Научная статья на тему 'Специальность «Прикладная информатика (в экономике)»: проблемы и опыт подготовки специалистов'

Специальность «Прикладная информатика (в экономике)»: проблемы и опыт подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / АСУ / КОМПЬЮТЕРЫ / ЭКОНОМИКА / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИ / APPLIED INFORMATICS / ASM / COMPUTERS / ECONOMICS / TRAINING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тынкевич М. А., Трофимов И. Е., Пимонов А. Г.

Этапы становления информатики в СССР. Опыт и специфика подготовки специалистов для сферы прикладных информационных технологий в КузГТУ, проблемы и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialty "Applied informatics (in economics)": problems and experience in training

Stages of formation of computer science in the USSR are described.. Experience and specific training for the sphere of application of information technologies in KuzSTU, problems and prospects are shown.

Текст научной работы на тему «Специальность «Прикладная информатика (в экономике)»: проблемы и опыт подготовки специалистов»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.225+004.416.6

М.А. Тынкевич, И.Е. Трофимов, А.Г. Пимонов

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ЭКОНОМИКЕ)»: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

- Кем Вы работаете?

- Я нуль-физик.

- А что такое нуль-физика? Я не понимаю.

- Я тоже.

Бр. Стругацкие. Далекая радуга

Четкое понятие информатики как науки отсутствует даже во всезнающей Википедии, объявляющей ее наукой о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценки информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. И здесь же, испугавшись необъятности сферы деятельности и методов, в ней использующихся, авторы начинают разбиение информатики на теоретическую, техническую, прикладную и др.

И хотя сегодня провозглашается днем российской информатики 4 декабря (в 1948 г. зарегистрировано изобретение первой (?) советской ЭВМ М-1 легендарными инженерами И.С. Бруком и Б. И. Рамеевым, реально вошла в эксплуатацию в 1952 г.), ее истоки в мире науки связаны с именем Норберта Винера - автора эпохальных работ «Кибернетика» (1948) и «Кибернетика и общество» (1950), где дано определение кибернетики как науки об управлении, связях и обработке информации в технике, живых организмах и человеческом обществе (увы, в нашей стране до 1954 г. кибернетика устами известного проводника «марксизма» в науке Э. Кольмана, ярого врага менделизма в биологии, одного из провокаторов т. н. «дела Лузина», третировалась как лженаука и даже в 1958 г. в предисловии к изданию на русском языке говорилось об идеалистическом миросозерцании, о непонимании законов общественного развития и прочая идеологическая белиберда).

Не менее значимы в истории информатики имена К. Шеннона - отца современной теории информации и Джона фон-Неймана - создателя теории игр, автора работ по математической статистике, квантовой физике, исследованию операций, теории операторов и отца современных автоматов-компьютеров, высказавшего (1946 г.) и реализовавшего (1952 г.) фундаментальную идею хранения программы в памяти компьютера.

Как известно, в нашей стране после появления первых ЭВМ (МЭСМ, БЭСМ, Стрела, Урал) и

обнаружения их полной аполитичности, усилиями академиков, давно уже осознавших открывающиеся возможности реального математического моделирования в гидро- и аэродинамике, баллистике, ракетостроении, ядерной энергетике, лингвистике и даже крамольной генетике (о необходимости создания мощных вычислительных центров еще в 1936 г. писал Л.А. Люстерник) и поддержкой той части военных, которым нужны были ЭВМ для управления РЛС, самолетами и ракетами, удалось убедить Н.С. Хрущева в необходимости не только реабилитации, но и развития прикладной кибернетики.

В 1955 г. С. Л. Соболев (один из крупнейших математиков XX века, Герой Социалистического труда за заслуги в деле создания атомного оружия), А. А. Ляпунов (ученик Н.Н. Лузина, один из выдающихся ученых в области теории множеств и теории функций, в 1953 г. по предложению М. В. Келдыша возглавивший в отделении прикладной математики Математического института АН СССР работы по программированию, принципиальный и неудобный для властей человек) и А.И. Китов (в 1952-1953 гг. начальник отдела вычислительных машин Академии артиллерийских наук, автор примечательной диссертации «Программирование задач внешней баллистики ракет дальнего действия») опубликовали в журнале «Вопросы философии» статью «Основные черты кибернетики», ставшую важной вехой в развитии советской кибернетики.

«Оттепель» позволила кибернетике и сопричастным к ней компьютерным наукам перешагнуть через Уральский хребет. В 1957 году в Томском университете на механико-математическом и радиофизическом факультетах открылись соответствующие специальности, их выпускники 1959-63 гг. стали проводниками азов программирования и прикладной математики в вузах от Омска до Иркутска, творческими инженерами «почтовых ящиков» Арзамас-16, Бийска, Дзержинска и др., активными помощниками академиков - руководителей институтов молодого Сибирского отделения АН СССР, создаваемого выдающимся ученым в разных областях математической физики, талантливым организатором, М.А. Лаврентьевым (в 1950 г. директор Института точной ме-

ханики и вычислительной техники, где создавались наши первые ЭВМ, один из соавторов известного «письма трехсот» в ЦК КПСС 1955 г. против «лысенковщины»). Однако доступ к ЭВМ долгие годы сопровождался глупейшим режимом секретности, а на их идеологически ненадежное окружение регулярно «стучали». Народ презрительно безмолствовал, предпочитая «не щекотать глупость».

Реальному интересу к ЭВМ со стороны не только разработчиков ядерного оружия и перехватчиков ракет, но и экономистов и организаторов производства способствовало создание и совершенствование АЦПУ (алфавитно-цифровых печатающих устройств) - наряду с возможностью создавать и обрабатывать большие объемы информации, появилась, возможность печатать ведомости на зарплату, путевые листы, картинки в стиле пуантилизма, вопреки мечтам В.М. Глуш-кова о безбумажной информатике.

Резкий рост информационных потребностей, определяемый усложнением производственных систем и связей между ними, во всем цивилизованном мире к середине 60-х породил угрозу нехватки кадров; соответственно наряду с проблемой автоматизации производства возникла проблема построения автоматизированных систем управления (АСУ), АСУ технологическими процессами (АСУ ТП) и вычислительных центров коллективного пользования (ВЦ КП).

С 1972 г. в течение четырех лет кафедра вычислительной техники КузПИ готовила студентов-экономистов со специализацией «Математическое обеспечение АСУ и ЭВМ», которые наряду с традиционными стали слушать курсы по численному анализу и АСУ. Первые выпускники этой специализации готовились, как говорится, по мере возможности «штучно» и это продолжалось до тех пор, пока не поступил приказ о переводе на специализацию всех студентов-экономистов (числом поболее, ценою подешевле). Многие из выпускников работали программистами, преподавателями вузов, сотрудниками и начальниками отделов АСУ различных предприятий Кузбасса.

Именно в эти годы в КузПИ были создана система АСУ-вуз в составе подсистем «Кадры сотрудников», «Студент» и заимствованной «Абитуриент» на базе ЭВМ БЭСМ-3М.

Программирование первых поколений ЭВМ производилось практически в машинных кодах (переход на языки высокого уровня типа ФОРТРАН и ALGOL-60 стал явлением конца 70-х). Ограниченность быстродействия и памяти ЭВМ требовала изящества программ и превращала программирование в своеобразное искусство и неудивительно, что знаменитый Артур Кларк в «Лунной пыли» относил программистов к избранным, элите общества.

В 1970-м с разработкой отечественных ЭВМ для гражданского потребителя было практически

покончено решением о переходе на копирование ИБМ-360 под названием ЕС ЭВМ, несмотря на аргументацию Б. Рамеева и других конструкторов. В системе плановых госпоставок периферийные вузы и НИИ десятилетиями ждали «манны небесной» и затем долго «доводили ее до ума». Наконец, в конце 80-х вдруг обнаружилось, что «проклятые буржуи» в массовом порядке переходят на персональные ЭВМ, не требующие для размещения больших залов и доступные для использования даже дилетантами хотя бы на уровне кнопочных технологий. Оперативно появляются отечественные и импортные IBM-совместимые ПК.

Не следует думать, что четверть века около-компьютерная мысль в стране дремала. Есть категория людей, готовых заниматься наукой и бесплатно, лишь бы чем-то кормили. Разработка методов автоматизации программирования и новых подходов к архитектуре ЭВМ, начатая в 40-е годы нашим замечательным математиком М.Р. Шура-Бура (1918-2008), успешно продолжалась. В 1985 году одновременно с учебником А.П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники» на смену необъятному по содержанию термину Computer Science пришел не менее необъятный термин «Информатика».

Этапным и радостным в жизни кафедры вычислительной техники КузГТУ (зав.каф. Е.К. Ещин) стал 1999 год, когда кафедра получила возможность подготовки студентов по специальности 071900 «Информационные системы в экономике» (в дальнейшем трансформировалась в специальность 080801 «Прикладная информатика в экономике»).

Не приходилось надеяться, что потенциал их будущего карьерного роста окажется сопоставимым с аналогичным потенциалом выпускника столичных МГИМО или ВШЭ, что их ждут руководящие посты в министерствах или администрациях, что им суждено пополнить ряды олигархов (хотя пример Б.Гейтса, Е.Касперского и многих российских финансовых магнатов свидетельствует о пользе математического образования и логического мышления). Тем не менее Кузбассу (ФСБ, МВД, банки, ООО, АО ...) требовались грамотные, непритязательные, ответственные, порядочные работяги, не претендующие на столичный уровень оплаты труда.

В соответствии с разработанным А. Г. Пимо-новым учебным планом, студенты на протяжении пяти лет изучали множество дисциплин, отражающих суть специальности «Информационные системы в экономике», среди которых математика; информатика; экономическая теория; вычислительные машины, сети и системы телекоммуникаций; основы алгоритмизации и языки программирования; системы программирования; численные методы анализа; теория экономических информационных систем; информационные технологии в экономике; базы данных и знаний; разра-

ботка и применение пакетов прикладных программ в экономике; проектирование информационных систем в экономике; теория оптимального управления экономическими системами; моделирование экономических процессов; компьютерные технологии финансовых операций; защита информации и информационная безопасность; экономика информатики; статистическое моделирование экономических систем; статистический анализ данных на компьютере, графические средства в экономических информационных системах.

Значимое место в обучении таких студентов занимают математические дисциплины. Математика никогда не пользовалась (и не могла пользоваться) любовью народных масс (были времена, когда математиков как еретиков побивали каменьями или жгли на кострах). И сегодня математика в школе воспринимается как нечто враждебное, скучное, требующее заучивания. Школьник не видит за окном живой математики с ее парадоксами, историей, изяществом доказательства конструктивных теорем - основой воспитания логического мышления как непременного атрибута для деятельности в сфере информационных технологий. Воспринявший логику математического мышления постарается видеть последствия своего решения дальше своего носа, постесняется хвастать самыми оптимальными планами или искать причину неудач во врагах .

Добросовестно исполнять профессиональные обязанности могут и люди, не раскрывшие после школы ни одной книжки (кроме чековой). Еще больше не знакомых, по разным причинам, с доступным миром искусства и не желающих терять время сегодня на эти пустяки (к удивлению доктора Ватсона, Шерлок Холмс не читал «Графа Монте-Кристо»). Не всегда, покинув студенческую скамью, любой человек найдет время для восполнения упущенного.

Преподаватели кафедры, получившие образование не только в Кемерово, но и в Томске (Сибирских Афинах), Ленинграде и Новосибирске, не ради «галочки» или навязывания своего непререкаемого мнения, а в меру жизненного опыта, на занятиях и в перерывах между ними рассказывали своим слушателям об АИК «Кузбасс», о радости

9 мая 1945 года, маршале К. Рокоссовском, «нахаловке Щетинкина лога», выступлении уникального гипнотизера и телепата Вольфа Мессинга в Кемерово, «преступных» ссылках на труды французских ученых в лекциях томских математиков, вернувшихся из ГУЛАГа томских профессорах-геологах, Архимеде и Пифагоре, Р. Декарте и К. Гауссе, П.Л. Чебышёве и Г. Однере, М.А. Лаврентьеве и Л.Ландау. Да и как не рассказать о мимолетной встрече с легендарным инженер-контрадмиралом А.И. Бергом (его не миновал 37-ой год и, чтобы избавить следователя от сочинения квалификации врага народа, он признался, что передавал шпионские сведения шведскому рези-

денту Барклаю де-Толли). Напоминали, что в русской литературе, кроме хрестоматийных авторов, был неудобный для всех режимов А.И. Куприн, а в советской литературе старательно забываемые сегодня С.Я. Маршак и И. Бабель, К.Г. Паустовский и В. Каверин, К. Симонов и Ю. Герман, Разумеется, шел разговор об Аде Лавлейс, Джоне фон-Неймане, М.В. Келдыше, создателе первого советского Алгол-транслятора С.С.Лаврове, альфа-трансляторе («Сибирском Алголе»), М.Р. Шу-ра-Бура и интересном ученом и организаторе, любимце молодежи, президенте АН СССР в 1975-1986Р А.П. Александрове. Иногда не сдерживая эмоций по поводу современной масс-культуры с ее эпатажем и извращениями, делились воспоминаниями о радости лицезрения на сцене великих балерин Г. Улановой и Е. Максимовой, о шедеврах и истинных «звездах» мирового кино, о студенчеством братстве и бардах 60х, а вдруг слушатели когда-нибудь извлекут эти имена «из-под корки» и обратятся к цивилизованным сайтам Интернета или даже к книге.

Но самое главное стремление преподавателей

- воспитать привычку ДУМАТЬ, осознавать причинно-следственные связи в том или ином явлении, быть готовыми к продолжению образования всю жизнь (остановка в освоении новой бешено развивающейся области информационных технологий чревата потерей квалификации).

Осознавая первенствующую роль в образовании живого общения педагога и студента и необходимость создания привычки к самостоятельной работе, преподаватели кафедры сделали все возможное для обеспечения слушателей и необходимыми методическими пособиями, вплоть до предоставления в электронном виде.

Защита дипломных работ первыми 18 выпускниками показала, что труд сотрудников кафедры увенчался успехом. Многообразие тематики (процессы статистического анализа и распознавания образов, анализа банковской деятельности и финансового состояния предприятия, автоматизации учета ценных бумаг, обмена данными между конфигурациями программных средств, управления вузом и др. ) сочеталось с достаточно высоким профессионализмом.

Подводя итоги пятилетнего совместного труда студентов и преподавателей, сотрудники кафедры говорили о воплощении своей мечты.

«Одна из главных задач любого высшего учебного заведения, а университета в особенности, научить будущего специалиста учиться. А делать это придется всю оставшуюся жизнь. Умение думать - вот что отличает интеллектуального выпускника университета от эрудированного, грамотного, но все же ремесленника. И если эта способность воплотилась в наших выпускниках (и ”это больше, чем факт - так оно и есть”), то наша цель достигнута.» (А.Г. Пимонов)

«Изначально кафедрой была поставлена цель

- готовить специалистов высокого уровня, способных решать практически любые задачи в области информационных технологий. К третьему курсу в группе остались только способные к работе в предложенном жестком ритме, способные осознавать и усваивать тот большой объем информации, который каждый преподаватель стремился довести до студентов: группа ИС-991 несколько лет оставалась одной из лучших групп университета. Характерной особенностью учебного процесса была индивидуальная работа преподавателей кафедры с каждым студентом. Никто не заставлял их так работать, просто по-другому работать было нельзя, видя постоянное стремление студентов к новым знаниям. Это дало свои результаты: каждый студент стал по-своему уникальной личностью, объем их знаний по специальным дисциплинам к моменту окончания вуза превосходил уровень любых отдельных преподавателей, что их только радовало и стимулировало к постоянному совершенствованию своей квалификации.» (О.А Бияков)

«Среди выпускников МВТУ, МАИ, мехматов, физфаков, биофаков и даже медицинских вузов много поэтов, музыкантов, художников - молодому человеку трудно сделать выбор. Тем не менее, человеку без природных способностей к живописи едва ли целесообразно поступать в Академию Живописи. Человеку, не владеющему математикой и способностью к логике, не стоит занимать студенческую скамью там, где логика и математика составляют основу будущей специальности. Не могу утверждать, что все наши первые выпускники с одинаковым блеском владеют математикой (хотя некоторые из них могли бы успешно овладеть физико-математическими специальностями солидных вузов), обладают безупречной логикой, избавились от поклонения авторитетам, но они способны к последующему процессу познания в любой сфере, требующей логичных, обоснованных выводов. Последние три года доставили мне радость неформального общения с тактичными, скромными, мыслящими и сомневающимися людьми» (М.А.Тынкевич).

Немаловажно, что в процессе выполнения курсовых и дипломных работ уже первых выпускников рождались многие фрагменты информационного портала КузГТУ (значимый вклад в его становление и работу внес выпускник 3004 г. П. Панькин), достойные публикации в «Вестнике КузГТУ» студентов Е. Латышевой, О. Болотовой, М. Лазеевой и др. Традиция достаточно активной научной работы сохранились и на последующее десятилетие.

Разумеется, с начальственных позиций «обеспечения количественной и качественной успеваемости», «сохранности контингента» и других показателей псевдоуспешности учебного процесса факт, что к третьему курсу численность группы ИС-991 и последующих сокращалась вдвое, еще

10 лет назад можно было оценить как идеологическую диверсию. Уходили студенты, принципиально не желающие учиться чему-либо, на другие специальности переводились осознавшие свою неподготовленность к восприятию идей и напряженному труду. Минимизировался процент пользующихся шпаргалкой (питательная база будущих плагиатов) - преподаватели почему-то не верят в уникальную память, заставляют говорить своими словами и при ответе на почему в стиле у Вас так в лекции лишь соблюдают нормы этики в своих эмоциях. Заметим, что в иные годы при подготовке на экзамене по некоторым предметам разрешалось пользоваться любыми источниками и это никак не сказывалось на объективности оценки. Что касается «блондинок» и «специалистов по подмене дела болтовней», то эти категории абитуриентов обычно предпочитают не связывать свое будущее с нивой информатики.

В последние годы начали сказываться результаты реформ российского образования. «Когда вагоновожатый начинает искать новые пути, трамвай сходит с рельс». Снизился не только математический, но и общий уровень образованности поступающих в вуз, четко коррелируя с ценностями общества потребления (логическое мышление обратно пропорционально жажде приобретения): естественное восприятие понятия добровольных пожертвований, безграмотность, неумение четко сформулировать мысль, неприятие книги, готовность приобрести железнодорожный билет до Камчатки, тупая вера в исторические сказки, преподносимые как российским, так и американским ТВ в перерывах на рекламу «лучшего средства для удаления жира в России».

Нужно очень презирать свою alma mater, чтобы объявлять целью вуза оказание образовательных услуг - «чаво изволите, барин?» Впрочем, в Древнем Риме учителями были рабы, которых можно было подвергать телесным наказаниям.

Известный математик С. Рукшин (наставник Г. Перельмана и других известных российских математиков) заявляет, что «12 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже не будет. Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, оно превращается в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Вы опять говорите о Москве, которой хватает хороших школ. Но давайте подумаем о России. Ломоносовых больше не будет.»

«Преступление против страны - позиционировать образование как услугу. Педагог не шлюха. Образование - это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем. И это таящая угрозу национальной безопасности глупость...»

С ним доказательно солидарны тысячи уче-

ных, сотни тысяч рядовых граждан, имеющих право, но не финансовую возможность учить детей в Англии или Москве. Увы, по словам патриарха российского телевидения Ан. Лысенко, «появилась гласность - исчезла слышимость».

За прошедшие 15 лет менялось многое в жизни кафедры. Кроме упоминавшихся А.Г. Пимо-нова, О.А. Биякова (1956-2008), М.А. Тынкевича, в непосредственной подготовке первых «своих выпускников» как образованных и критически мыслящих личностей приняли активное участие Д.Л. Крутский, В.В. Бочков, И. А. Соколов, А.Б. Смыков, О.А. Исупова, Н.Ю. Коломарова, П.Ц. Лу, К.Ю. Дрыгин и другие специалисты, передававшие свой опыт работы в различных сферах приложений экономической и компьютерной наук. Даже, покинув вуз, А.Б. Смыков продолжает знакомить студентов с самыми последними компьютерными новинками, передает знания тем, кто «хочет и может учиться». На кафедру пришли недавние выпускники: М.П. Лазеева (2004), С.А. Веревкин, Е.М. Кирьянов (2005), Е.А. Хвостова (2006), И.Е. Трофимов, Т.В. Сарапулова, К.Э. Рей-зенбук, С.А. Лимаков, И.Р. Файзулин (2008), А.А. Тайлакова (2009), В.С. Дороганов (2011).

В 2010 году при кафедре был организован Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia (директор А.Г. Пимо-нов), занимающийся дополнительным образованием по мультимедийным информационным технологиям. Первыми выпускниками центра стали студенты «Прикладной информатики»: А.В. Коркин, К.Д. Носов, А.С. Скитович (вып. 2013 года) и

О.С. Герасимова (студ. 5 курса).

С 2012 года в соответствии с новой политикой Министерства образования и науки учебный план специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике» был скорректирован, очередных студентов кафедра начала набирать по техническому направлению бакалавриата и магистратуры 230700 «Прикладная информатика». Приоритет в обучении отдан техническим и компьютерным дисциплинам, однако сохранилась и традиционная для существовавшей ранее специальности доля «экономики». Смена профиля позволила вдвое (с 20 до 40) увеличить количество бюджетных мест на направлении.

В 2010 году при кафедре создано Студенческое научное общество «Area 3.14» (с момента основания руководит И.Е. Трофимов), объединившее наиболее увлеченных студентов и аспирантов кафедры. Здесь студенты активно занимаются научным творчеством: участвуют в университетских, региональных, всероссийских и международных конференциях и олимпиадах, занимаются разработкой компьютерных программ для коммерческих и государственных организаций (НИУ КузГТУ, профком студентов, ООО «СЦ КМЗ» и др.) и разработкой сайтов (ФИТиМ, кафедры отечественной истории и автомобильных

перевозок, профсоюз студентов и др.), организацией творческих «айтишных» мероприятий (Дни кафедры, Дни Microsoft). За время работы общества 5 его активистов выиграли гранты по программе «У.М.Н.И.К.» (И.Е. Трофимов, А.А. Тайлакова, Т.В. Сарапулова, В.С. Дороганов и М.А. Швачич). В 2011 г. СНО «Area 3.14» стало лауреатом Всероссийского конкурса «Студенческий актив» (г. Москва) и дипломантом Всероссийской конференции НТИ-2011 (г. Новосибирск), по итогам 2011 и 2012 гг. лучшим СНО КузГТУ.

Многие из студентов «Прикладной информатики» отличаются т.н. активной жизненной позицией, возглавляя в разные годы ряд факультетских и университетских организаций. Студенты-пишники стояли у истоков таких организаций как газеты «Параллель», «Бумажный накопитель», фотоклуб «Чешир».

Так газета инженерно-экономического факультета «Параллель», созданная в 2005 г. выпускником 2007 года С.А. Ивановым, существует до сих пор, пройдя многочисленные преобразования факультетов (ИЭФ-ФИТиМ-ИЭиУ). В 2008 - 2012 гг. коллектив газеты возглавлял А.В. Коркин (вып. 2013 г.), на это время пришелся пик развития газеты (лауреат Всероссийского конкурса «Хрустальная стрела»), с 2012 г. газету возглавляет студентка 4 курса ПИ - отличница Е.М. Носкова. Стоит отметить, что студенты-пишники играли ключевую роль в развитии газеты - именно они долгие годы занимались ее версткой - А.А. Тайлакова, А.В. Юдинкова (вып. 2009 г.), И.Е. Трофимов, А.В. Коркин, В.Е. Шумков, А.А. Кудрявцев и Е.Н. Тишкина (вып. 2013 года), корректурой О.С. Герасимова (студ. 5 курса) и др.

В 2008 г. «наши» неутомимые студенты создали газету «Бумажный накопитель» (в 2008 г. редакцию газеты возглавлял А.В. Коркин, с 2009 по 2010 год - Е.А. Раевская (вып. 2013 г.), с 2011 года - студентка 4 курса Ю.В. Князева,). Изначально созданная как стенгазета инженерноэкономического факультета, в 2011 году газета перешла на университетский уровень.

В 2012 году группа увлеченных искусством фотографии студентов под бессменным руководством студ. Н.Е. Ащеуловой создала университетский фотоклуб «Чешир». В компьютерном классе кафедры развернута фотостудия, проводятся мастер-классы по обработке цифровых фотографий в современных графических редакторах, лучшие преподаватели и студенты КузГТУ после специальных фотосессий активистов «Чешира» могут увидеть себя на стендах и досках почета. За два года фотоклуб стал победителем ряда конкурсов, обладателем грантов, грамот и благодарностей как в университете, так и в городе.

Потребовалось бы много страниц для описания дел, неудач и достижений студентов «Прикладной информатики», но невозможно «объять необъятное». Потому лишь несколько слов о

студентах юбилейного 10-го выпуска - во многом типичного для выпуска последних лет. За долгие (?) пять лет (2008-2013) из 44 первокурсников до выпуска дошли лишь 20. Эти студенты начали выделяться из общей массы еще в год поступления, когда победили сначала на факультетском, а затем и на университетском соревновании по интеллектуальным играм «Первый среди первых» (в команду входили А.В. Коркин, Е.А. Раевская, С.О. Воронин, Н.И. Миндияров, В.В. Ваховский). Созданная ими команда с провокационным, но не имеющим отношения к хмельному напитку, названием «ПИ-ВО» после триумфальной победы среди первокурсников неоднократно побеждала старших товарищей на открытых турнирах.

Многие из них серьезно занимались научноисследовательской работой: Е.А. Раевская (лучший студент КузГТУ в 2011 и 2012 гг. , ныне работает в Пенсионном фонде РФ), К.А. Киреева (автор программы по «Учету социально незащищенных студентов», применяемой в Профкоме студентов КузГТУ, работает там же), И.Л. Корниенко (автор ряда компьютерных программ, использующихся в муниципальных учреждениях г. Кемерово), С.О. Воронин, А.В. Коркин, К.М. Ма-лышкина, М.А. Швачич (лауреат конкурса «У.М.Н.И.К.») и ряд других студентов, увлеченных прикладными разработками и наукой.

Некоторые из выпускников избрали для работы сферу мультимедиа, в течение учебы занимаясь дизайном студенческой газеты «Параллель»: В.Е. Шумков (учился в международном центре Куз-ГТУ-Arena Multimedia, с младших курсов подрабатывал дизайнером полиграфической продукции, добился серьезных успехов на этом поприще), А.А. Кудрявцев (также учился в Arena Multimedia, занимается дизайном сайтов, созданием фирменных стилей, работает дизайнером в ООО «Green-Arts»), Е.Н. Тишкина (дизайнер-фрилансер).

Дипломные работы многих выпускников «Прикладной информатики» 2013 года внедрены на государственных и коммерческих предприяти-

ях Кузбасса: Холдинговая компания «Сибирский цемент» (А.А. Бочкова и Ю.В. Сластухина), ОАО «КОКС» (И.Л. Корниенко), ООО «Сервисный центр КМЗ» (К.М. Малышкина), ООО «Е-Лайт Телеком» (Д.А. Садоха и А.А. Шишкина), ООО «Гаро Систем» (М.А. Швачич), КузГТУ (А.А. Кудрявцев, Е.А. Раевская), другие же представляют научный интерес. Работа А.В. Коркина и В.Е. Шумкова по созданию игрового-онлайн проекта интересна тем, что за предшествующие 9 выпусков у данной работы не было ни одного аналога.

Радует интерес молодых выпускников к дальнейшей научной и преподавательской деятельности: Е.А. Раевская, А.В. Коркин, К.Д. Носов и И.Л. Корниенко поступили в магистратуру, Е.А. Раевская в свободное от работы и учебы время преподает теорию систем и системный анализ бакалаврам, а А.В. Коркин и К.Д. Носов - 3^ моделирование в Международном центре Куз-ГТУ-Агепа МиШшеШа.

За прошедшие десять лет (2004-2013) кафедра выпустила 200 специалистов (из них 69 получили дипломы с отличием). Абсолютное большинство выпускников нашло работу по специальности и разлетелось «от Москвы до самых до окраин» (выпускник 2012 года П.А. Жгулев работает в Ду-баи, ОАЭ, выпускники 2010 года Н.С. Морозов и Е.С. Леухина занимаются веб-разработкой без привязки к конкретному городу и даже стране, ряд выпускников работает в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др.

По итогам 2011- 2013 гг. кафедра прикладных информационных технологий признана лучшей кафедрой КузГТУ. Секрет успеха кроется в неравнодушном старшем поколении и молодых преподавателях, сведущих в современных технологиях, и целеустремленных, пытливых, активных студентах. Однако, не следует строить благостные прогнозы - предстоит колоссальный труд в попытках воспитания не недоучек, а грамотных мыслящих специалистов, обладателей высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.А. Тынкевич, Г.С. Ветрова, Е.Е. Кокорникова, И.А. Соколов. Приняв вызов времени (кафедре вы-

числительной техники - 30 лет) / Вестник КузГТУ, № 5, 1999. С. 94-99 .

2. Е.К. Ещин, А.Г. Пимонов, О.А. Бияков, М.А. Тынкевич. «Информационные системы в экономике» -первый выпуск / Вестник КузГТУ, № 4, 2004. С. 152-154

3. М.А. Тынкевич Преданья старины глубокой / Вестник КузГТУ, № 3, 2004. С. 146-152

4. М.А. Тынкевич Пятьдесят лет спустя (вычислительная математика и техника в Сибири: первые ша-

ги) / Вестник КузГТУ, № 1, 2003. С. 112-123

5. С. Рукшин. Ломоносовых больше не будет. Газета.ги 25.11.2013, 16:02 / http://www.gazeta.ru/ еа/е-ta/authors/elena muhametshina.

□ Авторы статьи:

Тынкевич Моисей Аронович, к.ф.-м.-н., проф. каф. прикладных информационных технологий КузГТУ. Email: tma_vt@kuzstu.ru

Трофимов Иван Евгеньевич, ст. преподаватель каф. прикладных информационных технологий КузГТУ .Email: ivaniv-star@mail.ru

Пимонов Александр Григорьевич, д.т.н., проф. каф. прикладных информационных технологий КузГТУ , Email: pag_vt@kuzstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.