Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ADAPTATION / MENTAL RETARDATION / TRAINING / EDUCATION / READINESS FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобрик Ю. В., Русановская А. В.

Статья посвященаспецифической проблеме адаптации у детей с умственной отсталостью. Проблемы адаптации детей с отклонениями рассмотрены на примере перехода дошкольника в новую для него роль, школьника.Данный возрастной период - это период активного развития и становления познавательной деятельности. Процесс адаптации к школе обучающихся с умственной отсталостью проходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников, однако имеет ряд важнейших особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бобрик Ю. В., Русановская А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК159.9

Психологические науки

Бобрик Ю. В., доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры «Лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания», Медицинская академия

имени С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Россия, Республика Крым, г. Симферополь Русановская А. В., студент-магистр 3 курс, факультет «Психологии и

педагогического образования», ГБОУРК «Крымский инженерно-педагогический университет», Россия, Республика Крым, г. Симферополь

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: Статья посвященаспецифической проблеме адаптации у детей с умственной отсталостью. Проблемы адаптации детей с отклонениями рассмотрены на примере перехода дошкольника в новую для него роль, школьника.Данный возрастной период — это период активного развития и становления познавательной деятельности. Процесс адаптации к школе обучающихся с умственной отсталостью проходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников, однако имеет ряд важнейших особенностей.

Ключевые слова: адаптация, умственная отсталость, обучение, воспитание, готовность к школе.

Annotation: The article is devoted to the specific problem of adaptation in children with mental retardation. The problems of adaptation of children with disabilities are considered on the example of the transition of a preschool child to a new role for him, a schoolboy. This age period is a period of active development and formation of cognitive activity. The process of adaptation to school for students with

mental retardation follows the same laws as for normally developing peers, but it has a number of important features.

Keywords:adaptation, mental retardation, training, education, readiness for school.

Переход из детского сада в первый класс — переломный момент в жизни каждого ребенка. В данной ситуации понятно беспокойство детей и их родителей при приближающейся необходимости поступления в начальную школу. Характерной особенностью положения учащегося в школе состоит в обязательной и общественно-значимой учебной деятельности. Роль ученика вынуждает ребенка следовать системе строгих, одинаковых для всех учеников, правил. Главной целью деятельности ученика становится усвоение определенных знаний, за которые в дальнейшем ребенок несет ответственность перед самим собой, школой и семьей [5].

Старший дошкольный возраст играет важнейшую роль в развитии детской психики. Начинает формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности. Ребенок к 7 годам жизни начинает осознавать свое место среди других людей в обществе, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к познанию новой социальной роли [3].

Данный возрастной период является периодом активного становления и развития познавательной деятельности. Возрастные новообразования в детском сознании должны привести к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок готов принять новую для него социальную роль, готов усвоить новый вид деятельности и систему конкретных и обобщенных знаний. Иначе говоря, у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к обучению в школе [7].

Согласно М.М. Безруких, адаптационный процесс ученика к школьной среде можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма.

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит в наибольшей степениподходящие варианты реакции на нагрузку [1].

Адаптационный процесс при подготовке к школе у детей с нарушением интеллекта проходит по тем же законам, что и у детей этого возраста с нормой развития. Но все же имеется ряд важнейших особенностей развития, влияющих на процесс школьной адаптации. Общим для всех детей с нарушением интеллекта являются аномалии развития интеллектуальный сферы, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его способности к адаптации, всей его личности. Умственная отсталость у обучающихся, входящих в данную группу, проявляется нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению [4].

Интеллектуальный дефект проявляется общей психической истощаемостью, невозможностью к длительному напряжению, быстрой усталостью и низкой работоспособностью, двигательной расторможенностью, неусидчивостью, обилием лишних движений, болтливостью, импульсивностью или вялостью. Расстройства поведения у детей данной категории достаточно серьезные, а нарушения познавательной сферы усугубляет их проявления. Эмоционально-волевые расстройства проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности. Можно заметить нарушение взаимодействия в социуме, боязнь новой обстановки, требований [2].

Т. Д. Ильяшенко и Н. М. Стадненко указывают, что ученики с

умственной отсталостью не могут получать удовольствие от активной интеллектуальной деятельности. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями поступившие в первый класс и начинающие обучатся в учреждении образования, реализующем адаптированные образовательные программы, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу представлений и знаний, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции, т. е. наблюдается общая психическая задержка или незрелость личности [6].

Рассматривая признаки дезадаптации и особенности развития ученика с умственной отсталостью можно увидеть: отсутствиемотивации к обучению, отрицательное отношение к занятиям в школе, несформированность навыков учебной деятельности, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, отсутствие желания приспособиться к темпу школьной жизни, педагогическая некомпетентность родителей, отсутствие положительного отношения к школе - все это приводит к школьной дезадаптации или к тяжелой адаптации.

Особые затруднения во время адаптационного периода в школе испытывают ученики с осложненной формой интеллектуальной недостаточности и с атипичной формой, в том числе ученики из семейс неблагоприятным психологическим микроклиматом.

Таким образом, понятие «школьная адаптация», рассматривается авторами разных подходов. Школьная адаптация детей с нарушением интеллекта, поступивших в начальную школу, раскрывалась в работах таких ученых как: Л. И. Божович, И.В. Дубровина, А. В. Запорожец, Я.Л Коломинский, Д. Б. Эльконин. Данные авторы связывали проблему адаптации со сменой основного вида деятельности, а именно с игровой на учебную.

Основываясь на различных многоуровневых структурах адаптации детей к школе, которые были представлены В.М. Матюхиной, З.Л. Шинтаревой, Л.А. Ясюковой, создала свою классификацию Д.Ю. Соловьева. В данную классификацию входит: организационная адаптация; учебно-мотивационная

адаптация; психологическая адаптация; социальная адаптация.

Рассматривая различные подходы к проблеме исследования, можно сделать заключение, что в основном авторы связывают школьную адаптацию со сменой ведущего вида деятельности с игровой на учебную и связывают ее с процессом приспособления ученика к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям, новому режиму жизнедеятельности.

Выявлено, что адаптационный процесс при подготовке к школе у детей с нарушением интеллекта проходит по тем же законам, что и у детей этого возраста с нормой развития. Но все же имеется ряд важнейших особенностей развития, влияющих на процесс школьной адаптации.

Общим для всех обучающихся с умственной отсталостью являются аномалии развития интеллектуальный сферы, которая определяет степень задержки психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.

В результате, рассмотрев проблему адаптационных процессов школьников с нарушениями интеллектуальной сферы, можно увидеть: низкий уровень мотивации к обучению, негативное отношение к школе, несформированность навыков учебной деятельности, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, большой количество обучающихся из неблагополучных семей, неспособность приспособиться к темпу школьной жизни, педагогическая некомпетентность родителей, отсутствие положительного отношения к школе. Все эти проблемы приводят к школьной дезадаптации или к тяжелой адаптации.

Библиографический список:

1. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие/ М. М.Безруких, С. П. Ефимова - М.: Академия, 2000. - 247 с.

2. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций /

О.А. Карабанова. - М.: Изд- во: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.

4. Коробейников, И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития./ И.А. Коробейников. - М.: «Педагогика», 2007. - 323с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Изд-во: Тривола, 2001. - 352 с.

6. Стадненко, Н. М. Развитие мышления учащихся вспомогательных школ в процессе обучения / Н. М. Стадненко; под ред. В. И. Лубовский //Дефектология. - 2004. - №5. - С. 25-30.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Изд-во: Гардарики, 2005. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.