Научная статья на тему 'Спектакль психологического театра как осмысление человеческих ценностей'

Спектакль психологического театра как осмысление человеческих ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное творчество / спектакль психологического театра / дети с нарушением слуха / формирование человеческих ценностей у детей / joint work / theatrical of psychological theatre / children with violation of rumor / forming of human values for children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова Елена Александровна

В статье раскрываются особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями слуха при подготовке к спектаклю. Большое внимание уделяется вкладу воспитателя в коллективное творчество детей, раскрывается смысл совместной творческой деятельности. Представлено влияние психологического театра на формирование человеческих ценностей у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL OF PSYCHOLOGICAL THEATRE AS HUMAN VALUES COMPREHENSION

The peculiarities of a teacher's work with hearing disorders children in the presses of a play preparation are considered in the article. Much attention is paid to a teacher‟s contribution to the children collective creativity, the meaning of joint creative activity is revealed. The influence of the psychological theater on the formation of children human values is presented

Текст научной работы на тему «Спектакль психологического театра как осмысление человеческих ценностей»

УДК 159.92.3

СПЕКТАКЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА КАК ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Горюнова Елена Александровна.

г. Искитим, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат №12», воспитатель первой квалификационной категории, iskitim_12@mail.ru.

Аннотация. В статье раскрываются особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями слуха при подготовке к спектаклю. Большое внимание уделяется вкладу воспитателя в коллективное творчество детей, раскрывается смысл совместной творческой деятельности. Представлено влияние психологического театра на формирование человеческих ценностей у детей.

Ключевые слова: совместное творчество, спектакль психологического театра, дети с нарушением слуха, формирование человеческих ценностей у детей.

THEATRICAL OF PSYCHOLOGICAL THEATRE AS HUMAN VALUES COMPREHENSION

Gorunova Elena.

Iskitim, Municipal autonomous general establishment "Correction school-boarding-school №of 12", teacher of the first qualifying category, iskitim_12@mail.ru.

Abstract. The peculiarities of a teacher's work with hearing disorders children in the presses of a play preparation are considered in the article. Much attention is paid to a teacher's contribution to the children collective creativity, the meaning of joint creative activity is revealed. The influence of the psychological theater on the formation of children human values is presented.

Key words: joint work, theatrical of psychological theatre, children with violation of rumor, forming of human values for children.

Сила искусства известна с давних времен. Искусство способно пробуждать в человеке весь спектр чувств, формировать эмоциональный интеллект. Театр помогает осознать категории добра и зла, объединить людей переживанием общих эмоций. Психологический театр - это уникальная возможность прикоснуться с помощью творчества к непростым, пугающим, а иногда и болезненным темам, которые волнуют человека [1, 2, 3, 4, 5]. Иными словами, это всё та же психологическая работа над собой: познание себя, своего внутреннего мира, работа с

негативным прошлым опытом и эмоциями, развитие и укрепление новых качеств и навыков в себе и многое-многое другое, на что только способна психология!

Автор работает с категорией детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, - с детьми с нарушением слуха. Знакомство со сценой у ребят началось во втором классе, когда они начали посещать танцевальную студию. Проектная деятельность также сыграла большую роль в совместном творчестве (постановка инсценировки и музыкальные номера, посещение кружка жестового пения). Первые роли были совсем незначительными, но очень важными для ребят - это были массовые сцены из зала, изображение деревьев и т.д., затем они получили более значимые роли.

Для детей с нарушением слуха процесс репетиций сложный и трудоемкий: необходимо не только хорошо выучить слова, движения, но и придумать образы, подготовить костюмы. Всё это должно быть согласовано с режиссером и сценаристом.

Одним из важных этапов работы является подготовка костюмов, которые должны обязательно нравиться детям. В создание элементов костюмов ребята вносят посильное участие. Примеряя костюмы, они начинают вживаться в свои сценические образы, обретая эмоциональное единение с персонажем. Изготовление костюмов - это большая, трудоемкая работа, требующая фантазии и терпения: поиск подручных материалов, создание при минимуме затрат (воротнички жевунов были сшиты из простой одноразовой скатерти, бороды связаны из остатков пряжи, цветы изготовлены из креповой бумаги). Сложной технологической задачей была необходимость изготовления головы Гудвина. Из сюжета ясно, что этот герой был невидим, и его описания просто не существует. Возникла творческая идея: из старого поролона изготовили овальную болванку, затянув ее туго нитями - основа для изготовления головы. Основу сверху обшили синтепоном, выложив и пришив на неё основные формы лица, затем натянули капроновый чулок и прошили лицо, приклеили «бегающие» глаза, пришили торчащие зубы и парик. В основе изготовления атрибутов и костюмов - не только система предметно-практической деятельности - фундамент сурдопедагогики, но и поэтапные умственные действия, формирующие процессы произвольности, а в дальнейшем и универсальные учебные действия [1, 2, 3, 5].

Второй этап работы - репетиции. Одной из задач репетиций была необходимость выхода на сцену актёров: воспитатель вышла с ребятами, показывая движения под музыку, оставшись на сцене в роли жевуна - так вносятся изменения в сценарий в ходе подготовки - это результат совместного творческого взаимодействия.

Третий этап работы - сам спектакль - результат работы: эмоциональность детей-актёров, поддержка и принятие совместного

творчества зрителей. Роль воспитателя за кулисами в день премьеры: настроить ребят на важное коллективное творческое дело и ценный вклад каждого в общее дело.

Четвёртый этап - рефлексивный: обсуждение спектакля, анализ действий каждого, конструктивная критика и слова поддержки наставников и зрителей.

Таким образом, детский психологический театр - это сказка, которая становится былью, чтобы потрясти до глубины души детское воображение, научить человеческим ценностям, дать стимул к развитию талантов и способностей у детей с нарушением слуха. Дети совместно с педагогами открывают новый мир, где звучит искренний смех, царят восторженные эмоции, рождённые в процессе совместного творчества, добро побеждает зло, раскаивающееся в своих деяниях, утверждаются законы милосердия.

Библиографический список:

1. Пискун О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №15. - С. 188-200.

2. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьёва, Т.В. Розановой и др. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.

3. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (их опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской школы «Коррекционная школа-интернат №12»): учеб-метод. пособие / Т.В. Буркова [и др.]; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с.

4. Скурат Г. Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. - 144 с.

5. Юркевич Н.Е. Куклы из капрона. - М.: Феникс, 2016. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.