УДК 821 (410). 09
ББК 83.3 (4)
Н 27
Напцок Б.Р.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Специфические особенности хронотопа в «готической» сказке У. Бекфорда «Ватек»
(Рец ензирована)
Аннотация:
Рассматриваются специфические особенности хронотопа в «готическом» произведении У Бекфорда. Анализируются модель пространства и времени, механизм взаимодействия ключевых «готических» топосов и художественного времени, связь пространственно-временных уровней и образа главного героя. Используются методы историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений. Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются малоизученностью проблемы хронотопа в «готическом» тексте. Главными становятся выводы о том, что хронотоп в «готической» сказке является той художественной основой, которая определила единство произведения и синтезировала в себе три его универсалии - образ человека, время и пространство; художественное пространство сосредоточено вокруг образа «готического» героя и представлено тремя вертикальными уровнями: «верх» - это мир Неба, божественная жизнь, «середина» - земной мир, «низ» - подземный (адский) мир; «готический» топос связан с художественным пространством на реальном, перцептуальном и концептуальном уровнях.
Ключевые слова:
«Готическая» сказка, «готический» текст, хронотоп, пространство и время, топо-сы, художественное пространство, художественное время, топос башни.
Naptsok B.R.
Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Specific features of a chronotope in the «Gothic» fairy tale of W. Beckford «Vathek»
Abstract:
Specific features of a chronotope in «Gothic» work of W. Beckford are considered. The model of space and time, the mechanism of interaction of key «Gothic» toposes and art time, relationship of spatial-temporal levels and an image of the main character are analyzed. Methods of historic-literary, textual, and culturological research of literary works are used. The scientific and practical importance and relevance of work are defined by low-study of a chronotope in the «Gothic» text. Main are conclusions that the chronotope in the «Gothic» fairy tale is that art basis which has defined unity of work and synthesized in itself three of his universals - an image of the person, time and space. The art space
is concentrated around the image of the «Gothic» hero and is presented by three vertical levels: «top» is the world of the Sky, divine life, «middle» is the terrestrial world, and «bottom» is the underground (hell) world. «Gothic» topos is connected with art space at the actual, perceptual and conceptual levels.
Keywords:
«Gothic» fairy tale, «Gothic» text, chronotope, space and time, toposes, art space, art time, topos of a tower.
Формы пространства и времени в литературной «готике» имеют свои специфические особенности и определяются центральным «готическим» хронотопом. Российский ученый М.М. Бахтин, разработавший в литературоведческой науке теорию хронотопа («время-пространство»), обозначил это понятие как «взаимосвязь временных и пространственных отношений художественно-освоенных в литературе» и определил «как формально-содержательную категорию литературы» [1: 121].
М.М. Бахтин считал, что «...дорога к сюжетным линиям лежит только через хронотоп», и назвал хронотопы - «организационными центрами основных сюжетных событий романа», в которых «завязываются и развязываются сюжетные узлы» [1: 282].
«Хронотоп, - по мысли литературоведа, - дает существенную почву для показа-изображения событий» [1: 282]. «Все абстрактные элементы романа - философские и социальные обобщения, идеи, анализы причин и следствий и т. п. - тяготеют к хронотопу и через него наполняются плотью и кровью, приобщаются художественной образности. Таково изобразительное значение хронотопа» [1: 283].
Пространство «готической» сказки «Ватек» У. Бекфорда конкретизировано и представляет собой мир Востока. «Пространство конкретное не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но активно влияет на всю структуру произведения» [2:100]. Такими топографическими реалиями является восточный город Самарра, долина Рохнабада, пальмовые
рощи, пустыня и т.д. Романист называет и описывает место действия, обстановку и в то же время создает художественный образ пространства, используя в описании символы и детали, с помощью которых читатель должен дорисовать в своем воображении пространство, изображенное в произведении.
Художественное пространство «Ва-тека» может быть разделено по вертикали на три уровня:
1) «верх» - это мир Неба: чтобы возвыситься над землей и быть ближе к небесам, халиф приказывает построить башню в одиннадцать тысяч ступеней. «... Он взглянул вниз. Люди показались ему муравьями, горы - раковинами, а города -пчелиными ульями. Это восхождение необыкновенно подняло его в собственных глазах и окончательно вскружило ему голову. Он готов был поклониться себе, как Богу, но, когда взглянул вверх, увидел, что звезды так же далеки от него как от земли» [3: 505];
2) «середина» - это земной мир: земля, город, горы, пустыня, долина и.т.д., то есть реальный, материальный мир: «В нескольких милях от Самарры подымалась высокая гора, покрытая тимьяном и бо-городицыной травкой; она увенчивалась красивой поляной, которую можно было принять за рай для правоверных мусульман» [3: 512];
3) «низ» - подземный мир, откуда прибыл демон Индиец (Гяур) и где находятся чертоги падшего ангела Эбли-са (Иблиса): «Скала полураскрылась, и в ее недрах появилась гладкая мраморная лестница; казалось, она спускается в бездну» [3: 582].
В бекфордовской модели пространства можно увидеть соотнесение главного героя Ватека с жизнью небесной (божественной), земной и подземным (адским) миром. «Пребывание персонажа в каждой точке пространства эквивалентно моральному состоянию...; движение героя по его моральной траектории есть восхождение, или нисхождение, или смена того и другого» [4: 256].
Внутреннее пространство «готической» сказки «Ватек» искусственно создано ее автором и представляет собой символико-аллегорическую картину мира Востока. В произведении создается условный образ пространства, содержащий несколько топосов - это город Са-марра, пять роскошных дворцов и башня халифа Ватека, дворец эмира Факред-дина, долина Рохнабада и «пламенные чертоги» падшего ангела Эблиса. Однако ключевым «готическим» топосом является башня халифа Ватека. Восточный правитель не только стремится властвовать над людьми на земле, но и как легендарный Нимрод (в тексте Немврод) хочет достичь Неба и заставить его выдать тайны судеб. Вот почему он конструирует башню гигантской высоты в одиннадцать тысяч ступеней.
Бекфорд создает топос, имеющий свой реальный аналог: башня из его сказки, как и замок Отранто Уолпола, имеет свой прообраз. Во время европейского турне писатель был впечатлен башней Антверпенского собора и по ее модели создал в своей резиденции Фонтхилл два подобных высоких строения. Для Бек-форда строительство было не просто архитектурной идеей фикс, но и созданием для себя убежища, закрытого от суетного светского мира. Башня была не только кабинетом для романиста, в котором он мечтал, размышлял, сочинял и даже наблюдал курс звезд и планет, но и стала символом его протеста против злословящего общества. Бекфорд сознательно искал одиночества и душевного покоя и убегал в баш-
ню, стоящую выше небес (как в «Ватеке»): «Моя квартира должна находиться на самом высоком этаже башни <...>, чтобы я наблюдал курс планет и позволил себе удовольствие заниматься астрологическими поисками...» [5: 125]. Иными словами, башня в «Ватеке» - это не просто «готический» топос, а ключ к отождествлению Бекфорда с его героем [6: 39].
Топос башни в сказке «Ватек» оказывается семантически нагруженным: сначала она становится местом, где восточный правитель может уединиться, затем хранилищем тайных знаний, где он проводит долгие часы, занимаясь различными науками, астрологией и алхимией; и наконец она превращается в обитель зла, порока и местом преступлений халифа и его матери колдуньи, куда он пытается убежать от ответственности. «Готический» топос существенно трансформируется: он не только вселяет ужас и несет разрушение и смерть, но и является геометрической антитезой бесконечной высоты и земного пространства. Возвышаясь над миром людей, башня несет в себе зловещую угрозу их существованию на земле:
Его гордость достигла высшего предела, когда, взойдя в первый раз по одиннадцати тысячам ступеней своей башни, он взглянул вниз. Люди показались ему муравьями, горы - раковинами, а города - пчелиными ульями. Это восхождение необыкновенно подняло его в собственных глазах и окончательно вскружило ему голову. Ватек был готов поклониться себе, как Богу, но когда взглянул вверх, увидел, что звезды так же далеки от него, как и от земли [3: 505].
Другой «готический» топос в сказке «Ватек» - это Дворец подземного пламени в Истахаре. В его описании Бекфорд создает своего рода театральную декорацию, используя точные и яркие детали. Отдавая дань великому итальянскому художнику, граверу Джованни Батисте Пиранези (1720 - 1778), Бекфорд реализует в сказке «архитектурные фантазии» с необычны-
ми светотеневыми эффектами. Вместе с тем он воспроизводит достопримечательности собственного замка: большой мраморный зал с коническими колоннами и таинственными сводчатыми проходами. В сказке это место изображается в облаках ладана и ароматических духов. Не случайно Бекфорд признался в одном из писем другу С. Редингу: «Вы едва ли могли бы найти что-либо подобное Залу Эблиса в различных восточных сочинениях, потому что я описывал свой собственный замок <...>. В старом Фонтхилле был просторный, высокий, громко отзывающийся эхом зал, один из самых больших в королевстве. Многочисленные двери от него приводили в различные части замка через тусклые проходы. Так, идея Зала Эбли-са возникла на основе моего собственного. Моя фантазия преобразила его, преувеличила и украсила восточным колоритом» [7: 98]. Таким образом, описание пространства замка в Фонтхилле соединилось со специальными знаниями Бекфор-да о Востоке и его личным опытом.
В «готической» сказке «Ватек» на основе связи «готического» топоса с художественным пространством можно выделить в его структуре три уровня:
1) реальный уровень, где автор «отражает реальный мир, создавая свой пространственный универсум и размещая в нём те конкретные места, где происходят какие-либо события» [8: 105]. Пространство описывается максимально конкретно и детально, при этом, по различным мифологическим, историческим и литературным источникам реконструируется его топография [9: 33];
2) перцептуальный уровень, на котором представлено субъективное, семи-отизированное пространство, «превращенное в знаковую систему, подталкивающее к построению новых авторских миров» [10: 41]. Понятие о перцептуальном пространстве в онтологии было введено немецким философом И. Кантом, «рассматривающим категории пространства и
времени как априорные формы чувственного созерцания» [10: 42]. По мнению Н.Э. Марцинкевич, на этом уровне топос выступает как «образ-символ, который получает субъективную аксиологическую нагрузку» [8: 105].
Башня и Дворец подземного пламени в Истахаре в «готической» сказке «Ватек» являют собой переход от реального пространства топоса к перцептуальному пространству фантазий и мечтаний Халифа.
3) концептуальный уровень, предусматривающий «выход из пространства текста в пространство культуры, основными принципами которого являются контекст и диалог, выдвинутые М.М. Бахтиным» [10: 42]. Топос выступает архетипом, образной универсалией Востока, содержащих мифопоэтические представления.
В произведении У Бекфорда «готический» хронотоп образует сочетание повышенной насыщенности художественного пространства и пониженной интенсивности времени. Все внимание автора обращено к изображению «готического» героя-злодея и пространства вокруг него. Тем не менее, воспроизводимое литературным сюжетом время в сказке «Ватек» представлено, с одной стороны, обобщенным, т.е. не имеющим точную датировку и привязанность к конкретным историческим событиям, с другой - как сказочно-игровое, в котором нарушается привычное течение жизни. Обобщенное время, характерное для произведений, построенных на вторичной условности - преданиях, легендах, сказках, притчах, фантастике, позволяет перейти из актуального Прошлого времени в трансформированное Настоящее время. Категория времени позволяет автору переводить события из режима времени реального во время фантастическое.
Сюжету «Ватека» сопутствует циклическое время со сменой дня и ночи. По мифологической традиции особый мистический символический смысл приобретает ночь - время торжества тайных демонических сил.
Специфической формой завершения художественного времени в «готическом» романе Бекфорда является время «мистерийное», когда низвергают героев в преисподнюю. Достигнув Истахара, Ватек и его возлюбленная Нурониар подходят к подножью большой террасы из черного мрамора, всходят по ступеням большой лестницы и получают разрешение войти во Дворец падшего ангела Иблиса:
Затем скала полураскрылась, и в ее недрах появилась гладкая мраморная лестница; казалось, она спускается в бездну <...>. Единственное, что внушало им тревогу, что ступеням лестницы не видно было конца. В пламенном нетерпении они так спешили, что скоро спуск их стал походить на стремительно падение в бездну [3: 582].
Живописное описание интерьера дворца дополняется описанием удивительных запахов и звуков: пол усыпан каким-то золотым порошком и шафраном, издающими острый головокружительный запах; вокруг множество курильниц с серой, амброй и алоэ; раздаются сладострастные звуки музыки, под которые танцуют толпы джиннов и других ле-
тающих духов обоего пола.
Таким образом, хронотоп в «готической» сказке «Ватек» У. Бекфорда - это та художественная основа, которая определяет единство литературного произведения и синтезирует в себе три его универсалии - образ человека, время и пространство. Вокруг образа «готического» злодея сосредоточено художественное пространство, представленное тремя вертикальными уровнями: «верх» - это мир Неба, божественная жизнь, «середина» - земной мир, «низ» - подземный (адский) мир. Условный образ пространства представлен топосами - городом Самаррой, пятью роскошными дворцами и башней халифа Ватека, дворцом эмира Факреддина, долиной Рохнаба-да и «пламенными чертогами» падшего ангела Эблиса. «Готический» топос связан с художественным пространством на реальном, перцептуальном и концептуальном уровнях. Башня халифа в «готической» сказке Бекфорда, как и замок Х.Уолпола, становится точкой структурирования хронотопа, функционирующего как принцип пространственно-временной организации текста.
Примечания:
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 121-290.
2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. 244 с.
3. Бекфорд У. Ватек // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей; Уол-пол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У Ватек: роман, повести: пер. с англ. и фр. М., 2004.
4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
5. Melville L. The Life and Letters of W. Beckford on Fonthill. London, 1910.
6. Напцок Б.Р. Синтез ориентализма и «готической» традиции в сказке У. Бекфорда «Ватек» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 1. С. 35-42.
7. Gemmett R.J. William Beckford. Boston, 1977.
8. Марцинкевич Н.Э. Понятие топоса как литературоведческая проблема // Славянсюя л^аратуры у сусветным кантэксце: матэрыялы навуковай канф.: у 2 ч. Ч. 2. Мшск, 1999.
9. -Автухович Т.Е. Топика в смене литературных эпох // Поэзия риторики: очерки теоретической поэтики. Минск: РИВШ, 2005.
10. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе: пособие. Гродно: Гр ГУ 2008. 107 с.
References:
1. Bakhtin M.M. Forms of time and chronotope in the novel. Essays on the historical poetics // Bakhtin M.M. Literary and critical articles. M.: Khudozh. lit., 1986, P. 121-290.
2. Esin A.B. Principles and methods of analysis of the literary work: a manual. M.: Flinta: Nauka, 1998. 244 pp.
3. Beckford W. Vatek // Shelley M. Frankenstein: or, Modern Prometheus; Walpole H. The Castle of Otranto; Cazotte J. The devil in love; Beckford W. Vatek: novel, stories: transl. from English. and French. M., 2004.
4. Lotman Yu.M. In the school of poetic words: Pushkin, Lermontov, Gogol: a teacher's book. M.: Prosveshchenie, 1988. 352 pp.
5. Melville L. The Life and Letters of W. Beckford on Fonthill. London, 1910.
6. Naptsok B.R. Synthesis of orientalism and «Gothic» tradition in the fairy tale "Vatek» by W. Beckford // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2010. Iss. 1. P. 35-42.
7. Gemmett R.J. William Beckford. Boston, 1977.
8. Martsinkevich N.E. The concept of topos as a literary problem // Slavonic literature in a global context: proceedings of the scient. conf.: in 2 parts, Part 2. Minsk. 1999.
9. Avtukhovich T.E. The study of topos in the change of literary epochs // Poetry of rhetoric: essays on theoretical poetics. Minsk: RIVSh. 2005.
10. Bulgakova A.A. The study of topos in the literary process: a manual. Grodno: GrSU, 2008. 107 pp.