороты судьбы его героев.

В драме «Странный человек», представляющей собой нечто вроде мемуара в драматической форме, Лермонтов дает автобиографические моменты из своей жизни, а именно, отношения Владимира Арбенина с Натальей Федоровной Загорскиной: увлечение его Н.Ф. Ивановой и ее измену. Героиню драмы также зовут Натальей Федоровной, как Иванову. Лермонтов воспроизвел семейное положение, возраст и даже характер прототипа Загорскиной. Своему герою Владимиру Арбенину, наделенному им

близкими ему чертами, он приписал собственные стихи, посвященные автором Н.Ф. Ивановой. Можно сказать, что у поэта не было цели точного воспроизведения фактов своей биографии.

В ранних драмах из русской жизни Лермонтов стремится воспроизвести психологический портрет своего поколения, опираясь на собственные настроения, переживания, раздумия о жизни. Поэтому монологи героев драм подчас неотделимы от юношеской лирики Лермонтова и звучат как исповедь души самого поэта, обобщение его лирических и философских размышлений. Большое место в лирике Лермонтова 1830-1831 годов принадлежит мотиву обличения светского общества, осуждения его лжи и лицемерия, отравившего жизнь и душу поэта.

Автобиографическое явилось для Лермонтова лишь основой, на которой драматург рисует широкую картину жизни русского общества начала 30-х годов. В драме обращает на себя

внимание стремление молодого драматурга охватить множество разноречивых проявлений действительности, эпохи, в которой довелось жить ему самому и его героям. Однако приметы времени, люди, их отношения, состояние русского общества интересуют здесь Лермонтова не столько сами по себе, сколько как средство раскрытия образа героя, воплотившего в себе самые характерные стороны лермонтовского поколения.

В основе драмы находится общественно-философская проблема добра и зла. Владимир Арбенин - человек с доброй и чуткой душой, открытой всем впечатлениям жизни, жаждущей получить от него свою долю тепла и участия. Юноша-гуманист, выше всего ставящий законы человечности, совершенно беззащитен перед коварством, жестокостью и ложью. Добрый и ласковый сын, он с ужасом убеждается в том, что отец его - сухой, расчетливый эгоист, для которого мнение света выше всего. Павел Григорьевич Арбенин хитрит перед сыном, умоляющим его сжалиться над матерью, обманывает его только из боязни показаться смешным в глазах окружающих: «Что скажут в свете?» [1, с. 154]. Жестокость такого рода, узаконенная правилами светской жизни, - страшное откровение для Владимира, разрушающее его представления о родственных привязанностях и человеческом долге [1, с. 155].

Психологическая коллизия «лишнего человека» [2, с. 18], с которым сурово обошлась среда, раскрыта Лермонтовым в ее социальном звучании, в её связи с общественными отношениями эпохи. Как Чацкий, Арбенин наделил несуществующими достоинствами девушку очень обыкновенную, воспитанную в понятиях и обычаях света. Первое время Наташа Загорскина поддалась влиянию горячего чувства Владимира; ей, видимо, льстила любовь необычного, непохожего на других юноши с таким беспощадно резким и прямым взглядом на окружающее. Но увлечение оказалось очень коротким, так как подсознательно светскую девушку всегда тяготила близость этого непонятного, странного человека. Скорее всего, можно сказать, что «любовь дается только тем, кто по-настоящему достоин её» [3, с. 156].

Идея самопознания становится одной из философских основ ранней лирики Лермонтова. Потребность понять себя, свои возможности и склонности была для Лермонтова средством определить свое место в жизни, предугадать свое назначение, свой путь. Итогом самопознания для Лермонтова был вывод, что жизнь - это борьба, действие, и доля его участия в этом бурном процессе бытия должна быть самой полной. [4] Не случайно мысль о величии своего призвания, о значительности своей творческой личности, надежда на заслуженное призвание проявляются во многих ранних стихотворениях Лермонтова («Н.Ф. И...вой», «Я молод, но кипят на сердце звуки...», «Нет, я не Байрон», «Я не унижусь пред тобой» и др.).

Образ Арбенина как бы обобщил все эти сложные процессы философских и поэтических раздумий Лермонтова и его современников. Правда, Лермонтов не счёл нужным показать в драме движение, развитие философских постижений Владимира, но несколько многозначительных и выразительных штрихов ставят этого героя в один ряд с теми, кто прошел в 30-е годы сложный путь идейных исканий.

В начале драмы, находясь еще на пороге катастрофы, Владимир говорит о «тяжелой ноше самопознания, которая с младенчества была его уделом» [1, с. 157]. Это признание открывает как бы особую сторону в процессе становления личности героя,

Библиографический список

позволяет еще в большей мере ощутить в нем человека своей эпохи. Рассказ 3-го гостя об Арбенине в финале драмы отчасти конкретизирует полный внутреннего напряжения путь героя к познанию самого себя, познанию мира и своего места в нем. Юноша, имевший «характер пылкий, душу беспокойную», терзается какой-то «глубокой печалью», неясными стремлениями. Знакомство с «дурной стороной» света порождает в нем «горькую досаду против человечества». И одновременно он полон творческого горения, энергии поэтического созидания: «У него нашли множество тетрадей, где отпечаталось все его сердце; там есть стихи и проза, есть глубокие мысли и огненные чувства!.. В его опытах виден гений!..» [1, с. 195].

Самопознание неизбежно основывалось на пристальном взгляде в себя, на углубленном осмыслении всех сторон и оттенков своего внутреннего мира, и Арбенин наделен этой мучительной для впечатлительного человека «привычкой». Процесс самопознания неизбежно должен был привести Арбенина, как и его современников, к «исполинским замыслам». Но Арбенин вспоминает о них, как о печальном заблуждении юности, разрушенном суровой действительностью.

В драме большое значение для понимания духовного мира и гражданских интересов героя играет сцена студенческой вечеринки, где собрались друзья Арбенина. Хотя самого героя в этой сцене нет, о нем говорят, читают его стихи, поднимают в честь него тост. Мысли и разговоры студентов, для которых Арбенин - «славный товарищ» [5, с. 169], не могут не отражать и его мыслей, его суждений. Студенческая сцена в драме «Странный человек» тем более интересна и значительна, что в ней, по предположению Н.Л. Бродского изображен кружок самого Лермонтова, сложившийся в университетский период, и, следовательно, она создает представление о том, какими интересами и в каком окружении жил поэт в студенческие годы [6, с. 146].

Какие же стороны общественной жизни стоят в центре внимания друзей Арбенина, московских студентов? Эта безудержно веселящаяся молодежь горячо рассуждает о судьбах России, о путях ее национального развития, о величии подвига русских в 1812 году.

Не случайно в драме в ответ на споры о путях развития России звучат патетические слова Заруцкого о смысле и значении событий 1812 года: «А разве мы не доказали в двенадцатом году, что мы русские? Такого примера не было от начала мира! Мы современники и вполне не понимаем великого пожара Москвы... Мы должны гордиться, а оставить удивление потомкам и чужестранцам! Ура! господа! Здоровье пожара Московского» [1, с. 168]. Устами Заруцкого Лермонтов высказывает чрезвычайно зрелые, глубокие мысли, выражающие интересы участников его студенческого кружка. Мнение Заруцкого было, бесспорно, мнением и самого Лермонтова, в чьем творчестве героическая тема 1812 года стала постоянной.

Романтический образ героя драмы «Странный человек» вместил в себе огромное содержание, собрав, как в фокусе, личный опыт писателя, его раздумья о жизни, о себе самом, о своей судьбе и судьбах людей, близких ему по духу. Богатство содержания делает образ Владимира Арбенина особенно значительным и позволяет взглянуть на юношеское автобиографическое произведение Лермонтова как на серьезное творческое достижение в создании портрета своего современника.

1. Лермонтов Михаил Юрьевич. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. Драмы. Москва, 1957.

2. Ахмадова Т.Х. Тема любви в произведениях Л.Н. Толстого и А.И. Куприна. Вестник Чеченского государственного университета. 2015; 4 (20): 150 - 156.

3. Ахмадова Т.Х. Русская армия в произведениях Л.Н. Толстого и А.И. Куприна. Lingua-universum. 2015; 4: 14 - 18.

4. Козуева Х.М., Ахмадова Т.Х. Влияние Кавказа на творчество М.Ю. Лермонтова. Наука и молодежь: Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. 2016: 267 - 271.

5. Соколова А.Н., Гиреева Д.А. Лермонтов М.Ю. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963.

6. Огарев Н. Стихотворения и поэмы. Москва, 1956.

References

1. Lermontov Mihail Yur'evich. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah. T. 5. Dramy. Moskva, 1957.

2. Ahmadova T.H. Tema lyubvi v proizvedeniyah L.N. Tolstogo i A.I. Kuprina. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 4 (20): 150 - 156.

3. Ahmadova T.H. Russkaya armiya v proizvedeniyah L.N. Tolstogo i A.I. Kuprina. Lingua-universum. 2015; 4: 14 - 18.

4. Kozueva H.M., Ahmadova T.H. Vliyanie Kavkaza na tvorchestvo M.Yu. Lermontova. Nauka i molodezh': Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov, molodyh uchenyh i aspirantov. 2016: 267 - 271.

5. Sokolova A.N., Gireeva D.A. Lermontov M.Yu. Voprosy zhiznii tvorchestva. Ordzhonikidze, 1963.

6. Ogarev N. Stihotvoreniya ipo'emy. Moskva, 1956.

Статья поступила в редакцию 19.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.