•Ш, IM (277)
ЗНиСО
19
УДК 613.6:656.61
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ СУДНЕ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
В.Н. Ёлкина, О.В. Киек
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России,
Краснодар, Россия
Установлено, что специальная оценка условий труда и унификация методики оценки ряда показателей производственных факторов затрудняют решение вопроса воздействия неблагоприятных условий труда на работников морских судов. Для решения поставленной проблемы необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании методического сопровождения специальной оценки условий труда в соответствии со спецификой работ на современных морских судах дальнего плавания.
Ключевые слова: специальная оценка условий труда; производственные факторы; морские суда.
V.N. Yolkina, O.V. Kiyok □ THE SPECIAL ESTIMATION OF WORKING CONDITIONS ON THE GEOPHISICAL EXPLORING RESEARCH VESSEL □ Kuban State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation, Krasnodar, Russia.
It was found, that the special estimation of working conditions and the unification of the evaluation methods of a number of production factors indicators don't allow to solve the problem of the working conditions influence on the vessel workers. For the solution of the problem it is necessary to consider the question of the enhancement of the methodological support of the special estimation of working conditions according to the specific of work on the modern seagoing vessels. Key words: the special estimation of working conditions, production factors, seagoing vessels.
Состояние здоровья работников является одним из основных индикаторов здоровья общества, определяющим качество трудовых ресурсов, производительность труда, демографическую ситуацию в стране [2]. По данным Рос-стата практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях труда. Профессиональная заболеваемость в целом по Российской Федерации не снижается, а наиболее высокие показатели регистрируются среди работников, занятых в таких отраслях как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт и связь, охота и лесное хозяйство [7, 9].
На моряков действует комплекс неблагоприятных факторов производственной среды: природные климатогеографические (быстрое перемещение в широтном и территориальном направлениях, естественная освещенность, ультрафиолетовая недостаточность, повышенная космическая радиация, негативное влияние высоких температур летом и низких зимой); производственные судовые (микроклимат; тепловая радиация от оборудования; общая и местная вибрация; шумовое загрязнение; вредные химические вещества в воздухе судовых помещений; физические факторы, статическая и динамическая нагрузка, напряженность трудового процесса); социальные (режим труда и отдыха, гиподинамия, сенсорный голод, монотония, высокое психоэмоциональное напряжение) [1, 11].
В России имеется 13 судов, оснащенных современными регистрирующими комплексами с плавающими сейсмокосами зарубежного производства.
Цель исследования - изучить особенности условий труда моряков в соответствии со спе-
циальной оценкой условий труда (СОУТ) на примере научно-исследовательского судна.
Материалы и методы. Специальную оценку условий труда проводили на научно-исследовательском судне геофизической разведки «Вячеслав Тихонов» («VYЛCHESLЛV TIKHONOV») построенном в 2011 году DrydocksWorld, Дубай, ОАЭ. В течение 2012 года это судно вело активные исследования дна в разных районах Черного моря, чаще всего - в составе целой группы судов, базируясь в болгарском порту Варна. Исследования выполнены на базе лаборатории Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Консультационно-методический центр охраны труда», обследовано 22 рабочих места. Оценка вредных производственных факторов проводилась в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ [6], приказом Минтруда и соцзащиты России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» [3] (далее - «Методика СОУТ»).
Результаты исследования. На момент исследования экипаж судна составлял 46 человек, 22 из которых находились в плавании и 24 в резерве, в том числе одна женщина (буфетчица). Возраст варьировал от 25 до 60 лет, средний возраст составлял 43 года: 32 % - 25-35 лет, 21 % - 36-45 лет, 30 % - 46-55 лет, 15 % -старше 56 лет.
Источниками шума на судне являются главные двигатели (^а^йа 9126 2850 квт), вспомогательные двигатели (Вв^ср 4800 квт), системы вентиляции машинно-котельных отде-
20
ЗНиСО
Апрель №4 (200)
лений, жилых и служебных помещений, судовая лебедка, удары волн и льда о корпус судна, звуковые сигналы. По результатам исследования выявлены превышения допустимых уровней эквивалентного звука на 13-16 дБА на следующих рабочих местах: старший механик судовой, второй механик судовой, третий механик судовой, электромеханик (судовой), дублер электромеханика (судовой), старший моторист (токарь), старший моторист, моторист 1-го класса.
Главные источники вибрации на судне -гребные винты, двигатели и вспомогательные механизмы. Вибрацию могут вызывать также волнение моря и удары льда о корпус судна. Источниками электромагнитного излучения на судне являются радиоэлектронные средства связи и навигационные радиолокационные установки (/итипо/ет 28378 s-band) и др. Параметры вибрации и электромагнитного излучения на рабочих местах судна соответствуют допустимым, указанным в СОУТ.
В соответствии с СОУТ по показателям освещенности рабочие места на исследуемом судне отнесены ко 2-му классу условий труда. Однако следует учитывать, что при плавании в различных климатогеографических зонах моряки испытывают как повышенную солнечную радиацию в тропиках, так и недостаток ультрафиолетового спектра света в северных широтах, что негативно сказывается на состоянии их здоровья. Наибольшая вероятность недостатка ультрафиолетового облучения при плавании в высоких широтах присуща таким профессиям, как механик, моторист, электрик.
Гигиенические исследования на содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоне выявили превышение максимальной разовой ПДК марганца в сварочных аэрозолях в 2,2 раза на рабочем месте старшего моториста. Таким образом, в соответствии со специальной оценкой условий труда на 12 рабочих местах (54 %) установлен допустимый класс условий труда (2), на 9 (40 %) - класс вредный второй степени (3.2), на 1 (6 %) - класс вредный третьей степени (3.3).
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ [10] и Приказ Минтруда и соцзащиты России от 24 января 2014 г. № 33н [3] внесли существенные изменения в структуру классов условий труда рабочих мест, представленных на морских судах.
При специальной оценке условий труда не учитывается максимальный уровень звука, инфракрасное излучение, коэффициент естественной освещенности (КЕО), показатель ослепленности, отраженная блесткость, коэффициент пульсации, яркость.
Особое внимание следует обратить на наличие в «Методике СОУТ» нормативов, на основе которых проводится ранжирование условий труда по классам, что очень важно при оценке условий труда, особенно по фак-
торам, способствующим развитию профес- с=р сиональных заболеваний. Необходимо учитывать опыт гигиенической школы при оценке ^^ уровня звука на рабочем месте, согласно ко- ^ торому уровни звукового давления оцениваются в зависимости от напряженности и тяжести трудового процесса, вида деятельности, профессии. Например, эквивалентный уровень звука на рабочем месте капитана морского судна (руководящая работа с повышенными требованиями), врача (врачебная деятельность) в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [10] не должен превышать 50 дБА. «Методика СОУТ» определяет только унифицированное ПДУ по шуму вне зависимости от вышеназванных критериев. Аналогичная ситуация отмечается при оценке вибрации в соответствии с «Методикой СОУТ»: отсутствует разделение на три категории (транспортная, транспортно-техно-логическая и технологическая) и оценка проводится по нормативам, соответствующим 1-ой категории (транспортной) [8]. Кроме того, не оцениваются такие параметры напряженности трудового процесса на рабочем месте капитана (учитываемые ранее при аттестации рабочих мест), как характер выполняемой работы (работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат); степень ответственности за результат собственной деятельности и значимость ошибки (капитан несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания, а ошибка может привести к повреждению оборудования, остановке технологического процесса и к ситуации, опасной для жизни плавсостава и собственной жизни); количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену. Приказом Минтруда и соцзащиты России от 18.05.2015 № 301н [4] вышеназванные показатели также оставлены без внимания. В связи с этим труд на рабочих местах капитана, старшего помощника капитана, второго помощника капитана, третьего помощника капитана, врача (судового), боцмана, матроса, матроса второго класса (дневального), повара судового (2-й категории - заведующий продовольственным складом), повара судового 1-й категории, буфетчика относится ко 2-му классу условий труда (допустимый); труд на рабочих местах старшего механика судового, второго механика судового, третьего механика судового, электромеханика (судового), дублера электромеханика (судового), старшего моториста (токаря), старшего моториста определен как вредный 2-й степени, класс (3.2), на рабочем месте моториста 1-го класса - как вредный третьей степени (3.3).
Несмотря на то что морские суда пересекают различные климатические пояса и, как следствие, члены команды испытывают влияние высоких температур летом и низких зи-
•Ш, IM (277)
ЗНиСО
21
_ мой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ [6] и «Методикой СОУТ» на судне не проводится оценка пара-1 метров микроклимата. В связи с этим у моря-=1 ков проведение медицинского периодическо-^¡^ го осмотра осуществляется без учета п. 3.8 и 3.9 Приказа Минздравсоцразвития России от 1— 12 апреля 2011 г. № 302н [5] о пониженной и повышенной температуре воздуха. Выводы.
1. Специальная оценка условий труда не учитывает такие факторы условий труда как микроклимат, максимальный уровень звука, зависимость норм шума и вибрации от вида деятельности, ряд параметров освещенности, напряженности трудового процесса, что не позволяет дать комплексную гигиеническую оценку условий труда моряков и, соответственно, решить проблему воздействия на организм неблагоприятных производственных факторов.
2. Необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании методического сопровождения СОУТ в соответствии со спецификой работ на современных судах дальнего плавания, предусматривающий включение вышеперечисленных производственных факторов условий труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев В.И. и др. Некоторые теоретические и практические аспекты изучения условий труда на флоте / В.И. Зайцев, С.А. Виноградов // Здоровье населения и среда обитания 2014. № 2 (251). С. 13-15.
2. Измеров Н.Ф. и др. Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2010 года и дальнейшую перспективу / Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 9 (258). С. 4-8.
3. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ийр://Ьа8е.
garant.ru/70583958/#ixzz4DVVzEgyX (дата обращения: 05.07.2016).
4. Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 301н [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.rU/71074140/#ixzz4DVWWfUET (дата обращения: 05.07.2016).
5. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н.
6. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70552676/#ixzz4DVS9tocd (дата обращения: 05.07.2016).
7. Попова А.Ю. О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации / Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 7. С. 8-11.
8. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий: СН 2.2.4/2.1.8.566-96 (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 40).
9. Топилин М.А. О новых механизмах определения состояния условий труда // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 7. С. 11-13.
10. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки: СН 2.2.4/2.1.8.562-96. М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997. 20 с.
11. Nguyen Bich Diep (2011, September), Occupational safety in a mechanical shipbuilding industry [Electronic version]. Asian-Pacific Newsletter on Оccupational Health and Safety, 38-40.
Контактная информация: Киек Ольга Васильевна, тел.: +7 (918) 141-43-21, e-mail: olga.kiek@mai.ru Contact information: Kiek Olga,
phone: +7 (918) 141-43-21, e-mail: olga.kiek@mai.ru