Научная статья на тему 'Специальный виброамортизатор для снижения вибрации силовой установки плавучих кранов'

Специальный виброамортизатор для снижения вибрации силовой установки плавучих кранов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИБРОАМОРТИЗАТОР / ВИБРАЦИИ / ПЛАВУЧИЕ КРАНЫ / DESIGN / DAMPER / VIBRATIONS / FLOATING CRANES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Короткий Анатолий Аркадьевич, Касьянов Валерий Евгеньевич, Егельская Елена Владимировна

Приведена конструкция амортизатора для силовых установок высокой мощности (показана эффективность в снижении уровней вибрации в кабине на рабочем месте оператора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Короткий Анатолий Аркадьевич, Касьянов Валерий Евгеньевич, Егельская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special damper for reducing vibration of floating crane power plant

The damper design for the high-power plants is presented. (The efficiency effect in reducing the vibration levels in the operator’s compartment at his worksite is shown.)

Текст научной работы на тему «Специальный виброамортизатор для снижения вибрации силовой установки плавучих кранов»

УДК 621.9.06:628.5

Специальный виброамортизатор для снижения вибрации силовой установки плавучих кранов

А. А. Короткий, В. Е. Касьянов*, Е. В. Егельская

(Донской государственный технический университет,

^Ростовский государственный университет путей сообщения)

Приведена конструкция амортизатора для силовых установок высокой мощности (показана эффективность в снижении уровней вибрации в кабине на рабочем месте оператора).

Ключевые слова: проектирование, виброамортизатор, вибрации, плавучие краны.

Введение. Серийные (существующие) виброамортизаторы в ряде случаев не обеспечивают требуемого снижения уровней вибраций, в первую очередь, на рабочих местах операторов — сидениях и органах управления. Поэтому ниже приведена конструкция опытного амортизатора. Результаты исследований. При разработке конструкции учитывались следующие требования:

- габаритные размеры амортизатора должны соответствовать серийному, чтобы не изменять конструкцию мест крепления;

- увеличение виброизолирующих характеристик должно быть достигнуто путём подбора материалов с увеличенными диссипативными свойствами.

В качестве специальных материалов рекомендуется пористый спечённый материал (ПСМ), металлорезина (МР), которые при требуемой прочности имеют высокие коэффициенты затухания.

КХ><>0<Х\ллУ'>

Рис. 1. Общий вид виброопоры Рис. 2. Установка виброизолятора

В качестве измеряемых величин и оценочных параметров были приняты спектры средних квадратических значений виброускорений в вертикальной плоскости, амплитудно-частотная характеристика и коэффициент вибропередачи в опорах. Данные спектрального анализа полученных результатов экспериментальных исследований представлены на рис. 3. В случае установки на кабину опытных виброизоляторов достигнуты лучшие значения параметров виброизоляции.

Для оценки качества опытных опор по сравнению с серийными, а также для оценки степени улучшения параметров виброизоляции в опорах введён коэффициент оценки эффективности предложенного мероприятия, который определяется следующим образом:

I^ БЫХОП

БЫ ХС

где (убыхоп — средние квадратические значения виброускорения на выходе опытной опоры; аБыхс ~ средние квадратические значения виброускорения на выходе серийной опоры.

Вычисление коэффициента эффективности по данным третьоктавного анализа (рис. 7— 10) выполнялось по выражению:

к = 10)+(Л,„-и)] где Цыхоп, ЬБЫХС, 1Б/оп, ЬБХС — соответственно уровень в дБ виброускорения для третьоктавной полосы частот на выходе опытной, выходе серийной, входе серийной, входе опытной виброопор кабины.

Значения коэффициента эффективности представлены на рис. 4, 5.

Рис. 3. Третьоктавный спектр виброускорения в вертикальной плоскости. Правая передняя опора кабины. пав = 2100 мин 1

В ходе проведения опытных замеров общей вибрации на сиденье оператора было выявлено влияние установки виброизоляторов различной жёсткости. На рис. 5 представлены спектры виброускорений на рабочем месте оператора. На рис. 6 представлены спектры виброускорений на рабочем месте оператора.

----------- - правая передняя опора

____________- левая передняя опора

Рис. 4. Коэффициент оценки эффективности

Рис. 5. 1 — виброизоляция рамы в месте крепления левой задней опоры (опора демонтирована), 2 — виброускорения кабины в месте крепления задней левой опоры, 3 — ускорения на раме (правая задняя виброопора), 4 — ускорения на

кабине (правая задняя виброопора)

На представленных спектрах видно, что с уменьшением жёсткости виброизоляторов уровни виброускорений на сиденье оператора в диапазоне частот от 16 до 125 Гц уменьшаются на 10 дБ, то есть более чем в три раза. Влияние мягких виброизоляторов значительней. Для виброизоляторов с динамической жёсткостью 3,6і 10б Н/м и 5,1'10б Н/м уменьшение вибраций составляет 3—6 дБ, что в 1,5—2 раза меньше, чем у серийного виброизолятора.

Влияние жёсткости виброизоляторов на локальную вибрацию рулевого колеса ещё более значительно. Установка опытных опор даёт возможность увеличить виброизоляцию и снизить уровни виброускорений на рулевом колесе (рис. 6).

Применение более мягких опытных виброизоляторов дало возможность более чем на 10 дБ снизить виброускорения на рулевом колесе в сравнении с вариантом установки более жёстких серийных виброопор.

Рис. 6. Спектр виброускорений на сиденье оператора: 1 — виброизоляторы жёсткостью 1,8' 10б Н/м; 2 — виброизоляторы жёсткостью 3,6'10б Н/м; 3 — виброизоляторы жёсткостью 5,Г10б Н/м; 4 — серийные виброизоляторы, четырёхточечная

схема с задней реактивной штангой

Заключение. Влияние жёсткости виброизоляторов на локальную вибрацию рулевого колеса значительно. Установка опытных опор даёт возможность увеличить виброизоляцию и снизить уровни виброускорений на рулевом колесе. Применение более мягких опытных виброизоляторов дало возможность более чем на 10 дБ снизить виброускорения на рулевом колесе в сравнении с вариантом установки более жёстких серийных виброопор.

Материал поступил в редакцию 12.03.2012.

SPECIAL DAMPER FOR REDUCING VIBRATION OF FLOATING CRANE POWER PLANT

A. A. Korotkiy, V. E. Kasyanov*, E. V. Yegelskaya

(Don State Technical University, *Rostov State Transport University)

The damper design for the high-power plants is presented. (The efficiency effect in reducing the vibration levels in the operator's compartment at his worksite is shown.)

Keywords: design, damper, vibrations, floating cranes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.