Научная статья на тему 'Спайсовая наркомания: причины распространения и меры противодействия'

Спайсовая наркомания: причины распространения и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
477
152
Поделиться
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИКОСОДЕРЖАЩИЕ КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ / ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОСОДЕРЖАЩИХ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бойко О. А., Панов С. Л.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оборотом на потребительском рынке Российской Федерации курительных смесей, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества либо их синтетические аналоги; исследуются причины их распространения и потребления гражданами наркотикосодержащих миксов, а также предлагаются меры (организационные, правовые, технические, просветительные и иные) по противодействию обороту опасных для здоровья курительных смесей.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бойко О. А., Панов С. Л.,

Spice Addiction: Causes of Proliferation and Countermeasures

This article discusses issues related to trafficking of smoking mixtures, containing narcotic drugs and psychotropic substances or their synthetic analogues in the consumer market of the Russian Federation. The authors study the causes of distribution and consumption of narcotic mixtures by citizens and propose measures (organizational, legal, technical, educational and others) to combat trafficking in smoking mixtures hazardous to health.

Текст научной работы на тему «Спайсовая наркомания: причины распространения и меры противодействия»

Уголовное право и криминология

УДК 34:343 СПАЙСОВАЯ НАРКОМАНИЯ:

ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Spice Addiction: Causes of Proliferation and Countermeasures

О. А. Бойко - старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук;

С. Л. Панов - кандидат юридических наук

O. A. Boyko - Senior Lecturer of the Department of Criminology, Psychology and Pedagogy, the Omsk Academy of the Russian MIA, Candidate of Legal Sciences;

S. L. Panov - Candidate of Legal Sciences

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с оборотом на потребительском рынке Российской Федерации курительных смесей, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества либо их синтетические аналоги; исследуются причины ихрас-пространения и потребления гражданами наркотикосодержащих миксов, а также предлагаются меры (организационные, правовые, технические, просветительные и иные) по противодействию обороту опасных для здоровья курительных смесей.

This article discusses issues related to trafficking of smoking mixtures, containing narcotic drugs and psychotropic substances or their synthetic analogues in the consumer market of the Russian Federation. The authors study the causes of distribution and consumption of narcotic mixtures by citizens and propose measures (organizational, legal, technical, educational and others) to combat trafficking in smoking mixtures hazardous to health.

Ключевые слова: наркомания, наркотикосодержащие курительные смеси, причины распространения запрещенных курительных смесей, противодействие распространению и потреблению наркотикосодержащих курительных смесей.

Drug addiction, narcotic smoking mixtures, causes of proliferation of illicit smoking mixtures, counteracting proliferation and consumption of narcotic smoking mixtures.

Пока Россия борется с героиновой и «аптечной» наркоманией, наркомафия трудится не покладая рук, изобретая регулярно новые виды наркотикосодержащих средств. Наркопроизводители в поисках психоактивной основы постоянно изменяют структуру традиционных видов наркотических средств и психотропных веществ, получая на определенный срок не запрещенные к обороту психоактивные химические соединения [6, с. 30-31].

Одной из новых тенденций, несущих реальную угрозу жизни и здоровью общества, является получившее эпидемический характер распространение на территории России новых синтетических наркотиков, маскируемых под то-

вары народного потребления. Так, в настоящее время сохраняется неблагополучная ситуация, связанная с распространением курительных смесей (например, бренд «спайс»), содержащих в своем составе ряд опасных для здоровья человека наркотикосодержащих веществ.

Распространяемые курительные смеси (ароматические миксы) имеют растительное происхождение - специальным образом подготовленное натуральное сырье: корни, стебли, цветы, семена и листья различных растений, а также их экстракты. В настоящий момент научной классификации наркотикосодержащих курительных смесей не существует, так как своевременно систематизировать столь быстро

67

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4 (29)

множащийся ассортимент продукта, заполонившего отечественный рынок, специалисты не успевают.

По составу курительные смеси условно делятся на 2 группы:

1) смеси (миксы), состоящие из натуральных растений. Травы, обладающие сильнодействующим галлюциногенным действием (шалфей предсказателей, голубой лотос, гавайская роза) перемешиваются между собой в определенных пропорциях и дают так называемый эффект употребления;

2) смеси трав, обработанных химическими веществами (синтетическими каннабиноидами) и полностью произведенных в лабораторных условиях (например, обнаруженный в составе курительных смесей синтетический каннабино-ид JWH 018 по воздействию в пять раз сильнее марихуаны [14, с. 49-50]) [11, с. 35-36].

Вследствие потребления наркотикосодержащих курительных смесей формируется зависимость от психоактивных веществ, содержащихся в них. Систематическое курение приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе (например, тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома). При длительном потреблении опасных смесей возникает тяжелое расстройство психики, и человек становится опасным для себя и окружающих. Нередко в таком состоянии приходят мысли о самоубийстве или убийстве. Опасность потребления курительных смесей заключается также и в том, что курительные миксы вызывают психическую зависимость и нередко становятся первым шагом на пути перехода к более тяжелым наркотическим средствам и психотропным веществам.

На сегодняшний день проблема заключается в относительной доступности этих смесей, которые распространяются путем массовой рассылки сообщений абонентам сети сотовой связи; через объекты розничной торговли; через Интернет, «наружную рекламу» (заборы, подъезды); в местах массового скопления людей (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, рынки); в кальянных и др. [12] Нередко курительные смеси распространяются без каких-либо документов, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья человека, а также ссылок на изготовителя, поставщика и сертификатов, подтверждающих их происхождение.

Основными причинами распространения и потребления курительных смесей в стране можно назвать следующие:

1. Распространению спайса и других курительных смесей способствовала информация (в первую очередь в сети Интернет), согласно которой курительные миксы якобы не содержат веществ, которые были бы способны вызывать у потребителей наркотическую зависимость.

2. В среде несовершеннолетних и молодежи, потребляющих курительные смеси, бытует мнение, что спайс не вреднее обычной сигареты. С учетом того, что, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), около 3 млн молодых людей в России курят, курительные смеси легко нашли своих потребителей в данной среде.

3. В соответствии с действующим законодательством у сотрудников Роспотребнадзора отсутствуют возможности проведения внеплановых проверок (не чаще одного раза в три года) предпринимателей, реализующих курительные смеси без достаточных на то оснований (например, без жалоб или обращений потребителей).

4. Химики, работающие на производителей опасных для здоровья и наркотикосодержащих курительных смесей, регулярно синтезируют вещества, формула которых не многим отличается от состава ранее запрещенных веществ. Наркотический эффект при этом сохраняется, но вновь созданное курительное средство к запрещенным товарам не относится.

5. Своевременному выявлению экспертами синтетических каннабиноидов в травяных смесях препятствует наличие в их составе растений, потенциально обладающих психоактивными свойствами, добавки большого количества балластных соединений (таких как витамин E) с целью скрыть действующее вещество, а также отсутствие информации о спектральных свойствах синтетических каннабиноидов в большинстве баз данных для масс-спектрометрического анализа. Спайс практически невозможно определить с помощью наркотических тестов, так как производители смесей постоянно изменяют химический состав вещества. Пока в реестр запрещенных веществ вносят очередную позицию, у производителей появляются еще сотни новых.

6. Недостаточно скоординированная деятельность правоохранительных органов, контроли-

68

Уголовное право и криминология

рующих структур и общественных формирований (например, общество по защите прав потребителей) по выявлению фактов реализации наркотикосодержащих курительных смесей.

7. Отсутствие надлежащей просветительской работы среди населения, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи, в целях повышения осведомленности об опасностях, связанных с потреблением вредных для здоровья курительных смесей [1, 3, 4].

До 2010 г. у правоохранительных органов не было законных оснований эффективно противодействовать обороту курительных смесей на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» [7] вещества, обладающие наркотическим и психотропным действием, содержащиеся в курительных смесях, включены в список № 1 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В новый перечень наркотических и психотропных веществ вошли 23 синтетических каннаби-ноида, которые применяются в процессе изготовления курительных миксов. Оборот данных курительных смесей запрещен. При нарушении запрета предусмотрено административное и уголовное наказания.

С 15 февраля 2015 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [9]. В частности, введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» (далее - НПОПВ) синтетического или естественного происхождения, потребление и оборот которых в Российской Федерации запрещен. Введена ст. 2.2 о Реестре новых НПОПВ, находящегося в ведении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации (далее - ФСКН России).

С 16 марта 2015 г. начал действовать приказ ФСКН России № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» [10]. Согласно данному документу при получении сведений об обороте новых потенциально опасных психоактивных веществ, не входящих в перечень наркотических средств,

психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, должностные лица оперативно-розыскного департамента совместно с экспертно-криминалистическим управлением ФСКН России организуют работу по установлению химической структуры новых НПОПВ, устанавливают в отношении данных веществ наличие или отсутствие санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля над их оборотом с целью последующего включения в Реестр. Порядок формирования и содержание Реестра устанавливаются ФСКН России. Реестр и решения ФСКН России о включении НПОПВ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте ФСКН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С 15 февраля 2015 г. начала действовать новая статья Уголовного кодекса РФ (234.1), которая предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Полагаем, что принятие указанных нормативных правовых актов будет способствовать улучшению работы правоохранительных органов по противодействию обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе и опасных для здоровья курительных смесей. Кроме того, в целях более эффективного противодействия обороту опасных для здоровья курительных смесей необходимо предпринять следующие меры:

1. Решить на законодательном уровне вопрос о наделении ФСКН России компетенцией приостановления сроком до одного года (с продлением при необходимости до полутора лет) оборота на территории России веществ, в отношении которых законодательством не установлены ограничения и запреты, но обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами.

2. ФСКН России и Министерству внутренних дел РФ (далее - МВД России) на регулярной основе проводить контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и изъятию из оборота наркотикосодержащих курительных смесей, привлечению виновных лиц к уголовной и административной ответственности.

3. ФСКН России и МВД России в целях сбора сведений, необходимых для возбуждения уголовных дел, и получения иной оперативно значимой

69

Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4 (29)

информации активно использовать ресурсы сети Интернет и сообщения средств массовой информации (далее - СМИ).

4. Сотрудникам Федеральной таможенной службы РФ (далее - ФТС России) на регулярной основе необходимо осуществлять комплекс оперативно-розыскных досмотровых мероприятий в целях выявления и пресечения случаев незаконного ввоза (вывоза) запрещенных к обороту курительных смесей.

5. Работникам прокуратуры РФ различных уровней осуществлять постоянный надзор за оперативно-розыскной деятельностью, полнотой регистрации сообщений о преступлениях, расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотикосодержащих курительных смесей.

6. Сотрудникам ФСКН России, МВД России, ФТС России на регулярной основе анализировать результаты деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом курительных смесей, содержащих запрещенные к обороту наркотические средства и психотропные вещества с целью повышения эффективности работы по указанному направлению.

7. Сотрудникам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на регулярной основе проводить разъяснительную работу с торговыми организациями о запрещенных к продаже в стране видов курительных смесей, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества либо их аналоги.

8. Силами сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ совместно с ФСКН России и МВД России на регулярной основе осуществлять систематический мониторинг содержания выпусков продукции СМИ и сайтов в сети Интернет с целью выявления фактов распространения сведений о способах

изготовления и использования, местах приобретения запрещенных курительных смесей, публикаций рекламных объявлений об их реализации с последующим принятием мер по пресечению распространения такой информации (например, путем блокирования вредоносных сайтов в Интернете).

9. Наладить регулярное оперативное информирование сотрудников ФСКН России и МВД России со стороны органов здравоохранения и образования о ставших им известных фактах потребления лицами (в первую очередь несовершеннолетними) наркотикосодержащих курительных смесей.

10. Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность включения в программы курсов повышения квалификации руководителей, педагогических работников общеобразовательных и высших учебных заведений вопросов организации профилактики потребления курительных смесей в среде несовершеннолетних и молодежи.

11. Разработать комплекс мер по организации регулярного проведения посредством СМИ разъяснительной работы среди населения о последствиях употребления курительных смесей (например, цикл публикаций о пагубных последствиях потребления опасных для здоровья курительных смесей с обязательными комментариями по данной теме специалистов в области психиатрии, наркологии, психологии, размещение социальной рекламы).

12. Организовать при региональных ФСКН России телефоны доверия (горячей линии), на которые граждане могли бы сообщать о фактах и местах продажи запрещенных курительных смесей [2, 5, 8, 13].

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть эффективную роль в улучшении криминогенной обстановки в сфере оборота на территории страны курительных смесей.

Библиографический список

1. Александрова, А. Пропади, дурман! [Электронный ресурс] / А. Александрова // Город - GorodNews.Ru. - Режим доступа: http://www.gorodnews.ru/gorod/item.php?id=6061 (дата обращения: 15.06.2015).

2. Ермошкина, Т. Прокуратура нашла способ борьбы с продажей аромасмесей / Т. Ермошкина // Рос. газ. - 2010. -2 марта.

3. «Курительные миксы» с наркотическим эффектом [Электронный ресурс] // Высота 102.0. - Режим доступа: http:// v102.ru/investigation/15728.html (дата обращения: 13.06.2015).

4. Курительные смеси. Вред [Электронный ресурс] // Диктат.Ру. - Режим доступа: http://dictat.ru/legalnie%20narkotiki/ kuritelnie%20smesi%20vred.aspx (дата обращения: 10.06.2015).

5. Курительные смеси. Кальян. Насвай : информ.-метод. материалы по профилактике наркомании среди подростков в помощь мед. работникам, педагогам и родителям / сост. Е. А. Скипина. - Курган, 2010. - 70 с.

70

Уголовное право и криминология

6. Митин, А. В. Исследование курительных ароматических смесей / А. В. Митин // Судеб. экспертиза. - 2010. - № 1. -С. 30-39.

7. О внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств : постановление Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2009 г. № 1186 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 3. - Ст. 314.

8. О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан [Электронный ресурс] : указание Генер. прокуратуры Рос. Федерации № 14-7, М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 1, Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 415, Федер. тамож. службы Рос. Федерации № ВИ-136/13 от 20 янв 2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный.

9. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 8 янв. 1998 г № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.

10. Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен : приказ Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 18 февр. 2015 г. № 69 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. - 2015. - № 31.

11. Степущенко, О. А. Экспертно-криминалистическое исследование растительных ароматических смесей «спайс», содержащих эндоканнабиноиды / О. А. Степущенко, И. М. Фицев, М. Н. Будников // Эксперт-криминалист. - 2010. -№ 1. - С. 35-40.

12. Топоркова, А. Курительная смесь: ядовита и очень опасна / А. Топоркова // Тюмен. изв. - 2009. - 7 дек.

13. Шамберина, Г. Более тонны аромасмесей было изъято в России после введения запрета на них / Г. Шамберина // Аргументы и факты. - 2010. - 1 марта.

14. Шевырин, В. А. 1-пентил-3-(4-метоксибензоил)индол - новый синтетический компонент в составе растительных курительных смесей / В. А. Шевырин // Судеб. экспертиза. - 2010. - № 3. - С. 49-50.

71