Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИТЕТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ'

СПЕЦИАЛИТЕТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалитет / бакалавриат / магистратура / уровень высшего образования / инновационные тенденции / реформирование / инновационное развитие / a specialist’s degree program / a bachelor’s degree program / a master’s degree program / innovative trends / reforming / innovative development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рита Фанисовна Исхакова

В статье представлена сущность и характеристика трех уровней высшего образования в нашей страны: специалитета, бакалавриата и магистратуры. Проведен их сравнительный анализ, определены особенности, достоинства, различия, а также имеющиеся проблемы реализации двухуровневого образования. Обоснованы современные тенденции реформирования системы профессионального обучения и инновационного поступательного развития высшего российского образования, адекватные вызовам и потребностям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIST’S DEGREE PROGRAM IN HIGHER EDUCATION AND ITS DISTINCTION FROM THE BACHELOR’S AND MASTER’S

The article focuses on the three level of higher education in Russia: a specialist’s degree, a bachelor’s degree and a master’s degree. The author compares them, describes their features, advantages, differences and also mentions some issues of a two-level system. The author also gives arguments for innovative and adequate trends in reforming professional education and its development.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИТЕТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ»

УДК 378.1

Рита Фанисовна Исхакова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия,

ritaiskhakova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8095-723X

СПЕЦИАЛИТЕТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В статье представлена сущность и характеристика трех уровней высшего образования в нашей страны: специалитета, бакалавриата и магистратуры. Проведен их сравнительный анализ, определены особенности, достоинства, различия, а также имеющиеся проблемы реализации двухуровневого образования. Обоснованы современные тенденции реформирования системы профессионального обучения и инновационного поступательного развития высшего российского образования, адекватные вызовам и потребностям времени.

Ключевые слова: специалитет, бакалавриат, магистратура, уровень высшего образования, инновационные тенденции, реформирование, инновационное развитие.

Rita F. Iskhakova

St Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

ritaiskhakova@gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-8095- 723X

SPECIALIST'S DEGREE PROGRAM IN HIGHER EDUCATION AND ITS DISTINCTION FROM THE BACHELOR'S AND MASTER'S

Abstract. The article focuses on the three level of higher education in Russia: a specialist's degree, a bachelor's degree and a master's degree. The author compares them, describes their features, advantages, differences and also mentions some issues of a two-level system. The author also gives arguments for innovative and adequate trends in reforming professional education and its development.

Key words: a specialist's degree program, a bachelor's degree program, a master's degree program, innovative trends, reforming, innovative development

Современный этап развития российского высшего образования характеризуется переосмыслением философского основания и стратегии его дальнейшего поступательного движения и совершенствования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в мае 2022 года, приняло решение о выходе из Болонского процесса (в связи с приостановлением Болонской Наблюдательной группой BFUG представительства нашей страны в нем) и разработке национальной модели высшего образования. За 19-летний период нахождения России в составе этого процесса были достигнуты значительные результаты в модернизации образования, повышающие его конкурентоспособность и престиж, несмотря на несоответствие некоторых положений и требований Болонской системы российским реалиям. Следует подчеркнуть, что Болонская система, в отличие от советской и российской, является практико-ориентированной, в которой фундаментальность пребывает на втором плане. Некоторый перекос такого типа в перспективном развитии российского образовательного процесса в обязательном порядке должен нивелироваться.

Происходящие глобальные изменения в мире в настоящее время и грядущие перемены в стране и образовательной системе сопряжены с постепенным решением множества сложных проблем и трудоемких задач. «Будущее - за нашей собственной

уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», - отметил министр Фальков В.Н., обозначая задачи образовательной реформы [2]. Новая система, по его определению, будет учитывать предыдущий опыт развития, отвечать национальным интересам, а также привлекательной для иностранцев [8].

Безусловно, реформирование и модернизация высшего образования будут базироваться на накопленном позитивном как международном, так и национальном опыте организации преподавания и обучения. Следует признать несомненную уникальность многих традиций высшего образования в нашей стране, особенно, в период приоритетной реализации специалитета, который в полной мере обеспечивал рынок труда. «Советское образование в целом соответствовало потребностям массового индустриального общества» [9, с.23]. Цели высшей школы определялись задачами овладения фундаментальными, как было отмечено ранее, общенаучными и специальными знаниями, развивающими общее и аналитическое мировоззрение, а также творческие способности. Особо следует отметить высокий уровень практической подготовки, осуществляемой в высших учебных заведениях.

Вышесказанное, в определенной степени, относилось и к средним образовательным учреждениям страны. Образно и весьма корректно оценил в свое время уровень нашего школьного образования президент США Дж. Ф. Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Несмотря на множество споров по поводу этого высказывания, следует отметить, что в тот период постоянно проводилась аналогия американской и советской систем образования и научного потенциала, что свидетельствует о признании результативных успехов нашей страны. Бесспорно, значительные научные достижения во многих сферах и областях не вызывают никаких сомнений и являются убедительным подтверждением высококачественного уровня как советского, так и российского образования.

Система высшего образования была представлена институтами, которые готовили, в основном, специалистов для экономических отраслей, включающих все сферы производства и услуг, а также университетами, которые осуществляли подготовку специалистов гуманитарных и творческих отраслей с преимущественным решением задач формирования у студентов философского мировоззрения, мыслительных и креативных способностей, исследовательских умений и навыков, как базовых компонентов личностно-профессионального становления [6, с. 100]. Обучение в высших учебных заведениях, особенно в университетах, квалифицировалось как престижная возможность и занятие, поступление в них сопрягалось с высоким конкурсом. Самым престижным и самым большим вузом являлся Московский Государственный университет. Обучение в вузах нашей страны было бесплатным. При всех университетах и некоторых институтах имелись аспирантуры, как очные, так и заочные, соответственно, трех и четырехлетним обучением. Главным содержанием обучения являлось, как и в настоящее время, проведение научно-исследовательской работы по актуальной и оригинальной проблеме с написанием и публичной защитой диссертации для получения ученой степени.

Необходимо отметить, что немалое количество выпускников университетов тех лет продолжили обучение в аспирантурах по своим специальностям, стали кандидатами и докторами наук и пополнили ряды ученых, преподавателей вузов и научных исследователей нашей страны. «Благодаря выстроенной системе высшего образования страна дала миру плеяду выдающихся ученых, среди которых немало лауреатов Нобелевской премии» [3, с. 10]. Нельзя не согласиться с выводом исследователей образовательного процесса в СССР о том, что «Советская система высшего образования являлась тем фундаментом, на котором формировался интеллектуальный потенциал нашей страны многие десятилетия» [3, с. 11].

Среди основных достоинств специалитета исследователи выделяют следующие: • фундаментальные энциклопедические знания, основанные на новейших научно -

технических достижениях,

• высокий уровень положительной мотивации и стимулов достижения успеха в обучении у студентов,

• уважительное отношение в высших учебных заведениях, а также, в обществе к труду преподавателя.

Что касается характеристики высшего образования, реализуемого специалитетом в целом, прежде всего, следует отметить, как его важнейшую особенность, высокий научно-профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, ядро которого было представлено великими учеными и исследователями этого периода.

До введения Болонской системы специалитет, как уровень образования, был классической и единственной моделью получения высшего образования в нашей стране, реализующий, преимущественно, пятилетний курс обучения (в медицинских - шести-семилетний) с присвоением квалификации специалиста по завершению специального теоретического и практического курса по соответствующим образовательным программам, а также результатам проведенного исследования и защиты дипломной работы. После присоединения в 2003 году нашей страны к Болонскому процессу и введения европейской двухуровневой системы обучения был осуществлен переход на реализацию трех уровней профессионального высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, с преимущественным внедрением в вузах бакалавриата и магистратуры.

Эти уровни различаются как по содержанию образования, так и по организации и продолжительности. Для поступления и обучения в бакалавриате и специалитете достаточно среднего общего образования, для магистратуры же необходимо - высшее. Срок обучения в бакалавриате составляет 4 года, в магистратуре - 2 года. Соответственно правилам Болонской декларации, завершившим образование лицам присваиваются звания или степень. Бакалавр (от лат. Ьасса1аигеш - «бедный или молодой рыцарь, владелец поместья», другой вариант от лат. Ьасса1аигеа1;ш - «украшенный лавром») - это звание выпускника, получившего высшее образование по программам какого-либо направления бакалавриата. Магистр (от лат. ша§1Б1ег - «наставник, учитель») - это академическая степень, присваиваемая выпускнику магистратуры после освоения программы по определенному направлению с параллельным проведением научного исследования, написания и защиты выпускной магистерской диссертации.

Бакалавриат, как первый уровень образования, как было отмечено, имеет практико-ориентированную направленность. После завершения обучения бакалавр получает право занимать должности, соответствующие квалификационным требованиям, предусмотренным его высшим профессиональным образованием. Впрочем, он, как и специалист, имеет возможность продолжать обучение по любому выбранному им направлению в магистратуре, предполагающей научно-исследовательскую, а также педагогическую направленность. Такая преемственность подготовки (бакалавриат-магистратура) позволяет оперативно и гибко реагировать на потребности рынка труда, создавать новые направления, соответствующие современным потребностям развития страны, эффективно активизировать профессорско-преподавательский потенциал вуза и стимулировать их научную и учебно-методическую деятельность. При этом некоторые эксперты полагают, что четырехлетний срок обучения в бакалавриате недостаточен для создания необходимой фундаментальной базы для будущего профессионала (как известно, реализуемой на уровне специалитета) и чрезмерна низка вероятность разрешения этой проблемы в магистратуре, поскольку она реализует подготовку студентов в узком направлении по конкретной тематике магистерской диссертации. При возможном увеличении срока обучения в специалитетах до 6 лет, а такая вероятность тоже не исключается, фундаментальная подготовка в них возрастет и станет существенно отличаться от магистратуры. Эти вопросы становятся все более актуальными и должны найти обязательного разрешения в предстоящем реформировании высшего образования. Несмотря на некоторые проблемы, нельзя не признавать значимые приоритеты двухуровневой структуры высшего образования и было бы нецелесообразно отказываться от

них в настоящее время.

За годы реализации Болонской декларации в нашей стране прослеживались заметные положительные тенденции изменения количественного и качественного состава студентов в магистратурах. Среди обучающихся магистрантов в российских вузах абсолютное большинство составляют трудоустроенные студенты, имеющие опыт работы. В связи с этим следует подчеркнуть, как немаловажную особенность продолжения учения в магистратуре, возможность его совмещения с выполнением трудовой деятельности, которая способствует профессиональной реализации и оптимальной социализации студента. Трудовое законодательство Российской Федерации разрешает трудоустройство магистранта на полную ставку - 40-часовую рабочую неделю. После завершения обучения магистр, как и специалист, располагает возможностью продолжать обучение в аспирантуре и докторантуре.

Существенных внешних различий в организации и реализации специалитета и магистратуры не выявляется. Оба уровня образования характеризуются примерным формальным равенством показателей подготовки специалиста и магистра по формам обучения (очное, очно-заочное, заочное), основам и структуре учебных программ, сущности конкурсного приема студентов и их выпуска, за исключением, сроков учебы и сложностей признания диплома специалиста за пределами страны.

Следует отметить, что в России в течение длительного времени на рынке труда более предпочтительным был диплом специалиста. Однако в результате кардинальных изменений образовательной политики и проведения образовательных реформ в нашей стране «магистратура прочно заняла образовавшуюся в последние годы нишу для обучения и переобучения специалистов», а также бакалавров [1, c. 102]. В настоящее время повышается ее востребованность, а также самоокупаемость, что свидетельствует о наличии достаточного потенциала данного уровня образования для перспективного развития в российских вузах [1, c. 102]. Поэтому с большой вероятностью можно предполагать, что в вузовском обучении России дальнейшее распространение и развитие получат все три уровня высшего образования.

В последние годы на основе мониторинга и анализа происходящих позитивных процессов в развитии высшего образования в нашей стране происходит переоценка резервов и возможностей магистратуры и признания ее как эффективного и гибкого механизма институциональных преобразований [1, c. 104]. Меняются целевые ориентиры и специфика магистратуры, создаются новые направления, в том числе узкоспециальные с учетом запросов работодателей. Магистерские программы создаются на основе современных образовательных тенденций и практик, качественно видоизменяется и детализируется их содержание. Направления образовательной политики страны на современном этапе обуславливают и стимулируют, в определенной степени, совершенствование качества высшего образования. Пятилетний «Проект 5-100» (запущенный в 2012 году и продленный до 2020 года при участии 21 вуза) и программа «Приоритет - 2030» (заявленная в 2021 году и завершенная в 2022 году с отбором 80 лучших вузов страны), целями которых были стимулирование развития вузов и повышение их конкурентоспособности, в значительной степени, активизировали инновационную деятельность университетов, в целом, и, в частности, магистратуры. По оценке исследователей «программы магистратуры стали драйвером и эффективным инструментом преобразований» вузовского обучения [7, c. 16]. Подытоживая вышесказанное, следует признать, что накоплен большой позитивный опыт в развитии отечественного высшего образования, представленного всеми уровнями образования, который нужно видоизменять и обогащать с учетом современных реалий.

Немало примеров достойных достижений, характеризующих качество человеческого капитала и уровень высшего образования в России, признанных на международном уровне. Например, в 2017 году 10 российских вузов вошли в группу 500 лучших университетов мира по физическим наукам (журнал Times Higher Education), (при этом Московский физико-технический институт поднялся с 78 на 48 место), МГУ и НГУ возглавили рейтинг вузов

британской компании Quacquarelli Symonds по развивающимся странам Европы и Центральной Азии и 23 российских вуза вошли в первую сотню [9, c. 18]. В 2016 году 24 российских вуза были включены в число 300 лучших университетов рейтинга THE BRICS и Emerging Economies University Rankings - 16 вузов. Три российских вуза были включены в Шанхайский рейтинг лучших университетов мира ARWU [9, c. 19]. В 2017 году в чемпионате мира по профессиональному мастерству World-Skill, представленному 77 странами (1300 человек), из 52 компетенций российские участники получили золотые медали по шести профессиям, серебряные - по четырем и бронзовую - по одной [9, c. 20]. Нельзя переоценивать успехи российского образования, учитывая наметившиеся проблемы развития вузов, однако не стоит и недооценивать реальный, достаточно высокий уровень и качество отечественного высшего образования.

В связи с этим следует отметить, что международные рейтинги недостаточно объективно оценивают эффективность и качество работы университетов. Экс-министр образования и науки Фурсенко А.А. оценивает рейтинги как «инструмент конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг» [4, c.18]. По мнению ректора МГУ Садовничего В..А. составители рейтингов пренебрегают содержательным анализом вузовского обучения. По его мнению, программы российского образования по глубине и фундаментальности остаются лучшими в мире [4, c.18]. Действительно, отправными критериями оценки деятельности вузов являются формальные параметры (материально-техническая оснащенность, количество преподавателей и студентов, в том числе иностранных, карьерный потенциал, позиция работодателей). Тем не менее, результаты рейтингов выявляют важные проблемы развития высшего образования и способствуют определению векторов модернизации современного университетского обучения.

Сложные задачи реформирования и усовершенствования российского образования в нашей стране, вне всякого сомнения, найдут адекватное решение. Выход из Болонской системы должен стать поводом переосмысления и переоценки постсоветского опыта организации вузовского процесса и обращения «к истории и опыту нашего образования... и перестроение вузовского образования на российской культурно-идентичной основе, включающей в себя все проверенное временем и мировым опытом» [10, c. 10]. Наступил период изменения ориентиров, дифференциации стратегий, целей и демократизации механизмов развития нашей высшей школы с учетом новых вызовов и новой ситуации, перед которыми стоит страна [10, c. 44]. В настоящее время актуализируются вопросы конкуренции, цифровизации и создания цифровых технологий, нахождения новых маркетинговых инструментов достижения оригинальности и уникальности образовательных услуг.

Экономические и социально-политические вызовы настоящего времени требуют принципиально новых подходов к обновлению и оптимизированию образовательной политики и образовательного процесса. Как абсолютно точно, отмечают исследователи современных тенденций решения проблем и задач поступательного развития обучения в вузах, «изменения на рынке труда предполагают переформатирование всей системы профессионального образования, в том числе его структуры и уровней» [5, c. 28]. Безусловно, все уровни образования высшей школы, как бакалавриат, так и магистратура и специалитет, в перспективном развитии должны постоянно видоизменяться, соответственно инновационным образовательным тенденциям и адекватным потребностям времени. И в реализации этих задач «все большую роль будет играть качество образовательной среды» включающее как систему вузовского, так и вневузовского образования [5, c. 30].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Буркова И.Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 102-117.

2. Васильева А. Минобрнауки подтвердило «Ъ» намерение отказаться от Болонской системы [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367629 (дата обращения 10.05.2023).

3. Гемранова А.Д. К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80-90-е гг. ХХ века) // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. г. Краснодар февраль 2018 г. Краснодар: Новация, 2018. С. 9-11.

4. Джуринский А.Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России. // Преподаватель XXI века. 2016. Т. 1. № 1. С. 9-19.

5. Клячко Т.Л. Образование в России и мире. Основные тенденции. // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С 26-40.

6. Лубинская Т.Н. Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты становления личности. // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 1. № 2. С. 99-101.

7. Магистратура в условиях внешних вызовов и внутренних противоречий. / Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Заварыкина Л.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Под ред. И.В. Аржановой. Москва: ВАШ ФОРМАТ, 2021. 208 с.

8. Министр образования впервые рассказал, чем заменят Болонскую систему [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.rn/society/news/2022/06/01/924725-ministr-vpervie-rasskazal-chem-zamenyat (дата обращения 10.05.2023).

9. Положихина М.А. Система образования в России с точки зрения формирования человеческого капитала. // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. РАН. ИНИОН. 2018. № 2. С. 8-36.

10. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России. // Высшее образование в России. 2022. Т.31. № 10. С. 44-55.

REFERENCES

1. Burkova I.N. Magistrant 3++: portret i novye zaprosy // Vyssheye obrazovanie v Rossii. 2022. T. 31. №10. S. 102-117.

2. Vasilieva A. Minobrnauki podtverdilo "Ъ" namerenie otkazat'sya ot Bolonskoy sistemy [Elektronnyi resurs] // Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367629 (date 10.05.2023).

3. Gemranova A.D. K istorii vysshego universitetskogo obrazobaniya SSSR v period perestroyki (80-90-e gg. XX veka) // Obrazovanie: proshloe, nastoyaschee i buduschee: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. g. Krasnodar February 2018. Krasnodar: Novatsia, 2018. S. 9-11.

4. Dzhurinskiy A.N. Aktualnuye problem razvitiya i kachestva vyschego obrazovaniya v Rossii // Prepodavatel XXI veka. 2016. T. 1. №1. S. 9-19.

5. Klyachko T.L. Obrazovanie v Rossii i mire. Osnovnye tendentsii. // Obrazovatel'naya politika. 2020. №1 (18). S. 26-40.

6. Lubinskaya T.N. Issledovatel'skie umenia y navyki kak bazovye komponenty stanovleniya lichnosti. // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. T. 1№2. S. 99101.

7. Magistratura v usloviyakh vneshnikh vyzovov i vnutrennikh protivorechiy. / Arzhanova I.V., Baryshnikova M.U., Vashurina E.V., Zavarykina L.V., Nagornov V.A., Perfil'eva O.V. Pod red. I V. Arzhanovoy. Moskva: Vash Format, 2021. 208 s.

8. Ministr obrazovaniya vpervye rasskazal, chen zamenyat Bolonskuyu sistemu [Elektronnyi resurs] // Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/06/01/924725-ministr-vpervie-rasskazal-chem-zamenyat (date 10.05.2023)

9. Polozhikhina M.A. Sistema obrazovaniya v Rossii s tochki zreniya formirovaniya chelovecheskogo kapitala. // Ekonomicheskiye I sotsial'nye problem Rossii: Sb. nauch. tr. RAN. INION. 2018. №2. S. 8-36.

10. Tkhagapsoev Kh.G. Yakhutlov M.M. Rasstavayas', obresti: k orientiram "post-bolonskogo" razvitiya vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. T. 31. №10. S. 44-55.

Информация об авторе Р.Ф. Исхакова - канд. филологических наук, доцент

Information about the author R.F. Iskhakova - Candidate of philological sciences, an associate professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.