Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГАЗИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛЕРА «ADIDAS»'

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГАЗИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛЕРА «ADIDAS» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Торговое предприятия / классификация торговых предприятий / ассортимент / специализация / анализ ассортимента

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базулина Я.В.

Специализация и ассортиментная политика торгового предприятия позволяют ему завоевывать покупателей и удовлетворять их потребности. Целью статьи является анализ специализации розничного торгового предприятия «Adidas». В результате проведенной работы была определена специализация торгового предприятия «Adidas», рассчитаны основные коэффициенты, позволяющие проанализировать его ассортимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГАЗИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛЕРА «ADIDAS»»

The digital economy is an economy in which digital data is the main factor of production. The processing of large-scale data and the widespread use of the results of analysis allow to improve the efficiency of delivery, storage and distribution of various industries, technologies, equipment, as well as goods and services, in contrast to traditional forms of management. Such advantages make the digital economy attractive to many countries.

The information society we live in today is dominated by services rather than production. For this reason, information technology plays a central role, allowing people to simplify the mechanism of service. The emergence of the Internet and the decrease in the cost of access to this global network indicate that a real information revolution has taken place in the world, as a result of which our lives, including the economy, are changing. Electronic payments, internet commerce, internet communication, which are constantly entering our lives and are accessible to all of us, are just some of the positive results of the digital economy. As a result of the extensive use of information technologies and the Internet, it is possible to evaluate the benefits of digital technologies as a result of the saving of valuable time and resources of consumers, the quick execution of services, and the reduction of the number of data used on paper carriers.

Technological reforms are one of the main tools of development in today's globalized environment. And that strategy ensures not only positive development, but also adaptation to the relevant situation of the world, reduction of risks conditioned by external conditions. Today, digital transformation is key to addressing sustainable development priorities. The digital marketplace is one of the fastest growing and most widespread employment systems in the world, especially for youth. Today, the composition of the Turkmen economy is changing, aimed at diversification and industrialization, the production of various types of competitive finished products that are in great demand in the country and abroad, the development of market relations, and the stimulation of the private sector. Advanced technologies, firmly embedded in our daily life, change the ways of organizing work, studying and leisure. Studying and implementing the best practices of the world, Turkmenistan set its main goal of developing its model of transition to the digital system, that is, not only importing ready-made solutions and "know-how", but also developing a model based on its scientific-technological and intellectual capacity. References:

1. Purliev B. Fundamentals of Economics. Turkmen State Publishing Service, 2013;

2. Khanaeva Zh. Labor Economics. Turkmen State Publishing Service, 2018

3. Economics / Ed. A.S. Bulatova M.: Lawyer, 1999.

© Dadebayeva O., 2023

УДК 339.37

Базулина Я.В.

студент 2 курса магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова

г. Москва, РФ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГАЗИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ НА ПРИМЕРЕ РИТЕЙЛЕРА «ADIDAS»

Аннотация

Специализация и ассортиментная политика торгового предприятия позволяют ему завоевывать покупателей и удовлетворять их потребности. Целью статьи является анализ специализации розничного торгового предприятия «Adidas». В результате проведенной работы была определена специализация торгового предприятия «Adidas», рассчитаны основные коэффициенты, позволяющие проанализировать его ассортимент.

Ключевые слова

Торговое предприятия, классификация торговых предприятий, ассортимент, специализация, анализ ассортимента

В современных экономических условиях торговые предприятия, занимающиеся реализацией продовольственных и непродовольственных товаров и, соответственно, оказанием различных услуг, играют огромную роль на рынке, обеспечивая население страны необходимыми для жизни ресурсами. При осуществлении торговой деятельности торговому предприятию важно правильно классифицировать себя среди других торговых предприятий в своей рыночной нише. Особенно внимание стоит уделить такому классификационному критерию, как специализация торгового предприятия, ведь именно она позволяет значительно увеличить ассортимент товаров/услуг, улучшить взаимоотношения с поставщиками, обеспечить более высокий уровень культуры продаж, расширить дополнительные услуги и, в конечном итоге, повысить как экономическую, так и социальную эффективность за счет значительного сокращения времени, которое покупатели тратят на поиск нужного товара.

На сегодняшний день исследуемая тема является актуальной, так как специализация торгового предприятия и ее влияние на ассортимент играет огромную роль в успешной деятельности торгового предприятия. Именно за счет правильно выбранной специализации и корректно выстроенной ассортиментной политики торговое предприятие обладает ресурсами для завоевания внимания среди покупателей и удовлетворения их потребностей.

Наиболее важной областью управления розничными торговыми предприятиями является специализация, которая означает ограничение торговли определенными видами, группами товаров или комплексами, с одновременным расширением ассортимента внутри группы для наилучшего удовлетворения спроса населения на всевозможные товары/услуги.

Следует отметить, что специализация розничного торгового предприятия — это «форма разделения труда в торговле, при которой торговая деятельность магазинов ограничивается определенными видами или группами товаров с целью наилучшего удовлетворения запросов масс и повышения культуры торговли» [2, с. 225].

Как считает О.А. Шальнова, специализированные торговые предприятия - «это те предприятия, которые продают товары из одной или нескольких групп/подгрупп в рамках одной ассортиментной категории, объединенных по функциональному назначению или сфере использования» [4, с. 509].

А.В. Шацкая в своей работе акцентирует внимание на том, что специализация выступает, как «форма разделения труда между розничными торговыми предприятиями, которые занимаются розничной торговлей и продают определенные группы товаров для удовлетворения спроса конечных потребителей» [5, с. 223].

Таким образом, специализация розничного торгового предприятия - это одно из направлений рационализации в розничной торговле. Она позволяет более эффективно использовать материально-техническую базу торгового предприятия, рационально организовать снабжение товарами и повысить качество обслуживания конечных потребителей. Специализация разделяет розничные торговые предприятия по нескольким признакам, однако в данной работе речь пойдет именно об ассортименте реализуемых товаров.

В соответствии с ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» розничные торговые предприятия по признаку специализации торговой деятельности принято подразделять на следующие группы:

• универсальные;

• специализированные;

• неспециализированные:

ос комбинированным ассортиментом; ос смешанным ассортиментом.

Таким образом, розничное торговое предприятие «Adidas» относится именно к специализированным торговым предприятиям, и, соответственно, специализируется на продаже спортивной обуви и одежды, а также аксессуаров для спорта. Данная концепция позволяет торговому предприятию полностью удовлетворять потребность конечных покупателей в приобретении товаров именно для активного отдыха и спорта. Среди спортивных специализированных предприятий «Adidas» занимает лидирующие позиции в своей рыночной нише по сравнению со своими основными конкурентами. Торговое предприятие «Adidas» имеет возможность удовлетворять потребность в спортивных товарах любой группы населения, так как в своем ассортименте представляет женский, мужской и детский ассортимент. Для получения более подробной информации, характеризующей ассортимент торгового предприятия «Adidas», следует осуществить его анализ.

Для анализа ассортимента торгового предприятия «Adidas» мною был изучен официальный сайт adidas.com, на котором представлена вся необходимая информация об ассортименте. Далее были просчитаны все показатели, относящиеся к анализу ассортимента торгового предприятия «Adidas» в 2023 г. (см. табл. 1).

Таблица 1

Анализ ассортимента товаров «Adidas» 2023 г.

Название товарной группы Кол-во разн-тей УД в ассор-те, (%) Кш (коэфф-т широты) Кг (коэфф-т глубины) Кп (коэфф-т полноты) Ку (коэфф-т устой-ти) Кн (коэфф-т новизны)

Одежда 5279 55,63 (7 426/ 9 491) *100 = 78% 5 279 шт. 28 230/ 36 296 *100 = 77% 6 643/ 9 491 *100 = 70% (1812/ 7426) *100 = 24,4%

Обувь 3656 38,53 3 656 шт.

Аксессуары 556 5,85 556 шт.

Наибольший вес (55,63%) в структуре исследуемых товаров по функциональному назначению имеет «Одежда». Это означает, что одежда пользуется наибольшим спросом у потребителей торгового предприятия «Adidas». При этом обувь занимает 38,53%, аксессуары - 5,85%.

Коэффициент широты составляет 78%. Благодаря такому широкому выбору моделей потребители имеют возможность приобрести спортивные одежду, обувь и аксессуары в соответствии со своими потребностями и финансовыми возможностями. Коэффициент характеризует глубокий ассортимент торгового предприятия «Adidas», что свидетельствует о возможности покупателей выбирать товар из большого количества возможных вариантов и находить именно то, что будет отвечать потребностям. Коэффициент полноты (77%) для торгового предприятия «Adidas», учитывая его специализацию и огромный ассортиментный перечень, является высоким и достаточно стабильным. В результате чего следует сделать вывод о высокой конкурентоспособности бренда, ведь торговое предприятие имеет возможность удовлетворить большое количество покупателей. Устойчивость ассортимента торгового предприятия «Adidas» можно оценить в 70%, что свидетельствует о возможности ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент новизны равен 24,4%. Это доказывает, что «Adidas» постоянно внедряет новинки в свой ассортимент, пытаясь удовлетворить различные потребности своих потребителей в занимаемой рыночной нише.

Подводя итог, стоит отметить, что ассортимент торгового предприятия «Adidas» является достаточно разнообразным - показатели коэффициентов широты, глубины, полноты и новизны показывают достаточно высокие значения, которые позволяют сделать следующий вывод. Конечные покупатели обладают возможностью найти в торговом предприятии всё, что им необходимо для активного отдыха и спортивного образа жизни. Обувь, одежда и аксессуары рассчитаны на любую категорию населения и имеют разделение по гендерному признаку, что также немаловажно для ассортимента торгового предприятия, которое имеет возможность реализовать свой товар любому покупателю вне зависимости

от его пола, возраста и т.д.

Список использованной литературы:

1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» // 2011. С. 4-6.

2. Николаева, Т. И. Пути повышения эффективности и укрепления рыночной позиции специализированных магазинов / Т. И. Николаева, Т. И. Урясьева // Торгово-экономический журнал. -2017. - Т. 3, № 3. - С. 223-238.

3. Смольская, А. О. Тенденции совершенствования ассортимента / А. О. Смольская, М. М. Петухов // Наука, питание и здоровье: сборник научных трудов, Минск, 17 июня 2021 года. Том Часть 2. - Минск: Республиканское унитарное предприятие "Издательский дом "Белорусская наука", 2021. - С. 507-513.

4. Шальнова, О. А. Розничный рынок России и положение на нем специализированных магазинов / О. А. Шальнова // - 2017. - № 2. - С. 86-94.

5. Шацкая, А. В. Положение на российском рынке и перспективы развития специализированных магазинов / А. В. Шацкая // Наукосфера. - 2021. - № 6-2. - С. 222-225.

6. Официальный сайт Adidas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adidas.com/us, свободный. - (дата обращения: 29.05.2023).

© Базулина Я.В., 2023

УДК 33

Байрамов Х.,

кандидат географических наук, старший преподаватель.

Сапарова Г., студентка.

Туркменский государственный институт экономики и управления.

Ашхабад, Туркменистан.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В настоящее время в мире насчитывается более 230 независимых государств. Согласно политике «Открытых дверей» число стран, участвующих и сотрудничающих с Туркменистаном, увеличивается. Государственное устройство каждой страны характеризуется своими административными особенностями. Таким образом, по закону единства и противоречия внутри него, являющемуся одним из трех законов философии, с одной стороны, современный мир един.

Ключевые слова:

мировое хозяйство, кооперация, экономическая система, финансы, производство.

Bayramov Kh.,

candidate of geographical sciences, senior lecturer.

Saparova G., student.

Turkmen State Institute of Economics and Management.

Ashgabat, Turkmenistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.