Научная статья на тему 'Специальные лингводидактические условия как основа методического сопровождения процесса формирования компетенции самоорганизации курсантов при обучении иностранному языку в военном вузе'

Специальные лингводидактические условия как основа методического сопровождения процесса формирования компетенции самоорганизации курсантов при обучении иностранному языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВОЕННЫЕ КАДРЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / HIGHLY-EDUCATED MILITARY CADRE / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / LINGVO DIDACTIC CONDITIONS / COMPETENCE OF SELF-ORGANIZATION / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Оксана Валерьевна

В статье представлены разработанные автором лингводидактические условия, обеспечивающие эффективную организацию самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в военном вузе, ориентированной на формирование компетенции самоорганизации. Инициирование процесса самоорганизации возможно только посредством формирования самостоятельности курсанта. Самостоятельность является тем внутренним вектором, который определяет готовность курсанта к самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахрушева Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL LINGVO DIDACTIC CONDITIONS AS BASE OF METODOLOGICAL SUPPORT OF CADETS’ COMPETENCE OF SELFORGANIZATION FORMATION PROCESS IN CASE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE MILIYARY INSTITUTION

The article deals with the developed lingvo didactic conditions ensuring effective organization of cadets’ independent work on foreign language learning. This kind of work is orientated to competence of self-organization formation. Self-organization process initiating is possible by cadet’s independence formation. Independence is an inner vector that determines the cadet’s readiness to self-organization.

Текст научной работы на тему «Специальные лингводидактические условия как основа методического сопровождения процесса формирования компетенции самоорганизации курсантов при обучении иностранному языку в военном вузе»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Вахрушева Оксана Валерьевна

доцент кафедры иностранных языков Пермский военный институт войск национальной гвардии, г. Пермь

E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru

SPECIAL LINGVO DIDACTIC CONDITIONS AS BASE OF METODOLOGICAL SUPPORT OF CADETS' COMPETENCE OF SELF-ORGANIZATION FORMATION PROCESS IN CASE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE MILIYARY INSTITUTION

Oksana Vakhrusheva

Associate Professor of the Foreign Language Department The Perm Military Institute of the National Guard Troops, Perm

E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru

Аннотация: в статье представлены разработанные автором лингводидактические условия, обеспечивающие эффективную организацию самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в военном вузе, ориентированной на формирование компетенции самоорганизации. Инициирование процесса самоорганизации возможно только посредством формирования самостоятельности курсанта. Самостоятельность является тем внутренним вектором, который определяет готовность курсанта к самоорганизации.

Ключевые слова: высококвалифицированные военные кадры, иноязычная подготовка, лингводидактические условия, компетенция самоорганизации, самостоятельность, самостоятельная работа.

Abstract: the article deals with the developed lingvo didactic conditions ensuring effective organization of cadets' independent work on foreign language learning. This kind of work is orientated to competence of self-organization formation. Self-organization process initiating is possible by cadet's independence formation. Independence is an inner vector that determines the cadet's readiness to self-organization.

Keywords: highly-educated military cadre, foreign language training, lingvo didactic conditions, competence of self-organization, independent work.

Проблема реформирования военного образования с опорой на государственную политику в области обороны и образования и вызванная этим необходимость повышения качества подготовки специалистов военного профиля требуют качественно новых образовательных условий, которые благоприятствуют формированию личности обучающихся, способных реализовывать свою профессиональную деятельность в условиях развивающейся поликультурной среды.

© Вахрушева О.В., 2018

В контексте изменения характера несения военной службы, отличающейся повышенным уровнем ответственности офицеров за принятые решения, формирование компетенции самоорганизации будущего военного становится залогом его успешной профессиональной деятельности.

В этой связи важно верно выстроить систему организации иноязычной подготовки для высококвалифицированных кадров военно-технического профиля, которая имеет значимые психологические и онтологические основания.

Иноязычная подготовка курсантов будет отвечать требованиям времени, если будет связана с формированием способности и готовности последних самостоятельно организовывать свою работу по изучению иностранного языка, то есть с формированием компетенции самоорганизации.

Рассмотрим лингводидактические условия, которые являются основой формирования компетенции самоорганизации курсантов военного вуза в процессе изучения иностранного языка.

- Создание методически организованной, образовательной и развивающей информационной среды;

Способность курсантов к осуществлению самостоятельной работы по иностранному языку будет прогрессировать при условии организации последней как целостной системы на основе методически организованной, образовательной и развивающей информационной среды через использование реальных и виртуальных средств. Подбор этих средств обусловлен целями и задачами обучения иностранному языку в военном вузе, исходным уровнем подготовки курсантов. Эта среда является средством организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку.

Основное информационное наполнение среды обеспечивают профессионально-ориентированные тексты (тексты из отраслевых и специальных источников на иностранном языке, микротексты на иностранном языке тематически соотносящиеся с направлением обучения), иноязычные видео и аудио материалы с профессионально-направленным содержанием.

Профессионально-ориентированный иноязычный текст становится единицей обучения для формирования самостоятельности при реализации следующих требований (И.Л. Бим, Т.С. Серова, Е.Ю. Панина, М.А. Мосина, Т.А. Горева и др.):

- наличие конкретных задач, которые определяют действия и операции, подлежащие формированию;

- проблемная формулировка задач для стимулирования мыслительной и речевой активности курсантов;

- наличие профессионально-значимой информации разного уровня сложности для индивидуализации обучения;

- направленность на обучение определенному виду речевой деятельности;

- соотнесенность с конечной целью обучения по предмету;

- создание мотивации, интереса к процессу или результату;

- обратная связь, рефлексия.

- Методическое сопровождение процесса формирования самостоятельности;

Данное условие предусматривает формирование самостоятельности курсантов за счет методического обеспечения процесса обучения иностранному языку в единстве и взаимообусловленности процессов обучения чтению, аудированию, письму, говорению, осуществляемого преподавателем.

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности происходит врамках их последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала, развитие одного вида способствует облегчению овладения другим видом, последовательность видов речевой деятельности не является жесткой и постоянной для различных условий обучения, обучение осуществляется на основе упражнений.

Разные виды речевой деятельности, в разной сочетаемости развиваются параллельно, их последовательность сменяется несколько раз в ходе одного занятия. Например, чтение аутентичных и адаптированных иноязычных профессионально-ориентированных текстов по направлению подготовки является основным видом речевой деятельности при обучении иностранному языку в военном вузе. Овладение этим видом речевой деятельности требует от курсантов максимальной самостоятельности и гарантированно является основой производства письменных и устных высказываний.

Преподаватель осуществляет методическое сопровождение процесса развития и формирования самостоятельности - отбор и структурирование содержания обучения, форм и последовательности его предъявления; разработку и организацию стратегий, методов и приемов обучения; составление блоков упражнений, порядок и последовательность их предъявления, формулировку заданий.

Преподаватель предварительно анализирует объективные трудности каждого из видов речевой деятельности, их психологические механизмы, а также отслеживает индивидуальные когнитивные, психологические особенности и субъективные сложности освоения видов речевой деятельности и информирует об этом курсантов. Отдельно отрабатываются сложности, связанные с особенностями иноязычной речи [3].

- Стимулирование мотивационной сферы курсантов;

Планомерная сменяемость мотивационных комплексов, учитывающих

возрастные характеристики, адаптационные и личностные особенности, внутренние потребности курсантов стимулирует их мотивационную сферу при обучении иностранному языку.

Таким образом, для готовности курсантов к изучению иностранного языка необходимо отслеживать приоритетные мотивы на разных этапах обучения, продумывать и подбирать способы их стимулирования. Такой подход обеспечивает готовность курсантов, мобилизует их личностный потенциал.

Данная мера учитывает закономерности и особенности адаптации курсантов к жизнедеятельности в ограниченном пространстве образовательной среды военного вуза, где требуется безупречное и точное выполнение

профессиональных обязанностей и задач, соблюдение порядка и режима дня при обучении иностранному языку, которые способствуют формированию самостоятельности.

В военных вузах дисциплина «Иностранный язык» изучается на первом и втором курсах. На первом курсе обучения возможно поддержание высокой внутренней мотивации изучения иностранного языка при использовании инновационных способов, активных методов и форм обучения. На первом году обучения курсанты знакомятся с правилами и характерными особенностями обучения в военном вузе, сосуществования в воинском коллективе. В ходе овладения иностранным языком благодаря начальной профессионализации отношение к избранной профессии становится осознанным, формируются профессионально и личностно значимые качества будущего офицера. Курсанты учатся рационально организовывать свою деятельность, включая самостоятельную иноязычную учебную и научную.

На втором курсе мотивация укрепляется за счет профессиональной ориентации обучения. На втором году изучения иностранного языка корректируются мотивы, растет уровень адекватной самооценки своих возможностей и деятельности, в том числе иноязычной. Формируются общепрофессиональные и общекультурные компетенции, профессиональное мировоззрение. Для достижения целей иноязычной подготовки курсанты способны взаимодействовать с обучающимися других групп, взводов, курсов, образовательных учреждений.

- Моделирование ситуаций профессионального применения иностранного языка, формирование образа будущей профессии;

В условиях глобализации высокая квалификация военного предполагает его готовность к применению иностранного языка в своей профессиональной сфере, что обеспечивает современный уровень профессиональных решений.

Преподаватель выстраивает квазипрофессиональную иноязычную среду. Это способствует профессиональной адаптации курсантов, предполагает ознакомление с принятой в языковой среде военных нормативностью и приучении к ней курсантов, а также усвоение соответствующих ценностей [3].

- Обеспечение полилингвальной поликультурной среды общения курсантов;

Почему же актуально говорить о становлении полилингвальной поликультурной личности будущего офицера при том, что в Пермском военном институте войск национальной гвардии предусмотрено изучение только одного иностранного языка?

В силу интернационализации переменного состава (курсантов) в военном вузе существуют совместно и находятся в постоянном взаимодействии представители разнообразных культур. Курсанты приезжают из разных областей России, республик и субъектов Российской Федерации, государств. Например, на факультете Технического обеспечения обучаются русские, аварцы, азербайджанцы, армяне, башкиры, белорусы, даргинцы, кабардинцы, казахи, коми-пермяки, кумыки, буряты, лезгины, мари, мордвины, ногайцы,

осетины, табасаранцы, таджики, татары, удмурты, украинцы, чуваши, чеченцы, кыргызы, узбеки, балкарцы, ингуши.

Таким образом, Пермский военный институт войск национальной гвардии является интегратором полилингвальной поликультурной среды, в которой курсанты учатся коммуницировать в межкультурном контексте, адекватно истолковывать поведение представителей других культур с осознанием языковых и культурных различий. Эта «особая образовательная, воспитывающая и развивающая среда» [2] способствует сокращению проявления расизма, ксенофобии, экстремизма, национализма, количества межэтнических конфликтов среди курсантов.

Курсанты, носители русского языка и культуры, во-первых, изучают иностранный язык (или языки для выпускников лицеев и гимназий), во-вторых, полилингвальная и поликультурная среда военного вуза является источником языкового и культурного многообразия, морального обогащения и интеллектуального развития. Курсанты приобщаются к ценностям языка и культуры других народностей. Курсанты других национальностей являются обладателями своего родного языка и культуры. Также они приобщены к русскому языку и ценностям русской культуры. В контексте изучения иностранного языка (или языков для выпускников лицеев и гимназий) они становятся обладателями еще одного языка и культуры.

С этой позиции каждый курсант является обладателем и активным распространителем нескольких языков и культур, то есть полилингвальной поликультурной личностью, «способной осуществлять полноценную эффективную межкультурную коммуникацию в условиях международного общения» [1]. Как полилингвальная поликультурная личность будущий офицер имеет представление о том, что окружающий мир поликультурен; осознает сходства и отличия разных культур; имеет сформированное положительное отношение к собственной культуре и способен более глубоко ее осознать, свои культурные корни, место своей культуры в окружающем мире; способен к осознанию и сохранению собственной культурной идентичности; имеет когнитивную базу иностранного языка; функционально владеет иностранным языком для использования его в разных сферах; толерантен; патриотичен.

Список литературы

1. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: ВАИУ (г. Воронеж), 2011. 110 с.

2. Гурулева Т.Л. Поликультурная модель высшего языкового образования с учетом специфики обучения восточным языкам // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 95-121.

3. Чикнаверова К.Г. Концепция и методика развития иноязычной компетенции студентов на основе активизации их самостоятельности : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Н. Новгород, 2016. 355 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.