2(26) - 2010
Вопросы экономики
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ*
В. А. ЦВЕТКОВ,
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института проблем рынка РАН,
г. Москва
E-mail: tsvetkov@cemi. rssi. ru
В статье с учетом имеющейся реальной хозяйственной практики, сложившихся традиций, норм и ценностей делается вывод о том, что сегодня в России существует особый, только ей присущий набор специфических черт, который может быть определен как собственно российская модель организации крупного бизнеса.
Ключевые слова: корпорация, управление, корпоративные отношения, корпоративные структуры, приватизация, рыночная стоимость, акционер, собственник, менеджер, государство.
Для России, как и для других стран с переходной экономикой, в настоящее время характерны только формирующие и промежуточные модели организации крупного корпоративного бизнеса, которые во многом были предопределены выбранной моделью приватизации.
Наиболее типичными чертами стран с переходной экономикой являются: ожесточенная борьба за контроль за корпорациями; недостаточная защита акционеров (инвесторов), слабо развитое правовое и государственное регулирование; отсутствие (забвение) традиций корпоративной этики и культуры; коррупция и прочие криминальные аспекты проблемы. В этом — одно из принципиальных отличий от классических моделей, сложившихся в странах с развитой рыночной экономикой, которые относительно стабильны и имеют более чем столетнюю историю.
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 09-02-00078а.
Вместе с тем с учетом имеющейся реальной хозяйственной практики, сложившихся традиций, норм и ценностей, формирующихся в новом обществе, можно сказать, что сегодня в России существует особый, только ей присущий набор специфических черт, который может быть определен как собственно российская модель организации крупного бизнеса. Выделим наиболее значимые черты этой модели.
1). Несмотря на то, что интегрированные бизнес-группы (ИБГ) начинают структурировать свои активы в компании, которые постепенно занимают лидирующее положение в национальной экономике, ИБГ была, есть и в ближайшей перспективе останется основной формой существования крупного бизнеса в России1.
ИБГ — это устойчивые национальные корпоративные объединения предприятий, чаще всего как из реального, так и из финансового сектора, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в некоторых важных аспектах как единый экономический агент и в которых можно выделить некий центральный элемент. Связи внутри группы при этом могут быть формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя, основанными на отношениях собственности или
1 Среди них: «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Альфа-Ренова», АФК «Система», «Интеррос», Сургутнефтегаз, «Северсталь», «Русский алюминий», Уральская горно-металлургическая компания, «ЕвразХолдинг» и пр.
нет. Другими словами, ИБГ — это совокупность людей, интересов, капиталов.
Наиболее известные российские интегрированные бизнес-группы
1. ИБГ «Альфа-Групп» — один из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов России. Основные интересы в коммерции — нефтедобыча, торговля сырьем, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, страхование, розничная торговля, производство продуктов питания. «Альфа-Групп» является крупным игроком на телекоммуникационном рынке: компания контролирует «ВымпелКом» (работает под торговой маркой «Би Лайн») и «Голден Телеком», а также владеет блокирующим пакетом акций сотового оператора «МегаФон».
В настоящее время ядро консорциума составляют восемь компаний так называемого первого уровня: Альфа-Банк, группа «АльфаСтрахование», ТНК-ВР, группа «Альфа-Эко», Торговый дом «Перекресток», «Голден Телеком», «ВымпелКом» («Би Лайн GSM»), «Русские технологии».
Данные компании, по официальной версии консорциума, и формально, и фактически независимы друг от друга. Основной тип взаимоотношений между ними — координация деятельности, обеспечиваемая путем неформальных контактов лидеров. Второй уровень составляют дочерние компании ядерных компаний группы. Они входят в группу только при возможности установления за ними полного контроля.
Центром Консорциума «Альфа-Групп» сегодня, без сомнений, является Альфа-банк и «Альфа-Эко» (вначале именно она была основой консорциума). При этом «Консорциум Альфа-Групп» — единственная из групп «большой десятки», в которой финансовая составляющая до настоящего времени играет не обслуживающую, а самостоятельную роль.
Основной холдинговой компанией Консорциума «Альфа-Групп», выступающей в роли корпоративного центра группы, является компания CTF Holdings Ltd.
Главный орган управления консорциумом — совет директоров, включающий в себя первых руководителей ядерных компаний и некоторых других лиц, ответственных за функциональные направления деятельности всей группы.
2. АФК«Система», созданная в 1993г., является в настоящее время крупнейшим в России несырьевым холдингом, владеет и управляет предприятиями в двенадцати отраслях экономики: электронная промышленность (Концерн «Научный центр»), телеком-
муникации («Система Телеком», в том числе МГТС и МТС), радиотехника (Концерн «Радиотехнические и Информационные Системы»), строительство и операции с недвижимостью («Система-Галс»), финансы (Московский банк реконструкции и развития), биомедицина (Медико-технологическийхолдинг), розничная торговля («Детский мир»), страховой бизнес (РОСНО), туризм (ВАО «Интурист»), реклама и СМИ (Концерн «Системы Масс-медиа»).
В настоящее время А ФК«Система» охватывает более 200 компаний, на которых работают более 70 тысяч человек. Размер суммарных консолидированных активов АФК «Система» на конец 2003г. составил 6,84 млрд долл. США, выручка составила 3,76 млрд долл. Совокупные активы: в группе высоких технологий и связанных с ней отраслей превышают 3 млрд долл., в группе отраслей, формирующих современную инфраструктуру, — 700—800млн долл.
Основная деятельность АФК «Система» сосредоточена в высокотехнологичном секторе (около 70 % активов и объемов продаж), что резко отличает ее от всех остальных ИБГ. Главным образом это телекоммуникации, но определенное место занимают также электронная и радиотехническая промышленность. Во всех остальных областях корпорация готова отказаться от лидерства, хотя и не ставит себе цели избавиться от непрофильных активов, если они приносят хорошую прибыль2.
Еще одна особенность состоит в том, что бизнес АФК «Система» в основном сосредоточен в Москве. Она чрезвычайно близка к правительству Москвы, задействована в большом числе городских программ, выигрывает все тендеры на их реализацию, в которых участвует, и, очевидно, имеет в столице режим наибольшего благоприятствования.
АФК «Система» имеет успешный опыт сотрудничества со стратегическими международными инвесторами (Salomon Smith Barney, ING Barings, Deutsche Bank), поддерживает партнерские отношения с зарубежными фирмами (Motorola, DTZ, Ericsson, Siemens, Lucent Technologies), лидирующими в аналогичных сферах бизнеса. Образование стратегических альянсов с ними осуществляется посредством акционерных связей. В партнерстве с Deutsche Telekom АФК «Система» более семи лет развивает компанию МТС, которая является крупнейшим оператором в Восточной и Центральной Европе и самой быстрорастущей сотовой компанией Европы.
2 Так, страхование не отнесено к приоритетным направлениям деятельности. Продав часть акций РОСНО западному партнеру, АФК «Система» отошла от оперативного менеджмента, сохранив за собой присутствие на этом рынке и часть активов.
3. ИБГ«Интеррос» является одной из крупнейших частных инвестиционных компаний России. Рыночная стоимость активов, находящихся под ее управлением, превышает 10млрд долл. Предприятия группы действуют во всех регионах России, а также в ряде стран Европы, Азии и Северной Америки. Они производят около 1,3 % ВВП, на них заняты свыше 190тыс. чел.
Структурно ИБГ «Интеррос» представляет собой некоторый гибрид между жесткой иерархической системой и коалицией. С одной стороны, управление капиталом полностью сосредоточено в Интеррос-холдинге, с другой — каждая компания группы является самостоятельной бизнес-единицей, оперативное управление которой осуществляет независимая команда высококвалифицированных менеджеров.
В настоящее время основные активы компании сосредоточены в металлургии и горнодобыче (ГМК «Норильский никель», в которой сосредоточен основной бизнес группы), в энергетическом машиностроении (концерн «Силовые машины»), в финансовом секторе (Росбанк, СК«Согласие», НПФ «Интеррос-Достоинство»), в сельском хозяйстве и пищевой промышленности («Агрос»), в медиасфере («Проф-Медиа») и сфере недвижимости («Открытые инвестиции»). «Интеррос» осуществляет управление компаниями посредством участия в разработке планов их стратегического развития.
На протяжении своей истории ИБГ Интеррос — ОНЭКСИМ чаще и радикальнее других ведущих ИБГ меняла свое отраслевое позиционирование. После августа 1998г. она ушла из нефтяной промышленности, черной металлургии, ВПК, но при этом осуществила экспансию в энергетическое машиностроение и АПК. Столь же существенно может измениться состав ее активов и в кратко-или среднесрочной перспективе. Жизненно важным для ИБГ является лишь сохранение в ее составе ГМК «Норильский никель».
4. ИБГ ЛУКОЙЛ — крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом свыше 20 млрд долл.
ИБГ ЛУКОЙЛ.является жесткой иерархической структурой и с точки зрения собственности, и с точки зрения управления. Все составляющие группы выполняют определенную функциональную роль по отношению к НК ЛУКОЙЛ, фактически являются ее «дочками», «внучками» и т. д. и жестко контролируются ее руководством.
Основными направлениями деятельности ИБГ ЛУКОЙЛ являются нефтяная и нефтехимичес-
кая промышленность (НКЛУКОЙЛ, «КомиТЭК», «Архангельскгеолдобыча», «Ставролен»), морской и речной транспорт («ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер», «ЛУКтранс Шиппинг», Мурманское морское пароходство, Мурманский торговый порт, Новороссийский морской торговый порт), финансы (инвестиционно-банковская группа «Капитал» (БАНКУРАЛСИБ, «Петрокоммерцбанк», Финансовая корпорация «Никойл», инвестиционная компания ЛУКОЙЛ-РЕЗЕРВ-ИНВЕСТ, НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»), а также ряд дочерних финансовых компаний.
Центральным элементом ИБГ является нефтяная компания ЛУКОЙЛ (ЛУКОЙЛ), одна из крупнейших мировых вертикально интегрированных компаний, занимающаяся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках.
ЛУКОЙЛ владеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России компании принадлежат четыре крупных НПЗ — в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде. Зарубежные НПЗ компании располагаются на Украине, в Болгарии и Румынии. В 2003г. на собственных заводах компании было переработано 42,3 млн т нефти, в том числе на российских — 34,3 млн т.
Сбытовая сеть компании охватывает 17стран мира, включая страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), Европы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Чехия, Эстония) и США, и насчитывает 201 объект нефтебазового хозяйства и 4 599 автозаправочных станций.
ЛУКОЙЛ — единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры.
5. ИБГ«Северсталь-Групп» была создана в 2002г. в результате реструктуризации активов металлургического предприятия ОАО «Северсталь».
Центральным элементом ИБГ является металлургический комбинат «Северсталь» — самое большое и, вероятно, наиболее успешное предприятие черной металлургии в стране. Другие основные промышленные предприятия группы — Кузбассуголь, Оленегорский и Костомукшский ГОКи, Череповецкий сталепрокатный, Ульяновский автомобильный, Заволжский моторный заводы и др.
В настоящее время «Северсталь-Групп» — крупный российский промышленный холдинг, объединяющий более 120 предприятий с совокупным оборотом 3,1 млрд долл. Активы холдинга расположены в 14
субъектах Российской Федерации. Общее число работающих на предприятиях холдинга составляет около 130тыс. чел.
В холдинг входят четыре независимых друг от друга отраслевых дивизиона: металлургический, сырьевой («Северсталь-ресурс»), машиностроительный (группа компаний «Северстальмаш») и автомобильный («Северсталь-Авто»). Другие виды бизнеса представлены страховой компанией «Шек-сна», «Металлургическим коммерческим банком», лесоперерабатывающей компанией «Свеза», авиапредприятием «Северсталь».
Деятельность предприятий холдинга координирует компания «Северсталь-Групп», владеющая контрольными пакетами акций всех дивизионов холдинга. Для «Северсталь-Групп» характерна операционная независимость. Головная компания не выполняет непосредственного оперативного управления компаниями, а лишь осуществляет общие функции, имеющие значение для всего холдинга: общее корпоративное управление, стратегическое бизнес-планирование, инвестиционная стратегия, финансовое планирование и контроль, развитие и обучение персонала, развитие информационных технологий.
6. ИБГ«Базовый Элемент», основанная в 2001г., является крупнейшей в России управляющей компанией частных инвестиционных фондов и специализируется на стратегических инвестициях в перспективные отрасли российской экономики: черная и цветная металлургия, автомобилестроение, лесопромышленный комплекс, энергетика, финансы и страхование, авиационная промышленность, сельское хозяйство и др.
Портфель инвестиций включает в себя следующие компании: ОАО «РусАл», ОАО «РусПромАвто», ОАО «Иркутскэнерго», Красноярская ГЭС, компания «Континентальменеджмент», СК «Ингосстрах», КБ «Союз» (ранее «Ингострах-Союз»), ОАО «Уральская сталь» (ранее ОАО «Носта»), «Союзметеллресурс», НПФ «Социум», Универсальный лизинговый холдинг.
Важнейшим элементом стратегии «Базового Элемента» является долгосрочный характер инвестиций, они направлены на достижение экономического роста, а не краткосрочной спекулятивной выгоды. Компания стремится к тому, чтобы каждый из активов был лидером в своей отрасли, имел четкую стратегию развития, обеспечивающую необходимый уровень конкурентоспособности продуктов и услуг. Рост капитализации компаний является для «Базового Элемента» главной целью управления активами.
«Базовый Элемент» инвестируют в капитал предприятий, в основном не представленных на фон-
довом рынке. Это, как правило, высокоэффективные производства либо предприятия, имеющие значительные резервы повышения эффективности своей деятельности. Основными критериями при идентификации инвестиционных возможностей являются: конкурентное преимущество предприятия; высокая доля на рынке; возможности для быстрого роста производства и расширения сбыта; возможность эффективного реструктурирования предприятия; возможность интеграции с другими предприятиями с отечественным участием; уникальность управленческой команды.
Потенциал воздействия ряда интегрированных бизнес-групп на экономические процессы сопоставим уже с потенциалом федеральных экономических и промышленных ведомств и региональных администраций. Несложно предположить, что и в обозримой перспективе результаты деятельности ИБГ могут приводить к значимым последствиям как на уровне отраслей и секторов, так и на уровне всего народного хозяйства страны.
Практически все ИБГ родились в области сырьевых отраслей, поэтому, как правило, центральными элементами формировавшихся ИБГ изначально становились крупные промышленные предприятия и компании, приватизированные в 1995—1997 гг.3, либо добывающих, либо перерабатывающих секторов экономики4. Вокруг ядрообразующих предприятий группы складывался защитный пояс организаций, при этом доминировали здесь различные финансовые структуры. Постепенно группы приобретали активы и инвестировали средства в сектора с повышающейся степенью обработки.
Обращает на себя внимание наличие большого количества непрофильных организаций в структуре ИБГ. Но этому есть логическое объяснение: в отсутствие развитых институтов, присущих рыночной экономике, группы вынуждены как бы замещать их какими-то собственными организациями, включая, скажем, очень мощную охранную организацию, страховую компанию, собственный депозитарий, свои СМИ и т. д. Задача этих буферных организаций — снизить риски для основного бизнеса.
Характерной чертой ведущих ИБГ является диверсификация промышленных составляющих. Традиционными направлениями экспансии являются экспортно ориентированные сырьевые отрасли
3 И потому логика функционирования и потребности, например РАО «Норильский никель» или ЮКОСа, начинали задавать смысл деятельности ОНЭКСИМБАНКа и «Менатепа» соответственно, а отнюдь не наоборот.
4 Кроме, конечно, «АФК Системы», у которой была отдельная история компании.
(главным образом нефть и металлургия), работающие с «живыми» деньгами населения (пищевая промышленность, розничная торговля), а также высокотехнологичный сектор, как экспортно ориентированный, так и работающий на внутреннего потребителя (телекоммуникации, ВПК, энергетическое машиностроение).
Практически во всех группах доминирующую роль уже со второй половины 1990-х гг. играет их промышленная составляющая. Банки, в свою очередь, выполняют (как и вся финансовая составляющая) сервисные функции: во-первых, инфраструктуры; во-вторых, «машин» для извлечения быстрых доходов.
Несомненно, ключевую роль в этом сыграл августовский кризис 1998 г, в результате которого реальный сектор фактически освободился от значительной части долгового бремени — погибающим банкам кредитов, конечно, никто не возвращал. Если бы не это обстоятельство, то некоторые сегодняшние лидеры российской промышленности, являющиеся центральными элементами своих ИБГ, могли оказаться скромными провинциями банковских империй.
«Центры прибыли» большинства крупных российских ИБГ находятся за рубежом. Практически вся прибыль и значительная часть прочих инвестиционных ресурсов вывозится за границу, а затем по мере необходимости реинвестируются в компании в форме кредитов иностранных банков или прямого вложения «иностранного» капитала.
Говоря о сценариях развития российских ИБГ, следует выделить два ключевых направления.
Первое — это корпоративизация ИБГ и их трансформация в «публичные промышленные компании». ИБГ, избавившись от всех непрофильных активов, превращаются в компании не только с четкой технологической логикой, но и выстраиваемые с учетом требований мирового фондового рынка — т. е. становятся такими, какими их хотят видеть инвесторы и кредиторы. И никакая российская специфика, никакие национальные особенности не могут стать помехой на этом пути. Поэтому с уверенностью можно сказать, что по мере выстраивания стандартных процедур корпоративного контроля произойдет отход собственников от непосредственного участия в управлении.
Собственники, которые сегодня являются ведущими менеджерами, постепенно превратятся в нормальных инвесторов. Будут вводиться независимые директора, внедряться кодексы корпоративного поведения, обязательства платить дивиденды в четком объеме от прибыли и пр. Очевидно, что
по такому сценарию сегодня уже развиваются Уральская горно-металлургическая компания, «ЕвразХолдинг», ЛУКОЙЛ.
Второе — это трансформация ИБГ в «инвестиционный фонд». В данном случае ИБГ трансформируются в некое подобие западных инвестиционных фондов, где совокупность компаний объединена единым держателем крупных пакетов. В основе лежит стратегия инвестора или покупка актива с целью его последующей перепродажи.
При этом перепродаже будет предшествовать реструктуризация продаваемой компании, оптимизация ее структуры, управления, определение более или менее устойчивых рынков, устойчивого набора поставщиков, отладка маркетинговых, финансовых процедур и пр. Естественно, что все эти мероприятия будут преследовать цель повышения капитализации продаваемых активов по сравнению с ценой приобретения. Сегодня такая стратегия характерна для группы «Альфа», АФК «Система», «Русский алюминий», «МДМ».
В России в течение продолжительного времени было блокировано развитие малого и среднего бизнеса, особенно в производственной сфере5. И в силу этого задержан переход в ряды крупного бизнеса преуспевших компаний малого и среднего бизнеса.
Российские финансово-промышленные группы — убежище наших олигархов — собирали под свое крыло все, что к ним тянулось, возвышаясь подобно утесам над унылой равниной российского бизнеса. Причины такого неестественного положения, которого, кстати, не наблюдалось в других странах с переходной экономикой, еще предстоит проанализировать, но по мере взросления русского капитала эта неравновесная ситуации сама собой рассасывается, и не в последнюю очередь за счет деления прошлых олигархических групп, их специализации, отсечения лишнего и т. д.
История группы «Роспром — Менатеп» (Ходорковский — Невзлин — Лебедев), освобождение ее от непрофильных активов, выделение компании ЮКОС и ее вертикальная интеграция — это история взросления российского большого бизнеса, перехода его от модели многоотраслевого холдинга к модели крупной корпорации с интегрированными активами. «Развод» Потанина и Прохорова — более современный.
5 Частный бизнес России господствует в сфере оптовой и розничной торговли, довольно успешно развивается в инфо-коммуникационной отрасли, начинает активизироваться, в том числе и с помощью государственных кредитов, в сельском хозяйстве.
Разрушение этой модели началось в конце октября 2003 г. с арестом Ходорковского, а вытеснение ее следующей можно датировать сентябрем — декабрем 2004 г., когда появились новые точки роста, не связанные с частными инвестициями.
2). Слабое развитие корпоративной демократии и доминирование крупных собственников. Попытка распылить акции крупных корпораций между представителями трудовых коллективов, менеджмента и инвесторами практически завершилась провалом. Отсутствие механизмов учета интересов мелких акционеров и их способности влиять на принимаемые решения привело к сбросу акций основной массой мелких держателей6. В результате акции были скуплены спекулянтами и перепроданы акционерам, которые стремились установить контроль за бизнесом. Можно констатировать, что в основном концентрация акций в руках крупных собственников завершена.
3). «Непрозрачность» отношений собственности остается важнейшей особенностью российской модели: характер приватизации и постприватизационного периода привел к тому, что фактически невозможно провести четкую границу между реальным и номинальным собственником.
4). Неразделенность фактических отношений собственности и управления, как следствие, непрозрачность бизнеса для внешнего наблюдателя, игнорирование прав миноритарных акционеров и вытеснение пассивных собственников.
С конца 1990-х гг. указанные черты постепенно размываются, но пока остаются весьма значимыми и отрицательно оцениваются как современной экономической теорией, так и практикой развитых стран. Они характеризуют специфическую кризисную модель российского бизнеса.
Неразделенность собственности и управления в большинстве интегрированных бизнес-групп вполне устраивала крупный российский бизнес в 1990-е гг., а значительную его часть устраивает и до сих пор, так как не только идеально соответствует сложившемуся положению вещей в российской экономике, но и позволяет решать множество нетривиальных задач с наибольшей выгодой для себя.
Во-первых, это создает необходимую мобильность при приобретении, консолидации и структурировании активов на наиболее эффективных направлениях развития.
6 Обладание неконтролирующим пакетом акций в большинстве
случаев ничего не дает инвестору, так как компании официально не имеют прибыли и не выплачивают дивидендов.
Во-вторых, обеспечивается возможность компромиссов с государством там, где работа строго по правилам могла бы привести к разрушительным конфликтам.
В-третьих, непрозрачность и динамичность формальных отношений собственности являются мощными препятствиями для попыток ее административного передела, в частности для пересмотра итогов приватизации.
В-четвертых, российская специфика бизнеса состоит в том, что любой собственник обязательно должен как-то участвовать в процессе текущего функционирования объекта собственности, оказывать ему какие-то значимые услуги, иначе говоря, быть чем-то полезен. В противном случае с большой вероятностью можно ожидать попыток его вытеснения (например, путем «размывания» пакета акций).
В-пятых, нельзя упускать из виду, что слой наемных топ-менеджеров в России крайне малочислен.
5). Сращивание банковского и промышленного капитала, формирование олигархии. Отсутствие запрета для коммерческих банков делать прямые инвестиции в нефинансовом секторе привело к тому, что, особенно на начальных этапах реформы, а впоследствии и при кредитовании Правительства под залог контрольного пакета акций (залоговые аукционы) банки получили под свой контроль основные промышленные предприятия. Как следствие, произошло сращивание финансового капитала с промышленностью и формирование олигархических структур или так называемых ИБГ.
В результате основные отрасли были разбиты на сферы влияния между отдельными группировками, которые продолжают вести между собой ожесточенную борьбу за передел собственности и захват влияния на высшие эшелоны политической власти. Внешне эти группы могут напоминать японские кейрецу. Но полное отсутствие национальной идеологии, деловой морали, норм и ценностей превращает их в инструмент обогащения олигархов, а не в средство достижения национальных целей, как это имеет место в Японии.
6). Государственная монополизация российской экономики и формирование госкомпаний. В начальный период политического цикла экономическая стратегия строилась на сочетании структурных элементов частного и государственного секторов экономики. Государство стремилось соблюдать баланс, обеспечивающий общую рыночную среду и конкурентность российского бизнеса, особенно во внешнеэкономических отношениях. В последний период
наметился определенный перекос в соотношении процессов централизации и децентрализации на политическом и экономическом поле России.
Сегодня крупный бизнес больше не способен на конфронтацию с властью и ведение собственных политических проектов, напротив, он ищет компромисса с ней как на региональном, так и на федеральном уровнях. Российские предприниматели не выражают неудовольствия таким положением дел. Бизнесу от власти нужно лоббирование его интересов на государственном уровне и подключение его к ресурсоемким проектам. Одновременно вовлеченность крупных компаний в текущие проекты, связанные с доступом к государственным средствам, мотивирует их к отказу от самостоятельной активности в политической сфере.
Наряду с растущей национализацией частных компаний набирает силу процесс создания госкорпораций, которые создаются в форме государственных холдингов7. В числе суперкорпораций, которые сейчас находятся в процессе создания и становления: РОСНАНО, «Ростехнологии», корпорация «Олимпиада», «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация» и др. На очереди создание еще двух — корпорации по рыболовству и «Автодора».
Государственные корпорации
1. Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ) служит поддержке стабильности финансовой системы. Создана на основании Федерального закона от 23.12.2003№ 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков — участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами этого фонда. На Агентство также возложены функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков.
Объем фонда Агентства по страхованию вкладов — 74,4 млрд руб. (данные на 07.05.2008). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.
7 Существует государственная держательская, или материнская, компания, под ней — многочисленные «дочки», а иногда и «внучатые» компании. Они, как правило, не полностью аффилированы в структуру холдинга.
По решению совета директоров АСВ, 10 % от фонда передается внешним управляющим. В этой роли могут выступить лишь компании, в управлении которых находится не менее пяти фондов, не менее 2 млрд руб., капитал не ниже 50 млн руб., отсутствуют убытки и просроченная задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Управляющие компании должны иметь рейтинг агентства НАУФОР не ниже уровня АА.
2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» предоставляет долгосрочные кредиты банкам и некоммерческим предприятиям, «длинные деньги» на масштабные проекты. Создана на основании Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития».
Внешэкономбанк — основной финансовый институт реализации государственной инвестиционной политики Российской Федерации, призванный содействовать повышению конкурентоспособности экономики и ее диверсификации на инновационной основе.
3. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) создана для развития нанотехнологий на основании Федерального закона от 19.07.2007№ 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» 8.
Цели РОСНАНО — содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры и реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
Госкорпорация выделяет как приоритетные следующие направления деятельности: завоевание лидирующих позиций на мировых рынках нанотехно-логической продукции, признание России в мировом нанотехнологическом сообществе, в том числе в качестве международной площадки для обсуждения проблем развития наноиндустрии.
Корпорация содействует коммерциализации разработок наноиндустрии и координации инновационной деятельности в сфере наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом, участвуя в создании нанотехнологической инфраструктуры, такой как центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы и фонды раннего инвестирования; реализуя научные и образовательные программы, популяризируя нанотехнологические исследования и разработки.
РОСНАНО развивает сотрудничество с ведущими мировыми нанотехнологическими центрами,
8http://www. гшпапо. сот.
организует в России ежегодный форум по нанотех-нологиям.
4. Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства создана для финансирования реформы ЖКХ Федеральным законом от 21.07.2007№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
5. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («ГК Олимпстрой») создана для подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014г. Федеральным законом от 30.10.2007 № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
«ГК Олимпстрой» является правопреемником ФГУП«Дирекция развития г. Сочи» по заключенным государственным контрактам на проектирование олимпийских объектов.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Финансирование программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края и средств инвесторов.
6. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехноло-гии» создана на основании Федерального закона от 23.11.2007№ 270-ФЗ «ОГосударственной корпорации «Ростехнологии».
Целью деятельности корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
В настоящее время госкорпорация «Ростехноло-гии» владеет двумя десятками различных предприятий, а ее представители входят в советы директоров практически всех значимых машиностроительных компаний, выпускающих продукцию военного или двойного назначения. 80 % полученных госкорпорацией активов — предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Корпорация намерена участвовать в управлении всеми созданными и создающимися с ее участием хол-
дингами. Все активы будут поделены на 30 холдингов (авиационный, морской, точного приборостроения и т. д.), у каждого будет своя управляющая компания. «Ростехнологии» также хотят, чтобы у корпорации появилось право брать активы в доверительное управление. Речь идет о компаниях, в которых «Рос-технологии» получат миноритарный пакет.
7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создана для развития военной и гражданской атомной энергетики Федеральным законом от 01.12.2007№ 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
26 марта 2008 г. корпорации переданы полномочия упраздненного Федерального агентства по атомной энергии. «Росатом» обеспечивает проведение государственной политики и единство управления в использовании атомной энергии, стабильное функционирование атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, ядерную и радиационную безопасность.
На госкорпорацию возложены задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.
Создание «Росатома» призвано способствовать выполнению федеральной целевой программы развития атомной отрасли, создать новые условия для развития ядерной энергетики, усилить имеющиеся у России конкурентные преимущества на мировом рынке ядерных технологий.
Цели и задачи у каждой корпорации разные, однако роднит их тот факт, что все они являются некоммерческими организациями, причем каждая создается специальным законом. И каждой государство безвозмездно дает либо средства в уставный капитал, либо имущество. При этом они не могут быть подвергнуты банкротству.
Рассмотренные особенности российской модели организации крупного бизнеса позволяют сделать следующие выводы.
1. Организатором российского крупного бизнеса выступил не рынок, а государство. Состав крупного бизнеса и соотношение сил между основными игроками, как существовавшие в 1990-е гг., так и сложившиеся к настоящему времени, в решающей степени были предопределены следующими действиями исполнительной власти:
• формированием вертикально интегрированных нефтяных компаний в 1992—1995 гг.;
• созданием институтов уполномоченных банков в 1993—1995 гг.;
• проведением залоговых аукционов (1995 г.) и конкурсов с инвестиционными условиями (1996—1998 гг.), победители которых были заранее предопределены;
• национализацией и созданием госкорпораций (2001 — н. в.).
2. Частный капитализм в России — еще незрелый и аномальный с точки зрения современной, прежде всего правовой контрактной, экономики. Он весьма слабо проявляет свои способности, говоря словами Й. Шумпетера, к «фундаментальному переустройству» общества. Все еще малочислен слой предпринимателей, составляющих, как известно из экономической истории, динамическую силу капиталистического роста. Поэтому в российских условиях лишь государство оказывается не только рычагом, но и главной хозяйственной силой, проводящей и осуществляющей основные экономические и социальные задачи по переустройству страны (модернизация экономики, придание ей инновационного характера, создание современной инфраструктуры, обеспечение социальной безопасности и социального благополучия и т. д.).
3. Модель государственного капитализма России еще окончательно не сформировалась. Но по многим показателям она относится к авторитарным режимам, хотя правовая база все больше включает общепринятые (цивилизационные) правовые нормы. В России действуют базисные институты рыночной экономики и политической демократии. Но главенствующей чертой развития, несомненно, является тенденция усиления роли государства во всех областях общественной жизни.
4. Важнейшей чертой российского государственного корпоративизма являются тесные, особые отношения, которые установились между нашим крупным бизнесом и бюрократией. Особенность и даже уникальность данных отношений состоит в необычно высокой степени сращивания между ними, основой которого послужила приватизация и последующие переделы государственной и частной собственности.
В результате этих процессов российская бюрократия, получив свою часть административной и политической ренты, превратилась в значительной и наиболее влиятельной своей части в крупных и не очень крупных собственников, но в отличие от бизнеса как такового ее роль собственника — это не роль предпринимателя, а роль рантье. Кто кого контролирует, выяснить непросто, здесь действует не столько вертикаль и иерархия отношений, сколько разделение труда между игроками. Причем
это разделение, при котором административный ресурс используется для получения так называемой статусной ренты, все больше тяготит бизнес, вызывает растущее напряжение внутри системы и негативным образом сказывается на развитии экономики.
5. Система государственного корпоративизма не отличается высокой степенью эффективности. В первую очередь неэффективной делают ее замешанные на коррупции и клановости отношения между бизнесом и бюрократией, которые не просто накладываются на отношения бизнеса и власти, но проникают в самую сердцевину этих отношений и в значительной степени являются системообразующими. И в этом, пожалуй, главная проблема и главная трудность в реализации того потенциала экономического и политического развития страны, которым она располагает.
6. Государственный капитализм, как показывает опыт многих стран, обладает возможностью поэтапного решения проблем социально-экономического развития. И в России на данном этапе ее развития государственный капитализм, судя по показателям социально-экономического развития страны, явно еще не исчерпал своего мобилизующего потенциала. Однако и в этом плане, по всей видимости, уже нужны определенные меры и жесткая борьба с теми весьма очевидными отрицательными явлениями и последствиями, которые порождены российской практикой.
7. Усиление роли государства в экономике и политике России определяется рядом факторов. На первом месте среди них стоит, безусловно, рост финансового могущества российской государственной власти. Присваивая огромную природную ренту (прежде всего нефтяную и газовую), она стала ныне решающей силой экономических и социальных преобразований, в которых нуждается страна.
8. Существование российской корпоративной модели не является следствием рационального выбора какого-либо из законодательных органов. Функционирование и развитие возникших по воле власти корпораций с самого начала происходило в основном в соответствии с рыночной логикой и приоритетами независимо от государства. Поддержка или ограничения с его стороны имели для них хотя и существенное, но не решающее значение. Государство лишь создало общую юридическую базу. А реальная хозяйственная практика, традиции (или их отсутствие), нормы и ценности, формирующиеся в новом обществе, привели к образованию того, что и может быть определено как российская модель.
9. Сегодня в России существуют достаточно мощные группы, заинтересованные во внедрении германской модели. Прежде всего к ним относятся уже сложившиеся олигархические группировки, которые считают, что именно они должны стать основными игроками на поле крупной корпоративной собственности.
10. Континентальная модель позволяет финансовым центрам силы контролировать бизнес с помощью рычагов, скрытых от глаз общественности, что создает слишком много соблазнов для еще не выработавшего стойких этических и моральных принципов российского бизнес-сообщества. Принятие континентальной модели с ее характерным сращиванием банков и промышленности — это прямой путь к олигархии, к возведению олигархической структуры российского бизнеса в закон.
11. Мировая динамика корпоративного строительства развивается в пользу более демократичной американской модели, и при принятии решений по вопросам корпоративного развития необходимо оставлять возможность движения в этом направлении. Тем более, если Россия хочет освободить свой бизнес от криминального влияния, она должна всеми возможными мерами как можно скорее создавать предпосылки для возникновения отношений, характерных не для континентальной, а для американской модели.
В этом отношении Россия, так же, как в свое время США, должна установить и тщательно оберегать принцип отделения банковской деятельности от владения акционерной собственностью и инвестиций собственных средств. Это позволит ликвидировать фундаментальные основы возникновения олигархических отношений в России, так как лишит группировки возможности концентрировать финансовые ресурсы в масштабах, необходимых для обеспечения их существования и экспансии.
12. Как показал послевоенный опыт Японии, корпоративные отношения нельзя строить, опираясь лишь на формальные требования закона. Юридически в этой стране принята американская модель, ограничивающая круг участников корпораций только акционерами. Но реальная практика хозяйственной жизни позволила японским пред-
принимателям таким образом вписать эту модель в свою деятельность, что в результате получился совершенно новый продукт. То же самое происходит в настоящее время и в России.
13. Несмотря на различные сценарии развития ситуации в российской экономике, в средне- и долгосрочном плане сильнее окажутся факторы, которые будут приближать российскую модель к современным мировым стандартам (учитывая, конечно, их множественность и динамичность). В этом направлении будут действовать и макроэкономические процессы в стране, и внутренние механизмы саморазвития бизнеса, и все большее его втягивание в мировую экономику.
Список литературы
1. Аганбегян А. Г. Опыт работы директора российских предприятий в период перемен // ЭКО. 2000. № 12. С. 3—15.
2. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. М.: БЭА, 2000. 302 с.
3. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. М.: Академкнига, 2003. 428 с.
4. Винслав Ю., Савченко В. Российское предпринимательство: корпоративная ипостась // Российский экономический журнал. 1997. № 2. С. 31—40.
5. Динамика корпоративного развития / под ред. А. И. Татаркина. М.: Наука, 2004. 502 с.
6. ЛенскийЕ. В. Корпоративный бизнес. Минск: Армита, 2001.
7. Ленский Е. В, Цветков В. А. Финансово-промышленные группы РФ: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М.: Планета, 1999.
8. Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия / под ред. Клейнер Г. Б. М.: Наука, 2002.
9. Цветков В. А. Корпоративные структуры в рыночной экономике. М.: Издательство ГУУ, 2004. 212 с.
10. Цветков В. А. К вопросу о повышении эффективности управления государственным сектором в промышленности // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 3. С. 17—22.