СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
И.Д. АФАНАСЕНКО
Иван Дмитриевич Афанасенко — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, декан факультета коммерции и маркетинга СПбГУЭФ.
Автор свыше 250 научных и учебно-методических работ, в том числе ряда многотомных монографий: «Экономика и духовная программа России», «Россия в потоке времени. История предпринимательства», «Есть ли будущее у Русской цивилизации?» и др. Почетный профессор СПбГУЭФ.
Сфера научных интересов — экономическая теория, цивилизация и экономический строй России, философия хозяйства и типы предпринимательства, коммерция и маркетинг, система подготовки экономистов.
М§§
а ш
п
^ ^ ^
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ НАУК И ЕДИНСТВО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОПЫТА
Наше общество находится в состоянии, когда происходит смена базисных ценностей. Этот процесс принял стихийный характер и ставит общество перед катастрофой: разрушаются основные жизненные и мировоззренческие установки, нравственные ценности, нормы и правила социального поведения. Социокультурный коллапс перерос в системный кризис. Он обрушился на мир-хозяйство.
Видимо, уместно вспомнить, что создание человеком нового мира для себя, отличного от мира природы, началось с творения производящего хозяйства. Основу для нового мира-хозяйства заложила биологическая революция, произошедшая в эпоху неолита, а возможно, и раньше — палеолита. Ее результаты настолько глубокие и весомые, что не превзойдены и ныне. Назовем некоторые из них:
человек создал живые средства труда — окультуренные растения и одомашненные животные; у древнего человека хватило знаний и умения, чтобы их постоянно совершенствовать: приучать жить в условиях новой среды и при этом повышать свою продуктивность;
новая производящая биосистема, созданная и контролируемая человеком, вывела его из мира животных: производящее хозяйство обеспечивало людям надежную защиту от голода, и впервые популяция биологического вида не стала зависеть от естественной кормовой базы, что позволило человечеству бесконтрольно размножаться;
производящее хозяйство оказалось способным не только удовлетворять нормальные потребности в продуктах питания, но и создавать определенный их избыток. Наличие избытка привело к новым эволюционным преобразованиям: возникла возможность отделения ремесла от земледелия; обмен стал более постоянным, появился новый вид самостоятельной деятельности — торговое предпринимательство. Труд принял экономический характер.
Пашенное земледелие завершило переход к оседлости. Возникли отношения по землепользованию, что изменило все стороны быта и социального устройства. Образовалась сельская община — форма организации совместного труда и новая социальная ячейка. Общинная организация стала основой всего племенного построения.
Переход к производящему хозяйству на Русской равнине отличался своеобразием: местность была сплошь покрыта болотами и дремучими лесами. Еще в период Древней Руси соотношение ополий (открытых местностей) и леса составляло 1:10. Развитие земледелия сдерживалось, пока наши предки не научились добывать железо из болотной руды. На Русской равнине она встречалась повсеместно. Железный топор — вот чему обязано подсечно-огневое земледелие.
Такой вид земледелия был весьма продуктивным. Но подзолистые почвы не отличаются плодородием. Такими их делает энергия, накопленная лесом, а ее хватало на 6-7 лет. После этого землепашец был вынужден осваивать под посев новый участок леса. Исторический опыт наших предков по созданию производящего хозяйства хранит уникальную практику землепользования и кочевого земледелия.
Расчистка участков леса под пашню требовала коллективного труда. Так возникла сельская община, и об-
ГРНТИ 06.01.11 © И.Д. Афанасенко, 2011
разовалось два вида поземельной собственности: там, где для земледелия требовалась расчистка участков леса, оформилась общинно-передельная собственность; на ополиях, где сразу было возможно пашенное земледелие, — общинно-раздельная собственность.
Новая внутренняя форма социальной организации мира-хозяйства востребовала и более совершенную форму внешней организованности — государственную структуру.
Напрашивается вывод: форма организации мира-хозяйства непосредственно воздействует на формы внутренней и внешней организации общества. Так было прежде, и такая тенденция сохранилась сейчас: транснациональные корпорации пытаются разрушить государственные структуры, которые являются для них помехой.
Мир-хозяйства — сложный комплекс связи разнохарактерных явлений и отношений. Совокупное знание, которое он аккумулирует, можно подразделить на три ветви — философское знание, религиозное знание и научное знание. В выработке научного знания о мире-хозяйстве участвуют многие науки, в их числе и такие, которые на первый взгляд кажутся далекими от его проблем.
В наше время научный базис мира-хозяйства претерпевает изменения революционного характера. Во-первых, основным источником эволюции становится научное знание, и творческое мышление приобретает значение непосредственной производительной силы. Во-вторых, новый эволюционный рывок связывается с наукой генетикой; объектом ее практики стали живые средства производства — растения, животные и сам человек как биологический вид. Возможно, мы становимся наблюдателями и участниками формирования новой культурной эпохи, по своему значению и последствиям чем-то напоминающей биологическую революцию в эпоху неолита.
Стало очевидным, что разработки такого уровня нельзя сводить к чисто научно-техническим задачам. Затрагивается огромный пласт культуры, меняется вся система общественных отношений. И для нашей страны, которая измучена нравственным нездоровьем, переход в новую культурную эпоху может не состояться, если не будет преодолен социокультурный коллапс.
Предстоит вернуть экологическое самосознание. Культурная революция в эпоху неолита осуществлялась на фоне отношения к природе как к живому организму, сакральной сущности. Ныне в общественном сознании природа — это поле, которое можно безбоязненно и многократно перепахивать.
Генная инженерия приступила к «усовершенствованию» живых средств производства. Неизвестно, как древнему человеку удалось одомашнить животных и окультурить растения, не меняя их генетическую организацию. А вот сбои в генной инженерии уже были.
Начались эксперименты по трансгенезу — созданию организмов с пересаженными от других видов генами и их распространению. При этом известно, что так называемые мобильные гены, которые способны сами переходить от одного вида растений к другому, могут повести себя в новой среде непредсказуемо. Достоверно и другое: этот процесс необратим — новый организм изъять из биологической системы невозможно. Генномодифициро-ванные продукты питания таят опасность для жизни людей. Неимоверно возрастает цена ошибки при принятии решения.
Эти обстоятельства пытались учесть при подготовке международной программы «Геном человека» (1988 г.) [7], которая открывала доступ ко всей геномной ДНК человека. Программой предусматривалось изучение этических и социальных проблем, возникающих в связи с расшифровкой нукреотидной последовательности ДНК. Проект «Геном человека» позволяет поднять науку генетику на новый уровень. Появилась возможность пополнить наши знания об этнических структурах. Ранее было установлено, что каждый этнос имеет свой культурный мир и особое восприятие реальности, что отражалось в творимой им культуре. С помощью генетики выяснено, что этносы имеют и свое генетическое лицо — некие генетические признаки, которые позволяют подтвердить или опровергнуть те или иные приписываемые этносу характеристики. Оказалось, что генетический базис этноса является еще одним основанием создаваемого им мира.
Попытка изменить с помощью генной инженерии некоторые характеристики человека, даже если при этом преследуются благие намерения, грозит большими опасностями, так как это затрагивает духовную природу человека, меняется его генетический базис, который является основой культуры. Эта проблема сейчас обсуждается в научном мире и делается вывод, что вся культура, созданная человечеством, приспособлена к человеку естественному; к человеку с измененными с помощью генетики свойствами она не приспособлена. Переустройство человека повлечет изменения во всех слоях культуры и жизни общества.
Очевидна необходимость: при исследовании сложных явлений следует обращаться к совокупному знанию о предмете.
Потребность научного познания мира-хозяйства объективна. Она исходит из природы этой реальности. Хозяйство есть непрерывный процесс творческого созидания. При свободе творчества результат заранее не предсказуем. Предстоит всякий раз изучать нечто впервые созданное, не бывшее. И само мир-хозяйство одновременно принадлежит материальной и духовной жизни.
Учение о хозяйстве включает науку о хозяйстве и философию хозяйства. Каждая ветвь знаний изучает мир-
хозяйство только ей доступными методами и под особым углом зрения. Они не повторяют, а дополняют знания о предмете и в совокупности образуют цельное знание.
Философия хозяйства как система идей и взглядов изучает не отдельные процессы хозяйственной жизни, а хозяйство вообще, как единую функцию; познает хозяйственную систему комплексно, с учетом мировоззренческих посылок; рассматривает общие законы развития хозяйства. Она вырабатывает методологические принципы, которые должны быть положены в основание науки о хозяйстве.
Когда в обществе происходит смена базисных ценностей, возникает потребность в философском осмыслении происходящего. Философия способна осознавать смысл ценностей и отбирать базисные ценности, востребованные в данный исторический период. Философия вырабатывает и новые идеи для будущего.
Основу науки о хозяйстве составляют теория хозяйства, которую разрабатывают политическая экономия и другие экономические, а также неэкономические науки.
Усилиями философии и науки накоплены новые знания о мире-хозяйстве. Оно предстало как единство многообразного; оказалось, что в едином знании материальное и идеальное не отторгают друг друга — они проекции более фундаментальной реальности, а физика и метафизика объединены в общем потоке культуры.
На каком-то этапе движения к истине было утрачено единство знаний, и люди ушли от понимания того, что прежде было им доступно. На процесс утраты повлияло и действие объективных законов познания.
Творчество — особенное существование человека; для пребывания в творческом состоянии требуется вдохновение. Процесс научного познания имеет свои особенности и закономерности. Здесь одновременно обнаруживаются две противоположные тенденции.
Первая тенденция: научное знание уже на начальном этапе своего зарождения организуется так, чтобы затрачивалось как можно меньше труда на его усвоение и запоминание, т. е. по принципу экономии сил. В творческом позитивном мышлении, как и в других областях человеческой деятельности, основой преобразований является разделение труда.
Специализация в научном мышлении имеет разные по результатам последствия. Эти различия задействуют разнонаправленные социальные тенденции: 1) сужается поле научного поиска для исследователя, что повышает результативность процесса исследования и ускоряет накопление научного опыта; достигается более точное оформление получаемых знаний, их определенность и полнота, они организуются в отдельные науки. С точки зрения процесса развития специализация в научном мышлении означает, что общественный процесс накопления новых знаний осуществляется в соответствии с законом сохранения энергии; 2) специализированное знание, обособляясь, превращается в частичное знание о предмете. На выводы специализированных наук не может не сказываться относительная узость их точки зрения. Раздробленное мышление индивида утрачивает способность улавливать наличие всеобщей организационной связи. Частичные знания, которыми располагают отдельные науки, не позволяют видеть картину мира-хозяйства целиком. Представители специализированных наук нередко выдают отвлеченное начало, в котором скрыта одна сторона истины, за всю истину.
Вторая тенденция: специализация в научном мышлении объективно порождает тенденцию к единству организационного опыта. Решение частных вопросов, как правило, достигается лишь тогда, когда их предварительно преобразуют в обобщенные формы — обобщение связывает, объединяет разрозненные знания. При этом вместе с первоначально обозначенными проблемами могут решаться и другие однородные вопросы. Специализация в научном мышлении включает в действие принцип единства способа организации научного опыта в виде тенденции к общему знанию. Происходит осознание потребности в обобщающих, фундаментальных науках. «Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию научной культуры"» [11, с. 275].
В связи с этим возникает потребность в хранителе единства научного опыта. Этой важнейшей проблеме должного внимания пока не уделяется. А здесь есть над чем подумать.
Человек имеет двойственную природу: он существо биологическое (материальное) и социальное (духовное). Духовный мир — результат социального развития. Кстати, по мнению академика РАН Н.Н. Моисеева, зарождение духовного мира «связано с палеолитической революцией в истории человечества» [9, с. 81]. У духовного мира информационная природа. Это — мощный поток человеческого бытия, у которого имеется собственная природа и логика. Его можно изучать, но происходящее в духовном мире не всегда объясняется материальной потребностью.
И еще одно, очень важное для нашего исследования, обстоятельство — духовный мир чрезвычайно разнообразен. Природа так распорядилась, что у каждого человека имеется свой духовный мир и люди по-разному воспринимают одну и ту же жизненную реальность. На практике это отражается в наполнении одних и тех же слов неодинаковым смыслом. Различие в смысловом значении слова все же имеет предел, и люди, преодолевая себя,
свое собственное «я», в чем-то уступая, могут до известной степени понимать друг друга и вырабатывать общее (общественное) мнение о предмете. Для этого они создают свой национальный язык. Он и является хранителем единства всего организационного опыта, накопленного данным народом.
Накопление и хранение научного опыта — проблема еще более сложная. К препятствиям, которые возникают из-за неодинакового восприятия разными людьми одной и той же жизненной реальности, здесь добавляются новые трудности: а) специализированная наука получает частичное знание о предмете, которому нужно найти место в цельном знании; б) каждая наука вырабатывает свой язык. В результате перестают понимать друг друга даже представители одной и той же отрасли знания.
Чтобы реализовать принцип единства способа организации научного опыта, прежде всего, требуется язык, который понятен всем. Во времена, когда знания были доступны узкому кругу лиц, в качестве языка науки использовали латынь. В наши дни, когда научное мышление становится основной производительной силой и доступ к знаниям открыт для всех желающих, специальный язык науки, доступный немногим, вряд ли годится. Национальный язык, на котором говорят миллионы людей и который хранит единство их организационного опыта, более приспособлен к роли языка науки. Только как уберечь его от засорения иностранными словами, утратившими в новой среде истинное смысловое значение?
Новое знание, прежде чем превратиться в научное знание, проходит стадию опытно-описательного изучения предмета и стадию его первичного философского осмысления. Свою жизненность она (новая ветвь знания) должна подтверждать способностью вырабатывать новые идеи.
Формирование специализированного знания, которое отпочковывается от основного, материнского ствола, также имеет особенности. У него есть возможность выбора: а) продолжить собственное развитие, используя при этом и энергию, первоначально полученную от материнского ствола; б) отказаться от самостоятельного пути и возвратиться к своему изначальному источнику, преодолев инерцию.
Имеется и иной вариант развития — найти собственное творческое устремление, свой способ и свою мерность. Но такое возможно лишь в том случае, «если пространство развертывания становится все более многомерным, все более богатым, все более конкретным» [5, с. 30].
Рассмотрим это на примере становления науки о торговом деле. Знания об организации торговли вначале аккумулировались в учении о хозяйстве (еще Аристотель включил торговое дело в экономику-хозяйство), потом — в науке политической экономии [1]. Для специализации этого знания решающее значение имели правильно очерченная задача и вытекающее из нее определение торгового дела.
Задачу торговли видели в том, чтобы «приводить в движение свои собственные и чужие избытки на условных началах». Этим действием торговля «тесно соединяет между собою гражданские общества». В центре исследования стояло торговое предприятие — своеобразная «клетка в общем организме народного хозяйства», специфическая форма организации труда и средств, «служащих для обращения торгового капитала». Учение о торговом деле рассматривалось как основополагающая теоретическая дисциплина, которая охватывала все отдельные отрасли коммерческих знаний. В XIX в., когда зарождалось это учение, к коммерческим знаниям относили все учебные предметы, знание которых требовалось коммерсанту в его повседневной деятельности: бухгалтерию, коммерческую арифметику, коммерческую и экономическую географию, коммерческую корреспонденцию, теорию торговли, основы торгового права, технологию, товароведение, историю торговли и др.
Связь науки о торговом деле с политической экономией трактовалась так: политэкономию делили на общую (теоретическую) и специальную, или практическую, — учение об отдельных отраслях народного хозяйства. Политическая экономия делает торговлю предметом научной разработки в практической своей части. Она рассматривает торговое дело как науку, объединяющую во времени, пространстве и идейно хозяйственные отправления, связанные между собой товарооборотом.
Наука об организации торгового дела относилась к области теоретических знаний. Она, как и политическая экономия, представляет собою «чистую науку», которая занимается только описанием и объяснением и исходит из объективных предпосылок в своих оценках и выводах, определяющих цели и пути.
Истинная причина происхождения торговли устанавливалась как хозяйственная целесообразность. Торговля содействует хозяйственной деятельности связанных ею звеньев общественного хозяйства. В науку о торговом деле изначально закладывалось методологическое положение, исключающее отождествление ее с учением о прибыли.
Итак, учение о торговом деле относится к наукам, которые отпочковались от материнской основы. Политическая экономия подпитывала ее энергией. Новая наука нашла собственное творческое устремление, обнаружила свой предмет и проявила способность к развитию — успешно разрабатывала новые идеи. Она делала пространство своего развертывания все более многомерным и конкретным, что позволило ей стать основополагающей теоретической и методологической дисциплиной для всего комплекса отраслей коммерческого знания.
Самостоятельное творческое устремление науки о торговом деле подкреплялось подвижностью пространства коммерческой деятельности и процессом наполнения его все более сложным содержанием, что делало возможным специализацию внутри науки. Учение о торговом деле пополнилось новыми направлениями научной мысли. Одно из них специализировалось на изучении организации спроса, другое — на решении проблем преодоления пространственного разделения мест производства товаров и мест их сбыта. Им еще предстояло пройти путь от зарождения замысла и выработки первых понятий до создания концепции маркетинга и концепции экономической логистики.
Отпочкование маркетинга и логистики от теории торгового дела произошло в середине ХХ столетия. Оно означало, что данные виды знания относятся к специализированным наукам, но еще не свидетельствовало, что они уже обрели «свою собственную изначальную мерность и свой собственный способ развития». Что касается науки о торговом деле, то отпочкование от нее маркетинга и логистики говорило, что сама она пребывает в периоде созидательного обновления и служит истоком новой культурной среды.
Новая культурная среда включала: теорию торгового дела, теорию маркетинга и теорию экономической логистики, которые развивались во взаимозависимой связи, используя общий источник движения. На ее базе стали разрабатывать Государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов для сферы товарного обращения — коммерсантов, маркетологов и логистов. В стандартах первого и второго поколения направление подготовки специалистов называлось «Коммерция». В стандарте третьего поколения оно получило название «Торговое дело». Термин «торговое дело» используется и в стандарте подготовки бакалавров, и в стандарте подготовки магистров. Сложилось мнение, что изменение названия направления значительно сужает сферу научного знания и область хозяйственной практики.
Чтобы убедиться, действительно ли это так, обратимся к толкованию термина «торговое дело». Этот термин в русской речи используется с незапамятных времен и включает смысловое значение двух слов: дело и торговля. Он шире понятия «торговля» и его синонима — французского слова «коммерция», рассматриваемых в чистом виде. Торговля — производное от слова «торг». В расширительном толковании понятие «торговля» — «производство торга, купля и продажа, купеческий промысел, оборот товаров из прибыли» [8, т. IV, с. 245-246]. Французское слово коммерция означает то же, что и русское слово торговля — «торг, торговля, торговые обороты; купеческие промыслы» [там же, т. II, с. 125].
В российском законодательстве различали торговлю в чистом виде (производство торга) и торговое дело (купеческий промысел). Объяснялось это тем, что в России торговать своей продукцией разрешалось представителям всех сословий, но налогом на оборот капитала облагались лишь те, кто занимался торговлей как промыслом. Их именовали купцами.
Ныне содержание понятия торговое дело включает три разных явления в их единстве: организацию рынка товаров потребительского и производственного назначения и услуг во всей полноте этого процесса; вид профессиональной деятельности — специальность, в совокупности всего, к ней относящегося; конкретный вид специализированного предпринимательства.
Единство трех взаимосвязанных явлений, определившее понятие «торговое дело», хорошо прописано в стандарте третьего поколения. В пространство торгового дела включены: коммерческая, логистическая, маркетинговая, рекламная и товароведная деятельность. Фактически это понятие учитывает все, что значилось в направлении «Коммерция». Кроме того, подчеркивается смысловое содержание термина, состоящего из двух слов, фиксирующих разные явления в состоянии их единства.
Название направления подготовки кадров для сферы товарного обращения, независимо от замены термина «коммерция» на термин «торговое дело», отражает содержание реально существующей новой культурной среды: общий источник силы здесь питается энергией кругооборота торгового капитала. У маркетинга и логистики нет собственного истока. Они относятся к тому виду специализированных наук, которые: а) могут осуществлять собственное развитие; б) но при этом нуждаются и в энергии, получаемой от материнского ствола.
Любая система, достигнув определенной степени зрелости, начинает работать на себя, накапливая энергию развития. Следует учитывать и еще одно обстоятельство: маркетинг и логистика как виды хозяйственной деятельности, подобно коммерции, — функциональны. Содержание выполняемых ими функций определяется процессом общественного воспроизводства. И оно (содержание функции) позволяет им выходить за пределы сферы товарного обращения.
Итак, у маркетинга и логистики как направлений научного знания имеется возможность развертывать пространство своего развития так, чтобы оно становилось все более содержательным и многомерным. Но для этого им необходимо «найти собственное творческое устремление, свой способ и свою мерность».
Следует отметить, что и маркетинг, и логистика, став отдельными науками, достигли значительного развития. Они вышли на понимание своего предмета, нашли свое творческое устремление, усовершенствовали методы исследования и, вырабатывая новые идеи, подтверждают свою жизнеспособность.
Маркетингу и логистике пока недостает конкретизации. В философском понимании конкретизация предмета науки означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, что отражается в единстве определений.
Не все специализированные науки справляются с такой задачей. Например, политическая экономия, выйдя из системы философского знания, стала ориентироваться на новую социальную среду в предпринимательстве. Ее предмет становился все более неопределенным, границы его сужались. Для многих молодых наук характерна расширительная трактовка предмета и, как правило, отход от основного направления исследования.
Нечто подобное происходит в науке маркетинга. Здесь возобладало творческое устремление, которое уводит от предмета. Практический маркетинг задействовал потенциал информационных и коммуникационных технологий, направленных на манипуляцию сознанием. Маркетинг все более превращается в маркетинг влияния.
Рассмотрим это подробнее. В начале 90-х годов ХХ столетия появилась концепция маркетинга взаимодействия, который непосредственно ориентирован на сферу человеческого мышления. В этой концепции взаимодействию приписываются следующие свойства: «существенное и определяющее», «наиболее фундаментальное понятие, описывающее процесс формирования, функционирования и развития связей и отношений совершенно вне зависимости от природы самих систем»; «взаимодействие есть первообразная и порождающая всякое "начало" категория, являющаяся одновременно и условием, и причиной чего бы то ни было: явления, объекта, предмета или процесса». Взаимодействие — условие, видимая причина и непосредственный источник нового блага. «И этим новым благом является влияние, понятие, которое в определенном смысле можно рассматривать как результат сублимации энергии правильно организованных информационных взаимодействий» [12, с. 12-13].
Итак, продукт маркетинга взаимодействия — влияние. Оно — новое благо. Но это благо используется не только в маркетинге и нередко — во вред маркетингу. В психологических войнах (внушение) влияние — основное оружие воздействия на сознание. Информационная революция превратила производство информации в самодостаточную сферу, которая стала индустрией сенсорных (т. е. чувствительных, относящихся к чувствам) образов; непосредственно формирует виртуальную реальность — пространство искусственных сенсорных образов. В отличие от символической реальности здесь новые образы уже не привязываются к образам физической реальности.
Сила маркетинга взаимодействия в том, что он применяет системно организованную энергию влияния. С ее помощью осуществляется внедрение в сознание людей сенсорного образа: сознание оказывается заключенным в искусственно генерируемом пространстве.
В руках у маркетологов оказалось сильнейшее оружие и, по мере познания, раскрытия тайн человеческого мозга и сознания, оно будет только возрастать. Как им распорядиться? К сожалению, уже запущен механизм перерождения маркетинга: из инструментария, направленного на «удовлетворение спроса конечных потребителей», он превращается в «систему управления производственно-сбытовой деятельности, главной целью которой является увеличение объема продаж» [10, с. 502]. Реализуя концепцию влияния, маркетологи принимают сторону производителей. Воздействуя на сознание покупателя, они побуждают (принуждают) его покупать товар, который хотят продать, навязывают ему новые, часто ненужные, потребности. Покупателям это не может нравиться: обострились проблемы физической безопасности потребления, недобросовестной конкуренции, получения покупателями достоверной информации, защиты их экономических интересов и т. д. В защиту прав потребителей выступает общественность и государственные учреждения, создаются кооперативы и ассоциации потребителей. Организованное движение потребителей получило название консьюмеризм. Это противодействие в какой-то мере способно сдерживать проявление негативных тенденций.
Родовое основание маркетинга — торговое дело. В английском языке marketing < market означает рынок. В немецкой речи marketender — торговец. В западном мире тех торговых людей, которые, начиная с римских времен и до начала ХХ в., сопровождали в походах армии, называли маркитантами. Они входили в систему военной логистики, их деятельность регулировалась воинскими уставами.
Маркетинг, уходя из сферы товарного обращения, отделяется от родового основания, превращается в инструментарий, который можно использовать в любой системе, независимо от ее природы. Маркетинг утрачивает и свою функциональность: манипуляция сознанием не относится к видам деятельности, которые опосредованы процессом общественного воспроизводства. У нее свое, особое основание. Опасение, что философия маркетинга может легко перерасти в философию потребительства, биологизма, сохраняется.
Стремление к расширительной трактовке предмета наблюдается и в науке логистике. Но развертывание пространства логистического знания еще не вышло за границы реальной экономики. Видимо, потому, что предмет логистики имеет физическое основание и непосредственно связан с движением реальных материальных ценностей.
Вообще отход науки от своего предмета или его расширительная трактовка, что проявляется во множестве определений самой науки, свидетельствует об уровне ее развития, о том, что ее предмет еще не подвергался философскому осмыслению.
Логистика изучает поточную форму движения экономической материи, материальные потоки в системе общественного воспроизводства. С точки зрения тектологии логистика есть организация научного знания и практического опыта в конкретной области хозяйственной деятельности [2]. Сформулировано научное представление о полной логистической системе, которая имеет несколько уровней [3]. На первом уровне представлены военная логистика и математическая логистика. В экономических вузах они не изучаются. Экономистов интересует логистика, которая применяется в хозяйственной практике. Мы ее именуем экономической логистикой. Она исследует экономические потоки в хозяйственной сфере.
На втором уровне системы представлена структура собственно экономической логистики. Она состоит из четырех звеньев: коммерческая логистика, финансовая логистика, информационная логистика, сервисная логистика. Коммерческой логистике отведена в этой системе ведущая роль. Она исследует закономерности формирования материальных потоков. Финансовые, информационные и сервисные потоки здесь обслуживают материальный по-
Коммерческая логистика, будучи внутренней подсистемой экономической логистики, образует свою систему, иначе — функциональные области, — логистику снабжения, логистику производства, логистику сбыта, к которым подключены логистические активности — транспортная составляющая (транспортная логистика), складская логистика, логистика запасов.
Логистика как наука использует законы организации элементов в функциональное целое; к этому ее побуждает практика создания логистических построений. Построение любого логистического образования нуждается в знании соответствующих законов. Процесс построения функционального целого задействует две силы: упорядочение связей, их воспроизводство и развитие за счет внутренних источников энергии (самоорганизация системы), и упорядочение связей за счет внешнего воздействия (организация системы как целое). Среди законов, по которым формируется всякая система, нужно особо выделить: закон организованности, закон дезорганизованности, закон подбора и закон меры.
Вхождение в закон организованности и закон дезорганизованности начинается с того, что первичным моментом изменения всякого состояния является соединение частей в целое или разделение целого на части. С точки зрения тектологии, соединение частей в целое есть организация; всякое разложение целого на элементы есть дезорганизация.
Дезорганизация не всегда несет отрицательные последствия: расчленение целого на части позволяет обнаружить и снизить силы сопротивления внутри системы и заново сгруппировать элементы в целое при желаемом их сочетании.
Логистическая система образуется из элементов, которые несут созидающее начало и деструктивные силы. Последние могут быть направлены во внутрь системы, проверяя ее на прочность, или в окружающую ее внешнюю среду. Противостояние организующих и дезорганизующих сил образует состояние (внутреннее содержание) логистической системы.
Таким образом, сочетание элементов организованности и дезорганизованности является принципом образования логистических систем. Этот принцип означает, что: а) в логистическое образование изначально входят положительные (созидающие) силы и отрицательные (разрушительные) силы, которые образуют две стороны, два признака единого целого; б) между активностями и сопротивлениями возможен взаимопереход: активности становятся силами сопротивления и наоборот.
Активность — одна из новых категорий.
Наука логистика нашла свою особую систему мерности. Элементом системы является термин «активность», который употребляется в двух значениях: а) величина, измеряемая суммой энергии, которая затрачивается на то, чтобы преодолеть сопротивление; б) понятие, характеризующее либо способность логистического комплекса оказывать воздействие на другие комплексы, изменяющие, преобразующие их действия, либо само воздействие одного комплекса на другой.
Активность рассматривается как величина, измеряемая суммой энергии, которая затрачивается на то, чтобы преодолеть сопротивление. Активности и сопротивления являются «элементами всякой организации, всякого комплекса». При взаимодействии логистических образований, ставших элементами новой системы, возможно разное по направленности и величине соотношение между активностями и сопротивлениями. Сосуществование в системе организованности и дезорганизованности — основной принцип функционирования материального потока.
Организованность — такое состояние, когда целое больше суммы его частей. Дезорганизованность — состояние, когда целое меньше суммы частей. Преобладание того или другого начала в системе зависит от характера их соединения (в коммерческой логистике — от взаимодействия элементов в организационных формах экономического потока).
Логистическая система — это совокупность комплексов активностей. При ее формировании необходимо соблюдение ряда условий:
наличные активности должны сочетаться с меньшими потерями, чем противостоящие им сопротивления;
выбранный способ сочетания активностей должен вызывать как можно меньшее сопротивление.
В таком случае считается, что логистическая система наделена массой энергии, достаточной для преодоления внутреннего и внешнего сопротивления.
В логистике активности определяются как такие компоненты системы, которые приводят ее в деятельное позитивное состояние.
Активность измеряет силу воздействия одних комплексов на другие. Этим определяется назначение активностей в функциональном целом: они приводят логистическую систему в движение и измеряют величину двигающей ее силы.
Логистическая система должна представлять такую совокупность комплексов активностей, в которой их взаимное воздействие не вызывает разрушения наличной связи, а приводит к возникновению новой формы, где каждая часть дополняет собой другие части, служит для них как орган целого, имеющий особое назначение.
Оказывается, сущность понятий «организованность» и «дезорганизованность» сводится к соотношению величины энергии, внутренней силы, возникающей при соединении активностей.
Чтобы подойти к пониманию организованности в логистическом образовании, необходимо пояснение в практическом смысле: образовавшееся целое в нашем примере оказалось больше простой суммы своих частей не потому, что в нем возникли из ничего новые активности, а потому, что его наличные активности соединяются с меньшими потерями, чем противостоящие им сопротивления. Там, где сталкиваются активности и сопротивления, практическая сумма, воплощенная в реальных результатах, зависит от способа сочетания тех и других.
На построение логистических объектов влияют закон подбора и закон меры. В законе подбора учтены борьба и смена форм. В этой борьбе более совершенные формы выживают, а менее совершенные — разрушаются [4]. Содержание, степень сложности форм экономического потока меняются в зависимости от условий и особенностей деятельности предприятия.
Подтверждением того, что логистическая система структурируется по организационно-динамическому принципу, является «логистический поток». «Поток» — основная категория логистики. В логистической системе он представляет высшую ступень организованности. Это и ее особая форма, приспособленная для постоянного пребывания в состоянии динамики. Поток даже мысленно нельзя представить в статическом состоянии. Для потока как структуры высшей сложности характерны: а) одновременное наличие нескольких форм организации и внутреннее изменение форм; б) постоянная борьба форм; в) взаимные переплетения и взаимопереход форм (элемент, цепь, сеть, канал и т. п.). Поток — неограниченно дробящийся в своих частях, но непрерывный и неразрывный в целом. И еще одна характеристика экономического потока. В нем представлены формы первичные, основные и формы вторичные, производные от основных. Как правило, первичной формой является материальный поток. Но сложная система организованности не исключает возможности взаимоперехода первичных и вторичных форм. Например, в паутинообразных логистических сетях информационные потоки, которые обычно сопутствуют и обслуживают материальный поток, являются производными от него, в определенных условиях способны менять свое функциональное состояние, превращаться из сопутствующих в самостоятельные потоки. В таком случае наблюдается переход вторичной формы в первичную.
Итак, на примере логистического потока можно наблюдать смену и взаимопереход его форм в разных выражениях:
переход логистического образования из состояния элемента системы в состояние системы, комплекса активностей, и наоборот;
смена формы как следствие развития от простого к сложному: логистическая цепь, логистическая сеть, логистический канал, паутинообразная сеть;
переход первичной (основной) формы во вторичную (производную от основной) форму.
Формы организации находятся в диалектическом взаимодействии: исчезают формы менее приспособленные, удерживаются более приспособленные. Происходят умножение или сохранение одних активностей, упрочение между ними связи или, наоборот, устранение, ослабление, а то и разрыв между другими активностями. Такое становится возможным, если к закону подбора подключается другой всеобщий закон — закон меры.
Закон меры проявляется через диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Действие закона меры обнаруживается не только на стадии конструирования логистических систем, но и в процессе их функционирования. Уже при заключении коммерческой сделки устанавливается мера обмениваемости, достигается эквивалентность ценностей. Закон меры учитывается при выработке логистических решений. Он позволяет не только выйти на закономерности развития логистического знания, но и найти правильное решение практических проблем формирования и функционирования логистических систем.
В логистическом знании используется и категория «мера». Мера — период, в котором признак сохраняет свое качественное состояние. Границы меры совпадают с нижним и верхним порогами возбудимости. В практической логистике мера — способ определения количества по принятой единице. Например, в логистике снабжения единицей меры является норма расхода материальных ресурсов.
В определении содержания маркетинга и логистики как ветвей научного знания и видов практической деятельности обнаружилась и другая крайность: стремление свести их к чисто управленческой деятельности. В русском языке слово «управлять» означает заведовать, быть распорядителем, хозяином. По смысловому содержанию слово «управление» не тождественно слову «создание». Различаются эти понятия и в английском языке. Чтобы управлять чем-то, это что-то нужно создать. В логистике термин «управление» соприкасается с понятиями «система», «программа», «комплекс».
Управление как процесс является объектом изучения разных наук. Кибернетическая концепция структурировала представление об управлении, сформулировала связанные с ним понятия, что позволяет находить в разных областях конкретного знания нечто общее, их объединяющее. Некоторые аспекты управленческой деятельности стали выделять и в прикладных научных дисциплинах — логистике, маркетинге, коммерции, финансах и т. д.
Маркетинг и логистику как виды хозяйственной деятельности нельзя сводить к какой-либо системе управления: управление — лишь одна и притом не основная их функция. Маркетинговая и логистическая деятельность направлена на создание, образование новых структур, связей, отношений. Так, логистика, как было показано выше, изучает закономерности объединения (вхождения) элементов в функциональное целое. К выражению сути логистической деятельности более подходит термин «организация».
Слово «организация» (фр. — organisation) означает: внутреннее строение или устройство чего-либо; внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие разных частей единого целого; объединение чего-либо в единое целое; приведение в строгую систему. Как видим, оно не является синонимом слова «управление». Именно в таком смысловом значении слово «организация» употребляется в русском языке вообще и в изложении логистического знания в частности.
Теория поточной формы движения экономической материи (материя как объективная реальность не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, взаимодействий и форм движения) изучает хотя и взаимосвязанные и одновременно совершаемые, но разные по своей природе процессы: а) закономерности образования, упорядочения и смены форм материальных потоков, приведения самих потоков в строгую систему; б) методы системной координации этими потоками. В логистическом знании первостепенное значение придается организационным механизмам поточной формы движения материальных ресурсов.
В экономической логистике метод системного управление применяется в том случае, когда нужно сохранить либо упрочить существующие характеристики логистической системы. Глобализация побуждает создавать меж-страновые логистические союзы и альянсы. Организационные формы материального потока из простых линейно-функциональных образований перерастают в сложные сетевые и паутинообразные структуры. Реальностью становится виртуализация коммерческой деятельности. В этой все усложняющейся хозяйственной системе развиваются, наполняются новым содержанием процессы производства, снабжения и сбыта. Происходит смена форм материального потока, способов его взаимодействия с другими потоками, также разными по форме, сложности и содержанию. Здесь реализуются идеи маркетинга, осуществляются инновационные проекты, использующие интеллектуальные продукты.
Описать процессы, протекающие в таких системах, ориентируясь только на опыт и интуицию инженера, маркетолога, логиста, коммерсанта, практически невозможно. Необходим соответствующий научный базис подготовки специалистов: они должны владеть широким спектром знаний. Причем знаний, накопленных отдельной наукой, специализирующейся на изучении данного предмета, оказывается недостаточно. Требуется обобщенное знание о предмете многих наук.
За рубежом логистику как науку и практику все чаще ассоциируют с «управлением цепями поставок». В российской интерпретации это представлено так: логистика и управление цепями поставок. Переводная литература предлагает нам следующее толкование данного понятия: «управление цепями поставок — это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг, информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц» [13].
Сведение логистики как системы к управлению цепями поставок неоправданно и, более того, теоретически ошибочно: здесь процесс создания целого из частей выдают за управление; форму логистического образования отделяют от его содержания. Цепь — это одна из многих форм организации потока. Организация экономических потоков отличается многообразием форм: логистические цепи, логистические сети, логистические каналы, паутинообразные структуры. Логистика и специализируется на изучении закономерностей образования и смены форм поточного движения материальных ресурсов в хозяйственных системах. На практике она занимается подбором
формы, наиболее подходящей для конкретного вида материального потока. Свести логистику к управлению цепями поставок означает исказить ее суть.
Форма организации потока и сам экономический поток в его содержательном состоянии образуют единство и различие. Диалектика организационных форм потока — это диалектика формы и содержания: форма сдерживает (организует) содержание; усложнение содержания побуждает к смене формы; содержание может не вместиться в одну форму. Для сохранения и развития логистического образования можно и нужно, если это требуется, вовремя изменить форму. Однако на практике диалектика формы и содержания учитывается не всегда. В центре внимания исследователей, как правило, организационная форма, а не содержание того процесса, для которого она создавалась. Сущность и назначение всякой организованности определяется не ее внешним и внутренним строением, а тем, как и чем она себя проявляет в системе, в которую включена как элемент [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб.: Третье тысячелетие, 2003. С. 137— 160.
2. Афанасенко И.Д. Организационная идея в логистике // Стратегия развития инструментов коммерции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 9-34.
3. АфанасенкоИ.Д., БорисоваВ.В. Логистика снабжения: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010.
4. Афанасенко И.Д. Борисова В.В. Философия и методология науки логистика // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3. С. 7-15.
5. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.
6. Борисова В.В. Конфигурирование логистических потоков // Стратегия развития инструментов коммерции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 34-56.
7. Геном человека. URL: http://www.cerebrum.ru genes.php
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
9. МоисеевН.Н. Духовный мир // МОСТ. 2002. № 53. Нояб.
10. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
12. Татаренко В.Н., Мелентьева Н.И. Маркетинг влияния — теоретико-методологические основы: управление информацией и межсубъективные коммуникации. СПб.: Борей Арт, 2008.
13. StockR. Jams, LambertM. Douglas. Strategic Logistics Management. McGrawHill Irwin. 2001. 862 p.