ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Специальная военная операция на Украине в контексте теории справедливой войны
Некрасов Дмитрий Владимирович,
адъюнкт Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются моральные и нравственные составляющие, повлиявшие на начало проведения Российской Федерации специальной военной операции на Украине. Приводится теоретическое обоснование того, что специальная военная операция на Украине носит справедливый характер и соответствует всем критериям теории справедливой войны.
Ключевые слова: теория справедливой войны, право на войну, право во время войны, мораль, нравственность.
<п
I_
и
см л
После начала Российской Федерацией специальной военной операции на Украине мировое сообщество пыталось истолковать действия России как ничем не обоснованную прямую агрессию против суверенного государства. Как правило, все аргументы западных политиков, политологов и журналистов носили эмоциональный характер, а громкие заявления не подкреплялись достоверными фактами. В своем обращении от 24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин четко обозначил причины начала специальной военной операции на Украине: «Для США и их союзников это так называемая политика сдерживания России, очевидные геополитические дивиденды. А для нашей страны - это в итоге вопрос жизни и смерти, вопрос нашего исторического будущего как народа. И это не преувеличение - это так и есть. Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая красная черта, о которой неоднократно говорили. Они её перешли» [1].
Бескомпромиссное расширение военной инфраструктуры НАТО на восток к границам России несли и продолжают нести открытую угрозу безопасности Российской Федерации. Остановить расширение НАТО дипломатическим путем стало абсолютно невозможным. На многочисленных переговорах, посвященных этому вопросу, позиция Российской Федерации игнорировалась. Об этом тоже говорилось 24 февраля 2022 г. в обращении Президента России: «В этом ряду и обещания нашей стране не расширять ни на один дюйм НАТО на восток. Повторю - обманули, а выражаясь народным языком, просто кинули. Да, часто можно слышать, что политика - грязное дело. Возможно, но не настолько же, не до такой же степени. Ведь такое шулерское поведение противоречит не только принципам международных отношений, но прежде всего общепризнанным нормам морали и нравственности. Где же здесь справедливость и правда? Одна лишь сплошная ложь и лицемерие» [1].
Затронутые в этом фрагменте обращения нормы морали и нравственности свидетельствуют о том, что решение о проведении специальной военной операции принималось не только из политических или военных соображений. Так, например, все в том же обращении Президент России напомнил о судьбе жителей Донбасса, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима. Их защита - одна из основных целей проведения специальной военной операции.
В своей работе «Война, или В плену насилия» А.Д. Куманьков пишет, что «теория справедливой войны говорит о возможности выстраивать политическое взаимодействие на основе базовых моральных принципов, которые запрещают применение насилия и ограничивают вмешательство одного субъекта в дела другого. В то же время теоретики справедливой войны предпола-
гают, что в ряде исключительных случаев законом ненасилия можно поступиться. Убийство признается неприемлемым, а война понимается как несчастье, но в некоторых ситуациях мы обязаны взяться за оружие не только из благоразумия или личного интереса, но именно по соображениям морали» [5].
Расширение НАТО к границам России, геноцид жителей Донбасса, проводимая киевским режимом политика реваншизма в отношении Крыма - все это и является «рядом исключительных случаев». По этим причинам, обращение к военной силе со стороны Российской Федерации можно считать справедливым и морально необходимым.
В рамках теории справедливой войны существуют категории «jus ad bellum» (право на войну) и «jus in bello» (право во время войны), которые определяют условия, при которых войну можно считать справедливой.
Рассмотрим категорию «jus ad bellum» в контексте проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине.
Принципы «jus ad bellum» [11].
- Правого дела (справедливой причины): войну можно объявить только при наличии веской причины. Причинами начала проведения специальной военной
операции послужили расширение НАТО к границам России, геноцид жителей Донбасса, проводимая киевским режимом политика реваншизма в отношении Крыма.
- Крайнего средства: до начала войны необходимо испробовать все невоенные средства.
Вопрос о не расширении НАТО на восток обговаривался на протяжении тридцати лет. Требования и предложенные Российской Федерации компромиссы игнорировались [6]. Результаты минских договоренностей по урегулированию ситуации на востоке Украины киевским режимом не соблюдались на протяжении восьми лет. Провокации на Крымском полуострове не прекращались с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации (перекрытие водоканала, работа украинских провокаторов на территории полуострова, полная блокада Крыма с материковой частью украинскими властями по сухопутной границе).
- Соразмерности: военные действия являются ответом на военные действия.
На протяжении конца 2021 - начала 2022 гг. украинские войска сосредотачивались вдоль всей границы Луганской и Донецкой народных республик. Артиллерийские и минометные обстрелы со стороны украинских вооруженных формирований по мирным городам республик усилились, что в результате повлекло к гибели мирных жителей и разрушению гражданской инфраструктуры [10]. Увеличенные поставки вооружения странами запада на Украину лишь свидетельствовали о том, что киевский режим намерен решить вопрос на востоке силовым путем [7].
- Вероятности успеха: до начала войны нужно оценить возможность успешно закончить эту войну. Предложенный Генеральным штабом план проведения специальной военной операции на Украине был тщательно продуман, он выполнялся и продолжает выполняться, что в конечном итоге приведет к выполнению всех поставленных задач. Об этом неоднократно заявлял Президент России Владимир Путин [8].
- Добрых намерений: целью участия в войне должно быть восстановление справедливости и мира. Обозначая цели специальной военной операции
в своем обращении от 24 февраля 2022 г., Президент России сказал следующее: «Ее цель - защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима.
И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации» [1].
- Легитимной власти: война может быть объявлена только лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
В соответствии со статьей 87 Конституции Российской Федерации, Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. Именно Президент Российской Федерации в своем обращении объявил о начале специальной военной операции на Украине.
Таков обзор принципов «jus ad bellum» теории справедливой войны в контексте специальной военной операции на Украине. Теперь рассмотрим принципы «jus in bello».
Традиционно эту часть теории справедливой войны составляют два принципа. Первый - принцип соразмерности [4]. Он заключается в том, что в ходе ведения военной операции допустимо использовать только необходимый уровень насилия.
Несмотря на попытки украинских властей под режиссурой западных стран очернить действия российских военнослужащих такими постановками какую мы наблюдали в Буче, объективные факты говорят о том, что российские военные ведут себя гуманно в отношении к противнику. Этому свидетельствуют данные пленных украинских военнослужащих, а также наемников националистических батальонов. К примеру, командир украинского националистического батальона «Азов» Денис Прокопенко в ходе телефонного разговора с женой сообщил об условиях содержания в плену, назвав их удовлетворительными. Украинские пленные получают питание и питье, они не подвергаются насилию [3].
Второй принцип - различия [2]. Данный принцип заключается в том, что целью атак могут выступать исключительно комбатанты, вооруженные формирования и объекты военной инфраструктуры, кроме того, допустимо нанесение ударов по аэропортам и аэродромам, дорогам и железнодорожным объектам, заводам, работающим в интересах военных. Такие цели как школы, больницы, жилые дома гражданских, религиозные объекты не могут выступать в качестве целей.
Несмотря на то, что украинские военные размещают свою артиллерию в спальных районах, а бойцы националистических батальонов располагаются в школах, церквях, больницах и роддомах [9], российские военные продолжают придерживаться принципа различия.
Соответствие действий Российской Федерации при проведении специальной военной операции на Украине всем критериям теории справедливой войны подчеркивает, что вопросы морали и нравственности для военно-политического руководства страны стоят над политическими, экономическими и стратегическими мотивами.
Литература
1. Владимир Путин. Обращение Президента Российской Федерации. Kremlin.ru (24 февраля 2022 г.).
2. Дамм Г. ван, Фоушин Н. Соразмерность // Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. - Москва: Гардарики, 2002. - С. 174-187.
3. Командир «Азова» Прокопенко оценил условия содержания в российском плену [Электронный ресурс] // NEWS.RU. - Режим доступа: https://news. ru/world/komandir-azova-prokopenko-ocenil-usloviya-
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
-о
=Е СГ
soderzhaniya-v-rossijskom-plenu/ (дата обращения: 25.05.2022).
4. Коппитерс Б. Легитимная власть // Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры. - Москва: Гардарики, 2002. - С. 65-86.
5. Куманьков А.Д. Война, или В плену насилия. -Санкт-петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. - С. 16.
6. Лавров: «Если Запад продолжит агрессивный курс, Москва предпримет необходимые ответные меры» [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2022/01/26/70402556/ (дата обращения: 26.01.2022).
7. Поставки американского оружия Украине [Электронный ресурс] // ИНТЕРФАКС. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/photo/5697/58828 (дата обращения: 27.01.2022).
8. Путин заявляет о плановом ходе специальной военной операции на Украине [Электронный ресурс] // ИНТЕРФАКС. - Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/main/putin-zayavlyaet-o-planovom-hode-specialnoy-voennoy-operacii-na-ukraine (дата обращения: 12.04.2022).
9. Украинские националисты разместили тяжелое вооружение между жилыми домами [Электронный ресурс] // Российская газета - Режим доступа: https:// rg.ru/2022/03/02/ukrainskie-nacionalisty-razmestili-tiazheloe-vooruzhenie-mezhdu-zhilymi-domami.html/ (дата обращения: 02.03.2022).
10. Украинские силовики возобновили обстрелы [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. - Режим доступа: https://ria.ru/20220109/donbass-1767042323.html (дата обращения: 09.01.2022).
11. Fotion N. Two Theories of Just War // Philosophia, 2006. Vol. 34. P. 53-64.
SPECIAL MILITARY OPERATION IN UKRAINE IN THE
CONTEXT OF THE THEORY OF JUST WAR
Nekrasov D.V.
Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of
Defense of the Russian Federation
The article discusses the moral components that influenced the start
of the Russian Federation's special military operation in Ukraine.
A theoretical justification is given for the fact that the special military
operation in Ukraine is fair and meets all the criteria of the just war
theory.
Keywords: theory of just war, right to war, law during war, morality.
References
1. Vladimir Putin. Address of the President of the Russian Federation. Kremlin.ru (February 24, 2022).
2. Damm G. van, Foushin N. Proportionality // Moral Limitations of War: Problems and Examples / Ed.B. Coppiters, N. Foushin, R. Apresyan. - Moscow: Gardariki, 2002. - P. 174-187.
3. The commander of «Azov» Prokopenko assessed the conditions of detention in Russian captivity [Electronic resource] // NEWS.RU. - Access mode: https://news.ru/world/komandir-azova-prokopenko-ocenil-usloviya-soderzhaniya-v-rossijskom-plenu/ (date of access: 05.25.2022).
4. Coppeters B. Legitimate power // Moral limits of war: problems and examples. - Moscow: Gardariki, 2002. - P. 65-86.
5. Kumankov A. D. War, or Captured by Violence. - St. Petersburg: Publishing House of the European University in St. Petersburg, 2019. - P. 16.
6. Lavrov: «If the West continues its aggressive course, Moscow will take the necessary retaliatory measures» [Electronic resource] // Fontanka.ru. - Access mode: https://www.fontanka. ru/2022/01/26/70402556/ (date of access: 01.26.2022).
7. Deliveries of American weapons to Ukraine [Electronic resource] // INTERFAX. - Access mode: https://www.interfax.ru/ photo/5697/58828 (date of access: 01.27.2022).
8. Putin announces the planned course of a special military operation in Ukraine [Electronic resource] // INTERFAX. - Access mode: https://www.interfax-russia.ru/main/putin-zayavlyaet-o-planovom-hode-specialnoy-voennoy-operacii-na-ukraine (date of access: 04.12.2022).
9. Ukrainian nationalists placed heavy weapons between residential buildings [Electronic resource] // Russian newspaper - Access mode: https://rg.ru/2022/03/02/ukrainskie-nacionalisty-razmestili-tiazheloe-vooruzhenie-mezhdu-zhilymi- domami. html/ (date of access: 03.02.2022).
10. Ukrainian security forces resumed shelling [Electronic resource] // RIA Novosti. - Access mode: https://ria.ru/20220109/ donbass-1767042323.html (date of access: 01.09.2022).
11. Fotion N. Two Theories of Just War // Philosophia, 2006. Vol. 34. P. 53-64.
<n ■_
u
CM
л