Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калицева К.А.

Цель. Представленная статья направлена на исследование тех особенностей развития системы зеленого финансирования, которые возникли на фоне санкционных ограничений. Автором была поставлена задача доказать, что механизм зеленого финансирования прочно вписан в общую концепцию устойчивого финансирования и не может иметь приоритетный характер перед финансированием экономических или социальных проектов, направленных на сбалансированное развитие всей экономической системы, и даже, более того, повышенная акцентуация именно на зеленых инструментах может привести к реализации проектов, которые фактически не являются зелеными, а их заявленная экономическая и экологическая эффективность не является достоверной. Структура/методология/подход. Проведение анализа доступных источников зеленого финансирования основано на использовании традиционной концепции устойчивого развития и предполагает рассмотрение категории зеленых финансов и инструментов экологически ответственного и устойчивого финансирования, при этом используется дискурсивный метод обсуждения. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое обобщение инструментов зеленого финансирования для характеристики источников финансирования инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение поддержки согласно действующим законодательным программам поддержки. Результаты. Проведенное исследование выявило противоречивый характер действующей на сегодняшний день глобальной зеленой повестки, что выразилось в том, что несколько десятилетий упорного труда в рамках последовательного воплощения целей устойчивого развития в отдельных странах и регионах были нивелированы рядом политических решений, вступающих в противоречие с заявленными ранее целями устойчивого развития, а также идущими вразрез с задачами достижения экономической, экологической и социальной стабильности. Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике стратификации и пиритизации целей устойчивого развития и зеленого финансирования на национальном и региональном уровнях. Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в идентификации современных проблем устойчивого развития, связанных с некорректным использованием механизмов зеленого финансирования. Практическая значимость исследования заключается в разработке авторского определения зеленого финансирования, позволяющего конкретизировать цели инвестирования в зеленые проекты и установить прозрачную систему критериев оценки проекта, претендующего на статус зеленого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE GREEN FINANCING SYSTEM IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

The presented article is aimed at studying the features of the development of the green financing system that have arisen against the background of sanctions restrictions. The author set the task to prove that the mechanism of green financing is firmly embedded in the general concept of sustainable financing and cannot have priority over the financing of economic or social projects aimed at the balanced development of the entire economic system and, even more, increased emphasis on green instruments can lead to the implementation of projects that in fact, they are not green, and their stated economic and environmental efficiency is not reliable The analysis of available sources of green financing is based on the use of the traditional concept of sustainable development and involves consideration of the category of green finance and instruments of environmentally responsible and sustainable financing, while using a discursive method of discussion. The basis of the methodological apparatus of this study is a conceptual and theoretical generalization of the instruments of green financing to characterize the sources of financing of investment projects of economic entities applying for support in accordance with the current legislative support programs. The conducted research revealed the contradictory nature of the current global green agenda, which was expressed in the fact that several decades of hard work within the framework of the consistent implementation of the Sustainable Development Goals in individual countries and regions were eliminated by a number of political decisions that contradict the previously stated sustainable development goals, as well as going against the objectives achieving economic, environmental and social stability. The conclusions and generalizations of the study can be applied in the practice of stratification and piritization of sustainable development goals and green financing at the national and regional levels. The scientific significance lies in the identification of modern problems of sustainable development associated with the incorrect use of green financing mechanisms. The practical significance of the research lies in the development of the author's definition of green financing, which allows specifying the goals of investing in green projects and establishing a transparent system of criteria for evaluating a project claiming the status of green.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

DOI 10.54220/finis.1991-0525.2022.76.3.007 Калицева К.А.,

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Северо-Осетинскогогосударственного университета им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия E-mail: kalitseva. kristina@yandex. ru

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

JEL classification: G31, G23, Q56, Q43, P45

Аннотация

Цель. Представленная статья направлена на исследование тех особенностей развития системы зеленого финансирования, которые возникли на фоне санкционных ограничений. Автором была поставлена задача доказать, что механизм зеленого финансирования прочно вписан в общую концепцию устойчивого финансирования и не может иметь приоритетный характер перед финансированием экономических или социальных проектов, направленных на сбалансированное развитие всей экономической системы, и даже, более того, повышенная акцентуация именно на зеленых инструментах может привести к реализации проектов, которые фактически не являются зелеными, а их заявленная экономическая и экологическая эффективность не является достоверной.

Структура/методология/подход. Проведение анализа доступных источников зеленого финансирования основано на использовании традиционной концепции устойчивого развития и предполагает рассмотрение категории зеленых финансов и инструментов экологически ответственного и устойчивого финансирования, при этом используется дискурсивный метод обсуждения. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое обобщение инструментов зеленого финансирования для характеристики источников финансирова-

ния инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение поддержки согласно действующим законодательным программам поддержки.

Результаты. Проведенное исследование выявило противоречивый характер действующей на сегодняшний день глобальной зеленой повестки, что выразилось в том, что несколько десятилетий упорного труда в рамках последовательного воплощения целей устойчивого развития в отдельных странах и регионах были нивелированы рядом политических решений, вступающих в противоречие с заявленными ранее целями устойчивого развития, а также идущими вразрез с задачами достижения экономической, экологической и социальной стабильности.

Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике стратификации и пиритизации целей устойчивого развития и зеленого финансирования на национальном и региональном уровнях.

Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в идентификации современных проблем устойчивого развития, связанных с некорректным использованием механизмов зеленого финансирования. Практическая значимость исследования заключается в разработке авторского определения зеленого финансирования, позволяющего конкретизировать цели инвестирования в зеленые проекты и установить прозрачную систему критериев оценки проекта, претендующего на статус зеленого.

Ключевые слова: зеленое финансирование, устойчивое развитие, санкционные ограничения, энергетическая безопасность.

K.A. Kalitseva

SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE GREEN FINANCING SYSTEM IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

Annotation

The presented article is aimed at studying the features of the development of the green financing system that have arisen against the background of sanctions restrictions. The author set the task to prove that the mechanism of green financing is firmly embedded in the general concept of sustainable financing and cannot have priority over the financing of economic or social projects aimed at the balanced development of the entire economic system and, even more, increased emphasis on green instruments can lead to the implementation of projects that in fact, they are not green, and their stated economic and environmental efficiency is not reliable

The analysis of available sources of green financing is based on the use of the traditional concept of sustainable development and involves consideration of the category of green finance and instruments of environmentally responsible and sustainable financing, while using a discursive method of discussion. The basis of the methodological apparatus of this study is a conceptual and theoretical generalization of the instruments of green financing to characterize the sources of financing of investment projects of economic entities applying for support in accordance with the current legislative support programs.

The conducted research revealed the contradictory nature of the current global green agenda, which was expressed in the fact that several decades of hard work within the framework of the consistent implementation of the Sustainable Development Goals in individual countries and regions were eliminated by a number of political decisions that contradict the previously stated sustainable development goals, as well as going against the objectives achieving economic, environmental and social stability.

The conclusions and generalizations of the study can be applied in the practice of stratification and piritization of sustainable development goals and green financing at the national and regional levels.

The scientific significance lies in the identification of modern problems of sustainable development associated with the incorrect use of green financing mechanisms. The practical significance of the research lies in the

development of the author's definition of green financing, which allows specifying the goals of investing in green projects and establishing a transparent system of criteria for evaluating a project claiming the status of green.

Keywords: green financing, sustainable development, sanctions restrictions, energy security.

Введение

Полноценные механизмы зеленого финансирования стали образовываться в нашей стране относительно недавно. В 2021 году в России была сформирована законодательная база для запуска системы финансирования зеленых проектов и инициатив в сфере устойчивого развития. Приоритетным направлением экологического развития как на федеральном, так и на региональном уровне является уменьшение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, сочетающееся с решением задач по повышению эффективности использования ресурсов, в том числе природных, а также энергосбережение. Поэтому те инвестиционные проекты, в рамках которых планируется привлекать зеленое финансирование, должны обладать одной общей чертой - позитивное воздействие на окружающую среду.

Законодательством достаточно четко установлены направления зеленого финансирования, поэтому в первую очередь речь идет о проектах, которые будут реализованы в энергетической отрасли, строительстве, промышленности, обращении с отходами, транспорте, сельском хозяйстве, водоснабжении и водоотведении [1]. Предприятия указанных отраслей получают приоритетную возможность привлечения специальных зеленых финансовых инструментов.

Принятые законодательные акты должны способствовать формированию экономических стимулов для предприятий, чтобы активнее внедрять наилучшие доступные технологии, модернизировать основные фонды и переходить к новым механизмам функционирования, основанным на соответствии передовым экологическим стандартам. Кроме того, подготовка кри-

териев отбора зеленых проектов и утверждение механизма их верификации позволяют максимально объективно выбирать среди всех инвестиционных проектов именно те, которые в наибольшей степени соответствуют концепции устойчивого развития.

Однако события, произошедшие в 2022 году в геополитической, экономической и социальной сферах общества, поставили вопрос о приоритетности и необходимости инвестирования в зеленые проекты с учетом наличия более значимых проблем, нуждающихся в незамедлительном решении и финансовой поддержке. Достаточно стремительными темпами произошло снижение объемов инвестирования в зеленую экономику, а специалисты из разных стран начали указывать на ошибочный характер масштабных капиталовложений в те проекты, которые, как оказалось, не могут обеспечить устойчивого развития странам и экономическим регионам даже в краткосрочном периоде. По нашему мнению, проблема заключается в тех диспропорциях финансового обеспечения, которые искусственно были созданы при формировании механизмов устойчивого развития национальных экономик и реализации инвестиционных программ с явным смещением акцента на зеленые отрасли. Это не позволило сделать трансформационный переход к достижению ESG-целей более плавным и усугубило ряд проблем, вызвавших дисбаланс развития всех трех подсистем устойчивого развития стран и их отдельных регионов.

Материалы и методы

Информационную основу статьи составили результаты исследований в рамках идентификации специфических черт, присущих механизмам зеленого финансирования на современном этапе. Выводы и заключения по итогам исследования сделаны на основе анализа публикаций ведущих рейтинговых международных агентств, а также ученых и практиков, работающих в данной области исследований.

Результаты

Рассмотрение вопросов перехода традиционной экономики на зеленые рель-

сы невозможно без учета необходимости формирования полноценной системы зеленого финансирования, у которого, несмотря на то что еще нет общепринятого определения, весьма четко прослеживается понимание этого механизма как системы финансирования экологических проблем национального, регионального и локального характера, а также финансирования программ, связанных с использованием энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. В связи с этим понимание термина «зеленые финансы» связывается в первую очередь с финансовыми ресурсами, направляемыми на реализацию экологических проектов. Также зеленые финансы являются базовой категорией концепции зеленого экономического роста, так как благодаря им достигается интеграционный эффект от работы финансовых институтов, осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды и показателей экономического роста.

С учетом вышеизложенного, с нашей точки зрения, зеленые финансы можно рассматривать как финансовые отношения между финансовыми институтами, в роли которых могут выступать как банки, так и все уровни бюджетов РФ, и хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу целенаправленной деятельности последних и связанные с реализацией мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения программ декарбонизации, наилучших доступных технологий, бережливого производства и других технологий и бизнес-процессов, отвечающих принципам устойчивого развития и влекущих за собой качественное улучшение экологической ситуации в регионе присутствия.

Систему зеленого финансирования на уровне регионов можно рассматривать с трех точек зрения:

- как совокупность способов капиталовложений в инвестиционные проекты, направленные на повышение уровня экологизации хозяйственной деятельности организации;

- как систему финансовых институтов, реализующих программы зеленого

финансирования и предлагающих соответствующие финансовые продукты;

- как набор специализированных финансовых продуктов и услуг, предназначенных для финансирования экоориенти-рованных проектов.

Начиная с 2019 года можно наблюдать достаточно заметное сокращение доли зеленых инвестиций в общем объеме инвестирования в основной капитал (рис. 1), хотя в абсолютном выражении мировой объ-

$Ьп

ем инвестиций в зеленую энергетику по итогам 2021 года стал рекордным и составил 755 млрд долларов. Это происходило даже на фоне актуализации экологической повестки и развертывании программ, связанных с «озеленением» всех секторов экономики [3]. В то же время в абсолютном выражении расходы на проведение экологических мероприятий с каждым годом увеличиваются все больше.

180

160

140

Ч- СМ Т- СМ т- СМ т- СМ

i United States i Other EMEA i Other APAC i Other AMER i India i Europe ■ China Brazil

ч-СМч-СМ-^-СМч-СМ-^-СМч-СМ^СМч-СМч-СМч-СМч-СМт-СМ

2004 2005 2006 2007 20082009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 1 - Динамика инвестирования в зеленую экономику за 2004-2019 гг., млн долл. [2]

Сейчас на фоне геополитических событий и резкого ухудшения экономической конъюнктуры во всем мире достаточно определенно можно прогнозировать падение показателей зеленого финансирования по итогам 2022 года. Последние события достаточно четко показывают, что зеленая повестка отходит на второй план, а значит, и в финансировании будут острее нуждаться традиционные отрасли, доказавшие экономическую эффективность инвестирования в них, а также являющиеся стратегически важными для национальной и/или продовольственной безопасности разных стран [4, с. 2].

Применительно к рассматриваемой теме исследования наше внимание особо привлекли следующие события:

1. Министерство финансов ФРГ призвало начать добычу сланцевого газа запрещенным методом - с помощью разрыва гидравлического пласта, в результате которого заражаются грунтовые воды, а также в будущем могут возникнуть землетрясения. В Великобритании, напротив, с приходом нового премьер-министра такой мораторий был введен. Это говорит о том, что способ освоения природных ресурсов, как и вид выбираемого топлива/энергии, достаточно четко зависит от экономического состояния страны. Поэтому и зеле-

ное финансирование будет успешно развиваться только в тех странах или регионах страны, которые могут себе позволить инвестирование в проекты с большим сроком окупаемости, а иногда и с очень невысокой рентабельностью. В глобальном масштабе доля такого финансирования будет падать, однако успех инвестирования в подобные проекты может быть обеспечен, например, в энергопрофицитных регионах с диверсифицированной экономикой (так, инвестиции в ветроэнергетическую отрасль Ростовской области и создание на территории региона ветроэнергетического кластера до сих пор считаются инвестиционно привлекательными объектами капиталовложений).

2. Во многих странах Европейского союза законодательно ослаблены запреты на вырубку деревьев, чтобы население имело альтернативное топливо (дрова) на зиму. Эта проблема наиболее остро стоит в Центральной и Восточной Европе, например в Румынии, Словакии, Латвии. На этом фоне инвестирование в экологические программы кажется фактически невозможным, так как последствия энергетического кризиса серьезно сказываются на реализации компаниями своих инвестиционных программ, а возросшие счета за электроэнергию не позволяют сохранять зеленые капиталовложения на таком же уровне.

Российским регионам подобные проблемы пока не грозят, однако санкционные ограничения по-разному сказались на их деятельности - кто-то потерял покупателей, у кого-то нарушились традиционные логистические цепочки, не говоря уже об инфляционном факторе, поэтому многие отечественные компании столкнулись с возрастанием транзакционных расходов, что тоже не способствует развитию механизмов зеленого финансирования, так как в новых экономических условиях большая часть хозяйствующих субъектов сосредоточилась на решении текущих проблем.

3. Невозможность быстрой замены российских энергоресурсов на европейских рынках: в 2020 году ЕС получал 22%

от используемой энергетики от возобновляемых источников энергии, но этот показатель был достигнут в основном за счет гидроэлектростанций стран Скандинавии. Доля же остальных альтернативных источников энергии (ветряной, солнечной) остается очень низкой, что и обусловило невозможность отказа от традиционных форм получения энергии. После ввода санкционных ограничений в отношении России многие страны стали руководствоваться неэкономическими и политическими соображениями в стремлении обеспечить свою энергобезопасность: покупка более дорогостоящего и низкокачественного угля из Колумбии и Южной Африки, готовность к использованию аварийных ядерных реакторов, импорт СПГ из Австралии по цене в полтора раза дороже, чем российский [5].

Все это говорит о том, что реализация экологических задач ушла далеко на второй план, а также о том, что политические риски сейчас для любого инвестиционного проекта становятся превалирующими над всеми остальными. Фактически зеленое финансирование в глобальной повестке теряет свою актуальность, а значит, и инвестиционные проекты уже не могут рассматриваться как привлекательные. Данная ситуация опять же дает повод отечественным экспертам говорить о том, что как раз для нашей страны в контексте происходящих событий зеленое финансирование может рассматриваться как одно из направлений инвестирования традиционных компаний топливно-энергетического комплекса на пути их трансформации в мультиэнергетические компании, так как сейчас отечественный ТЭК, даже несмотря на все санкции, находится в более выигрышном положении, чем ТЭК многих других развитых стран, а текущий уровень доходов и высокая динамика роста выпусков зеленых облигаций за предыдущие годы (рис. 2) позволяет реализовывать зеленые инвестиционные программы, направленные на модернизацию основных средств и технологий.

250,0

200,0

150,0

100,0

50,0

0,0

Зеленые облигации, млрд руб. Социальные облигации, млрд руб Переходные облигации, млрд руб. Зеленые облигации, ед. Социальные облигации, ед. Переходные облигации, ед. Кол-во выпусков, ед.

18 16 14 12 10 8 6

2018 2019 2020 2021

Рисунок 2 - Объем и количество выпусков облигаций в формате устойчивого развития российских эмитентов в 2018-2021 гг., ед. / млрд руб. [6, с. 16]

Если рассматривать уровень развития зеленого финансирования применительно к нашей стране и ее регионам, то здесь можно отметить достаточно серьезную территориальную неравномерность развития данного типа финансовых инструментов. Согласно кластерному анализу российских регионов по уровню экологических инвестиций [7, с. 45-46], было выявлено, что в качестве регионов лидеров по объемам зеленого инвестирования выступают небольшое количество регионов, представленное столицами (г. Москва, г. Санкт-Петербург) и регионами с развитым топливно-энергетическим добывающим и перерабатывающим комплексом (Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край).

Во второй группе оказалось всего 6 регионов, которые ведут достаточно активную инвестиционную политику в рамках зеленой повестки и характеризуются значительным уровнем инвестиций в основной капитал, связанных с ресурсо- и энергосбережением. Все остальные субъекты РФ относятся к группе регионов с начальным уровнем формирования механизма зеленого финансирования и группе аутсайдеров, разрыв которых с лидерами кластерного анализа дольно существен - на зеленые ин-

струменты приходится только 1% в общем объеме инвестирования, в то время как у регионов-лидеров - около 25%.

Несмотря на то что по итогам 2022 года ожидается существенное снижение объемов инвестирования в рамках зеленого направления развития, скорее всего, регионы сохранят свои позиции в представленной кластерной группировке, даже несмотря на то что в сырьевых регионах уже по итогам 1 полугодия 2022 года наблюдается небольшой спад ВРП.

Обсуждение

Рассмотрение вышеуказанных факторов в совокупности приводит нас к выводу, что, как это ни странно, приоритетное финансирование в зеленые отрасли в свете нынешних обстоятельств спровоцировало еще большие угрозы для их развития. На этот факт косвенно обратил внимание и Президент РФ В.В. Путин в выступлении в рамках V Международного форума «Российская энергетическая неделя», указавший на то, что агрессивное продвижение зеленой повестки в ЕС привело к тому, что глобальный нефтегазовый сектор оказался недоинвести-рован. Это, в свою очередь, и привело к сворачиванию тех инвестиционных проектов, которые могли бы обеспечивать более щадящие и экологически эффективные реше-

ния по добыче топлива, а также внедрение технологий, уменьшающих вредное воздействие ТЭКа на окружающую среду. В итоге и проекты зеленой экономики сейчас будут заморожены ввиду их низкой инвестиционной привлекательности, и зеленые технологии в традиционных отраслях не удастся полноценно реализовывать из-за низких объемов капиталовложений в отрасль в течение достаточно длительного периода.

Такого же мнения придерживаются и руководители глобальных мультиэнерге-тических компаний, в структуре которых есть как традиционные, так и альтернативные энергетические проекты. Например, компания TotalEnergies, указывает на то, что отрасль уже на протяжении длительного времени испытывала давление климатической повестки, а соответствующие международные организации фактически прямо призывали перестать субсидировать проекты, связанные с ископаемыми видами топлива. Это, как оказалось, не стало драйвером для эффективного энергоперехода, а лишь привело к дезинвестициям из углеводородной отрасли на фоне сохранения и даже возрастания спроса на углеводороды [8]. Также очень точно отмечается тот факт, что развитие альтернативных источников энергии может снизить зависимость от нефти и газа, но в то же самое время создаст зависимость от других материалов. Например, строительство ветряных электростанций требует большого количества достаточно дефицитной меди, а само по себе осуществление энергоперехода требует больших инвестиций в строительство распределительных сетей, для которых сейчас недостаточно интерконнекторов. Целесообразность проектов в сфере альтернативой энергетики также снижает и то, что стоимость ветряной и солнечной энергии больше не будет падать, как это было в предыдущие годы.

Что касается российских предприятий, то для них чрезвычайно остро стоит вопрос изношенности основных фондов, которые не только являются препятствием к проведению полноценной модернизации производственных процессов, но и не позволяют корректно внедрять наилучшие

доступные технологии. Также ввиду санк-ционных ограничений многие предприятия столкнулись с необходимостью поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих, которые не всегда могут обеспечить прежние производственные и экологические характеристики [9, с. 143].

В российской экономике сейчас можно наблюдать реализацию ряда проектов, функционирование которых связано с реальной необходимостью «озеленения» экономики и решения острых социальных и экологических проблем. Например, в 2023-2024 гг. планируется выпуск зеленых облигаций, связанных с отраслью обращения с отходами, на сумму около 90 млрд руб., которые будут направлены на создание новых заводов по переработке отходов в тех регионах, которые сейчас уже подписали концессионные соглашения об их строительстве. При этом доходность по этому виду облигаций будет выше, чем при размещении средств на банковских вкладах, а с частью банков есть соглашения о том, что они будут участвовать в их выкупе. Использование зеленого финансирования будет оправданным и эффективным только в том случае, если с помощью него достигается решение задач, лежащих в области каждого из трех компонентов устойчивого финансирования.

Создавшаяся ситуация обостряет необходимость тщательного анализа и подбора инструментов зеленого финансирования, что подразумевает отбор проектов, отвечающих целям устойчивого развития не де-юре, а де-факто с учетом того, что трехчастная модель устойчивого развития включает как равноправные не только экологическую, но и экономическую и социальную компоненты [10]. Сейчас же, по мнению специалистов, идея ускоренной декарбонизации экономик и отказа от ископаемых видов топлива быстрыми темпами является экологическим авантюризмом западных стран и будет более разрушительной, чем кризис 2008 года. Фиксация только лишь на экологической компоненте (это было легко заметить последние несколько лет, когда среди всех целей устойчивого развития акценты делались

только на декарбонизации) уже приводит к разбалансировке всей модели ESG: отсутствие доступных по цене энергоносителей негативно сказывается на всех отраслях глобальной экономики, а массовые демонстрации в ряде стран с жесткими социальными требованиями указывают на то, что произошла потеря социальной устойчивости даже в самых экономически благополучных западных странах [11]. Поэтому сейчас можно наблюдать тот самый процесс дестабилизации и дисбаланса развития мировой и национальных экономик, который произошел из-за того, что необходимые принципы устойчивого развития не были соблюдены, а политическая компонента оказалась превалирующей над всеми задачами устойчивого развития социальной, экономической и экологической подсистемы.

Заключение

Несмотря на те специфические особенности и противоречия развития, с которыми сталкивается сейчас глобальная экономика, значение зеленого финансирования для реализации целей устойчивого развития сложно переоценить. Но при этом успешность реализации ESG-стратегии будет определяться правильным пониманием концепции устойчивого развития, в основе которой лежит сбалансированное и синхронное развитие всех трех подсистем. Эффективность зеленого финансирования возможна только в том случае, если будут корректно определены параметры оценки инвестиционных проектов, реально соответствующих статусу эко- или социально ориентированных, но также при этом еще и позволяющих достичь определенной экономической эффективности.

Достижение целей зеленого экономического роста и плавный переход к зеленой экономике на основе соблюдения всех задач устойчивого развития возможен только на основе функционирования отлаженного механизма зеленого финансирования, который позволяет аккумулировать необходимые финансовые ресурсы в целях экологизации и декарбонизации определенных отраслей с учетом социальных потребностей общества и поддержания ста-

бильного экономического развития национальной экономики.

Стимулирование развития зеленого финансирования в России возможно на основе одновременной реализации ряда мероприятий, которые имеют строго целевой характер и учитывают, что зеленое развитие не является самоцелью, а преследует основную задачу повышения уровня жизни населения страны. В связи с этим, с нашей точки зрения, необходима реализация следующего комплекса мер:

- совершенствование и доработка нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы осуществления зеленого финансирования с четким выделением целевых индикаторов для верификации зеленых проектов предприятий и организаций или проектов устойчивого развития территорий;

- подготовка дорожной карты по развитию зеленого финансирования на национальном и региональном уровне, учитывающая все сценарии развития экономики и формирующиеся в ней черты автаркии;

- стимулирование формирования полноценного рынка зеленых облигаций с целью финансирования экологических проектов, например, в транспортной, энергетической или мусороперерабатывающей отрасли;

- предоставление системы налоговых льгот или субсидирования процентов по заемному капиталу для предприятий, которые за счет внедрения НДТ, ресурсосберегающих или энергосберегающих технологий добиваются снижения показателей загрязнения окружающей среды. Некоторыми экспертами предлагается создание специализированного банковского института, который будет осуществлять кредитование зеленых проектов, но в нынешних реалиях такая инициатива является нереализуемой.

В целом механизм зеленого финансирования в нашей стране сейчас находится на начальном уровне своего формирования, а объемы зеленого инвестирования недостаточны для обеспечения устойчивого зеленого развития, особенно с учетом значительных территориальных диспропорций в их распределении. Однако функционирование российских предприятий и отечественной финансовой системы в но-

вых экономических условиях может позитивно сказаться на стремлении хозяйствующих субъектов к вдумчивому и постепенному внедрению зеленых технологий, оправданных и с экономической, и с экологической точки зрения, имеющих явный положительный социальный эффект. В этом случае созданная система зеленого финансирования будет являться тем базисом, на основе которого будет выстраиваться не только модель зеленой экономики, но и в целом вся концепция устойчивого развития отечественной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» // СПС Гарант.

2. Henze V. World Clean Energy Investment Slips in 1H 2019, Despite BillionDollar Financings of Solar in Dubai and Offshore Wind in Taiwan.Bloomberg. 2019. -URL: https://about.bnef.com/blog/world-clean-energy-investment-slips-1h-2019-despite-billion-dollar-financings-solar-dubai-offshore-wind-taiwan/

3. Nordhaus W.D. Climate Club Futures: On the Effectiveness of Future Climate Clubs //. Cowles Foundation Discussion Papers. 2619. - 2021. - URL: https://elischolar.library.yale.edu/cowles-discussion-paper-series/2619

4. Смирнов Г. Возобновляемый рост // Коммерсант. - 2022. - № 81. - С. 2.

5. Шатов Е. Будущее зеленой энергетики под вопросом: на чем можно заработать инвестору [Электронный ресурс] // Forbes. - 2022. - URL: https://www.forbes.ru/mneniya/476849-budusee-zelenoj-energetiki-pod-voprosom-na-cem-mozno-zarabotat-investoru (дата обращения: 30.10.2022).

6. Доклад ESG и зеленые финансы России 2018-2022. Экспертно-аналитическая платформа INFRAGREEN. - M., 2022. - 74 с.

7. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А. Зеленое финансирование в России: современное состояние и пер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спективы развития // Финансы: теория и практика. - 2020. - № 24. - С. 39-49.

8. Fajgelbaum P.D., Goldberg P.K, Kennedy P.J., Khandelwal A.K. The return to protectionism // The Quarterly Journal of Economics. - 2020. - № 135 (1).

9. Вильданова М.М. Некоторые особенности зеленого финансирвоания и иных зеленых финансовых инструментов в России и за рубежом // Право и практика. -2022. - № 1. - С. 140-148.

10. Thomas P. Nature juridique des green bonds // Revue bancaire et financier. -2015. - № 6. - Novembre étude 22.

11. Карпович О.Г. Последствия «зеленого разворота» будут более разрушительными для Запада, чем экономический кризис 2008 года [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. - 2022. -URL: https://nic-pnb.ru/analytics/ posledstviya-zelenogo-razvorota-budut-bolee-razrushitelnymi-dlya-zapada-chem-ekonomicheskij-krizis-2008-goda/ (дата обращения: 21.10.2022).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Decree of the Government of the Russian Federation № 1912-r of July 14, 2021 On the Approval of the Goals and Main Directions of Sustainable (including Green) Development of the Russian Federation // SPS Garant.

2. Henze V. World Clean Energy Investment Slips in 1H 2019, Despite BillionDollar Financings of Solar in Dubai and Offshore Wind in Taiwan.Bloomberg. 2019. -URL: https://about.bnef.com/blog/world-clean-energy-investment-slips-1h-2019-despite-billion-dollar-financings-solar-dubai-offshore-wind-taiwan/

3. Nordhaus W.D. Climate Club Futures: On the Effectiveness of Future Climate Clubs //. Cowles Foundation Discussion Papers. 2619. - 2021. - URL: https://elischolar.library.yale.edu/cowles-discussion-paper-series/2619

4. Smirnov G. Renewable growth // Kommersant. - 2022. - № 81. - Р. 2.

5. Shatov E. The future of green energy is questionable: what can an investor earn on [Electronic resource] // Forbes. - 2022. - Ac-

cess mode: https://www.forbes.ru/ mneniya/476849-budusee-zelenoj-energetiki-pod-voprosom-na-cem-mozno-zarabotat-investoru (date of application: 30.10.2022).

6. ESG Report and Green Finance of Russia 2018-2022. Expert-analytical platform INFRAGREEN. - M., 2022. - 74 p.

7. Semenova N.N., Eremina O.I., Skvortsova M.A. Green financing in Russia: current state and prospects of development // Finance: theory and practice. - 2020. - № 24. - P. 39-49.

8. Fajgelbaum P.D., Goldberg P.K, Kennedy P.J., Khandelwal A.K. The return to protectionism // The Quarterly Journal of Economics. - 2020. - № 135 (1).

9. Vildanova M.M. Some features of green financing and other green financial instruments in Russia and abroad // Pravo i praktika. - 2022. - № 1. - P. 140-148.

10. Thomas P. Nature judique des green bonds // Revue bancaire et financier. -2015. - № 6. - Novembre étude 22.

11. Karpovich O.G. The consequences of the "green U-turn" will be more destructive for the West than the economic crisis of 2008 [Electronic resource] // Research Center for National Security Problems. - 2022 - Access mode: https://nic-pnb.ru/analytics/posledstviya-zelenogo-razvorota-budut-bolee-razrushitelnymi-dlya-zapada-chem-ekonomicheskij-krizis-2008-goda/ (date of appeal: 10/21/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.