Научная статья на тему 'Специфические особенности практико ориентированной модели формирования медиа образованности студентов вузов'

Специфические особенности практико ориентированной модели формирования медиа образованности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА ОБРАЗОВАННОСТЬ / СТУДЕНТ ВУЗА / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / MEDIA-EDUCATION / STUDENT OF THE UNIVERSITY / MOTIVATIONAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / TECHNOLOGICAL COMPONENT / ACTIVE PRACTICAL COMPONENT / PRACTICE-ORIENTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Наталья Владимировна

В данной статье описана специфика практико ориентированной модели формирования медиа образованности студентов вузов сконструированная на основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов и педагогических принципов (субъектности, сотрудничества и совместной деятельности, конгруэнтности, конвергентности, педагогической поддержки индивидуального стиля медиа учения студентов вузов, информатизации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific features of practice-oriented model of students` media-education

The article deals with the specifity of practice-oriented model of students` media-education. It`s built with a help of synthesis of situational, textocentrical and participative methods and pedagogical principles (subjectivity, cooperation and team-work, congruence, convergence, students` pedagogical individual support of media-educational style, informatization).

Текст научной работы на тему «Специфические особенности практико ориентированной модели формирования медиа образованности студентов вузов»

УДК 75.984 ББК 629

Максименко Наталья Владимировна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Maksimenko Natalia Vladimirovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Специфические особенности практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов Specific Features of Practice-Oriented Model of the Students’ Media Education

Forming

В данной статье описана специфика практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов сконструированная на основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов и педагогических принципов (субъектности, сотрудничества и совместной деятельности, конгруэнтности, конвергентности, педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, информатизации).

The article deals with the specific features of practice-oriented model of the students' media-education forming. It is built on the synthesis of situational, text-centered and participative approaches and pedagogical principles (subjectiveness, cooperation and team-work, congruence, convergence, students' pedagogical individual support of media-educational style, informatization).

Ключевые слова: медиа - образованность, студент вуза, мотивационный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, деятельностно - практический компонент, практико - ориентированная модель.

Key words: media-education, higher school student, motivational component, cognitive component, technological component, activity-and-practice component, practice-oriented model.

Актуальность проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов обусловлена повышением требований к молодым специалистам со стороны работодателя, появлением новых типов медиа платформ, нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов со сформированной медиа - образованностью, недостаточная разработанность теоретикометодологического обеспечения данной проблемы. На основе

ретроспективного анализа проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов нами уточняется понятие «медиа - образованность студентов вузов» - совокупность систематизированных медиа - знаний, умений,

ценностного отношения к медиа - образованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа - образования в процессе решения повседневных и производственных задач. Составляющими медиа -образованности студентов вузов являются: умение анализировать, критически осмысливать и создавать медиа - тексты; способность определять источники медиа - текстов, их политические, социальные, коммерческие, культурные интересы, их контекст; умение интерпретировать медиа - тексты и ценности, распространяемые медиа; умение отбирать соответствующие медиа для создания и распространения собственных медиа - текстов. В качестве теоретико - методологической основы формирования медиа - образованности студентов вузов нами избрана интеграция ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов, что позволяет учитывать медийные особенности будущих специалистов, пригодность различных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов в конкретной ситуации, отбирать наиболее эффективные стратегии формирования медиа -образованности студентов вузов. На основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов нами разработана практико

- ориентированная модель формирования медиа - образованности студентов вузов. Инструментальным выражением практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов являются педагогические принципы, к числу которых мы относим: принцип

субъектности, принцип сотрудничества и совместной деятельности, принцип конгруэнтности, принцип конвергентности, принцип педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, принцип информатизации.

Цель: разработать и опытно-поисковым путем проверить педагогическую стратегию формирования медиаобразованности студентов вузов

Задачи

Стимулирование определения студентов в системе отношений «человек-медиа - пространство» Овладение системой перевод в умения и н правила поведения медиа - знаний, их авыки как нормы и : в медиа - среде Формирование необходимых медиа -знаний, медиа - умений, медиа - навыков

Теоретико - метод алогическая основа

Ситуационный подход

Текстоцентрический подход

Партисипативный подход

Педагогические принципы

Субъектности Сотрудничества и совместной деятельности Конгруэнтности Конвергентности Пед. поддержки индивидуального стиля медиаучения студентов Информатизации

Содержательный блок

А_

Моти вационный компонент

А_

к.

Когнитивный Т ехнологический

компонент компонент

1.

Деятельностно -практический компонент

Процессуальный блок

А_

1

А_

Ознакомительный этап Ор иентир овочный этап Информационный этап Ситуативно-практический этап Завершающе -коррекционный этап

1 г 1 г 1 г

Педагогические условия: создани е информосообразности обучающей среды, применение

партисипативных методов формирования медиа - образованности студентов вузов;применение стратегических и тактических образовательных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов; ориентация будущего специалиста на использование ресурсов медиа - среды для решения учебных и производственных задач; разработка и реализация программы спецкурса «Медиа - образование».

Методы обучения: имитационный метод, неимитационный метод, партисипативный метод

Полифункциональный блок

1 ^ і г

Рис.1.Практико - ориентированная модель формирования медиа -образованности студентов вузов

Исходя из логики исследования, в качестве первого блока выделен целевой блок, включающий определение цели и конкретных задач

формирования медиа - образованности студентов вузов. Нами выделены следующие задачи, в процессе решения которых у студентов вузов должна быть сформирована медиа - образованность: стимулирование определения студентов в системе отношений «человек - медиа - среда»; овладение системой медиа - знаний, их перевод в умения и навыки как нормы и правила поведения в медиа - среде; формирование необходимых медиа - знаний, медиа - умений, медиа - навыков. Теоретико - методологическая основа практико -ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов включает: ситуационный подход, текстоцентрический подход,

партисипативный подход. Моделирование процесса формирования медиа -образованности студентов высших учебных заведений требует учета выбранных нами педагогических принципов: субъектности, сотрудничества и совместной деятельности, конгруэнтности, конвергентности, педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, информатизации, которые обеспечивают: формирование элементарных

представлений о взаимосвязях в медиа - среде; осуществление разностороннего медиа - образования; соответствие формирующего воздействия медиа возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Содержательная сторона модели формирования медиа - образованности студентов вузов рассматривается с точки зрения анализа существующих программ, имеющих различный статус, который определяет подчиненность программ и их территориальное распространение. Это актуализирует проблему адекватного представления наиболее значимых для педагогической теории и практики результатов научного поиска. Определен следующий компонентный состав содержательного блока практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов высших учебных заведений: мотивационный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, деятельностно-практический компонент. Рассмотрим процессуальный блок практико - ориентированной модели формирования медиа

- образованности студентов вузов. Нами были выявлены пять этапов в процессе формирования медиа - образованности студентов: ознакомительный,

ориентировочный, информационный, ситуационно-практический и завершающекоррекционный. Каждый из этапов направлен на реализацию процесса формирования медиа - образованности студентов вузов на основе соответствующих форм, методов, средств. Отсутствие одного из этапов приводит к разрушению целостности процесса и не позволяет достигнуть итогового положительного качественного результата - высокого уровня сформированности медиа - образованности обучаемых. Все этапы имеют определенные цели, задачи, содержание, результат и ориентированы на достижение конкретного качественного результата. Взаимосвязь выделенных блоков практико - ориентированной модели процесса формирования медиа -образованности студентов высших учебных заведений просматривается на полифункциональном уровне. Основополагающими взаимосвязанными функциями данной модели являются:

1. Воспитание устойчивого интереса к медиа у студентов, которое ведется на основе формирования знаний о медиа - среде.

2. Воспитание ценностей в процессе познания медиа - среды.

3. Формирование потребности самосовершенствования в области медиа -образования.

Учитывая структуру практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов высших учебных заведений, рассмотренной выше, были выделены количественные и качественные критерии и показатели, методы диагностики уровня формирования медиа - образованности студентов, которые в своей совокупности составили результативный блок практико -ориентированной модели. Результатом внедрения модели в образовательный процесс является высокий уровень сформированности медиа - образованности студентов.

Так как модель - это целостная система, то взаимосвязь ее компонентов должна быть комплексной, носить интегративный характер и пронизывать весь процесс сформирования медиа - образованности студентов вузов. Разработанная практико - ориентированная модель процесса формирования медиа - образованности характеризуется открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью.

Открытость отражает наличие связей с внешней средой, которые способствуют определению ее содержания и основных направлений развития. Целостность означает возможность получение запланированного результата при полной реализации всей структуры модели. Многоаспектность характеризуется учетом всех факторов, влияющих на результат модели. Иерархичность заключается в наличии соподчиненных уровней структуры.

Таким образом, сконструированная на основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов и педагогических принципов практико - ориентированная модель формирования медиа -образованности студентов вузов состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, полифункционального и результативного компонентов. При этом содержательной особенностью данной практико -ориентированной модели является интеграция мотивационного компонента, когнитивного компонента, действенно - практического компонента, технологического компонента.

Библиографический список

1. Афанасьев, В.В. Методологические основы оптимального управления самостоятельной работой учащегося / В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева // Деп. В НИИВО. 30.10.97, № 155-97. - 13 с.

2. Весна, М.А. Моделирование как средство научно-педагогического познания / М.А. Весна // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: сб. науч. Тр. № 3/4. -Курган, 1999. - С. 3-12.

3. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А. Б. Горстко. -М.: Знание, 1991. - 160с.

4. Штофф, В.А. Моделирование в философии. М.: Высшая школа, 1978. - 269 с.

Bibliography

1. Afanasiev, V.V. Methodological Bases of Optimal Control of the Pupils' Individual Work / V.V.Afanasiev, I.V.Afanasieva // Dep. In SRIHE. 30.10.97, № 155-97. - 13 p.

2. Gorstko, A.B. Let Us Acquainted with Mathematical Modelling / A. B. Gorstko. - М: Knowledge, 1991. - 160 p.

3. Shtoff, V.A. Modelling in Philosophy / V.A. Shtoff. - М: Higher School, 1978. - 269 p.

4. Vesna, M.A. Modelling as a Means of Scientific and Pedagogical Knowledge / M.A.Vesna // Pedagogical Researches: Hypotheses, Projects, Implementations: Collection of Scientific Papers № 3/4. - Kurgan, 1999. - P. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.