УДК 070; ББК 76.0
Антропова В.В., Киуру К.В., Федоров В.В.
Челябинск, Россия
Специальное событие как дискурсивная практика формирования
электорального нарратива (на примере региональных медиа)
Аннотация. В статье анализируются публикации о деятельности политиков-субъектов избирательной кампании в региональных СМИ, посвященные агитационным мероприятиям кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Данное исследование направлено на выявление базовой продуктивной модели повествовательного акта, ее структурной организации и типичных сценариев восприятия субъекта электорального процесса.
Ключевые слова: электоральный дискурс, нарратив, ивент, региональные медиа, дискурсивные практики.
Event as a discoursive practice of electoral narrative formation (the case of
regional media)
Abstract. The article analyzes publications on the activities of politicians-subjects of the election campaign in the regional media, devoted to the campaigning activities of candidates for deputies of the State Duma of the Russian Federation. This study aims to identify the basic productive model of the narrative act, its structural organization and typical scenarios of perception of the electoral process subject.
Key words: electoral discourse, narrative, event, regional media, discursive practices.
Постановка проблемы
Один из ключевых трендов современной массовой коммуникации в России - политизация. Политика, как социальный институт, в самых разных формах (от новостного дискурса до политических ток-шоу) получает законченный медийный образ, который влияет на представления аудитории о конкретных процессах и событиях в данной общественной сфере, определяет практики говорения о политике в повседневной жизни и, в конечном итоге, программирует лояльность и идентичность будущего избирателя.
История вопроса
С течением времени в медиалингвистическом поле (где одними из главных компонентов были и остаются журналистский текст / журналистский дискурс), утвердилось несколько основных подходов к изучению дискурса, имеющих точки соприкосновения: 1) риторический, 2) дискурсивный, 3) когнитивный.
Дискурсивный подход, по нашим наблюдениям, обнаруживает себя в трех типах работ: 1) рассматривающих теоретико-методологические основы журналистского дискурса как императивно-институционального образования с правилами, обязательными для всех коммуникантов, действующих в пространстве дискурса [Чепкина, 2001]; 2) отмечающих специфику дискурсивного воплощения определенного контента (социального, финансово-экономического, конфессионально-религиозного, арт-контента) в журналистских текстах [Ветров, 2013; Кадочникова, 2018]; 3) изучающих политический дискурс (в том числе и тесно связанные с политикой феномены - дискурс терроризма и войны, идеологизированные дискурсы) в журналистских или PR-текстах [Киуру, 2008].
Авторы, учитывая дискурсивные признаки одновременно нескольких институций (политики и журналистики / пиарологии), раскрывают интенциональную базу высказываний, их имплицитные смыслы, авторское отношение, способы дезинформации и манипуляции, способы конструирования определенного образа, отношения, фрагмента картины мира.
Нарративный тип коммуникации объясняет и упорядочивает мир предвыборной кампании в сознании аудитории, которая является потенциальным избирателем. Это одна из самых перспективных технологий создания и продвижения образа политического субъекта в электоральном медиадискурсе, в рамках которой сообщение от адресанта к адресату передается не с помощью специальной информации, цифровых показателей, статистических данных, отдельных фактов, то есть логически-абстрактного понятийного мышления, а посредством рассказывания историй, построения повествовательных текстов.
В таком контексте оказывается возможным говорить о нарративизации электорального медиадискурса. Показательно, что в электоральном медиадискурсе обнаруживаются традиционные и стереотипные представления о лидере, его качествах, о самом институте власти в форме повествований-рассказов о деятельности кандидатов, что делает нарративную коммуникацию способом идентификации политического кандидата как субъекта избирательной кампании.
Нарративный формат электорального дискурса предполагает создание устойчивых историй / рассказов о деятельности кандидата в ходе избирательной кампании и голосования. Среди них могут быть не только публичные выступления, но и встречи с электоратом, организация и проведение благотворительных акций и других специальных событий, в том числе и праздников. То есть, мы можем говорить об ивентах как дискурсивной практике формирования электорального нарратива.
На протяжении истории человечества символические события использовались для формирования у аудитории представления о ценностях системы [Киуру, Кривоносов, 2018]. Историк PR Л.Ф. Лапревот выделяет три этапа в инженерии событийных паблик рилейшнз. «Первоначально использовались символические события или псевдособытия, затем они стали уступать место системной событийной коммуникации и, наконец, сформировалось такое направление инженерии PR как событийный
менеджмент, позволяющий осуществлять долгосрочное позиционирование и управлять отношениями с целевыми аудиториями» [Энциклопедия PR, 2009: 235-236]. Одним из таких символических событий является праздник.
Изучению событийной коммуникации, event-технологий, специальных событий и мероприятий в настоящий момент посвящено множество публикаций как научного (в основном с точки зрения культурологии, философии и социологии), так и прикладного характера.
Н.Д. Мостицкая [Мостицкая, 2016], исследуя причины кризисных явлений в России, делает акцент на актуальных способах формирования праздничной культуры, используя методологию синергийного подхода, а также бинарную оппозицию «праздничность-повседневность» как своеобразную систему координат динамики культуры. Автор характеризует современное коммуникативное социокультурное пространство России как феномен «оповседневнивания» культуры. В статье делается акцент на утрате целостной системы праздничной коммуникации, замене ее на «псевдопраздничную культуру», что приводит к утрате базовой функции праздника - аксиологической с сопутствующими ей элементами творчества, «свободы» и превращает праздник в пространство «ценностной пустоты».
Д.А. Фадеев в своей работе обращается к определению социокультурных оснований событийных коммуникаций, в качестве которых предлагается рассматривать праздничную и карнавальную культуру, а также игру как феномен культуры. Автор представляет основные характеристики праздника и карнавала, выявляет их сходства и различия, анализирует их игровая природа. В результате проведенного анализа автор выводит исторически присущие событийным коммуникациям особенности: обособленность во времени и пространстве, особое внутреннее игровое пространство и направленность на трансляцию определенных ценностных сообщений [Фадеев, 2016].
Д.П. Гавра и А.С. Савицкая в своей статье рассматривают вопросы включения традиционного ивента (массового народного праздника) в систему
стратегических коммуникаций государства. Принимая во внимание эффективность событийных коммуникаций, считают авторы, праздники могут рассматриваться в качестве действенного инструмента создания и распространения ценностно-ориентированных смыслов, консолидирующих общество и функционирующих в течение длительного времени [Гавра, Савицкая, 2017].
Описание методики исследования и полученные результаты
Нарративный формат электорального дискурса предполагает создание устойчивых историй / рассказов о деятельности кандидата в ходе избирательной кампании и голосования. Среди них встречаются рассказы о специальных событиях, в том числе праздниках.
На основе журналистских материалов о предвыборной кампании в Государственную Думу 2016 года в электронных и печатных медиа Челябинской области (май-июнь 2016 года) мы выявили набор сюжетов, призванных идентифицировать кандидата как легитимного субъекта предвыборных мероприятий, сформировать лояльность аудитории.
Во-первых, функционируют повествования о публичных акциях, социально значимых мероприятиях, организатором которых выступает кандидат или его партия: «Потрясающая по своей красоте акция состоится в рамках конкурса «Твой первый самолет», который набирает свою популярность на территории Челябинской области. Она приурочена сразу к двум важным датам: Дню Победы - 9 Мая и Дню памяти- 22 июня. Идея конкурса принадлежит лидеру челябинского отделения партии «РОДИНА» Алексею Севастьянову. Южноуральский правозащитник посвятил этот проект своему деду, летчику-истребителю Алексею Севастьянову. Герой Советского Союза погиб в небе над Ленинградом в апреле 1942 года» (Вечерний Челябинск. 27.05.2016).
Во-вторых, рассказы об инициализирующих мероприятиях, в рамках которых происходит представление нового актора предвыборной кампании или установление факта публичного выдвижения кандидата (выдвижение,
сбор подписей, встречи с избирателями, экспликация политических ценностей): «Группа инициативных граждан приняла решение выдвинуть первого уполномоченного по правам человека Челябинской области, а ныне лидера регионального отделения партии «Родина» Алексея Севастьянова в депутаты Государственной Думы РФ. Сбор подписей начался во время праймериз «Единой России»» (Chelyabinsk.ru. 30.05.2016).
Таким образом, мы можем наблюдать ограниченный набор повторяющихся сюжетов и их вариантов, который снижает степень оригинальности сообщения, не выделяет кандидата из лавинообразного потока информации в ситуации выборов. Но у данного феномена есть и другой аспект: клишированность и устойчивость уменьшают информативность медиатекстов о предвыборных мероприятиях, но они также обеспечивают идентификацию субъекта как кандидата. Здесь можно выделить такую тактику повторяемости: мультипликация однотипных по структуре и семантике, но разных по внешним признакам сообщений.
Мы можем выделить компоненты и структуру базовой нарративной модели (согласно Т. ван Дейку): 1) приуроченность к событию; 2) выражение политических ценностей и мировоззрения; 3) рассказ о действиях политика; 4) экспликация; 5) заключение (развязка). Рассмотрим подробнее каждый конструктивный элемент.
1. Приуроченность к событию, которое может быть напрямую или косвенно иметь отношение к предвыборной кампании, использовать злободневные поводы, присутствующие в актуальной новостной повестке, с одной стороны, национальные и государственные праздники, акции и перформансы, публичное решение бытовых проблем, с другой стороны, участие кандидата в общественно-политических мероприятиях, определяемых как обязательные для предвыборной кампании. Рассказы об участии в таких государственных и политических ритуалах становятся основой электорального дискурса, так как в ситуации передачи власти необходимо создать когнитивную модель, воплощающую порядок и стабильность.
Возникает модель двойной идентификации: данный элемент повествования называет кандидата как субъекта избирательного процесса, а также как принадлежащего к определенной политической силе. Например, «Анатолий Литовченко, выигравший праймериз "Единой России" по Коркинскому одномандатному округу, поздравил южноуральцев с Днем России» (Время новостей. Первый областной. 29.11.2016).
2. Выражение политических ценностей и мировоззрения. Политические ценности и мировоззрение объясняют на понятном для обывателя языке общественные и политические характеристики кандидата, приближают его к рядовому потребителю. Например, «Южноуральский правозащитник посвятил этот проект своему деду, летчику-истребителю Алексею Севастьянову. Герой Советского Союза погиб в небе над Ленинградом в апреле 1942 года» (Вечерний Челябинск. 27.05.2016).
3. Действия политика. Неопределенный с точки зрения властных полномочий статус кандидата не позволяет ему применять административный ресурс, однако именно социальная сфера и благотворительность становятся полем, на котором кандидаты могут создать символический образ лидера, работающего на благо народа. Например, «Уже сегодня, в преддверии праздника, сдали кровь для пациентов детского онкогематологического центра главы Увельского муниципального района Анатолий Литовченко» (Chelyabinsk.ru. 31.05.2016).
4. Экспликация. Экспликация представляет собой включение обобщенных суждений, общеизвестных положений, которые становятся в тексте фоном-поддержкой кандидата от имени «гласа народа». Напомним, что субъект избирательной кампании не имеет властных полномочий, поэтому, для того чтобы электорат идентифицировал кандидата как выступающего не только от себя лично, как частного лица, но и как от имени общности национальной, культурной, моральной. Например, «На сегодняшний день -это самый эффективный путь. Только в суд, резолюции не помогут!» (Вечерний Челябинск. 01.06.2016).
5. Заключение. Этот структурный компонент задает потенциальный фрейм «лидер, который выполняет с вою работу» (он остается за текстом, но может существовать в устных повествованиях о том, что сделал тот или иной участник предвыборных мероприятий). Например, «Уже сейчас юристы готовят все необходимые документы для того, чтобы решить вопрос в судебном порядке. А у жителей поселка ОПМС-42 наконец-то появилась надежда» (Вечерний Челябинск. 01.06.2016).
Таким образом, описанная нами схема стабильна в наборе компонентов, но может быть динамичной и гибридной в порядке их расположения. Нарративная коммуникация апеллирует к опыту рядового избирателя, который представляет политику как решение его жизненных проблем, совокупность конкретных действий и прямое выражение личных качеств носителя власти.
Вывод
В ходе исследования мы выяснили, что, во-первых, устойчивые сюжеты о типичных формах специальных событий (в том числе праздников) становятся практикой говорения в предвыборном медиадискурсе о кандидате, то есть явлением дискурсивно оформленным.
Во-вторых, существует базовая нарративная модель, которая позволяет рядовому потребителю информации идентифицировать участника предвыборных мероприятий и воспринимать его как легитимного и общепризнанного.
Библиография
Ветров Ф.П. Дискурсивные характеристики репрезентации финансово-экономического кризиса в деловой прессе России (на примере журнала «Эксперт»): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2013. 27 с.
ГавраД.П., СавицкаяА.С. Традиционный ивент в контексте стратегических коммуникаций государства // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 10. Казань, 2017. С. 63 - 72.
Кадочникова С.А. Журналистский дискурс в системе авторской песни. Песня-репортаж как информационно-лирический жанр // Вопросы литературы. 2018.- № 4. С. 173-190. Киуру К.В. Имиджевый медиатекст в политической коммуникации: дискурсный анализ: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 2008.
Киуру К.В., Кривоносов А.Д. Праздник как социокоммуникативный феномен: от сакрализации к ивентингу // Российская пиарология-6: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 3-6.
Мостицкая ДД.Современное социокультурное пространство в координатах праздничности и повседневности // Аналитика культурологии. 2016. № 1(34). С. 137 - 149. Фадеев Д.А. Социокультурные основания событийных коммуникаций // Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 116 - 119.
Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000): автореф. дисс. ... докт. филол. наук. Екатеринбург, 2001. Энциклопедия паблик рилейшнз. Париж: IEERP - L'Harmattan, 2009.
References
Vetrov F.P. (2013) Diskursivnye harakteristiki reprezentacii finansovo-jekonomicheskogo krizisa v delovoj presse Rossii (na primere zhurnala «Jekspert») [Discursive characteristics of the representation of the financial and economic crisis in the business press of Russia (using the example of Expert magazine)]. Moscow.
Gavra D.P., Savickaja A.S. (2017) Tradicionnyj ivent v kontekste strategicheskih kommunikacij gosudarstva [Traditional event in the context of strategic communications of the state]. Russian School of Public Relations 10: 63-72.
Kadochnikova S.A. (2018) Zhurnalistskij diskurs v sisteme avtorskoj pesni. Pesnja-reportazh kak informacionno-liricheskij zhanr [Journalistic discourse in the system of author's song. Reporting song as an informational lyrical genre]. Literature Issues 4: 173-190.
Kiuru K.V. (2008) Imidzhevyj mediatekst vpoliticheskoj kommunikacii: diskursnyj analiz [Image media text in political communication: discourse analysis]. St. Petersburg. Kiuru K.V., Krivonosov A.D. (2018) Prazdnik kak sociokommunikativnyj fenomen: ot sakralizacii k iventingu [Holiday as a socio-communicative phenomenon: from sacralization to even]. Russian public relations 6: 3-6.
Mostickaja N.D. (2016) Sovremennoe sociokul'turnoe prostranstvo v koordinatah prazdnichnosti i povsednevnosti [Modern socio-cultural space in the coordinates of festivity and everyday life]. Analytics of cultural studies 1: 137-149.
Fadeev D.A. (2016) Sociokul'turnye osnovanija sobytijnyh kommunikacij [Sociocultural foundations of event communications]. Society:philosophy, history, culture 5: 116-119. Chepkina Je.V. (2001) Russkij zhurnalistskij diskurs: tekstoporozhdajushhiepraktiki i kody (19952000) [Russian journalistic discourse: text-generating practices and codes (1995-2000)]. Ekaterinburg.
Jenciklopedija pablik rilejshnz [Encyclopedia of public relations]. Paris: L'Harmattan.
Сведения об авторах
Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected], 89088264302
Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, профессор Европейского Института PR (IEERP, Paris), [email protected], 89128913714
Федоров Василий Викторович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected], 89514831216.
Antropova Vera - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Journalism and Mass Communications, Faculty of Journalism, Chelyabinsk State University, [email protected], 89088264302
Kiuru Konstantin - Doctor of Philology, Professor, Professor of Department of Journalism and Mass Communications, Faculty of Journalism, Chelyabinsk State University, Professor, European Institute of PR (IEERP, Paris), [email protected], 89128913714
Fedorov Vasily - Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Journalism and Mass Communications, Journalism Department, Chelyabinsk State University, [email protected], 89514831216.