Научная статья на тему 'Специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях'

Специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1068
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CORRUPTION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипов Зарип Саидович, Артемьева Марина Валерьевна

статья посвящена исследованию специально-криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CRIMINOLOGICAL AND INDIVIDUAL MEASURES FOR CORRUPTION PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

special criminological and individual measures for corruption prevention in educational institutions are studied in the article.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях»

Криминология

W 343 85 Z.S. ZARIPOV*, M.V. ARTEMYEVA**

EEK 67.518.1 3-34

SPECIAL CRIMINOLOGICAL AND INDIVIDUAL MEASURES FOR CORRUPTION PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация: статья посвящена исследованию специально-криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: коррупционныепреступления, образовательные учреждения, предупреждениепре-ступности.

ЗАРИП

САИДОВИЧ

ЗАРИПОВ*;

МАРИНА

ВАЛЕРЬЕВНА

АРТЕМЬЕВА**

СПЕЦИАЛЬНОКРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Annotation', special criminological and individual measures for corruption prevention in educational institutions are studied in the article.

Key words, corruption, educational institutions, crime prevention.

Специальное предупреждение преступности -это система воздействия на процессы детерминации причинной преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений, в том числе в сфере образования. Как свидетельствует практика, основная тяжесть при реализации предупредительной функции с коррупционными преступлениями в сфере образования ложится на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) МВД России (полиции), которые наделены полномочиями (обязанностями) по устранению и нейтрализации криминологических факторов, способствующих совершению преступлений. Они должны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушению на преступление; на основе ежемесячного анализа состояния преступности принимать меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; поддерживать взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками оперативных служб и иными подразделениями органов внутренних дел (полиции) по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики, в том числе образования; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики.

К сожалению, в деятельности аппаратов БЭП по предупреждению коррупционных пре-

* Доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России);

** аспирант

(Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина) E-mail, [email protected].

ступлений в образовательных учреждениях имеется ряд недостатков. Они прежде всего связаны с низким уровнем осведомленности сотрудников БЭП о состоянии оперативной обстановки, отсутствием у большей части сотрудников данной службы необходимого опыта в выявлении, предупреждении и раскрытии коррупционных преступлений в образовательных учреждениях, слабым взаимодействием БЭП с другими оперативными аппаратами органов внутренних дел (полиции), прокуратурой, службой безопасности учебных заведений.

Совершенствование предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях в настоящее время требует не только продуманного закрепления сотрудников аппарата БЭП за оперативным обеспечением учебных заведений, но и повышения уровня их профессионализма, овладения знаниями учебного процесса, вопросов организации приема в образовательные учреждения, а также организации сдачи Единого государственногоэкзаме-на, глубокого изучения оперативной обстановки в учебных заведениях и т. д. Решение указанных и ряда других задач, направленных на эффективное предупреждение совершенных преступлений в сфере образования, в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения, предполагающего сбор и систематизацию сведений о социально-экономической и криминологической характеристиках объектов, наличии и расстановке спецаппара-та, результатах оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Предупреждение коррупционных преступлений оперативно-розыскными мерами - действенное и перспективное направление. По сравнению с уголовно-процессуальным оперативно-розыскное предупреждение отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в более сжатые сроки и с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение наступления вредных (необратимых) последствий и в конечном счете сужает сферу применения мер уголовного наказания.

С точки зрения права социальное значение оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что она непосредственно направлена на обеспечение уголовного судопроизводства требующего быстрого и полного раскрытия всех совершенных, в том числе коррупционных, преступлений в сфере образования. К тому же при осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются средства не только принуж-

дения, но и оперативно-профилактического воздействия, обеспечивающие раннее предупреждение коррупционных преступлений в образовательных учреждениях.

Профилактическую деятельность оперативных подразделений БЭП можно рассматривать в двух формах:

- самостоятельное проведение профилактики и использование гласных и негласных методов и средств;

- использование криминологически значимой информации, получаемой в ходе оперативнорозыскных мероприятий как для проведения общепрофилактических мероприятий, так и для определения основных направлений индивидуальной профилактики в отношении конкретных сотрудников образовательных учреждений.

Практика подтверждает, что во многих случаях оперативно-розыскная деятельность является, в сущности, единственным средством эффективного воздействия на криминогенные яв ле-ния и процессы в образовательных учреждениях, поэтому не случайно во всех специализированных учебных заведениях созданы и функционируют подразделения собственной безопасности.

Деятельность оперативных аппаратов по предупреждению коррупционных преступлений в образовательных учреждениях заключается в выявлении причин, их порождающих, и условий, им способствующих, с последующей разработкой мер по их устранению. Кроме того, такая деятельность включает в себя выявление сотрудников, от которых можно ожидать совершения преступлений, и применение к ним воспитательного и профилактического (принудительного) воздействия. Наконец, она предполагает принятие мер по предотвращению и пресечению замышляемых и приготавливаемых преступлений. При этом обязательно должен осуществляться контроль по реагированию на проводимое мероприятие.

Оперативно-розыскная профилактика должна проводится не только в процессе непосредственной деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, ибо круг профилактических задач этих субъектов коррупционной профилактики значительно шире.

На основании изложенного можно сформулировать понятие оперативно-розыскной профилактики коррупционной преступности в образовательных учреждениях. Оперативно-розыскная профилактика коррупционной преступности -это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами науч-

Криминология

Криминология

но обоснованная деятельность, проводимая уполномоченными на то должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении гласных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, установления сотрудников, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них предупредительного воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений.

Профилактическая деятельность оперативных подразделений по предупреждению коррупционной преступности должна осуществляться в трех направлениях:

- на личность сотрудника, склонного к совершению правонарушений (преступлений);

- внутренние процессы, происходящиев коллективах сотрудниковобразовательных учреждений;

- имеющие место условия, способствующие совершению преступлений в общеобразовательных учреждениях.

Проводя профилактическую работу, оперативные аппараты должны решать следующие задачи:

- выявлять условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, и принимать меры к их устранению;

- выявлять сотрудников от которых можно ожидать совершения преступлений;

- ставить на оперативно-профилактический учет лиц, склонных к различного рода противоправным проявлениям;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия по устранению влияния на них коррумпированной части сотрудников;

- выяснять эффективность оказания оперативно-профилактического воздействия на конкретных сотрудников.

Одним из эффективных направлений в системе предупреждения коррупционных преступлений в сфере образования является индивидуально-профилактическая работа, которая представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении сотрудниковсферы образования, от которых можно ожидать коррупционных преступлений, пресечение замышляемых и подготавливаемых ими преступлений, прежде всего посредством своевременного установления таких лиц.

Особое внимание данному направлению следует уделять в период, предшествующий зачислению в образовательные учреждения соот-ветствующеготипа, проведению вступительных

и семестровых экзаменов, непосредственно в процессе их проведения, а также в период выпускных государственных экзаменов и защиты дипломных (выпускных) работ.

Одним из основных факторов, обусловливающих успешное проведение индивидуально-профилактических мероприятий в системе предупреждения коррупционных преступлений в сфере образования, является эффективное взаимодействие субъектовпрофилактики, могущих располагать оперативно значимой информацией в предупредительных (профилактических) целях.

Разумеется, перечисленные и иные меры предупредительного характера могут и должны реализовываться и оказывать благотворное влияние на криминогенную обстановку складывающуюся как в отдельном образовательном учреждении, так и в конкретном регионе. Однако для того чтобы иметь устойчивость, а не эпизодический успех в предупреждении коррупционных преступлений в сфере образования, необходимо наличие четко и недвусмысленно выраженной политической воли, способной благотворно сказаться на практике борьбы с коррупцией. Чтобы переломить ситуацию, требуются последовательные жесткие и бескомпромиссные меры административного и дисциплинарного характера. Установленные коррупционеры и взяточники должны подвергаться уголовному преследованию (обязательному обеспечению неотвратимости наказания за каждое совершенное преступление). Особое внимание при этом следует уделить элитным учебным заведениям, где коррупция часто принимает широкий размах.

Ясно, что проблему коррупции в системе образования не решить только методами устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому социальному злу. Требуется проведение целого комплекса социально-экономических, идеологических, правовых, организационных мер - вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности исключить или хотя бы минимизировать условия существования теневого рынка образовательных услуг.

В связи с этим задача декриминализации сферы образования должна рассматриваться как одна из основных целей и задач не толькореформирова-ния системы образования страны и возрождения престижа российского образования, но и начала реализации инициативы Президента РФ по активному противодействию коррупции в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.