Научная статья на тему 'Спасская церковь в деревне Курлыч Чернышевского района забайкальского края'

Спасская церковь в деревне Курлыч Чернышевского района забайкальского края Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
460
63
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Малахова Ольга Анатольевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Спасская церковь в деревне Курлыч Чернышевского района забайкальского края»

О.А. Малахова, пос. Чернышевск (Забайкальский край)

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В ДЕРЕВНЕ КУРЛЫЧ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Внушительные в своей архитектурной красоте русские церкви абсолютно гармоничны. Архитектура российских церквей - это величайшее свидетельство культуры русского человека, потому православные святыни дороги русскому народу как выражение национальных нравов. Верующие люди готовы преодолеть любое расстояние, дабы только прикоснуться к драгоценной реликвии.

Степной пейзаж Чернышевского района ближе к глухой деревеньке Курлыч, практически отрезанной от внешнего мира, сменяется великолепием смешанного леса и часто встречающихся горных массивов. И вот, на фоне голубого неба и сопок, покрытых лесами, на окраине маленькой вымирающей деревеньки открывается великолепный вид на белокаменное здание Курлыченской Спасской церкви.

Церковь стоит на пологой возвышенности. Своей архитектурой обитель напоминает кирпичную церковь мужского Успенского монастыря в селе Калинино Нерчинского района, которому в 2012 г. исполнилось 300 лет. Обе забайкальские церкви объединяет то, что они построены в стиле московского барокко [7]. Это подтверждает пышность и причудливость шатровых форм храмов. Курлыченскую церковь можно сопоставить также с церковью Покрова в Филях, построенной в 1693 г

Первая деревянная двухпрестольная Спасская церковь в Курлыче была построена еще в 1770 г. Ее строителем был протоирей Кирилл Васильевич Суханов с бригадой тунгусов (эвенков) из села Бушулей Чернышевского района. В 1830 г., по причине ветхости первоначальной церкви, в селении была построена новая, тоже деревянная, с колокольней и с тем же названием. Однако эта церковь оказалась поставлена слишком близко к берегу реки Курлыч, и ее своды быстро дали трещины. Уже в 1835 г. из-за опасности пользования церковь разобрали. Из истории строительства церквей в Кур-лыче известно также, что в 1787 г. в селении имелась каменная кладбищенская часовня без колокольни во имя святой мученицы Параскевы [1] Часовня стояла при въезде в казачью станицу. Остов ее еще сегодня хорошо просматривается, и расположен прямо у обочины сельской дороги, проходящей по всему селу. Местоположение нам показал старожил и местный краевед Б.А. Тюкавкин

Проект Спасской церкви составил в 1900 г. гражданский инженер Готфрид Богусла-вович Шплет. Г.Б. Шплет родился в 1866 г. в семье питерского титулярного советника. Окончил курс Кронштадтского реального училища, затем, в 1892 г., Петербургский институт гражданских инженеров. С 1895 г. служил младшим архитектором строительного отделения при управлении Приамурского генерал-губернатора, с 1897 г. - младшим инженером строительного отделения Забайкальского областного правления, затем главным помощником областного архитектора. За работу над проектом Курлыченской церкви Шплет был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. С марта 1901 г. Готфрид Богуславович работает областным архитектором в Чите, с 1903 г. - областным архитектором строительного отделения Забайкальского областного правления. Известными проектами архитектора являются:

- Верхнеудинское (ныне Улан-Уде) горное училище, 1901 г.;

- Читинское мужское духовное училище, 1902 г.;

- церковь в селе Хара-Шибирь;

- церковь в Петровском Заводе;

- губернаторский дом в Чите, 1904 г., и др.

В августе 1908 г., будучи в молодом еще возрасте (42 года), Г.Б. Шплет уволился по состоянию здоровья и уехал из Забайкалья в Санкт-Петербург

Строительство церкви в селе Курлыч вел широко известный в Забайкалье архитектор Гавриил Васильевич Никитин. Г.В. Никитин родился в 1865 г. в Краснодаре в семье урядника Кубанского казачьего войска. В 1889 г. окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств. Несколько лет работал архитектором в Ейске Кубанской области, затем областным архитектором Приамурья, с 1899 г. - областным архитектором Якутского правления. С 1901 г. Г.В. Никитин преподавал черчение и рисование в читинской мужской семинарии. Известными проектами архитектора для Читы являются:

- железнодорожный вокзал, построенный в 1903 г.;

- учительская семинария на ул. Албазинская;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- областное правление на ул. Корейской;

- синагога на ул. Ингодинской;

- женская гимназия на ул. Уссурийской;

- доходные дома В.В. Хлыновского и А.Д. Короткова на ул. Сретенской;

- гостиница «Даурия» и дом В.Н. Коновалова на ул. Амурской;

- собственный каменный двухэтажный дом архитектора на берегу Читинки в начале ул. Кастринской и др.

Проекты Г.В. Никитина были отмечены несколькими серебряными медалями. После 1906 г. Никитин уехал в Царское Село, а в 1930 г. переехал в Анапу, где провел остаток жизни [9].

Каменная церковь в селе Курлыч строилась на замену прежнего ветхого строения. Здание было возведено к ноябрю 1903 г. Интересно, что двухлетней истории строительства церкви предшествовала более чем двадцатилетняя история принятия решений о ее строительстве. 9 апреля 1883 г. Иркутская духовная консистория постановила: «... разрешить прихожанам Курлыченской Спасской церкви построить каменную трехпрестольную церковь, по прилагаемому плану, с соблюдением правил, наложенных в уставе духовной консистории». В документе отмечалось, что если прихожане захотят иметь в одном здании холодную и теплую церковь одновременно, и найдут нужным соединить их посредством открытой арки, то «они обязаны найти архитектора, который бы находился при устройстве оной». Распоряжением его преосвященства в трехпрестольной церкви Спаса Нерукотворного должны были быть возведены три придела: холодный во имя Спаса и два теплых во имя святых мучеников Флора и Лавра и во имя святой мученицы Параскевы Пятницы [3].

В 1885 г. местный священник села Курлыч, Петр Смирнов, докладывал в Иркутск, что строительство новой церкви еще не начато, поскольку прихожанами собрано мало средств. Только в июле 1887 г. была сделана заявка областному архитектору в Читинское духовное правление, и с резолюции его Высокопреосвященства пришло указание начать строить церковь по образцовому плану №14. По этому же типу К.В. Сухановым уже была возведена троицкая церковь в селе Бушулей, однако в Курлыченской церкви теплые приделы должны были быть меньшего размера. Наконец, в 1892 г. в Курлыч прибыл областной архитектор, академик архитектуры Иосиф Францевич Дзехцевич.

К этому времени прихожане собрали средства на строительство храма, заготовили булыжник для фундамента церкви и 200 тысяч штук кирпича. К несчастью, Дзехце-вич был не старым, но слабым здоровьем человеком, и однажды по дороге из поселка Курлыч в Читу скоропостижно скончался. Строительство церкви вновь затормозилось. 19 июля 1896 г. уже войсковое хозяйственное правление Забайкальского казачьего войска делает запрос в духовную консисторию по вопросу строительства каменной церкви в Курлыченской станице. В ноябре 1897 г. Петр Смирнов вновь пишет ходатайство в областное правление Забайкалья о назначении архитектора для составления проекта, сметы и разведки местности под постройку [там же].

Летом 1898 г. к проектированию приступил Г.Б. Шплет. В апреле 1899 г. была создана комиссия по строительству будущей церкви, во главе которой стоял священник Куэнгской церкви Забайкалья Иоанн Малышев. Церковь по планам должна была вместить 300 человек молящихся. В 1900 г. Г.Б. Шплет собрал в селе 40 рабочих для исследования грунтов, составил проект и смету расходов на строительство Курлычен-ского храма. Свой собственный труд Шплет оценил на 404 рубля 29 копеек.

18 июня 1901 г. в Курлыче состоялись торги на подряд по возведению храма. Торги выиграл китайский подданный Ван-Хоюан, запросив за работу сумму на 1929 рублей ниже сметной. Всего сметная стоимость строительных работ составляла 38500 рублей. Строительство церкви наконец сдвинулся с мертвой точки [Там же].

Для технического контроля над строительством «. с ответственностью за качество работ и точное выполнение проекта» комиссия заключила договор с Г.В. Никитиным.

Летом 1902 г. на стройку приехал с ревизией секретарь консистории П.П. Сигор-ский. В своем отчете после осмотра строительного объекта он написал: «По-моему, выбранное после долгих усилий место для храма прекрасно во всех отношениях. На небольшом углублении грунт представляет скалу, что составляет самое лучшее основание для фундамента. Самое место постройки находится на небольшой возвышенности, что придает будущему храму особенный эффект - с церковного холма будет открываться прекрасный вид вдаль, а у подножия его расположено обширное селение» [2, 3].

К осени 1902 г. была завершена кладка стен, и комиссия приступила к подготовке внутреннего убранства. Заказ на изготовление иконостаса взял на себя читинский мещанин Петр Якушев, а кованые решетки на окна и кресты выполнял Ф.Е. Бочаров, также выходец из Читы [2].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В феврале 1904 г. был готов иконостас, закончены резные, позолоченные и столярные работы. В конце сентября 1904 г. специальная выборная комиссия от прихожан станицы в составе фельдфебеля Семена Тонких, инородца Федора Малышева, урядника Митрофана Зимина и казака Ивана Вологдина признала, что строительство долгожданного храма завершено и он готов к открытию. В акте значилось: «храм построен согласно плана, сметы и контракта. за исключением неправильной постановки крестов, а именно: два больших креста покривились набок в правую сторону, от причины долговременного стояния без прикрепления цепями, что относим к вине подрядчика. Постановили: привлечь подрядчика к правильной постановке крестов, а впредь до исполнения - удержать из следующих к выдаче денег подрядчика 200 рублей. Что же касается прочности и правильности самого здания церкви, то мы на основании постановленных актов архитектора Никитина от 29 августа 1902 г. и 2 ноября 1903 г. признаем соответствующим. Иконостас поставлен подрядчиком Якушевым согласно заключенного им с комиссией контракта» [3].

В начале XX в. деревня Курлыч была большой казачьей станицей [6]. Еще в мае 1851 г. в Забайкалье было создано казачье войско для защиты границы с Китаем. Станица Курлыч стала центром двенадцати казачьих поселков. Четыре из них относятся к современному Сретенскому району, это Адом, Абрамовка, Мыгжа и Чикичей. Восемь поселков - из современного Чернышевского района: Алеур, Яковлево (Икшица), Николаевский (Укурей), Ново-Покровский (Гаур), Кожино (Утан), Поповский (Чер-нышевск), Васильевка (Нижняя Икшица) и сам Курлыч. Курлыченская станица после окончания строительства церкви сама стала называться Спасской. Спасский казачий центр процветал, имел добрую славу и был в почете более семидесяти лет [Там же]. У стен деревенской церкви по праздникам собирались при всем военном параде казаки, несшие ратную службу по береговой охране судоходной реки Шилки у границ старинного забайкальского города Сретенска. Ратные служивые строем проходили с казачьими маршевыми песнями по центральной улице, привлекая внимание станичной округи. У церкви при всем честном народе они торжественно принимали присягу. Нарядные казачки несли в церковь родившихся детей, чтобы их непременно окрестить, как полагалось по строгим правилам казачьих устоев. При Спасском храме была двухклассная школа для детей Курлыча и соседних сел, а учителями были священники [10].

Наступившая советская эпоха переменила всю жизнь церкви. В казачью станицу пришло распоряжение управы о разгроме Спасской церкви как «пережитка прошлой жизни» [8]. По сведениям старожил села, в том числе краеведа Б.А. Тюкавкина, в 1930 г. храм был разграблен, оклады икон разбиты. Огромные живописные иконы, величиной в человеческий рост, крушили и бросали в воды Курлыча, поскольку по религиозным законам зарывать церковное имущество в землю было большим грехом. Большой медный колокол, не проходивший ни в одно окно, вытащили, разбомбив межоконный пролет, и сбросили на землю, а после увезли в село Укурей Чернышевского района на переплавку. Ночью воры спилили с малых башенок церкви три золоченых креста.

Слева от западного входа церкви имелась в свое время каменная плита с надписью «Спас Нерукотворный». Вплоть до послевоенных лет эта историческая реликвия бесхозно валялась в конторе села, а затем и пропала куда-то за ненадобностью.

Заброшенную Спасскую церковь вместе с деревенским зернохранилищем сегодня окружает длинный неровный деревянный забор, но торжественность высоких сводов церкви заставляет почувствовать дыхание былых времен (рис. 1). На деревянных наличниках арочных проемов видна работа народных умельцев. Хорошо сохранились кованые решетки на окнах, в некоторых оконных проемах видны фрагменты старинного витража. В трех из всех окон вставлены современные блоки с потемневшими стеклами. Настенные росписи не сохранились, потолочный купол окрашен в темно-голубой тон. К входным дверям церкви ведут три широких и высоких лестничных марша.

Только осенью 2012 г. в селе Курлыч начались работы по восстановлению красивейшей белокаменной Спасской церкви (рис. 2-4). По предварительным данным, в августе 2013 г. на Яблоневый Спас, когда церкви исполнится 110 лет, должно состояться торжественное освящение и открытие обновленной православной церкви. И с того дня начнется новый отсчет времени Спасской казачьей станицы.

Рис. 1. Спасская церковь в селе Курлыч. Июнь 2012 г.

Рис. 2. Спасская церковь в селе Курлыч в процессе реставрации. Ноябрь 2012 г. Южный фасад

Рис. 3. Спасская церковь в селе Курлыч в процессе реставрации. Ноябрь 2012 г. Северный фасад

Рис. 4. Спасская церковь в селе Курлыч в процессе реставрации.

Ноябрь 2012 г. Интерьер

Литература

1. Алферина, М.И. Из истории строительства церкви в селе Кондуй / М.И. Алферина, С.Г. Васильев // Забайкалье: судьба провинции. Вып. 3. - Чита: Поиск, 2001. -С.27-33.

2. Архив Читинского областного управления МВД: Ф. 47, ф.19; Государственный архив Читинской области: Ф. 282. Оп. 1. Д. 46.

3. Архитектура Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вып. 1. Русские города на Дальнем Востоке: сборник научных статей / под редакцией Н.П. Крадина. - Хабаровск: Магеллан, 2002. - С. 232.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Балабанов, В. Строкой и памятью отмечено. / В. Балабанов. - Чита: Экспресс-издательство, 2007. - С. 237.

5. Ванькин, Е.В. 100 великих святынь православия / Е.В. Ванькин. - Москва: Вече, 2010. - С. 309.

6. История и география Чернышевского района. - Чита: Формат, 2003.

7. Крадин, Н.П. Русская архитектура Дальнего Востока XVII - начала ХХ в.: дис. в виде научного доклада ... д-ра архитектуры / Н.П. Крадин. - Москва, 2003. -С.37-42.

8. Крадин, Н.П. Спасская церковь Курлыч / Н.П. Крадин // Путь Ленина. - 1991. -Январь.

9. Немеров, В. Прогулки по старой Чите / В. Немеров. - Чита: Экспресс-издательство, 2010. - С. 291-292.

10. Судаков, Н.С. История села Адом / Н.С. Судаков, И.Ф. Вологдин // Сретенский район: история и современность. - Чита: Экспресс-издательство, 2010. - С. 167.

11. Чащин, А. Сретенск. Страницы прошлого. Казачество. Купечество. Военнопленные. Денежные знаки / А. Чащин. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - С. 18-19.