Научная статья на тему 'Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике'

Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3222
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ARTISTIC GYMNASTICS / TECHNICAL SKILL / SPEED AND STRENGTH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Эдуард Михайлович

Дано экспериментальное обоснование эффективности авторской методики развития прыгучести в художественной гимнастике. Представлены комплексы для развития скоростно-силовых качеств у юных гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Эдуард Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL SPEED-STRENGTH TRAINING AS A BASIS FOR RAISING THE TECHNICAL MASTERY IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Given the experimental evaluation of the effectiveness of the author's technique jumping in rhythmic gymnastics. The set of the development of speed-strength qualities in young gymnasts

Текст научной работы на тему «Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике»

УДК 796.412.2

СПЕЦИАЛЬНАЯ СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Э.М. Попов

Дано экспериментальное обоснование эффективности авторской методики развития прыгучести в художественной гимнастике. Представлены комплексы для развития скоростно-силовых качеств у юных гимнасток.

Ключевые слова: художественная гимнастика, техническое мастерство, скоростно-силовая подготовка.

Анализ классификационных программ с момента определения художественной гимнастики в самостоятельный вид спорта, а также анализ содержания произвольных комбинаций последних лет, показал, что в арсенале художественной гимнастики, куда входят такие элементы, как повороты, равновесия, специфические элементы (спирали, волны, взмахи), наклоны, прыжки занимают видное место.

Высокие требования, предъявляемые к выполнению прыжков в художественной гимнастике, вызывают необходимость разработки соответствующей методики их совершенствования.

Целью нашей работы является экспериментальное обоснование эффективности предлагаемой методики развития прыгучести в художественной гимнастике.

Объектом исследования были гимнастки в возрасте 16-18 лет.

Предмет исследования - средства и методы прыжковых упражнений в художественной гимнастике.

Предполагается, что у гимнасток различной квалификации с ростом спортивного мастерства и возрастом сила мышц-разгибателей ног и прыгучесть имеют тенденцию к снижению, а предлагаемые шесть специально разработанных и теоретически обоснованных комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств должны способствовать развитию и поддержанию этих качеств.

Задачами исследования были:

1. Исследование и оценка характерных особенностей уровня развития прыгучести у гимнасток.

2. Разработка комплексов прыжковых упражнений для развития силы мышц-разгибателей ног и прыгучести для девушек, занимающихся художественной гимнастикой.

3. Экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики развития прыгучести.

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет и постоянно совершенствовалась.

В последние годы гимнастки стали демонстрировать движения с предметом на протяжении всего упражнения непрерывно, в том числе и при выполнении сложных прыжков [2].

Прыжки - один из наиболее ярких элементов в художественной гимнастике и одновременно один из самых сложных видов движений.

Умение качественно выполнять прыжки во многом определяет мастерство спортсменки. Можно предполагать, что число прыжков в упражнениях может расти и в ближайшем будущем упражнения художественной гимнастики будут отличаться еще большим композиционным разнообразием.

Высокие требования, предъявляемые к выполнению прыжков в художественной гимнастике, вызывают необходимость разработки соответствующей методики их совершенствования.

К сожалению, в научно-методической литературе по художественной гимнастике пока нет четких рекомендаций для повышения качества выполнения прыжков. Обычно указывается лишь то, что они должны выполняться «красиво», с предельной высотой, с фиксацией формы прыжка в полете, а физическая подготовка гимнастки должна быть на достаточно высоком уровне.

Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств гимнасток различной квалификации позволило выявить слабый темп роста силы мышц-разгибателей ног и прыгучести с ростом спортивного мастерства, а исследование техники отталкивания в прыжках различных структурных групп показало, что при выполнении любого сложного прыжка все действия в фазе отталкивания должны способствовать проявлению скоростно-силовых возможностей гимнасток.

Следовательно, низкий уровень развития скоростно-силовых качеств будет являться тормозом в совершенствовании техники прыжков. Вот почему методика развития этих качеств в художественной гимнастике нуждается в тщательном пересмотре и научном обосновании.

Мы предлагаем шесть специально разработанных, теоретически обоснованных и апробированных комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике.

Эти комплексы рекомендуется выполнять в конце подготовительной части тренировочного занятия, когда обычно отводится 15-20 мин. на выполнение прыжков. Комплексы 1, 2, 3 состоят из специально-вспомогательных прыжков и основных прыжков различных структурных групп.

Специально-вспомогательные прыжки представляют собой в комплексе четыре-шесть несложных прыжковых связок. Эти прыжки

подготавливают мышцы ног к определенному режиму работы при различных видах отталкивания. Основным при выполнении их является условие так называемого в практике «быстрого отхода», то есть быстрого энергичного толчка. Каждую связку необходимо повторить два-три раза.

Прыжки различных структурных групп выполняются с отягощением, равным 3-4 % от собственного веса. Такой вес не нарушает структуру основного упражнения. При этом достигается эффект сопряженного взаимодействия средств физической и технической подготовки. При выполнении этих прыжков главным является достижение максимальной высоты с фиксацией формы прыжка в полете [1].

Это может достигаться при помощи видимых ориентиров. Ими в спортивном зале могут служить светильники, окна, зеркала, специально начерченные линии на стенах, подвешенные обручи и т. д.

Комплексы 4, 5, 6 состоят из прыжковых упражнений специальной скоростно-силовой направленности. Их следует выполнять в конце основной части занятий (15-17 мин.).

Исследованиями доказано, что прыжковые упражнения имеют особое значение в развитии силы и скоростно-силовых качеств. Представленные комплексы предусматривают варьирование условий выполнения упражнений за счет изменения условий отталкивания (прыжки в глубину, через препятствия, прыжки на возвышения). Эффективность прыжков в глубину с последующим прыжком вверх показана специальными исследованиями. Прыжки в глубину были выбраны еще и по тем соображениям, что они осуществляют прямую функцию упражнения специальной скоростно-силовой подготовки в художественной гимнастике, так как в большинстве случаев отталкивание при выполнении упражнений гимнастке приходится выполнять после прыжка или наскока.

Эффективность прыжков через препятствия и на возвышение также доказана многими исследованиями. Такие прыжки способствуют напряжению основных мышечных групп разгибателей тазобедренного, коленного суставов и сгибателей голеностопного сустава [3].

Применяя рекомендуемые комплексы, можно, не увеличивая общего времени тренировки, не меняя ее структуру и не превышая обычного количества прыжков, выполняемых на занятиях, повысить эффективность тренировочного процесса.

Перед началом эксперимента было проведено тестирование прыжка в высоту с места в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ).

Для тестирования был использован один из компонентов аппаратуры для измерения уровней здоровья по В.С. Фомину (патент РФ № 2123285, 1998), а именно - контактная платформа с электронным

миллисекундомером. Измерялось время безопорного прыжка в высоту с места в миллисекундах. Выполнялось три прыжка с места на контактной платформе. Засчитывался лучший результат.

Спортивный уровень подготовки девушек в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента был практически одинаков. Среднее время прыжка в ЭГ равнялось 45,2 мс, а в контрольной - 44,8 мс.

На диаграмме (рис. 1) это отчетливо просматривается.

60 -

50

40

4040 4140

4242

4545

4343 4443

49

50

51

53

46

49

30 -

20 -

10 -

0 -I 1 , 1 , 1 , 1 , 1 , 1 , 1 , 1 , 1 , 1 ,

1 23456789 10

Рис. 1. Показатели времени безопорного прыжка первого обследования в ЭГ (светлые столбики) и КГ (темные)

В подготовительном периоде гимнастки экспериментальной группы систематически выполняли представленные выше комплексы, а гимнастки контрольной группы тренировались по обычной методике. В занятия включаются прыжки различных структурных групп. Они, как правило, распределяются на тренировке таким образом: в конце подготовительной части включаются прыжки из хореографических позиций и прыжки различных структурных групп. В конце основной части занятий - прыжки через скакалку. Однако такая методика при современных требованиях к прыжкам малоэффективна, что и доказывает проведенный эксперимент.

Результаты второго тестирования показали, что к соревновательному периоду у гимнасток ЭГ намного улучшилась прыгучесть, скоростносиловая подготовленность, повысилось качество выполнения отдельных прыжков и упражнения в целом. Среднее время прыжка в ЭГ - 51,4 мс.

В то же время у гимнасток КГ результаты повысились значительно меньше (среднее время прыжка - 48,3 мс), что наглядно видно на диаграмме (рис. 2).

60 -

50

40 -

30 -

20 -

10 -

49

50

45

44

46

44

46

51

“48-

49

54

55

57

49

50

51

55

1 23456789 10

Рис. 2. Показатели времени безопорного прыжка второго обследования в ЭГ (светлые столбики) и КГ (темные)

0

На основании результатов проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Существующая методика развития прыгучести в художественной гимнастике не соответствует новым повышенным требованиям к выполнению прыжковых элементов в соревновательных комбинациях.

2. Представленные комплексы для развития скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике предусматривают варьирование условий выполнения упражнений за счет изменения условий отталкивания (прыжки в глубину, через препятствия, прыжки на возвышения).

3. Применяя эти комплексы, можно, не увеличивая общего времени тренировки, не меняя ее структуру и не превышая обычного количества прыжков, выполняемых на занятиях, значительно повысить эффективность тренировочного процесса.

Все это создает благоприятные возможности для повышения уровня специальной прыжковой подготовки, от которой во многом зависит спортивное мастерство гимнастки.

Список литературы

1. Гимнастика: учебник для вузов / М. Л. Журавин и [др.]; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2002. 443 с.

2. Лукаш А. 500 упражнений для позвоночника: корригирующая гимнастика для исправления осанки, укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения здоровья. СПб.: Наука и Техника, 2007. 196 с.

3. Менхин А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика: учеб. пособие для вузов. М.: Физическая культура, 2007. 160 с.

Попов Эдуард Михайлович, доц. доцент, _ fksit@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

SPECIAL SPEED-STRENGTH TRAINING AS A BASIS FOR RAISING THE TECHNICAL

MASTERY IN RHYTHMIC GYMNASTICS

E.М. Popov

Given the experimental evaluation of the effectiveness of the author's technique jumping in rhythmic gymnastics. The set of the development of speed-strength qualities in young gymnasts

Keywords: artistic gymnastics, technical skill, speed and strength training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Popov Eduard Mikhailovich, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.332.6

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ МИНИ-ФУТБОЛА

В ПСИХОМОТОРНОМ И ДВИГАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ШКОЛЬНИКОВ

С.В. Пугин, О.П. Панфилов, К.С. Голованов

Выявлены состояния психомоторных функций, физической и технической подготовленности юных футболистов. Доказана эффективность занятий минифутболом на психомоторное и двигательное развитие, а также уровень разносторонней технической подготовленности детей разного возраста.

Ключевые слова: психомоторное и двигательное развитие, юные спортсмены, мини-футбол, техническая подготовленность.

Современные школьники и студенты, проводящие большую часть суток на учебных занятиях, за подготовкой домашних заданий, у компьютеров и телевизоров, испытывают значительные статические, умственные, нервно-психические перегрузки при хроническом недостатке двигательной активности. Классические (традиционные) виды и формы физического воспитания, остающиеся основными в большинстве образовательных учреждений, не могут компенсировать дефицит необходимой в этих условиях физической активности. К тому же сегодня у школьников и молодежи продолжают доминировать интересы, ценностные ориентации в других сферах человеческой субкультуры. Все вместе взятое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии подрастающего поколения. В таких условиях особую актуальность приобретает необходимость интересной и эффективной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.