Научная статья на тему 'Специальность "косметология": престижность в обществе и ее востребованность'

Специальность "косметология": престижность в обществе и ее востребованность Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
500
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТОЛОГИЯ / АНОНИМНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРЕСТИЖНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПОСЕТИТЕЛИ САЛОНОВ / ВРАЧИ / ПРИОРИТЕТ КАЧЕСТВ / COSMETOLOGY / ANONYMOUS SURVEY / PRESTIGE OF THE PROFESSION / VISITORS OF SALONS / DOCTORS / THE PRIORITY OF QUALITIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шевченко Наталья Александровна, Чеботарёв Вячеслав Владимирович, Чеботарёва Наталья Вячеславовна, Асхаков Марат Солтанович

Проведен анализ анонимного анкетирования (по составленным анкетам) 208 врачей-косметологов, 132 посетителей салонов, 73 пациентов поликлинического терапевтического профиля по оценке престижности врача-косметолога, востребованности в обществе косметологов и врачей других 11 специальностей и др. Установлено, что 89,9% врачей-косметологов удовлетворены выбранной специальностью, а 73,6% считают ее высоко престижной в обществе. Интересно, что, если пациенты, посещающие салоны, высоко престижной считают специальность «Косметология» на 21,3% реже, чем косметологи, то престижной на 14,9% чаще. Суммируя понятия «высоко престижная» и «престижная», разницы в оценке врачами-косметологами, посетителями салонов и пациентами терапевтического профиля не отмечено: 98,1%, 91,7%, 87,7%, соответственно (р>0,05). Выявленные данные действительно свидетельствуют о престижности специальности в обществе. Из 208 врачей-косметологов 81,8% рекомендовали своим ближайшим родственникам при окончании медицинского вуза выбрать эту специальность. При ответах на вопрос о востребованности специалистов в обществе мнение врачей-косметологов и лиц, никогда не посещавших салона, также не разнилось. На первом месте оказались терапевты 52,9% и 53,4%; стоматологи 30,1% и 28,4% соответственно; среди других специальностей: неврологи 2,7% и 2,4%; хирурги 4,2% и 9,1%; акушеры-гинекологи 9,6% и 7,2%, соответственно (р>0,05). Анкетирование пациентов салонов о внешнем виде врача и его выборе выявило, что внешний вид имеет существенное значение для 68,9%. Помимо этого, пациенты салонов хотели бы, чтобы врач-косметолог обладал тактичностью и обаянием 52,4%; умел объяснить необходимость выбора процедуры (24,5%), не навязывал лишних процедур (8,7%). Отмечено, что реклама салона, отзывы в интернете и мнение знакомых чаще всего влияют на выбор врача-косметолога (78,9%). Полностью и почти полностью удовлетворены были его работой 82,4% пациентов. Все перечисленное необходимо учитывать врачам-косметологам и руководителям салонов в повседневной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шевченко Наталья Александровна, Чеботарёв Вячеслав Владимирович, Чеботарёва Наталья Вячеславовна, Асхаков Марат Солтанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmetology profession: the prestige in society and its relevance

The analysis of the anonymous survey (structured questionnaires) of 208 cosmetologists, 132 visitor parlors, 73 patients outpatient therapeutic profile for the rating of prestige of a doctor-cosmetologist, relevance in the society of beauticians and doctors of other 11 specialties found that 89.9 percent of cosmetologists are satisfied with their chosen profession, and is 73.6 percent believed that it was highly prestigious in society. Interestingly, if patients attending the prestigious salons high believe specialty «Beauty» is by 21.3% less than cosmetologists, prestigious by 14.9% more. Summing up the concept of «highly prestigious» and «prestigious» differences in evaluation by cosmetologists, visitors of salons and patients of therapeutic profile it is not noted: 98.1%, 91.7%, 87.7% respectively (p>0.05). This really indicates the prestige of the specialty in society. From 208 cosmetologists, 81.8% recommended their closest relatives to choose this specialty at the end of medical school. When answering the question about the demand for specialists in society, the opinion of cosmetologists and persons who have never visited the salon, also did not differ. In the first place were therapists-52,9% and 53,4%; dentists 30,1% and 28,4%, respectively; from other specialties: neurologists 2.7% and 2.4%; surgeons 4.2% and 9.1%; obstetricians-gynecologists 9.6% and 7.2% respectively (p>0.05). Survey of patients of salons about appearance of the doctor and his choice revealed that appearance is essential for 68,9%. In addition, patients salons wanted cosmetologist had the tact and charm 52.4 per cent; able to explain the need for selection procedures (24,5%), do not impose unnecessary procedures (8.7 percent). It is noted that salon advertising, reviews on the Internet and the opinion of friends often affect the choice of a cosmetologist (78.9%). 82.4% of patients were completely and almost completely satisfied with his work. All of the above should be considered by cosmetologists and salon managers in everyday practice.

Текст научной работы на тему «Специальность "косметология": престижность в обществе и ее востребованность»

Оригинальные исследования

Специальность «косметология»: престижность в обществе и ее востребованность

Шевченко Н.А.1, Чеботарёв В.В.2, Чеботарёва Н.В.3, Асхаков М.С.2

Cosmetology profession: the prestige in society and its relevance

N.A. Shevchenko, V.V. Chebotarev, N.V. Chebotareva, M.S. Askhakov

1ООО «Консультативный центр Шевченко» Россия, г. Ростов-на-Дону, 2ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ставрополь, 3ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва

Ключевые слова: косметология, анонимное анкетирование, престижность специальности, посетители салонов, врачи, приоритет качеств

Резюме

Специальность «косметология»: престижность в обществе и ее востребованность

Шевченко НА, Чеботарёв В.В., Чеботарёва Н.В., Асхаков М.С.

Проведен анализ анонимного анкетирования (по составленным анкетам) 208 врачей-косметологов, 132 посетителей салонов, 73 пациентов поликлинического терапевтического профиля по оценке престижности врача-косметолога, востребованности в обществе косметологов и врачей других 11 специальностей и др. Установлено, что 89,9% врачей-косметологов удовлетворены выбранной специальностью, а 73,6% считают ее высоко престижной в обществе. Интересно, что, если пациенты, посещающие салоны, высоко престижной считают специальность «Косметология» на 21,3% реже, чем косметологи, то престижной - на 14,9% чаще. Суммируя понятия «высоко престижная» и «престижная», разницы в оценке врачами-косметологами, посетителями салонов и пациентами терапевтического профиля не отмечено: 98,1%, 91,7%, 87,7%, соответственно (р>0,05). Выявленные данные действительно свидетельствуют о престижности специальности в обществе. Из 208 врачей-косметологов 81,8% рекомендовали своим ближайшим родственникам при окончании медицинского вуза выбрать эту специальность. При ответах на вопрос о востребованности специалистов в обществе мнение врачей-косметологов и лиц, никогда не посещавших салона, также не разнилось. На первом месте оказались терапевты - 52,9% и 53,4%; стоматологи - 30,1% и 28,4% соответственно; среди других специальностей: неврологи - 2,7% и 2,4%; хирурги - 4,2% и 9,1%; акушеры-гинекологи - 9,6% и 7,2%, соответственно (р>0,05). Анкетирование пациентов салонов о внешнем виде врача и его выборе выявило, что внешний вид имеет существенное значение для 68,9%. Помимо этого, пациенты салонов хотели бы, чтобы врач-косметолог обладал

Шевченко Наталья Александровна - главный врач ООО «Консультативный центр Шевченко». Контактная информация: г. Ростов-на-Дону ул. Мурлычева 89»А», e-mail: [email protected]

Чеботарев Вячеслав Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии с курсом ДПО, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России. Контактная информация: 355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310, e-mail: [email protected]

Чеботарева Наталья Вячеславовна - доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии, ФГАОУ ВО «Российскийуниверситет дружбы народов». Контактная информация: 117198, РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-maiI: [email protected]

Асхаков Марат Солтанович - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры дерматовенерологии и косметологии с курсом ДПО ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России. Контактная информация: 355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310, e-maiI: [email protected]

тактичностью и обаянием - 52,4%; умел объяснить необходимость выбора процедуры (24,5%), не навязывал лишних процедур (8,7%). Отмечено, что реклама салона, отзывы в интернете и мнение знакомых чаще всего влияют на выбор врача-косметолога (78,9%). Полностью и почти полностью удовлетворены были его работой 82,4% пациентов. Все перечисленное необходимо учитывать врачам-косметологам и руководителям салонов в повседневной практике.

Ключевые слова: косметология, анонимное анкетирование, престижность специальности, посетители салонов, врачи, приоритет качеств.

Abstract

Cosmetology profession: the prestige in society and its relevance

N.A. Shevchenko, V.V. Chebotarev, N.V. Chebotareva, M.S. Askhakov

The analysis of the anonymous survey (structured questionnaires) of 208 cosmetologists, 132 visitor parlors, 73 patients outpatient therapeutic profile for the rating of prestige of a doctor-cosmetologist, relevance in the society of beauticians and doctors of other 11 specialties found that 89.9 percent of cosmetologists are satisfied with their chosen profession, and is 73.6 percent believed that it was highly prestigious in society. Interestingly, if patients attending the prestigious salons high believe specialty «Beauty» is by 21.3% less than cosmetologists, prestigious by 14.9% more. Summing up the concept of «highly prestigious» and «prestigious» differences in evaluation by cosmetologists, visitors of salons and patients of therapeutic profile it is not noted: 98.1%, 91.7%, 87.7% respectively (p>0.05). This really indicates the prestige of the specialty in society. From 208 cosmetologists, 81.8% recommended their closest relatives to choose this specialty at the end of medical school. When answering the question about the demand for specialists in society, the opinion of cosmetologists and persons who have never visited the salon, also did not differ. In the first place were therapists-52,9% and 53,4%; dentists - 30,1% and 28,4%, respectively; from other specialties: neurologists - 2.7% and 2.4%; surgeons - 4.2% and 9.1%; obstetricians-gynecologists - 9.6% and 7.2% respectively (p>0.05). Survey of patients of salons about appearance of the doctor and his choice revealed that appearance is essential for 68,9%. In addition, patients salons wanted cosmetologist had the tact and charm - 52.4 per cent; able to explain the need for selection procedures (24,5%), do not impose unnecessary procedures (8.7 percent). It is noted that salon advertising, reviews on the Internet and the opinion of friends often affect the choice of a cosmetologist (78.9%). 82.4% of patients were completely and almost completely satisfied with his work. All of the above should be considered by cosmetologists and salon managers in everyday practice. Keywords: cosmetology, anonymous survey, the prestige of the profession, visitors of salons, the doctors, the priority of qualities.

Косметология в наши дни - это целостная система знаний о терапевтических и физических методах воздействия на кожу с целью улучшения ее состояния, внешнего вида и омоложения. Она направлена на изучение характера и механизмов возникновения косметических недостатков и разработку способов их устранения и профилактики [1].

Косметология является быстро развивающейся областью медицины [2]. Однако свой юридический статус она получила лишь в 2009 г. с выходом соответствующего приказа, который ввел специальность «Косметология» [3, 4]. В соответствии с указанным приказом, врачом-косметологом можно было стать, пройдя через интернатуру/ординатуру по специальности «Дерматовенерология» и профессиональную переподготовку по косметологии в объеме 576 часов. Сегодня отменена интернатура по всем специальностям, не существует ординатуры по специальности «Косметология» и стать врачом-косметологом можно лишь через окончание двухгодичной ординатуры по специальности «Дерматовенерологии» и профессиональной переподготовки по косметологии (576 часов) [5].

Порядок оказания медицинской помощи по косметологии определен соответствующим приказом [6, 7].

Цель исследования

Выяснение удовлетворенности врачей-косметологов выбранной специальностью, ее престижностью в обществе и востребованностью.

Материал и методы исследования

Составлены анкеты и проанкетировано 208 врачей-косметологов, 132 посетителя косметологиче-ских салонов и 73 пациента терапевтического поликлинического профиля, никогда не посещавших врача-косметолога. Полученные данные математически обработаны на персональном компьютере с помощью пакета статистических программ Excel 2007, Statistica for Windows 5.0. Достоверность различий между изучаемыми показателями (р) определяли с учетом числа наблюдений (n) и величины t по таблице Стьюдента. Различия как достоверные расценивали при t= или >2,0, р<0,05-0,01.

50

% 40

20 10

0

73,6

52,3

39,4

уяя

8,3

1,9 |

Врачи-косметологи I Посетители салонов

Высоко престижна

Престижна

Недостаточно престижна

Рис. 1. Мнение врачей-косметологов и ихпосещающих пациентов, о престижности специальности «Косметология»

% 30 20 10

52,9 53,4

Врачи-косметологи

у Ш Пациенты терапевтического

профиля

с/

о!4 <Ф

«Р «Р Л^

р У ^ / У

Рис.2. Мнение врачей-косметологови пациентов терапевтическогопрофиля,непосещавшихкосметологических салонов, о востребованности медицинских специальностей в обществе

Результаты исследования и их обсуждение

На вопрос анкеты удовлетворены ли врачи-косметологи выбранной специальностью получены ответы, что большинство - 187 (89,9%) из 208 анкетированных удовлетвороны1 еюполюстью. Имел некоторое разочврооанин лишь 01 (10,1%Т врач. Сильно разочарованных и полность юраю чарованных не оказалось, что свидетельствует о сознательном выборе данной профессии.

Мнение врача-сопмеролкгв 1 преслжнасри в обществе их професоли локаонлж, что высоко лрг-стижной ее считают. С53 ври,

ча-косметолога; првотижной - 151 (24-,5%)н недостаточно престижной - 4 (1,9%

Подобное мнение на современном этапе вполне обосновано, так как к медицинской помощи врачей-косметологов при.егнют ре только женлцшььыои мужчины, а появившиося носые тернслогиирскже способствуют повышен ию лрестижнокти.

Интересно было выяснить мнение по этому вопросу пациентов, посещающих косметологические

сало7ы. 0казалось,что бр 057,3%) из 132 анкетируемых оцпнилспен,иальаости как высоко престижную, 52 (39,4%) - как престижную и лишь 11 (8,3%) - как недостаточно престижную (рис. 1).

Еали сраннить полученнлге данные с оценкой врачей-коомннологов. ткнс 2°,°% выше они оценили срою лргстижноств «гысоыой», чем пациен-лы, поснщающсе салоны (сютнетственно 73,6% и 52,3% (р<0,01). В то же время оценка «престижная» на 14,9% была выше у пациентов, чем у косметологов (24,5% и 39,4%, соответственно, р<0,05). 8тaтистичecкр днотскершой разрицы между оценкой нрнстижности «пак недостаточной» не было рвМОК и 4,9%,гоолветственно,р>0,05).

Еса осуммиро вать оценки «кск в ысокая престижность» и «престижность», то косметологи оценили ее в 98,1%, пациенты салонов - в 91,7%, что свидетельствует о совпадении мнений (разница в 6,4% не cyщeетвeннСI р> к,1рз).

Дамсе интгреснибыло выяснить по этим же па-рнмеирам мныоиегациентовтев опе втического профиля, не посещающих косметолога, лишь знавших, что такие специалисты существуют.

Из 73 указанных лиц 64 (87,7%) оценивали престиж врачей-косметологов как «высоко престижную» и «престижную». Статистически достоверной разницы между этой группой, врачами-косметологами и пациентами, посещающими салоны не выявлено (87,7%, 98,1%, 91,7%, соответственно р>0,05). Очевидно средства массовой информации, отзывы лиц, посещающих салоны, способствуют этому.

На вопрос, рекомендовали бы врачи-косметологи ближайшим родственникам, обучающимся в медицинском ВУЗе стать врачом-косметологом, получены нижеследующие ответы. Из 208 врачей-косметологов 108 (81,8%) рекомендовали бы свою специальность близким, и лишь 24 (18,2%) из них были не уверены в этом. Следовательно, оценка престижности специальности в обществе (98,1%) позволяет сделать подобную рекомендацию.

На вопрос: врачо м, какой специальности (из указанных ниже, кроме косметолога), рекомендовали бы врачи-косметологи стать ближайшим к одсткен-никам, полученыдижеследусощиеответы: стооатм-логом - 147 (70,7%); гинздолотом - 1С (9,1%); врачом функционалтоюУдисгносьийд ,08 (8,Ь%(; дерматовенерологом - 5 (2,4%); физ иотерап евтом - 5 (2,4%); хирургом - 5 (2,4%); неврологом - 4 (1,54%);

офтальмологом - 2 (0,96%); оториноларингологом - 1 (0,6%); психиатром - 1 (0,6%); терапевтом - 1 (0,6%). Как следует из данных анкетирования, предпочтение отдано стоматологам - 147 (70,7%). Из других специальностей (со значительным отрывом от стоматологов) были гинекологи - 19 (9,1%), врачи функциональной диагностики - 18 (8,7%) и другие. В ранге ниже 1% оказались офтальмологи, оторинолярингологи, психиатры и терапевты (соответственно, 0,96% и по 0,6%).

Чем руководствовались врачи-косметологи, рекомендуя выбор специальности «Стоматология» ближайшим родственникам? На первом месте оказалась материальная сторона + востребованность специальности - 121 (58,2%) из 208 анкетированных; на втором - только материальная сторона - 47 (С2,6%)- на трктьем - соотребованность специальности - 29 (13,9%) и на четвертом - престижность профессии - 11 (5,3%). Таким образом, за матери-оьтную оторонт + сбскфебовсннтсть в обществе, а аакжс толькозо материслалую сторону специаль-нтстивитчо сдлмстклозо высаазал ись 168 (80,8%) врачкй-кт смбтологсо . КЗт лресьижной эту специальность считают лишь 11 (5,3%) врачей-косметологов.

Приоритет качеств

14,4

8,7

Тактичность и Умение Ненавязывание Телефонный

обаяние объяснить лишних контактпосле

выбор процедур проведенной процедуры процедуры

Рис. 3. ПриорИ1вт качеств косметолога,к1ворые хотели бы видеть пациенты косметологических салонов

70 60

Удовлетворенность пациентов

60,3

22,1 1

12,3 ■

Полностью Почти Удовлетворены Не

удовлетворены удовлетворены частично удовлетворены

%

о

Рис.4.Удовлетворенностьпациентовоказанной косметологической помощью

Что касается мнения больных терапевтического профиля (не посещавших косметологических салонов), то они из перечисленных выше 11 специальностей выбрали всего 5. Прежде всего, их интересовали терапевты - 39 (53,4%) из 73 анкетированных, затем стоматологи - 22 (30,1%), акушеры-гинекологи - 7 (9,6%), хирурги - 3 (4,2%), неврологи - 2 (2,7%). Таким образом, за востребованность врачей-терапевтов и стоматологов высказался 61 (83,5%) из анкетированных.

Сравнительные данные врачей-косметологов и пациентов терапевтического профиля по востребованности врачей в обществе отражены на рисунке 2.

При сопоставлении понятия роли «престижности» специальности мнения врачей-косметологов (5,3%) и пациентов терапевтического профиля (4,1%) не различались (р>0,05). Что касается «востребованности в обществе», то мнения диаметрально разошлись: косметологи указали 13,9%, пациенты - 95,9% (р<0,01). И это закономерно, так как врачи-косметологи ориентировались на выборе специальности именно на родственников, и их интересовала, прежде всего, материальная сторона и востребованность врачей-косметологов. Но когда им был задан вопрос о востребованных специалистов в обществе, то терапевты оказались на первом месте - 110 (52,9%), на втором месте стоматологи -59 (28,4%), на третьем месте хирурги - 19 (9,1%), на четвертом акушеры-гинекологи - 15 (7,2%), на пятом неврологи - 5 (2,4%). При сравнении с данными анкетированных пациентов терапевтического профиля по пяти выбранных ими специальностей статистически достоверного расхождения мнений по востребованности врачебных специальностей в обществе в сравнении с врачами-косметологами не оказалось: терапевты - 53,4% и 52,9%; стоматологи

- 30,1% и 28,4%; неврологи - 2,7% и 2,4%; хирурги

- 4,2% и 9,1%; акушеры-гинекологи - 9,6% и 7,2%, соответственно (р>0,05).

Проведено анкетирование посетителей престижного салона по вопросу: влияет ли внешний вид врача-косметолога на выбор его. Из 132 посетителей престижного салона (предполагающего наличие квалифицированных специалистов) 91 (68,9%) высказали мнение, что внешний вид косметолога, безусловно, влияет на выбор врача. Для 32 (24,2%) посетителей это имело существенное значение, для 6 (4,6%) - частично влияло и лишь для 3 (2,3%) внешний вид врача не имел существенного значения.

Далее выяснили приоритет качеств, которые хотели бы видеть посетители салонов у врачей-косметологов (рис. 3). Анкетирование показало, что «тактичность и обаяние» они поставили на первое место - 109 (52,4%); второе место заняло «умение объяснить необходимость выбора процедуры» - 51 (24,5%); третье место заняло «не навязывание лишних процедур» - 30 (14,4%); четвертое - «телефонный контакт после проведения сложных процедур»

- 18 (8,7%).

Таким образом, посетителей салона чаще при-

влекало во враче-косметологе «тактичность и обаяние», а также умение объяснить необходимость выбора процедуры.

Следующий вопрос анкетирования относился к поводу выбора данного салона. У 36 (17,3%) посетителей выбор был случайным. Мнение знакомых повлияло на 37 (30,3%) человек. Реклама послужила поводом выбора салона для 38 (18,3%) посетителей, на положительные отзывы в интернете ориентировалось 63 (30,3%) человека. Близость от места жительства или работы также послужили поводом обращения для 34 (16,3%) пациентов. Анализируя полученные данные анкетирования, можно отметить, что реклама и отзывы в интернете повлекли к обращению в данный салон почти половину из числа анкетированных - 101 (48,6%).

Важным является вопрос удовлетворенности пациентов оказанной косметологической помощью. Полностью удовлетворены были 79 (60,3%) из 131 пациента, почти удовлетворены 29 (22,1%), удовлетворены частично 16 (12,3%), не удовлетворены 7 (5,3%) пациентов (рис. 4).

Интервьюирование неудовлетворенных показало, что это были лица в возрасте от 55 до 67 лет (средний 59,9 ±1,2 лет). Они ожидали больший эффект от проделанных процедур. С устной жалобой обратились к главному врачу 3 из неудовлетворенных - один с устной жалобой и 2 - с письменной. Жалобы были разрешены в данном учреждении. К судебно-медицинским экспертизам никто не обращался.

Заключение

Проведенное анкетирование позволило выяснить отношение врачей-косметологов, посетителей салонов, а также пациентов терапевтического профиля к специальности врача-косметолога, к престижности профессии других специальностей, потребности в обществе в определенных специалистах. Интересно было мнение посетителей салонов к внешнему виду врача-косметолога и влияния на его выбор; установлен, какой приоритет качеств врача-косметолога привлекает посетителей салона.

Все это необходимо учитывать в практической работе врачам-косметологам и руководителям салонов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Инъекционные методы в косметологии: осложнения и профилактика / М.С. Асхаков [и др.] // Znanstvena misel journal, 2017. — № 5 (1). — С. 52-60.

2. БауманнЛ. Косметическая дерматология. Принципы и практика / Л. Бауманн; пер. с анг. под ред. проф. Н.Н. Потекаева. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2016. — 696 с.

3. О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. №210н [Электронныйресурс]. — Режим доступа URL: https://www. rosminzdrav.ru/documents/8957 (дата обращения: 18.05.2018).

4. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих организацию медицинской помощи по профилю «косметология.» / А.А. Кубанова,

ДА. Шнайдер, АА. Кубанов, С.Р. Утц. — М.: Изд-во Деловой экс- 381н [Электронныйресурс]. — Режим доступа URL: https:llwww.

пресс, 2017. — 121 с. Tosminzdrav.rvldocumentsl9125-prikaZjmimsterstva-zdravoohraneniya-

5. О внесении изменений в квалификационные требования к медицин- i-sotsialnogo:Tazyitiya-Tossijskoy:fedeTatsiirot-18-apTelja-2012-g-381n-ob-ским и фармацевтическим работникам с высшиМ образованием по на- utverzhdemii-poTyadka-okazaniya-meditsimkoy-pomoschi-naseleniyu-po-правлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»,утверж- pTofilyu-kosmetol<>gya (дата обращения: 05.W.2018).

денные приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации 7. Чеботарёв В.В. Нормативно-правовое регулирование организации

от 8 октября 2015 г. № 707н: приказ Министерства Здравоохранения медицинской помощи по профилю «косметология»: учебно-методическое

Российской Федерации от 15 июня 2017 года №»328 н [Электронныйре- пособие / В.В. Чеботарёв, М.С. Асхаков. — Ставрополь, 2014. — 50 с. сурс]. — Режим доступа URL: http:llmaws.mlacUlPrika%-Min%dTava-Rossii-ot-15.06.2017-N-328n (дата обращения: 03.07.2018).

6. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. №

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.