Научная статья на тему 'Специфические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными'

Специфические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / JUVENILE OFFENDERS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюбанова Т. Н.

в статье освещены проблемы работы с несовершеннолетними осужденными, отмечена специфика воспитательного процесса в колониях для этих лиц, проанализирован опыт работы с ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюбанова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

in the article the author considers the issues of the work with juvenile offenders, marks the specifics of the educational process in juvenile colonies, analyses experience in the work with juvenile offenders

Текст научной работы на тему «Специфические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными»

T.N. ZYUBANOVA

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE OFFENDERS

Annotation: in the article the author considers the issues of the work with juvenile offenders, marks the specifics of the educational process in juvenile colonies, analyses experience in the work with juvenile offenders. Key-words: juvenile offenders, social and psychological rehabilitation.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация: в статье освещены проблемы работы с несовершеннолетними осужденными, отмечена специфика воспитательного процесса в колониях для этих лиц, проанализирован опыт работы с ними.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, социально-психологическая реабилитация.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы, когда основным направлением правовой реформы в Казахстане определена гуманизация исполнения наказания, возникает целый ряд задач, решение которых необходимо обеспечивать на качественно новом уровне. На наш взгляд, подлежит пересмотру организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, а ее основной целью будет обеспечение их подготовки к жизни на свободе с первого дня пребывания в исправительном учреждении. Важное место при этом должно отводиться разработке и внедрению индивидуальных программ работы с осужденными подростками, поддержанию и укреплению связей между осужденными и их родственниками, общественными и иными организациями, созданию условий для удовлетворения их духовных, творческих и моральных запросов, религиозных потребностей, соблюдения национальных традиций, обычаев и т. д.

Воспитательная работа с несовершеннолетними и их социально-психологическая реабилитация имеют свою специфику и значительно отличаются от аналогичной работы со взрослыми осужденными. Это обусловлено прежде всего их психофизиологическими возрастными особенностями и социальной незрелостью.

Возрастная перестройка нервной системы, неразвитость механизмов внутреннего самоконтроля, преобладание эмоций над рассудочной

деятельностью, отсутствие социального опыта и навыков в разрешении проблем делают личность подростка крайне уязвимой к внешним воздействиям.

Анализ статистических данных показывает, что несовершеннолетние осужденные становятся все сложнее как в криминогенном, так и в психолого-педагогическом плане. Растет число лиц, осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, увеличивается количество осужденных, имеющих криминальный опыт. Значительная часть подростков (30,2 %) не имеет образования, соответствующего возрасту, каждый 10-й воспитанник - сирота либо оставший -ся без попечения родителей. В ВК поступает все больше подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями. В 65 % случаев у несовершеннолетних осужденных имеются признаки выраженной социальнопсихологической дезадаптации и психических отклонений. Эти обстоятельства ставят перед сотрудниками колоний задачу не только исполнить назначенное наказание, но и оказать необходимую воспитательно-психологическую и социально-педагогическую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации.

С учетом приведенных характеристик несовершеннолетних приоритет в работе с ними отдан учебно-воспитательному воздействию, основанному на знании личностных особенностей

Т.Н. ЗЮБАНОВА

(Академия Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста РеспубликиКазахстан) E-mail: rio-kui@mail.ru

подростков, умении использовать воспитателями и педагогами данные психологических обследований, рекомендации психологов по коррекции дезадаптивных форм поведения воспитанников.

В связи с этим стали настоятельной необходимостью постановка и решение следующих проблем:

- разработка и внедрение мероприятий по воспитательной, психологической и социальнотрудовой реабилитации подростков;

- постоянное психологическое сопровождение несовершеннолетнего осужденного в период всего срока отбывания наказания и обмен информацией с воспитательными службами о поведенческих и личностно-психологических особенностях подростка;

- повышение психологической компетентности сотрудников колонии, в частности воспитателей, с целью грамотной и успешной реализации рекомендаций психологов;

- проведение психологических консультаций на всех этапах учебно-воспитательной и профилактической работы с осужденными,пред-ставляющими определенные педагогические сложности, относящимися к группе риска, при решении вопросов изменения условий режима содержания, представления к УДО, применения мер наказания.

Воспитательная работа должна осуществляться при эффективном взаимодействии всех служб ВК с прослеживанием и закреплением позитивных изменений в личности и поведении подростка с момента осуждения до освобождения, основанных на рекомендациях психологов

Если с психологическим обеспечением воспитательной работы в исправительных учреждениях все ясно, то вопрос о введении должностей психологов в штаты уголовно-исполнительных инспекций остается открытым.

Безусловно, служба исполнения наказаний без изоляции от общества тоже нуждается в серьезном психологическом обслуживании, и мы надеемся, что в обозримом будущем вновь созданный в главке отдел психологической службы поднимет вопрос о необходимостиком-плектования кадрами психологов данных подразделений.

Следует остановиться также на перспективах развития психологического обеспечения воспитательной работы с осужденными.

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы на основе принципов гуманизма, законности, соблюдения основных прав и свобод человека, организация деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в соответствии с международными правовыми нормами и стандартами обращения с осужденными предполагают внесение значительных изменений в содержание воспитательной работы с ними.

На сегодняшний день накоплен большой положительный опыт воспитательной работы с осужденными, тем не менее она нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом современных тенденций развития общества и государства. С этой целью в апреле 2009 г. Минюстом России была утверждена Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, в которой нашли закрепление взгляды, принципы и приоритеты, определяющие пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в исправительных учреждениях. В соответствии с настоящей Концепцией одним из основных направлений совершенствования воспитательной работы становится ее психолого-педагогическое обеспечение, которое включает в себя:

- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно-штатной структуры, повышение статуса и профессиональный рост психологов, подбор квалифицированных кадров;

- создание региональных базовых психологических лабораторий, организацию надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

- разработку и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;

- оказание психологическойпомощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;

- разработку типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации ;

- оказание психологических консультаций на всех этапах проведения учебно-воспитательной и профилактической работы с осужденными, представляющими определенные педагогические сложности, относящимися к группе риска, при решении вопросов изменения условий режима содержания, представления к УДО, применения мер наказания.

Воспитательная работа должна осуществляться при эффективном взаимодействии всех служб воспитательной колонии с прослеживанием и закреплением позитивных изменений в личности и поведении подростка с момента осуждения до освобождения, основанных на рекомендациях психологов.

Воспитание носит многоплановый характер, однако в его структуре ключевая роль отводится воздействию на человека, побуждающему соблюдать правила, необходимые для пребывания в обществе, формирующему такие духовные качества, как долг, совесть, порядочность, честь, достоинство. Речь идет о нравственном воспитании, которое в силу своей природы может способствовать утверждению законопослушного поведения человека. Однако оно может быть эффективным, если вспомогательными средствами по отношению к нравственному воспитанию выступает правовое воспитание и пропаганда правовых знаний.

Данная модель является составным компонентом социального предупреждения противоправных деяний в пенитенциарных учреждениях. Так, положения ст. 106 УИК Республики Казахстан отражают позицию законодателя, признавшего нравственное и правовое воспитание основными формами воспитательной работы с осужденными. Сопоставляя положения прежнего исправительно-трудового законодательства и нормы уголовно-исполнительного законодательства, нетрудно заметить изменение акцентов в идеологии нравственного воспитания осужденных. Ранее основным средством исправления и перевоспитания осужденных признавалась политико-воспитательная работа, содержанием которой являлись мероприятия идеологическогохарактера, направленные на повышение политической сознательности лиц, лишенных свободы. Эта цель могла быть достигнута, как считал профессор Ю.М. Тка-чевский, путем разъяснения внешней и внутренней политики Советского государства, решений

партии и правительства в процессе проведения политических занятий на основе специальных программ для осужденных, содержащихся в колониях различных режимов1.

По мнению профессора Н.А. Стручкова, основу политико-воспитательной работы составляли меры идейно-политического воспитания. Вместе с тем ученый, ссылаясь на уголовноисполнительное законодательство ГДР, подчеркивал, что важнейшей формой воспитательной работы с осужденными должно быть их гражданское воспитание, призванное пробудить и укрепить у них любовь к Родине, чувство патриотизма, сформировать указанные качества посредством привития правил нравственности. Данный аспект, по мнению Н.А. Стручкова, приобретал исключительно большое значение, так как у осужденных наибольшей деформации подвергается сфера нравственного сознания2. Подход профессора Н.А. Стручкова к воспитательной работе с осужденными принципиально важен в современных условиях, поскольку смысл их нравственного воспитания стал заключаться в формировании линии поведения, характерной для сознательных членов общества, обладающих навыками оптимально строить отношения между собой, а также с представителями различных органов и организаций.

Изучение и обобщение опыта соответствующего воспитательного воздействия на осужденных позволяет прийти к выводу о том, что в современных условиях изменился подход к выбору его способов, предопределяющихграждан-скую направленность нравственного воспита -ния осужденных. Потенциалом в этом направлении обладает определенный круг субъектов структурно обеспечивающих данное направление социального предупреждения противоправного поведения осужденных. Прежде всего это общеобразовательные школы, призванные обеспечить обучение осужденных, не имеющих среднего образования.

В соответствии со ст. 108 УИК Республики Казахстан в исправительных учреждениях организуется обязательное получение среднего образования осужденными, не достигшими 30 лет.

Администрация воспитательных колоний создает необходимыеусловия для осужденных, желающих получить среднее образование, поощряет это стремление и учитывает его при определении степени исправления осужденного.

В школах существует возможность использовать в профилактических целях различные формы внеклассной работы, в частности проводить встречи с интересными людьми, обладающими способностью оказать влияние на сознание несовершеннолетних осужденных, прежде всего с теми, кто отбывал наказание ранее и достиг высокого социального статуса. Условиями эффективности данной работы выступают развитие и укрепление престижа общеобразовательного обучения в исправительных учреждениях, когда открываются новые школы, а педагогический процесс осуществляется с учетом обновленных нравственно-этических основ общества и направлен на повышение образовательного и культурногоуровня осужденных, развитие у них интеллекта, стремления к занятию общественно полезной деятельностью. В качестве положительной тенденции развития этого направления воспитательной работы можно отметить тот факт, что в исправительных учреждениях Республики Казахстан открыты и функционируют 45 общеобразовательныхшкол Общеобразовательные программы в них направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на решение задач формирования общей культуры личности, на их воспитание и развитие, адаптацию личности к жизни в обществе, поэтому они в большей степени подходят для решения основной задачи исправительных учреждений - исправления осужденных. Общеобразовательные программы исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных.

Соответствующими возможностями в сфере гражданского воспитания обладает и профес-

сиональное обучение осужденных, однако при условии придания ему надлежащего авторитета. Как и общеобразовательное обучение, профессиональное образование осужденных отнесено к числу основных средств исправления осужденных, поскольку является важным инструментом приобщения осужденных к общественно полезному труду, создает предпосылки для их адаптации к жизни на свободе. Цель профессионального образования осужденных определена в ч. 1 ст. 104 УИК РК: получение осужденными профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении после освобождения из него.

В целях активизации работы по профессиональному обучению осужденных и обеспечения производственных предприятий исправительных учреждений необходимымиспециалистами представляется возможной организация на базе профессиональной школы краткосрочных курсов обучения осужденных, имеющих среднее образование, но не имеющих профессии (специальности), востребованных в данном учреждении.

Профессиональное обучение осужденных, как правило, ориентировано на характер производственной деятельности предприятий, где они работают, на потребности в работниках той или иной специальности. Вместе с тем администрацией исправительного учреждения не должны игнорироваться потребности производства отдельных регионов в специалистах массовых профессий, которые могут быть использованы осужденными после их освобождения из мест лишения свободы.

1 См.: ТкачевскийЮ.М. Советское исправительно-трудовое право: Учеб. пособие. М., 1971. С. 92.

2 См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.