Тульчинский Г.Л.
д.филос.н., Заслуженный деятель науки РФ, профессор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: консолидация, маркетизация, недоверие, правящий класс, Россия, элита
Keywords: consolidation, distrust, elite, marketization, ruling class, Russia,
Современная Россия как общество недоверия
Российское общество - химерическое образование. Это общество тотального взаимного недоверия, что выражается, помимо прочего, в феномене «экономики недоверия», в которой органически отсутствует реальный запрос на модернизацию. Однако в современных условиях отсутствие гражданской идентичности компенсируется культурой массового общества, транслируемой СМИ, что и обеспечивает «консолидацию» общества. И при условии сохранения длительных благоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических условий в стране способно сформироваться устойчивое ядро граждан (буржуа), заинтересованных в гражданской нации.
Надо только отдавать отчет, во-первых, в эфемерности такого шанса, а во-вторых, - в противоречивости и парадоксальности природы самой медиации в наше время. Как на социальном, так и мировоззренческом уровнях.
Плоды Просвещения: медиация как маркетизация гуманизма
Медиация - закономерный итог и результат идей гуманизма Просвещения, реализованных к концу ХХ столетия в ядре стран цивилизационного фронтира. Механизмы, ткани этой реализации вполне понятны тоже: рыночная экономика, урбанистический образ жизни, формирование третьего сословия (граждан, горожан, буржуа) как социальной базы. В политическом плане она выражается в демократии. В эпистемическом - она торжество рациональности. Нахождение некоего общего знаменателя, общих онтологических (экзистенциальных) допущений. В экономическом плане это - маркетизация.
В традиционном обществе ценности выстроены иерархически («вертикально») - от простейших потребностей до ценностей трансцендентного порядка (истина, добро, красота, добро, Бог). Массовое общество на основе рыночной экономики «съело» эту вертикаль, которая, начиная снизу, по мере развития массового потребления, оседала, оседала, оседала... А точнее речь идет о приведении всех ценностей к общему знаменателю маркетизации. В результате чего мы имеем дело с уже с ценностно «плоским» миром, в котором ценности организованы не вертикально, а горизонтально, превратившись в рубрикаторы рынка массового потребления.
В этом обществе право на существование имеет и существует только то, что кому-то нужно. Любая потребность, если она артикулирована, подлежит удовлетворению. Фактически, так был реализован великий проект гуманизма Просвещения с его лозунгами: «Все во имя человека!», «Все на благо человека!», «Человек есть мера всех вещей!». И мы знаем этого человека - это каждый из нас. Но мир утратил вертикальное измерение. Моралисты называют это ценностным релятивизмом постмодерна, но надо понимать корни и природу этого релятивизма.
Это не плохо и не хорошо, по сути, это некоторая фаза развития цивилизации, у которого имеется ряд негативных последствий. Бороться с этим продуктом и достижением цивилизации бессмысленно, но можно и должно противостоять его негативным последствиям. Так, этой объективной «игре на понижение» могут противостоять задающие в плоском мире ценностные ориентиры гражданское общество, полноценная элита и внятная культурная политика. Отсутствие этих факторов делает общество беззащитным перед «игрой на понижение» и ценностным релятивизмом, превращая его в релятивизм нравственный. Именно эта ситуация имеет место в российском обществе. Поэтому именно на примере России наиболее отчетливо видны все неоднозначности реализации медиации, что отчасти объясняет парадоксальные ее проявления, делая страну «обезьяной Господа».
Революция менеджеров по-российски
Обществу и экономике торжествующей медиации свойствен конфликт интересов, получивший наименование «революции менеджеров». Рост производства, формирование транснациональных компаний, усложнение систем управления приводят к возрастанию роли и значения наемных профессионалов, интересы которых могут не совпадать с интересами владельцев бизнеса. «Революция менеджеров по-российски» породила целый класс номенклатуры, людей, изначально распоряжающихся не своей собственностью. Это обстоятельство во многом определило особенности
трансформации российского общества из государственного феодализма в госкапитализм, что в сочетании с традициями «рентного кормления» и достигнутой монополией лишает экономику перспектив инновационного развития.
Э-э-э...лита общества недоверия, или спецформирование политического класса
Информационное общество, как и любая сложная система, достаточно уязвимо. Поэтому проявлением революции менеджеров является и возрастание в современном все усложняющемся и уязвимом мире значения служб безопасности. Но их бесконтрольность чревата серьезными издержками. Это хорошо понимали российские и советские правители, следуя завету Ивана IV «перебирать людишек», не выпускавшие спецслужбы из-под политического контроля. В современной России наблюдается полный реванш спецслужб, представителям которых свойствен правовой нигилизм, профессиональная заточенность на недоверие и борьбу с внешними и внутренними врагами. Политика подменяется спецоперациями и «разводками», прямой хорроризацией общества. В России приостановилось формирование полноценной элиты, породить которую незрелый истеблишмент пока не в состоянии, а существующий политический класс вытаптывает ее самые ростки. При этом сам он не в состоянии консолидировать общество на конструктивной позитивной основе, манипулируя формированием образов многочисленных «врагов» России.
Опасность этнофедерализма
Историческое торжество медиации и среднего класса сопровождалось нарастанием гражданского национализма, формированием гражданских наций. Собственно, именно буржуазия (горожане, средний класс) и формируют запрос на национализм, реализуемый в социально-гуманитарных технологиях. Особенности советской национальной политики, ее причин и реализации, когда режим в поисках внешних и внутренних союзников нашел их в национально-освободительных движениях, обернулся этнофедералистским декоративным дизайном. (Ликвидация КПСС наполнила этот дизайн реальными силами, которые и разрушили СССР.) В результате в современной России запрос на гражданскую нацию, гражданскую идентичность, национальное государство реализуется в извращенной форме примор-диалистского (этнического) национализма. Бомба заведена в общественное сознание и даже в Основной закон, в котором сказано, что РФ - многонациональное государство, но не многонародная нация.
Толерантность к нетолерантным
Ценностной релятивизм при поверхностном понимании «диалога культур» и «мультикультурализма» в условиях объективного процесса глобализации оборачиваются издержками поверхностного и неглубокого понимания условий реализации прав человека и толерантности. Спектр таких издержек достаточно широк: от проблем биоэтики (порожденных достижениями генной инженерии, трансплантологии, медицины) до этно-культурных напряжений и конфликтов. Неоднозначность проблем и решений вырастают до масштаба политических и международных. Россия еще только погружается в эту неоднозначную ситуацию.
От знания к иррациональности
Торжество рациональности обернулось кризисом сайентизма. Сначала - крахом позитивистской программы методологии науки. Затем - установлением зависимости научного познания от ценностных и культуральных факторов (Т.Кун, П.Фейерабенд), признанием множества рациональностей, а науки - в качестве одной из ценностно-нормативных систем осмысления действительности, строящейся на фундаментальных метафорах (мифах). С множеством трактовок главной ценности познания - истины, которые весьма легко переходят из одной в другую: как соответствия реальности, как целостности, как непротиворечивости, как соответствия неким идеалам...
В России же это обернулось полным пренебрежением к науке, образованию и здравоохранению, подменой их паранаучными, а то и откровенно шарлатанскими практиками. При устойчивости этой тенденции возникает угроза полной дискредитации знания как такового.
Изменение роли искусства
В «плоском» имманентном мире радикально изменилась роль искусства. Если раньше оно участвовало в социализации трансляцией нормы (типического), то теперь оно обеспечивает социализацию за счет тестирования норм на их границы, провоцируя проверку нормы на скручивание и на излом. Сцена, экран, выставочный зал стали официально признанными площадками социальной провокации, где творится недопустимое в обыденной жизни. Более того, с этой функцией искусство вышло на улицы. Это социализация, но иного рода, когда провокация заставляет задуматься - а это уже норма или еще нет.
В России с ее традициями в искусстве, с десятилетиями насаждавшегося искусства социалистического реализма современное искусство воспринимается с трудом, вызывая зачастую неадекватно агрессивную реакцию.
Социальная мифология и архаизация
В условиях информационного общества массового потребления авторитетность подменяется паблицитностью (известностью и узнаваемостью). Личность предстает как череда проектов, а маркетинг и PR становятся требованиями
595
к жизненной компетентности. Функцию ориентации в мире выполняют бренды (товаров, компаний, регионов, стран, идей, персон) - как социальные мифы, в т.ч. - апеллирующие к традиционной мифологии.
Репродуктивность и отсутствие будущего
Нынешний мир постинформационного общества массового потребления не только плоский в ценностном плане, но он и лишен будущего. Даже в 1960-х была «научная фантастика». Сейчас - либо ремейки, «старые песни о главном», либо - фэнтези в средневековой стилистике, когда нет банковского процента и все человеческие достоинства личностны и непосредственны.
Угроза новой животности
Угроза новой животности (в духе Хайдеггера и Агамбена), когда все активаторы желаний известны, а желаний нет. Животное, включенное в причинно-следственные связи, находится в «оцепенении», оно неспособно отрефлекти-ровать активирующие его поведение факторы. Человек, вроде бы, обладает этой способностью. Но современное массовое секулярное информационное общество, дающее, вроде бы, ясное представление об активаторах (желаниях, потребностях) человеческого поведения, а главное - дающее возможность удовлетворения любых желаний, выводит человека на новый уровень «оцепенения», открытости бытия, лишенного включенности в открываемое. Неоткрытость открытому миру, фундаментальная скука человеческого бытия, когда знание всех возможностей ведет к бездействию. Скуку, как естественное состояние, обрывают всякие растормаживатели, втягивая во внешние по отношению к человеку цепочки зависимостей. Вернее, они есть всегда, эти цепочки, только латентно существующие. А вот их активизация - активизирует человека. В современном сетевом социуме человек - игрушка каких-то активаторов, которые сами, в свою очередь ни что иное как самовозбуждающаяся сеть.
Имманентность, постсекуляризм и запрос на трансцендентное
Торжество медиации имеет дело с имманентным (данным здесь и сейчас) самодостаточным социумом. Когда ценностная вертикаль осела, а ценности стали рубрикаторами рынка массового потребления, и мир утратил вертикальное измерение. Стал имманентно-феминным. И эта его имманентность привела в тупик, который чреват пока:
- либо тотальным манипулированием;
- либо скатыванием в фундаментализм и еще большую закрытость (это проявляется в New Age, исламском «ренессансе», активизации РПЦ);
- либо революционаризмом левацкого толка. (Собственно, именно последнее и проявляется в современном искусстве, которое участвует в социализации уже не трансляцией нормы, а ее испытанием, тестированием, провокацией.)
Но во всех трех случаях речь идет о выходе за границы имманентного. Манипулятор, теократ, революционер апеллируют к критике сущего имманентного, к необходимости выхода за его пределы.
Человек - не самодостаточен, а возможно и не самоцелен, не самоценен. Он - принципиально открытая система. Открытая для осмысления и переосмысления. Возникает запрос на некую новую «позицию вненаходимости», в т.ч. в контексте постчеловечности.
Речь идет о современности, как постсекулярности - не обязательно в религиозной форме, о запросе на трансцендентное, даже тоске буржуазного плоского мира по трансцендентному...
* * *
Что нас ждет... Новое расширение имманентности... Расширение круга причинно-следственных связей... Неорационализм...
Но это предполагает уяснение и принятие каких-то новых исходных оснований, онтологических допущений сущего... А значит, и одновременное открытие новых горизонтов трансцендентного.
Недоверие... Хоррор... Протестная левизна в искусстве... Слабость буржуазности (гражданскости) в политике и искусстве...
Все сказанное позволяет сделать вывод, что современная ситуация - особенно в современных российских условиях - является серьезным цивилизационным вызовом, ответ на который предполагает весьма тонкую социальную инженерию, не говоря о ясности понимания ситуации, проблем и перспектив.