Специфические проявления насильственного поведения в профессиональной и социальной сферах личности
УДК 159.942
Севастьянов Павел Сергеевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРАХ ЛИЧНОСТИ
Цель данной статьи - рассмотреть феномен насильственного поведения и связанную с ним проблему психологического насилия, а также выявить их специфические проявления в профессиональной сфере жизнедеятельности человека, равно как и обосновать необходимость поиска решения рассматриваемой проблемы. Проблема рассматривается в ключе профессиональной и социальной сфер личности.
Насильственное поведение в профессиональной сфере личности проявляется, в том числе, и в виде насильственных типов общения или коммуникации. Насильственный тип коммуникации представляет собой тип общения, направленный на достижение определенных целей от собеседника, а так же с целью формирования у партнера по коммуникации определенных установок и позиций помимо воли последнего.
Наиболее ярко насильственная коммуникация в профессиональной сфере личности проявляется в виде так называемых монологических типов коммуникации - императивного и манипулятивного общения, а также моббинга.
Психологическое насилие проявляется во многих сферах жизнедеятельности человека - его профессиональной, личной, семейной жизни и т.п. и является причиной множества проблем и конфликтов. Применение вышеназванных типов коммуникации наносит вред и самому предприятию, снижая эффективность его работы и вызывая чрезмерную ротацию персонала. Следовательно, поиск решения данной проблемы является весьма необходимым.
Ключевые слова: психологическое насилие, насильственный тип общения, императивное общение, манипулятив-ное общение, моббинг, боссинг, буллинг.
Одной из актуальных проблем современной психологии является психологическое насилие, поскольку оно затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека - личную, профессиональную, семейную и др. Психологическое насилие, принимая различные формы, может включать в себя множество компонентов, в том числе манипуляции собеседником, игнорирование свободы, человеческого достоинства и прав собеседника, результатом чего может стать появление различных деформаций и нарушений психического развития личности [3, с. 152].
В профессиональной сфере жизнедеятельности человека психологическое насилие весьма ярко проявляется, с одной стороны, в виде насильственного, так называемого монологического типа общения, включающего в себя императивное и ма-нипулятивное общение.
Императивное общение представляет собой коммуникацию с целью установления контроля над поведением и внутренней позицией собеседника, принуждения его к выполнению определённых действий или принятию «нужных» решений. В данном случае собеседник воспринимается как объект воздействия, выступает в пассивной роли. Особенность императивной коммуникации в том, что итоговая цель общения, то есть принуждение собеседника, не является скрытой. Средствами установления влияния, как правило, выступают приказы, указания, предписания, а так же требования.
При этом следует отметить, что императивное общение не всегда характеризуется негативной нагрузкой и коннотацией. Например, существуют определенные виды деятельности, а также целые организации, где использование императивного общения является оправданным как с позиций достижения цели, так и с морально-этической точки
зрения. Императивный вид коммуникации является распространенным в рамках военных уставных отношений, а также в экстремальных ситуациях, равно как и при работе в чрезвычайных обстоятельствах. Однако следует отметить, что в организациях образовательного характера, императивный тип общения является неприемлемым при построении отношений типа «взрослый - ребёнок», «учитель - ученик» [8].
Следующим проявлением насильственного типа общения является так называемое манипуля-тивное общение.
Манипулятивное общение - это распространённая, в том числе и на предприятиях, форма коммуникации, использующая воздействие на собеседника с целью достижения скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает рассмотрение партнёра по общению в качестве объекта, который используется манипулятором для достижения необходимых целей. Кроме того, общим в императивном и манипулятивном общении является факт, что цель манипулятивно-го общения состоит в установлении контроля над поведением и мыслями другого человека. Основополагающее отличие этого вида коммуникации состоит в том, что собеседник не получает информации о целях общения; они либо утаиваются от него, либо подменяются другими.
В манипулятивном процессе манипулятор рассматривает партнёра не в качестве целостной уникальной личности, а как носителя лишь строго определённых, «необходимых» манипулятору свойств и качеств личности.
Следует обратить внимание на тот факт, что человек, использующий именно этот тип коммуникации как основной, в итоге сам страдает, поскольку собственную личность он также начинает со
© Севастьянов П.С., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
197
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
временем воспринимать фрагментарно, используя на стереотипные формы поведения, руководствуясь ложными мотивами и целями. Как следствие, использование манипулятивного типа общения со временем сможет стать причиной разрушения близких, доверительных отношений между людьми [2, с. 247-255].
Манипулятивный тип общения считается «непродуктивным» [1, с. 107-116], поскольку, проявляясь в виде стремления подавить активность собеседника и включая в себя различные способы воздействия на него (требования; запреты, сравнение собеседника с другими; критика и наказания; нотации; насильственное вторжение в межличностное пространство сотрудника и т.п.), оказывает двусторонне-негативное влияние как на манипулятора, так и на манипулируемого. При этом негативный эффект от использования манипуля-тивного типа общения заключается для манипулятора в возможной деформации, а также задержке личностного роста, в то время как манипулируемый замыкается в своем внутреннем пространстве, вызывая тем самым внутриличностный, а иногда и межличностный конфликт [6, с. 217-220].
С другой стороны, психологическое насилие в профессиональной сфере жизнедеятельности может заключаться в моббинге, то есть дискриминации сотрудника со стороны коллектива, а также систематического проявления враждебности по отношению к нему и разнообразные издевательства, носящие целенаправленный и регулярный характер.
Как правило, типичными случаями проявления моббинга на предприятии являются психологические притеснения работника, имеющие место в течение длительного времени, которые, в свою очередь, включают в себя:
-негативные высказывания,
- необоснованная критика в адрес работника,
- социальная изоляция сотрудника,
- распространение о сотруднике заведомо ложной информации [5, с. 81-82].
Современная психологическая наука выделяет два вида моббинга:
1) вертикальный - «боссинг» (bossing, от англ. boss - начальник, шеф), когда психологический террор в отношении сотрудника исходит от его начальника;
2) горизонтальный, то есть психологическое давление со стороны других сотрудников-коллег. Данный вид моббинга известен как «буллинг» (от англ. bullying - запугивание, издевательство). Следует отметить, что вертикальный мобинг, направленный на одного из работников, ведет за собой создание группировок в организации, а также подключение к психологическому давлению на сотрудников и других членов организации, то есть вертикальный моббинг вполне может стать при-
чиной горизонтального [7]. Кроме того, в российской действительности наиболее часто встречается именно вертикальный моббинг, в то время как в странах Западной Европы более распространен горизонтальный. При этом в обоих случаях основной причиной и главным мотивом начала травли сотрудника является желание его увольнения при отсутствии достаточных юридических оснований.
Российская практика показывает, что, помимо вертикального и горизонтального моббинга, существует и так называемый институциональный моббинг, который представляет собой моральное преследование работников с привлечением таких инструментов, как аттестация персонала, квалификационные испытания, рассмотрение служебных споров [7].
Помимо этого, известны следующие виды моббинга: «реальный» - поощрение начальством притеснения сотрудника со стороны коллектива, «тактический» - создание некомфортных условий труда для сотрудника и его «выживание» вследствие невозможности уволить последнего, и «мнимый» - мнимая уверенность сотрудника в издевательствах над ним.
Многочисленны и предполагаемые последствия для объектов, или жертв, моббинга. Это могут быть различного рода нервные срывы, психические травмы, а также соматические заболевания вследствие длительного стресса. Возможно также снижение самооценки, развитие комплекса неполноценности.
Естественно, что моббинг оказывает влияние и на поведение объекта психологического давления. При этом возможны два варианта развития событий, а именно возникновение и развитие активных и пассивных форм измененного поведения жертвы. К активным формам поведения традиционно относятся гнев, ярость, раздражение. К пассивным формам измененного поведения объекта моббинга относятся тревожность и депрессивное настроение. При этом выделяются нарушения в когнитивной сфере, например, нарушение концентрации внимания [4].
Кроме того, существует и косвенное объективное влияние моббинга, связанное с ухудшением психического и психосоматического состояния жертвы. Ухудшение психологического состояния проявляется в виде снижения самооценки, чувства удовлетворенности жизнью, а также в виде возникновения депрессии и ослабления снижения эмоционального состояния. На психосоматическом уровне отрицательного влияния моббинга выделены ухудшение здоровья и возникновение телесных заболеваний.
Из-за возникновения моббинговой ситуации (включая созданную руководителем) проблемы предприятия не решатся, а, наоборот, усугубятся и расширяются. Как следствие, не только у объекта
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Специфические проявления насильственного поведения в профессиональной и социальной сферах личности
моббинга, но и у его инициаторов возникает состояние стресса, депрессии, ухудшение здоровья, поскольку для нападения также необходимо расходовать немало психической и физической энергии.
Таким образом, негативные последствия моббинга - появление как психических, так и физических расстройств у жертвы вплоть до суицида - весьма очевидны. Кроме того, данное явление, ухудшая социально-психологический климат на предприятии и вызывая «текучку» кадров, отрицательно сказывается и на функционировании организации в целом [5, с. 78-80].
Соответственно, представляется возможным сделать вывод, что проблема психологического насилия в профессиональной жизни человека, проявляясь в виде различных явлений: императивного общения, манипулятивного общения и моббинга, имеет комплексный характер и, в основном, негативно влияет на профессиональную сферу жизнедеятельности человека. В ряде случаев использование насильственного типа общения, а именно императивного, может быть полезным, но оправданность и целесообразность выбора такой стратегии коммуникаций ограничена относительно низким числом специфических организаций, либо же ситуаций. В других случаях проявления психологического насилия на предприятии способствуют снижению эффективности работы сотрудников и самой организации в целом, вызывая различного рода психические и психосоматические расстройства у сотрудников, снижение концентрации их внимания и работоспособности, ухудшая организационный «климат», вызывая преждевременную ротацию кадров. Соответственно, назревает необходимость в поисках пути преодоления психологического насилия в рассматриваемой сфере жиз-
недеятельности как индивидуума, так и общества в целом.
Библиографический список
1. Березуцкая Ю.П. Психология делового общения. - Барнаул, 2002 - 248 с.
2. Деловая психология. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003. -304 с.
4. Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3 (17) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru (дата обращения: 22.01.2015).
5. Поликанова О.Ю., Вражнова М.Н. Исследование моббинг-процессов в системе межличностных конфликтов среди работников организации // Молодой ученый. - 2011. - № 4. - Т. 3. - С. 78-83.
6. Севастьянов П.С. Структурно-психологические особенности психологического насилия в профессиональных коммуникациях // Психология гармоничного развития личности и общества / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 246 с.
7. Соловьев А.В. Моббинг: психологический террор на рабочем месте // Kadrovik.ru: электрон. журн. - 2009. - 21 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/ (дата обращения 17.01.2015).
8. Типы и виды общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyznaiyka.net (дата обращения: 26.01.2015).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
199