Рецензии
УДК-911.3:32
DOI: 10.17072/2218-1067-2024-3-150-153
СПЕЦИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЕ РАКУРСЫ ЗНАНИЯ О ПОЛИТИКЕ, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЬЗЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Н. В. Борисова
Борисова Надежда Владимировна, доктор политических наук, доцент, декан историко-политологического факультета,
Пермский государственный национальный исследовательский институт, Пермь, Россия. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-4516-0820. Researched: G-8490-2018).
Аннотация
Рассматриваемая монография И. Ю. Окунева1 посвящена вопросам развития, современного состояния и методологических возможностей электоральной географии. Автор, опираясь на широкий пласт отечественных и зарубежных электоральных и политико-географических исследований, не только показывает логику развития научной дисциплины, но и отмечает, что электоральная география создает / дает новые возможности для понимания и объяснения выборов как политического процесса, института, механизма, процедуры и явления. «Географический ракурс» дает возможность не только видеть территориальную протяженность и измерение выборов, но и использовать методологические инструменты и фокусировку пространственных методов анализа. Иными словами, методы электоральной географии «приземляют» выборы и одновременно позволяют мыслить и понимать их с точки зрения пространственной структуры, организации и эффектов.
Ключевые слова: электоральная география; электоральные процессы; выборы; методы пространственного анализа политики.
Ставший модным в последнее время прием запроса к искусственному интеллекту (нейросе-тям) дает разные, порой курьезные ответы на, казалось бы, вполне серьезные вопросы. Так, запрос к YandexGPT, сформулированный как «зачем нужна электоральная география?», получил следующий ответ: «Электоральная география изучает территориальную дифференциацию политических ориен-таций населения, географическую структуру формирующихся на основе выборов органов управления, а также территориальные особенности избирательных систем. Эта дисциплина позволяет исследовать процессы районообразования, формирования региональных политических культур и границы их распространения. Основной метод электоральной географии - сравнительный анализ результатов голосований». Ответ не выглядит исчерпывающим, более того, он сформулирован весьма школярским языком и, возможно, удовлетворит невзыскательного студента, которому необходимо подготовить шпаргалку к экзамену, но едва ли проясняет действительную роль и методологические возможности электоральной географии в знании о политике.
Между тем этот вопрос важен: методологически политическая наука в последние десятилетия переживает испытание гибридизацией, о чем, хотя и витиевато, еще в 1996 году писал М. Доган:
«......Комплексность политической науки в значительной мере обусловлена созданием и развитием
устойчивых связей между специальными областями различных социальных наук. Взаимный обмен научными идеями возможен благодаря гибридизации...» (Доган, 1996: 98). Обсуждая вопрос о взаимодействии политической науки с другими социальными науками, М. Доган аргументированно формулирует свое неприятие «междисциплинарности» научного знания как такового. Он отмечает, что междисципли-нарность следует мыслить как сближение дисциплин, что едва ли возможно на практике, поскольку сближение научных дисциплин потенциально размывает их предмет. Уходят ли границы между знанием о политике и знанием, например, об экономике? Конечно, нет. Другое дело, что по мере развития теорий
© Борисова Н. В., 2024
1 Окунев И. Ю. (2023) Электоральная география. М.: Аспект Пресс, 312 с.
и методов, подходов и приемов - всего того, что можно отнести к результатам методологического поиска, - появляются такие темы, вопросы, сюжеты, осмысление которых стало возможно благодаря, как это обозначил М. Доган, «плодотворному сотрудничеству» отдельных сегментов социальных наук. Именно такое сотрудничество он называет «гибридизацией элементов отдельных научных дисциплин» (Доган, 1996: 99), добавляя при этом, что вклад в это сотрудничество политической науки все же меньше, чем вклад иных социальных наук. Он прямо пишет о том, что гибридизация предполагает заимствование и использование категорий, теорий и методов.
Какова роль электоральной географии в приращении научного знания о политике и эпистемологических возможностях современной политической науки? Сама постановка вопроса означает, что электоральная география создает / дает новые возможности для понимания и объяснения выборов как политического процесса, института, механизма, процедуры и явления. Дело в том, что благодаря «географическому ракурсу» появляется возможность не только видеть территориальную протяженность и измерение выборов, но и использовать методологические инструменты и фокусировку пространственных методов анализа, являющихся, если угодно, родовыми для наук о земле. Иными словами, методы электоральной географии «приземляют» выборы и одновременно позволяют их мыслить и понимать с точки зрения их пространственной структуры, организации и эффектов. Именно такой оптика электоральной географии и предстает в монографии И. Ю. Окунева «Электоральная география» (Окунев, 2023), увидевшей свет в 2023 г. в издательстве «Аспект Пресс».
Монография включает шесть глав, состоящих из параграфов. Каждую главу сопровождает, во-первых, список вводных вопросов, которые позволяют читателю сориентироваться на сюжетах, обсуждаемых автором. Во-вторых, текст каждой из шести глав завершается списком ключевых терминов, а также вопросов и заданий к содержанию главы. Подобная структура содержания глав делает возможным использование монографии в образовательном процессе. Этому же способствует и включение в текст в качестве приложения примерного плана образовательной программы по электоральной географии (рабочей программы дисциплины). В определенном смысле - перед нами готовое учебно-методическое руководство к действию для исследователя пространства политики. Монография содержит обширный и глубоко проработанный автором (о чем свидетельствует содержание глав) библиографический список, релевантный разнообразным сегментам предметного поля данной научной дисциплины.
Автор последовательно идет от введения читателя в предметное поле и методологию электоральной географии (1 -я глава) через обсуждение разнообразных аспектов территориальной дифференциации избирательных и партийных систем (главы 2 и 3), методологических подходов к выявлению и обсуждению пространственных моделей и эффектов голосования (главы 4 и 5) к собственно пространственному анализу в электоральной географии (глава 6). А. Любарев в уже опубликованной рецензии на данную монографию отмечает ее достоинства и недостатки, предельно фокусируясь на критическом обсуждении феномена географического фаворитизма избирательных систем с малой толикой внимания к выборам в России (Любарев, 2024). Оставляя за рамками эту дискуссию, мы лишь соглашаемся с Любаревым в том, что в рецензируемой монографии действительно «мало России». Но, как представляется, причина тому не в том, что ее автор - международник (аффилирован с МГИМО), или в том, что в электоральных исследованиях в России мало тех, кто основывается на использовании математического аппарата. И едва ли виной тому «боязнь» И. Окунева давать политические оценки электоральным процессам и феноменам в России. Нам кажется (во всяком случае именно так мы понимаем это, прочитав монографию и делая пометки карандашом на ее полях), что причина - в авторском замысле книги. А он весьма амбициозен: И. Окунев задумал и написал книгу, замысел которой связан с продвижением идеи о том, что политическая наука прирастает методологическими заимствованиями - на этот раз оптикой и инструментарием пространственного анализа, который есть в багаже у географии. Автор буквально на первых страницах своей книги пишет о том, что в основе методологии географической науки лежит пространственный метод, позволяющий «выявить местоположение объекта в пространстве относительно иных объектов или явлений и <...> определить влияние такого положения в пространстве на свойства самого объекта» (Окунев, 2023: 7). И далее отмечает, что объектом электоральной географии выступает «избирательный процесс в политике», а вот ее предметное поле составляет пространственное измерение выборов. Для него электоральная география предстает своего рода «сердцевиной» политической географии как дисциплины, которая «занимается изучением пространственных аспектов политических явлений и процессов» (Окунев, 2019: 10).
Определение, сформулированное И. Окуневым, лаконично и принципиально отличается от того, что нам предлагает YandexGPT: в центре внимания монографии вопрос о пространстве выборов и пространственном измерении избирательных процессов, институтов и систем. Окунев показывает, какие институциональные причины и эффекты имеют территориальная протяженность и пространственная структура выборов. Последовательно обсуждая работы классиков по географии выборов, территориальной дифференциации избирательных систем, он аргументированно показывает, что существенным затруднением электоральной географии была ее изначальная склонность к позитивизму, преодоление которой стало возможным через поворот к конструктивисткой методологии, с одной стороны, а с другой - через активное использование пространственного статистического анализа, позволившее соединить цифровое моделирование в ГИС с пространственной эконометрикой (Оку-нев, 2023: 19-20). В этом замечании автора мы видим, что не только политическая наука заимствует методологические приемы и теории у географии, но и [политическая] география развивается через использование методов социальных наук. Это аргумент в пользу идеи М. Догана о гибридизации науки как «процессе заимствования понятий, инструментов, теорий». Применительно к электоральной географии это заимствование взаимное.
И. Окунев рассматривает выборы и их политические функции в контексте политической системы, отмечая их критически важное влияние на работу политической системы. Можно, пожалуй, сказать, что автор видит в выборах то, что определяет ритм и характер ее [системы] функционирования (см. параграфы 1.3 и 1.4). Равно также - политологически - он показывает разнообразие избирательных и партийных систем. И в этом, конечно же, свидетельство тому, что работа написана политологом, а не географом. В центре внимания автора - политика, ну или выборы как одна из ее институциональных, процессуальных и технологических граней. География здесь дает методическое видение и понимание того, как можно работать с пространственным измерением электоральной политики, используя и наработки сравнительной политологии (особенно полезно в этом содержание главы 2), и приемы теории общественного выбора, которая позволяет погрузиться в «математику выборов».
Глава 2 «Территориальная дифференциация избирательных систем» полезна студентам-компаративистам. Автор показывает логику развития избирательных систем - их многокомпонент-ность, многоуровневость и асимметричность, которые являются результатом электоральной инженерии (Окунев, 2023: 81). Он концептуализирует избирательную систему как комплексную институциональную настройку, позволяющую обеспечивать и воспроизводить баланс между простотой и гибкостью электоральных процедур, с одной стороны, и персонифицированностью мажоритаризма и репрезентативностью пропорционального принципа - с другой (Окунев, 2023: 81).
В целом эта монография может быть полезной и для тех, кто специализируется на избирательных технологиях и электоральной инженерии. По мере ее прочтения усиливалось впечатление, что автор (вольно или невольно?) последовательно продвигал тезис о прикладном значении электоральной географии. И здесь речь идет не только о доступном емком описании правил и методик распределения мест и мандатов, но и о том, как пространственные методы анализа (глава 6) позволяют в динамике выявлять и объяснять причины и эффекты голосований. Последняя глава монографии является по-настоящему методической: автор step by step показывает, как работают методики.
Относя голосование к политическим процессам, И. Окунев указывает на его территориальное измерение (Окунев, 2023: 153), видит в этом процессе связь с политико-идеологическим спектром, а также показывает то, как работает второй закон географии, сформулированный У. Тоблером в 2004 г.: «Явление, внешнее по отношению к анализируемой географической области, влияет на то, что происходит внутри нее» (Окунев, 2023: 20). А потому для него география голосования - это «отражение географии идейно-политических размежеваний, закрепленных в пространстве действием эффекта соседства» (Окунев, 2023: 173). В главе 5, посвященной пространственным эффектам голосования, автор описывает и объясняет, как эффект соседства дифференцирует общество, создавая территориальное измерение для изначально преимущественно нетерриториальных (ценностных, политико-идеологических, социально-экономических) расколов. И в этом не локус, как физическая территория, определяет особость и вариативность, а социальные отношения, коммуникация, плотность и разреженность социальных связей контактов в обществе делают зримой территориальную дифференциацию политики. Именно эта идея, как нам представляется, является ключевой и даже сквозной для монографии И. Окунева, которую мы очень рекомендуем вам прочесть.
Список литературы / References
Любарев, А. Е. (2024) 'Электоральная география в широком и узком понимании (Рецензия)', Политическая наука, 1. cc. 309-315. DOI: 10.31249/poln/ 2024.01.12 сс. 311-313. [Lyubarev, A. E. (2024) 'Electoral geography in a broad and narrow sense (Review)' [El-ektoral'naya geografiya v shirokom i uzkom ponimanii (Recenziya)], Political science, 1, pp. 309-315. DOI: 10.31249/poln/2024.01.12 (In Russ.)].
Окунев, И. Ю. (2019) Политическая география.
М.: Аспект Пресс. [Okunev, I. Yu.
Статья поступила в редакцию: 30.06.2024 Статья принята к печати: 30.07.2024
(2019) Political Geography [Politich-eskaya geografiya]. M.: Aspekt Press. (In Russ.)].
Окунев, И. Ю. (2023) Электоральная география.
М.: Аспект Пресс. [Okunev, I. Yu. (2023) Electoral Geography [El-ekto-ral'naya geografiya]. M.: Aspekt Press. (In Russ.)].
Dogan, M. (1996) 'A New Handbook of Political Science'. In Goodin R. E., Klingemann H. D. (1996) A New Handbook of Political Science. Oxford University Press, pp. 97-132.
SPECIFIC PERSPECTIVES OF POLITICAL KNOWLEDGE OR REVISITING THE BENEFITS
OF ELECTORAL GEOGRAPHY
N. Borisova
Nadezhda Borisova, Dr of Political Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty for History and Political Science,
Perm State University, Perm, Russia.
Email: [email protected] (ORCHID: 0000-0002-4516-0820. Researcher ID: G-8490-2018).
Abstract. This reviewed monograph1 is dedicated to the development, current state, and methodological potential of electoral geography. Drawing on a wide array of domestic and international electoral, political, and geographical studies, the author demonstrates not only the historical trajectory of the academic discipline, but also how electoral geography opens up new avenues for understanding and interpreting elections as political process, institution, instrument, procedure, and phenomenon. Through the "geographical lens" it is possible not only to grasp the spatial extent and dimensions of elections, but also to employ methodological instruments and spatial analysis techniques. In other words, the methods of electoral geography "ground" elections while simultaneously enabling their conceptualization and understanding in terms of spatial structure, organization, and impact.
Keywords: Electoral geography; electoral processes; elections; methods of spatial analysis.
1 Okunev, I. Y. (2023) Electoral Geography. Aspect Press Publishing