Научная статья на тему 'Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии'

Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5918
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / СТАДИИ АДАПТАЦИИ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / АДЕКВАТНОЕ И УМЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADAPTATION / ADAPTATION OF SERVICEMEN STAGE ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL COMFORT / ADEQUACY AND APPROPRIATENESS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неронова О.Э.

В статье рассматривается динамический процесс адаптации военнослужащих, который включает три стадии ориентировочную, критическую и завершающую; анализируются трудности, с которыми сталкиваются солдаты в процессе адаптации к службе в армии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS RESETTLEMENT FOR MILITARY SERVICE

The paper examines the dynamic process of resettlement, which includes three stages indicative, critical and final; The difficulties faced by soldiers in the process of adaptation to military service

Текст научной работы на тему «Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии»

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СЛУЖБЕ В АРМИИ

О.Э. Неронова

В статье рассматривается динамический процесс адаптации военнослужащих, который включает три стадии ориентировочную, критическую и завершающую; анализируются трудности, с которыми сталкиваются солдаты в процессе адаптации к службе в армии

Ключевые слова: адаптация военнослужащих, стадии адаптации, адаптированность, психологический комфорт, адекватное и уместное поведение

Проблема адаптации военнослужащих к службе в армии представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в военной педагогике и психологии. Это обстоятельство связано с тем, что решение данной проблемы может существенно упростить прохождение военной службы, а так же повлиять на ее качество. Гарантией успешного прохождения воинской службы является устойчивая адаптация личности к ее условиям.

Адаптация военнослужащих к воинской деятельности влияет на успешность данной деятельности, психологический комфорт военнослужащих, адекватное и уместное поведение, оптимальное взаимодействие с военным коллективом.

Адаптация военнослужащих к военной службе представляет собой два относительно самостоятельных процесса последовательного вхождения их сначала в коллективы учебных подразделений (первичная адаптация), а затем - в коллективы боевых подразделений (вторичная адаптация).

Процесс адаптации, как первичной, так и вторичной, включает в себя ряд последовательных стадий: ориентировочную; критическую; завершающую. В нем также выделяется три сферы: установления взаимоотношений в системе «подчиненный -начальник»; установления взаимоотношений в системе служебного и личного общения между сослуживцами; установления отношений между личностью новобранца и воинским коллективом [2].

На ориентировочной стадии новобранцы проявляют стремление к выполнению требований командиров, старательность и исполнительность. Одновременно идет процесс оценивания личностных качеств, как и руководителей, так и отдельных представителей военного коллектива, выработки и апробации определенных стилей взаимодействия с ними.

Неронова Ольга Эдуардовна - ВГУ, аспирант, e-mail: beregn55@mail.ru

В период критической стадии адаптации могут возникать конфликты, во

взаимоотношениях военнослужащих с

начальством, коллективом или с конкретными личностями.

На завершающей стадии адаптации вырабатывается устойчивая модель поведения. Наблюдается дифференциация военнослужащих на три основные группы в зависимости от отношения к выполнению требований военной службы: а) активно-положительное; б) пассивное; в) активно-отрицательное [3].

В целом, адаптация военнослужащих к службе в армии - это сложный динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно - мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации [1].

Результатом адаптации является

адаптированность, которую, основываясь на исследованиях А. А. Налчаджяна [4], можно охарактеризовать как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляются к ней, а также переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько индивидуум реально оценивает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины,

правонарушениям и взысканиям, суицидальным попыткам, срыву профессиональной деятельности и развитию физических нервно - психических заболеваний [2].

Таким образом, успешность адаптации военнослужащих к службе в армии влияет не только на эффективность прохождения военной службы, но и на жизнедеятельность, эмоциональное состояние и здоровье новобранцев.

Следовательно, специфика адаптации военнослужащих к службе в армии состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие ее коллективом.

С целью эмпирического анализа специфики адаптации военнослужащих к службе в армии, нами был проведен опрос среди военнослужащих, призванных на службу в войсковой части, расположенной в Воронежской области в Грибановском районе. В исследовании приняли участие 127 военнослужащих по призыву. Возраст испытуемых - 18 - 20 лет.

Социальная среда и условия, в которых воспитывались военнослужащие, имеют существенное значение для процесса их адаптации к условиям военной службы. Так, почти 65% опрошенных военнослужащих воспитывались и выросли в полной семье, а 5,7% - в полной многодетной семье. Между тем 29,3% воспитывались в относительно неблагоприятных условиях (в семье без отца). Большинство(85,7%) опрошенных военнослужащих имеют полное или среднее профессиональное образование. Только 14,3 % из числа опрошенных закончили высшее учебное заведение.

Что свидетельствует о том, что военная служба среди молодых людей с высшим образованием не популярна.

Показатель отношения семьи, ближайших родственников и друзей к тому, что опрашиваемый призван в ряды Вооруженных Сил, распределилось следующим образом: «одобряют» или «скорее всего, одобряют» тот факт, что их сын, родственник служит в армии, 70% родителей или родственников; не одобряют в той или иной степени - 30%. Среди друзей - 60%

одобряют, и 40% соответственно не одобряют. Что свидетельствует о том, что социальное окружение респондентов относится к военной службе в целом нейтрально. Одним из показателей адаптированности военнослужащих к армейским условиям является удовлетворенность военной службой. Наиболее распространенными причинами, по которым военнослужащие не удовлетворены службой, являются:

- недостаток личного времени - 63%;

- отсутствие близких друзей, хороших товарищей -58%;

-трудности в освоении военной техники-

40%;

-большие нагрузки внутренней и караульной служб - 37,5%;

- несправедливое отношение офицеров, мичманов, старшин - 34%;

- грубость, оскорбления со стороны сослуживцев -27%;

- бытовые неудобства - 20%;

- частые хозяйственные работы - 20%.

Таким образом, из результатов проведенного

опроса видно, что адаптация военнослужащих к службе в армии проходит недостаточно успешно и существует ряд показателей, усложняющих этот процесс. Что свидетельствует о том, на сегодняшний день не существует разработанной в достаточной степени программы, которая удовлетворяла бы в полной мере специфике адаптации военнослужащих к службе в армии, с учетом личностных особенностей новобранцев. Поэтому данная проблема требует тщательного изучения, детальной проработки и модернизации процесса вхождения прибывших

военнослужащих в воинский коллектив.

Литература

1. Денисов Р. А. Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие. / Р. А. Денисов, С. В. Михайлова. - Саров: СГТ, 2010. - 161 с.

2. Квасов С. Е. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе / С. Е. Квасов, А. А. Кузнецов. - Н. Новгород. : Военно-медицинский институт, 1999. - 120 с.

3. Маклаков А. Г. Военная психология. / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2005. - 464 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). / А. А. Налчаджян. - Ереван. : Издательство АН Армянской ССР, 1988. - 264 с.

Воронежский государственный университет

SPECIFICS RESETTLEMENT FOR MILITARY SERVICE

O.E. Neronova

The paper examines the dynamic process of resettlement, which includes three stages indicative, critical and final; The difficulties faced by soldiers in the process of adaptation to military service

Key words: adaptation of servicemen stage adaptation, adaptation, psychological comfort, adequacy and appropriateness of behavior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.