Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MARTIAL ARTS / ELECTIVE COURSE / SPECIAL EXERCISES / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Питеркина Марина Валентиновна, Солдатова Светлана Олеговна

Цель исследования - разработка и обоснование содержания вариативной части элективных курсов по физической культуре. Методика и организация исследования - тестирование проводилось на базе Казанского национального исследовательского технологического университета отделения единоборств. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из 15 студенток 1 и 2 курсов, не имеющих спортивную квалификацию. Результаты исследования и их обсуждения - динамика показателей физической подготовленности ЭГ за весь период эксперимента значительно выше, чем в КГ. Выводы - разработанная нами программа с использованием специальных упражнений из единоборств, способствует значительным улучшениям координационных способностей, силы и гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Питеркина Марина Валентиновна, Солдатова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL EXERCISES FROM MARTIAL ARTS AS VARIABLE PART OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION

Purpose of the study - development and substantiation of the content of the variable part of the elective courses in physical education. Research methodology and organization - testing was conducted, based on Kazan National Research Technological University martial arts department. Two groups took part in the experiment: the control group (CG) and the experimental group (EG), consisting of 15 first- and second-year students who did not have sports qualifications. Research results and discussion - the dynamics of the physical readiness of the EG for the entire period of the experiment is much higher than in the CG. Conclusions - our program with the use of special exercises from martial arts contributes to significant improvement in the coordination abilities, strength, and flexibility.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

REFERENCES

1. Boerle Jack et al. (2014), Swimming. Trainer Library, Exmo, Moscow.

Контактная информация: npo77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 796.011.3

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Марина Валентиновна Питеркина,

старший преподаватель, Светлана Олеговна Солдатова, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация

Цель исследования - разработка и обоснование содержания вариативной части элективных курсов по физической культуре. Методика и организация исследования - тестирование проводилось на базе Казанского национального исследовательского технологического университета отделения единоборств. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из 15 студенток 1 и 2 курсов, не имеющих спортивную квалификацию. Результаты исследования и их обсуждения - динамика показателей физической подготовленности ЭГ за весь период эксперимента значительно выше, чем в КГ. Выводы - разработанная нами программа с использованием специальных упражнений из единоборств, способствует значительным улучшениям координационных способностей, силы и гибкости.

Ключевые слова: единоборства, элективный курс, специальные упражнения, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p458-462

SPECIAL EXERCISES FROM MARTIAL ARTS AS VARIABLE PART OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION

Guzel Ferdinantovna Hamidullina, the senior lecturer, Marina Valentinovna Piterkina, the

senior teacher, Svetlana Olegovna Soldatova, the senior teacher, Kazan National Research

Technological University

Abstract

Purpose of the study - development and substantiation of the content of the variable part of the elective courses in physical education. Research methodology and organization - testing was conducted, based on Kazan National Research Technological University martial arts department. Two groups took part in the experiment: the control group (CG) and the experimental group (EG), consisting of 15 first- and second-year students who did not have sports qualifications. Research results and discussion - the dynamics of the physical readiness of the EG for the entire period of the experiment is much higher than in the CG. Conclusions - our program with the use of special exercises from martial arts contributes to significant improvement in the coordination abilities, strength, and flexibility.

Keywords: martial arts, elective course, special exercises, students, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В научно-методической литературе недостаточно раскрыт вопрос о внедрении специальных упражнений из единоборств в культуру физического воспитания студенток высших учебных заведений.

Учитывая важность данной проблемы, мы решили выявить степень эффективности использования оптимально-эффективной техники из разных видов единоборств, которые прошли испытание временем и пользуются большой популярностью в физическом

воспитании студентов Высших учебных заведений.

Исследования проводились на базе КНИТУ отделения единоборств, в исследовании приняли участие две группы студенток 1-2 курсов основной медицинской группы.

Методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) педагогический эксперимент; 4) методы математической статистики.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирование проводилось на базе КНИТУ отделения единоборств. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из 15 студенток 1 и 2 курсов, не имеющих спортивную квалификацию. Подготовка девушек экспериментальной группы осуществлялась с учетом содержания разработанной нами программы с использованием специальных упражнений из единоборств; девушек контрольной группы - с учетом содержания традиционной учебной программы элективного курса по физической культуре. У всех девушек до и после завершения, проведенного нами эксперимента, определялись показатели физической подготовленности.

Целью исследования являлось: определение эффективности использования специальных упражнений из единоборств в физическом воспитании студенток вуза.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:

1. Определение рационального объёма учебного материала, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре;

2. Выявления характера воздействия специальных упражнений из единоборств в условиях занятий элективными курсами по физической культуре, на физическое развитие и физическую подготовленность студенток.

3. Обоснования рациональной последовательности применения рекомендуемых средств в технологии учебно-воспитательного процесса по дисциплине в учебных семестрах.

4. Формирования у студенток элементарных умений использования физических упражнений из арсенала единоборств в процессе самостоятельных занятий.

Для решения поставленных задач на занятиях по физическому воспитанию студенток были использованы специальные упражнения из арсенала единоборств (рисунок 1).

При развитии общей физической подготовки (ОФП) применялись следующие группы упражнений:

1. Группа упражнений, направленных на развитие равновесия и координации (упражнения с теннисными мячами, упражнения на гимнастической скамейке).

2. Группа упражнений, направленная на развитие силы (упражнения с набивными мячами и гантелями).

3. Группа упражнений, направленная на развитие гибкости (стретчинг).

4. Группа упражнений, направленная на развитие выносливости (бег на 10002000 метров, прыжки со скакалкой).

При развитии специальной физической подготовки (СФП) применялись следующие группы упражнений:

1. Акробатические упражнения (различные виды кувырков, стойки на руках и голове).

2. Группа упражнений для укрепления мышц шеи (упражнения на гимнастическом мосту).

3. Группа упражнений в самостраховке (группировка, падения).

4. Группа имитационных упражнений (освоение двигательной структуры движения в целом и отдельных его фаз) [1, 3].

Рисунок 1 - Вариативная часть содержание ОФП и СФП в программе

В своем исследовании мы предполагали, что использование элементов восточных единоборств на занятиях физической культуры доступны для студентов вуза. Они способствуют развитию у студенток силовых, двигательных, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости, психофизических функций (способности переключения устойчивости внимания, зрительной памяти, укреплению здоровья, повышению успеваемости) [2].

В структуре традиционного физического воспитания студентов вуза существует широкий круг средств, методов и форм занятий для направленного развития физических качеств, двигательных умений и навыков. Однако к преимуществам разработанной нами программы элективного курса по физической культуре с использованием элементов единоборств можно отнести то, что они дают отдых телу и душе, обеспечивают высокий уровень физической подготовки. Во время занятий в работе участвуют все части тела, в результате чего оно крепнет, развивается пластично и гармонично. Человек, владеющий приемами спортивных единоборств, располагает определенными средствами самозащиты

[1, 3].

Исследования показали рациональность рекомендуемого содержания обучения и технологии его реализация для повышения эффективности учебного процесса по физической культуре. Это выразилось в повышении показателей общей выносливости, скоростных способностей, скоростно-силовых качеств, силы отдельных групп мышц нижних и верхних конечностей.

Отмечено положительное влияние занятий и на учебную дисциплину и общую успеваемость студентов. Многие студенты начали систематически заниматься в спортивных секциях по разным направлениям боевых искусств, сформировались умения самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

Одним из существенных критериев эффективности разработанной нами программы: «Элективного курса по физической культуре с использованием элементов единоборств», является уровень и динамика показателей физической подготовленности студенток, занимающихся в контрольной и экспериментальной группах. Поэтому у всех испытуемых измерялись и оценивались показатели скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости с использованием традиционных тестовых упражнений.

Тестирование показателей физической подготовленности проводилось в начале эксперимента, конце первого года обучения и в конце эксперимента (таблица).

Данные сравнительного анализа средних показателей физической подготовленности у студенток ЭГ и КГ, наблюдаемых в начале эксперимента, после первого года эксперимента и после его завершения свидетельствует об их положительной динамике.

Мы полагаем, что наблюдаемый нами существенный прирост показателей физических способностей у студенток обеих групп обусловлен возрастным развитием двигательной функции и влиянием фактора занятий единоборствами: выполняемые девушками в процессе спортивной подготовки физические упражнения выступали существенным фактором интенсификации процессов развития организма.

Таблица - Показатели физической подготовленности девушек 1-2 курса ЭГ и КГ за весь период эксперимента (Х± 5)___

Показатели Начало эксперимента После первого года обучения После эксперимента

ЭГ (n=15) КГ (n=15) ЭГ (n=15) КГ (n=15) ЭГ (n=15) КГ (n=15)

Прыжок в длину с места, см 175,26±8,9 173,26±12,4 179,73±8,7 176,13±13,4 185,4±9 178,8±13,2

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке, см 9,53±0,9 9,33±0,97 12,46±1,1 11,26±1,3 16±1,6 12,2±1,5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейке, кол-во раз 10,73±1,5 10,6±1,7 13,86±1,5 11,33±1,2 17,2±1,9 12,5±1,2

Бег на 1000 м, мин / с 5,38±0,31 5,62±0,40 5,19±0,17 5,42±0,33 4,81±0,38 5,27±0,38

Подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, кол-во раз 33,73±3,43 30±1,60 40,6±4,48 32,26±1,79 46,06±5,13 33,53±1,55

Бег 30 м, с 5,52±0,15 5,76±0,23 5,15±0,22 5,54±0,21 4,86±0,16 5,27±0,21

Бег 100 м, с 16,33±0,48 17,28±0,91 15,74±0,48 16,98±0,88 15,44±0,45 16,68±0,85

Сравнительный анализ средних показателей физической подготовленности, наблюдаемых после завершения первого года эксперимента, выявил, существенное преимущество студенток ЭГ перед студентками КГ в показателях сгибания - разгибания рук в упоре лежа от гимнастической скамейке (13,86 против 11,33 раз), подъема туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (40,6 против 32,26) прыжка в длину с места (179,73 против 176,13 см), бег 30 м (5,15 против 5,54 с), бег 100 м (15,74 против 16,98), наклона вперед из положения сидя (8,2 против 7,3 см), бег 1000 м. (5,19 против 5,42).

После завершения педагогического эксперимента студентки ЭГ превзошли студенток КГ в показателях сгибания - разгибания рук в упоре лежа от гимнастической скамейке (17,2 против 12,5 раз), подъема туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (46,06 против 33,53) прыжка в длину с места (185,4 против 178,8 см), бег 30 м (4,86 против 5,27 с), бег 100 м (15,44 против 16,68), наклона вперед из положения сидя (16 против 12,2 см), бег 1000 м. (4,81 против 5,27).

Завершая сравнительный анализ динамики показателей физической подготовленности у студенток экспериментальной и контрольной группы, можно заключить, что занятия элективным курсом единоборств по разработанной нами программе привели к значительным улучшениям координационных способностей, силы и гибкости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, Д.В. Единоборства в системе физического воспитания студентов / Д.В. Баранов // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шемякина. -2008. - № 4. - С. 97-104.

2. Коледа, В.А. Физическая культура в формировании личности студента / В.А. Коледа ; Белорусский государственный университет. - Минск : [б. и.], 2004. - 167 с.

3. 4Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности : в 4 т. Т. 1 : Единоборства - виды спорта, учебные дисциплины и объекты научного исследования / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, В.Ю. Микрюков. - Москва : Советский спорт, 2002. - 92 с.

REFERENCES

1. Baranov, D.V. (2008), "Martial Arts in the system of physical education of students", Bulletin of the Mozyr State Pedagogical University, No. 4, pp. 97-104.

2. Coleda, V.A. (2004), Physical education in the formation of student personality, Belarusian State University, Minsk.

3. Tumanyan, G.S. (2002), Theory, methodology, organization of training, outside of training and competitive activity, Vol. 1, Martial Arts - sports, educational disciplines, and objects of scientific research, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: hg10678@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

УДК 796.332

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ В ТЕСТЕ 10Х30 МЕТРОВ

Вадим Сергеевич Черепанов, младший научный сотрудник, аспирант, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Для оценки скоростной выносливости футболистов в практике спорта используются тесты в диапазоне времени от 40 до 70 секунд. Одними из самых распространенных тестов в футболе являются челночный бег 7х50 метров и 10х30 метров. Отсутствие унифицированных систем оценки уровня анаэробной подготовленности футболистов обусловило необходимость выработки информативных объективных критериев, позволяющих найти взаимосвязи между временем бега на заданной дистанции с максимальной концентрацией лактата. Нами предложены шкалы, отражающие критерии подготовленности на различных этапах тренировочно-соревновательной деятельности, на основании теста «челночный бег» 10х30 метров, где его результат плюсуется с максимальной концентрацией лактата.

Ключевые слова: физическая подготовленность, футбол, лактат, тестирование работоспособности, челночный бег.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p462-466

INTEGRAL EVALUATION PERFORMANCE OF FOOTBALL PLAYERS IN SHUTTLE TEST OF 10X30 METERS

Vadim Sergeevich Cherepanov, the junior researcher, post-graduate student, Evgenii Vi-talievich Bykov, the doctor of medical sciences, professor, The Ural State University of Physical Culture, Russia, Chelyabinsk

Abstract

To assess the speed endurance of football players in the practice of sports, there were used the tests in the time range from 40 to 70 seconds. One of the most common tests in football is shuttle running by 7x50 meters and 10x30 meters. The lack of the unified systems for assessing the level of anaerobic fitness of football players necessitated the development of the informative objective criteria to find the relationship between running time at the given distance with peak concentration of lactate. We have proposed the scales reflecting the preparedness criteria at various stages of training and competitive activity, based on the shuttle run test of 10x30 meters, where its result is plus with the peak concentration of lactate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.