Научная статья на тему 'Специальное питание - рыночные тенденции и факторы роста'

Специальное питание - рыночные тенденции и факторы роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1042
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ / ПРОДУКТЫ ДЕТСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ / ОБЪЕМ И РОСТ РЫНКА / КАНАЛЫ ПРОДВИЖЕНИЯ / АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ / ГОСЗАКУПКИ / SPECIAL NUTRITION / INFANT AND CLINICAL NUTRITION PRODUCTS / MARKET VOLUME AND GROWTH / MARKET CHANNELS / RETAIL SALES / PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

Рынок детского питания, которое условно можно разделить на 5 категорий: заменители грудного молока, детские соки, пюре, каши, жидкие и пастообразные молочные продукты, является одним из быстрорастущих в мире. Как и любой другой рынок, он довольно неоднороден: в разных странах спрос на те или иные продукты может существенно различаться. Общим же является понимание растущей популярности этих продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special food: market trends and growth factors

There is a growing consumer demand for special food (for babies, clinical nutrition) in Russia. This high-potential market segment is very attractive for both Russian and foreign manufacturers. Concurrently, the role of the retail sector in the promotion of this type of products is growing. here is a growing consumer demand for special food (for babies, clinical nutrition) in Russia. This high-potential market segment is very attractive for both Russian and foreign manufacturers. Concurrently, the role of the retail sector in the promotion of this type of products is growing.

Текст научной работы на тему «Специальное питание - рыночные тенденции и факторы роста»

20 O» PfMtPUUM

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Специальное питание -

РЫНОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РОСТА

В России быстрыми темпами увеличивается потребительский спрос на специальное (детское и лечебное) питание. Наряду с постоянным расширением ассортимента, увеличением инвестиций в производство, а также меняющейся культурой потребления, это обеспечивает стабильный рост рынка на протяжении последних нескольких лет и обуславливает его дальнейшее активное развитие.

Ключевые слова: специализированное питание, продукты детского и лечебного питания, объем и рост рынка, каналы продвижения, аптечные продажи, госзакупки

• СЕГМЕНТ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ — ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Рынок детского питания, которое условно можно разделить на 5 категорий: заменители грудного молока, детские соки, пюре, каши, жидкие и пастообразные молочные продукты, является одним из быстрорастущих в мире. Как и любой другой рынок, он довольно неоднороден: в разных странах спрос на те или иные продукты может существенно различаться. Общим же является понимание растущей популярности этих продуктов. По словам Дмитрия Миклина, директора по регуляторным вопросам компании Nutricia в России и Казахстане, во всем мире специалисты все чаще обращают внимание на необходимость обеспечения детей раннего возраста специализированным детским питанием, учитывая, что еда для взрослых не отвечает потребностям детского организма. В России растет число родителей, предпочитающих готовые и быстрого приготовления продукты для детей, что закономерно приводит к росту спроса на детское питание и увеличению объема рынка, наметившемуся в последние 3 года. По оценке аналитиков агентства Euromonitor, в 2011 г. объем российского рынка детского питания в денежном выражении достиг 122,8 млрд руб., что почти в 2,5 раза больше в сравнении с 2009 г. (46 млрд руб.). Согласно данным BusinesStat, в 2012 г. объем розничных продаж детского питания в натураль-

ных показателях вырос на 16% по сравнению с 2008 г., превысив 1,4 млн т. Высокий потенциал отечественного рынка детского питания делает его весьма привлекательным как для российских, так и зарубежных производителей. Среди основных российских участников рынка — ОАО «Сады Придонья», ОАО «Прогресс», ОАО «Лебедянский», ООО «Нидан-Гросс», «Вимм-Билль-Данн», ФЛ ЗАО «Мул-тон», ОАО «Компания Юни-милк» (в 2010 г. компания «Юнимилк» слилась с Danon с целью образования группы компаний Danone — «Юнимилк») и др. Импортные поставки осуществляют Danone Baby Nutrition (включая Nutricia), Nestle, HiPP, Heinz, Droga Kolinska и другие ведущие мировые производители детского питания, а

\

Keywords: special nutrition, infant and clinical nutrition products, market volume and growth, market channels, retail sales, public procurement

There is a growing consumer demand for special food (for babies, clinical nutrition) in Russia. This high-potential market segment is very attractive for both Russian and foreign manufacturers. Concurrently, the role of the retail sector in the promotion of this type of products is growing. Irina SHIROKOVA, Remedium. SPECIAL FOOD: MARKET TRENDS AND GROWTH FACTORS.

также некоторые фармацевтические производители (например, Abbott). Наряду с экспортом своей продукции, крупные западные компании локализуют производства в России. В 1995 г. компания Heinz первой из зарубежных участников рынка построила в г. Геор-гиевске Ставропольского края завод по производству инстантных каш. Сегодня завод производит каши, пудинги и супы для детей. В 1995 г. Nutricia приобрела завод в подмосковной Истре и полностью его модернизировала, а в 2012 г. завершила строительство нового производственного комплекса. В настоящее время предприятие выпускает детские смеси и каши «Малютка» и «Малыш Истринский». В 2003 г. компания Nestle объявила о начале местного производства детского питания в России, приобретя профильный завод в Вологде. После ряда необходимых инвестиций завод стал выпускать детские каши. В 2009 г. компания HiPP запустила производство детского питания в Калининградской области, наладив выпуск широкого ассортимента фруктовых, овощных и мясных пюре в стеклянной таре.

Несмотря на эти шаги, доля импортируемых продуктов детского питания остается достаточно высокой, особенно в сегменте адаптированных сухих смесей, где она достигает 91%, овощных пюре — 91% и фруктовых пюре — 50%.

В ряде секторов рынка весьма сильны и позиции российских производителей. Отечественная продукция превалирует в сегменте мясных пюре (75%), соков (90%), жидких и пастообразных молочных продуктов для детей (99%). Высокие показатели также демонстрирует и отечественное производство фруктовых пюре и джемов для детей. Так, по

РЩЩЦЦМ 21

таблица Г1 Экспорт по видам детского питания, РФ, 2008—2012 гг. (млн долл.)

Параметр 2008 2009 2010 2011 2012

Питание детское на молочной основе сухое 1,19 0,96 0,97 1,13 1,48

Питание детское на молочной основе жидкое или пастообразное 0,07 0,07 0,08 0,10 0,12

Питание детское на мучной основе сухое 13,92 12,31 13,73 16,96 19,71

Смеси на гречневом, рисовом, овсяном отварах 0,02 0,02 0,02 0,03 0,03

Консервы мясные, плодово-овощные и фруктовые гомогенизированные 24,44 18,44 19,04 23,59 26,50

Соки для детей 5,46 4,66 4,94 6,45 7,29

Детское питание — всего 45,10 36,46 38,78 48,26 55,14

Источник: Федеральная таможенная служба РФ

данным Росстата, по итогам 2012 г. совокупный объем производства гомогенизированных плодово-ягодных продуктов для детского питания в России составил 128 468,2 тыс. условных банок. Объем производства гомогенизированных плодово-ягодных продуктов для детского питания в январе — апреле 2013 г. вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С развитием производства постепенно увеличивается доля экспорта детского питания. Поставки отечественного детского питания осуществляются главным образом в страны ближнего зарубежья — Украину, Казахстан, Азербайджан, Туркмению, Киргизию. В структуре экспорта преобладают консервы: мясные, плодово-овощные и фруктовые гомогенизированные. Существенная доля в поставках также приходится на детское питание на мучной основе (табл. 1).

По данным ФТС, за период с 2008 по 2012 г. стоимостный оборот экспорта детского питания из России вырос на 22,3%: с 45,1 до 55,1 млн долл. Сокращение стоимостного экспорта относительно предыдущих лет наблюдалось только в 2009 г. — на 19,2%. В ближайшей перспективе эксперты прогнозируют увеличение объема экспорта

детского питания из России: в 2013— 2017 гг. этот показатель в стоимостном выражении должен расти в среднем на 18,5% в год за счет ежегодного увеличения натурального объема и цены экспорта. В 2017 г. экспорт может составить 129 млн долл. (табл. 2)1.

По словам Дмитрия Мик-лина, в России очень хорошо развит сегмент детских соков и гораздо в меньшей степени — сегменты других видов каждодневного питания для детей, в частности молочных напитков и каш. Нашим малышам во второй и третий годы жизни достается гораздо меньше таких продуктов, чем детям в Европе. Это связано с тем, что, в отличие от европейских женщин, российские мамы, подчас не обладая необходимой информацией о сбалансированном питании, преждевременно переводят малышей на взрослые продукты, хотя педиатры рекомендуют кормить ребенка специально адаптированным питанием до 2—3 лет и даже дольше. К тому же среди молодых родителей, к сожа-

1 BusinesStat. Анализ рынка детского питания в России в 2008-2012 гг., прогноз на 2013-2017 гг. Демонстрационная версия.

таблица Г2 Прогноз экспорта детского питания, РФ, 2013—2017 гг. (млн долл., %)

Параметр 2013 2014 2015 2016 2017

Экспорт, млн долл. 65,3 76,5 91,3 109,0 129,0

Динамика экспорта (% к предыдущему году) 18,4 17,3 19,3 19,3 18,3

Источник: BusinesStat

Дмитрий МИКЛИН:

— Nutricia уже более века занимается производством детских смесей. Свыше 30 лет мы изучаем состав и свойства грудного молока в наших научно-исследовательских центрах в Германии, Нидерландах и Сингапуре, чтобы постараться максимально приблизить к нему наши молочные смеси. Накопленный нами опыт, экспертиза ученых со всего мира, научные исследования и инновационные разработки позволяют предлагать мамам лучшее решение в случаях, когда грудное вскармливание невозможно. Помимо детских смесей, мы также концентрируем свои усилия на разработке специализированных продуктов детского питания — для детей с аллергиями и другими сложными пищевыми особенностями. Мы много внимания уделяем и производству каш для питания детей до трех лет. В России Nutricia является, пожалуй, единственной международной компанией, которая разрабатывает свои продукты, учитывая потребности именно российских детей. Россиянам предлагаются все основные бренды нашей компании — Nutrilon, «Малютка» и «Малыш». Совсем недавно компания Nutricia запустила новую линейку детских смесей Nutrilon с инновационным комплексом PronutriPlus. Формула нового поколения поддерживает иммунитет, внося свой вклад в основы физического здоровья ребенка. Она также содержит ингредиенты, способствующие развитию головного мозга, зрения и интеллекта. В перспективе мы также планируем разработку готовых к употреблению жидких детских смесей — и не только. Замечу, что в 2012 г. наш продукт Nutrilon был признан молочной смесью №1 в 13 странах Европы.

22 2» РШШШШ

рисунок г 1 Доля каналов в продажах детского питания в стоимостном выражении в 2012 г.

1 — современная

торговля, 63,6%

2 — детские магазины, 24,3%

3 — аптеки, 7,9%

4 — продуктовые

магазины (традиционная торговля), 4,2%

Источник: ACNielsen

рисунок г 2 Объем продаж детского питания в России в натуральном выражении, тыс. т

500 400 300 200 100 0

2009 2010 2011

2012

| | — Россия (всего) | | — современная торговля | | — детские магазины | | — аптеки

Щ — продуктовые магазины (традиционная торговля)

Источник: ACNielsen

лению, существует стереотип, что продукты промышленного производства менее полезны для малыша, чем еда домашнего приготовления. Одна из наших задач — развеять этот стереотип. К производству продуктов детского питания предъявляются высочайшие стандарты качества и безопасности — гораздо выше, чем к тем же овощам, фруктам, крупам и другим продуктам с общего стола. Жестко регламентируется и контролируется производство на всех

-

этапах — от качества сырья до стерильности упаковки и условий хранения в магазинах. Использование вредных ингредиентов и «химии» исключено. В домашних условиях готовки попросту невозможно обеспечить сопоставимый уровень безопасности и питательной ценности еды для ребенка. К тому же польза детских продуктов, в частности детских молочных смесей и каш, производители подтверждают многочисленными научными исследованиями.

В связи с этим интересны результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в 2013 г. в 10 крупных российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске и др., согласно которым положительно к детским смесям относятся две из трех мам с детьми до года, но среди имеющих детей старше года — половина. В случаях когда грудное вскармливание невозможно, 82% мам считают детскую смесь наиболее правильным молочным продуктом для ребенка до года, в то время как в качестве дополнения к грудному вскармливанию этот продукт предпочитает почти вдвое меньше респондентов (48%). В качестве замены грудного вскармливания

Джо МЭННИНГ:

— Компания Abbott разрабатывает и выводит на рынок продукты детского и лечебного питания на протяжении 85 лет. Основными марками детского питания Abbott на российском рынке являются смеси Similac® и Similac® Premium. Мы также предлагаем специализированные смеси: Similac® Гипоаллер-генный, Similac® Низколактозный, Similac® Антирефлюкс, Similac® Изомил, а также Similac® Особая забота и Similac NeoSure® — смеси для недоношенных детей и детей с низким весом. Согласно исследованиям, смеси Similac® способствуют комфортному пищеварению, развитию головного мозга и зрения, что важно для тех семей, которые сделали выбор в пользу детских смесей. Дополнительным преимуществом этих смесей является более высокая усвояемость жира и кальция ввиду отсутствия в составе смеси пальмового масла. Это очень важно, поскольку именно первый год жизни — важный период роста и развития ребенка, а хорошее питание позволяет заложить основу здоровья в будущем. Среди наших основных продуктов лечебного питания в России — Glucerna® (диетическое питание, разработанное для пациентов с сахарным диабетом), EnSure® (концентрированное питание с повышенным содержанием белка и пре-биотиков), PediaSure® (полноценное сбалансированное питание для детей старше года) и Prosure® (специализированное лечебное питание для пациентов с онкологическими заболеваниями). Мы активно работаем с медицинскими специалистами в России, информируя их о международных подходах к детскому и лечебному питанию в рамках различных образовательных инициатив.

в случае его невозможности предпочитают детские кисломолочные продукты (йогурты, творожки, кефир) 55% женщин, а 66% считают эти продукты хорошим дополнением.

Но фактическая ситуация отличается от декларированного мнения: лишь каждая десятая мама регулярно дает детские смеси ребенку, находящемуся на втором году жизни, еще 36% респондентов чаще всего выбирают детские кисломолочные продукты (йогурты, творожки, кефир).

«Выбор детских смесей в России огромен, это очень высококонкурентный сегмент рынка, — отмечает Джо Мэн-нинг, директор подразделения детского и лечебного питания компании Abbott в России и СНГ. — Однако из-за низкой рождаемости в стране на нем не происходит столь быстрого увеличения объема продаж, как это можно наблюдать в других сегментах рынка потребительских товаров России. В целом мы ожидаем рост в сегментах продуктов питания для детей 1—3 лет в среднесрочной перспективе, поскольку у родителей, желающих обеспечить своему ребенку качественное питание после завершения грудного вскармливания или вместо него, с увеличением доходов появляется большой выбор».

• КАНАЛЫ СБЫТА

По мнению экспертов «КредИнформ», самыми важными каналами для покупки детского питания являются специализированные детские магазины (19% рынка) и супермаркеты (23%)2. Об этом также свидетельствуют и данные компании ACNielsen, согласно ко-

2 Продуктовый бизнес. 2011, №6.

4

рщшиим 23

торым основной рост продаж детского питания обеспечивается преимущественно каналами современной торговли — супер- и гипермаркетами (63,6%). Далее следуют детские магазины с долей, равной 24,3%. Вклад аптек в продажи категории относительно невелик и составляет порядка 8% в 2012 г. (рис. 1).

В то же время объем продаж детского питания через аптеки растет как в натуральном, так и в денежном выражении. Так, если в 2011 г. в аптеках было реализовано более 18,3 тыс. т детского питания, то в 2012 г. — свыше 20,3 тыс. т (рис. 2).

В стоимостном выражении аптечные продажи детского питания увеличились еще заметнее. В 2012 г. объем розничных продаж в аптеках превысил 6,48 млрд руб., тогда как в 2011 г. — 5,49 млрд руб. (рис. 3). Рост продаж составил 18% при 19%-ном росте данного сегмента рынка (рис. 4). Согласно результатам исследования, аптеки являются весьма значимым каналом реализации для таких ключевых категорий детского питания, как молочные смеси и детские каши. Вклад аптек в продажи молочных смесей в 2012 г. составил около 14% в денежном выражении, детских

Наталия ФИЛИМОНОВА:

рисунок Г 3 Объем продаж детского питания в России, млрд руб.

80

20

tb

Щ.

Россия (всего)

современная торговля

детские магазины

аптеки

продуктовые магазины

Lb.

2009

2010

2011

2012

(традиционная торговля)

Источник: ACNielsen

рисунок Г 4 Динамика продаж детского питания в стоимостном выражении, %

35

26 25

23

23

10

I

19 18

11

I

2011/2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012/2011

| | — Россия (всего) | | — современная торговля | | — детские магазины | | — аптеки

Щ — продуктовые магазины (традиционная торговля)

Источник: ACNielsen

каш — 12%. В 2012 г. в аптеках было реализовано более 5,4 тыс. т за-

— Компания «Нутриция Эдванс», имея более чем 100-летнюю историю, является одним из мировых экспертов и новаторов в области специализированного лечебного питания. Заводы, на которых производятся продукты «Нутриции Эдванс», расположены в Великобритании, Голландии, Германии и других странах Европы. В 1946 г. в компании был впервые открыт научно-исследовательский отдел, а в сентябре 2013 г. в голландском г. Утрехт на базе университетского центра — новый современный исследовательский центр, призванный объединить все передовые разработки в области специализированного питания. Более 400 нутрици-ологов, молекулярных биологов и химиков занимаются непрерывным поиском, разработкой и внедрением инноваций для совершенствования продуктов специализированного питания. «Нутриция Эдванс» производит инновационные продукты, которые являются неотъемлемой частью лечения в ключевых направлениях медицины: интенсивная терапия и хирургия, онкология и неврология, педиатрия и аллергология. Портфель компании также включает широкий ассортимент продуктов для пациентов с редкими генетическими заболеваниями, фенилкето-нурией. Основные продукты «Нутриции Эдванс»: нутризоны и нутридринки, Neocate, Nutridrink, ПАМы и лопрофины. Этой осенью мы запустили новый продукт — Nutridrink Compact. Технологические инновации позволили создать максимально насыщенное специализированное питание в минимально возможном объеме, что особенно важно в онкологии. В сфере деятельности компании — знакомство российских специалистов с лучшими мировыми и отечественными практиками, поддержка опыта применения инноваций нутритивной терапии в ведущих медицинских центрах России.

менителей грудного молока на сумму, превышающую 3,8 млрд руб. По сравнению с 2011 г. был продемонстрирован рост в натуральных показателях — 8%, в стоимостных — 17%. Аптечные продажи каш в 2012 г. составили в натуральном выражении более 1,8 тыс. т, в стоимостном — около 751 млн руб. По сравнению с 2011 г. рост в натуральных показателях составил 10%, в стоимостных — 24%. Эти данные свидетельствуют о том, что для самих аптек детское питание является важным источником роста: среднегодовой темп роста продаж заменителей грудного молока в аптеках с 2009 по 2012 г. составляет 19% в стоимостном выражении, темп роста продаж детских каш — 17% соответственно. Производители детского питания считают аптечные сети важным каналом для продвижения своей продукции. «Для нас имеет огромное значение географическая представленность и доступность нашей продукции, поэтому мы стремимся по максимуму задействовать все каналы сбыта: от маленьких

100

60

40

0

24 PfMEffUUM

таблица Гз Государственные заказчики детского питания в России

Вид предприятия 2011 2012

Учреждения здравоохранения (министерства, отделы, департаменты, управления, комитеты и др.) 26,57% 38,57%

ЛПУ 39,11% 34,51%

ЛПУ для детей 10,27% 9,23%

Другие детские учреждения 13,68% 6,42%

Детские учреждения для детей-сирот 4,38% 4,89%

Тюрьмы, колонии 3,38% 1,90%

Другие организации и учреждения 2,62% 4,48%

Источник: Клифар-Госзакупки

магазинов, аптек до крупных сетевых гипермаркетов и аптечных сетей, — отмечает Дмитрий Миклин. — При этом аптеки играют особую роль при реализации молочных смесей и детских каш. Продукты питания для детей раннего возраста — одна из наиболее востребованных категорий аптечного ассортимента во многих западных странах. В России также наблюдается тенденция к большей представленности адаптированного детского питания в аптеках. Однако есть ряд важных моментов, о которых нужно помнить и родителям, и аптечным работникам. Во-первых, продукты питания для детей — это очень деликатная группа товаров, главным требованием для которых является безопасность, что сближает их с фармацевтическими препаратами. Во-вторых, ребенок должен получать сбалансированное витаминами и микроэлементами питание, полностью отвечающее его возрастным физиологическим потребностям. Поэтому обязательным условием является консультация специалиста. Он должен не только знать схемы рационального питания детей разных возрастных групп, но и весь ассортимент предлагаемых рынком продуктов. Наличие детского питания в ассортименте аптек привлекает многих родителей, которые знают, что здесь гарантирован широкий выбор и высокий уровень представленных продуктов».

• В СЕГМЕНТЕ ГОСЗАКУПОК

Значительное количество детского питания сегодня закупается государством, демонстрируя ежегодный рост. Так, если в 2012 г. детского питания было за-

Детское питание (госзакупки), млрд руб.

куплено на сумму около 1,6 млрд руб., то уже только в I полугодии 2013 г. — более 1 млрд руб. (рис. 5)3. Основными заказчиками детского питания являются министерства, отделы, управления, ЛПУ и детские ЛПУ (табл. 3).

Если в 2011 г. по госзакупкам лидировали Санкт-Петербург, Московская область и Ханты-Мансийский АО — Югра, то в 2012 г. на 2-й позиции оказалась Республика Дагестан (объем закупок в стоимостном выражении увеличился почти в 200 раз), на 3-м — Новосибирская область. Санкт-Петербург переместился на 5-е место, а Ханты-Мансийский АО — Югра — на 4-е (табл. 4). Основные доли закупаемой продукции в 2012 г. пришлись на сухие продукты для детского и диетического питания, консервы (42,69%), смеси и каши молочные (17,03%).

• ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ

Одновременно с детским питанием в России и мире растет спрос на продукты

3 Учитывались государственные закупки товаров по кодам ОКДП - 1512846, 1513414, 1513560, 1533320, 1533322, 1549034, 1549390, 1549400, 1549401, 1549402, 1549403, 1549404, 1549405, 1549412, 1549450, 1549451, 1549452, 1549472.

Александр СЕМЕНОВ, гендиректор сети аптек «Первая помощь»:

— Продукты детского и лечебного питания не являются ключевыми в структуре общего товарооборота аптечной сети «Первая помощь», их доля в совокупном объеме продаж составляет порядка 1,3%. Но мы видим хорошие перспективы у этого направления и продолжаем его развивать. Как результат, за последние

3 года оборот детского питания в аптеках сети вырос в два раза. Положительная динамика обусловлена созданием в 2010 г. проекта WAWA KIDS (выделенная зона с максимально представленным ассортиментом детских товаров) и открытием аптек с отделами детства (расширенный ассортимент детских товаров). На мой взгляд, аптеки в данном сегменте будут успешно конкурировать со специализированными детскими магазинами, в первую очередь благодаря гарантии качества и наличию квалифицированного обслуживающего персонала. Этому также будут способствовать расширение ассортиментной группы в форматах открытой выкладки и расположение аптек — факторы, влияющие на увеличение аптечных продаж детского питания.

Наталья ГОРДЕЕВА, директор аптеки «ФармЮнит»:

— В нашей аптеке детское и лечебное питание изначально было довольно широко представлено, но со временем заниматься данными товарами стало невыгодно: специализированные магазины оттянули на себя покупателей. Поэтому сегодня аптека доставляет детское питание под заказ. В большинстве случаев речь идет о заменителях грудного молока. Что касается лечебного питания, то с ним аптеке работать выгоднее даже при сравнительно невысоком трафике. В наш постоянный ассортимент включены такие марки, как Glucema, Ensure, Nutridrink и Forticare.

РЩЩЦЦМ 25

таблица Г4 Закупки детского питания по регионам

Регион 2011 2012 2013, I полугод.

Объем закупок, руб. Доля, % Объем закупок, руб. Доля, % Объем закупок, руб. Доля, %

Московская область 199 115 073 13,69 249 992 455 17,19 125 482 996 8,63

Республика Дагестан 596 616 0,04 116 722 556 8,03 115 656 110 7,95

Свердловская область 39 375 409 2,71 91 927 934 6,32 12 686 296 0,87

Ханты-Мансийский АО — Югра 120 930 383 8,32 85 871 933 5,90 36 992 000 2,54

Санкт-Петербург 200 511 524 13,79 74 263 520 5,11 13 656 912 0,94

Новосибирская область 20 830 798 1,43 67 302 354 4,63 46 028 154 3,16

Пермский край 42 478 556 2,92 57 228 737 3,94 40 627 920 2,79

Республика Башкортостан 24 488 811 1,68 53 563 921 3,68 14 730 233 1,01

Москва 40 284 859 2,77 46 758 770 3,22 19 265 173 1,32

Красноярский край 20 331 305 1,40 44 946 435 3,09 20 622 710 1,42

Республика Саха (Якутия) 75 373 635 5,18 43 668 141 3,00 21 671 032 1,49

Волгоградская область 11 332 298 0,78 38 102 682 2,62 5 681 970 0,39

Кировская область 10 193 309 0,70 33 757 210 2,32 18 919 630 1,30

Другие регионы 648 493 177 44,59 577 835 202 30,96 526 169 585 66,17

Источник: Клифар-Госзакупки

лечебного питания. Специализированное лечебное питание (т. н. нутритив-ная поддержка) играет заметную роль в комплексном лечении онкологических, тяжелых инфекционных и неврологических заболеваний, острых экзогенных отравлений, болезней ЖКТ. Оно также используется при постинсультных состояниях, недостатке массы тела, белковой недостаточности, в пре-, постоперационный период. Существует два способа нутритивной поддержки: энтеральное и парентеральное питание.

Основным отличием и преимуществом энтерального питания является то, что его использование не подразумевает полный покой кишечника и, как следствие, не приводит к атрофии его слизистой оболочки. Кроме того, энтеральное питание является более экономичным по сравнению с парентеральным и не требует соблюдения условий строгой стерильности, что позволяет принимать его как под наблюдением врача, так и во время реабилитации пациентов в домашних условиях. На сегодняшний день доказана прямая связь грамотного использования энте-рального питания со скоростью выздоровления пациентов и выживаемостью. Согласно экспертным оценкам, при своевременном применении энтераль-

ного питания на 20—25% сокращается частота госпитальных инфекционных осложнений, на 15—40% — частота раневых инфекций, на 3—4 сут. — сроки пребывания пациентов в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), на 15—30% — расход препаратов крови, на 8—15% — послеоперационная и реанимационная летальность4. Несмотря на то что лечебное питание во многих странах стало неотъемлемой частью комплексной терапии при многих заболеваниях, проблема с предоставлением качественной нутритивной поддержки и сегодня не теряет своей актуальности. Анализ, проведенный Европейской ассоциацией энтерального и парентерального питания (ESPEN), констатирует трофическую недостаточность у пациентов: в хирургии — 27—48%, терапии — 46—59%, гериатрии — 26—57%, ортопедии — 39—45%, онкологии — 46—88%, пульмонологии — 33—63%, гастроэнтерологии — 46—60%, среди инфекционных больных — 42—59%, с хронической почечной недостаточностью — 31—59%. Не лучшим образом ситуация складывается и в России, поскольку в среднем более 50% больных, поступающих в стационары, имеют питательную недо-

статочность, причем эта цифра колеблется в зависимости от характера заболевания, достигая, например, 80% и более у онкологических больных. Исследования НИИ питания РАМН показали, что значительная часть пациентов, направленных в стационары, имеет существенные нарушения пищевого (нутриционного) статуса: у 20% отмечается истощение и недоедание, у 50% — нарушение жирового обмена, до 90% имеют признаки гипо- и авитаминоза, у более чем 50% обнаруживаются изменения иммунного статуса. На этом фоне значительно возрастает роль лечебного питания, что сказывается на росте рынка, который специалисты характеризуют как быстрорастущий и очень перспективный. По словам Джо Мэннинга, объем мирового рынка лечебного и детского питания в настоящее время превышает 35 млрд долл. и продолжает расти благодаря демографической ситуации (старение населения), увеличению распространенности хронических болезней и росту среднего класса в быстро-развивающихся странах. «Рынок лечебного питания развивается даже быстрее, чем фармацевтический рынок и рынок медицинской техники, — под-

4 Disease-related Malnutrition: An Evidence-based Approach to Treatment / R.J. Stratton, C.J. Green, M. Elia. 2002.

26 «3 РШШШШ

Евгения ЛАМИНА, директор по маркетингу и рекламе ООО «Ригла»:

— В наши дни детское и лечебное питание является предметом первой необходимости для малышей и их родителей. Поэтому мы намерены расширять этот ассортимент в соответствии с потребностями покупателей, хотя в данный момент доля детского и лечебного питания в общих продажах наших аптек составляет примерно 1%. В настоящее время в продажах аптек «Ригла» лидируют марки Nestle, NutriLon, Friso. По нашим оценкам, самыми востребованными являются детские смеси для первых лет жизни, диетическое и лечебное питание. Кроме того, есть группа товаров в категории детского питания, которая сопровождает и выгодно дополняет продажи детских смесей и детского питания, — это фруктовые, овощные соки (детям с 6 мес.) и питьевая вода для разведения детских сухих смесей. В данной группе товаров аптечная сеть «Ригла» активно развивает собственную торговую марку (СТМ), выпуская продукцию на лучших производственных линиях в России и за рубежом. Для нас важно обеспечить родителям наличие необходимых товаров с гарантированным качеством для самых маленьких детей. Мы считаем, что фокус в сегменте специального детского и лечебного питания будет смещаться в сторону аптек, в т. ч. и потому, что доверие к качеству товаров, приобретаемых в аптеках, очень высокое.

Елена ПЕРВУШИНА, коммерческий директор аптечной сети «Скажите «А»:

— Детское и энтеральное питание постоянно присутствует в ассортименте аптек сети «Скажите «А». На долю энтерального питания, которое в основном представлено марками B. Braun, Nestle и Nutricia, приходится 0,55% аптечных продаж, детского (Gerber, Nestle, Nutricia, Nutrilon) — 0,15%. Все эти позиции были выбраны еще 3 года назад и остаются актуальными и сегодня.

черкивает он. — На смену лидерам роста прошлых лет — Европе и США — приходят быстроразвивающиеся страны — Китай, Индия и Бразилия». В России, по его мнению, рынок лечебного питания только формируется. «Сегодня лечебное питание не включено в программы по государственному обеспечению пациентов, что является обычной практикой в Европе или США, — подчеркивает Мэннинг. — Кроме того, наблюдается существенная потребность в информировании врачей, персонала стационаров и родителей относительно симптомов недостаточности питания и преимуществ надлежащей нутри-тивной поддержки». Эту точку зрения поддерживает Наталия Филимонова, гендиректор ООО «Нутриция Эдванс»: «Практически во всех европейских странах нутритивная поддержка является обязательным компонентом стандартов оказания медицинской помощи. Например, в Великобритании, Голландии, Германии, Франции, Чехии назначенное энтеральное питание оплачивается либо из государственного бюджета, либо страховыми компаниями. В России доступ к специализированному лечебному питанию имеет очень ограниченный контингент пациентов. В то же время значимость ну-тритивной поддержки в российской медицинской практике возрастает, и, как результат, специализированное лечебное питание стало более востребованным среди медицинских специалистов». Как итог, наблюдается значительный рост рынка. Согласно экспертным оценкам, в 2012 г. российский рынок лечебного питания в стоимостном выражении вырос на 25% по сравнению с предыдущим годом, его объем достиг 27,5 млн евро. Самой быстрорастущей категорией по итогам 2012 г. стало пероральное питание. Рост этого сегмента рынка в 2012 г. составил 45%. В настоящее время на российском рынке лечебного питания представлены главным образом зарубежные производители, такие как Nutricia Advance, Abbott, B. Braun, Hero Espana S. A и др., но также присутствует и российский производитель — компания «Нутритек» (рис. 6).

5 IMS + Aston Consulting data.

рисунок г 6 Распределение долей производителей в сегменте энтерального питания в 2011 г.

1 — Nutricia Advance, 47%

2 — Hero Espana S. A., 14%

3 — Abbott, 10%

4 — B. Braun, 7%

5 — «Нутритек», 7%

6 — Nestle, 6%

7 — Fresenius Kabi, 4%

8 — Friso, 2%

9 — Nutricia Baby, 2%

10 — Mead Johnson B.V., 0,5%

11 — другие, 0,5%

Источники: IMS retail audit, Aston Consulting Tender audit Russia

Лидер российского рынка лечебного питания — Nutricia Advance, чья доля оценивается в 47% в 2012 г. За последний год рост компании Nutricia Advance составил 42%, значительно превысив среднерыночный показатель. Энтеральное питание реализуется в основном в аптечной сети (65% в 2012 г.)5. Основным каналом сбыта парентерального питания является госпитальный сегмент, доля которого в 2012 г. составила 73% в стоимостном выражении. Однако уже делаются первые шаги в освоении коммерческого канала (розничные продажи в аптеках и интернет-магазинах).

Сегмент рынков детского и лечебного питания в России продолжит свой рост, чему будет способствовать увеличение реальных расходов населения, расширение возрастных рамок и повышение грамотности потребителей. Основная конкурентная борьба будет вестись на региональных рынках, за счет которых будет в дальнейшем обеспечиваться рост сегмента, на фоне активизации процессов слияний и поглощений в отрасли. Эксперты ожидают увеличение инвестиционной активности со стороны иностранных компаний.

?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.