Научная статья на тему 'Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного двигателя при аварийных режимах работы'

Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного двигателя при аварийных режимах работы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
456
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ДАТЧИК ТОКА / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ГАРМОНИКА / БЫСТРОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФУРЬЕ / THREE-PHASE INDUCTION MOTOR / THE CURRENT SENSOR / SPECTRAL ANALYSIS / HARMONIC / FAST FOURIER TRANSFORM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бурцев А. Г., Дягилева Т. В., Пан А. Г.

В статье описаны эксперименты по снятию осциллограмм тока статора асинхронного двигателя при различных аварийных режимах работы двигателя. Анализ спектров осциллограмм показал имеющиеся отличия амплитуд нечетных гармоник спектра. Результаты проведенных исследований могут быть использованы в системе диагностики состояния АД в реальном времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бурцев А. Г., Дягилева Т. В., Пан А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spectral analysis of the stator current three-phase induction motor in emergency mode

The experiments by obtaining 3-phase stator current oscillograms under different emergency regimes are described in article. For this purpose an experimental equipment has been used. It included current sensor, multi-channel ADC board, special block for emergency regime simulation and computer. For data processing MathCAD soft has been used. With Fast Fourier Transform algorithm the spectrum graphs were built. Analyse of spectrums showed the differences in odd harmonics between ordinary and any of emergency regime. For analyse the 0-1 kHz frequency range was taken. The research has shown that this technique can be used in diagnostics of 3-phase motors. General algorithm for real-time diagnostic system is developed.

Текст научной работы на тему «Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного двигателя при аварийных режимах работы»

Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного

двигателя при аварийных режимах работы

А.Г. Бурцев, Т.В. Дягилева, А.Г. Пан Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

Аннотация: в статье описаны эксперименты по снятию осциллограмм тока статора асинхронного двигателя при различных аварийных режимах работы двигателя. Анализ спектров осциллограмм показал имеющиеся отличия амплитуд нечетных гармоник спектра. Результаты проведенных исследований могут быть использованы в системе диагностики состояния АД в реальном времени.

Ключевые слова: трехфазный асинхронный двигатель, датчик тока, спектральный анализ, гармоника, быстрое преобразование Фурье.

Трехфазные асинхронные двигатели (АД) широко применяются во всех областях промышленности в виду их дешевизны и надежности. Выход из строя двигателя может привести к серьезной аварии на производстве. Диагностика работы АД в реальном времени является актуальной задачей, так как позволяет выявить неисправности и определить режим работы двигателя, не выводя его из работы. Перспективным методом диагностики является спектральный анализ тока статора АД [1].

В статье поставлена задача экспериментально исследовать влияние аварийных режимов АД на спектр тока статора и разработать алгоритм анализа осциллограмм для последующей реализации его на микроконтроллере. К аварийным режимам относятся: обрыв фазы статора, межвитковое замыкание, несимметричность фаз. Также интерес представляет исследование влияния нагрузочного режима двигателя.

Экспериментальная установка собрана на основе трехфазного электродвигателя АИР50В4Ш, мощность которого составляет 0,9 кВт, напряжение - 220/380 В, номинальный ток - 0,37 А.В качестве устройства оцифровки данных была использована плата Ь-Са^ Е-440 [2], оснащенная

И

14-ти битным АЦП, со скоростью опроса порта 400 кГц. Ток измерялся при помощи датчика тока ACS712-05B, принцип работы которого основан на эффекте Холла [3] (рис.1). Данный датчик тока имеет диапазон измерения ±5 А и унифицированный выходной сигнал 0-5 В. Передача данных с платы L-Card E-440 на ЭВМ осуществлялась с помощью интерфейса USB. Для построения спектра тока был использован алгоритм быстрого преобразования Фурье (БПФ). Данный алгоритм позволяет сократить объем вычислений по сравнению с обычным дискретным преобразованием Фурье (ДПФ) [4].

Рис. 1. - Экспериментальная установка

На установке имитировались разные нагрузочные режимы работы АД: на холостом ходу, под нагрузкой, с обрывом одной из фаз, с перекосом фаз и межвитковым замыканием.

Для обработки осциллограмм использовалось программная среда МаШСаё. Сняты также осциллограммы тока двигателя при работе в режиме нагрузки и на холостом ходу. Частота дискретизации выбрана равной 10 кГц.

Длина выборки составила 8192 отсчета. С помощью БПФ рассчитан спектр сигналов.

На рис. 2 представлены спектры тока двигателя при холостом и нагрузочном режимах работы. В качестве нагрузочного устройства использовался двигатель постоянного тока, включенный в режиме генератора.

1

- холостой режим (1) - нагрузочный режим (2)

2

1 /

ÜÍ / i

щ jíjfA.LAi ■"1Ч1Г wt* lij dftO

О 50 100 :50 :00 2?0 300 3:0 400 £ Гц

Рис.2. - Спектры тока двигателя при холостом и нагрузочном режимах работы

Спектры сигналов на рис. 2 похожи и имеют пики на одних и тех же гармониках (50, 150, 250, 350, 450 Гц). Это соответствует нечетным гармоникам 1, 3, 5, 7 и 9. Из рис. 2 видно, что амплитуда гармоник при холостом ходу меньше, чем при наличии нагрузки. А на частоте 450 Гц пик при холостом ходу вообще отсутствует.

На рис. 3 представлен спектр тока двигателя в нормальном режиме и при обрыве одной из фаз. На рис. 4 представлен спектр тока при его работе в нормальном режиме и при перекосе одной из фаз. Для имитации перекоса фаз к одной из фаз было последовательно подключено дополнительное сопротивление равное сопротивлению обмотки (110 Ом).

На рис. 5 представлен спектр тока двигателя при его работе в нормальном режиме и при имитации межвиткового замыкания в одной из

N

фаз. Имитация межвиткового замыкания осуществлена с помощью введения в цепь параллельного сопротивления номиналом 240 Ом.

Рис.3. - Спектры тока двигателя при его работе в нормальном режиме и при обрыве одной из фаз

Рис.4. - Спектры тока двигателя при его работе в нормальном режиме и при перекосе одной из фаз

Анализ полученных графиков выявил следующие результаты. Сравнение графиков на рис.3 показывает, что обрыв фазы АД приводит к росту гармоник с номерами №3 (3 дБ), №5 (1 дБ), №7 (1,7 дБ) (при

вычислении в дБ за базис принята амплитуда /-ой гармоник спектра нормальной работы АД). Также заметно появление пика в районе 490 Гц.

нормальный режим (1) межвитковое замыкаяие (2)

2 /

/ I 1

ш llff XAJ WvJ L. J lAwJ

0 50 100 150 200 250 300 350 400 f, Гц

Рис.5. - Спектры тока двигателя при его работе в нормальном режиме и при межвитковом замыкании одной из фаз

Сравнение спектрограмм на рис. 4 выявило, что при перекосе фаз также присутствует рост гармоник №3 (1,6 дБ), №5 (1,3 дБ), №7 (1,6 дБ). При межвитковом замыкании (рис.5) гармоника №3 выросла более чем на 4 дБ. Также резко проявились почти все остальные нечетные гармоники: №5 (1,5 дБ), №7 (2 дБ), №9 (10 дБ). В спектре дополнительно наблюдается проявление 8-ой (400 Гц) и 10-ой (490 Гц) гармоник.

Эксперименты показали хорошую воспроизводимость. Результаты различных опытов для одного и того же режима отличаются не более чем на 10%. Это позволяет сделать вывод, что разработанная экспериментальная установка является работоспособной и позволяет измерять осциллограмму тока двигателя. Анализ полученных спектров показал различия между режимами работы АД, что позволяет идентифицировать аварийные режимы работы двигателя. Дополнительно предполагается внести нейронную сеть с целью идентификации вида режима работы АД.

Для реализации системы диагностики предполагается использовать высокоскоростной микроконтроллер STM32F4 с тактовой частотой 168 МГц. Наличие большого объема оперативной памяти позволяет данному микроконтроллеру производить преобразование Фурье в реальном времени. Общий алгоритм работы системы может быть сформулирован следующим образом: запись в массив выборки значений с АЦП с частотой 10 кГц; быстрое преобразование Фурье массива; вычисление амплитудного спектра сигнала; автоматический анализ спектра, подсчет амплитуд гармоник спектра в диапазоне 0-1000 Гц; подстановка вектора амплитуд гармоник на вход нейронной сети и получение результата.

Литература

1. Петухов В.С., Соколов В. А. Диагностика состояния электродвигателей. Метод спектрального анализа потребляемого тока // Новости ЭлектроТехники. 2005, № 1(31), С. 50-52.

2. L-CARD. Преобразователи напряжения измерительные E14. URL: www.lcard.ru/download/descr_type_e14.pdf.

3. Popovic R.S. Hall Effect Devices.Second Edition.CRC Press, 2003, 420 p.

4. Айфичер, Эммануил С., Джервис, Барри У. Цифровая обработка сигналов: практический подход, 2-е издание. // Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2004, 992 с.

5. Brigham E. Fast Fourier Transform and Its Applications. Hardcover, 1988, 448 p.

6. Глухов Д.М., Муравлёва О.О. Моделирование работы многофазных асинхронных двигателей в аварийных режимах эксплуатации // Известия Томского политехнического университета, 2005, № 7, С. 139-142.

7. Толочко О.И., Розкаряка П.И., Журов И.О. Моделирование асинхронного двигателя при обрыве фазы статора // Электротехнические и компьютерные системы, 2014, № 15 (91), С. 262-266.

8. Бобров В.В. Оценка эффективности основных методов диагностики асинхронных электродвигателей // Ползуновский вестник, 2012, № 3/1, С. 198-203.

9. Бурцев А.Г., Дягилева Т.В., Пан А.Г. Экспериментальное исследование влияния нагрузочных режимов на спектр тока статора асинхронного двигателя // Инженерный вестник Дона, 2015, №1 (часть 2), URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2839.

10. Чернов А.В., Пугачёва О.Ю., Абидова Е.А. Математическое моделирование диагностического сигнала при оценке состояния электроприводной арматуры по сигналу тока двигателя // Инженерный вестник Дона, 2011, №3, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/502.

References

1. Petuhov V.S., Sokolov V.A. Novosti JelektroTehniki (Rus). 2005, № 1(31), pp. 50-52.

2. L-CARD. Preobrazovateli naprjazhenija izmeritel'nye E14. URL: www.lcard.ru/download/descr_type_e14.pdf.

3. Popovic R.S. Hall Effect Devices. Second Edition. CRC Press, 2003, 420 p.

4. Ajficher, Jemmanuil S., Dzhervis, Barri U. Cifrovaja obrabotka signalov: prakticheskij podhod, 2 izdanie [Digital signal handling: A Practical an approach, second edition]. Per. s angl. M.: Izdatel'skij dom "Vil'jams", 2004, 992 p.

5. Brigham E. Fast Fourier Transform and Its Applications. Hardcover, 1988, 448 p.

6. Gluhov D.M., Muravljova O.O. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta (Rus), 2005, № 7, pp. 139-142.

7. Tolochko O.I., Rozkarjaka P.I., Zhurov I.O. Jelektrotehnicheskie i komp'juternye sistemy (Rus), 2014, № 15 (91), pp. 262-266.

8. Bobrov V.V. Polzunovskij vestnik (Rus), 2012, № 3/1, pp. 198-203.

9. Burcev A.G., Djagileva T.V., Pan A.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/499.

10. Chernov A.V., Pugachjova O.Ju., Abidova E.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №3, URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.