Научная статья на тему 'Специальный инвестиционный контракт как перспективная форма сотрудничества хозяйствующих субъектов государств Евразийского экономического союза в сфере промышленности'

Специальный инвестиционный контракт как перспективная форма сотрудничества хозяйствующих субъектов государств Евразийского экономического союза в сфере промышленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
578
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ИНВЕСТОР / ГОСУДАРСТВО / ПРОМЫШ-ЛЕННОСТЬ / SPECIAL INVESTMENT CONTRACT / INVESTOR / GOVERNMENT / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

В статье рассматривается новая договорная конструкция специальный инве-стиционный контракт, опосредующий отношения публично-правовых образований Рос-сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и инвестора по созданию либо мо-дернизации и (или) освоения производства промышленной продукции в Российской Феде-рации. Раскрываются предмет специального инвестиционного контракта, обязательства инвестора и публичного правового образования, предоставляемые инвесторам гарантии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special investment contract as a promising form of cooperation between economic entities of the Eurasian Economic Union in the field of industry

The article deals with the new contractual structure special investment contracts, mediating the relations publicly-legal formations the Russian Federation, of constituent entities of the Russian Federation and the investor for creating or upgrading and (or) development of industrial production in the Russian Federation. Reveals the subject of a special investment contract, the obligations of investor and public legal education, provide guarantees to investors.

Текст научной работы на тему «Специальный инвестиционный контракт как перспективная форма сотрудничества хозяйствующих субъектов государств Евразийского экономического союза в сфере промышленности»

Специальный инвестиционный контракт как перспективная форма сотрудничества хозяйствующих субъектов государств Евразийского экономического союза в сфере промышленности

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА им. О.Е.Кутафина

Аннотация: В статье рассматривается новая договорная конструкция - специальный инвестиционный контракт, опосредующий отношения публично-правовых образований - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и инвестора по созданию либо модернизации и (или) освоения производства промышленной продукции в Российской Федерации. Раскрываются предмет специального инвестиционного контракта, обязательства инвестора и публичного правового образования, предоставляемые инвесторам гарантии.

Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, инвестор, государство, промышленность

Special investment contract as a promising form of cooperation between economic entities of the Eurasian Economic Union in the field of industry

ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA

Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CISdoctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin

Abstract: The article deals with the new contractual structure - special investment contracts, mediating the relations publicly-legal formations - the Russian Federation, of constituent entities of the Russian Federation and the investor for creating or upgrading and (or) development of industrial production in the Russian Federation. Reveals the subject of a special investment contract, the obligations of investor and public legal education, provide guarantees to investors.

Key words: special investment contract, investor, government, industry

Специальный инвестиционный контракт как новая договорная форма

В статье Л.В. Андреевой «Влияние национальной промышленной политики на развитие экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза», опубликованной в предыдущем номере (№1 2016) журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика право», была рассмотрена нормативно-правовая основа сотрудничества государств - членов ЕАЭС в различных отраслях промышленного производства1. В Договоре о ЕАЭС в разделе XXIV «Промышленность» предусмотрены меры по координации промышленной политики и сотрудничеству в сфере промышленности, в том числе реализация совместных проекты, направленные на развитие инфраструкту-ров и углубление промышленной кооперации государств-членов.

В условиях спада промышленного производства, недостатка бюджетных средств огромное значение имеет привлечение инвестиций в экономику. Государство использует различные формы привлечения частных инвестиций в экономику России, в том числе - участие инвесторов на условиях государственно-частного партнерства, предоставление различных видов государственной поддержки крупным инвестиционным проектам при строительстве, реконструкции, модернизации объектов социального значения.

В России в сфере промышленности меры по стимулированию производства промышленной продукции, состоящих из мер финансовой поддержки предпринимателей товаропроизводителей, в том числе осуществляемой за счет созданных государственных фондов развития промышленности, информационно-консультационных мер, мер по развитию кадрового потенциала, иных мер поддержки, установлены Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»2, а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации,уставами муниципальных образований.

Представляется, что весьма перспективен в сфере сотрудничества в промышленной сфере впервые предусмотренный Законом о промышленной политике специальный инвестиционный контракт, который можно рассматривать как договорную форму решения задачи увеличения объема производства конкурентоспособной промышленной продукции. Эта новая договорная конструкция направлена на решение задач производства инновационной и высокотехнологичной продукции.

Понятие специального инвестиционного контракта

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона по специальному инвестиционному контракту одна сторона -инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и

(или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Рос-

1 Андреева Л.В. Влияние национальной промышленной политики на развитие экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика право. 2016. № 1.

2 Федеральный закон от 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // ЬИр://шшш. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/

сийская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

В литературе отмечается, что экономический эффект от специального инвестиционного контракта заключается не в получении какого-либо имущества в государственную собственность, а в создании добавочного продукта, новых рабочих мест на территории страны, налоговых поступлений в бюджет от новых инвесторов3.

Именуя такой договор как инвестиционный, законодатель определяет тем самым цель заключение таких договоров - привлечение частных инвестиций в промышленность для увеличения объемов промышленного производства необходимых товаров. В ч.9 ст.16 Закона о промышленной политике предусмотрено, что к специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта. Вместе с тем, определение его в качестве «специального» означает, что такой договор имеет особенности, связанные со сферой его заключения.

Гарантии инвесторам

специального инвестиционного контракта

В отличие от других видов соглашений, заключаемых публично-правовыми образованиями для обеспечения публичных интересов (концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, предусматривающих возможность бюджетного финансирования проектов), основными обязательствами публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) является предоставление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемых в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам (п. 6 ч. 3 ст. 16 Закона о промышленной политике), а также гарантирование неизменности в течение срока действия специального инвестиционного контракта предоставляемых инвестору и (или) привлеченному лицу - промышленному предприятию мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Так, в Законе о промышленной политике предусмотрено, что если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

3 Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. № 3 № 3.

и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специального инвестиционного контракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока действия специального инвестиционного контракта (ч. 5 ст. 16).

Вместе с тем, в праве ЕАЭС для установления более тесных кооперационных связей между промышленными предприятиями в ЕАЭС целесообразно было бы установить гарантии инвесторам неизменности правил, действующих в ЕАЭС. В Законе о промышленной политике также установлено, что законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и (или) иных указан-

ных в специальном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта (ч. 6 ст. 16).

Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренны совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

Обязательства инвестора специального инвестиционного контракта

Инвестор по специальному инвестиционному контракту обязуется создать и освоить производство промышленной продукции либо модернизировать и освоить производство определенной продукции или освоить производство продукции. Исходя из поставленных государством задач в сфере промышленной политики, в том числе стимулирования субъектов промышленности, рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных техноло-

гий; осуществлять поддержку технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизацию основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение; обеспечивать технологическую независимость национальной экономики и решать другие задачи, поставленные в ст. 4 Закона о промышленной политике. В Типовой форме специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 года № 708, установлено, что предмет инвестиционного контракта может быть составлен в трех вариантах.

ш РОССИЙСКИЙ ФОНД I ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

INVEST INRUSSIA

По первому варианту инвестор принимает на себя обязательства по созданию или модернизации промышленного производства в целях освоения производства промышленной продукции в установленном объеме и номенклатуре, что предполагает выполнение на промышленном производстве технологических и производственных операций в соответствии с указанным в контракте графиком выполнения таких операций.

По второму варианту инвестор обязуется внедрить в промышленное производство наилучшие доступные технологии в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.

Наилучшая доступная технология означает технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10 ян-

варя 2002 года. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Третий вариант предполагает разработку инвестором технологических и производственных операций по освоению производства продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов. В этой связи большое значение приобретают меры по локализации производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

В специальном инвестиционном контракте указывается срок его действия, который составляет до 10 лет; характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается; перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции; объем инвестиций; порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств; перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемых в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам; иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия (ч. 3 ст. 16). Следует отметить, что объем инвестиций в инвестиционный проект не может составлять менее 750 млн рублей.

Нормативно-правовая основа специального инвестиционного контракта

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона Правительство РФ утверждает порядок заключения специальных инвестиционных контрактов, а также утверждает типовые формы специального инвестиционного контракта применительно к отраслям промышленности (п. 7 ч. 1 ст. 6).

4 Положение о Министерстве промышленности и торго 05.06.2008 г. № 438. П. 5.21.2 // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2

Уполномоченный орган в сфере промышленной политики в лице Минпромторга России4 участвует от имени Российской Федерации в разработке и заключении специальных инвестиционных контрактов, а также осуществляет контроль их исполнения (п. 2 ч. 3 ст. 6).

:, утвержденное Постановлением Правительства РФ от

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» утверждены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов и типовая форма специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности5.

Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности» установлен порядок создания и эксплуатации государственной информационной системы промышленности, необходимой для автоматизации процессов сбора и обработки информации в целях обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов власти по стимулированию деятельности в данной сфере и информированию о предоставлении поддержки субъектам, осуществляющим деятельность в промышленности. Оператором системы назначен Минпромторг России6.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 определены критерии отнесения промышленной продукции к продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации7.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 сентября 2015 года № 2951 «Об утверждении Порядка подготовки предварительного заключения о соответствии заявления инвестора и представленных документов пунктам 4-8 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 708» установлен порядок подготовки Минпромторгом России

предварительного заключения о соответствии перечня материалов, представленных заявителем установленным требованиям для заключения инвестиционного контрактов8.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 7 августа 2015 года № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами» закреплено, что Минпромторг России осуществляет мониторинг и контроль за исполнением инвесторами обязательств, принятых по специальным инвестиционным контрактам.

Мониторинг проводится каждые шесть месяцев с даты заключения контракта. Если отчетный период, установленный контрактом, менее или равен шести месяцам, то мониторинг не предусматривается. Мониторинг включает сбор, обобщение, систематизацию и учет информации о ходе исполнения обязательств, в том числе в отношении объема инвестиций, фактически направленных на финансирование инвестпроекта.

Инвестор представляет в Министерство информацию об исполнении принятых обязательств. Срок - в течение 10 рабочих дней с момента окончания периода мониторинга.

Контроль за исполнением инвестором обязательств осуществляется Минпромторгом России с участием уполномоченных органов региона и (или) муниципалитета (если последние являются сторонами контракта) путем оценки промежуточных и итоговых результатов при реализации ин-вестпроектов. Утверждены формы отчетов инвестора об исполнении обязательств, принятых по специальному инвестиционному контракту, и об итогах реализации инвестпроекта. По результа-

5 СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4587

6 СЗ РФ. 2015. № 31. Ст. 4691

7 Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4597.

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 50.

там контроля готовится заключение. Оно размещается на сайте Министерства9.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 12 ноября 2015 года № 3568 утверждены Порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и Порядок определения отличий параметров промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (длительность гарантийного срока, срока годности или срока

службы, надежность, энергоемкость, экологич-ность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции), от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции»10.

Таким образом, постепенно складывается нормативная правовая основа заключения и исполнения специального инвестиционного контракта.

Стороны специального инвестиционного контракта и структура договорных связей

Одной из сторон контракта является инвестор, понятие которого определено Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с ч. 2. ст. 4 которого инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Однако инвестором специального инвестиционного контракта могут выступать юридические лица и индивидуальные предпри-

ниматели11. Для целей участия инвесторов в специальном инвестиционном контракте значение имеют не организационно-правовые формы инвестора, а его права при осуществлении инвестиционной деятельности, наиболее важным из которых является приобретение по общему правилу права собственности на результат инвестирования.

Как отмечается в литературе, инвесторы - это лица, способные самостоятельно осуществить все практические действия, связанные с реализацией инвестирования - от принятия решения об инвестициях до получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Особенно это характерно для инвестиций в форме капитальных вложений: на всех этапах инвестиционной деятельности - организационном, инвестиционном и предпринимательском - инвестор может действовать самостоятельно, от своего имени, не передавая своих функций другим лицам12.

9 Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2015 г.

10 Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 ноября 2015 г.

11 Правила заключения специальных инвестиционных контрактов. утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708

12 Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. [и др.] Российское предпринимательское право / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2010. С. 156.

Второй стороной контракта согласно ч. 1 ст. 16 Закона о промышленной политике может быть Российская Федерация или субъект Российской Федерации в зависимости от того, какое публично-правовое образование будет предоставлять меры стимулирования деятельности инвестора. От имени Российской Федерации контракт заключает Минпромторг России, от имени иных публично-правовых образований - уполномоченные субъекты.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование, если меры стимулирования деятельности в сфере промышленности предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. Минпромторг России, а также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подписывают специальный инвестиционный контракт(п. 18 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов). Таким образом, Законом предусмотрена возможность заключения многосторонних инвестиционных контрактов.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной политике помимо инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, в контракте могут быть указаны иные лица, если в отношении них будут также применены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Толкование формулировки данного правила позволяет считать, что иные лица не являются стороной контракта. Взаимоотношения инвестора с данными лицами регулируется согласно п. 6 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов инвестиционным соглашением или предварительным договором о реализации

инвестиционного проекта, определяющими порядок участия привлеченного лица в реализации инвестиционного проекта, именуемого в Типовой форме контракта промышленным предприятием, представляемого инвестором в составе иных документов в уполномоченный орган для заключения специального инвестиционного контракта. Договорные отношения инвестора и промышленного предприятия (привлекаемого третьего лица) регулируются ими самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора и не подпадают под действие нормативных правовых актов о промышленной политике.

Следует отметить, что инвестор в целях реализации инвестиционного проекта может привлекать и иных лиц - заказчиков, подрядчиков, исполнителей и других, взаимоотношения с которыми регулируются законодательством об инвестиционной деятельности. Участником договорных отношений в инвестиционном контракте является промышленное предприятие, которому, как и инвестору, могут быть предоставлены меры поддержки. Однако Правила заключения специальных инвестиционных контрактов содержат положения, позволяющие сделать противоположный вывод. Так, заявление для заключения инвестиционного контракта подписывает и инвестор и привлеченное лицо - промышленное предприятие и представляют в уполномоченный орган (п. 43 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов). Обязательства промышленного предприятия указываются в контракте отдельно от обязательств инвестора. И инвестор, и промышленное предприятие подписывают проект специального инвестиционного контракта, либо оформленный в письменном виде отказ инвестора или привлеченного лица от подписания специального инвестиционного контракта, либо протокол разногласий (п. 15 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов).

Таким образом, при заключении специального инвестиционного контракта складываются сложная система договоров и структура дого-

ворных связей, состоящая из заключаемого договора (договоров) инвестора с привлеченными лицами и предусматривающая возможность заключения многостороннего договора со многими лицами как на стороне инвестора, так и на стороне публично-правового образования. Как уже указывалось, заключение договора инвестора с привлеченным лицом осуществляется в соответствии с принципом свободы договора. Такой договор в Правилах заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708, именуется инвестиционным соглашением или предварительным договором, что предполагает, что инвестор с привлеченным лицом заключит впоследствии основной договор.

Представляется, что упоминание о возможности заключения предварительного договора является неверным, если его понимать в гражданско-правовом смысле. В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса РФ стороны предварительного договора обязаны впоследствии заключить основной договор. Однако в соответствии с правилами о специальном инвестиционном контракте инвестор и промышленное предприятие вправе отказаться от заключения инвестиционного контракта, вследствие чего заключение основного договора между инвестором и промышленным предприятием не потребуется.

Особенность основного договора при этом заключается в том, что формулируемые в нем ус-

ловия определяются в соответствии с условиями заключенного специального инвестиционного контракта. Заключение специального инвестиционного контракта осуществляется в соответствии с Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов и Типовой формой специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности (машиностроения, станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиоэлектронной промышленности), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 года № 708. Типовая форма соответствует признакам типового договора, предусмотренного п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ и содержит императивные нормы, сформулированные преимущественно в нескольких вариантах, что позволяет учесть те или иные особенности заключаемых специальных инвестиционных контрактах.

Кроме того, необходимым условием заключения контракта является получение положительного заключения Межведомственной комиссии, состоящей из представителей различных министерств (Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина, Минэнерго), а также представителей промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, и утверждаемой Правительством РФ.

Решению проблемы развития промышленного производства путем заключения специальных инвестиционных контрактов может способствовать привлечение инвесторов из государств -членов Евразийского экономического союза путем участия в создании совместных предприятий, обеспечивающих производство высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Нормативно-правовые акты и литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5. Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»// СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4587.

6. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О критериях отнесения про-

мышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 г. № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности».

8. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. [и др.] Российское предпринимательское право / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2010.

9. Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.