Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Го Эрни, Рыжкова Л.Г.

В статье выполнен анализ и оценка Программы обучения в Китайской Академии Настольного тенниса, позволяющие выявить ее специфические особенности, к которым относится акцентированная профессиональная подготовка и специализированная направленность на теоретическое и практическое изучение вида спорта, привлечение инновационных методик тренировки и оценки техникотактической подготовленности игроков в настольном теннисе, объективизация судейских оценок соревновательной деятельности. Об этом свидетельствует количество часов, отведенных на освоение дисциплин профессионального блока, и их распределение в соответствии с востребованностью знаний в области теории и методики настольного тенниса, спортивной тренировки и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Го Эрни, Рыжкова Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE TRAINING PROGRAM AT CHINA TABLE TENNIS ACADEMY

The article analyzes and evaluates the training program at the Chinese Table Tennis Academy, which makes it possible to identify its specific features, which include an accentuated professional training and a specialized focus on the theoretical and practical study of the sport, the involvement of innovative methods of training and assessing the technical and tactical preparedness of players in table tennis. tennis, objectification of judicial assessments of competitive activity. This is evidenced by the number of hours allotted for mastering the disciplines of the professional block, and their distribution in accordance with the demand for knowledge in the field of theory and methodology of table tennis, sports training and professional activities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА»

УДК 378.174

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Го Эрни, аспирант, Чжэнчжоуский университет, Китай; Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г.

Москва

Аннотация

В статье выполнен анализ и оценка Программы обучения в Китайской Академии Настольного тенниса, позволяющие выявить ее специфические особенности, к которым относится акцентированная профессиональная подготовка и специализированная направленность на теоретическое и практическое изучение вида спорта, привлечение инновационных методик тренировки и оценки технико-тактической подготовленности игроков в настольном теннисе, объективизация судейских оценок соревновательной деятельности. Об этом свидетельствует количество часов, отведенных на освоение дисциплин профессионального блока, и их распределение в соответствии с востребованностью знаний в области теории и методики настольного тенниса, спортивной тренировки и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Академия Настольного тенниса, программа обучения, профессиональная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p59-63

SPECIFIC FEATURES OF THE TRAINING PROGRAM AT CHINA TABLE TENNIS

ACADEMY

Go Ernie, the post-graduate student, Zhengzhou University, China; Larisa Gennadievna Ryzhkova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Russian University Sport (SCOLIPE),

Moscow

Abstract

The article analyzes and evaluates the training program at the Chinese Table Tennis Academy, which makes it possible to identify its specific features, which include an accentuated professional training and a specialized focus on the theoretical and practical study of the sport, the involvement of innovative methods of training and assessing the technical and tactical preparedness of players in table tennis. tennis, objectifica-tion of judicial assessments of competitive activity. This is evidenced by the number of hours allotted for mastering the disciplines of the professional block, and their distribution in accordance with the demand for knowledge in the field of theory and methodology of table tennis, sports training and professional activities.

Keywords: Table Tennis Academy, training program, professional training, specialized focus, blocks of disciplines.

ВВЕДЕНИЕ

В Китае с 1953 года существует Пекинский спортивный университет ), который ведет подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Здесь проходят обучение около 14 тысяч студентов, осваивающих программы бакалавриата и магистратуры. Структура университета состоит из восьми специализированных школ и пяти департаментов, которые ориентирует обучающихся на освоение знаний и приобретение практических навыков и опыта по различным направлениям и дисциплинам. Всего в Китае вместе с Пекинским университетом работает 15 вузов, осуществляющих подготовку тренеров и учителей физической культуры.

В Китае настольный теннис еще со времен Мао Цзэдуна является национальным видом спорта. Лидерство китайских спортсменов в настольном теннисе определило их «господство» на международных соревнованиях, предсказуемое в противоборстве с иностранными игроками практически в каждом матче [2, 3]. Чтобы матчевые встречи с

зарубежными спортсменами стали интересными и зрелищными было принято решение об организации высшего учебного заведения - Китайской Академии Настольного тенниса (Ф

Щ^^Ш^Ш), которая была основана в 2011 году в Шанхае. Основная направленность Академии заключается в подготовке профессиональных и спортивных кадров, с ориентацией выпускников на педагогическую и научно-исследовательскую деятельность.

«Китай оказался на вершине пинг-понговой пирамиды» - сказал Ян Пэйфэн ), вице-президент Академии. Он отметил, что для того, чтобы соревнования по настольному теннису на международном уровне стали более зрелищными, необходимо «взрастить» конкурентно способных «волков» из иностранных «ягнят» [5]. Для этого в Академию могут быть приглашены игроки в настольный теннис на четырехлетнее обучение, по окончании которого выпускники не только поднимутся на более высокий уровень специальной подготовленности, но и получат знания о «механизмах» воздействия на занимающихся для достижения ими высоких спортивных результатов [1, 4].

Цель исследования - изучить специфические особенности обучения в Китайской Академии Настольного тенниса для использования положительного опыта в подготовке российских тренеров по настольному теннису.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Китайская Академия Настольного тенниса является первым высшим учебным заведением, направленным на профессиональную подготовку спортивных и педагогических кадров только по одному виду спорта. Из 300 учебных мест в Академии половина предназначена для иностранных спортсменов, половина - китайских. По состоянию на 2020 год Академия приняла на обучение представителей 28-ми стран и регионов.

Руководство Академией осуществляется специалистами в области настольного тенниса:

1. Сюй Яньшэн - Почетный декан Китайской Академии Настольного тенниса. Чемпион мира с 1959 по 1965 гг. Пожизненный почетный председатель Международной федерации настольного тенниса.

2. Ши Чжихао - декан Китайской Академии Настольного тенниса. Чемпион мира 1980, 1981 гг. Главный тренер женской сборной команды Китая. Вице-президент Международной федерации настольного тенниса.

3. Чжан Инин (З^рт) - помощник декана Китайской Академии Настольного тенниса. Олимпийская Чемпионка в одиночном и командном разрядах в Пекине-2008.

Целью обучения в Академии является развитие чувства социальной ответственности, гуманистического подхода к пониманию личности, приобретение прочных профессиональных знаний, умений и навыков, формирование педагогических компетенций, совершенствование двигательных способностей, необходимых в настольном теннисе.

Программа обучения направлена на решение следующих задач.

1. Воспитать патриотизма и чувства социальной ответственности, жизнеутверждающей позиции и психологической уверенности в деятельности спортсмена.

2. Овладеть базовыми знаниями в области спортивной науки, гуманитарных наук, педагогики, психологии, а также профессиональными знаниями о средствах и методах тренировки, организации соревнований по настольному теннису, необходимыми знаниями для понимания и объяснения явлений и тенденций развития спортивных дисциплин настольного тенниса и смежных областей.

3. Уметь применять основные принципы спортивной тренировки, средства и методы подготовки игроков в настольный теннис, оценивать, анализировать и изучать проблемы в настольном теннисе и смежных областях, выдвигать соответствующие контрмеры и предложения, а также осуществлять руководство на месте.

4. Уметь правильно использовать современные инструменты для сбора, анализа и обработки данных и информации в области настольного тенниса, а также уметь вести практическую деятельность в области преподавания настольного тенниса, организации соревнований и судейства, спортивного менеджмента и научных исследований.

5. Понимать теоретические и практические механизмы воздействия, тенденции развития преподавания, спортивной подготовки игроков в настольный теннис, понимать основные концепции международного олимпийского движения и национальной политики, связанные с соревновательной деятельностью в спорте.

6. Уметь использовать специальную терминологию для эффективного общения с коллегами в отрасли и общественностью в стране и за рубежом, обсуждая явления и проблемы в обучении игре в настольный теннис.

7. Иметь представление о самостоятельном развитии и обучении на протяжении всей жизни, способность внедрять инновации и организовать самостоятельный бизнес, а также способность постоянно совершенствоваться.

По программе обучения в Академии, помимо теоретических и практических занятий, предусмотрены ежедневные семичасовые тренировки.

Анализ структуры и содержания программы обучения в Академии выявил наличие четырех крупных блоков дисциплин: общеобразовательный, базовый, профессиональный, практики (таблица). В каждом блоке предусмотрены обязательные дисциплины, которые заканчиваются экзаменом, а в общеобразовательном и профессиональном предлагаются дисциплины для факультативного изучения (завершаемые зачетом), которые студенты сами выбирают в соответствии со своими интересами.

В блоке общеобразовательных дисциплин, на изучение которых отводится 512 часов (34 кредита), обязательными являются: Идейно-нравственное воспитание, Основы китайской современной истории, Идеи Мао Цзэдуна и теоретической системы социализма в Китае, Принципы марксизма, Основные компьютерные приложения, Английский язык университетского уровня и др.

Таблица - Распределение учебных часов по Программе обучения в Китайской Академии Настольного тенниса

Блоки Дисциплины Кредиты Кол-во часов Соотношение (%)

Общеобразовательные дисциплины Обязательные 34 512 20,8

Факультативные 8 128 5,2

Базовые специальные дисциплины Обязательные 20 320 12,9

Профессиональные дисциплины Обязательные 45 960 38,9

Факультативные 29,5 544 22,1

Практики Комплексная практ. деят-ть 20 12,9

Инновационная практика 6 Студенты получают бонусные баллы

Социальная практика 6

ВСЕГО 156,5 2464 100

Освоение выбранных дисциплин для факультативного изучения должно соответствовать 128 часам (8 кредитов), определенных программой обучения.

Блок базовых специальных дисциплин составляют только обязательные дисциплины: анатомия движения, спортивная физиология, спортивная психология, спортивная биомеханика, педагогика, спортивная подготовка. На их изучение отводится 320 часов (20 кредитов).

Самым объемным является профессиональный блок, который составляют обязательные дисциплины, на изучение которых выделено 960 часов (45 кредитов), а также дисциплины по выбору для факультативного освоения (544 часа). Обязательными в этом блоке являются дисциплины, непосредственно связанные с тренировочным процессом в настольном теннисе: Исторические аспекты развития, Теория и методика специальной подготовки, Базовая теория и знания о технико-тактических составляющих, Теория и методика судейства, Теория и методика тактического анализа, Теория и методика двигательного совер-

шенствования, Методы исследования в спорте, Обучение и контроль формирования двигательных навыков, Легкая атлетика, Плавание. Следует обратить внимание, что самое большое количество часов в этом блоке отводится изучению теории и методике специальной подготовки по настольному теннису - 576 из 960 часов обязательных дисциплин профессионального блока.

На изучение факультативных дисциплин профессионального блока также отводится большое количество часов (544 часа), и студентам предлагается выбор дисциплин по трем направлениям: теоретическое, спортивное, модульное.

Из теоретического направления, состоящего из 13 дисциплин, предлагается выбрать 6 дисциплин, чтобы в сумме студент получил 12 кредитов. Здесь представлены такие дисциплины как Введение в спорт, Измерение и оценка спортивных результатов, Биомеханический анализ техники движения, Тактический анализ соревновательной деятельности, Оборудование и технология производства инвентаря, Первая помощь при травме в спорте, Спортивные информационные технологии, Спортивное питание и др.

В спортивном направлении, в котором предлагается изучение дисциплин по различным видам спорта (гимнастика, теннис, футбол, баскетбол, волейбол, тхэквондо, бадминтон, боевое искусство, аэробика), студенты выбирают 3 дисциплины, чтобы в сумме получить 7,5 кредитов.

Модульное направление факультативного освоения программного материала профессионального блока представлено изучением дисциплин по следующим модулям: Школьный спорт, Спортивный английский язык, Спортивный менеджмент, Спортивные средства массовой информации, Спортивные травмы и реабилитация, Межшкольные спортивные мероприятия. Освоению каждого модуля отводится 160 часов, но студент должен выбрать только 1 из 6 перечисленных модулей.

Блок практики состоит из комплексной практической деятельности, инновационной и социальной практик. В свою очередь, комплексная практическая деятельность складывается из Практики преподавания и обучения настольному теннису, Военной подготовки, Профессиональной стажировки, Дипломной работы, Практики по проверке профессиональных навыков, Оценки уровня физической подготовленности. На выполнение заданий практик отводится 20 кредитов.

Инновационная практика подразумевает проведение научных исследований в спорте, достижение спортивных результатов, применение технологических инноваций, участие в деятельности Академии. Социальная практика предусматривает участие в социальных опросах, в трудовых практиках, в волонтерской деятельности, в благотворительной общественной деятельности. Кредиты, полученные за участие в инновационной и социальной практиках, могут быть учтены при оценке освоения факультативных дисциплин профессионального блока Программы обучения в Академии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ и оценка Программы обучения в Китайской Академии Настольного тенниса позволяют сделать вывод о том, что ее специфическими особенностями являются акцентированная профессиональная подготовка и специализированная направленность на теоретическое и практическое изучение вида спорта, привлечение инновационных методик тренировки и оценки технико-тактической подготовленности игроков в настольном теннисе, объективизация судейских оценок соревновательной деятельности. Об этом свидетельствует количество часов, отведенных на освоение дисциплин профессионального блока (1404 часа), и их распределение в соответствии с востребованностью знаний в области теории и методики настольного тенниса, спортивной тренировки и профессиональной деятельности. Учитывая, что студенты Академии в совокупности с учебными занятиями ежедневно по семь часов проводят тренировочные занятия, совершенствуя свои практические навыки, становится понятным, что это позволяет сформиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.