Научная статья на тему 'Специальные принципы в деятельности вневедомственной охраны полиции МВД России при инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами'

Специальные принципы в деятельности вневедомственной охраны полиции МВД России при инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ / PRINCIPLES / INSPECTION / LEGAL ENTITIES WITH SPECIAL ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вечерникова Д.В.

В статье автором рассмотрены принципы деятельности вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вечерникова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles in the activities of private security police, while inspecting the guard units of legal entities with special assignments

In this article the author considers principles of activity of private security police to inspect the guard units of legal entities with special assignments.

Текст научной работы на тему «Специальные принципы в деятельности вневедомственной охраны полиции МВД России при инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами»

Д.В. ВЕЧЕРНИКОВА,

адъюнкт1 кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка (Академия управления МВД России)

D.V. VECHERNIKOVA,

graduated in a military academy2 of the the department of Management activities to ensure public order (Management Academy of Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 34.07

Специальные принципы в деятельности вневедомственной охраны полиции Мвд россии при инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами

Principles in the activities of private security police, while inspecting the guard units of legal entities with special assignments

В статье автором рассмотрены принципы деятельности вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

Принципы, инспектирование, юридические лица с особыми уставными задачами.

In this article the author considers principles of activity of private security police to inspect the guard units of legal entities with special assignments.

Principles, inspection, legal entities with special assignments.

Целью настоящей статьи является определение специальных принципов инспектирования вневедомственной охраной подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами. Вопрос о принципах инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами имеет существенное значение для исследования деятельности вневедомственной охраны полиции при осуществлении административного надзора за охранной деятельностью. «Совершенно очевидно, что общие и конституционные принципы имеют базовые, исходные начала, которые непосредственно связаны с сущностью государственного управления. Из этого можно сделать вывод, что все принципы направлены на осуществление государственного управления, а вернее, на установление общих и специальных

правил деятельности субъектов государственного управления» [7]. Осуществляя инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, вневедомственная охрана полиции использует в такой деятельности общие и специальные принципы.

К общим принципам деятельности полиции относятся прежде всего принципы, закрепленные в Конституции РФ: принцип законности, принцип обеспечения прав и интересов юридических лиц, принцип гласности и др. [1]. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области охранной деятельности относится к основным направлениям деятельности полиции, таким образом, субъекты такой деятельности должны руководствоваться так-

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

i0i

1 Ранее - научный сотрудник ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России.

2 Earlier - research associate of FKU Research Center «Okhrana» of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

О и

0

1

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

102

же общими принципами деятельности полиции, определенными в главе указанного Федерального закона [2], а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — руководствоваться в своей деятельности и сформулированными в ст. 3 этого ФЗ общими принципами защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора). Все они должны реализовываться полицией в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

Инспектирование охранной деятельности подразделений юридических лиц с особыми уставными задачами вневедомственной охраной полиции связано прежде всего со спецификой деятельности таких юридических лиц. Согласно ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [4] к юридическим лицам с особыми уставными задачами относятся предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции и т. д., в связи с чем они используют и применяют в своей деятельности служебное оружие. Нами предпринята попытка рассмотреть наиболее специфические принципы, присущие непосредственно инспектированию вневедомственной охраной подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.

Принцип нормативно-правового закрепления предмета заключается в том, что предмет инспектирования охранной деятельности регламентирован Федеральным законом «О полиции» [2], постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 274 «Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» [5], приказом МВД России от 1 декабря 2011 г. № 1187 «О некоторых вопросах инспектирования органами внутренних дел Российской Федерации подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» [6] и т. д.

Принцип соответствия предмета инспектирования компетенции комиссии заключается в том, что в состав инспекторских комиссий должны входить сотрудники лицензионно-разрешитель-ной системы, вневедомственной охраны полиции, а также подразделений территориальных органов МВД России на транспорте при проведении проверок подразделений охраны, осуществляющих деятельность на объектах транспортной инфраструктуры [6].

Принцип прозрачности и публичности административно-надзорной деятельности по инспектированию. Сведения по результатам инспекционных проверок размещаются на официальном сайте МВД России: «www.mvd.ru».

Государственный контроль (в том числе, и прокурорский надзор) и общественный надзор за инспектированием. Данный принцип реализуется как в контрольном инспектировании самих проверяющих органов (ведомственный контроль за своевременным и качественным выполнением функции инспектирования органами внутренних дел), так и после разбирательства жалоб и заявлений на неправомерные действия проверяющего органа, через рассмотрение судебных исков по защите и восстановлению нарушенных прав юридических лиц при осуществлении в отношении них контроля (надзора) и принятие мер принуждения в судебном, административном и дисциплинарном порядке [3, 5, 6].

Централизация и автономность надзорных органов. Этот принцип реализуется в том, что инспекторская комиссия создается из инспекторов различных подразделений, которые объединяются для выполнения строго определенной функции инспектирования на определенный промежуток времени и в зафиксированном приказом составе с наделением определенными полномочиями каждого надзорного субъекта. Субъекты надзора строят свою работу независимо друг от друга, но при тесном взаимодействии [3, 5, 6].

Принцип независимости. Инспекторская комиссия должна обладать организационной, функциональной, материальной независимостью от поднадзорных подразделений охраны и физических лиц, а также связанных с ними лиц проверяемого органа. Независимость формально закрепляется в приказе о включении в состав инспекторской комиссии с определенными полномочиями при осуществлении инспектирования. Каждый сотрудник, включенный в состав инспекторской комиссии, должен быть независим в принятии решения по вопросам инспектирования как от своих коллег, так и от своего вышестоящего руководства. На практике реализация указанного принципа выражается в возможности: в целях проведения инспектирования беспрепятственно (при предъявлении удостоверения и копии приказа о проведении инспекторской проверки и включения в ее состав) входить во все помещения поднадзорного органа; запрашивать и безвозмездно получать информацию, документы, объяснения, необходимые для качественного проведения инспектирования; выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе инспектирования отклонений; инициировать привлечение

виновных лиц к административной ответственности, а также временное отстранение от должности руководителей проверяемых объектов и приостановление деятельности, осуществляемой с нарушениями законов, норм, правил, стандартов и иных подзаконных актов на срок, необходимый для их устранения; направлять в соответствующие органы материалы о выявленных отклонениях с признаками нарушений для принятия решения по существу, решать вопрос о применении наказания в административном порядке, а также направлять в судебные органы заявления о нарушении своих прав, представлять интересы в суде; получать допуски для ознакомления с документами, имеющими конфиденциальный характер [3, 5, 6].

Принцип ответственности. Данный принцип связан с ответственностью как членов инспекторской комиссии проверяемого органа, так и третьей стороны. Любое неправомерное действие должно иметь отрицательные последствия для нарушителя и влечь за собой либо административную, либо дисциплинарную ответственность. Первостепенная задача — не допустить совершение противоправных поступков самими проверяющими органами, ведь именно от них зависит эффективность и целесообразность контроля (надзора). Малейшие отклонения от заданных параметров проверяющего органа могут повлечь недействительность инспекторской проверки в целом, что влечет за собой необоснованные бюджетные затраты. Ответственность проверяемого органа должна быть конкретизирована, установлены фактические, конкретные виновники допущенных нарушений, определены причины и условия допущенных отступлений, установлена степень и тяжесть негативного влияния. Ответственность третьих лиц заключается в части неисполнения ими обязательных требований, установленных нормативными актами, правилами, стандартами, требованиями и т. д. Например, монтажная организация в случае ненадлежащего монтажа по технической укрепленности объекта должна будет нести меры гражданско-правового характера, в частности возмещение затрат за монтаж.

Принцип уравновешенности. Цель этого принципа — установление сбалансированности: задач, целей инспектирующего органа той правовой базе, которая существует (в противном случае — возникает ситуация нарушения закона самим проверяющим органом); финансовых вложений, затраченных на проведение инспекционного мероприятия; соответствия информационной базы, квалификации инспекторов, уровня подготовки инспекторской проверки.

Принцип презумпции невиновности лиц, охранная деятельность которых подвергается инспектированию до установления их виновно-

сти в установленном законом порядке. Данный принцип означает, что лицо, как юридическое, так и должностное, считается невиновным в совершении правонарушения, выявленного в ходе инспекторской проверки, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Отсюда вытекают еще два положения: само лицо не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения, выявленные в ходе инспектирования, трактуются в пользу проверяемого [3].

Принцип системности означает единство нормативного, правового, организационного, финансового, технического и кадрового обеспечения. Объекты инспектирования определяются по согласованному плану и подлежат системной комплексной проверке по подразделениям охраны, находящимся в различных субъектах РФ. Цели и задачи инспектирования определены системой нормативно-правовой базы. Отсутствие любого из вышеперечисленных элементов ведет к сбою всей системы и неэффективному инспекционному мероприятию. Для проведения инспектирования характерна единая методология, которая выражается в информационно-правовой, организационной и методической базе [2, 3, 5, 6].

Принцип объективности. Акты инспекторских проверок должны быть непредвзятыми и исключать любую заинтересованность в наличии или отсутствии отклонений от установленных норм. Мнение о необъективном подходе может сложиться у проверяемой стороны как во время инспекторской проверки, так и по ее завершении при ознакомлении с материалами такой проверки. Однако за защитой нарушенных прав в суд проверяемая сторона может обратиться лишь после получения утвержденного и подписанного акта проверки. Важное значение имеет тот факт, отражены ли претензии проверяемой стороны в акте и учтены ли они проверяющей стороной. В случае существенных расхождений во взглядах и предоставления проверяющей стороной подтверждающих материалов, документов, которые не были учтены при вынесении заключения в акте проверки, подразделения охраны юридических лиц с особыми уставными задачами обязаны составить мотивировочный отзыв с перечислением всех пунктов, по которым имеются возражения. Все переговоры должны быть запротоколированы, возможно предоставление письменного мнения с приведением конкретных аргументов по проблемным вопросам [3, 5, 6].

Принцип проведения инспектирования в соответствии с полномочиями комиссии и их должностных лиц. Проверка может проводиться только тем сотрудником полиции, который указан в приказе о проведении проверки. В приказе также указываются наименование органа внутренних дел; номер и дата издания приказа; должности, фамилии, имена, отчества

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

103

О и

0

1

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

104

сотрудников полиции, уполномоченных на проведение проверки и др. [5].

Принцип свободы оценки доказательств, полученных при инспектировании, запрет на использование доказательств, полученных с нарушениями нормативно-установленных требований [3].

Принцип плановости инспектирования предопределяется природой организации надзорной деятельности и осуществляется на основе годовых планов проведения проверок [5, 6].

Принцип эффективности инспектирования. Сама по себе эффективность предполагает разработку оптимального соотношения между затратами на осуществление инспекторской проверки с ее конечным результатом. От того, насколько быстро, четко, предметно проведено инспектирование, какие результаты с его помощью достигнуты, зависит эффективность деятельности инспекторской комиссии. Этот принцип тесно переплетен со следующим принципом.

Принцип обратной связи. В ходе любого надзорного мероприятия выясняется информация о соблюдении или несоблюдении обязательных для исполнения норм, правил, требований, стандартов в деятельности проверяемых органов. Любое выявление отклонений в деятельности проверяемого объекта направлено на адекватную оценку со стороны проверяющих органов, на получение информации, при помощи которой можно не допустить подобных отклонений в будущем, возможность внесения изменений в нормативную базу для ее совершенствования.

Принцип осуществления инспектирования в строго определенной процессуальной форме. Инспектирование осуществляется в форме плановых и внеплановых выездных документарных проверок, проводимых в соответствии

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

3. О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СПС Гарант.

5. Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подраз-

с нормами законодательства. Нарушение процессуальной формы ведет к признанию доказательств, полученных в ходе такой проверки, недействительными [3, 5, 6].

Принцип учета инспекторских проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, проводимых ранее.

Принцип периодичности и оперативности проведения инспектирования. Плановые проверки в отношении одного подразделения охраны могут проводиться не чаще одного раза в 3 года. Продолжительность проведения плановых проверок не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений сотрудника полиции, осуществляющего плановую проверку, Министром внутренних дел Российской Федерации или уполномоченными им должностными лицами срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней [3, 5]. Срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому обособленному структурному подразделению юридического лица, общий срок проведения проверки всеми субъектами контроля (надзора) не может превышать шестьдесят рабочих дней [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при осуществлении инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами вневедомственная охрана руководствуется общими и специальными принципами, которые обеспечивают эффективность контроля (надзора) в охранной деятельности.

делении ведомственной охраны: постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 274 // СПС КонсультантПлюс.

6. О некоторых вопросах инспектирования органами внутренних дел Российской Федерации подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны: приказ МВД России от 1 декабря 2011 г. № 1187.

7. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / под ред. Ю.Н. Старилова. М., 2010.

E-mail: dinvech2@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.