Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальное учебно-воспитательное учреждение / несовершеннолетний / принудительные меры воспитательного воздействия / профилактика преступности / девиантное поведение / освобождение от наказания / special educational institution / minor / compulsory measures of educational influence / crime prevention / deviant behavior / exemptions from punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баумштейн Антон Борисович, Левченко Алина Игоревна, Химеденова Дина Николаевна

В статье предпринята попытка анализа принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение и определения места и роли его в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политике Российской Федерации. Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования практики применения альтер-нативных уголовному наказанию мер уголовно-правового воздействия в отношении правонарушителей, не достигших возраста 18 лет. На основе рассмотрения действующего законодательства и проведенного практического исследования авторы приходят к выводу об обязательности организации частных специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баумштейн Антон Борисович, Левченко Алина Игоревна, Химеденова Дина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A SUBJECT OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY: ON THE ISSUE OF MODERN PROBLEMS OF FUNCTIONING

In this study, an attempt is made to analyze the compulsory measure of educational influence in the form of placing a minor in a special educational institution and determining his place and role in the criminal law and penal enforcement policy of the Russian Federation. The relevance of the topic is determined by the need to improve the practice of applying alternative criminal punishment measures of criminal legal impact against offenders under the age of 18. Based on the consideration of the current legislation and the conducted practical research, the authors come to the conclusion that the organization of private special educational institutions for adolescents is mandatory

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Научная статья УДК 343.24

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1 2

Антон Борисович Баумштейн , Алина Игоревна Левченко , Дина Николаевна

Химеденова3

12 3

' ' Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

15068896@list.ru.ru

2alina99984@mail.ru

о

3dina.0206@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение и определения места и роли его в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политике Российской Федерации. Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования практики применения альтернативных уголовному наказанию мер уголовно-правового воздействия в отношении правонарушителей, не достигших возраста 18 лет. На основе рассмотрения действующего законодательства и проведенного практического исследования авторы приходят к выводу об обязательности организации частных специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков.

Ключевые слова: специальное учебно-воспитательное учреждение, несовершеннолетний, принудительные меры воспитательного воздействия, профилактика преступности, девиантное поведение, освобождение от наказания.

Для цитирования: Баумштейн А.Б., Левченко А.И., Химеденова Д.Н. Специальные учебно-воспитательные учреждения как субъект профилактики преступности несовершеннолетних: к вопросу о современных проблемах функционирования // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 89-97.

SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A SUBJECT OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY: ON THE ISSUE OF MODERN PROBLEMS

OF FUNCTIONING

12 3

Anton B. Baumshtein , Alina I. Levchenko , Dina N. Himedenova

12 3

' ' Southwestern State University, Kursk, Russia

15068896@list.ru

2alina99984@mail.ru

3dina.0206@mail.ru

Annotation. In this study, an attempt is made to analyze the compulsory measure of educational influence in the form of placing a minor in a special educational institution and determining his place and role in the criminal law and penal enforcement policy of the Russian Federation. The relevance of the topic is determined by the need to improve the practice of applying alternative criminal punishment measures of criminal legal impact against offenders under the age of 18. Based on the consideration of the current legislation and the conducted

practical research, the authors come to the conclusion that the organization of private special educational institutions for adolescents is mandatory.

Keywords: special educational institution, minor, compulsory measures of educational influence, crime prevention, deviant behavior, exemptions from punishment.

For citation: Baumshtein A.B., Levchenko A.I., Himedenova D.N. Special educational institutions as a subject of prevention of juvenile delinquency: on the issue of modern problems of functioning // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2022. No. 4(93). Р. 89-97.

В условиях трудной и нестабильной социально-политической ситуации в современной России усугубляется проблема роста «криминально зараженных» детей и подростков, которые подвержены многим негативным явлениям в социуме. При этом, безопасность государства - многоплановое явление, которое предполагает отсутствие опасности для каждого жителя страны [1, 29]. Такие детерминанты, как недостаточный уровень правовой культуры несовершеннолетних, кризис морали, безнадзорность, неблагоприятное бытовое окружение, нахождение на грани бедности, в совокупности крайне негативно сказываются на социализации детей и приводят к развитию у них девиантного преступного поведения.

Трагические события, связанные с недавними вооруженными нападениями подростков в школах в г. Керчи, Казани, Перми, высокие показатели повторности осуществления преступлений несовершеннолетними в первую очередь говорят о неэффективности уголовной и пенитенциарной политики, проводимой в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет. На основании изложенного следует обратить внимание на меры борьбы с подростковой преступностью, относящиеся к устройству таких несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения (далее - СУВУ) открытого и закрытого типа.

Особое место в системе реабилитации несовершеннолетних занимают СУВУ открытого типа (далее - СУВУОТ), в компетенцию которых входит широкий спектр функций. Роль данного вида учреждения заключается в преодолении неприспособленности подростков к социальной и школьной среде. По своей правовой природе СУВУОТ являются профилактическими учреждениями, предназначенными для детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет, имеющих устойчивое противоправное поведение, отказывающихся от посещения образовательных заведений и испытывающих трудности в социальной адаптации [2, с. 40]. Среди наиболее частых причин помещения ребенка в СУВУОТ, как отмечается в Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, за 2020 год, выделяются склонность к бродяжничеству и уход из дома (10,22% от общего числа обучающихся), а также употребление психоактивных веществ (16,63%)1.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют два типа СУВУОТ: школы-интернаты и учреждения дневного пребывания. В первых реабилитация несовершеннолетних осуществляется в стационарных условиях на основе психолого-педагогических показаний, а во вторых создаются условия для ресоциализации подростков без длительного отрыва их от домашнего и семейного окружения.

Полагаем, что СУВУОТ довольно успешно зарекомендовали себя в нашей стране. Заслуживает внимания опыт работы МБОУ «СУВУ № 14 «Подросток» в г. Чусовой Пермского края. В нем организовано и успешно функционирует отделение профессионального обучения школьников по различным специальностям (портной, слесарь, парикмахер и др.). Посредством целого комплекса указанных мер администрация учреждения повышает уровень социальной защиты будущих выпускников и их

1 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1887 (дата обращения: 30.08.2022).

конкурентоспособность на рынке труда2.

Можно утверждать, что рассматриваемые организации являются важным и результативным связующим звеном в цепочке противодействия и профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних. СУВУОТ обеспечивают реализацию права на образование для «трудных» подростков, которые не хотят или не могут учиться в общеобразовательных учебных заведениях и помогают им стать востребованными в социальной и трудовой среде. В то же время в деятельности СУВУОТ имеются весьма значительные недостатки, существенно влияющие на нормальное функционирование и достижение уставных целей учреждений. Прежде всего, это проблемы недостаточного и нестабильного финансирования, нехватки квалифицированных кадров, неразвитости в правовом регулировании. Особо остро в современных условиях ощущается проблема игнорирования значимости СУВУОТ в процессе социализации детей с определенными трудностями адаптации в обществе, дополняемая относительно небольшим количеством таких учреждений в стране. Родители и законные представители несовершеннолетних зачастую упускают момент, когда их дети становятся заложниками криминальных компаний либо, наоборот, отчуждаются от социума и самостоятельно выбирают преступную деятельность. Именно СУВУОТ смогут стать «спасательной ступенью» в формировании позитивных установок и ценностей несовершеннолетнего.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее -СУВУЗТ) представляют собой особые реабилитационные организации, предназначенные для несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и нуждающихся в специальном образовании, воспитании и индивидуализированном педагогическом подходе [3, с. 21]. Своевременное направление подростков в данные учреждения позволяет наиболее эффективно предупреждать совершение повторных правонарушений несовершеннолетними, оказывать им комплексную помощь. Если родители подростка не справились с воспитанием ребенка и допустили осуществление подростками преступного общественно опасного деяния, необходимо прибегнуть к помощи методов, не связанных с уголовным наказанием, но способствующих восстановлению баланса между репрессивными мерами воздействия и защитой личности несовершеннолетнего [4, с. 842].

На сегодняшний день все больше и больше подростков нуждаются в специализированном обучении и индивидуальном психологическом подходе. Вместе с тем суд не всегда пытается не применять к несовершеннолетнему уголовное наказание и заменить его по мере возможности принудительными мерами воспитательного характера, чтобы дать оступившемуся шанс исправиться и доказать обществу, что он является порядочным гражданином. Основная причина тому - отсутствие необходимых материальных условий. Так, в настоящее время по официальной статистике на территории Российской Федерации функционируют 44 СУВУЗТ3. Учитывая, что в стране насчитывается 89 субъектов, можно сделать справедливый вывод, что на одно государственное СУВУЗТ приходится по 2 субъекта Российской Федерации. Это позволяет говорить о колоссальной нехватке таких учреждений в нашей стране.

Количество несовершеннолетних преступников значительно превышает число мест, предлагаемых СУВУЗТ. В связи с этим суды всё чаще назначают подросткам различные виды уголовных наказаний, а также такие меры принудительно-воспитательного характера, с помощью которых исправление подростка может быть и не достигнуто должным образом (предупреждение, передача под надзор родителей, мера в виде ограничения досуга несовершеннолетнего и др.) [5, с. 203].

Кроме того, отмечаются следующие проблемы, связанные с функционированием данных учреждений: слабая материально-техническая база; низкая пропускная способность; высокий процент рецидивов среди выпускников СУВУЗТ; отсутствие

2 СУВУ №14 «Подросток» [Электронный ресурс]. URL: https://14chus.uralschool.ru/ html (дата обращения: 16.09.2022).

3 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1887 (дата обращения: 30.08.2022).

единой правовой базы по перенаправлению несовершеннолетних из одного региона в другой; уклонение органов внутренних дел от привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, из-за чего у подростков формируется чувство безнаказанности; отсутствие ювенальных судов и, как следствие, рассмотрение районными судами дел несовершеннолетних с ориентацией на правосудие «взрослых», имеющих соответствующий опыт назначения наказания и вынесения приговора [6, с. 53].

Таким образом, несмотря на серьезные и важные цели и задачи СУВУЗТ, существует множество проблемных моментов, оказывающих негативное влияние на деятельность рассматриваемых организаций и снижающих их эффективность как органа воспитательного воздействия. Отсутствие необходимой судебной практики, связанной с освобождением от наказания несовершеннолетнего лица и назначением ему принудительной меры в виде помещения в СУВУЗТ, вынуждает суды выбирать иные меры и виды наказания, которые зачастую не относятся к изоляции подростка от общества. Обосновывается это, прежде всего, ограниченными возможностями суда при осуществлении контроля за помещением, пребыванием и реальным исправлением несовершеннолетнего в СУВУЗТ [7, с. 233].

Задачу по реализации указанного контроля в зарубежных государствах успешно выполняют органы службы пробации, создание которой в Российской Федерации видится в ближайшей перспективе. В январе 2022 г. министр юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко в ходе своей встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным сообщил о формировании в рамках структуры Федеральной службы исполнения наказаний России нового подразделения - службы пробации, создание которой планируется к середине 2023 года . Однако до сих пор по данному вопросу законодательными органами страны не было принято ни одного нормативного документа.

Возвращаясь к проблеме редкого применения меры в виде направле ния в СУВУЗТ, необходимо отметить, что чаще всего суды обращаются к ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) лишь в том случае, если к подростку применяется наказание в виде лишения свободы [8, с. 207].

Так, судебная коллегия по уголовным делам Ярославского областного суда изменила приговор в отношении Б., освободив несовершеннолетнего от наказания в порядке ч. 1 ст. 92 УК РФ и передав под надзор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в связи с тем, что в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ к нему не могло быть применено наказание в виде лишения свободы5.

При наличии необходимых материальных и организационных условий применить меру воспитательного воздействия в виде направления в СУВУЗТ на практике возможно было к 65% несовершеннолетних лиц, осужденных за совершение преступлений средней тяжести и тяжких преступлений. Однако реальность диктует, что фактически за первое полугодие 2021 г. она была применена всего к 112 несовершеннолетним, за 2020 г. - к 227, за 2019 г. - к 291, за 2018 г. - к 3016.

Давая объективную оценку вышеизложенному, отметим, что наиболее оптимальным и перспективным решением заявленной проблемы видится создание сети СУВУЗТ частного характера.

Среди преимуществ предлагаемых учреждений можно выделить следующие: преподавательский состав из квалифицированных специалистов, которые смогут найти индивидуальный подход к каждому «трудному» подростку;

дополнительные факультативы и кружки, благодаря которым каждый обучающийся сможет заниматься любимым делом и реализовывать себя непосредственно в труде;

В России будет создана служба пробации заключенных [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/article/2670634 (дата обращения: 20.09.2022).

5 Официальный сайт Ярославского областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://oblsud.jrs.sudrf.ru/ (дата обращения: 20.09.2022).

6 Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 22.09.2022).

высокий уровень получаемого образования;

отличное состояние учреждения в техническом плане, а также высокий уровень предоставляемых условий для обучения;

активизация положительной направленности несовершеннолетних и приучение их к жизни в социуме;

небольшое количество обучающихся в классе (в среднем 10-15 детей); в такой обстановке подростку гораздо проще наладить контакт со сверстниками и раскрыть свои способности;

в частных учреждениях психологи с большей долей вероятности будут интересоваться у детей их текущим положением дел, работать вместе с ними над их проблемами и помогать им социализироваться.

Предлагаемые для перевоспитания несовершеннолетних преступников частные СУВУЗТ предполагают разрешение следующих задач:

усвоение обучающимися комплекса систематизированных знаний, развитие способности использовать их основы в различных сферах жизни;

формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;

воспитание у обучающихся нетерпимости к противоправному поведению по вовлечению в преступную деятельность;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций;

обеспечение проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса обучения и приобретения навыков несовершеннолетними;

коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности подростков путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду;

проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы. Также считаем необходимым отметить минусы государственных СУВУЗТ, к которым относятся:

слабое инвестирование государства в методические пособия; низкий уровень предоставленных условий для обучения;

менее индивидуализированный подход к ученикам со стороны преподавателей; уровень образования и формат преподавания не всегда отвечают запросам родителей и индивидуальным особенностям подростка;

психологи, скорее, выполняют роль социального педагога или занимаются организацией мероприятий;

у детей часто возникали конфликты, в том числе и с учителями. При создании частных СУВУ также необходимо решить проблему финансирования деятельности таких учреждений. Одним из таких решений авторам видится создание специальных либо использование уже существующих благотворительных фондов, организаций, заинтересованных в этом виде деятельности и обращение в которые даст возможность родителям, не имеющим достаточных материальных возможностей и доходов, предоставить своим детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, хорошее образование, психологическую и педагогическую помощь. Родители же, имеющие достаточные доходы, могут финансировать содержание и воспитание своих детей через указанные благотворительные организации. Данное решение позволит исключить возникновение социального неравенства среди несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, и будет учитывать возможности их родителей.

На сегодняшний день многими теоретиками и практиками высказывается мнение о том, что трудновоспитуемыми подростками с асоциальным поведением являются лишь выходцы из бедных семей или же из семей, где родители ведут маргинальный образ жизни, однако на самом деле это не так.

Все больше и больше асоциальное поведение набирает популярность среди подростков из благополучных семей с высоким уровнем доходов. В таких семьях родители могут самоустраняться от воспитания детей, «ориентируясь на стабилизацию финансового благополучия, делая его более приоритетным в межличностных взаимоотношениях» [9, с. 192]. В связи с тем, что родители большую часть времени заняты профессиональной трудовой деятельностью, а подросток оставлен «на произвол судьбы», зачастую он начинает проявлять себя в аморальной сфере, думая, опираясь на авторитет

и материальное положение родителей. Именно представители этой категории несовершеннолетних нередко употребляют наркотические и психотропные вещества, а также злоупотребляют алкоголем. Родители таких подростков готовы понести серьезные финансовые потери за «перевоспитание» ребенка и его возвращение к нормальному образу жизни. Именно поэтому так необходимо создать специальные частные учебно-воспитательные учреждения, которые дадут возможность пресечь преступность подростков, а также предотвратить совершение указанными лицами преступлений в настоящем и в будущем. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью констатировать, что СУВУ как альтернатива наказания несовершеннолетнего занимают свою специфическую нишу в системе органов и учреждений профилактики ассоциативного поведения несовершеннолетнего и искоренения преступности данной категории лиц в целом. Их специфика как субъекта системы профилактики состоит в том, что они играют особую роль в уголовно-правовой и пенитенциарной политике Российской Федерации путем обеспечения непосредственного исправления подростков без назначения наиболее строгого наказания в виде лишения свободы [10, с. 131].

Сегодня наиболее эффективной структурой искоренения подростковой преступности, по мнению авторов, видятся частные СУВУ для несовершеннолетних, способные предоставить возможность многим родителям, имеющим для этого достаточный доход и материальные возможности, поставить своих трудновоспитуемых детей на правильный путь. Ценность создания подобных учебных заведений для лиц, не достигших 18 лет, на наш взгляд, состоит в их уникальности, ведь подобного узкоспециализированного частного образовательного учреждения в Российской Федерации в настоящее время нет.

1. Гарина О.В. Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 29-32.

2. Орешкина А. К., Родичев Н. Ф. Специальные учебно-воспитательные учреждения: к постановке проблемы профилактики асоциального поведения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 3. С. 40-42.

3. Коблева М.М. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового характера: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2015. 216 с.

4. Смирнова И.Г., Николюк В.В., Марковичева Е.В., Качалова О.В. Направление несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа // Всероссийский криминологический журнал. 2019.Т. 13. № 5. С. 837-845.

5. Шестакова Е.В. Роль центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики правонарушений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 4(42). С. 200-206.

6. Борисова В.Ф., Спесивов Н.В. Пробелы в правовом регулировании порядка помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 3(58). С. 49-56.

7. Николюк B.B., Mарковичева E.B. Решение судом вопросов, связанных с направлением несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: уголовно-процессуальные и организационно-правовые проблемы // Bестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 230-235.

8. Тюрина И.Н. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа // Bестник Bоронежского института MBД России. 2015. № 3. С. 204-208.

9. Паршин НМ., Баранчикова M.B. Психологическое насилие в отношении несовершеннолетних: причины и предупреждение // Научный вестник Омской академии MBД России. 2021. № 3 (82). С. 189-193.

10. Коблева M. M. Развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в части совершенствования деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 128-131.

1. Garina O.V. Pravovoj status Upolnomochennogo po pravam rebenka v Rossijskoj Federacii // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. № 3 (76). S. 29-32.

2. Oreshkina A. K., Rodichev N. F. Special'ny'e uchebno-vospitatel'ny'e uchrezhde-niya:

k postanovke problemy' profilaktiki asocial'nogo povedeniya obuchayushhixsya // Professional'noe obrazovanie. Stolicza. 2017. № 3. S. 40-42.

3. Kobleva M.M. Pomeshhenie nesovershennoletnego v special'noe uchebno-vospitatel'noe uchrezhdenie zakry'togo tipa kak mera ugolovno-pravovogo xaraktera: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 2015. 216 s.

4. Smirnova I.G., Nikolyuk V.V., Markovicheva E.V., Kachalova O.V. Napravlenie nesovershennoletnix osuzhdenny'x v special'ny'e uchebno-vospitatel'ny'e uchrezhdeniya zakry'togo tipa // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2019.T. 13. № 5. S. 837-845.

5. Shestakova E.V. Rol' centrov vremennogo soderzhaniya nesovershennoletnix pra-vonarushitelej i special'ny'x uchebno-vospitatel'ny'x uchrezhdenij zakry'togo tipa v sisteme profilaktiki pravonarushenij // Yuridicheskaya nauka i pravooxranitel'naya praktika. 2017. № 4(42). S. 200-206.

6. Borisova V.F., Spesivov N.V. Probely' v pravovom regulirovanii poryadka po-meshheniya nesovershennoletnix v special'ny'e uchebno-vospitatel'ny'e uchrezhdeniya za-kry'togo tipa // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2021. № 3(58). S. 49-56.

7. Nikolyuk V.V., Markovicheva E.V. Reshenie sudom voprosov, svyazanny'x s naprav-leniem nesovershennoletnego v special'noe uchebno-vospitatel'noe uchrezhdenie zakry'togo tipa: ugolovno-processual'ny'e i organizacionno-pravovy'e problemy' // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 428. S. 230-235.

8. Tyurina I.N. Pomeshhenie nesovershennoletnego v special'noe uchebno-vospitatel'noe uchrezhdenie zakry'togo tipa // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 3. S. 204-208.

9. Parshin N.M., Baranchikova M.V. Psixologicheskoe nasilie v otnoshenii nesovershennoletnix: prichiny' i preduprezhdenie // Nauchny'j vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2021. № 3 (82). S. 189-193.

10. Kobleva M. M. Razvitie sistemy' profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnix v chasti sovershenstvovaniya deyatel'nosti special'ny'x uchebno-vospitatel'ny'x uchrezhdenij zakry'togo tipa // Nauka i obrazovanie: xozyajstvo i e'konomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2016. № 12 (79). S. 128-131.

Информация об авторах

Баумштейн Антон Борисович. Профессор кафедры уголовного права. Доктор юридических наук, доцент.

Юго-Западный государственный университет. 305040, Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Левченко Алина Игоревна. Преподаватель кафедры уголовного права. Юго-Западный государственный университет. 305040, Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Химеденова Дина Николаевна. Преподаватель кафедры уголовного права. Юго-Западный государственный университет. 305040, Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

Anton B. Baumstein. Professor of the Department of Criminal Law . Doctor of Law, Docent.

Southwestern State University.

305040, Russia, Kursk, street 50 years of October 94.

Alina I. Levchenko. Lecturer at the Department of Criminal Law.

Southwestern State University.

305040, Russia, Kursk, street 50 years of October 94.

Dina N. Himedenova. Lecturer at the Department of Criminal Law.

Southwestern State University.

305040, Russia, Kursk, street 50 years of October 94.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 19.11.2022; принята к публикации 01.11.2022.

The article was submitted october 10, 2022; approved after reviewing november 19, 2022; accepted to the writing of the article for publication december 1, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.