СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ
ОСНАЩЕНИЕ
Бахромхон Баходирхон угли Бадриддинов
Студент Ташкентского государственного транспортного университета
Авазхон Мадаминхон угли Ахмедов
Студент Ташкентского государственного транспортного университета
Ойбек Рустамович Ачилов
Научный руководитель, Старший преподаватель Ташкентского государственного транспортного университета
АННОТАЦИЯ
Содержатся сведения об отечественных и зарубежных машинах, используемых на специальных строительно-монтажных работах. Приведены их основные технические характеристики, даны рекомендации по выбору отдельных машин и средств технологического оснащения.
Ключевые слова: краны, специальное шасси автомобильного типа, навесные краны, тягачи.
ВВЕДЕНИЕ
Данный вид кранов является новым поколением, сменяющим вид пневмоколесных кранов. Краны этого вида являются наиболее совершенными как по конструктивному решению, так и по параметрам технических характеристик в сравнении с другими стреловыми кранами. Краны на специальном шасси автомобильного типа монтируются на видоизмененных шасси автомобилей за счет увеличения количества осей и повышения их полезной нагрузки, что позволяет устанавливать на них крановое оборудование всей гаммы грузоподъемности. Благодаря использованию шасси автомобильного типа эти краны получили возможность передвижения по дорогам общего пользования, вписываясь в дорожные габариты и скорости движения, принятые для грузовых автомобилей [1]. В конце 80-х годов Одесский крановый завод выпускал краны на специальном шасси автомобильного типа грузоподъемностью 63, 80, 100 и 250 т и совместно с немецкой фирмой "Либхер" осваивал краны серии ЛТМ и ЛТЛ грузоподъемностью 40-50 т на шасси типа
November, 2022
37
"Краб" (четырехосном, с поворотом колес в обе стороны на всех осях) [2]. Выбор параметров кранов на специальном шасси автомобильного типа аналогичен приведенному для других кранов, а конструктивных решений в зависимости от необходимости оборудования крана удлинителем стрелы, вида стрелы (телескопической или решетчатой), нагрузки крана на оси при его перебазировании на объект по дорогам общего пользования, времени нахождения крана на объекте. Как правило, такие краны используются по единому графику, в котором предусматриваются объекты, виды и время работы, очередность перебазирования крана с объекта на объект и время в пути. Используется этот вид кранов и при необходимости замены вышедшего из строя другого менее мобильного крана на время его ремонта [3]. В перспективе этот вид кранов заменит пневмоколесные и гусеничные краны и потеснит тяжелые башенные краны на строительстве в металлургии, химической и горнодобывающей промышленности, так как они располагают лучшими грузовысотными параметрами и высокой мобильностью [2].
Характеристики кранов К кранам на специальном шасси автомобильного типа приближается вид кранов на прицепах, навешиваемых на серийно выпускаемые промышленностью тягачи тракторного и автомобильного типов. Такие краны выпускаются организациями монтажных и специальных строительных работ, в частности Туапсинским машиностроительным заводом, Куйбышевским ремонтно-механическим заводом, в том числе совместно с японской фирмой "Тадано". Навесные стреловые краны типа МКП и МКТ-40 и МКТ-100 изготавливаются на базе одноосного прицепа МАЗ-529Е и МоАЗ546П грузоподъемностью 40 т и 100 т с установкой стрелы и механизмов крана на специальном прицепе. По этому же принципу, но на базе трактора К-701 и МоАЗ-546П изготавливаются краны типа МКТТ-63 и МКТТ-100 грузоподъемностью 63 и 100 тс установками фирмы "Тадано", а на автомобильном тягаче МАЗ-537Т - МКТ-250 грузоподъемностью 250 т. Этот вид кранов по мобильности уступает кранам на специальном шасси автомобильного типа, но превосходит гусеничные и пневмоколесные. Выбор рабочих параметров аналогичен выбору других стреловых кранов, а технических решений - кранам на специальном шасси автомобильного типа и навесных приводится в приложении [4].
Приложение 1 Краны на специальном шасси автомобильного типа 1.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования. 1.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т. 1.3.Размерный ряд:
November, 2022
38
25, 40, 55, 80, 125, 250 т. 1.4. Дополнительное оборудование: удлинитель стрелы, гуськи, вспомогательный подъем*. 1.5. База: специальное шасси автомобильного типа - 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9-осные с нагрузкой на ось не более 12 т и выносными опорами. 1.6. Силовой привод: дизельный, раздельно для крана и его шасси. 1.7. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м. 1.8. Вид стрелы: телескопическая, 3, 4, 5-секционная, сварная, коробчатая. 1.9. Привод механизмов крана: многодвигательный, гидравлический. 1.10. Удельная металлоемкость на единицу главного параметра: не более 1,1 - 2 т/т. 1.11. Удельная энергоемкость на единицу главного параметра: не более 6,5 - 1,5 кВт/т. 1.12. Режим работы: с выносными опорами и без них, передвижение с грузом не менее 50 % г.п.
Таблица I Скорости
Ед. изм. 25 40 Размернь 55 й ряд 80 125 250"
глинного подъема м/с 0-1,5 0-1.6 0-1,Я 0—2,5 0-2 0-1
вспомогательно™ подъема м/с - 0-1,2 0-1,2 0-1,2 0-2,1 0-0,4
изменения вылета крюка с 30 35 46 35 65 ISO
выдвижения талескопической Стрелы м/с 0,4 0,3 ОД 0,2 0-1,3 -
частота вращения крана .чин1 0-2,5 0-2.4 0-2,3 0-2,3 0-2 0-1
транспортная ло твердым дорогам км/ч 70 70 70 70 70 65
• то же по бездорожью км/ч 35 40 40 35 40 20
• то же рабочая км/ч с грузом ве более 3, без груза ве более ] 0
Таблица 2 Основные технические данные
Размер ный ряд ДЛИН! типы U0M Гуська ) Грузоподъ Н а стрслс еыностъ, т С гуськом Со ет Зылет к релой пока, (L) i С гуськом
мин. маке. мин. макс. мин. .маке. мин. макс. мни. макс МИ hi. макс.
25 В 26 К 13 2 25 1,2 3,5 3 23 В 2S
4« 10 32 К 13 1:4 40 1.2 3,5 3 28 9 32
55 11 35 11 И 1.1 55 1Д 3,7 2,5 32 11 36
S0 12,5 40 10 16 2 80 10 16 3 36 12 42
125 13,5 43 12 20 3 125 12 20 3 40 16 50
250 20,0 90 10 66 4 250 6,4 100 6 70 1В 74
Продолжение табли цы
Высота (Я) подъёма крюка. к Колея Габарит заднего поворота (Л)" Координаты пей кре- Ширина стрелы, м
Нас млн треле макс. С гу мин. L'LKO-U макс. м. X }'
2 27 34 42 2,0 2,9 1.4 3,0 0,5
2 30 24 44 2,0 3 2 3,2 0,6
2 36 26 46 2,0 3,4 2,3 3,3 0,7
12 42 24 52 2,2 4 2,1 3,5 0,7
15 40 35 65 2,4 4,5 2,6 3,0 1,0
24 92 40 165 2,4 7,5 1,6 3,0 1,0
* Краны грузоподъемностью Я0 н галсе тонн имеют Сменное башенно-стреловос оборудование
* * С решетчатой стрелой
November, 2022
39
Рис. 1. Краны на специальном шасси автомобильного типа
Приложение 2 Краны короткобазовые и на шасси типа "краб"
2.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования в стесненных условиях. 2.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т. 2.3. Размерный ряд: 16, 25 - короткобазовое шасси, 40, 50, 7 - шасси типа "краб", 4-осное с поворотными всеми односкатными колесами и движением в стороны без изменения положения крана, соответственно на схеме а и б. 2.4.Дополнительное оборудование: удлинители, устанавливаемые жестко в продолжении стрелы или под углом к ее оси на 15 и 30 градусов, складывающиеся при транспортировке крана. 2.5.Привод: дизель-гидравлический, многодвигательный. 2.6. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м. 2.7. Вид стрелы: телескопическая, 2, 3, 4-секционная, коробчатая. 2.8. Режим работы: на выносных опорах и без них с передвижением с грузом не менее 50 % максимальной грузоподъемности. 2.9. Удельная металлоемкость 1,2 - 0,8 т/тг.п.* 2.10. Удельная энергоемкость 6,8 - 2,4 кВт/т г.п.* 2.11. Давление колеса на грунт: не более 20 т.
November, 2022
40
* Приведены максимальные значения для крана малой грузоподъемности - первый показатель и для большей грузоподъемности - второй, остальные значения должны находиться в пределах между ними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краны на пневмоколесных шасси - это поворотные стреловые самоходные краны на специальной сварной раме, к раме жестко прикреплена колесная подвеска, двигатель и кабина размещены на поворотной платформе.
Короткобазные краны. В отличие от короткобазного крана двигатель этого крана расположен на шасси, кран имеет колеса большого размера с односкатной ошиновкой.
Автокраны. Поворотная платформа и кабина данного крана смонтированы на автомобильном шасси.
Краны на специальных шасси автомобильного типа.
О последних и пойдет речь в этой статье.
Создание кранов на специальных шасси автомобильного типа продиктовано необходимостью преодолеть физические ограничения обычного автокрана такие, как:
ограниченная грузоподъемность,
наличие обвязочной платформы с выдвижными опорами, значительно утяжеляющей конструкцию.
Характеристики автомобильного крана в значительной мере зависят от констукции шасси. Краны на спецшасси сохраняют мобильность автокрана и обладают великолепными грузовысотными характеристиками. Особенности конструкции кранов на специальном шасси таковы, что шасси и крановая установка проектируются совместно, с учетом всех особенностей работы крана. Рама шасси изготавливается вместе с поворотной платформой и имеет низкий центр тяжести и выносное опоры, имеющие общий двигатель с шасси. При разработке крана на специальном шасси проектировщики имеют возможность подбора оптимального размещения всех элементов машины (двигателя, кабины, шин, рулевого управления и т.п.), что позволяет снизить нагрузку на ось, повысить устойчивость и увеличить грузоподъемность, обеспечить необходимую проходимость и скорость выполнения операций [5,6]. Краны на специальных шасси могут иметь от 2-х до 9-ти осей (несколько ведущих) с гидропневматической подвеской, при помощи которой можно регулировать дорожный просвет. Все оси (кроме средних) многоосного спецшасси могут быть управляемыми.
November, 2022
41
Краны на специальных шасси автомобильного типа обладают грузоподъемностью от 25 до 1200 тонн и могут развивать скорость до 80 км/ч. Применяются краны на специальных шасси для работ, связанных с высотным строительством, для погрузки-разгрузки и монтажа тяжелых крупногабаритных конструкций.
REFERENCES
1. Атаеев С.С., Луцкий С.Я., Бондарик В. А. и др. Технология, механизация и автоматизация строительства // Под ред. С.С. Атаева, С.Я. Луцкого. - М.: Высшая школа, 1990. - 592 с.
2. Tolibjon M., Abror O., Rustamovich A. O. BINO VA INSHOOTLAR KONSTRUKSIYASIGA TEXNIK VA IQTISODIY TALABLAR //World scientific research journal. - 2022. - Т. 9. - №. 1. - С. 41-45.
3. Azizbek A. et al. BINO VA SANOAT INSHOOTLARI QURILISHINI ILMIY O'RGANISH TDTr UNIVERSITETI OLIMLARI NIGOHIDA //World scientific research journal. - 2022. - Т. 9. - №. 1. - С. 52-53.
4. Mirziyod o'g'li M. M. et al. AVTOMOBIL YO'LLARI VA UNDAGI INSHOOTLARNI LOYIHALASH JARAYONLARINI AVTOMATLASHTIRISH ASOSLARI //World scientific research journal. - 2022. - Т. 9. - №. 1. - С. 46-51.
5. Dilshod Q., Xamidulla R., Rustamovich A. O. BINO VA INSHOOTLAR KONSTRUKSIYASI //World scientific research journal. - 2022. - Т. 9. - №. 1. - С. 54-57.
6. Zayniddin, B., & Rustamovich, A. O. (2022). KO'PRIKLARNI LOYIHALASH. World scientific research journal, 9(1), 58-62.
November, 2022 Multidisciplinary Scientific Journa
42