Научная статья на тему 'Специфические условия пребывания иностранных туристов в СССР'

Специфические условия пребывания иностранных туристов в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1043
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / "ИНТУРИСТ" / ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ / СССР / HISTORY OF TOURISM / "INTOURIST" / FOREIGN TOURISTS / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткалич Алексей Иванович

Вопросы пребывания иностранных туристов на территории Советского государства, обеспечение безопасности и извлечение выгоды от их пребывания всегда волновали структуры, которым было поручено эти вопросы контролировать. Общество «Интурист», созданное в 1929 г., на протяжении всей истории своего существования выполняло основную идейную роль в становлении и развитии советской туристской индустрии. «Интурист» с его пятимиллионным капиталом, пользующийся покровительством первых лиц государства, не имеющий конкурентов в стране, вел свою деятельность на перспективу: строились собственные гостиницы, открывались рестораны при них, формировался собственный автопарк в собственном же гараже, последовательно реализовалась возможность организации широких рекламных кампаний за рубежом. Все это как нельзя лучше способствовало его успешной деятельности. Авторы, исследовавшие феномен «Интуриста», свидетельствуют, что интерес к Советскому Союзу, первому в мире большевистскому государству, в довоенное и послевоенное время, к его людям, его экономическим и духовным достижениям, к его культурному и природному наследию, во многом заслуга «Интуриста». Его деятельность привела к тому, что год от года росло число желающих побывать в СССР. Прием и обслуживание иностранных туристов постепенно совершенствовались, это касалось и гостиничного, и ресторанного, и экскурсионного, и транспортного обслуживания. Кроме того, накопленный опыт сыграл, безусловно, положительную роль в становлении туризма в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CONDITIONS OF FOREIGN TOURISTS’ STAY IN THE USSR

Questions of stay of foreign tourists in the territory of the Soviet State, deriving profit from it and safety and security arrangements were always in the focus of attention of the structures, which were mandated to monitor these issues. The company «Intourist», created in 1929, throughout its history, exercised a main ideological function in the formation and development of Soviet tourism industry. «Intourist» with its five millions capitals under the patronage of the first persons of the state was supreme in the Soviet tourism industry and carried on its business. In particular, the company built own hotels, opened hotel restaurants, formed its own truck fleet in own garage, and consistently organized wide advertising campaigns abroad. All this in the best possible way contributed to its success. The authors, who have studied the phenomenon of «Intourist», show that interest in the Soviet Union, the world’s first Bolshevist state in pre-war and the post-war period, its people, its economic and spiritual achievements, and its cultural and natural heritage, is in many respects the merit of «Intourist». Its activities resulted in increased from year to year the number of people wishing to visit the Soviet Union. Reception and service of foreign tourists, namely, hotel and restaurant, sightseeing and transport services, have been gradually improved. Furthermore, gathered experience has certainly played a positive role in the tourism development in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Специфические условия пребывания иностранных туристов в СССР»

УДК / UDK 338.48; 930.2

DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-80-85

ТКАЛИЧ Алексей Иванович

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва, Российская Федерация); кандидат педагогических наук, доцент;

e-mail: tkalichai@mail.ru

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ В СССР

Вопросы пребывания иностранных туристов на территории Советского государства, обеспечение безопасности и извлечение выгоды от их пребывания всегда волновали структуры, которым было поручено эти вопросы контролировать. Общество «Интурист», созданное в 1929 г., на протяжении всей истории своего существования выполняло основную идейную роль в становлении и развитии советской туристской индустрии. «Интурист» с его пятимиллионным капиталом, пользующийся покровительством первых лиц государства, не имеющий конкурентов в стране, вел свою деятельность на перспективу: строились собственные гостиницы, открывались рестораны при них, формировался собственный автопарк в собственном же гараже, последовательно реализовалась возможность организации широких рекламных кампаний за рубежом. Все это как нельзя лучше способствовало его успешной деятельности. Авторы, исследовавшие феномен «Интуриста», свидетельствуют, что интерес к Советскому Союзу, первому в мире большевистскому государству, в довоенное и послевоенное время, к его людям, его экономическим и духовным достижениям, к его культурному и природному наследию, - во многом заслуга «Интуриста». Его деятельность привела к тому, что год от года росло число желающих побывать в СССР. Прием и обслуживание иностранных туристов постепенно совершенствовались, это касалось и гостиничного, и ресторанного, и экскурсионного, и транспортного обслуживания. Кроме того, накопленный опыт сыграл, безусловно, положительную роль в становлении туризма в современной России.

Ключевые слова: история туризма, «Интурист», иностранные туристы, СССР.

Вопросы пребывания иностранных туристов на территории Советского государства, контроль их деятельности, обеспечение безопасности и извлечение выгоды от их пребывания всегда волновали структуры, которым было поручено эти вопросы контролировать. И если поначалу пребывание иностранцев происходило фактически спонтанно, порой по запискам, исходящим от первых лиц государства, то уже к середине 1920-х гг. процессу стали придавать особое место и значение. В те времена иностранцы по разным причинам приезжали в СССР. Это могли быть: - специалисты-инженеры, которых приглашали для наладки закупаемой за границей производственной техники и оборудования;

- делегации братских рабочих партий из западных стран;

- значительную часть иностранных туристов составляли делегации, причем «среди них мало кто сочувствует нам, но мы уверены, что по возвращении домой они будут лучшими агитаторами в нашу пользу»1, полагали идеологи большевистского государства.

Иностранным гостям, находившимся в стране, нужно было в полной мере обеспечить комфортное и безопасное пребывание. Это касалось условий их проживания, питания, обеспечения транспортными

1 Иностранный туризм СССР. URL: http://geoplanetlife.ru/inostrannyiy-turizm-sssr-ch-2/ (Дата обращения: 20.07. 2016).

средствами, и, конечно же, охраны их жизни, так как преступность имела место в любой период существования нашего государства.

Была еще одна причина, по которой иностранным туристам уделяли пристальное внимание: явная или мнимая шпионская деятельность гостей с Запада.

Период НЭПа (Новая экономическая политика 1921-28 гг.) способствовал развитию предпринимательской инициативы: открывались гостиницы, зазвучала музыка в шикарных ресторанах. Казалось, что страна медленно, но неуклонно возвращается к прежней, дореволюционной жизни. Однако, если у кого-то и возникали иллюзии, что советская власть идет по пути реализации капиталистических ценностей, то у самой советской власти и ее руководителей таких иллюзий не было никогда. Предпринимательские инициативы в области туризма и гостиничного дела в эти годы, хотя и имели место, но с уходом с рынка таких «китов», как «На-циональ», «Савой», «Метрополь», занятых под правительственные учреждения и жилье для советских чиновников, хотя и освободили место для гораздо более мелких гостиниц, не позволяли развивать это дело в должной мере. Видимо, поэтому первые иностранные туристы жаловались на клопов и тараканов в номерах, отсутствие элементарных удобств, холод, отсутствие безопасности. Иностранные гости жаловались даже на случаи того, что из-за отсутствия свободных мест им приходилось спать в коридорах и в ванных комнатах [7, с. 118]. Правда, речь шла не о первой, а о второй категории иностранных гостей. Обслуживание этих двух категорий имело существенную разницу. Тем не менее, власти понимали, что иностранцы в стране - это только «плюсы»: приток валюты, экономические связи, способные передать свои технические знания и опыт специалисты. А еще, что немаловажно, повышение имиджа Советского государства как страны открытой, гостеприимной.

Правительство осознавало, что в страну въезжают люди разного толка, с разными целями, различными намерениями: никто не отменял разведывательной, шпи-

онской деятельности, никто не питал иллюзий, что у молодой Советской республики за рубежом имеются только восторженные друзья. Вместе с тем, понимало оно и то, что стремление въехать в страну будет продолжаться и надо сделать все для обеспечения этих гостей всем необходимым, чтобы пребывание в стране запомнилось, послужило формированию устойчивого положительного мнения о ней.

Здесь следует вспомнить термин «техника гостеприимства», введенный американским исследователем П. Холландером, согласно которому обработка визави ведется таким образом, что у него не остается выбора того, как оценить контакт: только в позитивном ключе. Туристу показывают только те места, которые наиболее выгодно показывать, устраивать встречи с теми, кто настроит гостя на положительное впечатление [7, с. 117]. Пример: «Испанские гости удивлялись, как предупредительны русские, в какую бы семью они ни попали, обязательно на стене они видят карту Испании и план города Мадрида» [7, с. 117]. Делегации немецких рабочих радовались, что в Светском Союзе часто могут поговорить с людьми, хорошо изъяснявшимися по-немецки. Многим из этих гостей было невдомек, что организаторы их пребывания на советской земле водили их только по определенным домам, знакомили только с проверенными людьми, а в целом маршруты их передвижения были тщательно продуманы и организованы Иностранным отделом «Интуриста», согласованы с органами госбезопасности. «Пустить пыль в глаза», подать действительность только в выгодном свете у нас умели на всех уровнях власти - от первых лиц государства до рядовых чиновников, и примеров тут немало. Один из них - пышный прием в СССР и встреча французского писателя Анри Барбюса с самим Иосифом Сталиным, после которой появились восторженные статьи Барбюса в западной прессе и его книги «Россия» и «Сталин» [7, с. 118].

Для иностранных гостей всегда были припасены и колбаса, и фрукты, и икра. Конечно, это не чисто советское явление: законы гостеприимства у любого народа

предписывают достойно встретить гостя, помнить, что и самому когда-то придется быть гостем, и ожидать подобного от хозяев. Однако все сказанное - ряд частностей, не отражающих целое, не представляющих системного обслуживания иностранных гостей. Эта констатация привела советские власти к выводу о необходимости создания целостной, единой структуры, которая могла бы взять на себя весь комплекс по встрече, приему и размещению иностранных гостей на приемлемом, а, возможно, и на высочайшем уровне. Так, в 1929 г. в СССР было образовано Государственное акционерное общество (ГАО) «Интурист», которое с самого начала продемонстрировало верный путь большевиков по организации пребывания иностранных туристов в стране. Вместе с созданием ГАО «Интурист», а затем после слияния с ВАО «Отель» не одномоментно, но неуклонно остались в прошлом случайные гостиницы с клопами, рестораны с тараканами и автобусы с грязными сидениями. «Интурист» с его пятимиллионным капиталом, возглавляемый знаковыми фигурами и пользующийся покровительством первых лиц государства, а самое главное, не имеющий абсолютно никаких конкурентов в стране, начал свою бурную деятельность: строительство собственных гостиниц и ресторанов при них, создание собственного автопарка в собственном же гараже, отдельное финансирование и возможность организации широких рекламных кампаний за рубежом, - все это как нельзя лучше способствовало его успешной деятельности. Поэтому, как свидетельствуют некоторые авторы, исследовавшие феномен «Интуриста» в довоенное и послевоенное время, интерес к Советскому Союзу, первому в мире коммунистическому государству, его людям, его экономическим достижениям, ну и, конечно, к его культурному и природному наследию привели к тому, что год от года росло число желающих побывать в СССР. Если в 1930 г. их число составляло примерно 70 тыс. чел., то уже к 1935-38 гг. стало доходить до 100 тыс. чел. в год [3]. Конкретные цифры, впрочем, могут вызывать споры, но то, что динамика постепенного увеличения туристов в нашу страну

наблюдалась, это, несомненно. Правда, перед войной поток туристов резко упал, что можно объяснить напряженной международной обстановкой, возрастанием враждебности к СССР [3; 7, с. 116].

В период Великой Отечественной войны, хотя страна воевала, и люди жили весьма скромно, а продукты можно было получить по карточкам, так как все ресурсы шли на достижение Победы, тем не менее, в той же Москве работали магазины, где за иностранную валюту можно было приобрести дорогие сыры, балык, черную и красную икру, буженину и хорошие вина. Удивляться тут нечему, так как чем дальше от Москвы уходил фронт, тем больше советское правительство задумывалось о будущем страны, и такие магазины позволяли пополнить казну иностранной валютой, золотом, бриллиантами, еще оставшимися у населения и имеющимися у иностранцев, волею судеб оказавшихся в Москве, и речь здесь идет не о военнопленных, а о работниках дипломатического корпуса и иностранных специалистах.

Первое послевоенное десятилетие ушло у нас на восстановление не только фабрик, заводов и всей разрушенной войной советской экономики, но и на восстановление гостиничного хозяйства, туристской инфраструктуры.

«Интуристу» в это время пришлось не только изыскивать средства на восстановление гостиниц и ресторанов, но озаботиться восстановлением кадрового потенциала, так как многие его работники погибли на войне или стали инвалидами и не могли в полной мере выполнять задачи по обслуживанию иностранных гостей. Еще одной проблемой, и не только для «Интуриста», стала развернувшаяся холодная война с ее резко враждебным отношением к СССР, его гражданам и его достижениям. В это время США, а также некоторые латиноамериканские страны прибегали к таким мерам борьбы с нами, как ложь, пропаганда, прямой запрет на получение виз тем людям, которые уже побывали в СССР. Имел место и такой прием, как отправка в Советский Союз в качестве туристов или журналистов враждебно настроенных к нашей стране людей. По

возвращении они публиковали в газетах и журналах антисоветские репортажи, сопровождая их фотографиями, которые формировали на Западе резко негативно общественное мнение о жизни в Советской стране. Справедливости ради надо сказать, что к 1970-80-м гг. давление несколько ослабло, и в прессу проникали и публиковались материалы более позитивные наряду с откровенно заказными и враждебными2. В этот период государственно-правовое регулирование пребывания иностранцев в СССР продолжилось. Особое значение имел Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», принятый 24 июня 1981 г. и введенный в действие с 1 января 1982 г. Принятие Закона объясняется интересами развития международного сотрудничества, укрепления законности и правопорядка, стремлением четче и полнее определить правовой статус иностранцев в СССР. Следует подчеркнуть, что основные положения данного закона продолжают действовать и в настоящее время [2].

Каковы были основные подходы при работе с иностранными туристами? Здесь прежде всего учитывались страна, из которой они прибыли, их социальный статус и принадлежность к определенным слоям общества. Поэтому иностранные туристы подразделялись на гостей первой ^1Р-гости) и второй категории. Существовало убеждение в том, что наиболее лояльно к СССР относятся представители рабочего класса. В немалой степени этому способствовали масштабные международные события - Международный фестиваль молодежи и студентов, который прошел у нас в стране в 1957 г., и XXII Олимпийские игры в 1980 г. Многочисленные делегации молодых, а значит, более свободных от стереотипов людей смогли собственными глазами увидеть нашу страну, ее природу и культуру, в полной мере ощутить традиционные радушие и гостеприимность.

Советский Союз в этот период посетили тысячи гостей. Их приемом, организацией пребывания занимался в том числе и «Интурист», хотя к тому времени уже существовал «Спутник», но масштабы этих

2 Там же.

двух структур, конечно же, несопоставимы.

Западная пресса широко освещала события 1957 и 1980 гг., публикации репортажей в газетах и журналах, фотографии с мест событий вызывали живой интерес у иностранных читателей. Кто-то из них никогда не слышал и не видел, что это такое - «Красная Россия», а для кого-то это была оставленная в огне революции гражданской или Великой Отечественной войны Родина. Это заставляло их попытаться собственными глазами увидеть страну хотя бы в качестве туриста, которую они когда-то покинули, но о которой никогда не забывали.

Вот пример такого туриста: Хелен (Галина) Фиерро была угнана в Германию в период фашистской оккупации Северного Кавказа вместе с матерью. Их не разлучили, когда они оказались в числе работниц завода «Зингер». Работали много, рабочий день длился по 10-12 часов с небольшим перерывом. Затем, когда западную часть Германии освободили от фашистов, Хелен и ее мать оказались на территории, которая находилась под протекторатом союзников по антигитлеровской коалиции. После окончания Второй мировой войны в Советский Союз они не вернулись, так как мать Хелен вышла замуж за военнослужащего США, и он способствовал их эмиграции в Штаты. Однако укрепиться в США не получилось, и после нескольких месяцев мытарств Хелен с матерью оказались сначала в Уругвае, а затем в Канаде, в Ванкувере. Вскоре мать Хелен вновь вышла замуж, это позволило обрести некоторую стабильность. В связи с тем, что в Канаде получить гражданство оказалось легче, началась жизнь в новой для них стране. Английский язык на бытовом уровне они к тому времени освоили, но найти стабильную работу в Ванкувере удалось не сразу. Случайные заработки, съемное жилье, неустроенность быта, однако, не сломили дух русских женщин. Подросшая к тому времени Хелен тоже вышла замуж, и казалось, эта история должна была закончиться благополучно, но есть такое понятие, как «ностальгия»: тоска по Родине, по оставленным родственникам и друзьям не покидала мать и дочь никогда. В 1980 г. в газетах много писали об Олим-

пиаде в Москве, публиковали в журналах фотографии видов Советского Союза. Волна воспоминаний вновь нахлынула, и Хелен решилась на поездку в СССР. Попасть через «Интурист» удалось только в Москву, однако Хелен решилась на отважный шаг: покинув потихоньку (как ей казалось) гостиницу «Интурист», она купила билет на поезд и решилась добраться до родного Майкопа, благо русский язык она никогда не забывала, а паспорт при покупке билетов в то время на вокзалах не требовали. Уехать удалось не слишком далеко, ночью в вагон вошли вежливые люди в гражданском, с ними были дежурный милиционер, начальник поезда и проводник. Несмотря на бурные протесты, крик и даже попытку укусить милиционера, Хелен ссадили с поезда и в сопровождении представителя КГБ на обратном поезде доставили в Москву. Не заезжая в гостиницу, в тот же день Хелен посадили в самолет и выдворили из СССР. Свою историю она поведала автору этих строк в 1992 г. На вопрос, почему бы ей не повторить поездку в уже новую Россию, Хелен горько ответила: «Возраст не тот, денег нет. Да и всех, кого я хотела увидеть в Майкопе, уже нет на свете. Не поеду. Не хочу расстраиваться». Этот случай - не только пример безупречно работающей машины обеспечения контроля за всеми находящимися иностранцами в СССР, но и факт значительного роста лояльности к ним в 80-е годы: Хелен не объявили шпионкой, не арестовали и не посадили в тюрьму, лишь выдворили из страны. Эти изменения произошли в том числе и благодаря деятельности «Интуриста».

Исследователи констатируют, что к концу 1980-х гг. в ведении «Интуриста» было 450 гостиниц в СССР, 8 - за границей (на Кубе, Карибах, в Лондоне и Париже), 20 собственных самолетов, 4 круизных лайнера, 3 поезда повышенной комфортности и ресторанные залы на 85 тыс. мест единовременного обслуживания. К этому времени доходы Общества превысили 700 миллионов долларов.

В 1990-е гг. «Интурист» перестал быть монополистом, но сохранил при этом имя - миллионы туристов со всего мира по-прежнему пользуются его услугами при посещении нашей страны3.

В заключение следует отметить, что даже на основании имеющихся в открытом доступе материалов можно констатировать, что особенности и специфику пребывания иностранных туристов в СССР определяла идеологическая система. Без учета идеологического компонента освещение деятельности «Интуриста» нельзя считать полным. Таким образом, «Интурист» на протяжении всей истории своего существования выполнял основную идейную роль в становлении и развитии советской туристской индустрии. Прием и обслуживание иностранных туристов постепенно совершенствовались, это касалось и гостиничного, и экскурсионного, и транспортного обслуживания. Накопленный опыт сыграл, безусловно, положительную роль в становлении туризма в современной России. Это касается в первую очередь осмысления опыта работы советских туристских структур и подготовки кадров для туристской индустрии.

Список источников:

1. Дворниченко В.В., Чудновский А.Д., Кормишова А.В. и др. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М.: Изд-во «Вестник», 1998. 364 с.

2. Казакова Л.А., Петров К.С. О правилах пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Право и безопасность. 2002. № 2-3(3-4). С. 103-110.

3. Крессова М.Д. «Интурист» в 1929-1939 гг.: структура, кадры, направления деятельности: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2004. 180 с.

4. Куликова Г.Б. СССР 1920-1930-х годов глазами западных интеллектуалов // Отечественная история. 2001. № 1. C. 4-24.

5. Куликова Г.Б. Под контролем государства: пребывание в СССР иностранных писателей в 19201930-х годах // Отечественная история. 2003. № 4. C. 43-59.

3 Интурист - отдых по-советски. Услуги гостеприимства. URL: http://22-91.ru/sovetskie-brendy-i-torgovye-marki-sssr/42/inturist—otdykh-po-sovetski-uslugi-gostepriimstva.html/ (Дата обращения: 18.07.2016).

6. Соколова М.В. История туризма. М.: Мастерство, 2002. 352 с.

7. Стукал Д.К. Иностранный туризм как инструмент внешней политики СССР в 1930-е годы // Вестник МГУС. 2007. № 2 (2). C. 115-120.

Aleksey I. TKALICH

St. Tikhon's Orthodox Holy Humanitarian University (Moscow, Russia);

PhD in Pedagogic, Associate Professor;

e-mail: tkalichai@mail.ru

SPECIFIC CONDITIONS OF FOREIGN TOURISTS' STAY IN THE USSR

Questions of stay of foreign tourists in the territory of the Soviet State, deriving profit from it and safety and security arrangements were always in the focus of attention of the structures, which were mandated to monitor these issues. The company «Intourist», created in 1929, throughout its history, exercised a main ideological function in the formation and development of Soviet tourism industry. «Intourist» with its five millions capitals under the patronage of the first persons of the state was supreme in the Soviet tourism industry and carried on its business. In particular, the company built own hotels, opened hotel restaurants, formed its own truck fleet in own garage, and consistently organized wide advertising campaigns abroad. All this in the best possible way contributed to its success. The authors, who have studied the phenomenon of «Intourist», show that interest in the Soviet Union, the world's first Bolshevist state in pre-war and the post-war period, its people, its economic and spiritual achievements, and its cultural and natural heritage, is in many respects the merit of «Intourist». Its activities resulted in increased from year to year the Keywords: number of people wishing to visit the Soviet Union. Reception and service of foreign tour-

history of tourism, ists, namely, hotel and restaurant, sightseeing and transport services, have been gradu-

«Intourist», foreign ally improved. Furthermore, gathered experience has certainly played a positive role in the

tourists, USSR tourism development in modern Russia.

References

1. Dvornichenko, V.V., Chudnovskij, A.D., & Kormishova, A.V. (1998). Nekotorye aspekty funkcionirovanija industrii turizma [Some aspects of the tourism industry]. Moscow, Vestnik.

2. Kazakova, L.A., & Petrov, K.S. (2002). O pravilah prebyvanija v Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva [Rules of Sojourn of Foreign Citizens and Persons without Citizenship in the Russian Federation]. Pravo i bezopasnost' [Law and Security], 2-3(3-4), 103-110.

3. Kressova, M.D. (2004). "Inturist" v 1929-1939 gg.: struktura, kadry, napravlenija dejatel'nosti ["Intourist" in 1929-1939-ies: The structure, personnel, areas of activity]: Candidate of History thesis. Moscow, 2004.

4. Kulikova, G.B. (2001). SSSR 1920-1930-h godov glazami zapadnyh intellektualov [USSR of the 1920-1930-ies through eyes of Western intellectuals]. Otechestvennaja istorija [Domestic History], (1), 4-24.

5. Kulikova, G.B. (2003). Pod kontrolem gosudarstva: prebyvanie v SSSR inostrannyh pisatelej v 1920-1930-h godah [Under the state control: the stay of the foreign writers in 1920-1930-ies]. Otechestvennaja istorija [Domestic History], (4), 43-59.

6. Sokolova, M.V. (2002). Istorija turizma [The history of tourism]. Moscow, Masterstvo.

7. Stukal, D.K. (2007). Inostrannyj turizm kak instrument vneshnej politiki SSSR v 1930-e gody [Foreign tourism as the Soviet Union's foreign policy tool in the 1930's]. Vestnik MGUS [Bulletin of MSUS], 2(2), 115-120.

Ткалич А.И. Специфические условия пребывания иностранных туристов в СССР // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. №4. С. 80-85. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-80-85.

Дата поступления статьи: 30 июля 2016 г.

Tkalich, A. I. (2016). Specific conditions of foreign tourists' stay in the USSR. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 80-85. doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-80-85 (In Russ.). Received July 30, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.