Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙ'

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигалова И.В.

Народные художественные промыслы - особая сфера материального и нематериального творческого труда. В этой связи народные художественные промыслы, несмотря на их актуализацию вне времени и пространства, в настоящее время приобретают особый правовой статус как комплексная сфера общественных отношений, находящаяся в постоянной трансформации на основе современных требований к ней. В статье предлагается создать Государственную корпорацию развития народных художественных промыслов и ремесел (ГКРНХПиР) на федеральном уровне. Роль ГКРНХПиР должна состоять в осуществлении ее деятельности в качестве института развития сферы НХП и представлять собой ключевой элемент инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в сфере НХП. Основными задачами ГКРНХПиР должны являться: поддержка программ, проектов, мероприятий и субъектов деятельности в сфере НХП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жигалова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED STATE CORPORATION OF FOLK ART CRAFTS: ESSENCE AND PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF CERTAIN TYPES OF RELATIONS

Folk arts and crafts are a special area of material and non-material creative labor. In this regard, folk art crafts, despite their actualization outside of time and space, are currently acquiring a special legal status as a complex sphere of social relations, which is in constant transformation based on modern requirements for it. The article proposes to create the State Corporation for the Development of Folk Arts and Crafts (GKRNHPIR) at the federal level. The role of the SCRNCP&R should be to carry out its activities as an institution for the development of the NCP sector and to be a key element of the infrastructure for supporting entrepreneurial activities in the NCP sector. The main tasks of the SCRNCP&R should be: support for programs, projects, activities and subjects of activity in the field of NCP.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙ»

Специализированная государственная корпорация народных художественных промыслов: сущность и особенности правового регулирования отдельных видов отношений

Жигалова Ирина Валерьевна

директор филиала ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнеры» (г.Нижний Новгород), zhigalova-ira@mail.ru

Народные художественные промыслы - особая сфера материального и нематериального творческого труда. В этой связи народные художественные промыслы, несмотря на их актуализацию вне времени и пространства, в настоящее время приобретают особый правовой статус как комплексная сфера общественных отношений, находящаяся в постоянной трансформации на основе современных требований к ней. В статье предлагается создать Государственную корпорацию развития народных художественных промыслов и ремесел (ГКРНХПиР) на федеральном уровне. Роль ГКРНХПиР должна состоять в осуществлении ее деятельности в качестве института развития сферы НХП и представлять собой ключевой элемент инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в сфере НХП. Основными задачами ГКРНХПиР должны являться: поддержка программ, проектов, мероприятий и субъектов деятельности в сфере НХП.

Ключевые слова: государственная корпорация, художественные промыслы, регулирование, специализация.

СЧ

сч

0 сч

ю

01

Народные художественные промыслы - особая сфера материального и нематериального творческого труда. Различные бытовые предметы, преобразуясь от предметов утилитарного назначения к особым произведениям искусства, на протяжении веков отражают национальные представления о прекрасном, находясь в тесной взаимосвязи с историей и самобытностью российского народа и народностей, населяющих Россию, условиями их жизни и особенностями национальной культуры. В этой связи народные художественные промыслы, несмотря на их актуализацию вне времени и пространства, в настоящее время приобретают особый правовой статус как комплексная сфера общественных отношений, находящаяся в постоянной трансформации на основе современных требований к ней.

В отличие от других видов искусства, именно народные художественные промыслы строятся на преемственности изготовления изделий преимущественно ручным способом, основанном на традиционных приемах и способах, сформированных в течение продолжительного периода времени. Кроме того, ручное производство как раз и позволяет развиваться промыслу за счет импровизации, творческих вариаций мастера в отношении традиционных форм НХП, отличаясь тем самым от других мастеров своим «фирменным» почерком.

Это предполагает адекватную правовую защиту народного искусства, чтобы предотвратить моральное, культурное и экономическое присвоение, а также с тем, чтобы нельзя было извлечь экономическую выгоду от ценности творческой интеллектуальной деятельности промыслов, принадлежащих, прежде всего истории российского народа. Действительно, права интеллектуальной собственности позволяют защищать традиционные выражения культуры посредством регистрации авторских и смежных прав, географических указаний, наименований мест происхождения товаров, товарных знаков и образцов.

Право интеллектуальной собственности предоставляет исключительные имущественные права, позволяющие контролировать коммерческую эксплуатацию традиционных выражений культуры создателями, и устанавливают моральную защиту тех же товаров, избегая их экспроприации третьими лицами и предотвращая недобросовестную конкуренцию. Однако защита традиционных выражений культуры с помощью права интеллектуальной собственности сопряжена с риском превращения этих

товаров в простые товары, что ставит на второе место важность культурных выражений на символическом и идентичностном уровнях. В этой связи необходимо обеспечить единый правовой режим на национальном уровне, способном ответить на все вызовы, которые охватывает эта проблема.

Правовые нормы, регламентирующие сферу народных художественных промыслов, образуют систему нормативного-правового регулирования, так как содержатся в различных нормативных правовых актах, которые имеют как прямое отношение к сфере народных художественных промыслов, так и (в большинстве случаев) являются комплексными и содержат нормы, касающиеся различных сфер деятельности вовлеченных в эту сферу лиц, оборота объектов интеллектуальной собственности и т.п. Данная система состоит из нескольких уровней в силу наличия в ней нормативных актов различной юридической силы. При этом сложившаяся в настоящее время ситуация с нормативно-правовым регулированием в сфере народных художественных промыслов отдает приоритет региональному законодательству, которое служит основанием для принятия органами государственной власти подзаконных актов, осуществляющих непосредственное регулирование правоотношениями в этой сфере.

Признание произведений народных художественных промыслов объектами интеллектуальных прав опирается на их восприятие как самостоятельного вида результатов творческой деятельности. Их специфика исходит из определенной художественной формы, ее взаимосвязью с традиционным содержанием, определенной социально-экономической ценностью и соответствующим правовым режимом. При этом в качестве самостоятельного объекта авторского права может быть признана часть произведения НХП, его наименование, конструктивные особенности, цветовые решения, технологии производства и т.п. в случае признания их самостоятельным результатом творческого труда автора и возможности самостоятельного использования, наличия новизны и оригинальности.

Правовое регулирование сферы народных художественных промыслов играет определенную роль в социально-культурной жизни современной России в силу того, что обеспечение единообразного и комплексного подхода к объективной регламентации как производства и оборота изделий народных художественных промыслов, так и творческой деятельности субъектов народных художественных промыслов существенно влияет на развитие не только культурного потенциала определенных регионов, но и народного искусства в России в целом [1, а 9]. Являясь воплощением многовекового художественного восприятия окружающей действительности, НХП отражают наравне с художественными традициями авторский самобытный замысел и уникальность не только самих произведений народных промыслов, но и исключительность техник и технологий их производства в России [2, а 26].

НХП является разновидностью творческой деятельности, в результате которой создаются куль-

турные ценности, материальным выражением которых можно считать изделия народного художественного промысла. Рассматривая применимость защиты интеллектуальных прав к «культурным ценностям», каковыми выступают изделия НХП, следует обосновать необходимость подобной защиты. Прежде всего, поскольку речь идет о «культурных ценностях», важно отметить, что это понятие не существует в сфере права интеллектуальной собственности.

Хотя способы и методы осуществления защиты интеллектуальных прав достаточно разнообразны, содержание самого понятия «защита» обычно понимается как совокупность определенных действий, нашедших свое закрепление в российском законодательстве и имеющих своей целью восстановление нарушенных прав. При этом к наиболее распространенному способу защиты интеллектуальных прав следует отнести применение мер гражданско-правовой защиты.

Согласно положениям российского гражданского законодательства в качестве основных субъектов интеллектуальных прав обычно признаются автор и правообладатель. Согласно общему правилу, выбор способа защиты составляет прерогативу правомочного лица. Тем не менее, существует ряд случаев, когда выбор способа защиты может быть осуществлен не обладающими исключительными правами субъектами. Такими, например, выступают осуществляющие коллективное управление правами организации. При этом положения ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ в их новой редакции только подтверждают усиление защиты авторских прав.

Основная цель создания государственного предприятия четко определена как «осуществление социальной, административной или иной общественно полезной деятельности», в отличие от других некоммерческих организаций.

На формально-институциональном уровне государственная корпорация (ГК) представляет собой разновидность государственно-частного партнерства в форме государственных инвестиций в предприятия приоритетных отраслей. Фактически гражданское право является средством перераспределения государственной собственности.

Создание бизнес-организаций также положительно влияет на создание конкурентной среды. Он в первую очередь апеллирует к общественно необходимой части экономики, а не к частным компаниям. Это связано с преимуществами государственных предприятий как организационно-правовой формы, например: обеспечивают наилучший учет интересов общества; партнеры не имеют материальных или иных прав на свое имущество, но могут заниматься бизнесом; прибыль направляется на создание компании. 3

Поэтому создание хозяйствующего субъекта с к особым правовым статусом является разумным и о осмысленным ответом на вызовы, стоящие перед | органами власти с учетом современных тенденций и технологического развития. Это обновление инсти- а

2 2

о

сч

ю

тутов развития, которое компенсирует несостоятельность национальной системы управления в процессе диверсификации экономики [3, с. 9].

Еще одно потенциальное преимущество государственных предприятий может проявиться в контексте посткризисного развития. Он поддерживает развитие государственно-частного партнерства. Их правовой статус в Гражданском кодексе позволяет им быть учредителями различных государственных и частных компаний и представлять интересы государства.

В связи с этим предлагается создание Государственной корпорации развития народных художественных промыслов и ремесел (ГКРНХПИР) на федеральном уровне, целью которой является реализация основных направлений политики страны в области промыслов, повышения эффективности деятельности в этой сфере и оказания финансовой и иной поддержки, а также для иных целей, указанных в уставе [4, с. 87].

При этом важно учитывать, что ограниченность полномочий органов власти является сдерживающим фактором инновационного процесса в системе отношений государственной собственности. Это проявляется, среди прочего, в ужесточении бюджетных ограничений и чрезмерной зависимости от бюрократии.

Создание государственных предприятий на местах имеет правовой статус, позволяющий им расширить свою экономическую свободу по сравнению с другими предприятиями и эффективно работать, не ориентируя свою деятельность на максимизацию прибыли.

Роль ГКРНХПиР должна состоять в осуществлении ею деятельности в качестве института развития в сфере народных художественных промыслов и вхождении в состав инфраструктуры поддержки деятельности в области народных художественных промыслов в качестве основного института. Следовательно, ГКРНХПиР ориентирована на решение следующих задач:

- поддержка программ, проектов, мероприятий и субъектов деятельности в сфере народных художественных промыслов;

- организация системы информационных, маркетинговых, финансовых (в том числе гарантийных) и мер правовой помощи в области сельского декоративно-прикладного искусства;

- обеспечение обмена информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и другими учреждениями и организациями по сохранению, восстановлению и развитию народного декоративно-прикладного искусства;

- подготовка предложений по разработке мер поддержки в области народно-прикладного искусства страны, рекомендации по совершенствованию правового регулирования в этой сфере и многие другие [5, с. 82].

ГКРНХПиР может выступать в качестве организации-разработчика и выполнять взятые на себя обязательства по оказанию финансовой и иной поддержки субъектам деятельности в сфере НХП, субъектам Российской Федерации и всем формам

местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять ссуды, субсидии, осуществлять взносы в капитал, предоставлять различные виды капитальной аренды (лизинга).

Кроме того, ГКРНХПиР должна осуществлять функции оператора субсидий и грантов, предоставляемых на сохранение, возрождение и развитие НХП, на поддержку производства и реализации изделий НХП. Для комплексного решения обозначенных задач в сфере НХП предлагается применить новую технологию коммуникаций на базе ГКРНХПиР создания Единого центра НХП (рисунок 1) с цифровой платформой НХП [6, с. 25].

С учетом требований российского законодательства ГКРНХПиР должна осуществлять полномочия собственника в отношении художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов, а также при необходимости - и в отношении иных объектов ИС, связанных со сферой НХП и представляющих особую художественную ценность.

Формирование и ведение Реестра художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов и произведений народных художественных промыслов Российской Федерации осуществляется ГКРНХПиР в порядке, установленном Правительством РФ. Заявка на регистрацию художественно-стилевых особенностей народных художественных промыслов и произведений народных художественных промыслов, которые являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, может быть подана их правообладателем в течение срока действия исключительного права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности.

На ГКРНХПиР может быть возложено ведение Общероссийского реестра художественно-стилевых особенностей НХП и Общероссийского реестра изделий, типовых образцов и произведений НХП, Общероссийского реестра зарегистрированных образцов изделий НХП признанного художественного достоинства, Государственного реестра мест традиционного бытования НХП.

Необходимо поручить Правительству Российской Федерации в лице учредителей утвердить целевые показатели эффективности поддержки субъектов деятельности в сфере сельских промыслов и ремесел за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Автор статьи предлагает создать на федеральном уровне ГКРНХПиР для реализации основных направлений политики страны в области коренных ремесел.

В то же время необходимо отметить, что лимитирующим фактором инновационного процесса в системе отношений государственной собственности является узость полномочий органов власти, что выражается, в том числе, в ужесточении бюджетных ограничений и сверхзависимости от бюрократии.

Государственная корпорация Единый Отраслевой Центр

4

Цифровая платформа НХП Технологии коммуникаций

*

Институт развития компетенций НХП

(образовательные программы и программы повышения

и

Направление Интеллектуальной собственности

управления, правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственност и НХП

Направление Цифровизэции

создания цифровых реестров технологий НХП, ХСО НХП, изделий признанного художественного достоинства НХП, мастеров НХП, системы общероссийской маркировки изделий НХП

Направление

Создания Международной

Интернет-площадки реализации оригинальной продукции НХП

Рисунок 1. Новая технология коммуникаций на базе ГКРНХПиР [составлено автором исследования]

Создание государственных предприятий на местах имеет правовой статус, позволяющий им расширить свою экономическую свободу по сравнению с другими предприятиями и нормально работать, не ориентируя свою деятельность на максимизацию прибыли.

Таким образом, роль ГКРНХПиР должна состоять в осуществлении ее деятельности в качестве института развития в сфере народных художественных промыслов. Данная государственная корпорация должна войти в состав инфраструктуры поддержки деятельности в области народных художественных промыслов как основной институт.

Роль ГКРНХПиР должна состоять в осуществлении ею деятельности в качестве института развития в сфере НХП и вхождении в состав инфраструктуры поддержки деятельности в области НХП в качестве основного института.

Литература

1. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 9.

2. Ручкина Г. Ф., Ручкин О. Ю. Имущественная основа деятельности государственных корпораций в Российской Федерации: правовой аспект // Юридический мир. 2008. № 6. С. 26-30.

3. Сильвестров С. Н., Зельднер А. Г., Ширяева Р. И. Государственные корпорации: проблемы и перспективы // Экономика и политика. 2010. № 8(69). С. 9.

4. Зеер, Э. Ф. Ремесленная профессиональная деятельность: психологический аспект / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. Известия Урал. отд. Рос. Акад. образования. - 2003. - № 1(19). - С. 87-88.

5. Курбанов, Р. А. Вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на евразийском пространстве / Р. А. Курбан // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 6. - С. 82-86.

6. Мазаев, Д. В. Соотношение категорий «правовая охрана» и «правовая защита» в контексте отраслей российского права и законодательства / Д.

B. Мазаев // Общество и право. - 2013. - № 4(46). -

C.25-29.

СО

8) *

О X

О

а

8) О

т г

Specialized state corporation of folk art crafts: essence and peculiarities of legal regulation of certain types of relations

Zhigalova I.V.

Law Firm Gorodissky and Partners LLC

Folk arts and crafts are a special area of material and non-material creative labor. In this regard, folk art crafts, despite their actualization outside of time and space, are currently acquiring a special legal status as a complex sphere of social relations, which is in constant transformation based on modern requirements for it. The article proposes to create the State Corporation for the Development of Folk Arts and Crafts (GKRNHPIR) at the federal level. The role of the SCRNCP&R should be to carry out its activities as an institution for the development of the NCP sector and to be a key element of the infrastructure for supporting entrepreneurial activities in the NCP sector. The main tasks of the SCRNCP&R should be: support for programs, projects, activities and subjects of activity in the field of NCP.

Keywords: state corporation, art crafts, regulation, specialization.

References

1. Abalkin L. I. The role of the state in the formation and regulation of the market

economy // Questions of Economics. 1997. No. 6. S. 9.

2. Ruchkina G. F., Ruchkin O. Yu. Property basis of state corporations in the

Russian Federation: legal aspect // Legal world. 2008. No. 6. S. 26-30.

3. Silvestrov S. N., Zeldner A. G., Shiryaeva R. I. State corporations: problems

and prospects // Economics and Politics. 2010. No. 8(69). S. 9.

4. Zeer, E. F. Craft professional activity: psychological aspect / E. F. Zeer //

Education and science. Izvestia Ural. otd. Ros. Acad. education. - 2003. -No. 1 (19). - P. 87-88.

5. Kurbanov, R. A. Issues of protection and protection of rights to objects of

intellectual property in the Eurasian space / R. A. Kurban // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. -No. 6. - P. 82-86.

6. Mazaev, D. V. Correlation between the categories of "legal protection" and

"legal protection" in the context of branches of Russian law and legislation / D. V. Mazaev // Society and Law. - 2013. - No. 4 (46). - P. 25-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C4 C4 O C4

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.