Научная статья на тему 'Специалисты на завтра'

Специалисты на завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Жанна

Кафедра микрои наноэлектроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники одной из первых в нашей стране открыла специальность «Нанотехнологии и наноматериалы в электронике», четко ориентированную на наноиндустрию. О том, как организован процесс подготовки инженерных кадров для наноотрасли, рассказывает заведующий кафедрой, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Борисенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialists who will be needed tomorrow

It his interview Victor Borisenko, the head of the Microand Nanoelectronics Chair, Belarusian State University for Informatics and Radioelectronics, speaks on the problems of the engineering personnel for the nanotechnological industry of the country training.

Текст научной работы на тему «Специалисты на завтра»

Кафедра микро- и наноэлектроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники одной из первых в нашей стране открыла специальность «Нанотехнологии и наноматериалы в электронике», четко ориентированную на наноиндустрию. О том, как организован процесс подготовки инженерных кадров для наноотрасли, рассказывает заведующий кафедрой, доктор физико-математических наук, профессор Виктор БОРИСЕНКО.

Наша основная забота - подготовка кадров, без чего наноиндустрия не может существовать и развиваться. Поэтому все наши усилия сосредоточены на создании сквозной системы подготовки специалистов разной квалификации. Мы реализовали полный, законченный цикл обучения профессионалов для наноиндустрии: инженер - магистр -кандидат наук - доктор наук. Последнее, что нам удалось сделать, - открыть первый в Беларуси Совет по защите диссертаций в области нанотехнологий и наноматериа-лов. Сегодня с гордостью можно говорить о том, что мы имеем не только выпускников на каждом образовательном уровне, но и докторов наук «собственной генерации», тех, кто прошел все этапы овладения знаниями в нашем университете. Это доктор физико-математических наук Дмитрий Мигас и доктор технических наук Валерий Дубин. Первый продолжает свои научные исследования и учит студентов у нас на кафедре, а второй больше занимается прикладными разработками.

- Виктор Евгеньевич, достаточно ли в стране кадров высшего звена для полноценной работы Совета?

- Мы начинали эту работу не с нуля. Прочный фундамент заложен такими дисциплинами, как физика конденсированного состояния, физика полупроводников, электроника, твердотельная электроника, химия. Каждая из них немало вложила в развитие наносферы. Представители этого научного пула и составили костяк Совета. Это лучшие специалисты в области физики наноструктур и нанотехнологий. Все они в той или иной степени занимаются нанотехнологиями и наноматери-алами, хотя в свое время и получили ученые степени

и звания в других научных направлениях. К примеру, я защищал докторскую по физике полупроводников, но это не помешало мне со временем разобраться и самому вести исследования и аттестацию научных работников по нанотехнологиям и наноматериалам.

- Практически вам понадобилось 10 лет, чтобы доказать правильность данного шага?

- Специальность «Нанотехнологии и наноматериалы в электронике» открыта в 2004 г. И наши действия в этом направлении родились не в кабинетах. Новая специальность - продолжение общей идеологии кафедры микро- и наноэлектроники БГУИР, которая с самого своего рождения - с 1964 г, то есть уже полвека - готовит специалистов для электронной промышленности. Однако тогда это были кадры для всего СССР, теперь -в основном для Республики Беларусь. Так случилось, что отечественная промышленность ориентировалась на электронику и состояла из таких гигантов, как заводы «Интеграл», «Электроника», «Горизонт», НИИ радиоматериалов, МНИПИ. Это были лидеры в области микроэлектроники на всем советском пространстве. На самом деле предприятий такого класса в нашей

стране довольно много, к ним следует отнести и «Пла-нар», и «Пеленг», и БелОМО, и массу других, где и тогда, и сейчас востребованы наши выпускники. По мере развития микроэлектроники наметилась тенденция к уменьшению размеров и усложнению микроэлектронных изделий, соответственно появилась необходимость освоения нанотехнологий и наноматериалов. Мы не изобретали нового, лишь ответили на запрос времени. С одной стороны, руководствовались тем, что нужна более узкая специализация, а с другой -стал очевиден интерес к нанотехнологиям смежных областей знаний - той же химии, биологии и прочих, что свидетельствовало о серьезном будущем данного направления. Это подвигло к тому, чтобы дать базовые знания выпускникам, расширить их кругозор в других областях - биологии, медицине, где нанотехнологии не менее актуальны. Ведь инженерное образование, которое мы даем, состоит в том, чтобы будущие специалисты могли работать в этом сегменте. Вместе с тем для нас важно готовить разработчиков, генераторов новых идей, а не просто инженеров, способных иметь дело только с отработанными, устоявшимися решениями. Поэтому студенты кафедры занимаются научными исследованиями, а идут они, как правило, на стыке наук: биологии и электроники, медицины и электроники, экологии и электроники. Что касается магистрантов и аспирантов, то многие из них находят и реализуют позитивные результаты сотрудничества именно в этих направлениях.

- Что привлекает молодежь к вашей кафедре -карьерные перспективы, престижность профессии наноинженера, будущее материальное благополучие или возможность хорошего трудоустройства?

- Абитуриенты при поступлении интересуются, будут ли они востребованы рынком труда по окончании вуза, может ли вуз предложить конкретные перспективы, определить не просто профессиональную область, но и список предприятий - потенциальных работодателей, из которых студент сможет выбирать. Мы стремимся оправдать их ожидания. Конечно, проводим плановую профориентационную работу. Для нас важно, чтобы на наши специальности приходили наиболее подготовленные выпускники школ. Пытаемся объяснять, показывать, убеждать в преимуществах и перспективах образования в нашем университете

и на нашей кафедре в частности. К сожалению, в этом поле мы одинокие воины, я имею в виду, конечно же, всю систему Минобразования. Мы практически не получаем поддержки со стороны средств массовой информации. Они крайне редко обращаются к наноиндустрии и почти не говорят о ее результатах, перспективах. Мои личные наблюдения за европейскими странами позволяют судить о том, что там идет массированное и агрессивное информационное воздействие на общество, постоянный диалог с ним о будущем нанотехнологий,

об успехах в этой сфере, новых разработках в доступной и популярной форме. Пассивность - отличительная черта нашей работы в этом направлении, что можно объяснить, скорее всего, тем, что отечественная промышленность еще не готова принимать нанотехноло-гии. Что до карьерных перспектив и других моральных и материальных мотиваций, то каких-то явных, кроме отлично организованного образовательного процесса, нет. Впрочем, многие высшие учебные заведения нашей страны могут гордиться уровнем подготовки студентов.

- Сколько молодых людей сегодня учится в магистратуре и аспирантуре?

- В целом у нас сейчас на кафедре 35 аспирантов. Среди них пятеро иностранцев. То есть мы готовим кадры не только для Беларуси, но и для Вьетнама, Ирана, Ливии, Нигерии. Магистрантов 45 человек. В прошлом году было три из Ирана. Студентов на каждом курсе

в среднем по 50-60, то есть всего получается около 300 человек.

- В республике не только вы готовите специалистов в области наноиндустрии. Целесообразно ли для нашей небольшой страны при столь ограниченном количестве выпускников школ иметь такую жесткую конкуренцию?

- Действительно, мы не единственные на рынке образовательных услуг в области нанотехнологий. БГУ готовит специалистов с акцентом на физико-химический профиль. В этой области у них мощная научная и педагогическая школа, качественно подобраны авторитетные педагоги-специалисты. По системам зондирования наноразмерных объектов ведется подготовка инженеров в БНТУ. Это наиболее яркие примеры. Мы же делаем упор на инженерную составляющую, то есть более технологичны и приближены к производству. Между нами нет конкуренции, есть довольно широкий спектр возможностей для молодых людей, чтобы найти себя и реализовать. По моему мнению, мы просто дополняем друг друга. Так что говорить о конкуренции не совсем верно, скорее можно смело утверждать, что выбор специализации в области подготовки кадров для наноиндустрии

в Беларуси довольно широк.

- Не могу удержаться, чтобы не спросить о том, как идет процесс трудоустройства молодых специалистов. К примеру, в России в госкорпорации РОСНАНО эта система работает так: создается база запросов

на подготовку кадров с указанием функций, рабочих процессов, требований к уровню знаний и умений, которыми должны обладать будущие сотрудники, и далее объявляется открытый конкурс. По его итогам выбираются лучшие предложения из тех, что присылают российские вузы и научные институты. Значит, выбирают самых достойных - вот такая здоровая конкуренция.

- Государственные предприятия и бизнес в Беларуси еще не готовы осваивать и широко применять нанотехнологии, а значит, спрос на кадры пока не очень высок. Сейчас он только формируется, но уже через 3-5 лет потребность в них будет колоссальная. Хотя перспективы очевидны, но все же требуется серьезное обновление не только технологий и оборудования, техпроцессов, но и изменение на уровне мышления руководства. Первое нуждается в больших деньгах, а второе - в расширении кругозора и компетенций управленцев. И того и другого у нас пока не хватает. Поэтому есть проблемы в освоении того, что мы называем наноиндустрией. Продвигается все медленно и, главным образом, за счет частных предприятий. К счастью, есть удачные примеры таких компаний, как «Изовак», «Солар» и др. Хочу отметить, что руководителем фирмы «Изовак» является выпускник нашего университета Владимир Ширипов. Очень толковый и предприимчивый, в хорошем смысле этого слова, специалист. Компания специализируется на оборудовании для формирования тонких нанострук-турированных покрытий, которые обладают улучшенными свойствами.

- Виктор Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о материально-технической и методической базе кафедры.

- Оборудование и аналитическое, и исследовательское очень дорогое. Так что похвастать наличием всего того, что необходимо кафедре, не могу, но наша исследовательская база ежегодно пополняется, что не может не радовать. Одно из последних приобретений - конфокальный микроскоп с возможностью рамановской спектроскопии - уникальный прибор, который мы уже освоили. Данный инструмент позволяет получать интересные характеристики наноструктурированных материалов. Мы также имеем оптические и зондовые устройства, спектрофотометры - тот минимум для научной деятельности и подготовки кадров, который необходим. Активно развиваем кооперацию с нашими коллегами из Европы, Сингапура, Японии. В сотрудничестве с ними есть много плюсов, они заключаются

в том, что мы учимся взаимодействовать в международных командах, имеем доступ к уникальному дорогому оборудованию и, что особенно важно, работаем на переднем крае науки. Часто нам заказывают теоретические расчеты. У нас очень мощная группа теоретиков, которая может определить свойства материала, дать рекомендации для его апробации, что в конечном итоге экономит нашим партнерам время и деньги на эксперименте, а нам открывает новые горизонты. Не редки визиты студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов в зарубежные университеты по совместно согласованной программе. Это наш общий интерес. В частности, мы активно взаимодействуем с Наньяньским технологическим университетом в Сингапуре. Стоит отметить, что этот вуз в рейтинге университетов мира находится в первой

полусотне. Они с удовольствием готовят наших аспирантов по совместно утвержденным программам.

Что касается учебных пособий, то лично я прича-стен к созданию первого учебника по наноэлектронике на русском языке. Он издан в 2009 г. в Москве и переиздан повторно в 2013 г. Хотя литературы по этому направлению много, но большинство публикаций идет на английском языке. В свое время мы с коллегой из Италии, профессором Стефано Осичини, подготовили книгу «What is What in the Nanoworld». Это, по сути дела, энциклопедический справочник, где в очень краткой форме даны определения основных понятий, законов из мира нано, которые нужны для понимания данной научной дисциплины. Книга уже выдержала три издания, и спрос на нее остается.

- Есть ли в системе наноиндустрии центры коллективного пользования, «заточенные» именно под нее?

- Собственно, создание центров коллективного пользования в республике практикуется давно. Но они, по большому счету, не стали таковыми по содержанию, потому что в основном работают на нужды тех организаций, при которых открываются. Пока на государственном уровне не решен вопрос о их постоянном финансировании, они, находясь на балансе учредителей, не нацелены на то, чтобы полноценно выполнять свою функцию как центра для сторонних научных учреждений. Хотя им никто не запрещает принимать заявки на работу из других организаций, это не всегда возможно в наших экономических реалиях. В свое время нами была предложена концепция освоения наноматериалов и нанотехнологий в Беларуси. Она прошла экспертизу, за ней закрепился статус государственной в 2013 г., но она так и осталась на уровне концепции и не получила дальнейшего развития, хотя кое-какие ее элементы все-таки реализовываются. Была проделана огромная работа по анализу состояния наноиндустрии в мире, выбраны направления, которые ближе, результативнее

и актуальнее для нашей страны, намечены определенные шаги по их выполнению. Кстати, одним из пунктов концепции было создание нанотехнологической платформы, где, с одной стороны, аккумулировался бы интеллектуальный и технический потенциал, а с другой - велись научные разработки прикладного характера, осуществлялась подготовка кадров и проходило повышение квалификации специалистов. Такие три составляющие предполагалось осуществлять через данную платформу. Пока, к сожалению, до ее воплощения дело не дошло. Нужны средства, а их нет. Частный бизнес тоже не готов ее профинансировать. А без инвистиций, оборудования, площадей что сделаешь? На своем уровне, университетском, мы ведем эту работу, движемся в направлении развития концепции, но не так быстро, как хотелось бы. Вместе с тем есть, пусть и единичные, примеры успешного взаимодействия с бизнесом. С тем же «Изоваком» складываются наиболее удачные деловые отношения.

Мы готовим для них специалистов, ведем совместные научные исследования. Они присылают к нам сотрудников на курсы повышения квалификации. Результатом такого симбиоза государственной организации и частного бизнеса стал инженерно-образовательный центр, действующий при нашей кафедре.

- Какими компетенциями, навыками и способностями должен обладать специалист, работающий в наноиндустрии?

- Если говорить об инженерных кадрах для предприятий наносектора, то в первую очередь им нужны профессионалы, обладающие хорошей фундаментальной подготовкой - образованные биологи, физики, материаловеды, инженеры, инженеры-химики, инженеры-метрологи. И такую подготовку отечественные вузы обеспечивают. Хотя, на мой взгляд, сегодня этого уже недостаточно, потому что рынок труда имеет специфические потребности. Он нуждается в инженерах, способных заниматься прикладными исследованиями, осуществлять трансфер технологий в бизнес-среду, специалистах, обладающих менеджерскими навыками - от управления разработками на предприятии

до управления маркетинговыми исследованиями и продвижением инновационной продукции на рынок. Так что наноиндустрии нужны кадры, которые не только обладают глубокими фундаментальными знаниями, чем традиционно отличаются выпускники нашего университета, но и имеют компетенции, связанные с развитием инновационной экономики. Об этом свидетельствует и тот факт, что нередко наши питомцы становятся успешными бизнесменами, что, на мой взгляд, связано с тем, что инженерная подготовка учит людей принимать зачастую неординарные решения и брать на себя ответственность. К тому же в учебных планах присутствуют такие дисциплины, как экономика, менеджмент, то есть студенты получают основы экономических знаний. Может быть, не в достаточной степени, но они дают базовый набор представлений, который при мотивации и желании можно быстро развить. Преград для этого нет. В вузе же невозможно научить абсолютно всему. Основная задача университета - научить учиться, добывать нужную информацию и уметь пользоваться ею.

- В советские времена развитие получила система наставничества. Есть ли ей место сейчас?

- Говоря об образовательном процессе в университете, важно, чтобы кроме преподавателей вузов к нему были причастны и научные институты, и сфера наукоемких производств. Но это в идеале. В жизни все обстоит несколько иначе. Студенты могут проходить курсовые, дипломные практики на предприятиях и, конечно, напрямую контактировать с опытными специалистами. Именно от них они узнают, что реально их ждет на производстве, что они должны знать, уметь. Привлечение практиков - профессионалов для проведения занятий

чрезвычайно полезно, но не всегда возможно. Здесь иногда возникают нюансы, связанные с финансированием. Наставничество - замечательная форма передачи навыков, опыта, знаний и умений. Но оно утеряно, как и стержень мотивации такой работы. И это большой провал. Чисто административными мерами ничего не добьешься. Без материальной поддержки, финансового интереса организовать полноценно функционирующий институт наставничества или наладить деятельность кафедры при предприятии невозможно. Мы создали такой филиал на «Интеграле», да и многие вузы тоже открыли свои филиалы при разных заводах, но дело идет со скрипом. Это обуза и для вуза, и для предприятия. Заводчанам читать лекции, принимать экскурсии, отрываться от основной работы без материального стимула нет резона. А наши односторонние усилия не столь эффективны, как хотелось бы.

Замечу, что в плане перспектив сотрудничества с вузами необходима координация взаимодействия через интегрированные структуры в промышленности. И именно они должны аккумулировать потребности в кадрах, и на этой основе мы можем формулировать программы или проводить корректировку учебных планов. Тогда появится профориентация не по специальности вообще, а под конкретные проекты, задачи, которые будут реализованы на наших площадках в виде оборудования и технологических линеек. В любом случае совместная деятельность в области НИОКР невозможна, если такого взаимодействия нет либо оно очень слабое.

- Что представляет собой кафедра спустя 50 лет своего существования?

- Мы выпускаем инженеров по трем смежным, очень близким к нанотехнологиям, специальностям -нанотехнологии и наноматериалы в электронике, квантовые информационные системы и микро- и на-ноэлектронные технологии и системы. Ведем активную научно-исследовательскую работу во всех этих областях. Преподавание на кафедре осуществляется по 43 современным дисциплинам и обеспечивается 24 преподавателями, в числе которых 8 профессоров и 15 доцентов. Это профессионалы, формирующие новое образовательное пространство для VI технологического уклада. Они готовы к тому, чтобы вместе со студентами проектировать будущую нанореальность, искать новые технические решения, создавать и воплощать в жизнь возможности нанотехнологий. Есть понимание, что возможности, которые открывает нам, педагогам-исследователям, наномир, огромны. Интересны, масштабны и трудны его задачи. Тут главное - не упустить свой шанс, успеть сказать веское слово в этом коротком, напряженном

и ответственном промежутке времени, когда нанонаука, наноинженерия, нанотехнологии набирают обороты.И

Жанна КОМАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.