- интеллектуальные системы расширяют спектр решаемых народнохозяйственных задач.
Для успешного продвижения теории, формулирования единой и стандартизированной концепции разработки, эффективного внедрения интеллектуальных систем на практике требуется объединение усилий всех людей, занятых решением данного вопроса.
Библиографический список
1. Лябах Н.Н. Математические основы разработки и использования машинного интеллекта / Н.Н. Лябах. - Ростов-н/Д: изд-во РГУ, 1989.
2. Красилов А.А. Информатика / А.А. Красилов. - М., 2003. - 232 с.
3. Литвинов В.А. Оценка уровня виртуальной интеллектуальности прикладной программно-технической системы на основе анализа эргономической модели / В.А. Литвинов, И.Н. Ок-санич // Математичш машини i системи. - Киев, 2008. - № 2.
И.Ю. Мартынов
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ РФ
Ключевые слова: ценообразование в строительстве, цена, функция цены, сметное нормирование.
Главная функция цены в строительстве - это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. При этом цена как измерительный инструмент определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности.
В строительстве используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены, максимальные и договорные. Прейскурантная цена основана на общественно необходимых затратах труда и утверждена государством (это твердая цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства). Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются. Максимальная цена - это лимитная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т.п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению. Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течение всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основой для установления договорных цен служат сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную про© Мартынов И.Ю., 2013
дукцию - важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений [1, С. 6-10].
Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действовавшая до 1991 г., базировалась на фиксированных, неизменных в течение длительного периода времени (от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости, составляющих основу цены строительной продукции. В условиях жесткой централизации планирования и управления экономикой она была направлена, прежде всего, на сохранение стабильного уровня цен и очень слабо реагировала на изменение ценовых факторов. Эти изменения доводились до строительно-монтажных организаций в директивном порядке через финансовые планы подрядных министерств и ведомств. Такой порядок определения стоимости приводил к серьезным искажениям в оценке результатов производственно-финансовой деятельности непосредственных производителей строительной продукции.
С переходом национальной экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это в первую очередь связано с тем, что произошло изменение формы собственности практически всех участников инвестиционного процесса, коренным образом изменилась структура источников финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен на конкурентной основе. Кроме того, с переходом на рыночные отношения в стоимости строительной продукции появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: плату за землю, затраты на получение сходных данных, оплату услуг федеральных и региональных центров ценообразования, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации и т. д. Цена строительной продукции стала результатом договора между заказчиком и подрядчиком, следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, предметом купли и продажи. Вместе с тем, свобода ценообразования не означает вседозволенности в установлении цен. При переходной экономике высказывались точки зрения о том, что при рыночных отношениях сметы вообще не будут нужны, только соотношение спроса и предложения будет определять цену строительной продукции.
Представляется, что возведение любого строительного объекта, его стоимость и расчеты по его строительству должны определиться только по смете. Лишь после того как заказчик вступит в права владельца и в силу коммерческих или иных причин захочет продать свою собственность, стоимость ее будет определяться рыночным путем с учетом спроса и предложения на рынке строительной продукции. Именно в этом состоит сущность различий понятий сметной стоимости и рыночной стоимости первичного и вторичного рынка.
Ценообразование - это причинно-обусловленный процесс, предполагающий свои правила и порядок, при которых нельзя ориентироваться только на рыночную конъюнктуру с ее непредсказуемостью. В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», регламентирующим начало взаимоотношения заказчика и подрядчика, является договор подряда, который определяет цену строительной продукции и способы ее установления. Исходя из этого основной задачей системы ценообразования в строительстве является обеспечение полного набора сметных нормативов и условий их применения для формирования договорных цен на строительную продук-
цию, их экономической оптимизации и государственного регулирования через отдельные виды ресурсов.
Нормативно-правовое регулирование процесса ценообразования в строительстве осуществляется в настоящее время Министерством регионального развития РФ и Федеральным центром ценообразования в строительстве и строительных материалов. Существенную роль в нормативном и методическом обеспечении ценообразования в строительстве играют региональные центры по ценообразованию в строительстве, координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию и др. С 20032004 гг. в строительстве действует новая сметно-нормативная база 2001 г., в которой с 2004 г. обновились все основные методические документы по этому вопросу [3].
Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, особенностями движения факторов производства по сравнению с другими отраслями экономики.
Следует отметить, что цены на строительную продукцию определяются исходя из общих принципов ценообразования. Вместе с тем система цен в капитальном строительстве характеризуется специфическими чертами, отражающими технико-экономические особенности этой отрасли. К числу этих особенностей относятся: территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана; высокий уровень материалоемкости, относительно большая продолжительность производственного цикла; использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования; постоянные воздействия атмосферно-климатических факторов. Существенная особенность строительной продукции состоит в ее многообразии. Она изготавливается на заказ, который определяется проектом. Каждый проект на строительство нового, расширения, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий следует разрабатывать, исходя из необходимости применения новых передовых видов техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих его конкурентоспособность и большую вероятность победы на подрядных торгах. С учетом этих требований в проекте должны быть учтены такие технологические, конструктивные, объемно-планировочные и архитектурные решения, которые обеспечивали бы всесторонний учет природно-географических условий района, в котором сооружены объекты.
Указанные обстоятельства предопределяют необходимость индивидуального характера ценообразования строительной продукции, определяемой на основе смет. Механизм формирования цен на строительную продукцию базируется на нормативных методах, носящих рекомендательный характер. В процессе формирования цены используется большое число сметных нормативов. По масштабам охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов и затрат и по их номенклатуре система сметного нормирования и ценообразования в строительстве не имеет аналогов ни в одной отрасли материального производства. При формировании цены на строительную продукцию применяются затратные методы, суть которых сводится к последовательному калькулированию затрат, определению сметных цен на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом. Основа цены строительной продукции состоит из двух элементов: объемов (количества), относящихся к конструктивным частям здания (видам строительных и монтажных работ), предусмотренных проектом, и величины нормативных (сметных) затрат на единицу конструктивных частей здания (видов работ).
Становление и развитие рынка инвестиций, проектов, строительных услуг потребовало принципиально новых подходов к определению цены на строительную про-
дукцию, основанных на применении договорных цен. В условиях рыночных отношений цена строительной продукции определяется наряду с расчетами стоимости, учитывающими технологические и конструктивные решения объектов, соотношением спроса и предложения, количеством участников торгов и качеством их оферт, влиянием налогов и других экономических индикаторов. В этой связи система цен и механизм их разработки и реализации должны развиваться, отражая динамику сложных процессов, происходящих в инвестиционной сфере в условиях ее развития с учетом требований рынка. Стадии этого развития должны быть органически связаны с основными этапами происходящей в стране экономической реформы, в том числе и с реформой в системе ценообразования.
Поскольку рынок инвестиционных ресурсов еще не начал работать в полную силу, договорные цены на строительную продукцию должны обеспечить существенные снижения сферы централизованного сметного нормирования, даже при условии бюджетного финансирования капитальных вложений.
К особенностям ценообразования в строительстве следует отнести и то, что цена строительной продукции - это своего рода собирательная цена. Она включает в себя и оптовые цены промышленности, и тарифы на транспортные перевозки и энергоносители и др. В договорных ценах на строительство необходимо учитывать изменения в условиях ценообразования в промышленности, на транспорте, в сфере обращения.
Согласование заказчиком и подрядчиком особых условий строительства, реализация которых связана с необходимостью выделения дополнительных решающих ресурсов, также делает специфичной договорную цену стройки (средства на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные средства при производстве работ в зимнее время и т. п.). Стороны договариваются о включении в цену строительной продукции индексов ее удорожания, вызываемых инфляционными процессами, а также величины «строительного риска», обусловленного неопределенностью экономических, социальных и иных условий проектирования и строительства.
Могут иметь место и другие факторы, учет которых возможен в договорной цене строительной продукции. По мере развития рыночных отношений, ликвидации монополизма подрядных организаций, преодоления дисбаланса рынка и создания условий для свободной конструкции договорные цены во все большей степени становятся следствием результата спроса и предложения. Этим и определяется разница между сметной стоимостью объекта, исчисленной по сметным нормам и расценкам и его договорной ценой. Исходным моментом при определении договорных цен является сметная стоимость, учитывающая конкретные технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения, экономико-географические и природно-климатические условия районов и зон.
Оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда на строительство. По заказу инвестора разрабатывается инвесторская смета (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены), которые предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных стадиях его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет более подробные сметные расчеты (сметы) подрядчика. Сметная стоимость строительства, таким образом, представляет собой сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяемую в соответствии с проектными материалами.
Методические основы системы ценообразования в строительстве складывались на протяжении длительного периода времени, начиная с середины 50-х г. г прошлого
века. В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система договорных цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но и в этих условиях надо было сохранить необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методического его обеспечения, так и системы сметных нормативов. Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России. После его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) [3].
В условиях рыночной экономики, когда ценовые соотношения на строительную продукцию являются прямым следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, определение реальной стоимости объектов строительства, их реконструкции, расширения и технического перевооружения относится к числу основных направлений ценовой политики через механизм договорных цен на строительную продукцию.
Библиографический список
1. Ильин В.Н. Сметное ценообразование в строительстве / В.Н. Ильин, А.Н Плотников. - М.: Ай-Пи-Эр-Медиа, 2009. - 370 с.
2. Степанов И.С. Экономика строительства / И.С. Степанов. - М.: Юрайт, 2007. - 620 с.
3. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности» - № 253 от 17. 12. 2008.
А.Е. Мелехин
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ эТАПЕ
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства, месторождение углеводородов, недропользование, государственная поддержка.
Одним приоритетов деятельности по развитию Российской Федерации, определенным Правительством, как одним из первоочередных, стал вопрос повышения энергоэффективности и ресурсосбережения. Данная проблема, напрямую относится и к недропользованию, где приоритеты ресурсосбережения стоят особенно остро из-за снижения качества балансовых запасов, а также необходимости повышения уровня рационального использования недр, что обусловлено преимущественно усложнением горно-геологических условий на вводимых в разработку месторождениях.
В настоящее время отмечается существенный прирост количества участков недр, включающих трудно извлекаемые, некондиционные, низко рентабельные запасы полез-
© Мелехин А.Е., 2013