Научная статья на тему 'Специализированный научный дискурс: жанровая и языковая организация (на материале гидрогеологических текстов)'

Специализированный научный дискурс: жанровая и языковая организация (на материале гидрогеологических текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / РЕЧЕВАЯ СИСТЕМНОСТЬ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ТЕКСТ / DISCOURSE / SPEECH GENRE / COGNITIVE-COMMUNICATIVE OPERATION / TEXT / SPEECH SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каджая Людмила Алексеевна

В статье на жанровой основе описана коммуникативно целесообразная организация языковых средств разных уровней в научном специализированном дискурсе. Рассматриваются закономерности речевой объективации жанровой формы на примере одного из её конституентов. Представлен демонстрационный анализ употребления лексических и грамматических средств, характерных для русских научных текстов рассматриваемого жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Scientific Discourse: Genre and Language Organization (on Hydrogeological Texts)

The article covers a communicatively expedient organization of the linguistic means at different levels of the specialized scientific discourse on the genre level. The regularities of speech objectification of one cognitive-communicative operation within a speech genre are considered. A demonstration analysis of lexical and grammatical means typical of Russian academic texts in the relevant subject area is given.

Текст научной работы на тему «Специализированный научный дискурс: жанровая и языковая организация (на материале гидрогеологических текстов)»

Л. А. Каджая

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС: ЖАНРОВАЯ И ЯЗЫКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)

LUDMILA A. KADZHAYA SPECIAL SCIENTIFIC DISCOURSE: GENRE AND LANGUAGE ORGANIZATION (ON HYDROGEOLOGICAL TEXTS)

Людмила Алексеевна Каджая

Старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета ► kadzhaya@psu.ru

В статье на жанровой основе описана коммуникативно целесообразная организация языковых средств разных уровней в научном специализированном дискурсе. Рассматриваются закономерности речевой объективации жанровой формы на примере одного из её конституентов. Представлен демонстрационный анализ употребления лексических и грамматических средств, характерных для русских научных текстов рассматриваемого жанра.

Ключевые слова: дискурс, речевая системность, речевой жанр, познавательно-коммуникативное действие, текст.

The article covers a communicatively expedient organization of the linguistic means at different levels of the specialized scientific discourse on the genre level. The regularities of speech objectification of one cognitive-communicative operation within a speech genre are considered. A demonstration analysis of lexical and grammatical means typical of Russian academic texts in the relevant subject area is given.

Keywords: discourse, speech system, speech genre, cognitive-communicative operation, text.

Настоящая статья посвящена изучению речевой системности научного специализированного дискурса под углом зрения его детерминированности закономерностями научно-познавательного процесса. Принята широкая трактовка дискурса как «речи, погружённой в жизнь» [1], т. е. рассматриваемой в единстве с экстралингвистическими факторами.

Наша задача — выявить коммуникативно целесообразную организацию языковых средств разных уровней научного специализированного дискурса на жанровой основе. Речевая (дискурсивная) системность, вслед за М. Н. Кожиной, понимается как «взаимосвязь и взаимозависимость используемых в данной сфере языковых средств разных уровней — по горизонтали и по вертикали — на основе выполнения этими средствами единого коммуникативного задания...» [3: 115-116].

Научный специализированный дискурс рассматривается в его наиболее характерных жанровых разновидностях, каждая из которых обладает специфической смысловой структурой и своим «репертуаром» регулярно используемых лексических и грамматических единиц. При этом речевые жанры научной сферы общения осмыслены как система, отражающая структуру научно-познавательной деятельности.

Под жанрами понимаются относительно устойчивые формы духовной социокультурной деятельности на ступени её объективации посредством системы речевых действий в тексте как единице общения [4; 2]. Исходим из положения, согласно которому «иерархически организованная система целеустановок отражаемого в научно-речевом произведении участка познавательного процесса обуславливает... важнейшие тематические и композиционные особенности текста, в то время как представленность типовых тематических структур относительно стабильным потенциалом языковых единиц и целых выражений (речевых стандартов) во многом определяет отбор лексических, фразеологических и грамматических средств языка, в чём выражается стилистический параметр текстообразования» [4: 60-61].

Материалом работы послужили научные академические тексты по гидрогеологии на русском языке. Изучена выборка русских речевых произведений общим объёмом 200 тыс. словоупотреблений.

В качестве основного в статье использовался метод анализа дискурса, при котором структура научно-познавательного процесса проецируется на организацию текста. В этой структуре были выделены типовые целеустановки, для достижения которых образуются речевые жанры. Затем устанавливалась совокупность познавательных действий, образующих соответствующую жанровую форму, и рассматривались закономерности речевого воплощения каждой. Использовался также количественный метод анализа.

Обратимся к речевому жанру «Описание гидрогеологического региона и его стратиграфических подразделений», объективирующему один из участков структуры познавательного процесса в гидрогеологии. Как показывает анализ, жанр образован последовательностью следующих типовых действий: «указание местоположения гидрогеологического объекта», «стратиграфическая характеристика гидрогеологического объекта», «указание на геологический возраст гидрогеологического объекта», «установление литологического состава гидрогеологического объекта», «характеристика глубины залегания и мощности пород объекта».

В связи с ограниченным объёмом статьи рассмотрим лишь один конституент рассматриваемой жанровой формы — «указание на геологический возраст гидрогеологического объекта». Основными лексическими средствами его актуализации в русских текстах являются регулярно используемые слова:

отложение — 51; порода — 48; водоносный — 37; горизонт — 33; комплекс — 30; четвертичный — 29; карбонатный — 21; ярус — 19; гидрогеологический — 16; тер-ригенный — 15; кунгурский — 14; палеозойский — 13; свита — 13; система — 12; нижний — 10; пермский — 10; иренский — 9; возраст — 8; вода — 7; год — 7; подземный — 7; толща — 7; филипповский — 7; верхний — 6; девонский — 6; неогеновый — 6; олигоцен — 6; олигоцено-вый — 6; осадки — 6; девон — 5; кайнозойский — 5; неоген — 5; нижнеэоценовый — 5; образование — 5; отдел — 5; преимущественно — 5; средний — 5; эоцен — 5; век — 3; мезозойский — 3; плиоцен — 3.

Выбор именно этих слов и особенности их употребления закономерны. Действительно, целый ряд лексем непосредственно характеризует геологический возраст объекта. Это прилагательные четвертичный, кунгурский, палеозойский, олигоценовый, неогеновый, пермский, иренский, девонский филипповский, кайнозойский, нижнеэ-оценовый, мезозойский, являющиеся терминами стандартной геохронологической шкалы, а также верхний, средний, нижний, характеризующие возраст внутри хроностратиграфического подразделения, и существительные олигоцен, неоген, девон, эоцен, плиоцен.

Указанные лексические единицы — прилагательные и существительные — употребляются в роли определений при именах существительных, обозначающих таксоны различного ранга (горизонт, комплекс, ярус, свита, система, толща, отдел) или субстрат этих таксонов (отложение, порода, осадки, образование). Следует пояснить, что существительные система, отдел, ярус обозначают таксоны хронологической классификации, включая тем самым в своё значение семантический компонент «возраст». Приведём примеры (номинации возраста объекта выделены полужирным шрифтом, а номинации таксонов и их субстрата — разрядкой):

Геологическое строение территории Богучарского Подонья представлено докембрийскими, девонски

ми, нижнекарбоновыми, верхнемеловыми и четвертичными образованиями; На территории города и его окрестностей распространены породы кунгурского яру с а приуральского отдел а пермской системы; Породы триасовой, юрской, меловой, палеогеновой и неогеновой систем развиты локально...; Наиболее древними породами... являются породы иргинского горизонта артинского яруса пермской системы.

В функции — характеристики геологического возраста объекта — используется и само существительное возраст, а также существительные век (в терминологическом значении) и год:

Следующей на восток геоструктурной зоной является Предуральский краевой прогиб, представленный комплексом терригенных и карбонатных осадков нижне-верхнепермского возраста; Кунгурский век и соответственно начало формирования отложений кунгурского яруса началось 266,8 млн. лет назад.

В ряде случаев автору-учёному важно отметить преобладание в объекте пород определённого возраста. В связи с этим активизируется употребление наречия преимущественно:

Разрез палеозоя венчается сульфатно-галогенно-карбонатными пермскими, преимущественно кун-гурскими образованиями.

Объекты описания, в том числе и геохронологического, обозначаются существительными вода, горизонт, комплекс, свита, толща и некоторыми другими. Этим объясняется их активное использование в изучаемых текстах:

Подземные воды верхнего этажа приурочены к тер-ригенным породам современного, четвертичного и неогенового возрастов; Палеогеновый комплекс представлен водоносным горизонтом нижнего эоцена...; ...в пределах платформенной части Пермской области предлагается рассматривать верхнедевонско-турнейский карбонатный комплекс; Горизонт приурочен к морским отложениям серовской свиты нижнеэоценового возраста; ...коренные породы в стратиграфическом отношении представлены толщами пермской системы...

Номинации стратонов часто определяются прилагательными водоносный и гидрогеологический:

Ордовикский водоносный комплекс распространен к югу от Балтийско-Ладожского уступа...; В преде-

лах трех гидрогеологических этажей выделяются пять гидрогеологических комплексов: антропоген-олигоценовый, палеогеновый, верхнемеловой, нижнемеловой и палеозойский.

Во многих случаях объектом геохронологического описания является субстрат стратонов. Отсюда регулярное употребление существительных отложение, порода, осадки, образование и др.: Отложения верхнего структурного этажа начинаются здесь с триаса; Мезозойские и кайнозойские осадки имеют в разрезе чехла подчинённое значение; Водоупорные породы среднего, верхнего эоцена и нижнего олигоцена образуют толщу морских тонкодисперсных терригенных пород чеганской и ирбитской свит...

При указанных существительных в роли определений часто используются прилагательные терригенный и карбонатный, характеризующие вид пород:

Первый от поверхности антропогенно-олигоцено-вый комплекс распространен в терригенных континентальных отложениях четвертичного, плиоценового и олигоценового возраста; Здесь архейско-нижнепротерозойский фундамент перекрыт мощным чехлом терригенныхрифейско-вендских и преимущественно карбонатных палеозойских пород.

Существенно, что лексические единицы, актуализирующие рассматриваемое познавательно-коммуникативное действие, обнаруживают тенденцию к преимущественному использованию в тех или иных морфологических формах. Так, обращает на себя внимание употребление существительного отложение в основном в форме множественного числа:

Под ними залегают песчано-глинистые отложения кустанайской свиты плиоцена и наурзумской и куртамышской свит олигоцена.

Объясняется это тем, что данным словом обозначается множество, комплекс осадочных пород.

Что касается падежных форм употребления этого слова, то помимо общеязыковых закономерностей (частого использования форм именительного и родительного падежей) обнаруживается специфическая для текстов данного жанра активизация формы творительного падежа и предложного падежа с предлогом под.

Связано это с тем, что отложения какого-либо возраста занимают определённое положение по отношению к другим отложениям. Отсюда использование типовых конструкций: породы перекрыты какими-либо отложениями, залегают (находятся) под отложениями или на отложениях. Соответствующую падежную форму реализуют и согласующиеся с данным существительным прилагательные, непосредственно характеризующие возраст породы:

В западной части Западно-Тобольского бассейна, где опоки перекрыты четвертичными отложениями...; Отложения камышловской свиты сложены песчаниками...залегающими под водоупорными отложениями уватской свиты верхнего мела; Саргаевско-даугавский водоносный горизонт залегает на отложениях девона и ордовика.

Во многом аналогичны особенности употребления существительного порода. Оно тоже используется для обозначения к о м п л е к с а минералов и поэтому реализует форму множественного числа:

...коренные породы в стратиграфическом отношении представлены толщами пермской системы...

Это существительное также активно используется в формах не только именительного и родительного, но и творительного и предложного падежей. Связано это с необходимостью сообщить сведения о составе объекта. Складываются своеобразные клишированные конструкции: «объект представлен породами», «объект сложен породами», «объект развит (находится) в породах».

Ср.: Палеогеновый комплекс представлен... водоупорными породами среднего и верхнего эоцена — нижнего олигоцена; Нижняя его часть сложена палеозойскими породами...; Гидрогеологический этаж местного подземного стока... развит в породахме-зозойского и кайнозойского возраста.

Другие лексические единицы также обнаруживают тенденцию к выбору строго определённых грамматических форм в соответствии с задачей воплощения тех или иных репродуктивных смыслов.

Итак, предложен демонстрационный анализ речевой объективации познавательно-ком-

муникативного действия как конституента жанровой модели. Он призван был показать, что компоненты данной модели соотнесены с устойчивыми формами их языковой репрезентации. Так, репродуктивные смыслы, являющиеся результатом познавательно-коммуникативных действий, выражаются с помощью устойчивого набора лексических и грамматических средств языка. Информация о представленности специализированного научного дискурса определённым составом речевых жанров и о реализации этих жанров устойчивым набором языковых средств полезна в практике преподавания русского языка как иностранного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. С. 136-137.

2. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб., 2012.

3. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972.

4. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении. Пермь, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.