модействует с личностью ребенка-подростка. Его основная задача состоит в сохранении своей позиции под действием как негативного, так и позитивного влияния клиента. Основными факторами, определяющими профессиональную компетентность социального педагога, являются гуманистическая направленность его личности, проявляющаяся в признании абсолютной самоценности
Библиографический список
каждого ребенка, эмпатии, личной и профессиональной ответственности за процесс и результаты своей деятельности, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства любого другого человека, вежливость, чувство меры, чувство такта, способность и готовность понять и помочь другим.
1. Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования. Психология обучения. 200У; № Э: 39 - 51.
2. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. Москва: Апрель-Пресс, 199У.
3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания. Available at: http:www.Lipsky.ru/statii/soprov.htm
4. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1992.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Москва: Педагогика, 1999. У. Битянова М.Р Психолог в школе: содержание и организация работы. Москва, 1998.
8. Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования. Психология обучения. 200У; № Э: 39 - 51.
9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
10. Трус И.Ю. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характер. Воспитание школьников. 200Э; № Э: 15 - 17.
11. Кульчейко О.В. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе с детьми-сиротами. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 200У.
12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
References
1. Panina S.V., Zaluckaya S.Yu. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v processe literaturnogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2007; № Э: Э9 - 51.
2. Mudrik A.V. Sovremennyj starsheklassnik: problemy samoopredeleniya. Moskva: Aprel'-Press, 1997.
3. Lipskij I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenierazvitiya lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Available at: http:www.Lipsky.ru/statii/soprov.htm
4. Slyusarev Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivacii samorazvitiya lichnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1992.
5. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
6. Golomshtok A.E. Vyborprofessiii vospitanie lichnostishkol'nika. Moskva: Pedagogika, 1999.
7. Bityanova M.R. Psiholog v shkole: soderzhanie i organizaciya raboty. Moskva, 1998.
8. Panina S.V., Zaluckaya S.Yu. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v processe literaturnogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2007; № Э: Э9 - 51.
9. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
10. Trus I.Yu. Podgotovka social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov s akcentuaciyami harakter. Vospitanie shkol'nikov. 200Э; № Э: 15 - 17.
11. Kul'chejko O.V. Podgotovka studentovpedagogicheskogo kolledzha k vospitatel'nojrabote s det'mi-sirotami. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2007.
12. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10102
Voloshina L.A., Cand.of Sciences (Philosophy). Head of Library of Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Utkin A.L., senior teacher, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Druzhkova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Art history), Professor, Department of Theory and History of Art Institute of Fine Arts,
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFIC FEATURES OF CREATIVITY AND PROFESSIONAL TRAINING OF ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article is dedicated to the understanding of artistic originality and aesthetic foundations of Russian folk art. Analyzing the specifics of the figurative system of various types of folk arts and crafts. The author reveals the essential features that characterize the creativity of the artist of traditional applied art-conciliarity, connection with the natural beginning, emphasized decorative, orientation to the embodiment of high ideals and eternal values. The specificity of creativity in this area determines features of professional education in this area, associated with the education of not just a craftsman, a master performer, but a highly qualified artist capable of preserving, reviving and developing traditional applied art.
Key words: creativity, folk art, traditional arts and crafts, artist of traditional applied arts, vocational education.
Л.А. Волошина, канд. филос. наук, зав. библиотекой Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.Л. Уткин, ст. преп., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.И. Дружкова, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, проф. кафедры теории и истории искусств Института изящных искусств МПГУ, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена осмыслению художественного своеобразия и эстетических основ русского народного искусства. Анализируя специфику образной системы различных видов народных художественных промыслов, авторы выявляют сущностные особенности, характеризующие творчество художника традиционного прикладного искусства, - соборность, связь с природным началом, подчеркнутую декоративность, ориентацию на воплощение высоких идеалов и вечных ценностей. Специфика творчества в указанной области детерминирует и особенности профессионального образования в этой сфере, связанную с воспитанием не просто ремесленника, мастера-исполнителя, а высококвалифицированного художника, способного к сохранению возрождению и развитию традиционного прикладного искусства.
Ключевые слова: творчество, народное искусство, традиционное прикладное искусство, художник традиционного прикладного искусства, профессиональное образование.
2Э7
Творчество - процесс, в основе которого, прежде всего, лежит самостоятельное и свободное мышление, опирающееся на знания и мастерство. Помимо мастерства художественное творчество подразумевает и воображение. Каждый акт творчества привносит в мир разнообразие в виде чего-то ранее не существующего, наполненного живой энергией человека, сотворившего эту новизну, что способствует не только росту индивидуальности самого человека, но и обогащению культуры народа, становясь общенациональным достоянием.
В традиционном искусстве творчество по большей мере развивалось со-борно, было связано со школой, традицией, с верованиями. Свобода мысли и самовыражения согласовывались с теми устоями и требованиями, которые школа хранила как необходимый фундамент этого искусства [1].
Творчество в традиционном искусстве подразумевает не индивидуальную деятельность художника, нацеленную на создание чего-то уникального. Это творчество, объединенное одним родовым началом, деятельность, пронизанная чувством родной земли. Народный мастер вдохновляется этим чувством и пользуется всеми природными дарами, создавая с их помощью произведения искусства. Мир родного края служит неисчерпаемым источником вдохновения, вплоть до малого лепестка, паутинки, линии на пашне, завитка волны - все обретает новый смысл в глазах художника и находит свое образное выражение в его художественных работах.
Традиционное искусство нацелено на сохранение памяти о вечных ценностях. Что могло быть более ценным для народного мастера, нежели его родная земля, природа, которая и есть основное содержание его творений. Сюжеты художник традиционного искусства «подсматривает» из природы. И здесь включаются наблюдательность, фантазия. Они, дополненные знаниями из истории, становятся основой сюжета [2]. Если это современная тема, то и здесь без чувства любви к родной природе не обойтись [3].
В каждом художнике традиционного прикладного искусства живет чувство любви к просторам полей и лугов, к тайне глухих лесов, восхищение перед явлениями природы, обретающими для него особый смысл. Любовь к «воле вольной» мы видим в излюбленных мастерами мотивах росписей: «тройка», «поле с косарями» или «пашня». Только мастер традиционного искусства знает, как передать настроение при помощи самых простых, знакомых с детства символов: солнца, конька, уточки, цветка и др. Невозможно передать настроение, если ты сам его не ощутил, но вдохновение, вспышка - это только начальный этап работы. Только знание основ и приемов творчества позволяет воплотить этот замысел в произведение искусства [4].
Художественная деятельность мастера народного искусства всегда связана с символичностью. Содержание данного вида искусства предполагает больше, чем видимая реальность: за каждым предметом - его история. Важно понимание этого образного языка, знание о древней символике. Символы украшали не только предметы быта, но и дома, выполняли не столько эстетическую функцию, сколько сакральную. Символика традиционного искусства сложна еще и тем, что с приходом на Русь христианства она, сохранив изначальные, обогатилась новыми смыслами. Это соединение произошло органично, т.к. в основе старых и новых прочтений лежит представление русского человека о единстве и гармонии мироздания, где человек и его дом являются частью Вселенной. Жизненность образов - в их смыслах, которые исповедуют Добро, Труд и Радость Бытия. Творческая мысль пробуждалась не правдоподобием видимого, а правдоподобием невидимого, которое охватывало и пронизывало всё пространство [5].
Художественный образ, создаваемый художником традиционного прикладного искусства, - глубокий образ, смысл которого раскрывается не сразу. Все содержание художественного изделия нацелено на раскрытие этого смысла. Это, конечно, и символика, которая скрыта не только в основном изображении, но и в орнаменте. Это - ритм и линия, которые тоже включаются в общий сюжет, и даже фон. Например, в миниатюре Палеха традиционный черный фон может быть использован и как средство передачи глубины пространства, и как цвет, зависящий от основной идеи произведения.
Мастера традиционного искусства уделяют в своем творчестве огромное внимание орнаменту как важнейшей составляющей единого замысла. Состоящий из элементов, по большей части растительных мотивов, орнамент как бы объединяет само изделие с природой, выполняя, помимо эстетической функции, еще и смысловую. Являясь самоценным сам по себе, орнамент помогает в раскрытии сюжета ритмом и линией, добавляет поэтики изделию. Известный художник косторезного искусства Н.Д. Буторин называл орнамент философской категорией: «Для меня орнамент является одним из сильнейших факторов в передаче историзма, состояния природы, эмоционального звучания, ритмической организации произведения» [6]. Он категорически не принимал орнамент, используемый только для заполнения пустых мест. Орнамент должен работать и быть таким же интересным и актуальным, как и главное изображение.
В выборе орнамента художник традиционного искусства руководствуется своими знаниями по истории изобразительных мотивов и, конечно, специфическими особенностями своего вида искусства. Обобщенность рисунка в кружево-плетении обусловлена самой технологией плетения. Изобразительный язык в традиционном искусстве условен, его задача - найти наиболее выразительные воплощения образа в орнаменте. И снова важнейшим источником изобразительных мотивов является родная природа, где все: форма цветка или даже стебля, колоска, ягодной кисти, может стать обобщенными образами солнечного полдня, благодатного труда, весеннего пробуждения или же увядания природы.
Художник видит за внешней красотой природы ее сущность как воплощение идеи о красоте и благодатности мироздания. Он настроен на восприятие красоты, растворенной в мире. Красота повсюду, не только в мире природы, но и в повседневности быта, обрядов и праздников. По сути, это красота, которая окружает человека с момента его рождения и до смерти. Русскому народу было чуждо отвлеченное созерцание красоты родной природы. Он просто не отделял себя от этой природы, живя в ней. Он, возможно, и не размышляя особенно о красоте, между тем ощущал ее всеми своими чувствами. Красота как бы сама творила в нем. Отсюда и это глубокое понимание красоты родной природы, ощущение нераздельности с ней. Красота - это живые звучные краски земли и неба, это внутренняя гармония, это, прежде всего, духовное чувство.
Такое понимание красоты как духовности особенно проявляется в иконописном искусстве. Задача иконописца - в передаче неземной красоты: «красота, благообразие, стройность в творении, человеке, церковном искусстве устойчиво понималась в Древней Руси как символы святости, благочестия, вообще духовных ценностей» [7].
Как современному молодому художнику традиционного прикладного искусства научиться видеть эту красоту? Старые мастера говорят об особом видении, которое нужно развивать в себе как эстетическое чувство. Научиться видеть в традиционном прикладном искусстве - это самое сложное. Нужно «насмотреться» на старые образцы, которые хранятся в музеях, нужно прекрасно знать и классическую живопись разных эпох. Известно, например, какую большую роль сыграло знакомство мастера палехской миниатюры Н.М. Зиновьева с искусством эпохи Возрождения в поисках своего творческого почерка. Техника живописи мастеров прошлого как русских, так и зарубежных должна быть освоена художниками традиционного искусства как необходимая составляющая их образования.
Другая красота, которая растворена в мире, - это красота цвета. В народном искусстве используются в основном локальные цвета. Самые распространенные - зеленый и красный. Цвет не только передает настроение и помогает в раскрытии сюжета, он самоценен. Знание основ цветоведения необходимо художнику традиционного искусства не только для решения чисто художественных задач, но в целом для создания внутренне гармоничного произведения. Цвет используется даже в косторезном искусстве - так называемой гравировке по кости.
Одновременно со знанием цветовой грамоты художнику традиционного искусства необходимо знание символики цвета. Это не отвлеченное знание. Цвет как символ, наделенный сакральным смыслом, играл в жизни крестьянина огромное значение и окружал его в повседневном быту. Именно красный и зеленый цвета чаще всего встречаются в росписях по дереву, в одежде, посуде. И это было не простое желание украсить свою среду обитания, а осмысленное ограждение себя и своей семьи цветом, как оберегом. Каждый цвет производит на человека определенное индивидуальное психическое и эстетическое воздействие.
Природа создала все необходимое для деятельности художника, в том числе и материал, из которого изготавливается изделие. Материаловедение для художника традиционного прикладного искусства - такой же значимый предмет изучения, как живопись. Особенно важно это знание в области пластических искусств, где художественно обработанный материал может стать произведением искусства. И здесь не обойтись без внимания, умения вглядываться в материал, в его естественную красоту. Природная структура камня, дерева, кости, свойства и естественный рисунок материала - все это дополнительные художественные средства, умелое использование которых поможет в создании уникального произведения искусства.
Самым распространенным в быту материалом на Руси было дерево. С первого дня младенец начинал свою жизнь в деревянной зыбке, дерево же принимало и тело человека, покинувшего мир. Все в быту, от посуды до мебели, да и сам дом были деревянными. Дерево давало тепло и плоды. Человек дореволюционной России знал и помнил об этом, отношение его к дереву было уважительным. Из дерева создавалась не просто посуда, а ковш в виде утицы; не просто навершие дома, а голова конька. И прялка, и скамья, наличники на окнах - все было включено своими внешними признаками в круг верований человека Средневековой Руси. История русского народа и история традиционного искусства оказываются неразделимы.
Художник, создавая предметы такого искусства, не просто создает эстетически приятные вещи, и даже не просто хранит традицию, он одухотворяет мир этими вещами. Сегодня все чаще стали говорить об экологии культуры. Традиционные промыслы - это часть экологии культуры. Разрушаются промыслы, нарушается экология культуры, нарушается целостность государства. Сейчас, когда произошел разрыв в этой отрасли, стали распадаться школы ремесел, необходимо остановить этот процесс. Мастера утверждают, что это возможно, ведь сохранились еще в большом количестве произведения традиционного искусства в музеях, живы еще старые умельцы, которые могут передать опыт.
Начинающему художнику традиционного искусства приходится решать непростую задачу, сберегая традиционные основы, сохраняя школу, быть при этом интересным современному зрителю: «Художник, создающий на высоком профессиональном уровне произведения традиционного прикладного искусства, использует в своем творчестве не только знания, умения, навыки и компетенции, полученные им в профессиональном образовательном учреждении по рисунку, живописи, проектированию, композиции, мастерству и другим учебным дисциплинам, но и применяет два механизма профессиональной деятельности:
консервативный и инновационный. Эти механизмы исходят из функциональной значимости традиционного прикладного искусства в современном обществе» [8].
Еще один непростой момент для художника народного искусства касается соединения в творческом процессе преданности школе и свободы самовыражения. Традиционное искусство - повторяющаяся вещь. Однако каждое изделие изготавливается не как точная копия. Любое из них все равно имеет отличия. Как совместить в традиционном искусстве повторение и новизну, коллективное и индивидуальное? Школа здесь не должна восприниматься как нечто жесткое, неподвижное и ограничивающее творческий поиск. В процессе обучения школа для молодого художника становится частью сознания. Только свободно действуя внутри школы, художник традиционного искусства может уже создавать что-то новое. В советское время, когда в школы народного искусства пришли профессиональные художники, они, не понимая всей ценности традиционного обучения внутри школы, пытались внести свое индивидуализированное видение, чем, конечно, вредили традиции.
Традиционное искусство, которое вырастает из школы ремесла, может и должно обновляться. История культуры сообщает нам о ее синкретичности. В разное время, знакомясь с произведениями искусства других стран, русские художники отбирали некоторые элементы, которые переосмысливались и использовались для создания чего-то нового. Это происходило и в традиционном искусстве. Традиционное искусство не археология, а живой процесс. Возможно изменение не только сюжетов, но и приемов, и материалов, если это не вредит сути самого ремесла, не разрушает его основ. Полезно сотрудничество молодых мастеров со старыми, причем это общение может осуществляться и опосредованно. Важна духовная связь.
Обучение художника традиционного искусства имеет свою специфику, которая объясняется необходимостью научить нужным навыкам студента и в то же время помочь ему в развитии его творческого потенциала как будущего художника. Образовательный процесс в учебном заведении строится с учетом всех особенностей творчества художника данного вида искусства.
Знания, умения, навыки, которые дает система образования - это инструмент для создания произведений культуры и искусства. Чем совершенней этот инструмент, тем более сложный, интересный и высокохудожественный получается результат.
Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства дает не только теоретические знания, но и практические навыки создания произведений. Ручным трудом создаются произведения прикладного искусства, а рисунок и живопись дополняют эти навыки и умения, они необходимы в каче-
Библиографический список
стве метода познания и закрепления знаний, для правдивого, убедительного и выразительного изображения.
Именно поэтому в систему художественного образования любого направления подготовки в области традиционного прикладного искусства для отработки навыков достоверного отображения натуры, развития общепрофессиональной культуры в обязательном порядке входят предметы «Академический рисунок» и «Академическая живопись». Программа обучения будущих художников традиционного прикладного искусства включает еще и такие дисциплины, как «Декоративный рисунок» и «Декоративная живопись», развивающие навыки творческого преобразования натуры посредством обобщения, художественной стилизации форм, декоративной переработки и изучения закономерностей построения графического изображения на плоскости [9], [10].
Задача профессионального образования не только в сообщении студентам некой суммы знаний, но и в побуждении их мыслить творчески, развивать их творческий потенциал.
Цель Высшей школы народных искусств (академии) - уникального учебного заведения высшего образования, реализующего систему непрерывного многоуровневого профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, - воспитать не ремесленника, монотонно выполняющего одну и ту же работу изо дня в день, а художника, способного творчески подходить к поставленным задачам, уважающего традицию и ощущающего свое единство с ней. Именно это позволяет прогнозировать не просто возрождение традиционных народных промыслов, но и их дальнейшее развитие. Приходит новое время, иные поколения художников и потенциальных покупателей, появляются новые материалы и технологические возможности, отсюда - необходимость в новых сюжетах, новых технических приемах и новых научных разработках в сфере образования традиционного прикладного искусства. Простое повторение уже существующих шедевров прикладного искусства не ведет к развитию народных промыслов. Копирование образцов работ выдающихся мастеров необходимо на стадии обучения, когда будущий художник традиционного прикладного искусства только осваивает технику работы, приемы, сюжеты.
В.Ф. Максимович утверждает, что существует явная необходимость подготовки художников, способных не только на копирование, но и на возрождение, сохранение и развитие конкретного вида народных художественных промыслов, и, как результат, - проектирование и создание высокохудожественных произведений, востребованных в современном социуме [11]. Это утверждение является ведущим принципом развития творчества в подготовке художников традиционного прикладного искусства в профессиональном образовании.
1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. Москва: Изобразительное искусство, 1983.
2. Александрова Н.М. Междисциплинарный подход как методологическая характеристика исследования профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы xX-й Международной конференции; 13 - 14 ноября, 2014. Под редакцией Л.М. Ванюшкиной, С.А. Тихомирова. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.
3. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2011.
4. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. Москва: Изобразительное искусство, 1983.
6. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2011.
У. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Москва: Советский художник, 1985.
В. Александрова Н.М. Междисциплинарный подход как методологическая характеристика исследования профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы XX-й Международной конференции 13 - 14 ноября 2014 г. Под ред. Л.М. Ванюшкиной, С.А. Тихомирова. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.
9. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства. Диссертация. кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
10. Ломакин М.О. Закономерности и противоречия реалистического и условно-плоскостного восприятия видимого мира - на основе опыта преподавания декоративного рисунка в Высшей школе народных искусств (академии). Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 1: 1б - 21. Available at: http://dpio.ru/ stat/2019_1/2019-01-03.pdf
11. Максимович В.Ф. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 3: У - 14. Available at: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-02.pdf
References
1. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.
2. Aleksandrova N.M. Mezhdisciplinarnyj podhod kak metodologicheskaya harakteristika issledovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo iobrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: Materialy XX-j Mezhdunarodnoj konferencii; 13 - 14 noyabrya, 2014. Pod redakciej L.M. Vanyushkinoj, S.A. Tihomirova. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.
3. Butorin N.D. Zhizn' vlyubimom dele. Arhangel'sk: OAO «IPP «Pravda Severa», 2011.
4. Dunaeva N.Yu. Specifika obucheniya risunku buduschih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
5. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.
6. Butorin N.D. Zhizn' v lyubimom dele. Arhangel'sk: OAO «IPP «Pravda Severa», 2011.
У. Razina T.M. O professionalizme narodnogo iskusstva: Specifika prikladnogo iskusstva. 'Esteticheskaya priroda remesla. Narodnoe iskusstvo i hudozhestvennye promysly. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1985.
8. Aleksandrova N.M. Mezhdisciplinarnyj podhod kak metodologicheskaya harakteristika issledovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: Materialy XX-j Mezhdunarodnoj konferencii 13 - 14 noyabrya 2014 g. Pod red. L.M. Vanyushkinoj, S.A. Tihomirova. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.
9. Dunaeva N.Yu. Specifika obucheniya risunku buduschih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
10. Lomakin M.O. Zakonomernosti i protivorechiya realisticheskogo i uslovno-ploskostnogo vospriyatiya vidimogo mira - na osnove opyta prepodavaniya dekorativnogo risunka v Vysshej shkole narodnyh iskusstv (akademii). Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 1: 1б - 21. Available at: http://dpio.ru/stat/2019_1/2019-01-03.pdf
11. Maksimovich V.F. Tradicionnye hudozhestvennye promysly i obrazovanie: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 3: У - 14. Available at: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-02.pdf
Статья поступила в редакцию 03.12.19