УДК 327
Анфайлов О.С., стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Лошкарёв И.Д., кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ В ПУБЛИКАЦИЯХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ
В статье проводится анализ публикаций трех ключевых мозговых центров Африки южнее Сахары, посвященных причинам, последствиям, глобальному и региональному контексту украинского конфликта, а также его влиянию на страны Африки и их политический курс. Авторы рассматривают публикации аналитических центров, способных оказывать влияние на принятие внешнеполитических решений в африканских государствах с целью оценки потенциала изменения их позиции относительно российской СВО, а также доминирующих в африканском экспертном сообществе представлений о влиянии украинского конфликта на международные отношения. В своих публикациях мозговые центры концентрируются на трех ключевых темах: глобальный контекст украинского конфликта и его последствия для мировой политики, влияние украинского конфликта на ситуацию в Африке и позиция некоторых стран Африки южнее Сахары по украинскому конфликту. Африканские эксперты видят в украинском конфликте проявление великодержавной конкуренции и рассматривают его как точку отсчета в будущем изменении мирового порядка. При этом они ясно видят его негативные последствия для экономической ситуации в странах Африки. Ключевые слова: Африка южнее Сахары, российско-африканские отношения, мозговые центры, СВО России на Украине. DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-04-36-44
Введение. В настоящий момент происходят глубокие структурные изменения сложившегося ранее мирового порядка, наблюдается упадок однополярного мироустройства как такового, а также глобальное перераспределение баланса политических и экономических сил на мировой арене [3].
В частности, речь идет об изменении степени политического и экономического влияния как стран Запада, так и России, Китая, стран Персидского залива, а также стран Африки. Многие эксперты считают, что именно украинский кризис, начавшийся в конце 2013-го-начале 2014-го годов и протекающий с 24 февраля 2022-го года в форме военно-политического конфликта с прямым или косвенным участием большинства современных международно-политических акторов, стал кульминацией давно назревавшего переформатирования мирового порядка [2]. При этом, сам украинский кейс приобретает все более глобальный характер и оказывает значительное влияние на страны глобального Юга, в частности, страны Африки. Подобное развитие событий, в свою очередь, способно повлиять на российско-африканские отношения.
Для того чтобы иметь возможность полноценно исследовать влияние происходящих
© Анфайлов О.С., Лошкарёв И.Д. © Anfaylov O.S., Loshkariov
изменений на африканские страны, а также оценить перспективы развития отношений между Россией и Африкой, следует уделить особое внимание изучению их отношения к украинскому конфликту, его причинам и последствиям.
При исследовании российско-африканских отношений особая роль отдается странам Африки южнее Сахары, поскольку они представляют большинство стран Африки. При этом, многие государства Африки - в последнее время укрепляют свои отношения с Россией [3].
Африканскому направлению российской дипломатии досталось тяжелое наследие - отмечает А.Л. Емельянов [1]. Начавшийся в 1980-х годах структурный кризис в экономике и связанные с ним политические процессы в большинстве африканских стран, а также перестройка в СССР, которая в конечном итоге привела к его распаду, негативно сказались на российско-африканских отношениях.
Поворот в сторону Африки в российской внешней политике произошел во второй половине 1990-х годов, когда в общественном сознании и среди правящей элиты начало формироваться осознание угрозы для нацио-
нальных интересов России, связанной с ориентацией на однополярную мировую структуру. Один из ранних признаков смены политического курса в сторону многополярного мира стало появление Концепции российской политики в Африке 1994 года, которая была пересмотрена и дополнена в 2000-м году [1].
Многие государства Африки рассматривают Россию как страну, готовую оказать помощь в становлении сбалансированной модели обеспечения безопасности на континенте [1]. Африканские страны выразили готовность к диалогу с РФ по широкому кругу вопросов, включая различные аспекты разоружения, создание зон без ядерного оружия и усиление международных и региональных механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов. Значительный интерес к России сформировался в странах континента на фоне роста усилий стран Запада и блока НАТО по дестабилизации ситуации Сахаро-Сахельском регионе и Северной Африке [5].
В первые годы 2000-ых начали развиваться научно-технические связи, в частности в области высоких технологий, таких как ядерная энергетика, астрофизика и мирное использование космического пространства (особенно в Нигерии и ЮАР). Новым явлением в российско-африканских отношениях тогда стало и сотрудничество в финансовой сфере. В рамках стратегического партнерства между Россией и Южной Африкой были установлены близкие деловые контакты между банками двух стран. Они ориентированы на совместное финансирование и поддержку инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности, с акцентом на экспортно-ориентированные отрасли.
В конце июля 2023-го года в Санкт-Петербурге прошел саммит Россия-Африка, на котором среди прочих были представлены 15 государств Африки южнее Сахары лично президентами данных государств, а также еще одно государство (Эфиопия) было представлено премьер-министром страны. Результатом саммита стало принятие четырех деклараций, среди которых: о сотрудничестве в сфере информационной безопасности и укреплении взаимодействия в области борьбы с терроризмом; предотвращении гонки вооружений в космосе. Для реализации решений саммита был выработан план действий Форума партнерства Россия-Африка, а
также подписаны меморандумы о взаимопонимании с Межправительственной организацией по развитию и Экономическим сообществом государств Центральной Африки [4].
Чтобы корректно оценить основания для потенциального политического курса стран Африки южнее Сахары и его перспективы, а также возможности его изменения в сторону меньшей поддержки позиции России, необходимо изучить доминирующие представления о России среди лиц, принимающих решения в данных странах. Особое внимание следует уделить тому, какой видится роль России в украинском конфликте, какими представляются его причины и последствия как на глобальном уровне, так и в контексте региональных изменений.
Объект и методы исследования. Наиболее эффективным способом оценки таких представлений может стать анализ дискурса различных мозговых центров, работающих в изучаемом регионе. Содержание отчетов и иных публикаций таких центров представляются более информативными, чем заявления официальных лиц государств, поскольку лишены протокольного характера и не представляют официальную публичную позицию изучаемых стран, что снимает с них множество ограничений. При этом, такие публикации зачастую содержат аргументированные рекомендации к изменению политического курса страны в ту или иную сторону, а также собственную оценку происходящего. Более того, зачастую заказчиком различных отчетов от мозговых центров становятся именно органы государственной власти, имеющие прямое отношение к разработке и принятию политических решений. Потому, есть все основания полагать, что публикации мозговых центров мало того, что косвенно могут повлиять на политику стран южнее Сахары по отношению к России, так и в целом способны наиболее полно отразить представления о России в данных странах. Применение метода кейс-стади и анализа публикаций мозговых центров позволяет исследовать обсуждение вопросов внешней политики в стране и выявить главные направления мнений. Таким образом, на ранних этапах можно определить потенциальные изменения в позиции страны относительно российских вопросов.
Исследование влияния аналитических центров на процесс принятия внешнеполити-
ческих решений проводится уже на протяжении длительного времени. Тем не менее вопрос о роли таких центров в формировании внешнеполитических стратегий в странах Африки южнее Сахары остается относительно новым. Обсуждение этой темы началось недавно, что подчеркивает актуальность оценки влияния аналитических центров на процессы принятия решений в данном регионе. В этом контексте необходимо предоставить всесторонний обзор состояния аналитических центров в странах Африки южнее Сахары, чтобы более точно оценить их влияние на формирование внешнеполитических стратегий.
Результаты и их обсуждение. Число «мозговых» центров на Африканском континенте постепенно растет. В одном из самых цитируемых рейтингов аналитических центров, за авторством коллектива из Пенсильванского университета, существует отдельный региональный раздел по Африке, что подтверждает важность мозговых центров региона в производстве аналитики. В глобальный рейтинг мозговых центров (который включает 155 позиций) входит 15 центров из Африки южнее Сахары, что с одной стороны говорит о менее высоком уровне их работы по сравнению с европейскими центрами, по мнению авторов рейтинга, а с другой может свидетельствовать о растущей доле этих центров (уже более 10%) [6].
В данном разделе будет проведен анализ публикаций ключевых мозговых центров Африки южнее Сахары в отношении украинского конфликта. Для анализа были выбраны три мозговых центра: Африканский центр по конструктивному разрешению споров ACCORD (ЮАР), Центр политики и образования IMANI (Гана), Кенийский институт исследований и анализа государственной политики (Кения) и Совет по развитию исследований в области социальных наук в Африке CODESRIA (Сенегал). В региональном разделе доклада Пенсильванского университета, посвященном рейтингу аналитических центров Африки южнее Сахары, выбранные аналитические центры занимают лидирующие позиции. В глобальном же рейтинге данные мозговые центры котируются наиболее высоко по сравнению с остальными центрами изучаемого региона.
Африканский центр по конструктивному разрешению споров (АККОРД) (Юж-
ная Африка). Африканский Центр по Конструктивному Разрешению Споров имеет богатую историю, связанную с участием африканских стран в решении мировых конфликтов и поддержании мира. По данным рейтинга мозговых центров Пенсильванского университета Центр занимает первое место среди всех мозговых центров Африки южнее Сахары.
28 июля 2023 года на сайте ACCORD была опубликована статья под названием «Мирная миссия Африки в отношении Украины и России: переход к стратегии активного нейтралитета?» [9]. Эта публикация выделила важную роль африканских стран в дипломатических усилиях по урегулированию конфликта на Украине. В статье поднимались следующие ключевые аспекты:
-Африканские страны стали объектом дипломатического внимания в контексте украинского конфликта.
-Миссия африканских государств нацелена на смягчение конфликта и создание условий для диалога.
-Отсутствие единой позиции африканских стран отразилось в голосовании в Генеральной Ассамблее ООН.
-Африка стремится предостеречь международное сообщество от возможной эскалации конфликта.
-В то время как критики утверждали, что у Африки мало средств воздействия на Россию и Украину, способность Африки представлять себя как нейтрального посредника позволила провести встречи с президентами Зеленским и Путиным в короткие сроки.
-Африканская делегация представила десятипунктовый план для сбалансированного подхода.
-Украина и Россия проявили интерес к встрече с африканской делегацией.
-Африканские страны могут расширить свою деятельность для достижения более широкого консенсуса.
-Усилия Африки в сфере мира и дипломатии должны донести до мирового сообщества приоритет развития.
Данная публикация подчеркивает растущую роль, которую играют африканские страны в мировой дипломатии и урегулировании конфликтов, а конфликт на Украине становится окном возможности для Африки, чтобы активно проявить себя в качестве ми-
ротворца. Способность африканских государств действовать как нейтральные посредники и представлять себя без явной приверженности интересам как России, так и Украины позволила создать основу для диалога и разрешения конфликта.
Вторая публикация, опубликованная 22 сентября 2022 года, называется «Глобальная геополитическая конкуренция затрагивает Африку: сможет ли она сохранить свой голос?» [11]. Эта статья поднимает важные вопросы, связанные с влиянием мировых держав на Африку и ее способностью сохранить свой голос в условиях возросшей глобальной конкуренции в мировой политике. Ключевые тезисы, выдвинутые в данной публикации следующие:
Таким образом, можно заключить, что данная публикация от 22.09.2022 подчеркивает, что Африка становится объектом внимания мировых держав, которые конкурируют за влияние и ресурсы в регионе. Визиты высокопоставленных представителей из Германии, США, Франции и других стран свидетельствуют о стремлении контролировать ключевые африканские ресурсы и установить влияние в регионе. Внимание к африканскому региону приковано скорее из-за желания сохранить и нарастить в нем влияние на фоне растущего противостояния крупных мировых держав, а не из побуждений к равному сотрудничеству. Это также может влиять на представления о России и Украине в Африке, учитывая роль этих стран в мировой политике.
Третья публикация, опубликованная также 22 сентября 2022 года, называется «Африканские правительства и их международные партнеры должны усилить устойчивость Африки к продовольственной нестабильности, вызванной конфликтом на Украине» [8]. Эта статья акцентирует внимание на важности укрепления продовольственной безопасности в Африке в свете последствий украинского конфликта.
По мнению авторов публикации, конфликт на Украине оказал негативное воздействие на продовольственную безопасность в Африке. Африканским странам необходимо разработать стратегии и планы для преодоления снижения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения стабильного доступа к продовольствию. При этом авторы подчеркивают важность придерживаться обязательств,
вытекающих из Мапутской декларации Африканского союза о сельском хозяйстве и продовольственной безопасности. К числу основных обязательств, изложенных в Декларации Мапуту, относятся [10]:
-Выделение бюджетных средств: государства-члены обязались в течение пяти лет после принятия декларации выделять не менее 10% своего годового национального бюджета на развитие сельского хозяйства и сельских районов.
-Проведение исследований и распространение знаний: страны обязались укреплять сектор сельскохозяйственных исследований и платформ для распространения знаний, чтобы обеспечить фермерам доступ к современной информации и технологиям, способным повысить их производительность.
-Доступ к рынкам: страны-участницы обязались улучшить доступ фермеров на рынки, включая развитие сельской инфраструктуры и транспортных сетей для облегчения доставки сельскохозяйственной продукции на рынки.
- Торговая политика: в декларации подчеркивается важность торговой политики, которая будет способствовать развитию внутриаф-риканской торговли сельскохозяйственной продукцией, снижению торговых барьеров и усилению региональной экономической интеграции.
-Гармонизация политики: декларация призвала страны гармонизировать свою сельскохозяйственную политику на региональном и континентальном уровнях, способствуя координации и сотрудничеству в решении проблем продовольственной безопасности.
С точки зрения ACCORD, в краткосрочной перспективе африканским странам следует наращивать усилия по обеспечению продовольствием уязвимых групп населения, поддерживать крупных производителей зерна, снимать ограничения на доступ к продовольственным рынкам и предоставлять фермерам необходимые посадочные материалы. В долгосрочной перспективе необходимо развивать континентальные и региональные подходы, продвигать климатически устойчивые технологии, инвестировать в исследования и разработки сельскохозяйственных систем и поощрять использование местных альтернативных культур.
Также авторы отмечают важность коор-
динации усилий разнообразных заинтересованных сторон. При этом, международные партнеры должны предоставить помощь и опыт для укрепления продовольственной безопасности Африки после украинского конфликта. В целом, для публикаций ACCORD характерно подчеркивание особой роли стран континента - в экономическом развитии мира и в возможном дипломатическом разрешении конфликта вокруг Украины.
Можно констатировать, что публикации данного аналитического центра уделяют внимание ситуации с продовольствием в Африке, которая зависит от текущего украинского конфликта, но не самому конфликту. В публикациях подчеркивается необходимость долгосрочных стратегий и сотрудничества как на национальном, так и на международном уровне для обеспечения устойчивого доступа к продовольствию в регионе.
Центр политики и образования IMANI (Гана). Центр политики и образования - это аналитический центр, базирующийся в Аккре, Гана. Будучи членом Фонда экономических исследований Atlas, аналитический центр применяет решения свободного рынка для решения сложных внутренних социальных проблем [7]. Он был основан в 2004 году Франклином Куджо, который в настоящее время занимает должность президента и главного исполнительного директора. Важно отметить также, что Куджо был избран Всемирным Экономическим Форумом в Давосе в качестве молодого лидера глобализма в 2010-м году [12].
Деятельность аналитического центра сосредоточена на следующих четырех тематических областях: верховенство закона, рост и развитие рынка, права личности, безопасность человека и институциональное развитие. Центр оказывает влияние в сфере государственного образования и политики Ганы посредством выступлений в средствах массовой информации, публикаций, исследований и семинаров.
В рамках данной статьи важно учитывать публикации, которые имеют прямое отношение к рассматриваемой теме. Одна из таких публикаций - статья под названием «Как текущий конфликт между Россией и Украиной повлияет на восстановление экономики Ганы после пандемии COVID-19» [13].
Авторы отмечают, что «сейсмические» последствия от проведения Россией СВО на
Украине затрагивают иные регионы мира. В частности, Гана, Кения и Габон выразили свое осуждение действий России в ходе чрезвычайной сессии ГА ООН 25 февраля 2022 года. Конфликт уже начал оказывать влияние на хрупкую мировую экономику и увеличивает риски для ее восстановления. В свою очередь, подъем цен на нефть и сырье для сельского хозяйства может вызвать экономические трудности в Гане. Гана - чистый экспортер сырой нефти, что делает ее уязвимой к колебаниям цен на нефть на мировых рынках. По мнению авторов публикации, Гане необходимо стремиться к самодостаточности и уверенности в собственных ресурсах как стратегии на долгосрочную перспективу. Таким образом, ускорение реализации программ по возобновляемым источникам энергии и городской мобильности становится неотложной задачей. Бюджетное финансирование после COVID-19, при этом, должно перейти от учета расходов к оценке результатов.
Публикация о влиянии конфликта между Россией и Украиной на экономику Ганы после пандемии COVID-19 подчеркивает необходимость внимательного мониторинга и адаптации стратегий развития. Гане следует активно работать над укреплением ее устойчивости к внешним экономическим факторам, включая колебания цен на нефть и сельскохозяйственные ресурсы. Иными словами, Центр политики и образования легитимирует леволибе-ральные рекомендации по экономической политике с помощью аналитических материалов по Украине и конфликте на ее территории.
Совет по развитию исследований в области социальных наук в Африке (CODESRIA). Совет по развитию социальных наук исследований в Африке (Council for the Development of Social Science Research in Africa), сокращенно CODESRIA, основанный в 1973 году, сразу же приобрел статус важного актора в области развития социальных наук на континенте. Основная миссия CODESRIA заключается в поддержке, содействии и развитии исследований в области социальных наук на африканском континенте. Организация ставит перед собой задачу содействия интеллектуальному развитию и формированию критического мышления среди ученых и исследователей в Африке.
CODESRIA успешно собрал и объединил множество ученых, исследователей и
ученых со всего континента, способствуя созданию богатой среды для обмена знаний и опытом. Организация также содействует выпуску научных публикаций, организации конференций и семинаров, а также обучению исследователей и научных кадров. CODESRIA не только активно участвует в поддержке научных исследований в Африке, но также выступает как важный актор в анализе событий мировой политики, оказывая влияние на интерпретацию событий, которые оказывают воздействие на африканский континент.
Важнейшей публикацией, отражающей ангажированность CODESRIA в анализе глобальных событий, можно назвать CODESRIA Bulletin Online, выпуск No. 7, от марта 2022 года. Этот выпуск, под заголовком «Интервенция России в Украину: Что это значит для Африки?», представляет собой попытку оценить последствия конфликта в Украине для африканского континента [14].
В данной публикации CODESRIA предоставляет аналитический обзор, включающий в себя оценку влияния конфликта в Украине на Африку. Автор - Юсуф Бангура -подчеркивает важную роль Африки в мировой политике и взаимосвязь событий в разных регионах мира.
Специальная военная операция России на Украине, начавшаяся в 2022 году, после долгих лет напряженных отношений, означает завершение правил и рамок безопасности, установленных после окончания Холодной войны. По мнению Ю. Бангуры, эта операция создает угрозу независимости стран Восточной Европы и бывших республик Советского Союза и усиливает антилиберализм в мировой политике.
Публикация поднимает вопросы, связанные с историческими событиями в России, начиная с перехода от коммунизма к капитализму, что сопровождалось экономическими трудностями и восприятием займов Международного валютного фонда как нарушения суверенитета России. Согласно публикации, стратегическое видение Путина включает в себя вызов либеральным ценностям и правилам однополярной системы, а также стремление вернуть утраченное влияние на территориях вдоль границы с Россией. Анализ публикации также подчеркивает, что этнические русские, проживающие в странах бывшего Советского Союза, стали основой
для легитимации военного и политического вмешательства России.
Публикация отмечает, что события, начиная с воссоединения с Крымом в 2014 году, побудили Россию к военной интервенции на Украину с потенциальной целью аннексии всей страны (что, на самом деле, не так, согласно заявлениям В .В. Путина - прим. авт.). Россия также стремится сократить экономическую зависимость от Запада и накопила огромные резервы для создания «крепостной экономики».
В данной публикации рассматривается роль России в разрушении «порядка, основанного на правилах», и подчеркивается ее недовольство собственной способностью догнать Запад экономически и технологически. В отличие от Китая, который использует существующие мировые договоренности для вызова западной гегемонии, Россия полагается на военную мощь как оружие для подтверждения своего статуса мировой державы.
Публикация отмечает, что экономические и технологические возможности России сравнительно незначительны по сравнению с такими крупными державами, как Соединенные Штаты и Китай, но она занимает второе место по военному потенциалу и имеет наибольшее количество ядерных боеголовок. Запад наложил обширные санкции на Россию, что свидетельствует о готовности изолировать ее от важных областей глобальных финансов, торговли, инвестиций, технологий, развлечений и путешествий.
Начало СВО на Украине обозначило тренд на возвращение «Железного Занавеса» и может привести к продолжительной нестабильности в Европе. Эти события также укрепили НАТО и побудили некоторые западные страны пересмотреть свою политику нейтралитета и рассмотреть возможность вступления в НАТО для защиты.
Публикация предупреждает, что СВО на Украине и глобальные изменения в мировой политике могут привести к восстановлению доктрины сфер влияния. Концепция сфер влияния исторически использовалась крупными державами, такими как Соединенные Штаты, Франция и Великобритания, для установления контроля над определенными регионами или странами. Доктрина сфер влияния не соответствует Уставу ООН или меж-
дународному праву, которое стремится запретить такое восприятие и поддерживать принципы суверенитета, территориальной целостности, равенства и прав человека.
Развивающиеся страны исторически сопротивлялись доктрине сфер влияния и военным альянсам, что привело к созданию Движения неприсоединения во времена Холодной войны. Потенциальное внедрение доктрины сфер влияния может привести к вмешательству более сильных держав и даже к реколони-зации африканских стран и других регионов.
Публикация предсказывает, что ослабленная Россия, возможно, станет более непредсказуемой и конфронтационной и будет искать союзников в незападных регионах, включая Африку. Взаимодействие России с Африкой будет отличаться от советского периода, поскольку сегодняшняя Россия ориентирована на экономический результат и ищет выгодные возможности для сопряжения их с политическим сотрудничеством. Россия, находясь в более сложной мировой обстановке и под давлением западных санкций, стала более активной в поиске экономических и политических контактов в различных регионах мира, включая Африку.
Тем не менее, взаимодействие России с Африканским континентом вызывает определенные вопросы и беспокойство. Россия, как и другие мировые державы, проявляет интерес к африканским ресурсам, включая энергетические и природные ресурсы. Это может привести к эксплуатации и потенциальной утечке этих ресурсов, аналогичным действиям других мировых акторов, таких как Запад и Китай.
По мнению Ю. Бангуры, Россия также может использовать свое влияние в африканских странах для продвижения собственных интересов, включая поддержку авторитарных режимов и противодействие демократическим силам. Это может иметь негативное воздействие на политическую ситуацию в Африке и усугубить проблемы, связанные с правами человека и гражданскими свободами.
Таким образом, взаимодействие России с Африкой в контексте современных событий, таких, как российская СВО на Украине, вызывает опасения и требует внимательного наблюдения. Африка должна быть готова к сложным временам, так как текущий кризис
и его потенциальные последствия могут оказать существенное воздействие на политическую и экономическую обстановку в регионе. В целом, оценки CODESRIA во многом воспроизводят западные нарративы - о противостоянии авторитарного и демократического начал в современном мире, об изначальной агрессивности и технологической отсталости России, об оправданности расширения НАТО на восток, об опасности расширения российско-африканского сотрудничества.
Заключение. Проанализировав публикации трех ключевых мозговых центров Африки южнее Сахары относительно причин и глобального контекста украинского конфликта, а также его влияния на страны Африки, можно заключить, что африканское экспертное сообщество относится к российским действиям в контексте конфликта нейтрально или негативно. За противостоянием на Украине эксперты почти сразу увидели признаки конкуренции великих держав, проявляющейся в противостоянии России и НАТО, и стали рассматривать его как точку отсчета масштабных глобальных изменений. Рассуждая о причинах украинского конфликта и начала российской СВО, некоторые африканские эксперты прослеживают историю развития конфликта вплоть до распада СССР. Они указывают на то, что Россия воспринимает расширение НАТО на восток как недопустимое вмешательство в свою сферу влияния и интереса. В результате, защищая свои национальные интересы, Россия была вынуждена начать СВО. Другие авторы, скорее воспроизводят западные нарративы о противостоянии демократии и автократий.
Эксперты проанаизированных исследовательских центров отмечают, что конфликт вокруг Украины вызвал целый ряд негативных экономических последствий, особенно сильно затронувших страны глобального Юга в целом и Африки южнее Сахары в частности. Под ударом оказались, к примеру, Кения и Гана, зависящие от цен на продовольствие, энергоносители и стабильности на мировых финансовых рынках. Однако при этом многие африканские государства стремятся демонстрировать нейтральность в конфликте и воспользоваться открывшимся для них окном возможностей, чтобы заявить о себе как о полноправном акторе международных отношений и миротворце. Оценка украинского
конфликта африканскими экспертами говорит о перспективах сохранения нейтральной позиции многих африканских государств и
сохраняющемся стремлении искать точки соприкосновения и возможности для сотрудничества с Россией.
Список литературы
На русском языке
1. Емельянов А.Л. Постколониальная история Африки южнее Сахары. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 492 с.
2. Михайленко А.Н. Украиский кризис в контексте становления нового мирового порядка // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество, 2023. №6-1. С. 250-253.
3. Наследство колониализма и спасение демократии. Итоги саммита Россия - Африка / ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/18399539 (дата обращения: 30.07.2023).
4. Подобедова Л. Россия и Африка: новый этап большой энергетики //Энергетическая политика. - 2023. - №. 4 (182). - С. 34-41.
5. Репешко Е.А. Подход НАТО к разрещению Ливийского кризиса в событиях «Арабской весны» // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1 (34). С. 172-176.
На английском языке
6. 2020 Global Go To Think Tank Index Report / Think Tanks and Civil Societies Program, University of Pensylvania. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://repository.upenn.edu/think_tanks/18/ (дата обращения: 30.07.2023).
7. About IMANI Center for Policy & Education [Электронный ресурс] URL: ima-nighana.com. (дата обращения: 30.07.2023).
8. African Governments and their international partners need to boost Africa's resilience to the food insecurity caused by the Ukraine war / ACCORD [Электронный ресурс] URL: : https://www.ac-cord.org.za/analysis/african-governments-and-their-international-partners-need-to-boost-africas-resili-ence-to-the-food-insecurity-caused-by-the-ukraine-war/ (дата обращения: 30.07.2023).
9. Africa's Peace mission to Ukraine & Russia: Towards a strategy of active non-alignment? / ACCORD [Электронный ресурс] URL: https://www.accord.org.za/analysis/africas-peace-mission-to-ukraine-russia-towards-a-strategy-of-active-non-alignment/ (дата обращения: 30.07.2023).
10. AU Maputo Declaration on Agriculture and Food Security, 2003.
11. Global geopolitical competition hits Africa: Can it maintain its voice? / ACCORD [Электронный ресурс] URL: https://www.accord.org.za/analysis/global-geopolitical-competition-hits-africa-can-it-maintain-its-voice/ (дата обращения: 30.07.2023).
12. Franklin Cudjoe, Biography [Электронный ресурс] URL:https://www.ghanaweb.com/ person/Franklin-Cudjoe-3709 (дата обращения: 30.07.2023).
13. How the ongoing Russia-Ukraine conflict will impact Ghana's post-COVID economic recovery? / Imani Africa [Электронный ресурс] URL: https://imaniafrica.org/2022/03/how-the-ongo-ing-russia-ukraine-conflict-will-impact-ghanas-post-covid-economic-recovery/ (дата обращения: 30.07.2023).
14. Russia's invasion of Ukraine: What does it mean for Africa? / CODESRIA Bulletin Online, No. 7, March 2022 [Электронный ресурс] URL: https://journals.codesria.org/index.php/codesriabul-letin/article/view/2056 (дата обращения: 30.07.2023).
RUSSIA'S SMO ON UKRAINE IN THE PUBLICATIONS OF THINK TANKS
IN SUB-SAHARAN AFRICA
The article analyses the publications of three key think tanks in Sub-Saharan Africa on the causes, consequences, global and regional context of the Ukrainian conflict, as well as its impact on African countries and their political course. The authors examine the publications of think tanks that can influence foreign policy decision-making in African states in order to assess the potential for changing their position on the Russian SMO, as well as the dominant perceptions in the African expert community about the impact of the Ukrainian conflict on international relations. In their publications, the think tanks focus on three key topics: the global context of the Ukrainian conflict and its implications for world politics, the impact of the Ukrainian conflict on the situation in Africa, and the position of some Sub-Saharan African countries on the Ukrainian conflict. African experts see the Ukrainian conflict as a manifestation of great-power competition and see
it as a starting point for future changes in the world order. At the same time, they clearly see its negative consequences for the economic situation in African countries.
Keywords: Sub-Saharan Africa, Russian-African relations, think tanks, Russia's SMO in Ukraine.
References
In Russian
1. Emelyanov A.L. Postcolonial history of Sub-Saharan Africa. Moscow: MGIMO-University, 2012. - 492 с.
2. Mikhaylenko A.N. Ukrainian Crisis in the context of the formation of new world order // Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation, 2023. №6-1.
3. Podobedova L. Russia and Africa: a new stage of big energy // Energy Policy. 2023. №4 (182).
4. The legacy of colonialism and the salvation of democracy. Results of the Russia-Africa Summit / TASS [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/18399539 (дата обращения: 30.07.2023).
5. Repeshko E.A. Approaches of the NATO towards Lybian crisis during the Arab spring// MGIMO Herald. 2014. № 1 (34). pp. 172-176.
In English
6. 2020 Global Go To Think Tank Index Report / Think Tanks and Civil Societies Program, University of Pensylvania. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://repository.upenn.edu/think_tanks/18/ (дата обращения: 30.07.2023).
7. About IMANI Center for Policy & Education [Электронный ресурс] URL: ima-nighana.com. (дата обращения: 30.07.2023).
8. African Governments and their international partners need to boost Africa's resilience to the food insecurity caused by the Ukraine war / ACCORD [Электронный ресурс] URL: : https://www.ac-cord.org.za/analysis/african-governments-and-their-international-partners-need-to-boost-africas-resili-ence-to-the-food-insecurity-caused-by-the-ukraine-war/ (дата обращения: 30.07.2023).
9. Africa's Peace mission to Ukraine & Russia: Towards a strategy of active non-alignment? / ACCORD [Электронный ресурс] URL: https://www.accord.org.za/analysis/africas-peace-mission-to-ukraine-russia-towards-a-strategy-of-active-non-alignment/ (дата обращения: 30.07.2023).
10. AU Maputo Declaration on Agriculture and Food Security, 2003.
11. Global geopolitical competition hits Africa: Can it maintain its voice? / ACCORD [Электронный ресурс] URL: https://www.accord.org.za/analysis/global-geopolitical-competition-hits-africa-can-it-maintain-its-voice/ (дата обращения: 30.07.2023).
12. Franklin Cudjoe, Biography [Электронный ресурс] URL:https://www.ghanaweb.com/ person/Franklin-Cudjoe-3709 (дата обращения: 30.07.2023).
13. How the ongoing Russia-Ukraine conflict will impact Ghana's post-COVID economic recovery? / Imani Africa [Электронный ресурс] URL: https://imaniafrica.org/2022/03/how-the-ongoing-rus-sia-ukraine-conflict-will-impact-ghanas-post-covid-economic-recovery/ (дата обращения: 30.07.2023).
14. Russia's invasion of Ukraine: What does it mean for Africa? / CODESRIA Bulletin Online, No. 7, March 2022 [Электронный ресурс] URL: https://journals.codesria.org/in-dex.php/codesriabulletin/article/view/2056 (дата обращения: 30.07.2023).
Об авторах
Анфайлов Олег Сергеевич - стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Россия), E-mail : [email protected]
Лошкарёв Иван Дмитриевич - кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Россия), E-mail: ivan1loshkariov@gmail. com
Anfaylov Oleg Sergeevich - Intern Researcher at the Center for Middle Eastern and African Studies of the Institute for International Studies, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Russia), E-mail: [email protected] Loshkariov Ivan Dmitrievich - PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of Political Theory, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Russia), E-mail: [email protected]