DOI: 10.31249/rsm/2022.04.04
И.В. Бритов
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ РОССИИ НА УКРАИНЕ: ПОЗИЦИЯ ВЬЕТНАМА
Аннотация. В статье рассматривается официальная позиция Вьетнама относительно специальной военной операции России на Украине. Выявляются причины, по которым Ханой заявил о приверженности политике нейтралитета по данной проблеме. Отмечается, что однозначный выбор Вьетнама в пользу России или Украины может негативно сказаться на его международных связях, внутренней экономической ситуации и отрицательно повлиять на ход выполнения стоящих перед страной масштабных задач. Тем не менее за любыми действиями или заявлениями официального Ханоя по поводу событий на Украине политики и эксперты пытаются разглядеть либо пророссийскую, либо проукраинскую позиции. Представлен анализ комплекса факторов, которые, с одной стороны, сдерживают Вьетнам от участия в западной антироссийской кампании, а с другой - не позволяют ему прямо и активно поддержать РФ. К первой группе факторов относятся следующие: статус всеобъемлющего стратегического партнерства, который с 2012 г. носят российско-вьетнамские отношения; влияние на Ханой китайской позиции по проблеме Украины; исторические аналогии, связанные с вводом вьетнамских войск в Камбоджу в связи с возникшей угрозой безопасности Вьетнаму со стороны «красных кхмеров»; неоднозначное восприятие во Вьетнаме политического образа нынешнего президента Украины. Вторая группа факторов включает в себя политическое давление на Вьетнам со стороны стран, внесенных Россией в список «недружественных»; опасение Ханоя в связи с возможностью введения против него экономических санкций за поддержку России; проблему обеспечения безопасности вьетнамских граждан, находящихся на Украине. Прогнозируются возможные изменения в позиции Вьетнама в зависимости от дальнейшего хода и результатов российской военной специальной операции на Украине.
Ключевые слова: Россия; Украина; специальная военная операция; западная антироссийская кампания; позиция Вьетнама.
Бритов Игорь Викторович - старший преподаватель
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики». Россия, Москва.
E-mail: [email protected]
Web of Science Researcher ID: AAD-1299-2020
BritovI.V. Russia's Special Military Operation in Ukraine: Vietnam's stance
Abstract. The article analyzes the official position of Vietnam on Russia's special military operation in Ukraine and reasons why Hanoi has declared the policy of neutrality on the issue. It notes that a definitive choice of either Russia or Ukraine by Vietnam would be harmful for its international standing, the domestic economic situation, and the achievement of large-scale national objectives. Nonetheless, politicians and experts try to discern either a pro-Russian or a pro-Ukrainian stance behind any action or statement of Hanoi officials on the events unfolding in Ukraine. The article presents an analysis of factors, which, on the one hand, prevent Vietnam from taking part in the Western anti-Russian campaign and, on the other hand, do not allow it to vocally support Russia. The first group offactors includes the status of the comprehensive strategic partnership, which Russia and Vietnam established in 2012; the influence of China's stance in regard to Ukraine on Hanoi; historical analogies related to the deployment of Vietnamese forces to Cambodia to deal with the high threat to Vietnam's security from the Khmer Rouge; and mixed sentiment towards the political image of the incumbent Ukrainian president in Vietnam. The second group of factors includes the political pressure on Vietnam from the countries listed by Russia as «unfriendly»; Hanoi's fears of economic sanctions against it over support to Russia; and the need to ensure security of Vietnamese citizens in Ukraine. The article predicts a possible change in the Vietnamese posture depending on further progress and results of the Russian special military operation in Ukraine.
Keywords: Russia; Ukraine; special military operation; Western anti-Russian campaign; stance of Vietnam.
Britov Igor Viktorovich - lecturer of HSE University. Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
Web of Science Researcher ID: AAD-1299-2020
Введение
Искусство балансирования является характерной чертой внешней политики Вьетнама на протяжении последних нескольких десятилетий. В 1950— 1960 гг. Демократическая Республика Вьетнам гибко балансировала между СССР и КНР. После 1986 г., когда была провозглашена политика обновления, Вьетнам перешел к многовекторному балансированию, активно развивая отношения с КНР, США, ЕС, странами АСЕАН, Японией, Южной Кореей, Россией. Накопленный опыт политики балансирования Ханой пытается использовать и в контексте нынешней ситуации на Украине, стремясь не допустить крена в какую-то одну сторону и держаться на равноудаленной дистанции и от Москвы и от Киева.
Предлагаемая статья является одной из первых попыток в российском вьетнамоведении раскрыть и оценить официальную позицию Вьетнама в отношении специальной военной операции России на Украине.
Проанализированы две группы факторов: те, которые сдерживают Вьетнам от участия в западной антироссийской кампании, и те, которые не позволяют Вьетнаму прямо и активно поддержать Россию. Отмечается, что изменение позиции Вьетнама во многом будет зависеть от хода и результатов российской военной операции на Украине.
Автор опирался на текущую информацию во вьетнамских, российских и западных электронных СМИ. Это позволило собрать конкретные факты, отражающие позицию Вьетнама в отношении конфликта на Украине. Выводы были сделаны с учетом общих тенденций в нынешней внешней и внутренней политике Вьетнама. Подспорьем для этого послужили исследовательские работы Е.В. Кобелева [Кобелев 2020], В.М. Мазырина [Мазырин 2020], Н. Чапмэна [Чапмэн 2021].
Вьетнам старается сохранять нейтралитет,
балансируя между Москвой и Киевом
Во вьетнамском общественном мнении относительно специальной военной операции России на Украине нет единства. Судя по обсуждению данной темы в социальных сетях и по комментариям на различных интернет-платформах, действия России находят поддержку у людей старшего возраста. Молодежь больше склонна к негативным отзывам о специальной военной операции РФ на Украине. Во многом такое восприятие событий молодыми вьетнамцами объясняется их неосведомленностью в нюансах российско-украинских отношений и геополитической ситуации, а также их глубокой вовлеченностью в пространство западных СМИ, которые активно продвигают свой взгляд на происходящее в отношениях России и Украины. Информационная кампания России во Вьетнаме явно проигрывает западной. Позиция РФ регулярно отражается лишь одним российским информационным каналом - мультимедийным порталом «Спутник», который публикует материалы на вьетнамском языке.
Официальная позиция властей Вьетнама основана на стремлении минимизировать возможное негативное воздействие событий на Украине на их страну. Ведь ситуация на Украине напрямую или косвенно затрагивает интересы многих стран, даже такой, казалось бы, далекой от эпицентра событий, как Вьетнам. Ханою невыгодно отдавать предпочтение какой-либо одной стороне. Однозначный выбор в пользу России или Украины может негативно сказаться на международных связях Вьетнама, его безопасности, внутренней экономической ситуации и отрицательно повлиять на ход выполнения
масштабных задач, поставленных XIII съездом Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) (январь-февраль 2021 г.). Поэтому власти Вьетнама заявили о своей нейтральной позиции. Однако в современном взаимосвязанном мире трудно держать дистанцию равноудаленности от участников того или иного конфликта. Вот и в данном случае все же приходится делать выбор и реагировать вполне определенным образом на события в российско-украинских отношениях. За любыми действиями или заявлениями официального Ханоя по поводу происходящего на Украине политики и эксперты пытаются разглядеть либо пророссийскую, либо проукраинскую позицию.
По некоторым фактам складывается впечатление, что в своей позиции Ханой ближе к России, чем к Украине. Вьетнам был в числе 34 стран, которые воздержались при голосовании по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Украине. В документе содержится призыв к России прекратить специальную военную операцию на Украине. Вьетнамская делегация на ГА ООН проголосовала против приостановления участия РФ в Совете ООН по правам человека. В июле министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит во Вьетнам, где провел переговоры с руководством СРВ. В официальной вьетнамской прессе не встречаются слова «война», «агрессия», а используется принятый в России термин «специальная военная операция ВС России на Украине». Вьетнам заявил, что не поддерживает санкций против РФ в связи с нынешними событиями на Украине.
Однако когда премьер-министр Вьетнама пообещал направить на Украину гуманитарную помощь в размере полумиллиона долл., некоторые политики «недружественных» России стран посчитали, что вьетнамский маятник качнулся в сторону Киева [Viet Nam tuyen bo 2022].
Лавировать Вьетнаму приходится под давлением целого комплекса факторов с разнонаправленными векторами. Одни факторы не позволяют осудить Россию, другие - мешают прямо и активно поддержать ее.
Рассмотрим каждую из этих двух групп факторов в отдельности.
Факторы, сдерживающие Вьетнам от участия
в западной антироссийской кампании
Институциональный фактор. В нынешнем году отмечается десятилетие установления отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между РФ и СРВ. Данный статус отношений предполагает соблюдение особого «кодекса» поведения сторон в рамках двустороннего взаимодействия. Широкий набор принципов этого «кодекса» применительно к России и Вьетнаму был закреплен за три месяца до начала специальной военной операции российских ВС на Украине в Совместном заявлении о видении развития отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между РФ и СРВ на
период до 2030 г. С этим заявлением, по итогам переговоров в Москве, выступили президенты В.В. Путин и Нгуен Суан Фук.
В документе, в частности, отмечается, что «Стороны считают международную безопасность неделимой и всеобъемлющей, исходят из того, что безопасность одних государств недопустимо обеспечивать за счет безопасности других» [Совместное заявление 2021]. Подписавшись под этим положением, Вьетнам не может не учитывать реальной угрозы безопасности России. Еще до начала специальной военной операции на Украине президент РФ, говоря о желании Украины вступить в НАТО, обращал внимание международного сообщества на то, что «каждая сторона имеет право выбора своей собственной системы безопасности». Но нужно учитывать интересы всех стран, в том числе и России. «Принятие Украины в НАТО подрывает нашу безопасность» [Путин 2022]. Стремление не допустить возрастания угрозы, исходящей с территории Украины, стало одной из причин начала специальной операции.
В Совместном заявлении В.В. Путина и Нгуен Суан Фука также отмечается, что «основываясь на близости или совпадении позиций по многим глобальным и региональным вопросам, Стороны продолжат тесное сотрудничество в рамках ООН и других многосторонних международных объединений в интересах обеспечения мира, стабильности и процветания» [Совместное заявление 2021]. Видимо, следуя этому обязательству, Вьетнам не встал на сторону «недружественных» по отношению к России стран, когда на сессии ГА ООН проходило голосование по вышеупомянутым резолюциям, связанным с событиями на Украине.
В Совместном заявлении президентов двух стран односторонние принудительные меры и экономические санкции в обход Совета Безопасности ООН и в нарушение международного права называются неприемлемыми. Введение санкций против РФ в связи с нынешними событиями на Украине Вьетнам не поддержал [Малайзия 2022]. Хотя до этого в течение долгого времени (в 2014-2019 гг.) Вьетнам не выступал против антироссийских санкций, введенных США, и «как следствие, сам стал их заложником в той мере, в какой его компании вынуждены были ограничить сотрудничество с российскими партнерами, попавшими под санкции, не смогли выполнить взятые на себя обязательства» [Мазырин 2020, с. 116].
Вьетнаму невыгодно ослабление России. Она является одним из важных факторов стабильности в регионе АТР. В контексте территориального спора в Южно-Китайском море (ЮКМ) большое значение для безопасности Вьетнама имеет военно-техническое сотрудничество с РФ. Что касается экономического сотрудничества, то в ближайшей перспективе оно будет испытывать негативное влияние, связанное с западными санкциями против России, логистическими трудностями, ростом цен на энергоносители. Однако в долго-
срочной перспективе уход из России компаний «недружественных» стран может открыть новые возможности для экономического взаимодействия РФ с Вьетнамом.
Во время визита министра иностранных дел РФ С. Лаврова в июле этого года в Ханой, где он провел переговоры с генсеком ЦК КПВ, премьер-министром и министром иностранных дел СРВ, его вьетнамский коллега Буй Тхань Шон заявил, что «развитие отношений с Россией - один из главных приоритетов внешней политики Вьетнама». При этом он отметил, что Вьетнам «как традиционный друг России и Украины призывает их проявлять сдержанность и активизировать диалоговые усилия для поиска долгосрочного решения текущего конфликта» [Байназаров 2022]. Факт визита С. Лаврова в Ханой дает определенные основания полагать, что Вьетнам, по крайней мере, понимает складывающуюся ситуацию: санкции против РФ не приносят желаемого Западом результата, ВСУ даже при иностранной помощи не могут одержать победу на поле боя. Состоявшиеся переговоры можно рассматривать как некий признак нарушения принципа равноудаленности Ханоя от Москвы и Киева. Тем более если сравнивать действия Вьетнама на начальной стадии специальной военной операции РФ на Украине: в марте министр иностранных дел СРВ провел с небольшим временным разрывом телефонные разговоры и с главой МИД России, и с главой МИД Украины, сохраняя тем самым паритет между двумя странами.
Китайский фактор. Нынешние вьетнамо-китайские отношения характеризуются сложным клубком противоречий, связанных с территориальным спором в Южно-Китайском море, разными взглядами на роль США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несовпадающими экономическими интересами и рядом других. Вьетнам не заинтересован в том, чтобы имеющиеся противоречия переходили в острую фазу. Одним из негласных принципов его внешней политики на китайском направлении является приписываемое Наполеону Бонапарту изречение: «Китай спит. Пусть он спит и дальше. И не дай бог нам дожить до того дня, когда Китай проснется». Поэтому в своих внешнеполитических решениях вьетнамскому руководству приходится учитывать «китайский фактор», и оно не заинтересовано в появлении новых разногласий и противоречий, которые бы заставили Китай «проснуться» и попытаться «поставить Вьетнам на место». Что касается конфликта на Украине, Вьетнам не мог не учитывать точку зрения китайских властей по данной проблеме.
Китайскую позицию можно сформулировать в следующих пунктах: официальные представители КНР заявляют, что «сожалеют из-за того, что конфликт уносит жизни; надеются, что он скоро завершится миром; призывают не подливать масла в огонь односторонними санкциями и поставками оружия; подчеркивают необходимость уважать территориальную целостность и безопасность всех стран. Эти заявления перемежаются указаниями на то, что, 70
если бы не США и НАТО с их двойными стандартами, трагедии можно было бы избежать» [Кашин 2022].
Показательной является созвучность позиций Вьетнама и Китая при голосовании на сессиях ГА ООН по резолюциям, связанным с событиями на Украине. В марте Вьетнам, как и Китай, воздержался при голосовании по резолюции, осуждающей военную операцию России на Украине. В апреле Вьетнам, как и Китай, не поддержал резолюцию, приостанавливающую работу России в Совете по правам человека.
Есть еще один мотив. Вопросы мировой политики занимают значительное место в межпартийных связях Китая и Вьетнама. В условиях глубокого кризиса в международном коммунистическом и рабочем движении для КПК и КПВ, двух ведущих в сегодняшнем мире правящих коммунистических партий, важно демонстрировать единство по ключевым проблемам международной жизни.
Фактор АСЕАН. Вьетнам с каждым годом играет все более заметную роль в АСЕАН, которая является одной из наиболее авторитетных и динамично развивающихся региональных организаций. В отношении России АСЕАН нацелена на развитие полномасштабного диалогового партнерства. Вьетнаму отводится роль моста в отношениях между РФ и АСЕАН. С 2005 г. было проведено четыре саммита АСЕАН-Россия, на которых неизменно подтверждалась взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества в различных областях. В период проведения специальной военной операции на Украине министр иностранных дел РФ С. Лавров принял участие в разноформатных мероприятиях АСЕАН в Камбодже (август 2022 г.). Камбоджа, как и семь других стран асеановской «десятки», проголосовала за резолюцию ГА ООН, осуждающую действия РФ на Украине (воздержались, Вьетнам и Лаос). Но, несмотря на это, премьер-министр Хун Сен назвал Россию «другом Камбоджи». «Мы уже объявили, что не осуждаем ни Россию, ни Украину, мы хотим, чтобы они стремились к беспроигрышному диалогу на благо обеих стран и народов», - заявил в марте пресс-секретарь правительства Камбоджи Пхэй Сипхан [Васильева 2022]. Участие С. Лаврова в мероприятиях АСЕАН в Камбодже показало, что страны ЮВА ценят сотрудничество с РФ, и подтвердило провал международной «изоляции» России.
Фактор исторических аналогий. Одна из целей спецоперации российских ВС на Украине - устранить возраставшую под влиянием Запада угрозу безопасности России, исходившую с территории соседней страны. В современной истории Вьетнама тоже был факт ввода его войск на территорию соседнего с ним государства в связи с тем, что оттуда исходила угроза безопасности вьетнамскому государству. Речь идет о событиях 1978-1989 гг. в Кампучии (нынешней Камбодже).
В 1975 г., придя к власти в Камбодже, националистическая леворадикальная группировка «красные кхмеры» во главе с Пол Потом приступила к истреблению этнических вьетнамцев внутри своей страны и взяла курс на проведение антивьетнамской внешней политики, что выразилось в регулярных провокациях на границе. Вьетнам был объявлен главным внешним врагом кхмерского народа. В сознание собственных граждан внедрялась установка о том, что Вьетнам намерен поглотить территорию Кампучии. Задача, озвученная Пол Потом в его многочисленных выступлениях, состояла в том, чтобы «уничтожить под самый корень не только всех вьетнамских граждан в самой Камбодже, но и всю вьетнамскую нацию» [Бектимирова 2019, с. 57]. Полпотовцы осуществляли политику геноцида не только в отношении вьетнамцев, но и в отношении своего собственного населения. По разным оценкам, численность людей, казненных или умерших от рабского труда, голода, истощения и пыток, составляет от 1,7 до 2,5 млн человек - 25% населения [Бектимирова 2012, с. 89]. В декабре 1978 г. Вьетнам ввел войска в Кампучию с целью свержения режима «красных кхмеров», что и было сделано уже в самом начале следующего года. Благодаря предпринятым действиям Вьетнам обеспечил свою безопасность на юго-западных рубежах.
Важно отметить, что Советский Союз поддерживал Вьетнам в его действиях. План свержения режима Пол Пота обсуждался летом 1978 г. в Москве в ходе неофициального визита генсека ЦК КПВ Ле Зуана. Заключение в ноябре того же года Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами стало для Вьетнама своеобразной гарантией помощи со стороны СССР [Мо-сяков 2010, с. 393].
В контексте этих исторических событий мотивы и логика действий российских властей в отношении Украины должны, по крайней мере, находить понимание у вьетнамского руководства. Так как прослеживается немало параллелей между тем, что давно случилось в Кампучии, и тем, что с недавних пор происходит на Украине.
Личностный фактор. В отличие от В. Путина (на посту президента четыре раза совершил визит во Вьетнам) В. Зеленский не проявляет интереса к странам Дальнего Востока, и к Вьетнаму в частности. За все время своего президентства он всего лишь один раз побывал в этом регионе - с визитом в Японию.
Правда, однажды Зеленскому удалось побывать на территории «самопровозглашенного украинского Вьетнама». Во время посещения частей ВСУ на передовых позициях в Донбассе, его сфотографировали на фоне блиндажа с надписью «Вьетнам»1. Видимо, военнослужащие ВСУ считают жителей
1. Фото: https://clck.ru/hAxVR
Донбасса «вьетгонговцами». Эта фотография вполне могла бы стать поводом для дипломатического скандала.
В сознании определенной части вьетнамцев имидж Зеленского ассоциируется с образом первого президента Республики Вьетнам Нго Динь Зьема, о котором в истории осталась недобрая память. Есть немало схожего между ними. Зеленский, как когда-то и Нго Динь Зьем, находится в полной зависимости и под контролем США. Кадровые решения президент Украины принимает, ориентируясь, главным образом, на степень лояльности людей из ближайшего круга своих друзей, часто не беря в расчет их профессиональные качества. Нго Динь Зьем также назначал на государственные должности своих друзей и ближайших родственников. Президент Республики Вьетнам жестоко расправлялся с коммунистами и проводил жесткую политику в отношении буддистов, что вызвало мощную волну протестов и привело к буддийскому кризису. Зеленский своим врагом «назначил» русскоязычное население Украины, не способствовал прекращению войны на востоке страны, а, наоборот, еще больше разжигал ее. В 1963 г. Нго Динь Зьем был убит в результате военного переворота.
Факторы, сдерживающие Вьетнам от прямой
и активной поддержки России
Фактор внешнего давления. Нейтральная позиция Вьетнама в отношении специальной военной операции РФ на Украине не устраивает страны, которые Россия объявила «недружественными». Вьетнам, реализующий в рамках политики «обновления» курс на многовекторность и диверсификацию, за прошедшие годы установил с этими странами довольно прочные связи. Что касается ситуации на Украине, то «недружественные» России страны предпринимают попытки оказать на Ханой прямое давление с тем, чтобы он встал на их сторону.
«Первой ласточкой» оказался визит в Ханой премьер-министра Японии Фумио Кисида, который активно выступал там с антироссийской риторикой. Кстати, российские власти бессрочно запретили ему въезд в Россию в ответ на недружественную политику Токио. Японский премьер призывал вьетнамское руководство к сотрудничеству в отношении ситуации на Украине. «Агрессия поколебала основы мирового порядка не только в Европе, но и в Азии. Для стабильности в регионе и мире нам нужно идти, взявшись за руки», -призывал Кисида [Премьер-министр 2022]. По мнению японского премьера, его попытки оказать влияние на Ханой не были безрезультатными, так как Вьетнам впервые объявил о гуманитарной помощи Украине и «это позитивный шаг».
Однако желание оказать гуманитарную помощь - это, скорее всего, выражение милосердия, а не политический жест руководства Вьетнама. Тем более с вьетнамской стороны было подчеркнуто, что помощь будет оказана через международные гуманитарные организации, а не непосредственно правительству Украины.
Очередная попытка надавить на Вьетнам была предпринята во время пребывания премьер-министра Вьетнама Фам Минь Тьиня в США, куда он приехал на специальный саммит АСЕАН-США (май 2022 г.). Его «обрабатывали» многие представители американской политической элиты, в том числе и президент Джо Байден. Итоги обсуждения международных и региональных проблем с намеком на события на Украине были обозначены лишь одной обтекаемой фразой: «Стороны высказались за отказ от применения силы для решения конфликтов и за урегулирование любых споров мирным путем на основе международного права и Устава ООН» [Премьер Вьетнама 2022]. Но как признают сами американские СМИ, визит оказался лишь относительно успешным, Ханой не подал никаких знаков к дальнейшему сближению с Вашингтоном. «В условиях российско-украинского конфликта Ханой сохраняет дружеские отношения с Москвой» [ТМ Шо^ 2022].
После установления в 1995 г. дипотношений между США и СРВ во Вьетнаме (как среди руководства, так и среди населения) в течение многих лет наблюдалось «очарование Америкой». В последнее время вьетнамские власти начинают более трезво оценивать своего американского партнера. На XIII съезде компартии Вьетнама среди проблем внешнеполитической деятельности отмечалось чрезмерное внимание Вьетнама к Западу и «преклонение перед США»2. Действия Вашингтона в связи с событиями на Украине могут служить для Ханоя своеобразной моделью поведения США в случае, если территориальный спор в Южно-Китайском море перейдет в острую фазу: желая в своих интересах ослабить Россию, Вашингтон поддерживает Киев с призывом «воевать против восточного соседа до последнего украинца». В случае конфликта в ЮКМ Ханой может стать инструментом американской политики. Тем не менее в настоящее время Вьетнам рассматривает США в качестве одного из гарантов своей безопасности. Поэтому в своей внешнеполитической деятельности ему в той или иной степени приходится учитывать позицию Вашингтона по мировым проблемам, в том числе украинской.
Экономический фактор. Ни с Россией, ни тем более с Украиной экономическое сотрудничество не имеет для Вьетнама первостепенного значения. В 2021 г. российско-вьетнамский товарооборот составил 7,1 млрд долл. [Тор-
2. По тезисам выступления доцента Академии Хо Ши Мина, к. и.н. Чан Тхо Куанга на круглом столе ИДВ РАН на тему «Компартия Вьетнама в национальном строительстве и итоги 13-го съезда КПВ», 19-20 мая 2021 г..
говля 2022], объем торговли Украины и Вьетнама и того меньше, в планах было повысить его до 1 млрд долл. в ближайшие три года, что в нынешних условиях является маловероятным [Вьетнам 2020]. Для сравнения: товарооборот СРВ с ее главным торговым партнером - Китаем в том же году достиг 166 млрд долл. [В 2021 году объем 2022].
Но события на Украине грозят оказать косвенное негативное влияние на экономические связи с другими важными для Ханоя странами. В первую очередь с США, которые являются вторым после Китая экономическим партнером Вьетнама. Как уже отмечалось, Вьетнам заявил, что не поддерживает санкций против РФ в связи со специальной военной операцией России на Украине. Такая позиция Вьетнама не может удовлетворять Вашингтон и таит в себе определенные риски для вьетнамской экономики. Министр иностранных дел РФ С. Лавров в ходе своего визита в Ханой поблагодарил Вьетнам за сбалансированную позицию по украинскому вопросу. Это стало ответом на то, что Ханой официально не присоединился к санкциям Запада против России [Байназаров 2022].
Политическая и экономическая турбулентность в Европе, связанная с военным конфликтом на Украине, западными санкциями и ответными мерами России, грозит экономическими трудностями для Вьетнама и с другими значимыми для него партнерами - странами ЕС. В 2019 г. Ханой подписал с Евросоюзом соглашение о свободной торговле, которое предусматривает снятие 99% таможенных пошлин между ними. Вьетнам проявляет крайнюю заинтересованность в этом соглашении, рассчитывая на активное освоение европейского рынка и наполнение его своими ключевыми экспортными товарами. События на Украине становятся определенным тормозом для успешной реализации этих намерений в ближайшее время, а может быть и в долгосрочный период.
Фактор вьетнамской общины на Украине. Специальная военная операция России создала угрозу безопасности вьетнамских граждан на Украине. Это вызвало большую обеспокоенность вьетнамского руководства. По данным Госкомитета по делам зарубежных вьетнамцев, до начала операции на Украине проживали 7 тыс. вьетнамцев, в основном в крупных городах, таких как Киев (800), Харьков (около 3000), Одесса (около 3000) [Прилагаются все усилия 2022]. Сотрудниками МИД СРВ и диппредставительствами Вьетнама на Украине были предприняты меры для эвакуации вьетнамских граждан в другие страны, в частности в Польшу, Молдову, Румынию, Словакию, Венгрию. Незначительное количество вьетнамцев выехало в Россию. В марте министр иностранных дел Вьетнама Буй Тхань Шон во время телефонного разговора с российским коллегой С. Лавровым предложил российской стороне и дальше создавать гуманитарные коридоры для эвакуации мирных граждан, в том числе и вьетнамцев. Российский министр подтвердил, что сделает все
возможное, чтобы поддержать безопасную эвакуацию вьетнамских граждан из зон боевых действий [Вьетнам 2020].
Для вьетнамского руководства важна не только проблема обеспечения безопасности вьетнамских граждан на Украине за счет эвакуации в другие страны Европы, но и вопрос их последующего возвращения на родину. Существует большая вероятность того, что далеко не все захотят вернуться во Вьетнам, а воспользуются появившейся возможностью, чтобы закрепиться в Западной Европе. «Утечка умов и квалифицированных кадров» становится все более масштабным явлением и серьезной проблемой для Вьетнама, перед которым стоят важные задачи по модернизации и индустриализации страны с опорой на достижения четвертой технологической революции. Вьетнам не заинтересован терять свои квалифицированные кадры, в том числе те, которые уехали в Западную Европу из Украины.
К началу августа вьетнамскими властями были организованы шесть специальных авиарейсов, благодаря которым на родину смогли вернуться 1,7 тыс. граждан Вьетнама, некогда проживавших на Украине. По информации МИД СРВ, на конец июля в самой Украине оставались 350 вьетнамских граждан, которые ранее были эвакуированы, но вернулись туда для улаживания личных вопросов [Viet Nam len tieng: 2022].
Заключение
Внешнеполитический курс на многовекторность и диверсификацию, которого в последние десятилетия придерживается Вьетнам, несет в себе риски подпасть под давление разнополюсных интересов стран-партнеров. В ситуации российско-украинского конфликта Ханой оказался под воздействием комплекса разнонаправленных факторов. Желая нивелировать это влияние, вьетнамское руководство взяло курс на нейтралитет. Объявляя о нейтралитете, Вьетнам исходит из своих политических и экономических интересов, учитывает реалии геополитической ситуации в контексте отношений Россия-США-Китай и проявляет неуверенность в исходе развития событий на Украине (по крайней мере, проявлял ее на начальном этапе спецоперации РФ на Украине). Исходя из проведенного анализа комплекса факторов, оказывающих влияние на позицию Вьетнама в отношении специальной военной операции России на Украине, можно сделать вывод, что с точки зрения интересов России Вьетнам придерживается позитивного нейтралитета. Однако позиция Ханоя может меняться под влиянием усиления воздействия того или иного фактора, а также в результате прояснения перспектив развития ситуации на Украине.
Библиография
Байназаров Э. Вьетнаму и не снилось: Ханой назвал Москву одним из приоритетов во внешней политике // Известия. 2022. 06 июл. URL: https://clck.ru/s5JVz (дата обращения: 20.07.2022).
Бектимирова Н.Н. Вглядываясь в прошлое: к 40-летию свержения режима «красных кхмеров» в Камбодже // Вьетнамские исследования. 2019. Сер. 2. № 2. М.: ИДВ РАН. С. 55-65.
Бектимирова Н.Н. Международный трибунал над «красными кхмерами» как механизм правосудия переходного периода // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. № 2. М.: МГУ. С. 87-102.
В 2021 году объем двустороннего товарооборота между Вьетнамом и Китаем вырос почти на 25% // Thai dai [Современность]. 2022. 27 янв. URL: https://cutt.us/Zvn21 (дата обращения: 10.04.2022).
Васильева М. АСЕАН возможностей: встретились ли Лавров и Блинкен в Камбодже // Известия. 2022. 04 авг. URL: https://clck.ru/sX3yd (дата обращения: 06.08.2022).
Вьетнам готов внести вклад в процесс урегулирования конфликта на Украине // VOV-5. 2022. 16 мар. URL: https://clck.ru/hBPLj (дата обращения: 23.04.2022).
Вьетнам и Украина стремятся увеличить объем двусторонней торговли до 1 млрд долл. США // Vietnam+. 2020. 29 дек. URL: https://ru.vietnamplus.vn/vetnam-i-ukraina-stremyatsya-uvelichit-obem-dvustoronnei-torgovli-do-1-mlrd-doll-ssha-11852.vnp?ysclid=l7oq14j76u619312354 (дата обращения: 11.04.2022).
Кашин В. Как в Китае относятся к конфликту на Украине и какие делают выводы // EurAsia Daily. 2022. 29 апр. URL: https://clck.ru/hBGXM (дата обращения: 05.05.2022).
Кобелев Е.В. Вьетнам и политика поворота России на Восток // Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов. М.: ИДВ РАН, 2020. С. 17-28.
Мазырин В.М. Сдержки экономического сотрудничества между Россией и Вьетнамом // Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов. М.: ИДВ РАН, 2020. С 114-131.
Малайзия и Вьетнам договорились не поддерживать санкции против России // РИА-Новости. 2022. 22 март. URL: https://clck.ru/hUnbV (дата обращения: 15.05.2022).
Мосяков Д.В. История Камбоджи. ХХ век. М.: ИВ РАН, 2010. 743 с.
Премьер Вьетнама и президент США обсудили торговлю и реагирование на изменение климата // ТАСС. 2022. 13 май. URL: https://clck.ru/hnEBX (дата обращения: 20.05.2022).
Премьер-министр Японии призвал Вьетнам сотрудничать по ситуации на Украине // РИА-Новости. 2022. 30 апр. URL: https://clck.ru/hBN2u (дата обращения: 30.04.2022).
Прилагаются все усилия для защиты вьетнамцев на Украине // Vietnam+. 2022. 04 мар. URL: https://clck.ru/hBNbC (дата обращения: 25.04.2022).
Путин назвал возможный сценарий войны между Россией и НАТО // Lenta.ru. 2022. 01 фев. URL: https://clck.ru/arYJ6 (дата обращения: 22.04.2022).
Совместное заявление о видении развития отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам на период до 2030 года // Kremlin.ru. Сайт Президента РФ. 30 ноя. 2021. URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5742 (дата обращения: 23.04.2022).
Торговля между Россией и Вьетнамом в 2021 г. // Внешняя торговля России. 2022. 12 фев. URL: https://clck.ru/fAJ5x (дата обращения: 09.04.2022).
Чапмэн Н. Активизация многосторонней внешней политики Вьетнама и XIII съезд КПВ // Компартия Вьетнама: новая веха в истории. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 64-79.
Thü tuöng Pham Minh Chinh ket thuc chuyen cong du Hoa Ky [Премьер-министр Фам Минь Тьинь завершил визит в США] // VOA tieng Viet [VOA на вьетнамском языке]. 2022. 18 May. URL: https://clck.ru/hmzYE (дата обращения: 23.05.2022).
Viet Nam len tieng ve viec bao ho cong dan о Ukraine [Вьетнам заявил о защите своих граждан на Украине] // VOA tieng Viet [VOA на вьетнамском языке]. 2022. 21 Jun. URL: https://clck.ru/sLyM6 (дата обращения: 23.07.2022).
Viet Nam tuyen bo ho tro nhan dao cho Ukraine nua trieu do la [Вьетнам заявил о гуманитарной помощи Украине в размере полмиллиарда долларов] // VOA tieng Viet [VOA на вьетнамском языке]. 2022. 02 May. URL: https://clck.ru/hBF78 (дата обращения: 03.05.2022).
References
Bajnazarov E. V'etnam i ne snilos': Hanoj nazval Moskvu odnim iz prioritetov vo vneshnej politike [Vietnam never dreamed of: Hanoi called Moscow one of the priorities in foreign policy]. Izvestiya. 2022. 06 Jul. URL: https://clck.ru/s5JVz (date of access: 20.07.2022). (In Russ.)
Bektimirova N.N. Mezhdunarodnyj tribunal nad «krasnymi kkhmerami» kak mekhanizm pravo-sudiya perekhodnogo perioda [International Khmer Rouge Tribunal as Mechanism of Justice in Transitional Period]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin]. Ser. 25. Mezhdu-narodnye otnosheniya i mirovaya politika [International Relations and World Politics]. N 2. 2012. Moscow: MGU. P. 87-102. (In Russ.)
Bektimirova N.N. Vglyadyvayas' v proshloe: k 40-letiyu sverzheniya rezhima «krasnyh kkhmerov» v Kambodzhe [Looking into the Past: the 40th Anniversary of Overthrowing the Khmer Rouge Regime in Cambodia]. V'etnamskie issledovaniya [Vietnam Studies]. 2019. Ser. 2. N 2. M.: IDV RAN. P. 55-65. (In Russ.)
Chapme'n N. Aktivizaciya mnogostoronnej vneshnej politiki V'etnama i XIII s''ezd KPV [Activation of Vietnam's multilateral foreign policy and the III Congress of the CPV]. Kompartiya V'etnama: novaya vexa v istorii. M.: IDV RAN, 2021. P. 64-79. (In Russ.)
Kashin V. Kak v Kitae otnosyatsya k konfliktu na Ukraine i kakie delayut vyvody [How China feels about conflict in Ukraine and what conclusions are drawn]. EurAsia Daily. 2022. 29 Apr. URL: https://clck.ru/hBGXM (date of access: 05.05.2022). (In Russ.)
Kobelev E.V. V'etnam i politika povorota Rossii na Vostok // Rossijsko-v'etnamskie otnosheniya segodnya: sfery' sovpadeniya interesov [Vietnam and the Policy of Russia's Turn to the East. Russian-Vietnamese Relations Today: Spheres of Concurrence of Interests]. M.: IDV RAN, 2020. P. 17-28. (In Russ.)
Malajziya i V'etnam dogovorilis' ne podderzhivat' sankcii protiv Rossii [Malaysia and Vietnam have agreed not to support sanctions against Russia]. RIA-Novosti. 2022. 22 Mar. URL: https://clck.ru/hUnbV (date of access: 15.05.2022). (In Russ.)
Mazyrin V.M. Sderzhki ekonomicheskogo sotrudnichestva mezhdu Rossiej i V'etnamom [Obstacles to economic cooperation between Russia and Vietnam]. Rossijsko-v'etnamskie otnosheniya segodnya: sfery sovpadeniya interesov [Russian-Vietnamese relations today: areas of convergence of interests]. Moscow: IDV RAN, 2020. P 114-131. (In Russ.)
Mosyakov D.V. Istoriya Kambodzhi HKH vek [History of Cambodia. 20th Century]. Moscow: IV RAN, 2010. 743 p. (In Russ.)
Prem'er-ministr Yaponii prizval V'etnam sotrudnichat' po situacii na Ukraine [Japanese prime minister urges Vietnam to cooperate in Ukraine situation]. RIA-Novosti. 2022. 30 Apr. URL: https://clck.ru/hBN2u (date of access: 30.04.2022). (In Russ.)
Prem'er V'etnama i prezident SSHA obsudili torgovlyu i reagirovanie na izmenenie klimata [Vietnamese PM and US President discuss trade and response to climate change]. TASS. 2022. 13 May. URL: https://clck.ru/hnEBX (date of access: 20.05.2022). (In Russ.)
Prilagayutsya vse usiliya dlya zashchity v'etnamcev na Ukraine [Everything being done to protect Vietnamese citizens in Ukraine]. Vietnam+. 2022. 04 Mar. URL: https://clck.ru/hBNbC (date of access: 25.04.2022). (In Russ.)
Putin nazval vozmozhnyj scenarij vojny mezhdu Rossiej i NATO [Putin describes scenario of possible Russia-NATO war]. Lenta.ru. 2022. 01 Feb. URL: https://clck.ru/arYJ6 (date of access: 22.04.2022). (In Russ.)
Sovmestnoe zayavlenie o videnii razvitiya otnoshenij vseob"emlyushchego strategicheskogo partnyorstva mezhdu Rossijskoj Federaciej i Socialisticheskoj Respublikoj Vetnam na period do 2030 goda [Joint Statement on the Vision of the Development of Comprehensive Strategic Partnership between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam over the Period until 2030]. Kremlin.ru. Sajt Prezidenta RF [Russian presidential website]. 2021. 30 Nov. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5742 (date of access: 23.04.2022). (In Russ.)
Thü tuong Pham Minh Chinh ket thuc chuyen cöng du Hoa Ky [Prime Minister Pham Minh Chinh has completed a visit to the United States]. VOA. 2022. 18 May. URL: https://clck.ru/hmzYE (date of access: 23.05.2022). (In Viet.)
Torgovlya mezhdu Rossiej i V'etnamom v 2021 g. [Russia-Vietnam trade in 2021]. Vneshnyaya torgovlya Rossii [Russian Foreign Trade website]. 2022. 12 Feb. URL: https://clck.ru/fAJ5x (date of access: 09.04.2022). (In Russ.)
V 2021 godu ob"yom dvustoronnego tovarooborota mezhdu V'etnamom i Kitaem vyros pochti na 25% [Bilateral trade turnover between Vietnam and China grew almost 25% in 2021]. Thai dai [Sovremennost]. 2022. 27 Jan. URL: https://cutt.us/Zvn21 (date of access: 10.04.2022). (In Russ.)
Vasil'eva M. ASEAN vozmozhnostej: vstretilis' li Lavrov i Blinken v Kambodzhe [ASEAN of Opportunities: Did Lavrov and Blinken meet in Cambodia]. Izvestiya. 2022. 04 Aug. URL: https://clck.ru/sX3yd (date of access: 06.08.2022). (In Russ.)
V'etnam gotov vnesti vklad v process uregulirovaniya konflikta na Ukraine [Vietnam ready to contribute to settling the conflict in Ukraine]. VOV-5. 2022. 16 Mar. URL: https://clck.ru/hBPLj (date of access: 23.04.2022). (In Russ.)
V'etnam i Ukraina stremyatsya uvelichit' ob"em dvustoronnej torgovli do 1 mlrd doll. SSHA [Vietnam, Ukraine seek to enlarge bilateral trade to $1 billion]. Vietnam+. 2020. 29 Dec. URL: https://ru.vietnamplus.vn/vetnam-i-ukraina-stremyatsya-uvelichit-obem-dvustoronnei-torgovli-do-1-mlrd-doll-ssha-11852.vnp?ysclid=l7oq14j76u619312354 (date of access: 11.04.2022). (In Russ.)
Viet Nam len tieng ve viec bao ho cöng dan ö Ukraine [Vietnam declared protection of its citizens in Ukraine]. VOA. 2022. 21 Jul. URL: https://clck.ru/sLyM6 (date of access: 23.07.2022). (In Viet.)
Viet Nam tuyen bo ho trg nhan dao cho Ukraine nua trieu dö la [Vietnam announces $500-million humanitarian assistance to Ukraine]. VOA. 2022. 02 May. URL: https://clck.ru/hBF78 (date of access: 03.05.2022). (In Viet.)