Научная статья на тему 'СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ВЕРСИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ'

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ВЕРСИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпистемология истории / спекулятивная философия истории / историцизм / субстантивная философия истории / аналитическая философия истории / epistemology of history / speculative philosophy of history / historicism / substantive philosophy of history / analytical philosophy of history

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблуновский И.А.

В статье рассматривается специфика спекулятивной философии истории. Выделяются основные признаки историцистских доктрин в историческом познании на основе анализа работ К.Р. Поппера и А. Данто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECULATIVE VERSIONS OF PHILOSOPHY OF HISTORY

The specific patterns of speculative versions of philosophy of history are considered. The author makes an attempt to distinguish main principles of historicist doctrines in historical knowledge based on K.R. Popper and A. Danto works.

Текст научной работы на тему «СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ВЕРСИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ»

УДК 930.1

И.А. Яблуновский

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: iliya12345xs@gmail.com

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ВЕРСИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

В статье рассматривается специфика спекулятивной философии истории. Выделяются основные признаки историцистских доктрин в историческом познании на основе анализа работ К.Р. Поппера и А. Данто.

Ключевые слова: эпистемология истории, спекулятивная философия истории, историцизм, субстантивная философия истории, аналитическая философия истории.

I.A. Yablunovski

Kamchatsky State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: iliya12345xs@gmail.com

SPECULATIVE VERSIONS OF PHILOSOPHY OF HISTORY

The specific patterns of speculative versions of philosophy of history are considered. The author makes an attempt to distinguish main principles of historicist doctrines in historical knowledge based on K.R. Popper and A. Danto works.

Key words: epistemology of history, speculative philosophy of history, historicism, substantive philosophy of history, analytical philosophy of history.

Специфика исторического познания, в том виде, в котором оно сложилось в классическом историописании, показывает, что эпистемологический статус истории нуждается в дальнейшем уточнении. На данный момент многие воспринимают историю как некую сущность или же субстанцию, существующую во времени. Для других история представляет собой некую взаимосвязь событий и явлений, позволяющую осуществить экстраполяцию в будущее тенденций, наметившихся в прошлом. Все эти эпистемологические затруднения лежат в основе определенного типа философского и исторического дискурса, который можно с определенными оговорками назвать спекулятивной философией истории [1, 2].

Используемый нами термин «спекулятивная философия истории» является результатом синтеза различных наименований. Альтернативными наименованиями являются термины «историцизм» и «субстантивная философия истории», предложенные соответственно Карлом Раймун-дом Поппером [3] и Артуро Данто [4].

Спеклятивная философия истории формируется вместе с интересом к непосредственному прошлому. Так, в античной Греции первые подобные идеи были высказаны Гесиодом и Гераклитом. Именно у Гераклита можно найти идею закономерности устройства мира и связанную с этим идею исторического процесса как закономерно сменяющих друг друга стадий. Наиболее четко проявляется историцизм в работах Платона, который первым применил понятие «закономерность» в отношении исторического процесса, согласно которому «всякое социальное изменение есть процесс гниения или распада».

Несомненно, что самыми яркими представителями историцизма в XIX в. являлись Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Карл Маркс. Не будет сильным преувеличением утверждать, что исторически наиболее развитой формой спекулятивной философии истории является марксизм, так как именно исторический материализм Маркса предполагает наличие универсальных закономерностей исторического процесса, в равной степени описывающих историческое развитие

Двенадцатая международная научно-практическая конференция

любой страны. Здесь историческое развитие основывается на определении законов прогресса, главная движущая сила которого - классовая борьба.

Развернутая критика историцистских доктрин была предложена Карлом Поппером в работе «Нищета историцизма» [5, 6]. Он рассматривает историцизм как социально-философскую концепцию, суть которой заключается в убеждении в том, что существуют законы, ритмы, тенденции и схемы исторического развития, что позволяет абсолютно точно осуществить предсказание будущего на основе знания прошлого.

На воззрения Поппера в частности повлияли «идеи о невозможности постижения истории в целостности», отрицание самой идеи единства исторического процесса, выраженные в работах Иммануила Канта, Макса Вебера, Генриха Риккерта и других философов. С их точки зрения история представляет из себя единичные исторические события, которые не могут быть объяснены в терминах номотетических наук. Также значительное влияние на Поппера оказали идеи Р. Дж. Коллингвуда, где философ рассматривает теорию априорного воображения, а также понимание истории как интерпретации исторических событий.

В общем и целом в своих работах К. Поппер выделил следующие принципиальные возражения против самой сути спекулятивной философии истории: невозможность остановить или изменить закономерный ход истории, толкование явлений и событий возможно только в рамках исторического и культурного контекста, объектами исследований выступают все социальные и исторические события определенной эпохи, невозможность применять методы естественных наук к социальным, а также открытие закона эволюции, позволяющего предсказывать будущее.

По мнению К. Поппера, история смысла не имеет, так как существуют только конкретные единичные события, которые невозможно объединить в единую систему. Разнообразие событий прошлого дает возможность использовать бесконечное число возможных описаний прошлого. Множественность возможных описаний и объяснений событий прошлого также объясняется изменчивостью аксиологических критериев.

К. Поппер характеризует исторические теории как непроверяемые, так как их нельзя проверить экспериментально и при помощи теоретического анализа. В современной истории различные точки зрения не могут быть точно сформулированы в виде проверяемых гипотез. Главной проблемой историцизма, по мнению Карла Поппера, является невозможность найти отличия теоретическим объяснением и концептуальной интерпретацией. В целом ему претит сама идея социальных законов, содержащая намек на однозначную детерминированность и отсутствие свободы. По мнению философа, историцисты путают тенденции и законы. Стоит отметить тривиальность законов, не способных выполнять функцию, на основе которой производится наблюдение в естественных науках.

Предсказать ход истории с помощью научных или рациональных методов невозможно, в силу того, что прошлое складывается из огромного числа волеизъявлений людей, зачастую опирающихся не только на логико-рациональный выбор. Историцизм можно сравнить с фатализмом, который стремится снять с человека ответственность за принимаемые решения. Поппер крайне отрицательно относится к применению методов естественных наук в социальных науках, так как, по мнению автора, историцисты используют некорректное сопоставление комплексов исторических событий с эмпирическими объектами. Также философ отмечает, что историцисты полагают, что описание вышеупомянутых социальных ситуаций должны включать как минимум ментальные состояния всех входящих в нее людей.

К. Поппер утверждает, что история является очень уязвимой, так как она имеет множество интерпретаций, которые делают невозможными наличие единой и обобщенной картины исторической реальности. Главный вывод, к которому приходит философ, заключается в том, что историческая наука не занимается выявлением общих и универсальных законов, так как не имеет дело с повторяющимися и воспроизводимыми явлениями.

Несколько иную концепцию спекулятивной философии истории предложил Артуро Данто [7, 8]. Философ в своих работах говорит о том, что субстантивная философия истории пытается описать всю историю, а именно прошлое, настоящее и будущее. При всем при этом история имеет статус некой сущности со своими правилами и законами.

В духе аналитической философии А. Данто рассматривает задачу философии не в том, чтобы размышлять или говорить о мире, а скорее в том, чтобы проанализировать наш способ размышления о мире. Темой философии истории становится не прошлое само по себе и даже

не история как всемирно-исторический процесс, а некий язык описания и объяснения событий прошлого. Несостоятельность субстантивной философии истории проявляется в невозможности обладания знанием всей истории как таковой.

В своей работе «Аналитическая философия истории» он утверждает, что судить о значении тех или иных событий можно только по тому, что они уже совершились. Другими словами, субстантивная философия истории возможна только в том случае, если история представляет собой уже завершившийся процесс. Автор приходит к выводу, что познать историю и истолковать прошлое невозможно по причине незавершенности самой истории. «Наше знание о прошлом существенно ограничено нашим незнанием будущего. Установление границ есть общая задача философии, а установление этой границы есть специфическая задача аналитической философии истории в моем понимании».

Субстантивная философия подразумевает описание и объяснение всей истории, при этом все ее притязания логически несостоятельны, так как философ-субстантивист фактически и гипотетически не может обладать знанием обо всей истории в целом. Такой философ заранее знает цель всемирной истории, ее истолкование и движение. Философ-субстантивист пребывает как бы вне истории, занимая позицию трансцендентального субъекта. Интерпретации истории в субстанти-визме напоминают пророчества. Для такого философа вся история уже совершилась в прошлом.

Таким образом, можно прийти к выводу, что история не может рассматриваться как единство прошлого, настоящего и будущего. Субъект исторического познания может иметь дело даже не с самим прошлым, а со следами, оставшимся от него. Спекулятивная философия истории появляется как проявление стремления к предсказуемости и определенности. История обретает смысл только в контексте определенных интерпретаций, связанных с настоящим, с теми идеологическими, духовными запросами, которые доминируют в период нарративизации конкретного исторического периода. Цель, значение и смысл историческим событиям сообщают исторические повествования, раскрывающие определенное авторское намерение.

Литература

1. Агафонов В.В. Нарративная философия истории как новый вариант историцизма // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2009. - № 9. - С. 121-129.

2. Агафонов В.В. Дистинкция истории и историцизма в нарративной философии истории // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 2(16) - С. 72-83.

3. Поппер К.P. Нищета историцизма. Пер. с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс» -VIA, 1993. - 187 с.

4. Данто А. Аналитическая философия истории: Пер. с англ. А.Л. Никифорова, О.В. Гав-ришиной. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 289 с.

5. Ушакова Г. П., Клемятич Д. Ю. Карл Поппер: критика стандартной концепции науки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2004.

6. Потамская В.П. Проблема историцизма в философии К. Поппера // Вестник ТвГУ. -2016.- С. 160-168.

7. Дёмин И.В. Философия истории как философия языка: осмысление истории в горизонте герменевтической и аналитической традиций // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013 - № 6(26). - С. 158-163...

8. Крылов К.А. В поисках утраченного времени. Артур Данто. Аналитическая философия истории // Социологическое обозрение. - М.: Идея-Пресс, 2002. - № 2(3). - С. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.