СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Л.Ф. Жандарова, канд. экон. наук, ассистент
Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань)
Аннотация. Образовательные услуги представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих при формировании определенных компетенций потребителей этих услуг. В статье рассмотрены особенности поведения платных образовательных услуг в условиях рынка.
Ключевые слова: платные образовательные услуги, высшее образование, рынок образовательных услуг, специфические особенности, сфера услуг.
Анализу специфики современного проявления платных образовательных услуг посвящены исследования Бурменко Т.Д., Восколович Н.А., Гордина В.Э., Жильцова Е.Н., Якобсона Л.И. и многих других, которые в качестве критериального признака идентификации специфики платных образовательных услуг выдвигают их потребительские качества и свойства, стремительная диверсификация которых обусловливает формирование развивающихся ускоренными темпами по сравнению с материальным производством конкурентных рынков не столько традиционных, сколько новых, возникающих в результате конвергенции услуг.
В традиционных исследованиях, как правило, приводятся такие характеристики услуг, как неосязаемость, неотделимость их производства и потребления, невозможность сохранения и накапливания, а также отсутствие собственности.
Однако необходимо отметить, что все эти традиционные характеристики претерпели существенную трансформацию в современных условиях и нуждаются в уточнении для целей полноценного и достоверного понимания этой специфики.
В своих исследованиях Дж. Стиглиц к категории «общественное благо» относит только начальное и среднее образования, а высшее образование квалифицирует как «квазиобщественное благо», характеризующееся необязательным характером и возможностью и даже необходимостью регулирования его исключительно рыноч-
ными инструментами, включая платность образовательных услуг этого уровня [ 1].
Так, сегодня уже неправомерно говорить о неосязаемости платных образовательных услуг, скорее всего, будет более правильным говорить о низком уровне их осязаемости, так как практически невозможно оценить их качество до полного окончания процесса обучения.
Критерии низкого уровня осязаемости реализуются посредством образовательных стандартов, учебно-методических комплексов, лицензий и свидетельств об аккредитации и т. д.
Н.Н. Терещенко отмечает, что специфическая характеристика платной образовательной услуги как неотделимость от источника ее оказания означает потерю права продавца платной образовательной услуги в момент ее оказания и одновременную невозможность ее приобретения потребителем (покупателем). Иначе говоря, процесс оказания платной образовательной услуги совпадает по времени с процессом ее потребления [2].
Однако данная классическая специфика платной образовательной услуги претерпевает сегодня существенную трансформацию в силу активного использования информационно-коммуникационных технологий, в частности в создании системы дистанционного обучения, когда процесс оказания услуги оторван во времени от процесса ее потребления благодаря электронным учебникам и учебно-методическим материалам.
Что же касается такой специфической характеристики платных образовательных услуг, как непостоянство их качества, то, как справедливо отмечает Д.А. Новиков, это специфика присуща также и медицинским услугам в силу того, что процесс их оказания всецело зависит от профессионального уровня преподавателя или врача, его физиологического, а также психологического состояния в момент оказания услуги [3].
Качество платных образовательных услуг является сферой непосредственных интересов государства, которое заинтересовано в его повышении и использует для этого различные средства государственного контроля, что оправдано в условиях рыночных отношений.
Е.Н. Жильцов акцентирует внимание на несохраняемости и невозможности накапливать платные образовательные услуги. Эта специфическая черта имеет двойственность, проявляющуюся в невозможности их накопления ни у продавца, ни у покупателя, что лишает его возможности перепродажи этой услуги третьи лицам [4].
Однако развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере образования трансформирует эту специфическую характеристику, лишая ее классической категоричности. Так, практически все содержательные характеристики образовательных услуг могут быть сохранены на электронных носителях, воспользоваться которыми покупатель может в любое удобное для него время после их оплаты.
Также для преодоления характеристик несохраняемости и невозможности накапливать платные образовательные услуги применяются различные виды и формы повышения квалификации.
Иначе говоря, можно утверждать, что платная образовательная услуга как экономическая категория и специфический рыночный продукт порождает особые характеристики своего поведения в рыночной среде.
Наиболее важными специфическими особенностями поведения платных обра-
зовательных услуг в условиях рынка являются следующие:
- отложенный характер проявления ожидаемого качества приобретенной
платной образовательной услуги;
- наличие обязательного для потребителя (покупателя) образовательных услуг набора качеств, включая уровень образования, нормы общественного поведения, требования к состоянию здоровья и т. д.;
- процесс потребления платной образовательной услуги характеризуется «двусторонними» параметрами, когда не только от продавца, но и от потребителя (покупателя) необходим определенный набор интеллектуальных навыков;
- относительно длительный период реализации платной образовательной услуги;
- относительно высокий уровень потребительской стоимости платных образовательных услуг в сравнении с иными видами услуг в силу их относительно высокой социальной значимости для дальнейшего повышения уровня и качества жизни индивида;
- относительно высокая цена платной образовательной услуги в силу ее высокой потребительской стоимости и социальной значимости для дальнейшего повышения уровня и качества жизни индивида;
- наличие возможности кредитования продавцом платной образовательной услуги ее потребителя (покупателя), проявляющейся в предоставлении отсрочки платежа за ее оказание;
- необходимость постоянного поддержания уровня качества приобретенной платной образовательной услуги за счет новых платных услуг, в том числе дополнительного образования или повышения квалификации, которые в подавляющем своем большинстве являются платными;
- относительно высокие административные барьеры для входа на рынок платных образовательных услуг, оказываемых как государственными, так и частными образовательными учреждениями, о чем свидетельствует процесс постоянного сокращения количества образовательных учреждений обеих форм собственности;
- исторически сложившийся относительно молодой возраст потребителей
(покупателей) платных образовательных услуг;
- наличие позитивных экстерналий как способности системы оказания платных образовательных услуг влиять на уровень и качество жизни населения, непосредственно не занятого в системе оказания этих услуг.
Таким образом, теоретический анализ специфики платных образовательных услуг как экономической категории позволяет выявить следующие основные теоретические подходы:
- специфические свойства платных образовательных услуг, отражающие особенности их производства, распределения и потребления;
- специфические свойства платных образовательных услуг, отражающие результаты ожидания их потребителями;
- специфические свойства платных образовательных услуг, отражающие их двойственную природу, в рамках которой сочетаются общественные и частные блага.
Последнее специфическое свойство проявляется достаточно четко через процесс приобретения платной образователь-
ственно воздействует на повышение его образовательного, а, соответственно, и социального статуса.
С другой стороны, по мнению большинства исследователей, среди которых необходимо выделить Белого Е.М., Бур-менко Т.Д., Восколович Н.А., Гордина В.Э., Жильцова Е.Н. и многих других, наличие весомого потенциала рыночных механизмов реализации платных образовательных услуг не позволяет рассматривать их как чистые рыночные блага в силу наличия существенного внешнего положительного эффекта, не учитываемого в ценовом механизме рынка.
Этот внешний эффект реализации образовательных услуг как бюджетных, так и платных, проявляется в росте инновационной активности хозяйствующих субъектов, производительности труда, качества выпускаемой продукции, относительном снижении транзакционных издержек. Именно поэтому большинство исследователей склонны рассматривать образовательные услуги в виде смешанного блага, сочетающего в себе частное благо со значительным общественным положительным эффектом, что всецело обусловливает активное участие государства в процессе их реализации.
ной услуги частным лицом, что непосред-
Библиографический список
1. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. - М.: Инфра-М, 1997. - 720 с.
2. Терещенко Н.Н. Региональные исследования спроса на потребительские товары: теория, методология, практика: монография / Н.Н. Терещенко; под общ. ред. Ю.Л. Александрова. - Красноярск: КГТЭИ, 2007. - 269 с.
3. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.
4. Жильцов E. H. Экономика сферы платных услуг: учебник / Е.Н. Жильцов, Н.А. Восколович, В.Н. Казаков. - Казань и МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 204с.
SPECIFIC SPECIAL FEATURES OF THE BEHAVIOR OF PAID EDUCATIONAL SERVICES UNDER THE CONDITIONS OF THE MARKET
L.F. Zhandarova, candidate of economic sciences, assistant Kazan national research technological university (Russia, Kazan)
Abstract. Educational services represent a set of economic relations arising in the formation of certain competences of the clients. The article considers the peculiarities of the behavior of paid educational services in market conditions.
Keywords: paid educational services, higher education, market of educational services, specific special features, sphere of the services.