Научная статья на тему 'Специфические признаки современного немецкого протестанского проповеднического дискурса'

Специфические признаки современного немецкого протестанского проповеднического дискурса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ПРОПОВЕДЬ / RELIGIOUS DISCOURSE / PROTESTANT SERMON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блувберг Симон Викторович

Статья посвящена проблеме изучения дискурса в современной лингвистике. Рассмотрены специфические признаки протестантской проповеди на примерах, взятых их современной немецкой прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the modern German protestant sermon discourse

The article is devoted to the problem of discourse in modern linguistics. It contains some specific features of the protestant sermon based on the examples from modern German press.

Текст научной работы на тему «Специфические признаки современного немецкого протестанского проповеднического дискурса»

ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ

УДК 803.0

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО ПРОПОВЕДНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

С.В. Блувберг

Статья посвящена проблеме изучения дискурса в современной лингвистике. Рассмотрены специфические признаки протестантской проповеди на примерах, взятых их современной немецкой прессы.

Ключевые слова: религиозный дискурс, проповедь.

Понятие «дискурс» стало появляться в лингвистических исследованиях примерно с середины ХХ-го века. Американский философ и лингвист

Ч. Моррис (1901-1979), характеризующий семиотику как общую науку о языке, в своей работе «Знаки, язык и поведение» (1946) выделяет шестнадцать различных типов дискурса. До этого времени и в дальнейшем термин «дискурс» рассматривался главным образом с социологической точки зрения (Г.-Д. Гадамер, Ж. Деррида и многие др.).

С развитием социолингвистики как самостоятельной науки разные исследователи дискурса (Т. Ван Дейк, К. Бринкер, 3. Йегер, Р. Водак и др.) стали рассматривать дискурс как институциональный вид общения. В.И. Карасик определяет институциональный дискурс как представительское общение и выделяет три типа признаков институционального дискурса: конститутивные признаки, собственно признаки институциональности и нейтральные признаки. Так, в своей работе «Религиозный дискурс»1, рассматривая религиозный дискурс как особый вид институционального дискурса, он исследует основные компоненты религиозного дискурса. Н.Б. Мечковская в своей работе «Язык и религия»2, описывая особенности коммуникации в мифолого-религиозной практике, исследует взаимосвязь религии и языка и их взаимное влияние друг на друга, подробно рассматривает жанры религиозного дискурса (Откровение, заповеди, проповедь), а также особенности религиозных дискурсов монотеистических религий (иудаизм, ислам, христианство).

Религиозный дискурс являлся и по-прежнему является объектом научного исследования. Однако в этих исследованиях он рассматривается с общефилософской, теологической или социологической точки зрения, то есть лингвистический аспект (языковая сторона) религиозного дискурса остается малоизученным. Кроме того, нельзя не отметить, что понятие «религиозный дискурс» встречается в современной публицистике ряда стран и употребляется в широком, бытовом, а не специ-

альном, лингвистическом смысле, означая межре-лигиозный, межконфессиональный диалог. Традиция исследования религиозного дискурса в лингвистике имеет достаточно короткую историю.

Говоря о структуре религиозного дискурса как одном из видов институционального дискурса, В.И. Карасик выделяет ряд структурных компонентов данного вида дискурса: участники; хронотоп; цели; ценности и способы их выражения; ключевой культурный концепт; стратегии; тематика; разновидности и жанры; прецедентные (культурогенные) тексты и др3. В качестве иллюстраций к своим положениям автор анализирует материал, имеющий отношение к различным религиям и конфессиям (христианство, иудаизм, даосизм, индуизм, ислам). Дальнейшая работа над этими положениями могла бы, на наш взгляд, выражаться в описании религиозного дискурса отдельных религий и конфессий, а затем - в выделении универсальных, типологических индивидуальных характеристик религиозного дискурса, так как определенные компоненты религиозного дискурса (символ веры, основной и дополнительные источники веры и т.д.) имеют некоторые различия в разных религиях и конфессиях.

Религиозный дискурс представляет собой особый тип институционального дискурса, специализированную клишированную разновидность общения, обусловленную социальными функциями партнеров и регламентированную как по содержанию, так и по форме. Ядром данного вида дискурса является общение базовой пары участников коммуникации: священник - священник, священник - мирянин, мирянин - мирянин, а самое главное - Бог и человек.

Достижение целей религиозного общения реализуется с помощью определенных коммуникативных стратегий, которые, в свою очередь, определяются его целями и жанрами. К важнейшим целям религиозного общения, уточняющим его главную цель - приобщить человека к Богу, - относятся следующие:

Зеленые страницы

а) получение поддержки от Бога;

б) очищение души;

в) призыв ближних к вере и покаянию;

г) утверждение верующих в вере и добродетели;

д) разъяснение вероучения;

е) осознание через ритуал своей принадлежности к той или иной конфессии.

В.И. Карасик выделяет следующие основные стратегии религиозного дискурса: молитвенная; исповедальная; призывающая; утверждающая; разъясняющая; обрядовая4. При этом откровение, молитва и проповедь выступают как фундаментальные жанры религиозной коммуникации.

Одной из форм выражения и передачи куль-турно-этических ценностей в религиозном дискурсе является проповедь. Н.Б. Мечковская отмечает в этой связи: «Проповедь - это фундаментальный, первичный жанр религиозной коммуникации»5. С началом проповеди учение начинает жить в сознании некоторого сообщества людей. «Религия как межличностный коммуникативный процесс начинается именно с проповеди учения людям»6. По отношению к Слову Бога всякая проповедь - текст «второго порядка», слово наставника по поводу Слова Бога. Цель проповеди заключается в донесении смысла Слова Бога до сознания людей, адаптации первичного текста к возможностям человеческого разума.

Элементы проповеди представлены уже в Ветхом Завете. Так, во «Второзаконии», Моисей, передав заповеди Божии народу, призывает людей исполнять заповеди, показывая, насколько они важны и как опасно невыполнение заповедей.

Знаменитая Нагорная проповедь, излагающая суть христианской этики, представляет собой и параллель, и дополнение, и антитезу ветхозаветному «Декалогу». Новая этика и продолжает Ветхий Завет и полемизирует с ним. «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», - говорит Иисус (Мф 5,17). Иисус Христос выступает одновременно и в роли Бога, и в роли человека. Поэтому Нагорная проповедь соединяет в себе черты Откровения и проповеди: по содержанию (главные заповеди Бога) это Откровение, а по форме (жанр, характер коммуникации, активность говорящего в стремлении убедить слушающих) - это проповедь.

Как справедливо замечает Н.Б. Мечковская, проповедь стала выполнять комментаторскую функцию в религиях Писания - функцию толкования «трудных мест» священного текста. Постепенно толкования, всякого рода комментарии к Священному Писанию становятся преобладающим типом знания вообще, а культура, в центре которой находится религия Писания, развивается как комментаторская культура.

Исторические источники свидетельствуют, что уже в первые века существования христианства проповедь была обычным сопровождением собственно службы Богу и коллективных молебнов.

Один из ранних отцов церкви, живших во II веке, Св. Иустин, так описывает воскресное собрание христиан и его процедуру - чтение Писания, проповедь, молитвы, собственно литургия: «В так называемый день Солнца (слово «воскресенье» со многих европейских языков буквально переводится как «день Солнца». - С.Б.) бывает у нас собрание в одном месте всех живущих по городам и селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова дает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершалось Благодарение, а небывшим они посылаются через диаконов». Гомилия (греч. отШа - собрание, сообщество, беседа, учение), наставление и увещание предстоятеля подражать тем прекрасным вещам - показательный пример раннехристианской проповеди. Несколько позже возник термин «гомилетика» - правила составления проповедей; наука о церковном красноречию.

В Средние Века в западном христианском мире воскресная проповедь была достаточно обычным делом. Сначала нормативные руководства для проповедников отсутствовали: считалось, что пастырское слово о Боге не нуждается в изощренной риторике - сама искренняя вера подскажет нужное слово. Но с развитием европейской риторики в ХШ-Х1У вв. стали популярными руководства по составлению писем и деловых бумаг; начали появляться учебники и по церковному красноречию (лат. аге ргаесИсапсН - искусство проповеди).

В университетах на теологических факультетах стали обучать «тематической» проповеди. «Темой» служила строка из Писания, похвала празднику или святому, рассуждение о событии и т.д. Такие проповеди были видом устной публичной торжественной речи, однако они готовились заранее, а значит, существовали и в письменной форме, и нередко впоследствии печатались в качестве сочинений, представляющих самостоятельную богословско-публицистическую и эстетическую ценность. «Тематическая» проповедь считалась несколько веков вершиной церковно-риторической учености.

Проповедь в некотором смысле противостоит собственно богослужению: если чинопоследова-ние служб строго задано Служебником и Типиконом, то проповедь - жанр свободный, «менее ответственный, менее обязательный, и поэтому предоставляющий проповеднику возможность определенного выбора содержания и способа пастырского общения с верующими. Новые тенденции в конфессиональной области обычно проявляются

раньше всего именно в проповеди. Вхождение народных языков в храм началось именно с проповеди. Затем было разрешено чтение отрывков из Писания на родном языке, позже - молитвы и песнопения. И наконец, в последнюю очередь, народный язык был допущен в литургию.

«В проповеди есть непредсказуемость и, следовательно, риск неортодоксальности»7. По этой причине православная и католическая церковь, особенно в прошлом, ограничивали возможности проповедничества. В православии право литургийной проповеди дано только епископам и пресвитерам, но не диаконам.

Протестанты активно развивали проповедничество, видя в свободной проповеди возвращение к чистоте и религиозному творчеству раннехристианских времен. Расцвет католической проповеди в эпоху контрреформации отчасти был реакцией на успехи протестантского проповедничества.

Православный взгляд на проповедь как жанр религиозного общения представляется, по сравнению со взглядом протестантским, значительно более неоднозначным, взвешенным и сдержанным. Иными словами, православие, с одной стороны, предъявляет более жесткие требования к проповеди, поскольку проповедь, являясь достаточно свободным жанром религиозной коммуникации, представляет определенный риск неортодоксальности и даже крена в ересь именно в силу своей непредсказуемости. С другой стороны, Православная Церковь, являющаяся проводником христианства, т.е. мессианской религии, говорит о необходимости проповеди как одном из видов миссионерской деятельности. При этом современная православная проповедь в ходе своего развития подвергается здоровой критике со стороны самой Православной Церкви, что позволяет ей, сохраняя свой ортодоксальный характер, успешно решать разнообразные миссионерские задачи. Ярким примером такой критики может служить статья «О повседневном миссионерстве» игумена Петра (Мещеринова), опубликованная в газете Русской Православной Церкви «Русский Вестник» №6(307) за 2005 год, в которой автор, анализируя особенности православной проповеди, выявляет ее некоторые характерные «миссионерские ошибки» (подмена благовествования внешней церковностью, подмена подлинного христианства христианством лубочным, смещение акцентов с Предания на исторические формы Предания и т.п.), исправление которых позволяет сегодня добиться успеха православной миссии. Для православной проповеди, по мнению автора, характерен акцент на патриотизм и здравое национальное самосознание, что отличает ее от проповеди протестантской.

Проведенный нами в рамках диссертационного исследования обзор протестантской прессы Германии за 2000-2006 гг. позволил определить структуру современной протестантской проповеди

как разновидности религиозного дискурса и выявить некоторые ее особенности.

Протестантская проповедь, представленная на страницах современной прессы Германии («Die Evangelische Zeitung», «Die Evangelische Kirchen-zeitung», «Chrismon», «Publik Forum», «Evangeli-sches Gemeindeblatt fiir Wttrttemberg» и др.), характеризуется четкой структурой, которая может быть представлена в общем виде следующим образом:

I. Der Bibelabschnitt (Отрывок из Ветхого или Нового Завета).

II. Die Predigt (Собственно проповедь):

1) Die Einftlhrung (введение);

2) Die ErklSrung (разъяснение);

3) Die Deutung (толкование);

4) Die Schlussfolgerung (выводы).

III. Das Gebet (Молитва).

Отрывок из Священного Писания представляет собой, как правило, фрагмент из какого-нибудь ветхозаветного Пророка или из Нового Завета. Так, в проповеди немецкого священника Йенса Юнгингера «Von Achtsamkeit und Gleichgttltigkeit» (О заботе и равнодушии), опубликованной в газете «Evangelisches Gemeindeblatt fiir Wttrttemberg» №18 за 2006 год, в качестве такого отрывка выступает выдержка из Первого Соборного Послания Святого Апостола Петра: «1. Petrus 5, 1-5 Die Al-testen unter euch ermahne ich, der Mitalteste und Zeu-ge der Leiden Christi, der ich auch teilhabe an der Herrlichkeit, die offenbart werden soil: Weidet die Herde Gottes, Die euch anbefohlen ist, achtet auf sie, nicht gezwungen, sondem freiwillig, wie es Gott ge-ftllt; nicht um schandlichen Gewinns willen, sondem von Herzensgrund, nicht als Herren tlber die Gemein-de, sondem als Vorbilder der Herde: So werdet ihr, wenn erscheinen wird der Erzhirte, die unvergangliche Herrlichkeit empfangen. (1. Петра 5,1-5 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, - И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы)». Иногда библейский отрывок помещается не в начале проповеди, а в середине, либо распределяется по остальным ее структурным частям.

Собственно проповедь, центральная часть, занимает самое большое место во всей проповеди и включает в себя четыре структурных элемента: введение, разъяснение, толкование и выводы. Введение представляет собой короткое рассуждение по поводу какого-либо актуального события, имеющего немалое значение для паствы (канун религиозного праздника, массовое сокращение рабочих предприятия, безразличие к ним со стороны руководства и т.п.). Разъяснение представляет собой раскрытие значения приведенного выше-библейского отрывка, проведение аналогии между

Зеленые страницы

библейским сюжетом и современным контекстом. Толкование фрагмента из Священного Писания состоит в его интерпретации автором проповеди применительно к теме, затронутой в данной проповеди. В выводах подводятся итоги проповеди, в той или иной форме предлагается определенная модель поведения или руководство к действию.

Молитва, заключительный структурный элемент проповеди, занимает в ней наименьшее место и состоит из нескольких простых предложений. Например, молитва вышеупомянутой проповеди Йенса Юнгингера содержит обращение к Богу, перечисление некоторых его заслуг, имеющих непосредственное отношение к теме проповеди, и выражение благодарности за них: «Gott, die Himmel sind deiner Han-de Werk, die SchOpfung und wir Menschenkinder sind deiner HSnde Arbeit. Du achtest uns als deine Mitarbei-ter. Du leitest uns an, achtsam miteinander umzugehen. Du ermutigst uns, unsere Zukunft solidarisch und gerecht zu gestalten. Daftir danken wir dir. Amen». («Боже, небеса Твоих рук работа, мирозданье и мы, дети Твои, Твоих рук работа. Ты почитаешь нас за Своих сотрудников. Ты повелеваешь нам относиться друг к другу с заботой. Ты наставляешь нас строить наше будущее сообща и справедливо. За это благодарим мы тебя. Аминь»),

Приведем теперь основные специфические признаки протестантской проповеди, сформулированные нами на основе проведенного анализа современной протестантской прессы Германии.

1. Неразрывная связь с источником веры -Библией

Протестантизм с лютеровских времен до настоящего момента проповедует Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов) в качестве основного источника веры. Многочисленные современные протестантские газеты и журналы («Die Evangelische Zeitung», «Die Evangelische Kirchenzeitung», «Chrismon», «Publik Forum» и др.) печатают статьи и репортажи, побуждающие к изучению Библии, в том числе и к самостоятельному, предлагают форумы для открытых дискуссий по поводу спорных вопросов веры.

2. Христоцентризм

Евангелие Христа является главной целью функционирования протестантской церкви. В рамках своей миссионерской деятельности она бесплатно распространяет Библию, организует и проводит бесплатные занятия по Священному Писанию.

3. Космополитизм

В протестантской проповеди, основанной на Священном Писании, не может быть речи о патриотизме или национальном самосознании, поскольку принцип «нет ни эллина, ни иудея», провозглашенный апостолом Павлом в Новом Завете, означает приоритет христианских, общечеловеческих ценностей над национальными. В этом смысле протестантская проповедь носит, прежде всего, космополитический характер.

4. Позитивизм

Как показывает анализ современной немецкой протестантской прессы, протестантской проповеди присущ позитивный характер. В этом смысле показательна проповедь немецкого прелата Ульриха Мака «Gott schaflt neues Leben», опубликованная в газете «Evangelisches Gemeindeblatt filr Wtottemberg». Она содержит следующие мысли: «So ist Gott. Er schenkt Leben. Er vervandelt Trauer in Freude. Er hat Jesus nicht im Grab gelassen, son-dem wieder herausgeftihrt. Seine Auferstehungsmacht ist starker als der Tod, starker auch als unser Tod. Jesus lebt - mit ihm auch ich» (Таков Господь. Он дарует жизнь. Он превращает горе в радость. Он не оставил Иисуса в могиле, но вознес Его вновь. Его воскрешающая мощь сильнее смерти, а, значит, сильнее и нашей смерти. Иисус жив, а значит, и я с ним). Таким образом, становится очевидно, что протестантская проповедь носит ярко выраженный позитивный характер.

5. Гуманизм и антропоцентризм

Протестантская проповедь провозглашает каждого отдельного человека, индивидуума, наивысшей ценностью. В проповеди пастора Йенса Юнгингера «Von Achtsamkeit und GleichgUltigkeit», опубликованной в германской газете «Evangelisches Gemeindeblatt ftir Wtottemberg» №18 за 2006 год, прямо говорится: «Es geht um die Wtirde des einzelnen Menschen... Die Wtirde des Menschen ist unser MaBstab» (Речь идет о достоинстве отдельного человека... Достоинство человека является нашим мерилом).

6. Тематическая актуальность и намеренная простота языка проповеди (лингвистический признак)

Проведенный анализ современной протестантской прессы показал, что, во-первых, появление той или иной проповеди связано с каким-либо актуальным событием, которое является важным для прихожан. Во-вторых, для большей убедительности и лучшего восприятия послания паствой проповедник намеренно прибегает к использованию простого, повседневного языка. Таким образом, проповедь, на фоне цитат из Священного Писания, содержит вкрапления, состоящие из воспоминаний, жалоб рядовых прихожан, вольных комментариев автором священных текстов и т.п. Данные утверждения можно проиллюстрировать с помощью вышеупомянутой проповеди Йенса Юнгингера «Von Achtsamkeit und GleichgUltigkeit» («О заботе и равнодушии»). Она посвящена проблеме утраты рабочими своих мест в результате массовых сокращений на фоне миллиардных прибылей их работодателей - владельцев предприятий. В ней, в частности, автор приводит воспоминания одного из таких новых безработных: «Wir sind oft noch zusatzlich samstags gekommen, sogar auch mal Sonntag abends, weil es dringend war. Und jetzt das, nach 30 Jahren» (Мы часто выходили сверхурочно по субботам, иногда даже по воскресеньям вечером, когда это было необходимо. И вот теперь это

(сокращение), через 30 лет). И далее пастор, ссылаясь на библейский текст (Первое Соборное Послание Апостола Петра), призывает работодателей позаботиться о «Божьем стаде» - своих сотрудниках, не сокращать их без необходимости, не проявлять к ним равнодушия, оставляя их и их семьи в стесненных средствах.

Таким образом, неразрывная связь с основным источником веры (Библией), христоцен-тризм, космополитизм, позитивизм, гуманизм и антропоцентризм, тематическая актуальность и намеренная простота языка на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях являются основными отличительными признаками современного немецкого протестантского проповеднического дискурса.

Периодические издания России и Германии:

1. Русский Вестник №6(307) 2005.

2. Chrismon №4,2004.

3. Die Evangelische Kirchenzeitung №9,2006.

4. Die Evangelische Zeitung №5-12,2006.

5. Evangelisches Gemeindeblatt fttr Wflrttem-berg№15,2006.

1 Карасик В.И. Религиозный дискурс. Волгоград, 1999. С. 15.

2 Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

3 Карасик В.И. Цит. соч. С. 17.

4 Там же.

5 Мечковская Н.Б. Цит. соч. С. 205.

6 Там же.

7 Там же. С. 209.

Поступила в редакцию 24 марта 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.