Научная статья на тему 'Специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации'

Специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / военная служба / военнослужащий / поведение / Законность / правопорядок / Норма права / запреты / юридический факт / Правоотношение / Bans in the military service in the Russian Federation / stages of ban mechanism / banning rule of law / legal fact / legal relationship / conduct of military servicemen / legality / legal order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрипель Владимир Александрович

В статье приводятся результаты теоретико-правового анализа специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных силах Российской Федерации, в котором выделяются основные четыре стадии от этапа формирования запрещающей нормы права до ее реализации в поведении военнослужащих. Особое внимание уделяется пятой стадии (факультативной), возникающей только при нарушении запретов. Автором предлагается структура специально-юридического механизма действия запретов на военной службе, а для более наглядной демонстрации сути и особенностей рассматриваемого механизма на каждой его стадии приводятся конкретные практические примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрипель Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a theoretical and legal analysis of the special-legal ban action mechanism in the military service in the Russian Federation Armed Forces. The mechanism is split into four major stages, from the stage of creation of a banning rule of law to that of its implementation in the servicemen conduct. The fifth (optional) stage emerging only in case of a ban breaching is specially focused on. The article presents the structure of the special-legal ban action mechanism in the military service in the Russian Federation Armed Forces with concrete practical examples provided for illustration of the essence of the mechanism under consideration and specific features of the action of bans under military service conditions.

Текст научной работы на тему «Специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Скрипель В.А.

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЗАПРЕТОВ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изучение правовых явлений немыслимо без анализа их воплощения в реальной действительности и без оценки результативности воздействия на поведение субъектов правоотношений, обязанных руководствоваться установленными правовыми нормами.

В этой связи заслуживает внимания механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ, изучение которого позволяет приблизиться к пониманию процесса трансформации правовых принципов и запрещающих норм военного права в поведении военнослужащих, возникновения законности и воинского правопорядка в Вооруженных Силах РФ, причин нарушения запретов и недостаточности их обеспечения; обосновать необходимость оптимизации запрещающих правил поведения и совершенствования правового регулирования в военной сфере, повышения уровня правовой культуры и правосознания субъектов военно-служебных отношений.

До настоящего времени в юридической науке преимущественно рассматривался механизм действия права в целом [см.: 3; 6; 13; 15 и др.] либо его различные аспекты [см.: 2; 4; 5; 7; 9; 17 и др.], при этом механизм действия права на уровне составляющих его отдельных правовых средств углубленному анализу не подвергался.

Как представляется, механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ, являясь составной частью общего механизма действия права, следует рассматривать, опираясь на общетеоретические достижения в изучении проблемы действия права.

В научно-правовой литературе выделяются три основных подхода к механизму действия права: инструментальный, т.е. специально-юридический, психологический и социальный механизмы действия права [1, с. 269]. Исследование механизма действия запретов на военной службе также необходимо рассматривать с этих подходов. При этом следует учитывать, что обособить их друг от

друга можно только в теоретическом плане с той целью, чтобы отдельно проанализировать специально-юридические, психологические и социальные закономерности действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ. Реально же эти механизмы очень тесно связаны и по существу являются сторонами единого механизма - механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ.

Наиболее значимым в теоретическом и практическом планах, с точки зрения правовой науки, является изучение специально-юридического механизма действия запретов на военной службе, так как именно через данный механизм происходит процесс формирования запрещающих норм права, которые в свою очередь, воздействуя на личность военнослужащего, способствуют возникновению в сознании соответствующей модели поведения и мотивов к соблюдению запрета (психологический аспект), а воздействуя на военно-социальную среду, организует военно-служебные отношения, обеспечивая законность и воинский правопорядок в Вооруженных Силах РФ (социальный аспект).

С точки зрения функционирования, специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ - это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры - это совокупность его основных элементов.

В основе реального существования запретов лежат запрещающие нормы права, через формулирование и установление которых запреты на военной службе в Вооруженных Силах РФ приобретают «жизнь» и возможность действовать, регулировать и охранять военно-служебные отношения. Следовательно, на первой стадии специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ можно выделить процесс формулирования запрещающих правил поведения и установление запрещающих норм права. Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий1 на пути реализации запретов и предусматриваются варианты их преодоления путем применения различных правовых средств.

Следует сказать, что запреты не могут включаться в правоотношения и эффективно функционировать без участия других правовых средств (юридических

1 В теории права под препятствием понимается такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия - это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций [14, с. 399]. - В.С.

фактов, наказаний, субъективных прав и юридических обязанностей, актов применения, управомочивающих норм и т.п.) и способов правового регулирования (дозволение и позитивное обязывание). С помощью других правовых средств и способов правового регулирования устанавливаются обстоятельства и условия, при которых запрещающая норма права будет действовать, определяются конкретные субъекты, на которых будут распространяться запреты, а также субъекты, на которых будут возлагаться охранительно-обеспечивающие запреты функции.

На второй стадии определяются специальные условия, при наступлении которых запрещающие правила поведения могут быть применены к определенному виду субъекта (субъектов) военно-служебных отношений. На данном этапе речь идет о юридическом факте, т.е. событии или действии (бездействии), порождающем, изменяющем или прекращающем правовые отношения.

Однако зачастую для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений необходима целая система юридических фактов, которые образуют фактический состав. При этом в фактическом составе один из юридических фактов должен быть обязательно решающим. Таким решающим юридическим фактом является правоприменительный акт.

Например, для присвоения военнослужащему очередного воинского звания акт применения необходим тогда, когда есть выслуга лет в предыдущем воинском звании и нахождение на соответствующей должности, т.е. когда уже имеются другие юридические факты. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов военнослужащих и государства.

В конкретном правоотношении это является лишь функцией специально уполномоченных органов, компетентных должностных лиц, командиров (начальников), а не самих военнослужащих, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, и, следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов (имеются в виду военнослужащие, в отношении которых должны совершаться те или иные действия). Только правоприменительный орган или должностное лицо смогут обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а зна-

чит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

А.В. Малько подобный вид правоприменения называет оперативноисполнительным (либо организационно-исполнительным), так как он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи [8, с. 476].

Следовательно, вторая стадия специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет организационно-исполнительный правоприменительный акт.

На третьей стадии определяется конкретный субъект (военнослужащий, должностное лицо и др.), в отношении которого будут действовать те или иные запреты, то есть распространяться обязанность пассивного содержания воздерживаться от негативных и противоправных деяний. На данной стадии устанавливается характер конкретной юридической связи между субъектами военнослужебных отношений посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. То есть на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений, при которых на одного субъекта возлагается обязанность не нарушать запреты на военной службе в Вооруженных Силах РФ, а на другого субъекта - право требовать соблюдения запретов.

В связи с тем, что в указанных правоотношениях воплощаются свойство и функциональная роль запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ регулировать военно-служебные отношения через установление правовых рамок, пределов и барьеров для всего негативного и противоправного на военной службе их можно назвать регулирующими правоотношениями пассивного вида.

Четвертая стадия специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ характеризуется непосредственной реализацией военнослужащими обязанности воздерживаться от негативных, противоправных деяний и выражается в такой форме реализации, как соблюдение запрета. На данной стадии правовое регулирование в Вооруженных Силах РФ через запреты достигает своих целей - позволяет интересу субъекта (государства, общества, гражданина, военнослужащего и др.) удовлетвориться.

Однако в отличие от механизма действия дозволений, в котором можно

выделить только четыре схожие с вышеперечисленными стадии1, в механизме действия запретов выделяется пятая стадия.

Возникновение пятой стадии носит факультативный (необязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления нарушенной социальной справедливости, в целях воспитания и исправления нарушителя запрета, а также в целях обеспечения правомерного поведения субъектов военнослужебных отношений. Данная стадия наступает только тогда, когда запрещающие нормы права нарушаются (не соблюдаются) либо существует реальная угроза их нарушения (недобросовестное отношение к служебным обязанностям, в той или иной степени создающее угрозу обороне страны и военной безопасности государства; покушение на совершение воинского преступления определенного вида и др.). Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений - охранительных.

Если это происходит, то в процесс механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ включается определенный законом круг воинских должностных лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Выражается данная стадия в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.

Нарушившая запрет сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус (дисциплинарного нарушителя, подозреваемого, обвиняемого, осужденного и др.), где на первом плане выделяются юридические обязанности: для специально-уполномоченных воинских должностных лиц и государственных органов власти - обязанность применить к нарушителю запрета меры принудительного характера, а на самого нарушителя - претерпеть определенные лишения имущественного и (или) личного неимущественного характера.

Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотно-шения, в котором уполномоченный государственный орган или должностное лицо используют принадлежащие им властные полномочия с целью создать все необходимое для восстановления справедливости и удовлетворения нереализован-

1 К стадиям механизма дозволения относятся: 1) процесс формулирования дозволительных правил поведения и установление управомочивающих норм права; 2) юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) возникновение правоотношений; 4) использование дозволения. - В.С.

ного личного интереса военнослужащего либо интереса государства (общества) в сфере обеспечения обороны и военной безопасности страны.

Без применения власти, силы, принуждения в военно-служебных отношениях бывает очень сложно, а порой просто невозможно. Неспроста, командир (начальник) имеет право на применение оружия лично или может приказать применить оружие подчиненным для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения [16, ст. 13].

Оказывая правоограничивающее воздействие с помощью принудительных элементов (мер защиты, ответственности), правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетвориться интересам противоположного субъекта. Подобную форму правоприменения называют охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности [14, с. 403].

Данная факультативная стадия отражается в таком элементе специальноюридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ, как охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ имеет пять стадий:

1) стадия формулирования запрещающих правил поведения и установления запрещающих норм права;

2) стадия возникновения юридического факта или фактического состава, где функцию решающего юридического факта выполняет организационноисполнительный правоприменительный акт;

3) стадия возникновения регулирующих правоотношений пассивного вида;

4) стадия реализации запрета в форме соблюдения;

5) стадия возникновения правоохранительных правоотношений.

Каждой названной стадии соответствует свой элемент механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ:

1) запрещающая норма права;

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3) регулирующее правоотношение (военно-служебное) пассивного вида;

4) акт реализации обязанности пассивного типа в форме соблюдения;

5) охранительный правоприменительный акт, вступающий в действие только после возникновения юридического факта - нарушение запрета.

Указанные элементы в совокупности образуют структуру специальноюридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ.

Для более наглядной демонстрации сути специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ рассмотрим его с практической стороны.

Первая стадия, как было отмечено выше, состоит в определении законодательными органами государственной власти и органами военного управления необходимости регулирования военно-служебных отношений с помощью запретов и при положительном решении в установлении запрещающих норм права.

В частности, при разработке и принятии юридических норм для регулирования воинских правоотношений учитывается масса факторов, которая влияет на состояние боеготовности и боеспособности воинских частей. В результате те из них, которые способствуют их поддержанию (например, обеспеченность личного состава вещевым имуществом, продовольствием, временем для отдыха и т.п.) получают юридическую поддержку в виде управомочивающих норм (они, как правило, формулируются следующим образом - «военнослужащий имеет право на ...», «командир (начальник) в праве...» и др.). В свою очередь факторы, которые, наоборот, снижают либо могут привести к снижению состояния боеготовности воинской части, подлежат исключению из воинских правоотношений путем установления запрета на их существование. Например, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [11, п. 7 ст. 10] для военнослужащих установлены запреты, среди которых: запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности; запрет на получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; запрет на выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц и др. Целью данных запретов является исключение возможности отвлечения военнослужащих от надлежащего исполнения своих служебных обязанностей, а также недопущение коррупционных проявлений в Вооруженных Силах РФ.

Таким образом, первая стадия специально-юридического механизма действия запретов на военной службе реализуется непосредственно законодателем пу-

тем издания требуемых правовых норм и доведения их содержания до военнослужащих.

На второй стадии для того, чтобы запрещающие нормы права включились в действие лицо должно приобрести статус военнослужащего, то есть поступить на военную службу.

По законодательству Российской Федерации военную службу граждане России мужского пола могут проходить по призыву и по контракту, граждане России женского пола и иностранные граждане только по контракту.

Началом поступления на военную службу по призыву для граждан, призванных на военную службу и не пребывавших в запасе, является день (момент) убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы. Для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в военноучебные заведения [10, п. 10 ст. 38; 12, п. 1 ст. 3].

Начало военной службы является юридическим фактом (событием), с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него ответственности, обязанностей, запретов, и, следовательно, вступление его в военно-служебные правоотношения (в которых проявляется третья стадия специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ). При этом следует учитывать также, что зачастую решающим фактом, сопутствующим возникновению военно-служебных правоотношений, является организационноисполнительный правоприменительный акт.

Например, день зачисления гражданина в военно-учебное заведение определяется соответствующим приказом его начальника, а изданию приказа о зачислении предшествует совокупность различных юридических фактов (образующих юридический состав): окончание образовательного учреждения среднего образования, наступление для кандидата необходимого возраста, заявление на поступление в военное учебное заведение, прохождение медицинской комиссии, наличие сданных единых государственных экзаменов и другие юридические факты.

Вступив в военно-служебные правоотношения лицо, сообразуя свое поведение с установленными на военной службе запрещающими правилами поведе-

ния и не нарушая их, осуществляет реализацию запрещающих норм права (что соответствует четвертой стадии рассматриваемого механизма). Однако лицо, имеющее статус военнослужащего, в случае их нарушения, своими действиями создает новый юридический факт - правонарушение, порождающий новые правоотношения - охранительные, в которые включаются компетентные должностные лица или государственные органы. В зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния для военнослужащего наступает соответствующая юридическая ответственность (и в действие вступает пятая стадия рассматриваемого механизма).

Известно, что кроме общих запретов на военной службе имеются и другие запреты. К их числу можно отнести должностные и специальные. Должностные запреты распространяются на военнослужащих, находящихся на определенной воинской должности. А специальные действуют при несении военнослужащим специальных видов служб: нахождение во внутреннем наряде, в гарнизонном патруле, карауле и другие.

Возникновению должностных обязанностей (и распространению должностных запретов) должна предшествовать совокупность юридических фактов по поводу вступления военнослужащего в должность, которая завершается изданием приказа командира (начальника) по строевой части. А вступлению в действие специальных запретов должно сопутствовать реальное заступление военнослужащего в наряд, на боевое дежурство и т. д.

Кроме того, характеризуя специально-юридический механизм действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ через общие, должностные и специальные запреты, следует учитывать и некоторые особенности их действия. Например, в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [10, ст. 41] и Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ [16, ст. 11] военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, до приведения к Военной присяге не могут привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов, за ними не могут закрепляться оружие и военная техника, не может быть применен дисциплинарный арест. То есть отсутствие юридического факта - приведение к Военной присяге ограничивает объем применения некоторых запретов к данным военнослужащим.

Таким образом, рассмотрение специально-юридического механизма действия запретов на военной службе в Вооруженных Силах РФ позволяет проследить последовательность движения запрета от этапа его формирования до воплощения в поведении субъектов военно-служебных отношений, и тем самым углубить понимание особенностей функционирования запретов на различных этапах их реализации. Кроме того, высокая значимость запретов в регулировании военнослужебных отношений даёт основания к рассмотрению механизма действия запретов на военной службе как отдельного научного исследования, результаты которого могут быть полезны для более эффективного решения задач по поддержанию законности и воинского правопорядка в Вооруженных Силах России.

* * *

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009.

3. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

4. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. № 10. С. 37-44.

5. ЛапаеваВ.В. Российская социология права. М.: Российская академия правосудия, 2005.

6. ЛенчикВ.А. Механизмы действия права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

7. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 6.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

9. Новик Ю.И. Психологические аспекты правового регулирования (теоретическое исследование): дис... д-ра юрид. наук. Минск, 1990.

10. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ. ЦКЬ: http://www.consultant.ru/popular/military/

11. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. ИКЬ: http://www.law.yarovoiy.com/zakon-voen1.html

12. Положение о порядке прохождения военной службы: утв. указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237. ЦКЬ: http://www.prizyv.net/zakon/poryadok/

13. Решетов Ю.С. Механизм реализации советского права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1986.

14. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. : Юрист, 2001.

15. ТихомировЮ.А. Действие закона. М., 1992.

16. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495. М., 2008.

17. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.